Без него рушится всё Богочеловеческое домостроительство спасения, вся Богочеловеческая мораль, всецелое христианство . Ведь Евангелие об Иисусе есть, собственно, Евангелие о Воскресении (см. Деян.17:18, 23:6, 24:21 ; 1Пет.3:21 ). Богочеловек Иисус – весь в Своем Воскресении, поэтому в Его Воскресении – всё Его Евангелие, со всеми небесными истинами, реалиями и добродетелями. Отвержение Христова Воскресения равно отвержению Самого Христа. Без веры в Христово Воскресение невозможна вера во Христа как Спасителя. И еще: невозможна истинная вера во Христа. Одним словом – невозможно христианство, невозможно быть христианином. Поэтому богомудрый Апостол ясно и решительно восклицает: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор.15:14, 17 ). «Всё потеряно, всё пропало, если Христос не воскрес, – говорит святой Златоуст, изъясняя эти слова Апостола. – Видишь, какова тайна домостроительства спасения? Если Христос, вкусив смерть, был не в состоянии воскреснуть, то и грех не уничтожен, и смерть не побеждена, и проклятие не снято». Оттого-то и прав святой Поликарп, утверждая: «Всякий не признающий свидетельства Креста – от диавола есть; и всякий, кто скажет, что нет ни Воскресения, ни Суда, – первенец есть сатаны». Всё это показывает, что Воскресение Господа Иисуса Христа было естественным и необходимым как для Его Богочеловеческой Личности, так и для Его Богочеловеческого дела: для всех евангельских истин и фактов, для отпущения грехов, для оправдания, для победы над смертью, для искупления, для спасения, для веры, для надежды, для жизни, – для всего того, что делает Христа Христом и христианство христианством. И эта всеобщая необходимость Воскресения в Богочеловеческом домостроительстве спасения, столь решительно утверждаемая Господом Иисусом Христом прежде Своей смерти, обрела свое конечное свидетельство и совершенное объяснение после Его Воскресения, когда Своим ученикам Он сказал: «Так написано и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах» ( Лк.24:46–47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

О нем упоминает святой апостол Петр в своем соборном посланий в таких словах: «Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата» (1 Пет.5:12). Также и святой апостол Павел во втором посланий к Коринфянам: «Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном» (2 Кор.1:19). Апостол Силуан был епископом в Солуни [ 36 ], где, претерпев немало бедствий во время своих подвигов для утверждения святой веры Христовой, отошел к Подвигоположнику Христу. [ 37 ] Святой Крискент [ 38 ], о котором святой апостол Павел упоминает в своем втором посланий к Тимофею (Тим.4:10), был епископом в Галатии [ 39 ], а потом проповедовал Христа в Галлии. Там в городе Вьенне [ 40 ], Крискент поставил епископом ученика своего, Захарию, и снова возвратился в Галатию, где и скончался мученически в царствование Траяна [ 41 ]. Святой Крисп, о котором упоминают Деяния Апостольские в следующих словах: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим» (Деян.18:8), и о котором святой апостол Павел в послании к Коринфянам говорит, что он «крестил Криспа» (1 Кор.1:19), был епископом на острове Эгине, близ Пелопоннеса [ 42 ], между Эгейским и Ионическим морями. Скончался в мире. Святой Епенет [ 43 ], о котором упоминает святой апостол Павел в посланий к Римлянам, говоря: «Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа» (Рим.16:5), был епископом в Карфагене [ 44 ]. Святой Андроник, о котором святой апостол Павел упоминает в том же посланий к Римлянам, говоря: «Приветствуйте Андроника», и называет его своим сродником и сопленником, одним из важнейших апостолов ранее его уверовавших во Христа (Рим.16:7), был епископом в Паннонии [ 45 ]. Скончался в мире [ 46 ]. Святой Стахий [ 47 ], о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: «Приветствуйте и Стахия, возлюбленного мне» (Рим.16:9), был святым апостолом Андреем Первозванным поставлен первым епископом Византийским. Вместе с ним святой Стахий воздвиг в Аргирополе [ 48 ]церковь, куда собиралось много верующих и он поучал их заповедям Христовым.