Можно также видеть указание на будущее распространение Христовой Церкви по всему миру и в различных наименованиях и образах, под какими она представляется в учении Иисуса Христа и Апостолов, когда напр. она сравнивается с ветвистым древом, которое больше всех произрастений ( Мф.13:32 ), или с закваской, заквашивающею все смешение ( Мф.13:33 ) и под.; также когда называется царством небесным ( Мф.13:24. 47 ), великим домом ( 2Тим.2:20 ), полнотою ( Еф.1:23 ), единением всего ( Еф.2:12 . Слд 3:6. Кол.1:19 . слд.), а Апостолы, как вселенские учители, солью земли ( Мф.5:13 ), и светом мира ( Мф.5:14 .). Распространение Христовой Церкви по всему миру предзнаменовано было дарованием Апостолам разных языков ( Деян.2:2 . слд.) 311 , откровением Ап. Петру плащаницы, наполненной разными нечистыми животными, которые повелевалось ему есть ( Деян.10:10 ) слд. 312 . в) Сие свойство Церкви многократно и в различных видах предрекаемо было в Ветхом Завете, так напр. в обетовании о распространении благословенного потомства Авраамова по всем странам мира и о благословении, чрез одного из потомков его, всех народов ( Быт.22:17. 28:14 ); также в пророчествах о величии царства Мессии, объемлющего все народи и распространяющегося до пределов мира ( Быт.26:4. 49:10 . Втор.32:43 . (Сл. Рим.15:10 ) Пс.2:7–8. 71:8–11. 109:6 . Ис.2:2–3. 9:6–7. 11:10. 42:4. 6–7. 49:6. 55:4–5 . (сл. Деян.13:34 ); 60:1. слд. Мих.4:1 . слд. 5:3. Ам.9:12 . Зах.9:10 . Мал.1:11 . Дан.7:27 ). г) Отцы Церкви часто упоминают о распространении Христовой Церкви по всей вселенной. Св. Ириней, приступая к изложению Веры, говорит: Церковь , по всей вселенной до пределов земли рассеянная, приняла от Апостолов и их учеников сию Веру 313 . Св. Киприан: « Церковь Господня, изобилуя светом, по всему миру распространяет свои лучи. Но один свет, который везде разливается, и единство тела не терпит разделения» 314 . Кирилл Иерусалимский : «( Церковь ) называется вселенскою (Καθολικ), потому что она находится по всей вселенной, от пределов земли до пределов» 315 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

19 Ин 1, 32—34. 20 Мк 1, 12—13; Лк 4, 1—13; ср. Мф 4, 1—11. 21 Ин 1, 29 сл. Из общего контекста Ин явствует, что это свидетельство Предтечи было произнесено перед уходом Иисуса в Галилею и, следовательно, уже после пребывания Его в пустыне. Фактически IV Евангелие начинает рассказ с событий, происходивших после крещения Христова и Его искушения от дьявола. 22 Ин 1, 35 сл.   Глава четвертая 1 Мф 3, 2; ср. Мф 4,17; Ин 3, 26. 2 Мф 14, 23; Мк 1, 35; Лк 5, 16. 3 Мк 4, 38; Ин 4, 6. 4 2 Кор 5, 16. 5 См.: Ремезов А. Жизнь Христа в трактации современного русского художника. Серг.Посад, 1915. 6 Лк 7, 34. 7  Эккерман И. Разговоры с Гете. Пер. с нем. М., 1934, с.847. 8 Мф 5, 15. 9 См., напр., пасха, маммона, эпфатах (эффафа), талита кум (талифа куми), Авва, корван, бар, рака. Предсмертный вопль Христа есть арамейский вариант строки из Пс 21. Необходимость учить вере на арамейском языке была осознана уже книжниками, которые создавали арамейские переводы Библии (таргумы). О Гиллеле сказано, что он «изъясняет на языке простого народа» (Талмуд, Баба Меция, 104а). Впрочем, все это не означает, что древнееврейский был забыт. Его учили все, кто получал образование и читал Библию. На нем продолжали писать книги и слагать молитвы. 10  Флавий И. Иудейская война, III,10. 11 Ин 2, 1. Из Каны Мария последовала за Сыном в Капернаум (Ин 2, 12), но, вероятно, оставалась там недолго. В последний раз перед долгой разлукой Она видела Иисуса, скорее всего, в Кане (Ин 4, 46). Ее не было среди женщин, сопровождавших Христа во время Его проповеди. 12 Ин 2, 1—11. 13 Ин 10, 10. 