Глава 3 Чудесное исцеление Св. ап. Петром хромого от рождения (1–11). Речь по сему поводу к народу (12–26) Деян.3:1 .  Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. «В час молитвы девятый», επ τν ραν τς προσεχς τν ενντην, слав. не столь правильно «на молитву в час девятый». Греческий текст и русский перевод предполагают формой своего выражения еще другие часы молитвы, кроме девятого: эти другие часы – были третий и шестой (по нашему 9-й и 12-ый). Между тем славянский перевод выражается так, что можно допустить случайность совпадения молитвы Апостолов с девятым часом (по нашему 3-м по полудни). Следы троекратной ежедневной молитвы встречаются в еврейской истории весьма рано: еще Давид в одном из псалмов указывает на молитву вечером, утром и в полдень ( Пс. 54, 18 ). Пророк Даниил в плену Вавилонском ежедневно три раза преклонял колена для молитвы ( Дан. 6, 10 ). В храме утренний и вечерний часы (3-й и 9-й) освящались особо узаконенными утренним и вечерним жертвоприношениями, и на один из этих-то часов молитвы и шли апостолы, чтобы вознести свои молитвы Богу установленными от Него и до времени не терявшими своего значения для них храмовыми Богослужениями. Деян.3:2 .  И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, про­сить милостыни у входящих в храм. «Хромой от чрева матери его» – Деян. 4:22 – ему было теперь более сорока лет. О «Красных вратах» храма, названных так, вероятно, по их красоте, нигде не упоминается более. Вероятно, это были главные восточные врата (в притворе Соломоновом), ведшие во двор язычников, которые Флавий описывает, как самые красивые, превосходившие красотою все прочие ворота храма (Иуд. война 5:5, 3). Деян.3:4 .  Петр с Иоан­ном, всмотрев­шись в него, сказали: взгляни на нас. Деян.3:5 .  И он при­стально смотрел на них, надеясь по­лучить от них что-нибудь. Совершению чуда над хромым предшествует пристальное воззрение друг на друга Апостолов и исцеленного. Это было как бы взаимное приготовление к чуду. В отношении к хромому это было средством возбудить его внимание и духовную восприимчивость к чудесному благотворению.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 4 Заключение Петра и Иоанна в темницу и следствие речи Петровой (1–4). Допрос Апостолов в Синедрионе и ответ их (5–12). Недоумение Синедриона и освобождение Апостолов (13 – 22). Молитва Апостолов и новое чудесное знамение (23 – 31). Внутреннее состояние первенствующей Церкви (32–37) Деян.4:1 .  Когда они говорили к народу, к ним при­ступили священ­ники и начальники стражи при храме и саддукеи, Деян.4:2 .  досадуя на то, что они учат народ и про­поведуют в Иисусе воскресе­ние из мертвых; Деян.4:3 .  и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер. «Когда они говорили», следовательно, речь Апостолов была «прервана» священниками. «Приступили священники и начальники стражи», ο ιερες κα ο στρατηγς το ιερο... Определенные члены греческого подлинника указывают здесь на определенных священников, проходивших в ту неделю чреду служения при храме (ср. Лук. 1, 8 ). Священники вступаются здесь из досады на то, что Апостолы, не имея, по их мнению, законного уполномочения, учат народ во храме. «Начальник стражи», состоявшей из Левитов и наблюдавшей за благочинием, тишиной и порядком в храме, особенно во время богослужения. Это был тоже священник. «Саддукеи» – участвуют во взятии Апостолов из досады на их учение о воскресении мертвых, коего они, как известно, не признавали. Хотя в качестве «первой» меры против нарушения апостолами спокойствия в храме было вполне достаточно простого устранения их из храма или просто запрещения говорить, – однако, на деле видим гораздо большее. Священники и прочие, пришедшие с ними, «наложили» на Апостолов «руки» и «заключили под стражу до утра». Это заставляет думать, что деятельность и личность Апостолов уже обратили на себя беспокойное внимание властей, и последнее событие во храме послужило лишь достаточным поводом к представлению их на высший суд. «Уже был вечер». Апостолы шли на молитву в час 9-ый (по нашему третий пополудни). Значительное время могло пройти между исцелением хромого и речью Петра к народу, пока разгласилось чудо и сбежался народ. Могла затянуться и самая речь Петра, быть может, изложенная дееписателем лишь в краткой своей сущности. Понятно отсюда, что и взятие апостолов произошло в такое время вечера, когда Синедрион было бы трудно собирать, да и излишня была такая спешность: достаточно было сделать то, что было сделано – заключить под стражу до утра.