Великопостные субботы хранить субботу с самого начала означало, что жизнь может быть полной смысла, счастливой, творческой; жизнь может быть такою, какой Бог хотел, чтобы она была. 11 марта, 2010 хранить субботу с самого начала означало, что жизнь может быть полной смысла, счастливой, творческой; жизнь может быть такою, какой Бог хотел, чтобы она была. www.kiev-orthodox.org Отцы Церкви часто сравнивали Великий Пост с сорокалетним странствованием избранного народа по пустыне. Из Библии мы знаем, что для того, чтобы народ Его не впадал в отчаяние, а также для того, чтобы открыть ему главную и высшую Свою цель в течение этого сорокалетнего странствования, Господь совершил многие чудеса. По аналогии с этим странствием строят Св. Отцы и свое объяснение сорокадневного Поста. Его конечная цель — Пасха , обетованная земля Царствия Божия. Однако и в конце каждой недели Великого Поста происходит как бы некая «передышка», некое предвкушение этой цели. Это два дня, суббота и воскресение, когда совершается Евхаристия; эти дни на духовном пути поста имеют особое значение. Протопресвитер Александр Шмеман Начнем с субботы. Ее особое положение в церковном уставе, а также исключение ее из великопостного типа богослужения, требуют объяснения. С точки зрения «рубрик», о которых мы говорили выше, суббота не есть постный день, а день праздника , установленного Самим Богом: «и благословил Бог седьмой день и освятил его, потому что в этот день Он отдохнул от всех дел Своих» (Быт. 2,3). Никто не может изменить или упразднить повеление Господне. Правда, многие христиане думают, что божественное установление субботы было просто перенесено на воскресенье, которое, таким образом, стало христианским днем отдыха и покоя. Ничто в священном Писании или священном Предании не подтверждает этого. Наоборот, у святых Отцов и во всем раннем Предании воскресенье называется первым или восьмым днем, и, таким образом, подчеркивается его особенность и известная противоположность его по отношению к субботе, которая навсегда остается седьмым днем, благословенным и освященным Богом. Это тот день, когда было засвидетельствовано, что мир сотворен «добро зело» (очень хорошо) и таково его значение во всем Ветхом Завете, значение, которое сохранялось при Самом Христе и в Церкви. Это значит, что, несмотря на грех и падение, мир остался добрым Божиим творением; он сохранил то существенное добро , о котором возрадовался Господь: «и увидел Бог все, что Он создал; и вот, очень хорошо».

http://pravmir.ru/velikopostnye-subboty/

Большой секрет для малого стада Протодиакон Андрей Кураев рассказывает о своем переживании Великой Пятницы в литургическом и социальном контекстах. 2 мая, 2013 Протодиакон Андрей Кураев рассказывает о своем переживании Великой Пятницы в литургическом и социальном контекстах. Великая Пятница в литургическом смысле необычна тем, что это единственный день года, когда совершаются три службы. Это день полной синхронизации церковной и соответственно молитвенной жизни христианина с тем порядком событий, которые описаны в Евангелии. В частности, именно поэтому не совершается в пятницу литургия. Господь в эти часы претерпевал страдания на Кресте, а литургия – это очень праздничная и всегда неизменно пасхальная служба. Поэтому в это время Церковь пребывает в молчании: непрерывное чтение Псалтыри, некий поток молитвы, который перемежается чтением Евангельских отрывков, возвращающих нашу память к тем часам и к тому месту, где совершалось наше Спасение – это совершающаяся утром служба Царских часов. Наперсный крест убиенного иерея Даниила Сысоева (+20 ноября 2009 г.) с его кровью Днём совершают вечерню  с выносом Плащаницы, а вечером  – погребение Плащаницы. Фактически мы делаем то, что не сделали апостолы: погребаем Господа с положенными молитвами. По церковному уставу Великая пятница — день всецело постный. Человек не отвлекается ни на что, даже минимум еды для себя. Эти дни – пятница, четверг, суббота – тридневие Страстей Христовых, для меня, по моей  советской памяти, еще особенны тем, что это время каких-то своих секретов. Город вокруг живёт совершенно другими интересами, мотивами. А у меня есть свой повод для мыслей, переживаний, молитвы. И это не для того, чтобы осуждать тех, кто там идёт мимо храма, и не помнит в этот день о распятом Христе. Скажу по-детски – это такой большой секрет, для маленькой такой компании. Иногда все-таки радостно, по-хорошему радостно, почувствовать какую-то свою неконтекстуальность, некоторую отличность. Хотя бы иногда христианин должен всё-таки действовать, думать, реагировать, переживать иначе, чем просто наши дорогие соотечественники. И вот эти последние дни Страстной седмицы дают для этого повод. Когда эту тайну ты можешь нести просто в себе. Читайте также: Протоиерей Георгий Бреев о Великой Пятнице (+Видео) Мнимая победа падшей религии Страстная Пятница: Христос умер на кресте Распятие и Погребение Христа: иконы и картины и другие материалы, посвященные Страстной седмице