14 См.: Мф 20, 20; Лк 8, 3; Мк 14, 5; 15, 40, 41. О зажиточности семьи Иоанна, мать которого помогала общине, говорит хотя бы тот факт, что Зеведей (Забдий, или Заведей) имел наемных работников (Мк 1, 20). Есть все основания полагать, что общность имущества первой Церкви в Иерусалиме (Деян 2, 44—45) была установлена по образцу апостольского братства. Название «назореи» (евр.ноцрим) как обозначение христиан впервые появляется в Деян 24, 5. Свое происхождение оно, вероятно, ведет от слова Ханоцри (Назарянин). Замечание Мф 2, 23 объясняется, быть может, созвучием слов Ханоцри и Нецер (Отрасль); ср.Ис 11, 1.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

община была исключена епископом из участия в заведовании этим имуществом и тем самым церковное имущество превратилось из собственности корпорации (общины) в собственность учреждения. 155 Ср. и «принесение даров» (prospherein ta dora, позже offerre), т. е. принесение жертвы молитвой и дарами при евхаристическом торжестве (1 Клим. 44:4), «принесение начатков» у Иринея (IV, 18, 4 (прим. 146)), «принесение даров Господу Богу» (Постан. апостольские. II, гл. 25 (прим. 146)). 156 Деян.5:3–4: «солгать Духу Святому... ты солгал не человекам, но Богу»-, 5:9: «что это согласились вы искусить Духа Господня». Принеся только часть вырученной ценности, как если бы это была вся ценность, Анания и Сапфира солгали не человеку, но Богу». Принесение даров любви есть принесение не общине и не апостолам, но Богу. 158 Учение 12-и апостолов: начатки должно приносить в дар пророкам, «потому что они ваши первосвященники». Постан. апостольские. II, гл. 27: «приносить епископу как первосвященнику»; гл. 34: «давая ему (епископу) как священнику Божию»; гл. 35: «У него (епископа) есть свой требователь отчета, Господь Бог , вручивший ему такое домостроительство и Удостоивший его такого места в священстве». 160 Деян. 6:1 сл. Избранные для «попечения о столах» (распределения даров) должны быть «исполнены Св. Духа и премудрости». В числе их находятся Стефан, «исполненный веры и Св. Духа», и выступающий позднее в качестве евангелиста Филипп (ср.: Деян. 8:5 сл. 40: 21:8). Ясно, что под полнотой духа и мудрости подразумевается дар возвещения слова, имеющий, как уже было раньше замечено, практическое значение и для раздачи даров. Прежде всего дар возвещения слова показывает своего носителя как человека, избранного Богом на то, чтобы действовать вместо Него. – Из вышесказанного следует само собой, как мало имеет оправданий распространенное воззрение, согласно которому поставлением «семи» положено начало образованию в Иерусалиме организованной общины, или создана должность диаконов (таково господствующее мнение c III в., ср.: Киприан.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Новый Завет НЗ переносит наименование Κριος на Иисуса Христа. Объяснить это перенесение – значит дать определение христианской веры. Вера первоначальной Церкви. – Пользуясь выражением, содержащимся в Пс. 109:1, Христос хотел показать, что, будучи Сыном Давидовым, Он вместе с тем выше Давида и был прежде него ( Мф. 22:43 слл; ср Лк. 1:43; 2:11 ). Основываясь на том же псалме, первоначальная Церковь в своей проповеди утверждает господство Христа, уже явленное Его Воскресением ( Деян. 2:34 слл.). В молитвах она долгое время сохраняет первоначальный арамейский призыв. «Марана Фа» – «Господи наш, гряди!» ( 1Кор. 16:22 ; Откр. 22:20 ). Свет Пасхи, размышление над Писанием – вот источник первого христианского исповедания. «Иисус – господь» ( Рим. 10:9 ; 1Кор. 12:3 : Кол. 2:6 ). Он достоин быть именован самыми великими именами, как «Марана» и Κριος, будучи Мессией, утвержденным на небесном престоле, открывающим Свое царство дарованием Духа ( Деян. 2:33 ) и всегда присутствующим в евхаристическом собрании в Своей Церкви до времени суда (10:42). Эта верховная власть Христа, подчеркиваемая наименованием Κριος, является верховной властью Самого Бога, так что на «Господа всех» (10:36) переносят наименования, раньше дававшиеся только Ягве, как, например, призывание Имени (2:20 сл.) и другие формы поклонения ( Флп. 2:10 = Ис. 45:23 ; Ин. 9:38 ; Откр. 15:4 ). 