287 Об этом говорит сличение подписей под соборными актами с церковно-географическими и статистическими данными. Ср., например, подписи, под решениями IV вселенского собора епископов провинции Киликии 1-й с Handbuch kirchlichen Geographie und Statistik Wiltsch’a B. 1, s. 197 и далее. В данной провинции было 8 парикий (Wiltsch, В. 1, S. 199); на соборе подписываются 6 епископов из неё, причём за двух отсутствующих подписываются два из присутствующих. 288 См. подписи, например, под решениями II (Деян., т. 1, 272–281) и IV (Деян., т. IV, 392) вселенских соборов cp.Wiltsch, В. 1, s. 56–240. 290 Schulte замечает, что когда папскими легатами бывают епископы, то они в то же время – легаты и римского собора. Die Stellung Concilien und Päpste und Bischofen.., s. 66. 295 Как думает, например, проф. Барсов. См. его статьи «О вселенских соборах». Христ. Чт. за 1869 г., ч. 2, стр. 404. 306 В управлении: ап. пр.: 14, 34, 35, 37, 38, 39; 1 вс.: 4, 5, 6; II: 2, 3; IV: 13, 19, 28; VI: 8, 36; VII: 3, 6 и др.; в суде: ап. пр: 32, 37, 74; 1 вс. 5; II: 2, 6; III: 1, 8; IV: 9, 17; VI, 25 и др.; в законодательной области: ап. пр: 34, 37; II, 2; IV: 1, 13, 19; VI: 2, 36, 38; VII, 1 и др. 307 Ср с сл. о.о. того же собора. Они говорят: «против канонов никакой прагматический (устав) не будет иметь силы; пусть каноны отцов преобладают». Деян., т. IV, 84. 309 См. Заозерский. О церковной власти, стр. 256; Курганов. Отношения между церковной и гражд. властью.., стр. 61. 323 См. стр. 64–65 (абзац начало: «С другой стороны, деяния вселенских соборов и история...». Корр.). Ещё: «Внутреннее смятение в Церкви Божией, по нашему мнению, – писал император Константин В., – страшнее и тягостнее всякой войны и битвы». (Деян., т. 1. стр. 88). Ср. Деян., т 1, 481, 486. 337 Курганов. Отнош. между ц. и гражд. вл. в виз. им., стр. 642, 646. Заозерский, о церковн. вл., стр. 296–298. 338 Hergenröther. Photius Patriarch von Constant. Regensburg. 1867. В. 1, S. 232–234. Заозерский. Цитир. соч., 307–309. 343 Janus. Der Papst und das Concil. Leipzig. 1869., S. 134–135. Беляев, Догмат папской непогреш., стр. 49–50.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Итак, в отношении к учению о церкви должно сказать, что идея церкви в догматическом и каноническом веросознании апокрифиста стоит в тени и не сознана на столько, чтобы служить одним из главных орудий против иномыслия и внецерковного суемудрия лжеучителей. 13) Из новозаветных писаний в апокрифе вообще —152— предполагаются: а) евангелие или евангелия, послания Апостола «Павла и другие Апостолы» (ср. III, 36. 4 и 1:4). В частности: а) евангелия Луки и Матфея (III. 3, 5–6 ср. Лк.1:25 и дал. и Мф.1:18–20, 21 , – III, 29–30 ср. Мф.2:39–41 , – 16:4 и Лк.11:29–32 , – III, 38 ср. Мф 3:7 и парал. γαπητο в нек. Арм. Мф.3:17 и пар. 2Пет.1:17 ), – Иоанна (III, 32 по Ефр. и Арм. ср. Ин.6:53–59, 63 и 1Ин.5:6–8 , – III, 24 ср. Ин. 5:29 , μονογενος? по нек. Арм. ср. Ин.1:14, 18 , – 3:16, 18, – 1Ин.4:9 ), – Деяния (II, 1–2 по Ефр. и Арм. предполагает Деян.16:12 и дал. ср. 18:5 и 20:1–6, – и имя Симона в 1:1 ср. Деян. 8:9 дал.), – послания Ап. Павла: к