бетшаша: 70 толк. вм. (ибболу от – увядать) читали (ивлу от – стариться, ветшать). хромоша соотв. евр. от =трепетно ускакивать, хромая или спотыкаясь убегать (Раши, Фюрст и Штейнберг). стезь своихъ 70 толк. вероятно читали (ср. 2Ц.20:12–13), вм. нынешнего как читается и 2Ц.22:46. В русск. переведено: трепещут в укреплениях своих (ср. слав.-гр.-лат. – 2 Ц. вострепещтъ во градхъ своихъ); но принимая во внимание употребление префикса по соображению с халд. пер. и паралл. местом Мих.7:17 , можно перевести еще точнее: «в ужасе бегут из укреплений своих» (ср. Пумпянский), т.е. воевавшие с Давидом неприятельские народы до такой степени упали духом, что не надеются уже на защиту своих укреплённых городов, а в страхе оставляют их пред победоносным нашествием Давида и ищут спасения в бегстве. Ст. 47–51. Заключительное славословие Господу, Защитнику и Спасителю, с новым, кратким исчислением воспетых в псалме различных милостей Его, и с выражением желания прославлять Его и между языческими народами, особенно в виду обетования о вечном Царстве Мессии, дарованного царю Давиду и Его потомству. мз. Живъ Гдь, и блгвенъ бгъ, и да вознесетс бгъ моег, 47. Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог спасения моего, 47 . Живъ Гдь... Господь имеет жизнь в самом Себе, есть самосущая жизнь и источник жизни ( Ин.5:26; 1:8:4 ). Указание на это свойство, как основное свойство существа Божия, присущее лить единому истинному Богу, Творцу и Промыслителю вселенной, служило у древних важнейшею клятвою ( 1Цар.26:10 ; 2Ц.4:9; 3Ц.1:29 и 17:1, 12 и др.), которою и Сам Бог подтверждал обетования и угрозы Свои людям ( Числ.14:21, 28 ; Втор.32:40 ; Ис.49:18 и др.). Здесь в устах Давида оно является, как торжественный вывод из рассмотрения многочисленных, испытанных им на себе, чудесных действий Промысла Божия. Давид хочет восхвалить Господа в противоположность мнимым богам покорённых им языческих народов, которые, как немеющие в себе жизни, без- сильны оказать какую-нибудь помощь своим чтителям. и да вознесетс бгъ моег=«да почитается великим и высоким» (Зигабен), да будет прославляем всеми Бог, чудесно избавлявший меня в различных моих несчастьях. – Отцы и учители Церкви, изъясняя Пс.в мессианском смысле, слова: живъ Гдь – толкуют о воскресении Христа, Спасителя (ср. Деян.1:3 ; 2Кор.13:4 ; Апок.1:18; 2:8 ), а слова: да вознесетс Бгъ моег – о вознесении Его на небо и прославлении небесным Отцом за совершение Им человеческого спасения (ср. Филип.2:7–9 ; – св. Афанасий, Евсевий, бл. Феодорит, Иероним, Зигабен).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

«Вамь б нужда глаголати слово Божие... сице заповда нам Господь». – Деян. 13:46–47 . Этот фрагмент из книги «Деяния апостолов» процитирован по «Наставлению царю» (ср.: «Вамъ б нужда глаголати слово Божие; но понеже отреваете и недостоини сами себе творите вчныя жизни, се, обращаемся во языки; сице заповда намъ Господь» – Наставление царю, л. 329об.). «И воздвигоша гонение велие на Павла и Варнаву... приидоша во Иконию». – Деян. 13:50–51 . Этот фрагмент из книги «Деяния апостолов» процитирован по «Наставлению царю» (ср.: «И воздвигоша гонение велие на Павла и Варнаву, и изгнаша их от предл своих. Они же, оттрясше прах от ног своих на них, приидоша во Иконию» – Наставление царю, л. 329об.). «И яко же снидоста от македония... чисть азъ, отнын иду во языки“»... – Деян. 18:5–6 . Этот фрагмент из книги «Деяния апостолов» процитирован по «Наставлению царю» (ср.: «И яко же снидоста от Македония Сила же и Тимофей, тужаше духом Павел, свидтелствуя Июдеом Христа Иисуса. Противящим же ся им и хулящим, оттряс ризы своя,//рече к ним: „Кровь ваша на главах ваших; чисть азъ; отнын иду во языки“ и прочая» – Наставление царю, л. 329об.–330). «Аще кто инако учит... Отступай от таковых». – 1Тим. 6:3–5 . Этот фрагмент из послания апостола Павла процитирован по «Наставлению царю» (ср.: «Аще кто инако учит и не приходит ко здравым словесем Господа нашего Иисуса Христа и еже по благочестию и учению, разгорд, ничесо же свдый, но болзнь о взысканиих и словопрниих, от нихъ же бываеть зависть, рвение, хула, мнния лукава, прихождения растлнных человк умом и отчюжденныхъ от истинны, мняших, приобртение быти благочестие. Отступай от таковых» – Наставление царю, л. 330). Л. 74–75 «В послдняя дни настанутъ времена люта... И сихъ отвращайся». – 2Тим. 3:1–5 . Этот фрагмент из послания апостола Павла процитирован по «Наставлению царю» (ср.: «В послдняя дни настанут времена люта. Будут человцы//самолюбцы, сребролюбцы, величави, горди, хулницы, родителем непокоривии, неблагодатни, непреподобни, нелюбовни, свадливи, диаволи, невоздержливи, некротцы, неблаголюбиви, предателе, продерзателе, горделиви, сластолюбцы паче, неже боголюбцы, имуще образ благочестия, силы же его отметающеся. Сих отвращайся» – Наставление царю, л. 330–330об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