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 7 1–15. Гнев Божий над Иерусалимом и его храмом. 16–20. Просьбы пророка за народ – напрасны. 21–28. Жертвы также не принесут никакой пользы при непослушании иудеев Иегове. 29–34. Страшное наказание постигнет отступников. Иер.7:1–15 . Иудеи слишком надеялись на свою безопасность, полагая, что Иегова не позволит разрушить Свой храм. Но безопасность эту Бог может обещать им только в случае их исправления. Теперь же, когда самый храм Иеговы они сделали прибежищем для преступников всякого рода, они могут ожидать только его разрушения и погибели всего своего государства. Иер.7:1 .  Слово, которое было к Иеремии от Го­с­по­да: Иер.7:2 .  стань во вратах дома Го­с­по­дня и про­воз­гласи там слово сие и скажи: слушайте слово Го­с­по­дне, все Иудеи, входящие сими вратами на по­кло­не­ние Го­с­по­ду. Отсюда начинается так называемая «храмовая речь» пророка Иеремии, которая была сказана в храме Иерусалимском. Она кончается IX-oй главой. Сходство ее с речью Иер 26 гл., сказанной в первое время царствования Иоакима, дает право относить ее происхождение к этому же времени. – «Во вратах дома Господня» – т. е. при воротах, ведущих во внешний двор, где стоял народ, а не во внутренний или священнический, куда народ не допускался ( Иез 40.17 ). Иер.7:3 .  Так говорит Го­с­по­дь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте. Иер.7:4 .  Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Го­с­по­день, храм Го­с­по­день, храм Го­с­по­день». Храм, сам по себе, – не защита грешникам! Между тем евреи усиленно твердили, что храм – это верное прибежище для них, хотя бы они на деле были совершенными отступниками от Иеговы. Иер.7:9 .  Как! вы крадете, убиваете и пре­любо­дей­с­т­ву­ете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, Иер.7:10 .  и по­том при­ходите и становитесь пред лицем Мо­им в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости. Иудеи, очевидно, находили для себя возможным соединять почитание Ваала и служение Иегове. Но одно решительно исключает собою другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 7 Речь Архидиакона Стефана (1–56). Его мученическая кончина (54–60) Деян.7:1 .  Тогда сказал первосвящен­ник: так ли это? «Так ли это?», т.е. говорил ли ты действительно то, в чем тебя обвиняют ( Деян.6:11, 13, 14 ). Деян.7:2 .  Но он сказал: мужи братия и отцы! по­слушайте. Бог славы явил­ся отцу нашему Аврааму в Месо­по­та­мии, пре­жде пере­селе­ния его в Харран, «Но он сказал» – вместо прямого ответа на вопрос первосвященника, Стефан произнес длинную речь, которая в конце концов опровергает обвинение и переносит его на самих обвинителей, противление коих Богу поставило Стефана на суд Синедриона. Сущность речи составляют собственно стихи Деян.7– 53 , для которых или с точки зрения которых делается и весь предшествующий обзор еврейской истории. Содержание и ход мыслей речи можно выразить так: не как хульник Бога, закона и храма предстою я здесь, обвиняемый и преследуемый, жертва вашего противления Богу и Его Мессии, – противления, которое, по свидетельству всей истории, вы наследовали от отцов ваших и проявляете теперь. Не моя вина, что меня здесь судят, но ваша – ваше не почтение к Богу, а всегдашнее противление Ему, как и в настоящем случае, когда истинного почитателя Его вы судите и обвиняете. Все это Стефан искусно и подробно заставляет за себя сказать саму историю, останавливаясь особенно обстоятельно на истории Моисея, когда противление народа заслужило обличение самого этого величайшего законодателя и посредника между Богом и народом. Более или менее спокойное течение мыслей, после упоминания о построении храма и подтверждения своего воззрения на него изречением пророка, обрывается прямым и смелым нападением и изобличением на неправедных судей в тягчайшем грехе против Мессии и Бога. – Так как после этой величественной речи Стефан не вернулся уже в христианское общество, то, очевидно, она воспроизведена была кем-либо из приверженцев христианства, присутствовавших тут же (вроде Никодима, Иосифа Аримафейского или Гамалиила), от коих и сделалась потом известною всему христианскому обществу и вошла в труд дееписателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 8 Гонение на Церковь после убиения Стефана (1–4). Проповедь Филиппа в Самарии (6–8). Симон Волхв (9–13). Петр и Иоанн в Самарии. Грех Симона Волхва (14–25). Крещение Филиппом евнуха царицы Ефиопской (26–40) Деян.8:1 .  