2. Павел переносит в Коринф Марана Фа палестинских христиан, показывая этим, что представление об Иисусе как о Господе он взял от палестинского христианства, а не от эллинизма, называвшего так богов и императора (ср. Деян. 25:26 ). Как и Петр. в своей проповеди, Павел основывается на Пс 109 ( 1Кор. 15:25 ; Кол. 3:1 ; Еф. 1:20 ) и вкладывает в слово Κριος двойной смысл, царственный и божественный. Как Царь, Христос–господь всех людей ( Рим. 14:9 ), в том числе и всех Своих врагов, а также Властей ( Кол. 2:10, 15 ) и смерти ( 1Кор. 15:24 слл, 57; ср 1Петр. 3:22 ), и человеческих владык, представляющих единого истинного Владыку перед Своими рабами ( Кол. 3:22 – 4:1 ; Еф. 6:5 – 9 ); наконец, Он – господь Церкви, собственного Его Тела, которым он повелевает и которое питает ( Кол. 1:18 ; Еф. 1:20 слл; 4:15; 5:22 – 32). Оттого и вся вселенная – небеса, земля, ад – возвещает, что Иисус есть Господь ( Флп. 2:10 сл). Этот последний текст утверждает божественный смысл того же наименования: будучи «образом Божиим» и «приняв образ раба». Иисус превознесен Богом, даровавшим Ему «Имя выше всякого имени» – сияние божественности над Его прославленной человечностью, на чем и основывается Его вселенское господство.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

22). В Мф 22. 43-45, Мк 12. 36 сл., Лк 20. 42-44 тема значения титула «Господь» приобретает смысл обсуждения Его мессианского достоинства и, кроме того, обсуждения природы самого мессианства, т. е. вопроса о том, Кем является Мессия,- будучи сыном Давида, Он имеет превосходство по отношению к нему и, более того, иной, Божественный, статус, описываемый титулом «Господь». Евангелие от Иоанна следует в своем использовании титула «Господь» той же модели, что и синоптические Евангелия. В 20-й и 21-й главах это обращение применяется к воскресшему Христу. Наиболее ярким примером Божественного достоинства этого титула здесь является повествование об уверении Фомы, к-рый восклицает «Господь мой и Бог мой!» (Ин 20. 28). В Деяниях св. апостолов это обращение ко Христу становится регулярным. Особое значение имеют слова ап. Петра в его обращении к иудеям после схождения Св. Духа в день Пятидесятницы: «Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян 2. 36). Здесь статус Христа как Воскресшего Господа показывается именно по контрасту с Иисусом распятым. Деян 9. 1-17 содержит ясное отождествление Иисуса Христа и Господа, воззвавшего к Савлу на его пути в Дамаск. Характерно, что Савл при обращении к нему Божественного гласа инстинктивно именует его «Господи» (Деян 9. 5). Во мн. случаях в Деяниях этот титул приводится в цитатах из перевода LXX, что лишь подчеркивает ясное осознание первохрист. общиной Божественности Христа, отождествляемого с Адонаи-Яхве (напр., из первой проповеди ап. Петра - Деян 2. 20-21, 25, 34). Ап. Павел употребляет в Послании к Коринфянам выражение «Маран-афа» (1 Кор 16. 22) палестинских христиан («наш Господь грядет» либо «наш Господь здесь»; по иному чтению «Марана фа» - «гряди Господи», подобно Откр 22. 20), показывая этим, что представление об Иисусе Христе как о Господе он взял от палестинского христианства, а не от язычников, называвших так богов и императора (ср.: Деян 25. 26). Ап. Павел дает вероисповедные формулы: «...если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься...» (Рим 10.