http://pravmir.ru/bolshoj-sekret-dlya-ma...

Общество Иродова безумия Общество потребления – вот наш диагноз и наше кредо. 11 сентября, 2012 Общество потребления – вот наш диагноз и наше кредо. «… да не сообщницы явимся Иродову чревоугодию…» Со скорбью сердечной и болью вспоминает Святая Церковь день Усекновения главы святого пророка и предтечи Спасова Иоанна , с утверждением поста, в воспоминание великого постнического жития этого святого праведника. Мы от многих брашен отказываемся на один день, а он всю жизнь питался только саранчой и диким мёдом… мы от суесловия устраняемся на сутки, а он годами молчал… мы от развлечений один день удерживаемся, а он их вовсе не знал, кроме божественного утешения, ниспосылаемого в сверхъестественных его скорбях. Итак, хотелось бы сказать, что в подражание святому пророку мы утверждаем постный день, да не получится так сказать… Слишком несоизмеримо наше мнимое «разовое» благочестие с повседневной нормой жизни праведника. Именно, что в почтение и изумление перед величием постнического и подвижнического жития налагаем мы на себя этот однодневный пост. Но и другая ещё есть причина нынешнего нашего пощения. Это желание «отгрестись», как говорит апостол, то есть отгородиться, отчуждиться страшного и неистового чревобесия, которое вовлекло многих и многих людей в тягчайшие смертные грехи. Потому, что в утехах плотских одно тянет за собой другое, одна страсть — другую и одно невоздержание, омрачая ум, ввергает в следующее, а конец всему – смерть души, если не последует покаяние. Но на примере Ирода и соучастников его неистовства мы видим, что и от самой возможности покаяния удаляет человека сознательное и долгое погружение в греховную жизнь. Потому, что ум, чувства, воля, омраченные привычкой греха мешают уже человеку различать голос совести и вместо покаяния всё более влекут его дерзко и властно к погибели. Так устроена жизнь, что чем более мы стараемся жить по плоти, чем более стремимся ей угождать, тем более иссякает в нас жизнь духовная, тем менее мы становимся способны смотреть на жизнь ясным духовным взглядом. И напротив, чем более мы стараемся утвердиться в воздержании душевных и телесных чувств, тем более они очищаются от чада страстей, тем более ясно мы начинаем понимать и чувствовать наше духовное призвание, тем более становимся способны слышать призыв Божий и отвечать на него всей своей жизнью. Но, увы, кто из нас может такой чистотой и чуткостью похвалиться?

http://pravmir.ru/obshhestvo-irodova-bez...

Гречка каждый день? Вице-президент «Медиа-союза» Елена Зелинская об открытии православного ресторана. 18 декабря, 2013 Вице-президент «Медиа-союза» Елена Зелинская об открытии православного ресторана. Вице-президент «Медиа-союза» Елена Зелинская об открытии православного ресторана В Москве собираются открыть православный ресторан. Мне самой на язык лучше не попадаться, но чем публике не понравился такой кулинарный поворот — не пойму. Впрочем, разве само название вызвало ироническую реакцию: последнее время слово «православный» затаскали до неприличия. Назови просто и понятно, хоть, например «Трапеза» или «В постный день». Я не самый строгий постник, однако, по самым скромным подсчетам без скоромной еды приходится обходиться чуть ли ни шесть месяцев в году. Обедаю я, как и все, в городе. Действительно, в некоторых ресторанах появилось постное меню. Однако, во-первых, не всегда ты на такой приятный сюрприз наткнешься, во-вторых, повара обычных заведений готовят, видимо, по рецептам самых жестких монастырских уставов и, например, позволенную работающему человеку рыбу за постное не держат. И ты либо сидишь месяцами на гарнирах, либо на мучном, — что гарантирует мне по два-три дополнительных килограмма каждый долгий пост. В пафосных московских ресторанах последнее время модно громко требовать постное, — и получать изысканное блюдо. Но, право сказать, ценовая политика позволяет, конечно, владельцам этих заведений кататься на яхтах в районе Антиб, но я как-то сдержанно отношусь к идее спонсировать их из своего кошелька. На мой взгляд, ресторан, который бы конкретно по постным дням предлагал бы разнообразное меню, основанное на рецептах монастырской кухни, приготовленное с пониманием дела, да еще по разумным ценам, вполне получил бы своего посетителя. Например, меня. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/grechka-kazhdyj-den/

