Возможно, правда, достигнуть того, что за каждой литургией будут причастники и это тем более, что многие жаждут повседневного причащения, тогда как множество уклоняется от частого приближения к святой чаше по недоразумению, боясь оскорбить св. причастие. И все-таки это личное постижение любви Христовой – не апостольская евхаристия: многие – не все и даже все – не есть еще организация жизни, если же жизнь не организуется ко Христу, не облекается в светлую ризу Его любви, то дух жизни, который в евхаристии, не действует в тех, которые приняли ее, или не пламенеют, пассивно ожидая от самой евхаристии какой-то магической силы в помощь инстинкту животного самосохранения, в помощь темными силами века сего. Не чувствуется ли в этом весь ужас современного отношения к величайшему таинству Христовой любви?! Спасая положение нужно спешить организацией тех, в ком еще живет Христос, кто грезит о живом братстве, жаждет живого общения, кто исстрадался под гнетом лицемерия и лжи, кто не может не думать о Христе, вкушая хлеб на своей трапезе. Нет сомнения, что в среде такого братства повторится то, что было в дни св. апостолов, когда „преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога“ ( Деян. 2:46,47 ). Хвала и молитвы апостольской литургии -вот последнее поучение нашим дням в интересах богослужебной реформы. Разъяснением этой части апостольского богослужения может служить то описание, которое мы находим у ап. Павла в его послании к Коринфянам и о котором он говорит: „Так бывает во всех церквях у святых“ ( 1Кор. 14:33 ). Отсюда мы узнаем, что всюду богослужение было „благообразно и по чину“ ( 1Кор. 14:40 ). Если бы мы представили это благообразие по аналогии с действующим у нас Уставом, мы впали бы в глубокое заблуждение, потому что в те дни нечего было регламентировать, потому что не было готового богослужебного материала, исключая разве Давидову Псалтирь. Внутренняя дисциплина любви ко всем собравшимся на молитву – вот чин богослужения первых церквей. Разнообразие личных постижений Божественной любви, как ковер Цветов на чудном лугу, благоухающих и пестреющих к общему наслаждению – вот истинное благообразие церковного богослужения первых христиан: „Когда вы сходитесь“, говорит о них апостол Павел, „и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование“, и прибавляет: „все сие да будет к назиданию“ ( 1Кор. 14:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Христос Спаситель, как Сын Божий и Наследник царственной власти Божией над миром, дал гласу своему глас силы или особенную силу гласности: Евангельская проповедь о Христе, как распятом, воскресшем и вознесшемся Искупителе мира, во исполнение Его всемогущего повеления, с силой истинно божественного гласа, как гром небесный, прозвучала не только над всей землей народа Божия, но и над всеми странами вселенной, до крайних пределов ее (Мф.28:18–20; Мр.16:15,20 ; Лк.24:46–47 ; Деян.1:8 ). Только после воскресения и вознесения Христа Спасителя обратились к истинному Богу и все царства земли. Так, с этого времени, согласно пророчеству Псалмопевца, пошли молитвенники, как истинно верующие поклонники, в Иерусалиме, с дарами во храме единого истинного Бога. С этого же времена и в таких странах, как Египет и Ефиопия, верующие стали славословить Бога Спасителя своего, как воскресшего и вознесшегося на небо, и на своем языке, при своем богослужении, в своих храмах (ст. 32–35). И, наконец, с того же времени, Господь стал истинно дивен во святых своих, и не только в сонме св. Апостолов, избранных в среде народа Божия, но и во всех странах и особенно в Египте, где в пустынях Фиваиды и других местах воссияли истинно дивные мужи – подвижники, эти звезды духовного неба – Антоний, Павел, Макарий и многие другие (ст. 36). Итак, только по воскресении и вознесении своем, силою своего Слова и дивными подвигами Святых своих, создав в мире свое вечное царство мира, Господь Спаситель поистине дал силу и державу людем своим, и в них и чрез них Сам стал поистине благословенным Богом во всех царствах земных (ст. 36 и 33). 8 Селмон, точнее Цалмон, что значите мрачный (– от эфиопского слова цалам – быть мрачным). Так называлась гора, находившаяся в колене Ефремовом, близ города Сихема, с западной стороны от него. Поросшая лесом, гора Селмон представлялась тенистою: деревья ее казались мрачными и как бы грозными; но в зимнее время она обнажалась и не редко покрывалась снегом, как бы проказой. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Свт. Игнатий (Брянчанинов): " Учение о том, что человек имеет душу и дух, находится и в Священном Писании (Евр.4:12), и в Святых Отцах. По большей части оба этих слова употребляются для обозначения всей невидимой части существа человеческого, тогда оба слова имеют значение тождественное (Лк.23:46; Ин.10:15,18). Различается душа от духа, когда это требуется для объяснения невидимого, глубокого, таинственного аскетического подвига. Духом называется словесная сила души человеческой, в которой напечатлен образ Божий, и которою душа человеческая отличается от души животных… " (Прибавление к Слову о смерти). Именно так и надо понимать Священное Писание. Анна 5 марта 2009, 07:47 Спаси Христос вас всех, очень нужная и открывающая статья. Мира, благоденствия и спасения вам всем! Анна Александр 3 марта 2009, 20:05 Фраза (11 абзац): " Некоторые православные авторы говорят также о духе человека, поясняя, что «это та сила, которую вдохнул Бог в лице человека, завершая сотворение его… " настораживает. Автор, что, не согласен с " некоторыми " АРХИЕПИСКОПОМ ЛУКОЙ, (в миру Валентином Феликсовичем Войно-Ясенецким), профессором Московской Духовной академии Алексеем Ильичем Осиповым и т.д.? Тогда как же понимать Священное Писание: Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26). Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх и дух животных сходит ли вниз, в землю? (Еккл. 3, 21). Находящимся в темнице духам (а не душам!)... проповедал (1 Пет. 3, 19). К духам(не душам) праведников, достигших совершенства (Евр. 12,23). И возвратился дух ее (дочери Иаира) (Лк. 8,55). В Твою руку предаю дух мой (Пс. 30, 6; Лк. 23, 46). Господе Иисусе! приими дух мой (Деян. 7,59). Изыдет дух ею, и (он) возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его (Пс. 145,4). И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12, 7). Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23). Духом пламенейте (Рим. 12, II). Он тайны говорит духом (1 Кор. 14, 2). Дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение (Иов. 82, 8). Дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26,41). И слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы (1 Кор. 2, 4). Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух (Иез. 18, 31).

http://pravoslavie.ru/29431.html

В любом случае искренняя молитва , если в ней участвует разум, чувство и воля молящегося, всегда возвышает, очищает, исцеляет, приближает к Богу, как бы улучшает и повышает духовный тонус человека. Необходимость молитвы для духовной жизни человека утверждается Словом Божиим как Ветхого, так и, особенно, Нового Завета. В трогательных выражениях призывают к молитве многие псалмы Давида: «Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь; воздайте Господу славу Имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его» ( Пс.28:1–2 ); «Приидите, воспоем Господу! Воскликнем Богу, твердыне спасения нашего; предстанем лицу Его со славословием, в песнех воскликнем Ему… Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего» ( Пс.94:1–2, 6 ). В псалмах звучит не только призыв к молитве, но и твердая уверенность в том, что Господь ее слышит и не оставляет без ответа и исполнения. «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» ( Пс.39:2–3 ). Новозаветное обоснование молитвы общеизвестно: это прежде всего личная молитва Иисуса Христа, Его постоянное явное и тайное общение с Отцом( Мф.11:25–26, 26:39, 42, 44 ; Мк.1:35 ; Лк.23:34, 46 ; Ин.17 ), сопровождавшееся иногда явным, для всех ощутительным результатом ( Ин.11:41–45, 12:27–30 ). Спаситель неоднократно призывал к молитве и Своих учеников, указывая при этом на ее необходимость ( Мф.17:19 ; Лк.22:40, 46 ) и результативность( Мф.18:19 ; Ин.16:23–24 ). К молитве призывали и апостолы в устной и письменной проповеди ( Рим.12:12 ; 1Сол.5:17 ; Иак.5:13–18 ; Деян.20:21, 36 ). Молитвенный подвиг сопровождал святых пророков, апостолов, мучеников, подвижников и святителей в течение всей их христианской жизни. Можно с уверенностью сказать, что без молитвенной поддержки они не могли бы свершить свой путь ко спасению. Молитвы не равноценны по своему нравственному достоинству. Есть основания самой высшей и совершенной молитвой считать славословие, прославление Бога, возбуждаемое, сопровождаемое и проникаемое радостью о Боге. Такой молитвой преимущественно молился Сам Сын Божий ( Ин.12:28 ; Мф.11:25–26 ), хотя мы видим в Евангелии элементы Его благодарственных ( Ин.11:41–42 ) и просительных ( Ин.17:9–11 ) обращений к Небесному Отцу. Такая молитва (и может быть только такая) свойственна ангелам ( Ис.6:2–3 ; Лк.2:13–14 ; Откр.4:8–11 ). Этой молитвой молились святые Отцы и подвижники, такие как св. Амвросий Медиоланский , чей Te Deum остался навеки вдохновенным излиянием церковной радости о Своем Божественном Творце и Основателе. Величайшее выражение чувств радостного, экстатически-взволнованного прославления Бога оставила Преблагословенная Матерь Божия: «Величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем» ( Лк.1:46–47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Духовные страдания – реальность невесомая и большинству незримая. Любовь Божия порождает внутри нас целую гамму различных мучений духа, о которых следует говорить как о вышеестественных, метафизических. Внешне такие страдальцы могут находиться в условиях не худших, чем таковые у других людей, но душа их не удовлетворяется никаким богатством, никакой роскошью, никакими привилегиями и властью, ни даже славою в мире сем. В своем влечении к Богу безначальному из тесноты настоящей данности страдает душа, ощутившая дыхание Духа Святого. Скорбь ее (души) острее, чем у матерей, плачущих над умершими детьми. Первое слово Господа, по выходе Его из пустыни, было: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ). Он Сам и есть сие Царство. И вот, мы, люди, видим Его: Он встал пред нами так близко, что можно было не только видеть, но и «руками осязать» ( 1Ин.1:1 ). И когда «осязаемый» образ предвечного Бога в величии Своей любви уязвит нашу душу, то последняя никогда не может забыть о сем чуде. «Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашедше одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» ( Мф.13:45–46 ). В этих притчах Господь говорит о том, что я сейчас имею в виду. Узрев духом Красоту Бога, человек уже все, что и имеет в пределах Земли, оставляет, чтобы стяжать то «сокровище», ту «жемчужину». Когда Дух Святой являет духу нашему во Свете несозданном Божию действительность, тогда душа нуждается найти мужество поверить данному видению: оно безмерно превосходит все, что мы знаем в обыденной жизни. Переживший сие состояние может как-то понять колебания Святой Девы Марии при благовестии Архангела Гавриила. И только тогда Ей были открыты и те страдания, с которыми связано Ее служение миру, – «Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. Вставши же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин. И вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула... «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева твоего! И откуда мне сие, что пришла Матерь Господа моего ко мне?.. Блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа». Получив такое подтверждение истинности данного Ей откровения, Мария сказала: «Величит душа Моя Господа; и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» ( Лк.1:38–47 ). «...увидев Его, Апостолы поклонились Ему; а иные усомнились», ибо происходившее превосходило меру человека» ( Мф.28:17 ), также: ( Лк.2:35 ; Мф.20:22 ; Деян.9:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Таким же образом, самое лучшее в русской православной церкви за границей всегда сопротивлялось " левому " и " правому " , оставаясь церковью, выше человеческой политики и национализма. Как таковое, самое лучшее в РПЦЗ всегда было мессианским. Обязанностью РПЦЗ является нести во все концы мира послание церкви, новомучеников и исповедников русских земель, которые, в свою очередь, подтверждают послание древних мучеников и исповедников европейских земель - святых первого тысячелетия. Так второе тысячелетие подтверждает первое, чтобы противостоять третьему. Сегодняшний Восток подтверждает вчерашний Запад, чтобы противостоять атеистическому завтра. На втором всезарубежном соборе русской православной церкви за границей в 1938 году, когда впервые был поднят вопрос о канонизации царственных мучеников, святитель Иоанн Шанхайский сказал: " Русским за границей было даровано сиять светом православия по всему миру, чтобы другие народы, видя их благие дела, могли прославить нашего Отца, сущего на Небесах, и таким образом русские получат спасение " . Возможно, святитель Иоанн имел в виду слова апостола Луки: " Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово " (Деян. 8, 4). Позднее он также предсказывал: " Православие возродится на Западе. Православие будет в Великобритании и Ирландии, во Франции и Германии, в Голландии и Испании и в Америке