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Уже еврею запрещалось законом Моисея «враждовать на брата» своего даже и в сердце, «мстить и иметь злобу на сынов» своего народа; вместо этого, напротив, ему повелевалось любить ближнего, как самого себя ( Лев. 19:17–18 ), любить в том числе и врага своего: «Если найдешь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося; приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею; то не оставляй его; развьючь вместе с ним» ( Исх. 23:4–5 ). Евреи обязаны были любить и врагов своих не по каким-либо эгоистическим мотивам, вроде, например, желания сохранить мир с врагом ради собственного душевного спокойствия (эпикурейская и стоическая атараксия), а в силу, конечно, того сознания, что все люди как происшедшие от одних прародителей и имеющие одного Создателя-Бога суть братья между собой, связанные общностью своей судьбы и проч. 941 Но что в данном случае вменялось ветхозаветным законом в обязанность еврею, того, разумеется, не мог отменить новозаветный закон: «люби ближнего твоего, как самого себя» ( Гал. 5:14 ); закон, гласящий: «Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» ( Мф. 5:46–47 ). Отсюда понятно, почему основания, располагающие подзаконного человека любить даже врага, остаются и в христианстве, которое учит о едином Боге ( 1Тим. 2:5 ) всех – не иудеев только, но и язычников ( Рим. 3:29 ), о произведении Им всего рода человеческого «от одной крови» ( Деян. 17:26 ). Эти основания любви ко врагам в Новом Завете умножаются еще другими: Господь Иисус Христос, искупив всех людей от греха, проклятия и смерти ( Гал. 1:4 ; 1Ин. 4:9–10 ), соделал их «сынами Божиими по вере» в Него ( Гал. 3:26 ); все они отныне «члены друг другу» ( Еф. 4:25 ), братья и соучастники вечной жизни. Любовь христианина к врагу есть необходимое выражение его общего любовного настроения в отношении к ближнему, в силу которого (настроения) у него не должно быть различия между другом и врагом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Так как на Страшном Суде ничто не будет опущено, забыто и не замечено, то каждый человек в отдельности и все люди вкупе ощутят и узрят всю праведность и всю Божию милость и по отношению к праведникам, и по отношению к грешникам (см. Рим.2:5–8 ; Евр.10:27 ; Откр.2:23 ). И перед непререкаемой ясностью доводов грешники не смогут оправдаться и выгородить себя (см. Мф.25:41–47 ). При этом ничто не будет ни преувеличено, ни приуменьшено, но всё будет беспристрастно констатировано и непогрешимо измерено – ведь у Бога нет лицеприятия (см. Кол.3:25 ; Рим.2:11 ; Еф.6:9 ; Деян.10:34 ; 1Пет.1:17 ; Втор.10:17 ; Иов.34:19 ). И всем людям – как праведным, так и грешным – будет вполне ясна совершенная справедливость Божия Суда; и все отчетливо узрят, что всеправедный Господь перестал бы быть Богом, если бы судил иначе (см. Мф.25:37–39, 44–45 ; 1Кор.3:13 ). Страх и ужас Страшного Суда для грешников будет заключаться особенно в том, что все они в тот момент ясно увидят и познают, что Иисус Христос и в самом деле воплотился ради спасения всех, пострадал за всех, преподал всем в Церкви благодатные средства спасения – святые таинства и святые добродетели; что Он – действительно единственный Спаситель людей, что Его Евангелие – и вправду единственный истинный смысл и цель человеческой жизни на земле, что Его имя – и в самом деле единственное имя, которым люди могут спастись от жуткой бессмыслицы греха и смерти и избежать вечного мучения в вечном царстве греха и зла – в преисподней (см. 1Фес.1:6–10 ). Тогда всякий не уверовавший во время земной жизни во Христа как Бога и Спасителя ясно почувствует всем своим существом, что тем самым он уже на земле осудил себя на вечные муки ( Ин.3:18, 5:24 ). На Страшном Суде, отделив праведных от грешных, Господь первым дарует вечное блаженство в Царствии Божием, а вторых пошлет на вечные муки в царство диавола. Праведникам Он скажет: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ( Мф.25:34 ). А грешникам: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф.25:41 ). И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф.25:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Но скажи мне, какая была бы польза, если бы сказано было ясно? Если же спросят: каким образом Он