Римлянам (III, 5 ср. Рим. 1:3 ), Коринфянам 1-е и 2-е (III, 24–28 ср. 1Кор. 15 главу, – самая мысль о составлении третьего и подложного послания Апостола к Коринфянам, как и Коринфян к Апостолу, могла возникнуть из 1Кор.7:1 и Кор. 5:9, причем Македонский город Филиппы избран в виду того, что по 2Кор.7:5–9, 5 и канонические послания к Коринфянам Апостол писал из Македонии, причем город Филиппы мог быть избран в виду Деян.16:12 и сл. и 1Фес.2:3 ), – Галатам (III, 2 ср. Гал.1:6 , – III, 4 ср. Гал.6:17 ), – Ефесянам (III, 1 ср. Еф.1:1 , – Филим. 1 и 2, – III, 37 ср. Еф.2:12 ), – Филиппийцам (II, 3 по тексту св. Ефрема и Армянскому, ср. Флп.1:23 и 2:27, – III, 34–35 ср. Флп.3:8:11 ), – Фессалоникийцам (II, 1 ср. 1Фес.2:3 , – III, 33 ср. 1Фес. 1:16 , – III, 24, 36–37 ср. 2Фес.1:5 дал.); – Колоссянам (1:15 и III, 19 ср. Кол. 2:18 ), Тимофею (III, 5, 13–16 ср. 1Тим.1:16 и 2:5, 6 – III, 36 ср. 1Тим.1:20 и 2Тим.2:17 , – III, 11 ср. 2Тим.2:26 , – III, 5. 34. 35 ср. 2Тим.2:8–9 , πρωτοτκου в нек. Арм. Рим. 8:29 , – Кол.1:15, 18 , – Евр.1:5 и Апок.1:5 ) и др. см. в примечаниях к тексту апокрифа. 1656

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

и Матф. 1, 18–20. 21 , – III, 29–30 ср. Матф. 12, 39–41 ,–16, 4 и Лук. 11, 29– 32 ,-III, 38 ср. Матф. 3, 7 и парал. αγαπητο в нек. Арм. Матф. 3, 17 и пар. 2Петр. 1, 17 ), – Иоанна (III, 32 по Ефр. и Арм. ср. Иоан. 6, 53 – 59. 63 и 1 Иоан, 6–8, – III, 24 ср. Иоан. 5, 29 , μονογενο ς? по нек. Арм. ср. Иоан. 1, 14. 18 ,–3, 16. 18,– 1Иоан. 4, 9 ), – Деяния (II, 1–2 по Ефр. и Арм. предполагает Деян. 16, 12 и дал. ср. 18, 5 и 20, 1–6, – и имя Симона в 1, 1 ср. Деян. 8, 9 дал.), – послания Ап. Павла: к Римлянам (III, 5 ср. Римл. 1, 3 ), Коринфянам 1-е и 2-е (III, 24–28 ср. 1Кор. 15 главу, – самая мысль о составлении третьего и подложного послания Апостола к Коринфянам, как и Коринфян к Апостолу, могла возникнуть из 1Кор. 7, 1 и Кор. 5, 9, причем Македонский город Филиппы избран в виду того, что по 2Кор. 7, 5–9, 5 и каноническия послания к Коринфянам Апостол писал из Македонии, причем город Филиппы мог быть избран в виду Деян. 16, 12  и сл. и 1 Фессал. 2, 3), – Галатам (III, 2 ср. Гал. 1, 6 ,-III, 4 ср. Гал. 6, 17 ), – Ефесянам (III, 1 ср. Ефес. 1, 1 ,– Филим. 1 и 2,-III, 37 ср. Еф. 2, 12 ), – Филиппийцам (II, 3 по тексту св. Ефрема и Армянскому, ср. Филипп. 1, 23 и 2, 27, – III, 34 – 35 ср. Филипп. 3, 8. 11), – Фессалоникийцам (II, 1 ср. 1 Фессал. 2, 3, – III, 33 ср. 1 Фессал. 1, 16, -III, 24. 36–37 ср. 2 Фессал. 1, 5 дал.), – Колоссянам (1, 15 и III, 19 ср. Колосс. 2, 18), Тимофею (III, 5. 13–16 ср. 1Тим. 1, 16 и 2, 5. 5 – III, 36 ср. 1Тим. 1, 20 и 2Тим. 2, 17 , – III, 11 ср. 2Тим. 2, 26 , – III, 5. 34. 35 ср. 2Тим. 2, 8–9 , πρωτοτκου в нек. Арм. Римл. 8, 29 , – Кол. 1, 15. 18 ,– Евр. 1, 5 и Апок. 1, 5 ) и др. см. в примечаниях к тексту апокрифа 157 . 