http://pravenc.ru/text/149441.html

Состояние оправданных не остается навсегда неизменным, но, по свидетельству Священного Писания, возрастает чрез возрастание веры, любви, исполнения заповедей и продолжения действия Божией благодати. И рекоша Апостоли Господеви: приложи нам веру ( Лк.17:5 ; сл. Ин.2:11, 22 ). О сем молюся, да любовь ваша еще паче и паче избыточествует в разуме и во всяком чувствии ( Флп. 1:19 ). Можно и лишиться оправдания или освящения чрез смертный грех. Св. писание непрерывно убеждает праведных, чтобы они не отпадали от правды и не грешили. Так Иисус Христос говорит Апостолам: бдите и молитеся, да не внидите в напасть ( Мф.26:41 ). Апостол: мняйся стояти да блюдется, да не падет ( 1Кор.10:12 ). Ты верою стоиши, не высокомудрствуй ( Рим.11:20 и друг.). Иезекииль говорит: праведник не может спастися в день греха своего. Егда реку праведнику: жизнию жив будеши, сей же уповая на правду свою, и сотворит беззаконие, вся правды его не воспомянутся, в неправде своей, юже сотвори, в той умрет ( Иез. 33:12–13 ). Известно из Священного Писания, что Адам, Саул, Давид, Соломон, Петр, Иуда и другие, быв прежде праведными, тяжко согрешили; иные из них умерли во грехах, а другие омыли свои падения горькими слезами раскаяния. б) Предопределение Как Бог предопределил от вечности создать мир и спасти человечество, так от вечности Он предопределил привести чрез Свою благодать некоторых людей к вечному спасению, не нарушая их свободы. Предопределенные к освящению и спасению люди называются предопределенными или избранными. Иисус Христос и Апостолы ясно говорят о предопределении к славе ( Мф.25:34 ; Деян.13:48 ; Евр.9:15 ), к благодати ( 2Тим.1:9 ; Еф.2:10 ), к святости ( Еф.1:4–5 ); называют предопределенных благословенными Отца ( Мф.25:34 ), рожденными от Отца от Сына и от Святаго Духа ( 1Ин.2:29, 4:7 ; Ин.3:8, 17:2 ), написанными к книге жизни ( Флп. 4:3 ; сл. Откр.17:8, 20:15 ). Прообразованием предопределенных служат ветхозаветные Патриархи, как например, Авраам ( Рим.4 ), Исаак и Иаков ( Рим.9:8–13 ), народ Израильский ( Ис.48:12 ). Примером предопределения – пророки, например, Иеремия ( Иер.1:5 ), Иоанн Креститель ( Лк.1:15 и след.), Пресвятая Дева Мария.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Вегшейдер в своей догматике решил: omnis de gratia disputatio ad doctrinam de providen. tia rectius refertur. Instit. theol. Chr. § 157. Тоже Эбергард (Apologie d. Socrates, 790. 2, 387), Генке (Lineaë fidei Christ. p. 280), Каннабих (Kritik d. alter u. neuer Lehron s. 95 f) и другие. 227 См. простран. христианский катихизис православной кафолической восточной церкви. С. Петсрбург. 1839 г. стр. 129. 130. 65. Ответ п.Иеремии лютеранам о свободном произволении. (Христ. чт. 1842 г. 3. 63 и сл.); посл. вост. патр. о прав. вере, чт. 13. 9. 16. Стефан Яворский в камне веры, о благих делах. Ч. 111, стр. 451–474. Спб. 1840. 229 De peccato Origin. XL. у Тертуллиана sacramentum aquae, Bapt. c. 40. sacramentum evcharistiae, coron. milit. 3. adv. Marc. 4. 34. у Киприана sacramentum calicis, epist. 63.; у Августина, sacramentum altaris. De civit. Dei X, 6.; у Златоуста (iu Actus Apost. Hom. 1. § 7); у Исидора Пелус. (lib. 3. epist. 340.) μυςηρια; У Ареопагита εραρχιχι τελετι. (Свящ. цер. иер. гл. 3. § 1). 230 Что касается до выражений materia et forma, которые в первый раз употребил бл. Августин для обозначения видимой стороны одного только крещения, и которые потом схоластики, а вслед за ними Триентский собор, признали необходимыми принадлежностями всех таинств: то эти выражения слишком не точны и могут только вредить точному изложению учения о таинствах. Мальдонат справедливо заметил: in rebus id, quod videtur, est materia; significatio formä In verbis id, quod avditur materia, significatio forma. Ergo in toto sacramento id, quod videtur et avditur simul, res et verba, materia; significatio, quae neque videtur, neque auditur, forma. De nat. sacram. P. 3. 