сокрушил медь и железо, – то этот вопрос будет одинаков с прежним: ведь и в тех словах также высказывается сомнение, – каким образом Он истребляет уже погибшие царства? Он действительно делает это, истребляя другие царства, в которые вошли прежние. При­том и раньше Он сокровенно делал это, потому что Он и прежде был Богом, хотя и не обнаруживал Своего действия, – чем и вызывается ваше справедливое недоумение. Если же кто захочет отнести это пророчество и к настоящему времени, тот не погрешит. Действительно, и ныне Он разрушает цар­ства, – гордость македонян и владычество (римлян). Когда ты посмотришь на мучеников, которые делают это и для исполне­ния Его заповеди охотно решаются на смерть, то увидишь, как Его царство наполнило землю. Ты знаешь пророчества: если бы не исполнилось какое-нибудь из них, то не верь и концу. Далее пророк присовокупляет: «так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его» ( Дан. 2:45 ). Посмотри, как он дока­зывает сказанное, неясное посредством ясного, и как бы так говорит: кто сказал сон, тому должно верить и в толкова­нии. Что же царь? " Тогда, – говорит, – царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу, и велел принести ему дары и благовонные курения» ( Дан. 2:46 ). Так скоро поверили пророку. И справедливо царь ска­зал: «велел принести ему дары и благовонные курения». Видишь величайшее чудо. Видишь, как у язычников было в обычае из людей делать богов. Следовательно, когда спросят: откуда идолопоклон­ство? – знай начало его. Так и апостолов из людей сделали богами ( Деян.14:11 ). Так и диавол в начале, стараясь по­сеять нечестие, сказал: «вы будете, как боги» ( Быт.3:5 ). Но так как тогда ему не удалось это, то он усиливается после, ста­раясь везде ввести многобожие. Дан.2:47 .  И сказал царь Даниилу: истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   Возлюбленный христианин! О важном деле здесь говорится, в котором или вечное спасение, или вечная погибель состоит. О прощении грехов говорим мы, о котором каждый день к Богу воздыхаем, но воздыха­ние и даже слезы нам бесполезны, если ближ­ним нашим не оставляем согрешений. Ибо в этом лукавство и неправда сердца человечес­кого кроется. Хочет человек милость у Бога получить, но сам не хочет подобному себе ми­лость сделать. Хочет, чтобы Бог простил ему грехи, но сам простить не хочет. Видишь, как лукаво и неправо сердце такого человека?    Но это ли только повелено нам, христиа­нин? Нам сказано Господом нашим: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф 5:44). Не достаточно христианину любящих себя лю­бить, ибо это и язычники делают, которые ис­тинного Бога не знают и Христа не принима­ют. Так говорит Господь: «Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари ? И если вы приветствуете только друзей ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники» (Мф 5:46—47)? Христианам должно превосходить язычников в любви, и превосходство и совер­шенство (своей веры) на себе показывать. По­скольку христиане святым Крещением воз­рождены и обновлены для вечной жизни и но­вой святой жизни, то не только друзей, но и врагов своих им должно любить. Ибо из этого истинная христианская душа познается. Так и Отец Небесный делает: «повелевает солнцу Сво­ему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5:45). Ему христиане, как чада отцу, должны подра­жать, по увещанию апостольскому: «Подра­жайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф 5:1).    Знаю, что мне возразят: невозможно, мол, любить врагов и делать им добро. Неправда. Возможно было Давиду, который плакал о по­гибших врагах своих — Сауле и Авессаломе (2 Цар 1:17). Ибо плач о погибели врагов — это явный знак любви к врагам. Возможно было святому Стефану, который за врагов своих, побивающих его камнями, молился: «Господи! Не вмени им греха сего» (Деян 7:60). Возможно было и всем святым. Потому возможно и те­бе. Ты человек, и они людьми были. Ты немо­щен, и они такую же немощь имели.