И что я говорю – словом, когда и тень святых действовала к исцелению. Ведь скорбящие искали тень Петра, от одного мимохождения которого спасение похищали 45 . Павловы же платки и опоясания ( Деян.19:12 ) залог удерживали здоровья. Настолько же постигла благодать Духа, что и посредством ничтожных вещей болящим подавались исцеления. Но праздник представляет некое удивительное таинство. К чуду же действия Духа присоединилось и разрешение древнего приговора. Разделенные же ныне Духом языки исцелили слитые некогда языки людей при столпе. И доказательство этого – свидетельство язычников. «Парфяне, и мидяне, и Еламиты» и других многих «слышим», говорит (Писание), «как они говорят на наших языках о великих делах Божиих» ( Деян.2:9–11 ). Где Божии возвещаются глаголы, там варварский слух исполняется разумения 46 , а где же предмет заботы составляет злое строение, там обычно раздаются варварские языки. Потому прекрасно Писание сообщает о разделении при исправлении языков; (как прежде глас) – сошедше смесим ( Быт.11:7 ), был нужен разделенным 47 . «И явишася им разделени языци яко огненни» ( Деян.2:3 ). О удивительная забота Духа, которая доставила апостолам краткую премудрость 48 ! Заметь, что двенадцать учеников наставлены одним учителем, что двенадцать блестящих светил воссиявают из одной Главы, что двенадцать чистых лучей исходят из одного Солнца, что двенадцать светильников зажигаются от одной Искры, что двенадцать ветвей произрастают от истинной виноградной Лозы, что двенадцать корзин наполняются с одной Трапезы, что двенадцать рек вытекают из одного Источника, что двенадцать языков говорят с помощью одной благодати 49 . И поклонись Духу Святому как единосущному (ς μοοσιον) Отцу и Сыну; ведь не из поучения и научения слов неученых (рыбарей) соделал Дух премудрыми (апостолами), но из их же языков сотворил воссоздание. Но и более удивительное дело, что не только подал им, чтобы они учили величествия Божия, но и к каждому языку язычников сродное их гласу образовал. Ведь уста рыбаков стали сетью спасения, которыми мы, спасшись, благодарно возопиим:

http://azbyka.ru/otechnik/Prokl_Konstant...

Исполнившись зависти и злобы, они вместо того, чтобы своим примером располагать других в пользу нового учения, стали противоречить проповедникам и злословить их. Вам,  — отвечал им Павел со дерзновением, — первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот мы теперь обращаемся к язычникам. Ибо так заповедал нам Господь (Деян. 13, 46–47). Слова эти тем более расположили в пользу Евангелия язычников, которые никогда не замечали подобного беспристрастия в иудейских раввинах, ибо последние всегда подчеркивали великое различие между иудеем и эллином. Но не менее возрастала при этом и ненависть иудеев к ним. Не имея возможности действовать против Апостолов собственными силами, они возбудили против них некоторых женщин, славившихся набожностью и знаменитостью рода (любимое орудие фанатизма). Влияние последних на городских правителей привело к тому, что Павел и его спутники, отрясши прах от ног своих , оставили Антиохию (ср.: Деян. 13, 44–52). Подобные плоды принесла и проповедь Павла в Иконии. Великое число язычников и иудеев признало над собою победу Евангелия, но некоторые из последних были столь упорны, что отвращали от веры и других. Постоянство Апостолов, которые, несмотря на опасность, продолжали трудиться над обращением заблудших, дало время созреть злобе врагов их. Дошло до открытого возмущения: весь город разделился на две части, из которых одна почитала Павла и Варнаву за посланников Божиих, а другая обвиняла их как врагов отечественной религии. Уже неистовая толпа народа, предводимая своими слепыми вождями, текла для умерщвления свидетелей истины, но они, будучи заблаговременно предупреждены об угрожающей им опасности, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию (см.: Деян. 14, 1–7). Здесь чудотворная сила Павлова произвела самое необыкновенное действие на сердца жителей города. Доказательством этому служит следующий случай. В Листре среди слушателей Павла находился некий нищий, который не владел ногами от самого рождения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Насколько обширны были подобные комнаты и следовательно каково было их техническое устройство, можно судить по количеству людей, которое могло в них помещаться. В книге Деяний (1:15) представляются