15)  Апокрифист выдает свой подлог: а) вышеуказанными буквальными заимствованиями из Новозаветных Писаний, – б) неестественным в устах Коринфян апостольского века „город Коринфян“, в тексте св. Ефрема и Армянском, вместо исправленного и более естественного „ церковь “ Латинского текста. Поэтому нельзя признать основательным, хотя на поверхностный взгляд и естественное, предположение, что в апокрифе этом мы имеем одно из тех подложных посланий Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Л. 4. Дорофея Тирского, сты семидес т аплъ . ( 35 л. 164 об.). Статья на конце сокращена. На об. перечень книг, содержащихся в Апостоле, и известное сказание о его оглавлении Исаиею мнихом в 6091 году. Л. 7. аплъски. См. в полн. сп. 1 л. 784. Статья некончена, и следующие два листа оставлены белыми. Л. 10. Предословие светыхъ апостолъ. Нач. Велики лка антихиски в лекаскихъ накахъ докто прнавчоны. Взято из Апостола, изданного в. 1325 г. Скориною. (Опыт библиографии Сопикова Т. 1. 72). С л. 11 об. Толкование на Деяния Апостольские, тоже самое, какое находится и в ркп. 96 и в том же переводе, с некоторыми только по местам дополнениями. Напр. в самом начале л. 11 об. прибавлено замечание иполитово и евсеви памъилескаго, о Феофиле: си ефи ле евагелист бысть чнкъ. – л. 14. замечание на Деян. 1:12 . Исихиево и Оригеново о пути субботнем (сл. полн. сп. 1 л. 780); – л. 34 об. на 6:5–7. о служении диаконов, силои з мы (Нила Кавасилы?): мы апостоском речению мъ слагающе, бртохо ко слово апостоское не иже в таинствахъ слжащи мже б..; л. 45. на 8:26–39 толк. инаго. Другие объяснения прибавлены на поле: л. 15. на 18, 19: едори. ка з чесо ра покланес на восто ; л. 19 об. на Деян. 2:16–21 . толк. инаго; л. 52 на 10:35. замечание довольно обширное, взятое из какого-то учёного толкования. Замечания о значении имени: Ареопаг, и о праве Римского гражданства, помещённые в 96 на конце толкования, положены здесь на своих местах, первое в тексте, второе на поле. С 13:3 до 15:35., как и в 96, толкования нет; но здесь помещён текст Апостольский, который там опущен. От 17:19. до 28:10. также написан только текст, с немногими замечаниями на поле, именно на стихи 18:28; 19:9, 12, 35., теми же самыми, какие и в 99-м, только в другом переводе, а на 21:26. л. 67 об. то. милони пре з витера , коего нет в 99-м. Здесь объясняется, будто острижение власов по обету у Евреев означало отречение от мирского жития. У древних Греческих толкователей, приводимых в своде (catena), такого объяснения нет. Не разумеется ли здесь Латинский толковник которого толкование на книгу Деяний издано в 1681 г.?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

258. Карфаг. Сб. Пр. 24 (33) (=Иппон. Сб. 393 г. Пр. 36.). 259.  Gelasius, Decret, ( Migne, Patrol. s. 1. t. 59. 260.  Августин. De gestis cum Emerito. Bingham, Orig. XIV, 90. 261. Апостольские Постановления II, 57. VIII, 5. 262. См. выше, стр. 88–89 и 161–163. 263.  Иоанн Златоуст. На 2 Сол. бес. 3. 264.  Иоанн Златоуст. Бес. 3 О непостижимом. 265. Карф. Соб. 399 г. Пр. 24. 266.  Caesar, Arel. Hom. 12. ( Migne, Patrol. s. 1. 67), Cyprianus Cassinens, De vita Caesar. 267.  Созомен. Церк. ист. VII, 17. 268.  Васил. В. Бес. на шестодн. 2. ср. 7 и 9. 269.  Сократ. Церк. ист. V, 22. 270.  Иоанн Златоуст. На Быт. бес. 4. 271.  Августин. На пс. 88, сл. 2. 272. Апостольские Постановления II, 57, см. ниже «Проповедовавшие лица». 