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Но как ни трудно это дело, однако, необходимо препобеждать трудность. Без труда и усилий мы ничего доброго не достигнем, и если будем кроткими только с теми, которые с нами хороши, то, конечно, не заслужим и ублажения от Господа. «Ибо, если вы будете любить любящих вас», говорит Сам Господь, «какая вам награда? Не тоже ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» ( Мф.5:46–47 ). Только в том случае, братие, мы и достойны будем ублажения от Господа, если постоянно будем бодрствовать над собою, бороться с страстями своими, с своею природною раздражительностью. Только в том случае и будем учениками Христовыми, если сами в себе при помощи благодати Божией воспитаем кротость и незлобие. Впрочем, братие, воспитывая в себе кротость и преодолевая гнев и раздражительность, мы непременно должны памятовать, что как не всякая кротость есть истинно христианская добродетель, так и не всякий гнев есть гнев греховный. Гневайтеся и не согрешайте учит слово Божие ( Пс.4:5 ; Еф.4:26 ), следовательно, можно гневаться, и в тоже время не согрешать. Действительно, братие, не согрешает тот, кто восстаёт на защиту веры святой, кто борется с нечестием и соблазном, если он действует при этом во славу Божию и на пользу ближним. Не согрешают родители, если гневаются на преступных детей своих и хотя бы строгими мерами стараются исправить их. Не согрешают начальники, когда гневаются и наказывают подчиненных за нерадение и леность, чтобы исправить их или предотвратить вред, который может быть от них для ближних. Сам Господь Иисус Христос, ревнуя о храме Божием, однажды, сотворив бич от вервии, изгнал из него всех бесчинствовавших и превративших дом Божий в вертеп разбой ников ( Ин.2:15 ). Точно также свв. апостолы, заботясь о распространении учения Христова, иногда наказывали противящихся им болезнями и даже смертию ( Деян.13:11; 5:10 ). Таким образом, братие, как не всякая кротость есть истинно христианская добродетель, так и не всякий гнев – греховен бывают случаи, когда и он бывает необходим и служит на пользу ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Правда, в евангелии от Марка нет рассказа об исцелении слуги сотника, нет, следовательно, и повода ни к упоминанию о великой вере этого язычника, превосходящей веру Израиля, ни к произнесению пророчества о том, что люди, пришедшие от запада и востока, имеют заменить израильтян в Царствии Божием ( Мф.8:5–12 ); известная притча о виноградарях не сопровождается ясным изречением Спасителя о призвании иного народа вместо Израиля ( Мф.21:43 ср. Мк.12:1–10 ; нет этого изречения и у Лк.20:9–17 ): но отсутствие в евангелии мест, которые (с первого, по крайней мере, взгляда) кажутся несогласными с всемирным назначением христианства и поэтому могли смущать верующих из язычников ( Мф.10:5, 15:24 ), заставляет признать в евангелии от Марка более ясное выражение идеи о христианстве как всемирной религии. Первое из указанных мест в евангелии от Марка опущено (6:8–11, – точно так же и у Лк.9:1–5, 10:1–16 ), последнее заменено точным и ясным определением истинного смысла его. ( Мк.7:27 . «Дай прежде насытиться детям». Ср. Деян.3:26 «Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам (израильтянам) первым послал Его благославить вас». Ап. Петр. Д. 13:46. «Вам (иудеям) первым надлежало быть проповедану слово Божию». Ап. Павел и Варнава). Замечательно также ясное и полное изречение Христа о значении субботы (2:27–28. Слова 27 ст.: «суббота для человека, а не человек для Субботы» в параллельных местах Мф.12:8 и Лк.6:5 опущены) 1088 . Еще полнее раскрывается идея о всемирном назначении христианства в евангелии от Луки, несмотря на то, что в нем нет мест, параллельных с Мф.24:14 , Мк.13:10 и Мф.26:13 , Мк.14:9 . Можно сказать, первое и последнее слово этого евангелия – провозвещение этой идеи. Возвещая пастырям о рождении Спасителя, ангел возвещает «великую радость, которая будет всем людям» (2:10). Симеон называет Младенца «светом к просвещению язычников» (2:32). В первой проповеди Своей в назаретской синагоге Христос уже поставляет на вид иудеям тот факт, что и ветхозаветные пророки совершали великие чудеса не для израильтян, а для язычников (4:25–27). Последнее слово Христа к ученикам было повеление – проповедовать во имя Его покаяние и прощение грехов во всех народах, начиная с Иерусалима (24:47).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