собранными вместе 120 человек. В Евангелии Луки (24:33) рассказывается, как Христос явился одиннадцати и бывшим с ними. Если снести это место с 1Кор. 15:6 , то оказывается, что он явился в это время более, чем 500 братьям вдруг. После сошествия св. Духа на апостолов число верующих вдруг увеличилось до 3000 человек и однако они все пребывали единодушно вместе ( Деян. 2:46–47 ). На основании всех этих мест мы можем принять за достоверное, что комната, в которой первые верующие совершали свои богослужебные собрания, могла вместить в себе более 1000 человек и стало быть была очень обширна. По уверению архитектора – археолога Мотеса 45 «при тогдашнем состоянии архитектурной техники такие большие помещения можно было покрывать не иначе, как при помощи промежуточных поддержек, или колонн, расположенных рядами и таким образом деливших комнату на несколько кораблей», обыкновенно на три, средний и два боковых. Так как эти помещения назначались главным образом для вечерей, то конечно здесь была необходимая для того мебель, стол и седалища. Сверх того для совершения богослужения в этих помещениях делались может быть некоторые приноровления, устраивались места для епископов и пресвитеров, для чтения писания, для верующих и т. п. Таким образом первые верующие в Иерусалиме обыкновенно собирались для богослужения в большой столовой зале, находившейся в верхнем этаже дома и по внутреннему своему расположению и устройству очень похожей на те здания, которые христиане стали строить впоследствии и которые известны под именем базилик. Так было в Иерусалиме и других городах востока, где преобладал смешанный восточно-римский стиль архитектуры, наприм., в Троаде ( Деян. 20:7–9 ). Так ли это было в тех местах, где господствовала исключительно греко-римская архитектура? В римских домах первого века христианской эры по подражанию восточным домам тоже устраивались иногда на кровле полу-закрытые помещения, или солярии, которые в Риме назывались: meniana по имени Мения цензора и архитектора, который первый начал их строить 46 , но эти солярии едва-ли употреблялись для христианских богослужебных собраний.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Апостолы же и пр.: третья черта, касающаяся главных только представителей общества, это – сила проповеди апостольской о воскресении Господа Иисуса. Воскресение Господа – основание христианской веры ( 1Кор.15:14 ) и было основанием всей апостольской проповеди, как средоточный пункт всей проповеди. Посему выражение не означает, что апостолы проповедовали только о воскресении Христовом. Проповедь их была с великою силою: дарованной им по молитве их и всех верующих (ст. 29), вопреки угрозам и прещению синедриона. Четвертая черта: великая благодать была на всех их: т.е. не только на апостолах, но и на всех верующих. Под благодатью разумеется здесь не любовь народа к верующим (как в Деян.2:47 ), но благодать Божия, в высокой степени явленная в них и через них во всей жизни церкви ( 1Кор.15:10 ). Пятая черта – отсутствие в обществе бедных, нуждающихся в чем-либо необходимом для жизни внешней. Это было следствием, с одной стороны, братского общения имений (ст. 32), с другой – следствием учреждения под ведением апостолов общей кассы, из коей удовлетворялись потребности нуждающихся. – Ибо все, которые владели и пр.: собственно – кто (σοι) владел; мысли, что все непременно продавали, в выражении нет; представленный же далее пример (один) говорит, кажется, против всеобщности этого обычая. Вероятно, каждый по своей доброй воле (ср. Деян.5:4 ) продавал или не продавал имение свое, но так как дух этого первого общества был очень высок, то, вероятно, продававших было много. Из выручаемых таким образом денег и составлялась общая касса. – Продавая их: как не видно из текста, чтобы все продавали имения свои, так не видно и того, чтобы продающие продавали все, что имели, не оставляя ничего себе в собственность. Вероятно, каждый желающий внести в общую кассу продавал из имения своего что хотел. Значит, продавать ли – не продавать ли и сколько продавать было делом доброй воли и совести каждого и определялось степенью братской любви каждого; а так как эта любовь была сильна, то продавали многие и много и – из сей кассы давалось нуждающимся кто в чем нуждался. – Полагали к ногам апостолов: в полное их распоряжение и ведение. Апостолы, как учителя, представляются сидящими (ср. Лк.2:46 ; Мф.3:1 и прим.) и у ног их полагаются пожертвования. Можно предполагать, что это происходило в торжественных, может быть богослужебных собраниях общества, когда апостолы поучали верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010