273. См. выше, стр. 54, 63 и 86. 274.  Амвросий. Об обяз. свящ. I. 275.  Иоанн Златоуст. На Тим. бес. 57. 276. Апостольские Постановления II, 57. 277. Паломн. § 25. 278.  Иоанн Златоуст. О словах Исаии бес. 2 и 3. Палладий еп. Еленопол. (V b.) Разговор о жизни Златоуста § 5. 279.  Possidius (V b.). Vita August. Август. На пс. 94 и 95. 280.  Иероним. Пис. 2 к Непот.; ср. пис. 61 к Памм. 281.  Кипр. Письм. 2 к Март. и испов. 282.  Gregorii M. Praefatio ad XL hom. in evang. Joannis diac. Vita Greg. M. II. 18. 283. См. выше стр. 173. 284.  Евсевий. Церк ист. IV, 19. В «Жизни Константина» Евсевий говорит, что этот император часто говорит речи по религиозным вопросам пред множеством народа (IV, 29–34). 285.  Лев I п. Пис. 70 (72) и 71 (73). 286. Карф. Соб. 399 г., пр. 98. 287. 1 Кор. 14. 34–35. 1 Тим. 2. 11, 1. 12. 288. Карф. Соб. 399 г., пр. 99. 289.  Иероним. На Римл. 14, 1. 290.  Епифаний Кипр. Якорь 49. Августин. Против ерес. 27. 291.  Епифаний Кипр. Якорь 78, 79. Firmilianus Ep. 75 ad. Cyprian. 292.  Иоанн Златоуст. На Деян. Бес. 19. 293.  Августин. О науке христ. IV, 15. Иоанн Златоуст. О непостижим. бес. 3. 294.  Оптат Милев. Прот. донатистов 3 (7). 295.  Иоанн Златоуст. На Колос. бес. 2, на 1 Кор. 36 и др. 296. Апостольские Постановления VIII, 5. 297.  Иоанн Златоуст. Бес. к Ант нар 4, 11. 12, 13. 20. Бес. по возвращ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Лк.24:44 . речé же им: сия сýть словесá, яже глагóлах к вáм ещé сый с вáми, яко подобáет скончáтися всем написанным в закóне Моисéове и прорóцех и псалмех о мне. (И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.) Сия суть словеса и пр. Явившись Апостолам и уверив их в том, что Он Сам, воскресший из мертвых, а не дух, или тень, Господь Иисус Христос начал говорить им как бы так: «вот теперь вы видели и видите на самом деле исполнение того, о чем Я говорил (яже глаголах) вам прежде, еще до Моих страданий и смерти, когда Я еще был (сый) с вами неразлучно, а не так, как теперь – являясь только по временам.» Здесь Господь указывает на Свои собственные предсказания о Своих страданиях, смерти и воскресении во исполнение предречений древних пророков, о чем Он нередко говорил им (68, 34 и в др. мест.). В законе Моисеове и пророцех и псалмех о Мне. У евреев Свящ. книги разделялись на 3 разряда: 1-й, называемый Законом, это – 5 книг их законодателя Моисея; 2-й, называемый Проками, это – почти все прочие книги, кроме псалтири; и 3-й, псалмы (псалтирь), царепророка Давида так как в них весьма много пророчеств о Иисусе Христе. Так Господь Сам сказал, что весь Ветхий Завет наполнен пророчествами о Нем. Лк.24:45 . Тогдá отвéрзе им ýм разумети писáния (Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.) Прежде, когда говорил Господь Апостолам на основании ветхозаветных Писаний о Своих страданиях, смерти и воскресении, они не понимали Его (сл. 18:34 и др. мест.), – не понимали этих Писаний, теперь же Он озарил их ум к сему уразумению. А затем, когда Господь в продолжении 40 дней, до Своего вознесения на небо, являлся Апостолам и учил их истинам царствия Божия ( Деян.1:3 ); то, несомненно, что Он помогал этому разумению и Своим собственным разъяснением и наставлением. И теперь во время этого же самого явления, еще Он указывает им, что так было написано – предсказано заранее, и что так Ему надлежало пострадать и проч. (ст. 46).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

