д) Свидетельство богосыновства, его исторический смысл и богословское содержание. е) Принятие Мессианского призвания и силы Духа Св. на предстоящее служение, Лк.4:14 ; Деян.10–38 . ж) Образ крещения Духом Св. для новозаветной церкви, ст. 8 и пар. (Крещение и возложение рук апостольских, соответствующее нашему современному миропомазанию, были тесно между собою связанными таинствами, как и в настоящее время в Православной Церкви, ( Деян.8:14–17, 10:44–48, 19:5–6 ). з) Откровение в богоявлении, троичности Божества. Ср. Быт.18:1 ; Ис.48:16 . II. Искушение Христа в пустыне, ст. 12–13 Время, побуждение, место, продолжительность, внутренние и внешние условия, помощь свыше, искуситель, ст. 12–13; cp. 3Цар.18:12 ; Иез.8:3 ; Откр.1:10 . Смысл искушения вообще, 1Пет.4:12 ; Иак.1:2–4–12 ; Втор.8:2–6–16 ; Быт.22:1 сл. Связь с крещением; испытание диаволом Христа в сознании Им Своего Мессианского достоинства и богосыновства, засвидетельствованного во время крещения. «Подлинно ли Ты Сын Божий?» Ср. Быт.3:1 . Таинственность искушения Христа и образный характер описания его в Мф.4:3–10 и Лк.4:2–13 . Исторический смысл: связь с началом Мессианского служения; паралл. с Исх.34:28 и пар. и 3Цар.19:8 ; вопрос o пути Мессианского служения и характере Мессианского царства (в известн. смысле – об отношении к обычным иудейским представлениям о Месс. царстве) и об употреблении сверхестеств. силы: а) для служения элементарным инстинктам и своим личным потребностям (питания, самосохранения), б) для убеждения людей в своем Мессианстве и побуждения их к исполнению, в целях спасения (какого?), Его заповедей. Религиозно-нравственный смысл: а) вопрос об отношении к свободе: аа) обеспечение полной личной свободы и независимости; бб) употребление насилия и принуждения в деле спасения людей, ограничение их нравственной свободы; отсюда: б) вопрос о внешнем и внутреннем господстве, о приятии пути Голгофы. Типический характер искушений Христа; а) искушение посредством телесных нужд, б) искушение духовной гордостью,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

Таково содержание Предания: Евангелие от Матфея – Евангелие иудейское, Евангелие Церкви, Евангелие религиозной морали. 4. История Иерусалимской Церкви, достаточно освещенная в дошедших до нас источниках, дает основание для дедуктивного раскрытия Предания, а значит, и для дальнейшего уяснения цели, которой служило написание Евангелия. Как только что было отмечено, в послепленную эпоху религиозное развитие иудейства шло по двум линиям. Одна линия есть развитие и усложнение обрядового закона. Другая – разработка закона нравственного. Великие книжники школы Гиллеля были воспитателями народа, сделавшими его восприимчивым к нравственному учению христианства. В Новом Завете благородный образ книжника этого направления дан в лице Гамалиила, упоминаемого в Деян. 5:34 и сл. Гамалиил был учителем апостола Павла (Деян. 22:3). В Евангелии иудейском было неизбежно внимание к вопросам нравственной жизни. С другой стороны, развитие иудейского богословия в последнюю эпоху привело к тому, что идея Бога стала мыслиться совершенно абстрактно и почти исключала непосредственную связь Бога и мира. Отсюда – развитие ангелологии. А священная тетраграмма, условно читаемая «Иегова», которой обозначалось имя собственное Бога Израилева, произносилась только однажды в год первосвященником в День Очищения, при вступлении его в Святое Святых. Вместо неизреченного имени стали употребляться выражения описательные, между прочим, «Небо». Терминология иудейства не могла не оказать влияния и на терминологию иудейского Евангелия. Это же касается приемов учения. Наконец, в Иерусалимской Церкви было естественно выдвигание Петра. Среди иерусалимских христиан Петру принадлежало исключительное место, как об этом свидетельствует Деян. (гл. 1 – 12). Но это положение Петр занимал только в первые годы по Вознесении. Затем, – надо думать, после спасения его от гонений Ирода Агриппы, – место Петра заступает Иаков, брат Господень (ср. 12:17). За Иаковом и остается руководящее влияние. Но в сознании Иерусалимской Церкви с образом Петра была, естественно, связана память о весне: о первой церковной радости о дне Пятидесятницы, об излиянии Духа. В глазах иерусалимских иудеохристиан Петр был воплощением идеального образа Церкви. Это значение за ним сохранялось и в шестидесятые годы.