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Игорь Александров: " Не все хотят в эту ночь только веселиться " Петербургский священник рассказал, как надо относиться к празднованию Нового года 25.12.2009 1139 Сам по себе новый астрономический год для православных ничего не означает. Если говорить о том моменте, когда мы осознаем, что год позади, то для меня это, прежде всего, Пасха. Точнее, те мгновения пасхальной ночи, когда священники в алтаре начинают вполголоса пение стихиры " Воскресение Твое, Христе Спасе " . Вместе с тем для многих наших соотечественников новогодняя ночь - это те минуты, когда они вынужденно задумываются если не о вечности, то хотя бы о быстротекущем времени, о том, что годы идут, и какой-то из них будет для них последним. Это очень хорошее время для миссии, для напоминания о Том, Кто сотворил времена и лета. Поэтому я считаю правильным то, что совершаются новогодние молебны, хотя для православных этот день всего лишь 19 декабря по церковному календарю, а вовсе не 1 января. С уважением отношусь я и к инициативе служить в эту ночь Божественную Литургию по случаю празднования в этот день памяти двух святых, к которым традиционно обращаются страждущие грехом винопития - святителя Вонифатия Милостивого и соименного ему мученика. Я сам как тюремный священник около 20:00 31 декабря совершаю новогодний молебен в храме колонии. Я должен сказать, что, за исключением разве что пасхальной службы, эта служба собирает наибольшее число молящихся. Население колонии не отличается высоким уровнем церковности, но и здесь не все хотят в эту ночь только веселиться. Мои верующие бабушки, воспитавшие меня, и которым я обязан тем, что они зажгли во мне огонек веры и приучили к храму, в эту ночь тоже не уклонялись от семейных празднований. Они ещё помнили те времена, когда под запретом была сама ёлка - как напоминание о Рождестве Христовом. Разумеется, это празднование не продолжалось до утра, карнавального характера оно не носило, накрывался постный стол, дарились подарочки. Это вполне приемлемо, мы продолжаем эту традицию и дома встречаем этот праздник таким же образом, то есть садимся за стол, поздравляем друг друга, читаем молитву из новогоднего молебна, благодарим Бога за все, что было в этом календарном году, и дарим друг другу чисто символические подарочки, которыми напоминают, что мы друг друга любим. Говоря о праздновании нового года в нашей семье, я бы провёл параллель между этим праздником и днями рождения (тоже новолетиями, только личными). Мы их не празднуем, но всегда поздравляем новорожденного, обычно - букетом цветов. А празднования совершаются в День Ангела.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/12/25/pr...

«Православие и спорт» 20.01.2023 10:49:31 В. Носов: - Добрый день, братья и сестры. Начинаем программу Православие и спорт. Это передача о сильных духом и телом, о событиях в мире. Наш сегодняшний гость - мой друг, брат, многодетный отец и уже многодетный дедушка, музыкант, юрист, координатор Движения «Сорок Сороков» Андрей Кормухин. А. Кормухин: - Рад приветствовать! В. Носов: - Муромская дорожка - это Международная духовно–спортивная акция, которая организуется по инициативе общественного Движения СОРОК СОРОКОВ, при поддержке Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта, и проводится традиционно 1 января в день памяти преподобного Илии Муромского, более чем в 50 регионах России и Зарубежье. Все больше людей не хотят праздновать Новый год, употребляя алкоголь, но вместо этого 1 января, когда тебе некуда пойти, когда везде застолья с алкоголем, идут на прекрасное мероприятие. Пошла эта традиция с 2014 года. А. Кормухин: - Для нас, как организаторов, было открытием, насколько высока потребность такого мероприятия среди нашего народа. Многие здравые люди и православные ищем, чем бы занять детей, что бы сделать самим 1 января. Я во многих городах был на Новый год – вымершие города. Как православные христиане мы знаем, что это постный день, подготовка к Рождеству, когда наступит радость, и мы будем встречать рождающегося Христа. Да и всё же анахронизм – встречать Новый год, исчисление которого идет с Рождества Христова, а Сам Христос еще и не родился. Нам предлагают праздновать Рождество 25 декабря, как католики. Нет, давайте лучше будем по Юлианскому календарю, как наши предки много веков отмечали. Мы сейчас выдвигаем инициативу, чтобы Россия вернула Юлианский календарь в свой обиход. Почему мы вообще пошли за западом? Видим же, к чему привело хождение за западом, желание быть как они. Мы видим, к чему «цивилизованный» мир пришёл, да нам туда не очень и хочется. Нам нужно вернуть наш родной Юлианский календарь. В. Носов: - Православные его и не забыли – всегда даты отмечают по новому и старому стилю.