404 Особенно замечателен символ, изображающий Спасителя в виде рыбы или греческого названия её χϑς; он заключает в себе целое исповедание. Составлен он из первых букв слов: Ιησος, Χριστς, Θεо Υς, Σωτρ. 406 Именно у апологетов II в. и следовавших за ними писателей: Иустина муч. –преимущественно в апологии и Разг. с Трифон. (с 48 гл.), у неизв. автора посл. „К Диогнету“ 7–9 гл; Авинагора – Прош. о христ. 10. 12; Феофила – к Автол. II, 15. 22; Ирин – Пр. ерес. I кн., IX, 2; X; III кн. VI. IX. X. XVI. XIX; IV кн. VI. VII. X. XX; V кн. XVII, XVIII и др.; Климента ал.–Стром. VII, 2; Увещ. язычн. 1 гл.; Тертуллиана – Пр. Праксея; Аполог. XXI; О давности, прот. ерет. XIII и др.; Киприана карф. Свид. пр. иудеев 2 кн.; Ипполита – Прот. ер. Ноета; Оригена (см. о его уч. у проф. Болотова и у еп. Сильвестра; Дионисия алекс. – см. у св. Афанасия в Посл. о опред. ник. собора и о мнен. Дионисия (сн. выше, стр. 303 примеч.); Григория неокес. – в симв. в.; Мефодия патарск. († ок. 310 г.) – Сл. о Симеоне и Анне, (3. 4. 6. 8. 13. 14) и в нед. Ваий, 5 (в рус. пер. его твор. изд. под ред. проф. Е. Ловягина . Спб. 1877 г.). Отдельные изречения о божестве Сына Божия названных учителей во множестве приведены в Догм. Бог. пр. Макария, § 34. 407 Посл. к Александру, еп. конст. См. в Деян. всел. соб. Каз. 1859. I т. 56–57 стр. О том же свидетельствует и Афанасий В. в „Посл. о опред. ник. соб.“ 27. Иногда, впрочем, ариане ссылались и на писателей предшествовавшего времени, но указывали очень немногих, а главное, пытались обращать в свою пользу не общее учение того или другого писателя, а только некоторые отдельные и частные выражения, истолковывая их произвольно. См. Василия В. Прот. Евномия. I кн. (III ч. 12 стр. и след.). 409 Иудею Трифону, выведенному в известном соч. Иустина, кажется „невероятным и невозможным“, чтобы Бог соделался человеком (68 гл.). Значительная часть рассуждения св. Иустина и посвящена опровержению именно этого мнения. 410 Св. Григорий Богослов , касаясь этого предмета в слове о Св. Духе (о богосл. 5), между прочим говорит: „ветхий завет возвещал об Отце ясно, а о Сыне не так ясно; новый – открыл Сына, на божество Св. Духа только указал. Теперь (т. е. со дня Пятидесятницы) Дух живет с нами, сообщая нам яснейшее познание о Себе“. Это зависело, по мнению св. отца, от того, что „не безопасно было, прежде чем исповедано было божество Отца, ясно проповедывать о Сыне, и, прежде нежели признан Сын, – выражусь смело – обременять нас проповедью о Духе Святом и подвергать опасности утратить последние силы... Надлежало же, чтобы троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями“ (III ч. 126 стр. в р. п.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