http://sedmitza.ru/text/403911.html

«Взглянув на него, полюбил его» (стих 21). Христу угодна была жажда, с которой юноша стремился к достижению истины, его стремление заглянуть в глубину закона, не ограничиваясь его внешним, буквальным, исполнением. «Одного тебе недостает». Чего же? Под этим «единым» нельзя понимать то, что перечисляет Христос далее: продажу имения, раздачу нищим и последование за Христом, потому что это уже не одно, а три дела. По контексту речи лучше всего здесь видеть обозначение покаяния или обращения, подобно дитяти, к Христу. «Взяв крест». Ср. Мк.8:34 , впрочем, в лучших кодексах этого выражения нет. «Как трудно надеющимся на богатство...» (стих 24). В лучших кодексах слов «надеющимся на богатство» не имеется (Тишендорф, 8 изд.). Господь говорит, что доступ в Царство Небесное труден вообще. Мк.10:28   И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. Мк.10:29 .  Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, Мк.10:30 .  и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной. Мк.10:31 .  Многие же будут первые последними, и последние первыми. (См. Мф.19:27–30 ). Евангелист Марк точнее определяет награду, ожидающую верных последователей Христа. Он говорит, что эта награда двоякая – временная и вечная (Матфей говорит только о «вечной» награде, в будущей жизни). Здесь верующий получит во сто раз больше всего того, от чего он ради Христа отказался, а там, за гробом жизнь вечную или вечное блаженство. Конечно, под новыми «домами», «отцами», «братьями» и т.д. нужно понимать духовные блага и связи, которые пошедший за Христом и разорвавший для этого связи с своими родными по плоти находит в новой жизни. Однако Христос прибавляет, что христиане в то же время должны претерпеть и гонения ( «среди гонений»), от преследований врагов они не будут избавлены в этом веке ( ν τ καιρ τοτ). В упоминании о получении наград на земле нет упоминания о возмещении разлуки с «женой». Блаженный Феофилакт сообщает, что нечестивый Юлиан нарочно вставлял здесь и такое упоминание, как бы обвиняя христиан в том, что они могут, по учению их Спасителя, иметь сколько угодно жен, расставшись с женами, которых они имели, будучи язычниками. Господь таким образом намеренно не упомянул, не повторил этого выражения «жену» в обещании награды. Об исполнении пророчества Христова относительно земных наград последователю Христа можно читать Деян.2:44 и сл.; Деян.4:32, 37 ; Рим.16:13 ; 1Тим.5:2 и в др. местах апостольских посланий, где, например, старцев рекомендуется почитать как отцов, старых женщин – как матерей и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Господь Иисус Христос не только учит, что нестяжательность есть совершеннейшая жизнь: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим и имети имаши сокровище на небеси и гряди в след Мене. ( Мф.19:21 ). Но Сам, будучи богат, нас ради обнищал ( 2Кор.8:9 ), чрез принятие человеческого естества, чрез страдания, крест и смерть, и чрез бедность на земле такую, что не имелъ, где голову преклонить ( Мф.8:20 ) и питался подаянием усердствующих ( Лк. 8:3 ). Апостолы Его также добровольно избрали жизнь нестяжательную и полную лишений. Они сами свидетельствуют пред Господом Иисусом Христом: се мы оставихом вся и в след Тебе идохом ( Мф.19:27 ). Последуя им, верующие первенствующей Церкви отрекались от собственности ( Деян.2:45,4:34–35 ) и вели жизнь нестяжательную. По свидетельству пр. Кассиана, который в четвертом веке с великим тщанием собирал сведения и предания об александрийских подвижниках, со времен св. Евангелиста Марка. Некоторые христиане проводили строгую жизнь по правилам данным от Евангелиста Марка. Они не только были нестяжательны, как первенствующие христиане ( Деян.4:32,4 ), но удалялись в уединенные места близ городов. Строгая жизнь их