Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Четверг после Литургии в Храме Христа Спасителя 13 апреля 2017 г. 23:41 13 апреля 2017 года, в Великий Четверток, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим праздником — Великим Четвергом, днем установления Таинства Святой Евхаристии. Этот день приравнивается к двунадесятым праздникам. Он приходится на Страстную седмицу и потому всегда постный, но по сути это великий праздник, потому что Господу было угодно в этот день установить Таинство Святой Евхаристии, которое дает каждому человеку, являющемуся членом Церкви, возможность быть со Христом. И это не фигура речи, как мы говорим иногда о давно почивших людях: «Мы вместе с вами», — всякий знает, что мы можем быть вместе с ними лишь в воспоминаниях. Через Таинство Святой Евхаристии, силой Святого Духа мы реально вместе со Христом. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что, причащаясь Тела Христова, мы становимся участниками и сообщниками. Как же понять эти слова? Святитель не поясняет, поскольку в его время все понимали, о чем речь. Но, к сожалению, с течением времени у многих, даже просвещенных богословов, ушло из сознания, что святитель Иоанн Златоуст не прибегал к фигурам речи, а сказал о реально существующем. Причащаясь Тела и Крови Спасителя, мы действительно становимся участниками Святой Тайной вечери, то есть мы среди апостолов, а не среди тех, кого на этой вечери не было и тем более не среди тех, кто затем возложил на Спасителя руки. Но, может быть, это тоже образ? Как можно быть участником того, что было две тысячи лет назад? Как можно быть сообщником тех людей, которые не живут на земле? Святитель Иоанн Златоуст своими словами раскрыл саму суть Святой Евхаристии. Еще Господь на Тайной вечери, благословляя хлеб и вино и называя их Своими Телом и Кровью, сказал, чтобы ученики творили сие , то есть повторяли это действие, в Его воспоминание (см. Лк. 22:19). Силой Святого Духа мы это воспоминание совершаем. И не просто напрягаем память, пытаясь представить себе Тайную вечерю и мысленно увидеть то, что было некогда в Сионской горнице. Совсем не так! Силой Святого Духа мы действительно там — вместе с апостолами, вместе с Иисусом Христом. У Бога нет пространства и времени, и совершенная им Тайная вечеря всегда актуальна — вне времени и вне пространства. Чтобы стать соучастниками Тайной вечери, сообщниками апостолам, нужно совершать Святую Евхаристию, призывать Дух Святой, Который преобразует хлеб и вино в подлинное Тело и подлинную Кровь Христовы и дает нам, причащающимся Его Тела и Крови, реально с Ним соединиться.

http://patriarchia.ru/db/text/4861125.ht...

     Налей немного воды в вино, притворись, будто не всё видишь, не будь таким строгим. Иногда это нужно, а иногда нет. Иногда нужно быть очень строгим и категоричным, а иногда – быть немного помягче и снисходительней. Например, твой ребенок обещал, что вернется в половине первого, а вернулся в четверть второго. И если ты не разбавишь «вино» своего характера и произойдет крепкая разборка среди ночи, вы станете кричать друг на друга и поссоритесь, тогда ни ты спокойно не уснешь, ни ребенок, и ты не помолишься, и ничего хорошего не добьешься. То есть иногда надо немного разбавлять «вино», оказывать маленькое снисхождение, немного отпускать поводья. Притворись, будто чего-то не понимаешь. Не давай знать, что понимаешь всё, не нюхай его одежду, пропахшую табаком, не ищи, что он прячет: – Где ты был? Чем занимался? Я же тебя видел! Если ты так настроен и руководствуешься логикой строгости (и как бы это сказать? – жестокосердия, не правда ли?), то давайте перестанем быть такими. Иногда родители бывают строгими больше, чем нужно. А если бы оглянулись на годы своей молодости, как они сами жили, как мыслили и как себя вели, то… А сейчас как же глубоко они стали мыслить, но почему-то к своей жизни не так строги! Это просто загадка какая-то: мы все этим страдаем и к другим бываем очень строгими, а к себе нет, к себе мы снисходительны, себя оправдываем и думаем: «Ну ладно, дорогой мой, ладно». Поел я сыра в постный день и говорю себе: «А что тут такого? Ну просто увлекся». Но если увидим, что другой делает то же самое, тут же бросаемся его судить, чтобы самим остаться «неразбавленными», чистыми, православными. Но это не Православие, это скорее похоже на папизм, на догмат папской непогрешимости. А Православие – это пространство истины Христовой, где находят себе место, прибежище и исполняются дерзновения все на свете страдальцы: грешные, измученные люди, которые подвизаются, чтобы приблизиться к истине, которую мы в целом понимаем как Тело Христово. Никто не олицетворяет собой абсолютную истину, ни один человек, мы истинны и правы только как Тело Христово