  2. Бесконечная благость или любовь Божия к тварям. — Это свойство или совершенство Божие состоит в том, что Бог дарует тварям Своим столько благ и совершенств, сколько нужно для их блаженства и сколько каждая из них может принять по своей природе и состоянию. Благость, по учению откровения, составляет как бы самую сущность Божию. «Если бы у нас, — говорит Григорий Богослов, — кто спросил: что мы чествуем и чему поклоняемся? — ответ готов: мы чтим любовь. Ибо, по изречению Св. Духа (1 Ин 14, 8, 16), Бог наш люб ы есть» (Сл. 23). Эта-то неизреченная любовь или благость побудила Бога создать мир с разумно нравственными существами, способными любить Его и находить в Нем для себя блаженство (Еф 1, 5, 9; Ин 14, 23; Мф 25, 34). Все промыслительные действия Бога в мире суть проявлении Его благости. Вси путие Господни милость (Пс 24, 10). Благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех д е лех Его (Пс 144, 9). Как бы ни была мала и ничтожна тварь, благость Божия не только не гнушается ею, но с любовью заботится ο ее жизни и нуждах. He две ли птицы (воробья) ценятся единым ассарием, — говорит Господь, — и ни едина от них падает на земли, без Отца вашего (Мф 10, 29; сн. Прем 11, 25–27). В особенности Свою благость Бог явил и являет в отношении к человеку. В Ветхом Завете Бог, обращаясь к Израилю, говорит: еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? Аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе (Ис 49, 15). а в Новом Завете Спаситель говорит: отца не зовите себе на земли: един бо есть Отец ваш, Иже на небесех (Мф 23, 9). Он отечески внемлет всем нашим молитвам (Мф 7, 9–11), печется ο всех наших нуждах, не исключая и худых из нас, яко солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и неправедныя (Мф 5, 45; сн. Деян 17, 25), и вообще ниспосылает всяко даяние благо и всяк дар совершен (Иак 1, 17). Самым же высшим проявлением и свидетельством бесконечной благости Божией к нам слово Божие представляет совершенное единородным Сыном Божиим дело нашего искупления: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный (Ин 3, 16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Там же, ст.15. 105 2Кор.6,14. 106 Joann. Damasc. P.G. t. 36, c. 252. 107 Dionys. P.G. t. 3, c. 641. 108 P.G. t. 36, col. 252. 109 P.G. t. 91, col. 136. 110 Здесь непереводимая игра слов. Св. Марк называет Акт Унии не « оρоς», а «оρρоς» — что обозначает «хвост», на основании чего строит свою шутку, говоря: «Ибо достоит таким наименованием почтить их оρρоς, ибо и составили они его, поджав хвосты». 111 Just. Mart. P.G. t. 6, col. 1224. 112 P.G. t. 94, col. 824. 113 2Кор.11,13–4. 114 Рим.16,18 и 2 Тим.2,19. 115 Фил.3,2. 116 Гал.1,8. 117 2Ин.10,11. 118 In Apophthegmatis Patrum in «Macario» n. 38. P. G. t. 34. col. 257, et in Vitus Patrum lib. III. cap. 172 et lib. VI, libell. 3, 16. P. L. t. 73 c. 797 et 1013. 119 Dionys. De Eccles. hierarch. c. VII, 7 P. G. t. 3, c. 561. 120 P. G. t. 88 c. 1652–57. 121 Gregor. Naz. Orat. 16 n. 9. P. G. t. 35 col. 945. 122 Октоих, субботний канон об усопших, гл. 8, песнь 6, Слава:. 123 Триодь Постная. Суббота мясопустная, канон, п. 1; или в Триоди Цветной, суббота перед Пятидесятницей. 