возбуждала удивление неверных. Они занимались чтением св. Писания, молитвою и рукоделием, при строгом воздержании; иные только на другой и третий день принимали пищу и не столько для наслаждения, сколько по требованию нужды (кн. 1, гл. 3). Примеры послушания Господь Иисус Христос дал верующим в Него в Себе образец послушания. Он пребывал в повиновениии Своей матери и Ея обручнику, как отцу ( Лк.2:51 ), особенно показал высочайший пример послушания воле Бога Отца, Которому Он послушлив был даже до смерти крестной ( Флп.2:8 ). Св. Апостол Павел сие послушание представляет как высочайший нравственный подвиг, за который Иисус Христос превознесен Отцем Небесным пред всеми тварями (ст. 9, 10). Господь Иисус Христос и последователям Своим заповедал: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет ( Мф.16:24 ). Апостолы также учили: повинуйтеся наставником вашим и покаряйтесь им ( Евр.13:17 сл. Еф.5:21 ). Верующие, по свидетельству Игнатия Богоносца , повиновались епископу, как самому Христу, а пресвитерами, как Апостолам. Они сознавали необходимость духовного руководства и опасность жить по своей воле. Им же несть управления, падют, спасение же во мнозе совете. ( Притч. 11:14 ). Девство, нестяжательность и послушание, как средства к совершенству духовному

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

В 80-е гг. 1 в. до н.э. фарисеи пытались возглавить восстание против хасмонейского царя Александра Янная. Оно было жестоко подавлено, многих мятежников распяли на крестах. При царице Александре (76–67 гг. до н.э.) партия фарисеев оказалась правящей в Иерусалиме, но при Ироде Великом ее политическое значение упало. С этого времени фарисеи отошли от общественной жизни, целиком посвятив себя толкованию Писания в духе Флавий определяет число фарисеев в 6 тыс. Среди фарисеев были выдающиеся учители (например, рабби Гиллель и Иоханан бен Заккай, жившие в 1 в. н.э.). Но, как свидетельствуют Новый Завет и Талмуд, многие из фарисеев отличались ханжеством и обрядоверием. Их отношения с христианами были неоднозначными. Господь Иисус, хотя и обличал их грехи, но не порывал с ними общения. Он не раз был гостем в фарисейских домах ( Лк.7:36; 11:37; 14:1 ), часто вел с ними беседы о вере. Никодим и Иосиф Аримафейский, вероятно, принадлежали к этой партии. В дни Страстей большинство фарисеев было настроено против Христа, но суд над Ним совершали не они, а саддукеи (см. ниже). Позднее фарисеи вступались за апостола Петра и апостола Павла ( Деян.5:34 сл.; 23:6 сл.), осуждали убийство Иакова, Брата Господня (И.Флавий. Древн. XX,9). Деян.15:5 упоминает о христианах из фарисеев. К ним принадлежал и апостол Павел. «По характеру благочестия первые христиане были близки к фарисеям» Кассиан Безобразов) . И те и другие были против войны с Римом и покинули Иерусалим в начале восстания. Разрыв наступил позднее, когда фарисеи оказались единственными религиозными руководителями (конец 1 в. н.э.) и отвергли евреев-христиан как еретиков. Многие элементы фарисейских воззрений вошли в Мишну и другие книги Талмуда. Саддукеи. Происхождение названия партии не установлено. Оно связано либо с именем древнего первосвященника Садока, либо с понятием «праведность» (евр. , цедака). К саддукеям относились иудейская военная и земельная аристократия и высшее духовенство, исторически связанные с династией Хасмонеев. Они были своего рода консерваторами, отвергавшими Предание. Из Библии они принимали главным образом хотя и не отрицали ценности других книг (объем саддукейского неясен; отцы Церкви даже полагали, что он сводился только к Торе).