тоже. Святое православие будет у каждого народа и на всех языках. Это обязанность, возложенная на нашу русскую иммиграцию для нашего покаяния " . В своем окружном послании в 1953 году митрополит Анастасий продолжил слова святителя Иоанна, объявив: " Господь допустил православным быть рассеянными по всему миру, чтобы провозгласить Истинную православную веру всем народам и подготовить мир ко второму пришествию Христову " . Будущее русской церкви за границей - в продолжении выполнения великой задачи, которое было так жестоко прервано в 1917 году. Сейчас, в начале процесса воскресения, русская церковь в России тоже начала выполнение этой задачи, спустя десятилетия, когда она могла лишь выживать. Теперь мы вместе, наши силы удвоились в возросшей русской православной церкви за границей, продолжение великой задачи и миссии, воплощение децентрализованной святой Руси во всем мире, распространение по всему миру подлинного, чистого русского православия, вера святого Серафима Саровского, вера святого Иоанна Кронштадского, вера новомучеников, вера святой Матроны - Матронушки, вера святого Иоанна Шанхайского, а не увядшая вера поверхностных академиков и находящихся под влиянием протестантизма, идущих на компромиссы псевдоправославных модернистов - это вера всей нашей церкви, действующая как камни лестницы, на которую может подняться все человечество. " Так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах " (Лк. 24, 46-47).

http://pravoslavie.ru/53825.html

«Дадим Богу величие, воскликнем победную песнь Ему, ликуем, воспоем, рукоплещем Ему! Бог наш восходит от земли на небо, ангелы и архангелы приветствуют Его там как своего Зиждителя и Владыку» (Песнь 8). «Величаем Тебя, сошедшего даже до последних земли и спасшего человека и возвысившего его в божественном вознесении Твоем» (Песнь 9). Утреннее богослужение праздника заключается особенным отпустом, в котором Церковь благословляет всех предстоящих именем вознесшегося на небеса и сидящего одесную Бога Отца. в) На Литургии вместо обыкновенных поются особенные антифоны праздника, заимствованные из 46, 47 и 48 Пс., в которых так живо и величественно изобразил святой пророк Давид божественную славу своего потомка по плоти, восходящего на небеса при восклицаниях и гласе трубном. Переливающиеся лики в сих антифонах напоминают хоры Серафимов в высоком видении пророка Исаии. Они то прославляют величие вознесшегося Господа и Его державное владычество над всеми языками – «Велий Господь и хвален зело во граде Бога нашего, в горе святей Его, покори люди нам и языки под ноги наша»; то призывают все народы к веселью и славословию – «Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования, яко Господь вышний страшен, Царь по всей земли»; то представляют Спасителя, как бы с высоты небес простирающего последнюю проповедь Свою к земнородным: «Услышите сия вси языцы, внушите вси живущие по вселеннней, земнороднии же и сынове человечестии, вкупе богат и убог! уста моя возглаголют премудрость и поучения сердца моего разум». Вслед за сим богодухновенный евангелист Лука повествует нам о последних минутах земного странствования Сына Божия, о том времени, когда апостолы окружили Его и спрашивали: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян.1:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Празднуя Вознесение Христово из этого мира, мы знаем, что оно произошло ради нас и для всех людей. Господь уходит, дабы быть прославленным с Богом Отцом, и прославить нас вместе с Ним. Он уходит, чтобы «приготовить место» для нас, чтобы привести нас в совершенное пребывание с Богом. Он уходит, чтобы открыть путь плоти в «святилище и скинию истинную, которую воздвиг Господь, а не человек» (см. Евр.8:2 ), чтобы послать нам Святого Духа для свидетельствования о Нём во всём мире через подвиги и силу Своих учеников. Антифонами праздничной Литургии служат стихи из 46-го, 47-го и 48-го псалмов. Тропарь праздника, который поётся во время малого входа, также является и запричастным стихом: Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником (т. е. ученикам), обетованием Святого Духа, извещенным им бывшим благословением: яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира . (Тропарь) Еже о нас исполнив смотрение (т. е. совершив наше спасение), и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы . (Кондак) Сошествие Святого Духа (Пятидесятница) Праздник Пятидесятницы отмечается через 50 дней после Пасхи. Мы уже говорили, что в Ветхом Завете