4) Христиане должны помнить, что богачу евангельскому, веселившемуся во все дни светло и покрытого гноем Лазаря презиравшему, по смерти судом Божиим определено. После маловременных веселостей на вечное мучение он переселился, возглашает из ада, «будучи в муках: «отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» ( Лк.16:19–24 ). После драгоценных винах и богатых трапез капли воды просит, но не получает, и вовеки не получит ( Лк.16:25–26 ). 5) Христианам должно и о том рассуждать, что они пищи и пития просят у Бога: «хлеб наш насущный даждь нам днесь» ( Мф.6:11 ), не для сладострастия и роскоши, и дается им пища не для угождения плоти в похотях ее, но для подкрепления ее немощи, дабы могла служить им для прохождения благословенных трудов их звания, дабы, пищею подкрепившись, могли трудиться во славу Божию и на свою и ближнего пользу. Это христианский смысл употребления пищи и питья. К этому апостол увещевает нас: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» ( 1Кор.10:31 ). 6) Надобно христианам и того опасаться, чтобы не попасть в число тех, о которых апостол со слезами написал: «их бог – чрево» ( Флп.3:18– 19 ). Этот бесчестный и душевредный титул тем людям приличествует, которые пищи и пития или выше меры, или ради сластного плотоугодия, а не ради нужды и подкрепления немощи плотской, как выше сказано, употребляют, которые полагают удовольствие, как апостол говорит, во вседневном насыщении ( 2Пет.2:13 ). 7) О христианах первенствующей Церкви пишется в Деяниях апостольских, что они не заботились о богатых трапезах, но, «преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога», и прочее ( Деян.2:46–47 ). Так должно и нынешним христианам не о богатых трапезах заботиться, но довольствоваться тем, чем немощь телесная укрепляется, и не чреву, но Богу угождать, и не тело утучнять, но душу бессмертную питать Словом Божиим, псалмами и песнями духовными увеселять и, принимая пищу эту, помнить о пище вечной жизни, путь к которой пресекает невоздержное употребление пищи и пития.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Как вся в целом Евхаристия в Новом Завете не может рассматриваться вне освещающего ее Воскресения, – что мы уже отмечали в других местах нашего изложения, – так и этот частный аспект Евхаристии в рамках Нового Завета может быть понят только через Воскресение. С тех пор как Воскресение осветило последнюю Вечерю, участие в смерти Христа неизбежно влечет за собой участие и в Его жизни. Для тех, кто увидел Воскресшего Христа, как ученики, разделившие с Ним трапезу ( Лк.24:30 и далее),– Крест и Погребение Господа становятся источником жизни. Это касается всех аспектов жизни Церкви, начиная с Крещения, которое вводит сразу и в смерть и в Воскресение Христа, вплоть до мученичества, которое, хотя и является участием в смерти Христа, именно из-за Воскресения становится событием, полным радости, и соучастием в жизни Христа Воскресшего. Таким же образом и в Новом Завете Евхаристия раскрывается как пища: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа» ( Деян.2:46,47 ). Четвертое Евангелие пространно и ясно говорит об Евхаристии как о «хлебе жизни», но эта традиция присутствует и у Синоптиков и у апостола Павла. Достаточно трудно точно уяснить смысл выражения artos épiousios (переводимого часто как хлеб на каждый день или «хлеб наш насущный») из молитвы Господней, поскольку еврейский (или арамейский?) термин неизвестен, а греческий перевод чрезвычайно неясен. Однако имеются некоторые причины для того, чтобы считать, что это выражение имеет отношение к «евхаристическому хлебу». Кроме давней патристической традиции, понимающей под этим выражением саму Евхаристию, и древней литургической практики, согласно которой молитва Господня никогда не произносилась оглашаемыми, а только крещенными, то есть теми, кто имел право участвовать в Евхаристии; в самом Новом Завете также содержатся некоторые указания о связи молитвы Господней с Евхаристией. Так, четвертое Евангелие, не упоминая эту молитву, вместо нее приводит диалог между Иисусом и теми, кто Его просит давать им всегда «Хлеб Божий» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010