241 Оглаш. 17. § 16. сл. оглаш. 3. § 3. 4. Также ясно о благодатной силе крещения говорили Варнава в посл. § 2.. Ириней Adv. наег. lib. 3. с. 19. Киприан ер. 2, Василий в. прот. Евном. кн. 3. § 5. кн, 5. прав. исп. вопр. 102. 103. 242 Что касается до того, что по словам кн. Деяний крещались во имя Иисуса, или Христа ( Деян. 2, 38. 10, 48 ): то тем книга Деян.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Что же он приводит в доказательство? Что в начале своего озарения светом христианства не имел обращения ни с одним апостолом. Был в Иерусалиме: но апостолов никого не видал, исключая Петра, у которого пробыл только две недели, и Иакова, брата Господня. Очевидно, за кого считает Павел сего Иакова. К чему говорить о нем здесь, когда он не апостол, хотя бы и был уважаемым лицом в церкви иерусалимской, епископом. Утверждать учение – дело апостола. Прибавление: брат Господень Павел делает только для того, что в то время, когда был он в Иерусалиме, был еще жив и другой Иаков, – Заведеев. А вот, когда дело идет о позднейших событиях, в том же послании к Галатам (2:9–12; сл. Деян. 15:13 ), он называет его просто Иаковом. Иаков апостол и брат Господень есть единственное лицо, известное в церкви апостольской с сим именем. Лука, сказав ( Деян. 12:2 ) о кончине Иакова Зеведеева, говорит потом об Иакове том самом, о котором у нас дело, просто не прибавляя ничего к его имени, как о лице, всем известном ( Деян. 15:13 и 21:18). По-видимому «братья Господни» исключаются из числа апостолов ( 1Кор. 9:5 ; Матф, 12:48, 49; Мар. 3:31–34 ; Иоан. 7:5, 10 ), где μα9ητα и δελφο различаются: братья не вероваху ( Иоан. 7:5 ); а в книге Деяний (1:14), братья Иисуса прямо отличаются от Его апостолов. Но во всех случаях стоит только внимательнее присмотреться к словам и смыслу речи, чтобы не было противоречия в выводах из тех ясных мест. Из братьев Господних, кроме Иакова, только Иуда еще принадлежал к лику апостолов, как это видно из того, что и сам он себя называет братом Иакова (Иуд. ст. 1; Лук. 6:16 ; Деян. 1:13 ). Прочие евангелисты, именно Матфей, называет его Левий, глаголемый Фаддей (10:3), а Марк просто Фаддеем (3:18). Но о духе сего апостола всего лучше свидетельствует его послание, в котором можно видеть и некоторые черты христианских церквей, образовавшихся собственно из иудейства. По учению о вере и делах, заключающемуся в сем послании, с давнего времени думали, что апостол Иаков исправляет одни – правильное, другие – неправильное разумение учения об оправдании, раскрываемого апостолом Павлом в своих посланиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

12 Первая «Ноева» заповедь ( Быт. 9:4 ) запрещает употребление крови в пищу (а поэтому и удавленины, т.е. мяса животного, в котором после гибели осталась кровь). В полном объеме так наз. Ноевы заповеди включали семь запретов: 1) идолослужения, 2) богохульства, 3) поношения законной власти в Общине, 4) убийства, 5) кровосмешения и блуда, 6) грабежа, 7) употребления в пищу крови. См.: Санхедрин 56в; G. Moor. Judaism in the First Centuries of Christian Era. 1927, v. I, p. 274. Св. Иаков ограничился только тремя, т.к. прочие вытекают из библейской этики в целом. 13 Гал. 2:9-10 . 