http://pravoslavie.ru/123113.html

Гармония Рождественского поста Была очередная наша программа по местному телевидению. Прямой эфир. Тема, естественно, о грядущем Рождественском посте. Договорить об истории поста, его необходимости и святоотеческом происхождении по существу не дали. Пошли звонки… 27 ноября, 2011 Была очередная наша программа по местному телевидению. Прямой эфир. Тема, естественно, о грядущем Рождественском посте. Договорить об истории поста, его необходимости и святоотеческом происхождении по существу не дали. Пошли звонки… Была очередная наша программа по местному телевидению. Прямой эфир. Тема, естественно, о грядущем Рождественском посте . Договорить об истории поста, его необходимости и святоотеческом происхождении по существу не дали. Пошли звонки… Вопросы именно те звучали, которые ожидались, о том, что уже говорилось и для того, что бы позволить себе не поститься. Или, по крайней мере, исключения для себя любимого сделать. Из года в год практически одно и то же. Одна лишь радостная разница – звонков больше. Значит, семена проповедей прорастают и уже не вызывает неподдельный ужас сознание того, что Новый год – это день постный. Вот только ростки эти сорняками суеверий и камнями незнания окружены, поэтому и силы в них мало, и сомнения «выживем ли» одолевают. Сколько не говори о том, что пост два крыла имеет: телесное и духовное, все едино, большинство вопрошений: что кушать, когда кушать и почему не кушать . Любим тело, просто обожаем. Холим его, мазями и благовониями удобряем, модными одеждами и драгоценностями украшаем…. И правильно делаем! Бог человека красивым создал. Только вот двусоставен человек, кроме тела Господь еще и душу дал, не менее прекрасную. И если гармонии или симфонии (кому как нравится) между телом и душой не будет, то и красоты не останется. В этом мире тебя любить люди не будут, так как душа гнилая, и в «том» не примут, кому среди райского творческого блаженства грязная и мерзкая душа нужна? Именно для того и благословила веками своими Церковь четыре поста многодневных, по четырем граням года расположенных, что бы гармонию тела с душою выправлять и ужас разделения между ними ликвидировать.

http://pravmir.ru/garmoniya-rozhdestvens...

Как поститься ребенку: 10 правил Когда, зачем и как поститься детям? 25 февраля, 2015 Когда, зачем и как поститься детям? Мы выбрали те советы, которым и сами стараемся следовать… С какого возраста? Нет никаких канонических правил, определяющих с каких лет и как именно должны поститься дети. Совершенно очевидно, что с детей не стоит требовать выполнения всех постных предписаний, предназначенных для взрослых людей. В подобных случаях нужно обратиться к священнику за благословением. С другой стороны, если ребенок высказывает осознанное желание поститься, то можно ему помочь и облегчить постный рацион более частым вкушением рыбы, растительного масла и других подобных ингредиентов. Священник Антоний Скрынников Великопостные службы Брать ли детей на особые великопостные службы, зависит от сил и возраста конкретного ребенка. Все дети разные. Во время Страстной Недели надо найти возможность на каких-то службах с ребенком побывать. Прежде всего, наиболее впечатляющая и глубокая служба — это служба выноса Плащаницы и погребения Плащаницы. На какую-то часть этой службы с маленькими детьми, с детьми школьного возраста сходить необходимо. Протоиерей Алексий Уминский Литургия Преждеосвященных Даров, фото: пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси О молитве Родители с детьми могут читать молитву Ефрема Сирина ежедневно. Не обязательно с 16-ю поклонами, но один раз в день с тремя поклонами или с одним поклоном молитву Ефрема Сирина с детьми читать Великим Постом — хорошо. Протоиерей Алексий Уминский Договариваться «на берегу» Полезно договариваться с ребенком заранее о тех ограничениях, которые будут в пост. Не спускать по факту, а до начала поста обсуждать, какие ограничения кто готов на себя взять, особенно если ребенок — школьник. Добровольность ограничений для школьников — очень важная вещь. Скажем, до 8–9 лет еще можно заставить соблюдать пост, но это уже не приносит никакой пользы. Екатерина Бурмистрова, семейный психолог, мама 10 детей О протесте Протест — нормальная реакция, но не конечная точка. «Ты хочешь мороженого? Я тоже хочу. Хочу мороженого, колбасы, всю неделю про колбасу думаю». Не надо строить из себя таких неуязвимых. «Но я не буду это есть потому-то и потому-то». Или: «Я не могу купить мороженого, потому что мы договаривались».

http://pravmir.ru/deti-i-post-10-sovetov...