Пасха была воспоминанием исхода евреев из Египетского рабства, а Пятидесятница была памятью о даровании Богом Моисею Закона – десяти заповедей на Синайской горе; и как в Новом Завете Пасха стала празднованием смерти и воскресения Христовых, «исхода» людей из грешного мира в Царство Божие, так и праздник Пятидесятницы стал дарованием «нового Закона», сошествием Святого Духа на учеников Христовых. При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого… ( Деян.2:1–4 ) Апостолы получили силу «свыше» и начали проповедывать и свидетельствовать об Иисусе как воскресшем Христе, Царе и Господе. Этот момент обычно называют рождением Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

6:27, 32–35, 47–58). Неслыханные, невероятные слова произнес Господь. Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? (Ин. 6:60). И не поняв этого, вернее, не «не поняв», потому что это — тайна превыше ума человеческого и ее невозможно «понять», а — не поверив, не услышав ушесами веры и любви, многие из учеников Его (с этого времени) отошли от Него и уже не ходили с Ним (Ин. 6:66), — потому что здесь душа человеческая сталкивается с великим выбором: принять Христа делом , то есть реализовать свою веру в делах и, главное, отказаться перед Христом от своего человеческого разумения, традиционных мнений и представлений о религии как о чине, внешнем, и пойти за Христом, — или, чтобы сохранить свой внутренний комфорт, свое представление о Боге — отойти от Него. И мы видим тут удивительную вещь: Господь, Который оставил девяносто девять овец, чтобы отправиться в горы взыскать единственную заблудившуюся, — Господь не стал уговаривать этих учеников: «Вернитесь, понимайте это не буквально, ну куда же вы?», и проч. — но обратил к оставшимся ученикам суровые слова: не хотите ли и вы отойти? (Ин. 6:67). Значит, это настолько важно, что только принятие Тела и Крови Христовых и может сделать нас подлинными христианами, учениками Иисуса. Само Таинство было установлено Спасителем в важнейший день Его земной жизни — перед крестными страданиями и искупительной смертью за людей. Непосредственно перед Гефсиманией, на пасхальной вечере, когда они ели, Иисус взял хлеб и… раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26:28); сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22:19). И со дня Пятидесятницы центральным действием родившейся Церкви стало именно это данное Апостолам и их преемникам совершение Евхаристии: И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца (Деян. 2:46).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

   После сошествия Св. Духа христианство распространялось только устною проповедью Апостолов, и не один год прошел с тех пор, как началась Церковь Христова на земле, а Апостолы все еще ничего не писали. Откуда же у христиан имеются Священные Писания?   Они достались Церкви Христовой прежде всего от Ветхого Завета, а затем и некоторые Апостолы оставили свои Писания. Разве Христос требовал, чтобы верующие в Него признавали Ветхозаветные Писания?   Господь, когда доказывал людям, что Он есть обещанный Избавитель, всегда указывал на Ветхозаветные книги. «Если бы, говорил Спаситель фарисеям,вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (Ин. 5:46—47). И Апостолам Господь говорит: «вот то, о чем Я вам говорил еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лук. 24:44—45). Пользовались ли, действительно Церковь Христова с первых своих дней Ветхозаветными Писаниями?   Апостолы постоянно хвалят первых христиан за то, что они исследовали Писания Ветхозаветные (Деян. 17:11) и советуют христианам утешаться чтением Ветхозаветных Писаний. Ап. Павел пишет Римлянам так: «что писано было прежде (т.е. в Ветхом Завете), то все написано нам в наставление, чтобы мы терпением и учением из Писаний сохраняли надежду» (Римл. 15:4). В послании к Ап. Тимофею о Ветхозаветных книгах он высказывается так: «ты с детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:15—17). Нельзя ли думать вместе с некоторыми сектантами, например с штудо-баптистами, пашковцами и толстовцами, что Ап. Павел советует Тимофею читать не Ветхозаветные, а Новозаветные Писания?   Нет, нельзя так думать, потому что, когда Ап. Тимофей был мальчиком и читал Писания, тогда Новозаветных Писаний и не было еще, так как тогда Спаситель только еще вышел на проповедь. Значит, «с детства» Тимофей мог читать только Ветхозаветные книги. Их-то и одобряет Апостол.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010