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Особая роль принадлежит Духу Божьему в ветхозаветном На Божественном Помазаннике почиет «Дух Господень, дух мудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» ( Ис.11:2 ). Силою Духа Божьего будет, согласно пророчествам, осуществляться вселенское благовестие и служение Мессии ( Ис.42:1; 61:1 сл.). В не установилось единого взгляда на ветхозаветную Пневматологию . Одни толкователи (например, митрополит Макарий Булгаков) считают, что в дохристианской части Библии под Духом подразумевается Ипостась Св.Троицы. Другие (например, Мопсуестский) полагают, что в Ветхом Завете Дух Божий открывался еще не как Лицо, а как одно из Божественных свойств. По мнению протоиерея Булгакова, хотя Ветхий Завет «вовсе не знает ипостаси Святого Духа», однако ветхозаветное Откровение «хорошо знает действие Духа Божия», в котором открывается Третья Ипостась. Новозаветная Пневматология . В Новом Завете Ипостась Святого Духа являет Себя одновременно с Отцом и Сыном (повествование о Крещении Господнем). Пневматология новозаветных писаний имеет христологический, экклезиологический и личный аспекты. а) Святой Дух действует в тайне Боговоплощения ( Мф.1:18 ; Лк.1:35 ); Он является на Иордане в момент посвящения Иисуса Христа на мессианское служение ( Мф.3:16 ; Мк.1:10 ; Лк.3:22 ; Ин.1:33–34 ). По свидетельству Предтечи, Христос приходит в мир крестить людей Духом Святым ( Мф.3:11 ; Мк.1:8 ; Лк.3:16 ; Ин.1:33–34 ). После Крещения Иисус исполнился Духа Святого ( Лк.4:1 ). Вступление человека на путь Царства Божьего Он называет рождением от Духа ( Ин.3:5 ). Проповедуя в назаретской Христос прилагает к Себе пророчество Ис.61:1 – «Дух Господень на Мне...» ( Лк.4:16 сл.). б) Экклезиологический аспект новозаветной Пневматологии раскрывается уже в обетовании Христовом о Духе Утешителе, Которого Он пошлет от Отца верующим в Него ( Ин.7:39; 16:7 ). Слово «Утешитель» (греч. παρακλτης) может быть передано и как Заступник или Ходатай. Поскольку же Ходатаем является Сын Божий, Дух назван в ( Ин.14:16 ( «другим Утешителем» (или Заступником). Он назван также Духом истины, ибо будет открывать истину ученикам Христовым и укреплять их в истине ( Ин.16:12 ). Именно в силу этого «мир», царство зла, не сможет понять и принять Его ( Ин.14:17 ). Обетование Христово исполнилось в день Пятидесятницы, когда Святой Дух осенил новозаветную Церковь ( Деян.2 ). С этого момента она осознает себя Общиной, которой руководит Дух Святой ( Деян.15:8,28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Иудея Иудея . По употреблению в Свящ. Писании это слово означает прежде всего землю колена Иудина и поселившегося в его участке колена Симеонова ( Нав.15:1 сл. Нав.19:1–9 ), а затем область двухколенного царства, состоявшего из колен Иудова и Вениаминова ( 3Цар.12:20–21 ), в противоположность области царства десятиколенного ( 3Цар.12:32 ср. ст. 23. 24, 2Пар.30:25 , Ис.7:5–6 , Иер.3:6–7 , Иез.27:17 ). Но так как по возвращении из плена вавилонского весь израильский народ стал называться иудейским, то имя Иудея было усвоено и всей св. земле ( Агг.1:1,14 , Агг.2:2 ; Лк.1:5 , Лк.23:5 ; Деян.10:37 ). Иудея в собственном смысле, в отличие от Самарии и Галилеи ( Нав.20:7–8 ; 1Макк.10:30,38; 1Макк.11:34, 1Макк.5:14,17,20; Мф.4:12–16,23–25 ; Мк.3:7 , Ин.4:3–4 , Ин.7:1 . Деян.1:8 , Деян.8:1 , Деян.9:31 ), занимала южную часть Ханаана, граничащую на севере с Самарией, на юге с пустынею Каменистой Аравии и пустыней Син, отделявшей ее от Идумеи на западе с Средиземным морем и на востоке с Мертвым ( Нав.15 ). Во времена Димитрия Сотира и Ионафана Маккавея к Иудее были присоединены три самарийские округа (1Макк.10:30,38). Впоследствии, по указанию Иосифа Флавия (Иуд. Война 3, 3:5), Иудея простиралась с севера на юг, от Ануаты (неизвестный город, находившийся, по всей вероятности, на пути из Иерусалима в Сихем) до Иордана (на границе Каменистой Аравии) и с запада на восток от Иоппии до Иордана. По побережью же Средиземного моря она доходила до Птолемаиды. Наконец, по свидетельству Птоломея (5, 16:9), к Иудее принадлежали и некоторые заиорданские местности (ср. Мф.19:1 ). После смерти Ирода в. Иудея вместе с Самарией и Идумеею перешла, согласно его завещанию, к Архелаю ( Мф.3:22 . Иосифа Фл., Древн. 