Савл же одобрял убие­ние его. В те дни про­изошло великое гоне­ние на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рас­сеялись по раз­ным местам Иудеи и Самарии. «Савл одобрял убиение его», Стефана. В этом сознается впоследствии сам он ( Деян.22:20 ). «В те дни...» – εν εκενη τ ημρα... – слав. «в той день...» Дело, очевидно, происходило так: фанатическая толпа убийц, озверев от крови Первомученика, возвратилась в город и произвела настоящий погром христиан, пока не распространившийся далее Иерусалима. По церковному преданию, жертвами этого погрома легло до 2000 христиан, в числе коих был другой диакон – Никанор. (Чет. Мин. 28 июля). «Все, кроме Апостолов, рассеялись...», – может быть, припомнив слова Господа ( Мф.10:23 ). Апостолы остались, по толкованию Феофилакта, потому, что «где сильнее нападение, там должны находиться и лучшие борцы и быть для других примером мужества и смелости...» Деян.8:2 .  Стефана же по­гребли мужи бла­го­говейные, и сделали великий плач по нем. «Мужи благоговейные...» – может быть, и не христиане, а просто почитатели Стефана из более благоразумных евреев, тайно расположенных к христианству, подобно тому, как Иосиф и Никодим имели некогда такую же смелость совершить погребение распятого Господа. Эти благочестивые почитатели мученика устроили, по еврейскому обычаю, и «великий плач» об умершем ( Быт.50:10 ; Втор.34 и др.). Деян.8:3 .  А Савл терзал церковь , входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу. Действия Савла показывают, что он был орудием Синедриона в преследовании христиан и, очевидно, имел от него соответствующие полномочия, иначе он едва ли отважился бы вторгаться даже в дома обывателей, и темницы едва ли могли быть в его распоряжении. При таких условиях ожесточение гонения еще более ухудшалось в зависимости от личного фанатического ослепления и ожесточения Савла, что всё вместе создало крайне тяжелое положение Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 9 Обращение Павла Господом и пребывание его в Дамаске (1–25). Первое пребывание христианина Павла в Иерусалиме (26–30). Петр в Лидде, исцеление Энея (31–35). Петр в Иоппии (Яффе), воскрешение Тавифы (36–43) Деян.9:1 .  Савл же, еще дыша угрозами и убий­с­т­во­м на уче­ников Го­с­по­да, при­шел к первосвящен­нику «Савл же, еще дыша угрозами...» – между тем, как рассеявшиеся после убиения Стефана ученики Господа распространяли благовестие по другим городам ( Деян.8:1, 4 и д.), Савл продолжал ( Деян.8:3 ) свои гонения на христиан с прежнею силою. Выражение – «дыша угрозами и убийством» – указывает как бы на дикого, кровожадного зверя, задыхающегося от своей жадности. Угрозы и убийства стали как бы воздухом, которым дышал Савл и который был для него такою же существенною необходимостью, как обыкновенный воздух для всех людей. «Пришел к первосвященнику...» Если обращение Савла полагать не позже 36-го г. по Р. Х., то первосвященником тогда был все тот же Каиафа, смещенный лишь в 36 г. римским проконсулом Сирии – Вителлием. Место Каиафы занял Ионафан, сын прежнего первосвященника – тестя Каиафы – известного Ананы или Анны. Но уже в следующем же 37 году этот первосвященник был также смещен и замещен братом его, другим сыном Анана – Феофилом (Археол. Флавия, XVIII, 4 и д.). По всей вероятности, этот последний и был первосвященником в описываемое время. Деян.9:2 .  и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет по­следу­ю­щих сему уче­нию, и мужчин и женщин, связав, при­водить в Иерусалим. «Дамаск» – древний главный город Сирии, верстах на 200 к северо-востоку от Иерусалима. Со времен Селевкидов в нем жило очень много евреев, так что Нерон мог умертвить их там до 10 000 (Флавий, о войне Uyд. I, 2, 15; II, 20, 2 ). При таком большом количестве евреи имели здесь не одну, а много синагог, что подтверждается и в данном месте: «выпросил письма к синагогам...» Эта же многочисленность живших в Дамаске евреев заставляла догадываться и возможности распространения и здесь христианства, что обещало богатую пищу ревности гонителя Христова, каким был тогда Савл.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава III Увещание к молитве за успех Апостольского благовестничества и за самого благовестника (1–5), завещания Апостола Фессалоникийцам касательно бесчинных, праздных и непослушных (6–13) и указание братолюбных по отношению к ним мер (14–15). Призывание читателям мира от Господа, собственноручное приветствие и ниспослание благодати Христовой (16–18). С этой главы начинается увещательная часть послания, причем нельзя не заметить, что по своему построению наше послание очень близко подходит к первому, разделяясь на две части – повествовательно-изъяснительную, и увещательную. Последняя, как и в 1 Фес., начинается выражением το λοιπν. 