Настали дни Великого поста, время особенное. И если мы в эти семь седмиц не поленимся, постараемся бывать в храме регулярно — мы многое узнаем, многое почувствуем глубже, чем раньше, многим обогатимся… Об особенностях великопостного богослужения расскажет наш постоянный проводник в этом мире доцент Саратовской духовной семинарии Алексей Кашкин. —Алексей Сергеевич, начнем именно с расписания — и с первой седмицы Великого поста. Почему вдруг утреня утром? Всегда ведь вечером, после вечерни. —В седмичные (будние) дни Великого поста богослужения суточного круга совершаются особым чином. Это отчасти связано с тем, что в первой половине дня не совершается Божественная литургия, отчасти с тем, что совершаемое по вечерам первой седмицы великое повечерие с каноном преподобного Андрея Критского — служба продолжительная и самодостаточная. На первой седмице с понедельника по пятницу утро начинается утреней, затем читается первый час, затем третий, шестой и девятый часы, изобразительны (напомним: молитвословие, совершаемое тогда, когда нет Литургии; как бы изображающее ее) и вечерня. А далее, во время других седмиц Великого поста, последовательность служб меняется: по вечерам совершается Великое повечерие, утреня и первый час, а по утрам — великопостные часы, изобразительны и вечерня. —Почему же в седмичные (будние) дни поста не совершается Литургия? —Это древняя практика, она связана с тем, что Литургия, Евхаристия — это торжество, это радость, а дни Великого поста, тем паче дни седмичные — это покаяние, скорбь падшего человека о грехах: все богослужения седмичных дней имеют покаянный характер. Кроме того, Евхаристия — это Божественная трапеза, а во времена первых христиан она была связана еще и с трапезой обычной, вполне земной. А в постный день по монастырскому уставу полагается только ужин, до вечера трапеза отменяется. Поэтому отменяется и Литургия. Единственное исключение — это совершаемая в среду и пятницу Литургия Преждеосвященных Даров, когда освящения (преложения хлеба и вина в Плоть и Кровь Господа) не происходит, но люди причащаются Святыми Дарами, освященными ранее на полной Литургии (подробнее на Литургии Преждеосвященных Даров мы остановимся в следующей беседе).

http://pravoslavie.ru/77630.html

«Нынешнее поколение семинаристов воцерковлено с детства» Беседа с ректором КДАиС епископом Сильвестром (Стойчевым) о духовном образовании на Украине Сергей Мудров С епископом Сильвестром (Стойчевым), ректором Киевской духовной академии и семинарии (КДАиС), я знаком более пяти лет – наша первая встреча состоялась еще в 2016 году, когда я научным сотрудником Новоевропейского колледжа в Бухаресте приезжал в столицу Украины, а отец Сильвестр (тогда еще архимандрит) нес послушание проректора КДАиС. В этом году моя поездка на Украину как доцента одного из вузов Беларуси проходила в рамках международной научной программы, а отец Сильвестр к этому времени стал владыкой и ректором. Перед нашим разговором он гостеприимно пригласил меня отобедать в академическую трапезную. Обед в постный день для ректора и преподавателей КДАиС подавался скромный: суп, салат, картошка, рыбные котлеты, компот. Без всяких излишеств, но сытно. В киевских духовных школах владыка Сильвестр трудится более 13 лет, с 2008 года, пройдя при этом путь от преподавателя догматического богословия до ректора. За это время в семинарию и академию поступили (и выпустились) сотни студентов, из которых большинство уже служат в священном сане. Владыка рассказал о нынешних абитуриентах и студентах, о языке преподавания, признании дипломов и общей ситуации в духовных школах на Украине. Выпускники Киевской духовной академии и семинарии – Владыка, расскажите, пожалуйста, о нынешних абитуриентах и студентах. Изменилось ли со временем количество поступающих? – Безусловно, абитуриенты, их наличие – это важная тема, а вопросы, связанные с количеством абитуриентов, касаются не только киевских духовных школ. Поддерживая связи с различными вузами Киева, мы видим, что проблема, связанная со снижением числа поступающих, затронула практически всех. Одна из причин заключается в том, что многие молодые люди предпочитают сразу идти работать. Проблема, связанная со снижением числа поступающих, затронула практически всех – После школы?