17), но в 6 г. по Р. Хр. была приписана к римской провинции Сирии (Иосиф Фл., Древн. 17, 13:5. 18, 1:1) и управлялась особым прокуратором из всадников до 66 г., за исключением времени от 41 до 44 г., когда она еще раз (и уже последний) побывала под властью потомка Ирода – Ирода Агриппы 1-го (Иосиф Фл., Древн. 19, 5:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Лидда или Лод Лидда или Лод ( – от неупотребительного по Gesen. спор, состязание, распря, а по Фюрсту: пролом, разрыв, трещина, расселина земли; Λδδα, Λδδη, Λδ, Λοδαδ, Λοδαδδ; Lod, Lyda, Lydda; Сл. Лодонъ, Лдднъ, Лодъ, Л í ддда, Лдда; L: Lyda-Lydda): 1Пар.8:12 . 1Ездр.2:33 . Неем.7:37, 11:35 . 1Мак.11:34 . Деян.9:32, 35, 38 . – Город колена Вениаминова, в цветущей равнине Саровской, на юго-восток от Иоппии, близ Аримафеи, нынешней Рамлы, по северной дороге от Иерусалима к Иоппии. В еврейском читается Лод, у LXX Лидда и Лод, у римлян Диосполис, ныне Люд или Людд. Город этот построен потомками Вениамина ( 1Пар.8:12 ), и ими занят был и по возвращении из плена ( 1Ездр.2:33 . Неем.11:35 ). Во времена Маккавейские места эти находились во власти царей Сирийских, и Димитрий II-й, Никатор, обещал уступить их Ионафану; но он неверен был в своих обещаниях ( 1Мак.11:34 . сн. 53. сн. Древн. Флав. кн. 13. гл. 4. § 9 и гл.5:3). Во времена христианства рано образовалась здесь Христианская Церковь . Апостол Петр в свое время посещал уже здесь верующих, и когда он исцелил расслабленного Энея, тогда все жившие в Лидде и Сароне уверовали во Христа ( Деян.9:32–35 ). После, во время войны с римлянами, город этот был разорен (De Bello Ind. III. 3, 5), но вскоре восстановлен под именем Диосполя, города Юпитера. В третьем веке христианство здесь процветало. Город Лидда был отечеством великомученика Георгия, который при Диоклитиане, в конце третьего века, замучен был в Никомидии, и здесь, в отечественном своем городе, погребен. Лидда славилась некогда ученосттю; здесь, по разрушении Иерусалима, устроена была знаменитая еврейская школа; но с 3-го века, с утверждения здесь христианства, она стала упадать, и потом совершенно закрыта. Со времени 1-го Всел. Собора упоминаются многие епископы Лидды. Из древних памятников Лидды замечательна недавно (в 1865 г) открытая здесь гробница сынов прозелита Алкея, Симона, Товара, с греческой надписью. Она, вероятно, принадлежала последнему периоду древней еврейской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

76. Предопределение Как Бог предопределил от вечности создать мир и спасти человечество, так от вечности Он предопределил привести чрез Свою благодать некоторых людей к вечному спасению, не нарушая их свободы. Предопределенные к освящению и спасению люди называются предопределенными или избранными. Иисус Христос и апостолы ясно говорят о предопределении к славе ( Мф. 25:34 ; Деян. 13:48 ; Евр. 9:15 ), к благодати ( 2Тим. 1:9 ; Еф. 2:10 ), к святости ( Еф. 1:4, 5 ); называют предопределенных благословенными Отца ( Мф. 25:34 ), рожденными от Отца, от Сына и от Святого Духа ( 1Ин. 11:29, 4:7 ; Ин. 3:8, 17:2 ), написанными в книги жизни ( Флп. 4:3 ; сл. Апок. 17:8, 20:15 ). Преобразованием предопределенных служат ветхозаветные патриархи, как напр. Авраам ( Рим. 4 ), Исаак и Иаков ( Рим. 9:8–13 ), народ израильский ( Исх. 48:13 ). Примером предопределения – пророки, например Иеремия ( Иер. 1:5 ), Иоанн Креститель ( Лк. 1:15 и след.), Пресвятая Дева Мария. Предопределение совершается Богом Отцом, как первою причиною ( Мф. 20:23, 25:34 ), чрез Иисуса Христа, как Ходатая, с