2Сол.3:1 .  Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, 2Сол.3:2 .  и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера. Ап. просит ф. молиться об успехе евангельской проповеди , чтобы последняя имела такой же успех у Коринфян, как и у них. « Да слово Господне течет и славится» – по-слав.; τρχη και δοξζηται – по-греч. Первый глагол подчеркивает живую и действенную природу слова Божия, и желание Ап., чтобы оно все более и более распространялось, а второй указывает на внутреннее признание, выражающееся в прославлении С. Б. (ср. Пс 146и Пс 19 ) и следующее за признанием его. Во втором стихе Ап. частнее указывает, почему он просит молитв ф. общины – чтобы избавиться от испорченных и злых людей. На кого намекает здесь Ап. Павел? Что здесь имеются в виду определенные лица, на это указывает член των. Но где их искать? Едва ли эти враги – иудаисты, борьба с коими разгорелась позднее. Нет оснований их искать и среди самих христиан, ибо выражение «не во всех вера» собственно значит: «вера не есть удел всех», и имеет более широкое приложение, чем к одному лишь кругу верных. Значит – этих врагов нужно искать среди неверующего жидовства (в данном случае коринфского), которое всюду гнало и преследовало благовестника Христова. Подтверждения этому дают Деяния ( Деян.17:5, 13, 18:12 и д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

ДЕЯНИЕ ПЯТНАДЦАТОЕ СВЯТОГО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА Церковные определения, составленные святым и вселенским собором, собравшимся в Халкидоне. Правило 1. Мы признали справедливым соблюдать правила, изложенные святыми отцами на каждом соборе доныне. 2. Если какой епископ совершит рукоположение за деньги и непродаваемую благодать обратит в продажу, и за деньги рукоположит епископа, или хорепископа, или пресвитера, или диакона, или кого-либо другого из числящихся в клире, или определит за деньги эконома, или экдика, или просмонария 300 , или вообще кого-либо на церковную должность ради прибытка своего: то покусившийся на это, быв обличен, да будет в опасности за свою собственную степень, и поставленный им отнюдь да не пользуется купленным рукоположением, или производством, но да будет чужд достоинства, или должности, которую получил за деньги. Если же кто явится и посредником в столь гнусном и незаконном лихоимстве, то и этот, если он клирик, да будет низвержен из своей степени, если же мирянин, или монашествующий, да будет анафематствован. 3. Дошло до святого собора, что некоторые из принадлежащих к клиру, ради собственной гнусной прибыли, берут на откуп чужие имения, и устраивают мирские дела, пренебрегают служением Божиим, а скитаются по домам мирских (людей) и, из сребролюбия, принимают поручения по имениям. Посему святой собор определил, чтобы впредь никто, ни епископ, ни клирик, ни монашествующий, не брал на откуп имений, и не вступал в распоряжение мирскими делами, разве только по законам будет призван к безотговорочному попечительству над малолетними, или епископ города поручит заботиться о церковных делах, или о сиротах и вдовах беспомощных, и о лицах, которым особенно нужно оказать церковную помощь, ради страха Божия. Если же кто впредь дерзнет преступить это определение, такой да будет подвергнут церковным наказаниям. 4. Истинно и искренно проходящие монашескую жизнь да удостаиваются приличной чести. Но поскольку некоторые, пользуясь монашескою одеждою, расстраивают церкви и гражданские дела, безрассудно ходя по городам, и даже стараются составлять сами для себя монастыри: то рассуждено, чтобы никто нигде не созидал и не составлял монастыря, или молитвенного дома, без позволения епископа города: а монашествующие в каждом городе и стране да подчиняются епископу, да соблюдают безмолвие, да упражняются только в посте и молитве, оставаясь на тех местах, в которых удалились (от мира); да не вмешиваются ни в церковные, ни в житейские дела, и да не принимают в них участия, оставляя свои монастыри, разве только когда позволено будет епископом города, по необходимой надобности. Да не принимается в монастырях никакой раб в монашество, без воли господина его. Приступающему же это определение наше мы определили быть отлученным от общения (церковного), да не хулится имя Божие. Впрочем, епископу города надлежит иметь должное попечение о монастырях.