http://pravoslavie.ru/141460.html

Один человек был очень успешным в карьере и бизнесе, он строго следил за своей внешностью и даже соблюдал православный Великий пост – в целях диеты, разумеется. Хвалил пост страшно – мол, сбалансированная и правильная диета, если по уставу поститься. Один человек был очень успешным в карьере и бизнесе. Строго следил за своей внешностью и даже соблюдал православный Великий пост – в целях диеты, разумеется. Хвалил пост страшно – мол, сбалансированная и правильная диета, если по уставу поститься. Да, да, этот человек даже потрудился выяснить у священника устав поста. Однажды кто-то спросил его: «А как Вы поститесь?» «Хорошо, — ответил человек. — А что?» «Да просто пост – это не только для тела, но и для духа». Человек подумал-подумал, да и собрался свой дух возвысить: пошел на исповедь в Чистый Четверг, исповедовался, получил Причастие… И в ночь на воскресенье зачем-то пришел в церковь — когда все уже ликовали и кричали «Христос воскресе». Незаметно для себя, он остался здесь почти до утра. Тоже кричал, радовался, даже на цыпочки вставал. А потом целый год, до следующего Чистого четверга уговаривал себя, что можно жить дальше без этого «возвышения духа». И не смог уговорить. Потому что ему передали, что тот батюшка, которому он исповедовался в прошлом году, ждет его. И тогда человек тот расплакался, как ребенок. Есть учение в церкви, называемое Сущность этого учения сводится к совершению подвига, конечная цель которого — спасение души. Так, пост относится к числу аскетических упражнений. Это своего рода подвиг, когда ради невидимого и, казалось бы, иллюзорного духовного роста нам предписывается отказ от совершенно реальных удовольствий. Кто пойдет на это? Кому охота добровольно лишать себя иногда единственной радости в жизни – сесть за стол и, в окружении семьи, отдохнуть, расслабиться, поесть мяса, а иногда и просто перехватить бутерброд, не думая о том, постный он или нет. Однако более чем двухтысячелетняя история Церкви показала, что таковых чудаков находится великое множество. И по сей день верующие непринужденно отказывают себе во многих удовольствиях ради счастья Пасхальной встречи с Богом – с чистой совестью и душой, способной воспринять эту святую встречу.

http://pravmir.ru/velikij-post-vremya-du...

Петров пост – зачем он нужен среди лета Попробуйте доделать то, что не успели, и открыть новые сокровища 24 июня, 2019 Попробуйте доделать то, что не успели, и открыть новые сокровища Из года в год накануне и во время Петрова поста православные христиане ведут ожесточенный спор: а нужен ли он вообще? Ведь исторически пост после Пятидесятницы держали только те, кто не соблюдали Великий пост. С другой стороны, Церковь же по каким-то причинам его усвоила – стоит ли менять то, что с такой любовью было принято поколениями до нас? Монахиня Елизавета (Сеньчукова) Дискуссия эта столь же бесконечна, сколь и бесполезна, потому что все останутся, как говорится, при своем. А самое главное – никаких реформ в этом отношении Церковь проводить, очевидно, не собирается, так что в наших православных календарях числа после Дня Всех святых и до 11 июля включительно будут помечены строгим: «День постный». Но пусть голодные братья и сестры не спешат тяжело вздыхать. Пост – это не только и не столько изменение рациона питания. Тоже, вроде бы, тысячу раз высказанная истина, но именно «неаскетичный» (лето, зелень, первые ягоды, да еще и рыбу можно – ну какая тут аскетика, просто легкое снижение холестерина) Апостольский пост может стать отличным упражнением для ее усвоения. Тем более – в его связи с давно прошедшим Великим постом. Хотя на первый взгляд кажется, что Апостольский пост — как раз исключительно «пищевое» явление – нет особенных, отличающихся от будничных, богослужений, мало святоотеческих советов на этот период… Что же можно сделать за эту «почти-четыредесятницу» полезного для души? Кроме нормальных христианских дел – накормить голодного, навестить больного – к этому мы призваны во все дни года. Очевидно, мы можем вспомнить подвиг самих апостолов — почитать Деяния и послания апостолов . А еще – доделать то, что не успели, но очень хотели сделать, или до чего никак не доходили руки, или что казалось не слишком важным – в Великий пост . Ведь в конце зимы и весной, в самый разгар рабочего периода (далеко и до всех светских праздников, кроме 8 марта, и до летних отпусков), мы не успеваем очень многого.

http://pravmir.ru/petrov-post-zachem-on-...