совершенною свободою, по милостивому благоизволению воли Его ( Еф. 1:5, 2:10, 6:11 ; Рим. 4:28 ; 2Тим. 1:9 ). Хотя предопределение есть дело Божие, но оно основывается на предведении действий и жизни каждого человека. Иисус Христос умер за весь мир, желает всем человекам спастись, и не хочет, чтобы погиб хотя один из них. Он всем говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененнии» ( Мф. 11:28 ), дарует всем благодать и средства, необходимые для спасения, и тех, которые делают из них доброе употребление, предопределяет к вечной славе, а осуждает тех, которые останутся до конца жизни своей в противлении и нераскаянности. Следовательно, только тот лишается благодати помилования, кто сам лишает себя оной. Так объясняют св. отцы те места Св. Писания ( Еф. 1:4 и Рим. 9:11–13, 15, 17 ), в которых иные хотят видеть безусловное предопределение Божие. Объясняя последнее место, Златоуст говорит: «Почему один (Иаков) любим, а другой (Исав) ненавидим? Потому, что один был порочен, другой добр, но когда они еще не родились, один был почтен, а другой осужден. Еще до рождения их Бог сказал: «яко болий поработает меньшему». Почему же Бог сказал это? Потому, что Он не ждет, как человек, окончания дела, дабы видели, кто добр, кто нет, а напротив прежде сего знает, кто порочен, кто нет».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf 20 Слав. множ. число соние имеет соотв. лишь в евр. т., в греч. и лат. ед. ч. νπνιον, somnium, а потому уклоняемся от слав. к греческому, тем более, что в дальнейшем повествовании (2. 3. 4. 5. 6. 7 и др. стт.) слово сон и по слав. в ед. ч. употребляется. 21 Т. е. он забыл его содержание. Слав. отступи соотв. πεγνετο – в лук. спп., а в алекс. γνετο. 23 Слав. ед. ч. сон соотв. τ νπνιον – в XII, 33, 34, 36, 48, 49, 57, 87, 90, 91, 106, 130, 228, 231, 232, 233, альд., у Феод., а в алекс., ват., text. recept. мн. число: τ νπνια. 30 Оскобл. слав. точию нет в гр. и лат. соотв., в симеоновском изводе было уже, а в мефод. не было еще. 39 Слав. я нет соотв. в гр., лат., евр., в симеоновских спп. есть уже, а оттуда и в печатные издания перешло. 44 ναιδς – слав. бесстудное; сл. ναιδς значит: бесстыдный, наглый, безпощадный. В рус. синод. грозное; этим значением и мы пользуемся, уклоняясь от славянского, но не от греческого. 49 Слав. ему нет соотв. в гр., лат. и евр т., везде чит. царю – Βασιλε, regi и в древне-слав. спп. стояло царю (сим.) или: цареви (мефод.). Следовало бы и ныне изменить в слав. царю. 52 Оскобл. слав. сила соотв. δναμις – 22. 36, Злат., Феод., а в. алекс., ват., text. recept. и др. нет. 53 Слав. газаринов соотв. γαζαρηνν­евр. от – обрезывать, отделять; так назывались волхвы, определявшие судьбу людей при рождении их. Genesius. Lex. 822 s. 54 В алекс. в начале стиха доб. σ βασιλε θερεις – (у Свита), в ват. в лук., и исих. βασιλε, у Ф. σ βασιλευ и в евр. есть. а в слав. сл. царю перенесено на конец предыдущ. стиха . 69 Слав. сокрушена соотв. в вульг. contritum, а по гр. συντριβμενον – древне-слав. сокрушаема, т. е. хрупкая, как читается в рус. синод. переводе. 70 В виденных Навуходоносором и разъясненных Даниилом, частях тела толковники, вслед за Ефремом Сир., I. Златоустом, Феодоритом и Иеронимом, разумели историческия царства всемирные: Вавилонское, Мидо-Персидское, Греко-Римское, а в сокрушившем тело камне – Христово новозаветное царство. 71 Σπεσαι – слав. возлияти. Пользуемся перифразом бл. Феодорита. По мнению Иеронима, Навуходоносор принес Даниилу жертву, как представителю единого истинного Бога, а по мнению Златоуста, признал за бога языческого ( Деян. 14, 11 ). Читать далее Источник: Книга пророка Даниила в русском переводе с греческого текста : С введ. и примеч./[Пер.] П. Юнгеров. - Казань : Центр. тип., 1912. - 62 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010