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобный Максим Грек 1470-†21 января 1556 Прославлен в 1988 г. Память празднуется 21 января/3 февраля Из Деяния Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви, посвященного юбилею 1000-летия Крещения Руси, проходившего в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре 6–9 июня 1988 года, о канонизации святых Изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания следующих подвижников христианского благочестия: 1 . Благоверного великого князя Московского Димитрия Донского (1350–1389), показавшего подвиг праведной и благочестивой жизни. В своем ревностном служении Церкви Христовой, патриотических трудах Отечеству и народу в грозные годы вражеского ига он явился истинным сыном Церкви Русской, вдохновляющим и ныне ее верных чад на самоотверженное служение Богу и людям. В недавнем праздновании 600-летия победы в Куликовской битве утвердилась благодарная почитаемость князя, по слову Евангелия, отдавшего душу свою за други своя ( Ин 15:13 ). Он защищал веру Христову, основывал многие монастыри, строил храмы и благотворительствовал бедным. 2 . Преподобного Андрея Рублева (1360–1-я половина XV в.), постника и аскета, известного иконописца, создателя многих икон, ныне прославленных по всему миру, всегда почитавшегося в Троице-Сергиевом монастыре местночтимым святым. О преподобном Андрее современники свидетельствовали как о подвижнике святой жизни, обильно проявлявшем христианскую любовь к ближним. О нем преподобный Иосиф Волоцкий говорит как о сподобившемся видения и созерцания невещественного Божественного Света и явившемся по смерти своей облаченным в сияющие ризы своему сподвижнику по иконописанию Даниилу. Через многие иконы преподобного Андрея, особенно через образ “Святой Троицы”, ставший совершенным выражением догмата о Триедином Боге после более чем тысячелетнего его осмысления в православной иконографии, христианское благовестие в наши дни распространяется по всему миру. 3 . Преподобного Максима Грека (1470–1556), местночтимого радонежского святого, чудотворца, монаха-аскета и учителя иноческого жития. Он, будучи узником и страдальцем многолетнего заточения, объединил в себе твердость в вопросах правой веры и личное смирение в подвижнической жизни. Являясь автором разнообразных творений, преподобный изложил в них богопросвещенные истины православных догматов и как духовный учитель углубил святоотеческую традицию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Копия с удостоверения, совершенного между Киром, бывшим папою Александрии, и последователями секты феодосиан. «Пред лицем Госноца Христа, истинного Бога. нашего, всех просвещающего, всех направляющего к спасительной и истинной вере в Него, и собирающего в одну и ту же святую Его Церковь , мы совершили настоящее удостоверение в соодинении святых Божиих церквей, в четвертый день мая, индиктиона шестого. «Удостоверение, совершенное Киром, Божиею милостию епископом, занимающим, по священному изволению благих и добропобедных наших государей, место апостольского престола сего христолюбивого города Александрии. 1) «Если кто не исповедует Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу единосущную, одно Божество в трех лицах, да будет анафема». 2) «Если кто не исповедует, что один от святой Троицы, Бог Слово, прежде веков безвременно родился от Отца, и сошел с небес, и воплотился от Духа Святаго и Владычицы нашей, святыя славныя Богородицы и приснодевы Марии, и вочеловечился, пострадал в собственной плоти, и умер, и был погребен и воскрес в третий день по Писаниям, да будет анафема». 3) «Если кто исповедует, что не одному и тому же Господу нашему Иисусу Христу, истинному Богу, принадлежат и страдания и чудеса, а одни одному, другие другому, да будет анафема». 4) «Если кто не исповедует, что Бог Слово посредством самого тесного соединения в утробе пресвятой Богородицы и приснодевы Марии принял на Себя посредством соединения плоть от самой святой Богородицы, единосущную нам, одушевленную разумной и духовной душей, (принял) в соединение физическое и ипостасное, и таким образом произошел из нее один неслитный и нераздельный, да будет анафема». 5) «Если кто не исповедует, что святая Владычица наша и приснодева Мария подлинно и поистине есть Богородица, как носившая во чреве и родившая Бога Слова воплощенного, да будет анафема». 6) «Кто не исповедует, что из двух естеств, т. е. божества и человечества, стал один Христос, один Сын, одно естество Бога Слова воплощенное, по выражению св. Кирилла, неслитно, непреложно, неизменно, или одна составная ипостась, что и есть сам Господь наш Иисус Христос, один от святой единосущныя Троицы, тот да будет анафема».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010