14 Деян. 15:23-29 . Слова: «И не делайте другому, чего не хотите себе», вероятно, являются вставкой в текст, поскольку отсутствуют в древнейших рукописях Деян. 15 «Это разделение сфер служения надо понимать в том смысле, что соблюдение Закона Моисеева, от которого были освобождены язычники, было признано обязательным для христиан из иудеев» (еп. Кассиан. Христос и первое христианское поколение, с. 165). Аналогичный вывод делают и другие исследователи Нового Завета; см.: прот. А. Горский. История Евангельская и Церкви Апостольской. М., 1902, с. 410; В. Михайловский. Св. апостол Павел. СПб., 1863, с. 27 сл.; F. Filson. Op. cit. p. 217 FF. 16 1 Кор. 10:18-20 . 17 См.: Тертуллиан. Апология, IX. Евсевий. Церк. Ист., V, 1. 18 См., наприм., Деян. 16, 3 ; 18:18 ; 21:23-26 . 19 В западной версии Деян. сказано, что Сила остался в Антиохии (см. синодальный перевод 15:34 ). Однако восточная версия — более древняя — подразумевает, что Сила уехал в Иерусалим. Его вторичное появление в Антиохии следует, вероятно, связывать с визитом ап. Петра и Марка, который их сопровождал. 20 1 Кор. 1, 12 ; 9:5 ; Евсевий. Церк. Ист., III, 1, 39. 21 См. 1 Петр. 5:12 , где св. Петр говорит: «Через Силуана, верного, как думаю, брата, я пишу вам...» Обращает на себя внимание родство идей 1 Петр. и посланий ап. Павла. 22 Наиболее ранние из этих апокрифических Деяний написаны в конце II beka. См. их переводы в ANT, p. 300 ff. Историк Церкви Голубинский считал, что легенда о пребывании ап. Андрея на берегах Борисфена (Днепра) есть только символ апостольского происхождения христианства на Руси (Е. Голубинский. История Русской Церкви. М., 1891. Т. 1, с. 1). Однако в том, что апостол побывал в этих местах, где уже находились греческие поселения, нет ничего невероятного.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

7-13. Гал 2,9-10. 7-14. Деян 15,23-29. Слова: " И не делайте другому, чего не хотите себе " , вероятно, являются вставкой в текст, поскольку отсутствуют в древнейших рукописях Деян. 7-15.  " Это разделение сфер служения надо понимать в том смысле, что соблюдение Закона Моисеева, от которого были освобождены язычники, было признано обязательным для христиан из иудеев " ( еп. Кассиан. Христос и первое христианское поколение, с.165). Аналогичный вывод делают и другие исследователи Нового Завета; см.: прот. А. Горский. История Евангельская и Церкви Апостольской. М., 1902, с.410; В. Михайловский. Св. апостол Павел. СПб., 1863, с.27 сл.; F. Filson. Op.cit. p.217 FF. 7-16. 1 Кор 10, 18-20. 7-17. См.: Тертуллиан. Апология, IX. Евсевий. Цepk.Ucm.,V,1. 7-18. См., наприм., Деян 16, 3; 18, 18; 21, 23-26. 7-19. В западной версии Деян сказано, что Сила остался в Антиохии (см. синодальный перевод 15, 34). Однако восточная версия — более древняя — подразумевает, что Сила уехал в Иерусалим. Его вторичное появление в Антиохии следует, вероятно, связывать с визитом ап. Петра и Марка, который их сопровождал. 7-20. 1 Кор 1, 12; 9, 5; Евсевий. Церк. Ист., III,1,39. 7-21. См. 1 Петр 5, 12, где св. Петр говорит: " Через Силуана, верного, как думаю, брата, я пишу вам… " Обращает на себя внимание родство идей 1 Петр и посланий ап. Павла. 7-22. Наиболее ранние из этих апокрифических Деяний написаны в конце II века. См. их переводы в ANT, p.300 ff. Историк Церкви Голубинский считал, что легенда о пребывании ап. Андрея на берегах Борисфена (Днепра) есть только символ апостольского происхождения христианства на Руси ( Е. Голубинский. История Русской Церкви. М., 1891. Т.1, с.1). Однако в том, что апостол побывал в этих местах, где уже находились греческие поселения, нет ничего невероятного. 7-23.  А. Шмеман. Исторический путь Православия. Нью-Йорк, 1954. 7-24. См.: Деян 16,1-3; 1 Кор 4,17; 1 Тим 1,2,13. 7-25. Флп 2,6-9. По мнению большинства экзегетов гимн этот является частью первохристианской литургии (см.: JEC, II, p.250). Однако не исключено, что он был сложен самим ап. Павлом, поэтическое дарование которого бесспорно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010