По благословению Святейшего Патриарха в Москве пройдет молодежный творческий Вечер «Под покровом Петра и Февронии» 7 июля 2006 г. 11:44 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 16 июля в Красном зале отеля «Метрополь»  состоится молодежный творческий Вечер «Под покровом Петра и Февронии», посвященный русским святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским, покровителям брака и семьи, чью память Православная Церковь ежегодно отмечает 8 июля. Ввиду того, что этот день постный, было принято решение в первое воскресенье после Петропавловского поста (16 июля) празднично отметить память покровителей брака и семьи. Учредители цикла молодежных православных вечеров — Православное молодёжное объединение «Воскресение» при московском храме святителя Николая в Заяицком и Международный Благотворительный Романовский Фонд «Святой Горы Афон». Участие и поддержку проекту оказывают Российская Академия Проблем Безопасности и Правопорядка, Союз писателей России, Российский Клуб Православных Меценатов и другие организации. В Вечере принимает участие православная молодежь (неженатая/незамужняя) в возрасте от 18 до 35 лет. Программа Вечера направлена, прежде всего, на пропаганду русских православных традиций среди молодежи и укрепления института семьи. Это особенно актуально в свете возрождения традиционных русских духовных ценностей, культурного наследия. Идея Вечера: создание праздничной атмосферы для общения, знакомства, укрепления личных контактов между молодыми людьми с целью дальнейшего возможного возникновения новых православных семей, возрождения традиций русского домостроя, осознания молодежью необходимости и актуальности многодетных семей для современной России. В рамках Вечера состоится Молодежный Телемарафон-2006 «Найдем друг друга», в котором примут участие «пишущие и снимающие» молодые люди из православных молодежных организаций Москвы, а также выпускники школы-интерната для детей-сирот имени преподобного Сергия Радонежского. В течение недели ребята пройдут интенсивный курс журналистского мастерства, чтобы 16 июля в составе съемочных бригад поработать на разных площадках, а затем смонтируют общую телепрограмму, посвященную семье и поиску друг друга.

http://patriarchia.ru/db/text/124391.htm...

Подпишитесь на наш Телеграм Ну что, дорогой мой аскет. Постничать по-взрослому ты с моей скромной помощью уже пробовал. Если ты еще жив, давай попробуем соблюдать пост по-человечески. Рыбу пока трогать не будем, оставим на следующие выходные. Я расскажу тебе о нормальной постной еде: овощи, фрукты, грибы, макароны, бобовые, рис. Примерно такое меню можно использовать в течение недели. Завтрак Итак, завтрак. Если тебе понравилось начинать день со смузи, то не отказывай себе в этом удовольствии. Если надоело – можешь попить кофе с постным молоком. Я не буду морочить тебе голову поисками кокосового молока или выжиманием молока из миндаля. Это дорого. Я тебе советую взять тот же самый банан, взболтать его в том же блендере, разбавить немножко водой, взбить блендером еще раз — после чего добавлять в кофе. Правда, такой кофе лучше пить с сахаром. Про бутерброды мы тоже уже говорили, можешь добавить грибную икру. Это очень просто: пожарь грибы (любые, хоть шампиньоны из банки) с луком и зеленью и поруби в нашем любимом блендере. Грибная икра Не верь, дорогой мой постник, тем злодеям, которые поморщат нос от идеи «паста утром». Паста мало отличается от каши, а кашу по утрам все мы любим. Поэтому мы берем макарончики из твердых сортов пшеницы, варим «аль денте» (то есть недовариваем), сбрасываем в дуршлаг, возвращаем в кастрюлю и запускаем туда же чуть-чуть подтушенное пюре из помидоров, чеснока, зелени, маслин, взбитое — правильно, в блендере. Перемешиваем, добавляем обжаренные кружочками порезанные помидоры и кольца лука, целые маслины — и едим. Паста с помидорами и маслинами Обед На обед можно сварить суп. Постный суп варить — одно удовольствие. Любимые овощи в кипящий бульон покрошил, морковку с луком и помидором (или томатной пастой) спассеровал, картошку и банку горошка добавил — все, суп готов. Только, прошу тебя, не пренебрегай бульоном! Свари парочку сушеных грибов или хотя бы дай вскипеть воде с целыми луковкой и маленькой морковкой. Соль, перец горошком, лавровый лист. Все, это уже еда.

http://blog.predanie.ru/article/pasta-lo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010