124 Там же. 125 Молитва после освящения Св. Даров. 126 Dionys. Areopag. op. et loc. cit. см. примеч. 28. 127 2Мак.12,46. 128 Мф.12,32 и парал. 129 1Кор.11–15. 130 Мф.25,46. 131 Ин.5,29. 132 Пс.49,4. 133 Пс.98,3. 134 Дан.7,10. 135 Chrysost. hom. IX in Epist. I ad Cor. P. G. t. 61. c. 75–82. 136 Basil. Magn. hom. in Psalmum 28 P. G. t. 29. c. 297. 137 Augustin. De Civit. Dei 1. XXI. c. 26. n. 4. P. L. t. 41 c. 745. 138 I Kop. 3, 15. 139 Aug. De Civit. Dei 1. XXI c. 13. P. L. t. 41 c. 728. 140 Gregor. Naz. Orat. 39. n. 19. p. G. t. 36 c. 357. 141 Gregor. Magn. Dialog. lib. IV. cc. 40 tc 55. 142 Ibid. cap. 39. P. L. t. 77 c. 396. 143 Gregor. Naz. Orat. 40, 36. P. G. t. 36 c. 412. 144 Пс.6,7. 145 Пс.37,6–7. 146 Gregor. Naz. Orat. 45 n. 11. P. G. t. 36 c. 637. 147 Orat. cit. n. 46. P. G. t. 36 c. 645. 148 Orat 16, n. 7. P. G. t. 35 c. 944. 149 Лук.16,20 сл. 150 1Пет.3,19. 151 Joan. Clim. Scala Paradisi grad. IV. P. G. t. 88 c. 780. 152 Деян.15,5–6 153 Пс.87,7 154

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Сл. 39, 1, 1–12; 3, 3–4, 14; SC 358, 150–154=1.532–534. 628 Мр. 1:10. 629 Сл. 39, 14, 1–13; 15, 1–3; 16, 1–4; SC 358, 178–184=1.539–541. 630 Ср. 1 Кор. 10:2. 631 Сл. 39, 17, 1–26; 186–188=1.541–542. 632 Карфагенский диакон Новат, отлученный от Церкви в 251 г., вместе с римским пресвитером Новацианом отвергал возможность прощения виновных в отступничестве, блуде и убийстве. 633 Сл. 39, 19, 9; 192=1.543. 634 Сл. 39, 19, 18–23; 194=1.543. 635 Ср. Ис. 1:16–18. 636 Сл. 39, 20, 1–9; SC 358, 194=1.543–544. 637 Это учение пришло в Восточную Церковь из латинской схоластики и начало входить в обиход не ранее XIII в. См. Meyendorff. Byzantine Theology, 191–192. 638 Ср. Bernardi. Predication, 215–216. 639 1 Пет. 3:21. 640 Сл. 40, 3, 4–4, 9; SC 358, 200–202=1.545. 641 Сл. 40, 8, 1–29; 212–214=1.547–548. 642 Сл. 40, 10, 34–36=1.549. 643 Сл. 40, 11–13; 218–226=1.550–551. 644 Сл. 40, 14, 10–21; 226=1.552. 645 Мф. 20:1–15. 646 Сл. 40, 20, 4–20; 240–242=1.555–556. 647 Сл. 40, 23, 17–21; 248=1.558. Григорий, таким образом, не согласился бы с мнением о том, что все некрещеные по необходимости попадают в ад. В сочинении Григория Нисского " " О младенцах, преждевременно похищаемых смертью " " содержится сходная точка зрения на посмертную участь некрещеных младенцев. 648 Сл. 40, 4, 13–26, 17; 250–256=1.558–560. 649 Т. е. рождает к новой жизни. 650 Фил. 2:7. 651 Сл. 40, 26, 22–27, 6; 258=1.560–561. 652 Сл. 40, 17, 15–16; 232=1.554. 653 Сл. 40, 28, 4–21; 262–264=1.562. 654 Сл. 40, 38, 1–3; 284=1.569. 655 Сл. 40, 38, 3–40, 26; 284–292=1.569–570. 656 Ср. Мф.15:22. 657 Ср. Лк. 13:11. 658 Ср. Ин. 5:7. 659 Ин. 11:43. 660 Aphtistos — непросвещен. 661 Ср. Пс. 12:4. 662 Ср. Пс. 35:10. 663 Сл. 40, 33, 1–34, 23; 272–276=1.565–566. 664 Т. е. таинственный прообраз. 665 Сл. 40, 46, 1–7; 308=1.574. Ср. Мф. 25:1–13. 666 Сл. 45, 30; PG 36, 664=1.680. 667 " Вчера " " , т. е. в ночь с субботы на воскресение. Проповедь Григория, очевидно, предназначалась для произнесения за Литургией в самый день Пасхи. 668 Сл. 45, 2; PG 36, 624–625=1.662. 669

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010