http://radonezh.ru/2023/01/20/pravoslavi...

Протоиерей Александр Ильяшенко: Хорошо бы присоединить эти выходные к 9 мая Можно поехать за город, поработать на огороде или походить по лесу, отдохнуть, зажарить шашлык, пообщаться с друзьями… 1 мая, 2012 Можно поехать за город, поработать на огороде или походить по лесу, отдохнуть, зажарить шашлык, пообщаться с друзьями… В детстве 1 мая – это были демонстрации, с бумажными цветами, с тяжелыми портретами Ленина, с флагами, плакатами «Мир, Труд, Май» и бравурной музыкой. А потом все шли отмечать официальный день солидарности всех трудящихся. А чего – выходной, пироги, горячительные напитки – в этом трудящиеся были действительно солидарны. А что мы празднуем сейчас? В честь какого замечательного события 1 мая – красный день календаря? Протоиерей Александр Ильяшенко Протоиерей Александр Ильяшенко: Смысл в выходных днях, приходящихся на 1 и 2 мая, есть – можно поехать за город, поработать на огороде или походить по лесу, отдохнуть, зажарить шашлык (если это не постный день), пообщаться с друзьями. А более никаких оснований я для этого праздника не вижу. Традиция 1 мая идет со времен дореволюционных маевок, когда люди собирались для того, чтобы свергнуть существующий режим. Свергли и получили всё то, что мы имели в XX веке. Чего уж тут праздновать? Мне кажется, было бы хорошо присоединить эти два выходных дня к 9 мая. 9 мая – действительно всенародный праздник, наполненный большим и глубоким смыслом. Тем более, что многие уезжают на дачу, занимаются сельскохозяйственными работами. После 9 мая как раз земля подсохнет и, если не будет перерывов между выходными, можно будет спокойно заниматься огородом. Подготовила Оксана Головко. Читайте также: Протоиерей Георгий Митрофанов: 1 мая – иллюзия другой жизни Священник Александр Шумский: Чрезмерное количество выходных не полезно Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/protoierei-aleksandr-i...

Время самоограничения и время молитвы, время искушений и время радости. Все эти определения относятся к посту — особому периоду в жизни каждого православного христианина. О значении наступившего Рождественского поста, о важности даже самого малого аскетического подвига и о предощущении торжества рассказывает игумен Нектарий ( Морозов ), настоятель Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " . Рождество Христово. Икона из одноименной пещеры в Вифлееме. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru — Мы привыкли к тому, что праздник — время радости. Почему у православных христиан перед самыми значительными торжествами установлен пост? — Праздник в понимании светского человека и в понимании человека церковного — вещи совершенно различные. В миру подготовка к празднику — это поход по магазинам, забота о разнообразно накрытом столе, о том, как занять, развлечь гостей. Такое отношение — чисто земное. Праздник же церковный — торжество другого, духовного порядка, дающее верующему возможность через воспоминание тех или иных событий Священной истории прикоснуться сердцем к иной, небесной, реальности и пережить во всей полноте радость от этого удивительного, ни с чем не сравнимого прикосновения. Но человек состоит из духа, души и тела. И дух и душа в его повседневной жизни оказываются в угнетенном, подавленном состоянии — властвует тело с его потребностями, привычками, удовольствиями. Для того, чтобы дать духу свободу в его устремлении к Богу, необходимо " утеснить " свою плоть, хотя бы в чем-то ограничив ее подчас весьма прихотливые требования. Таким способом самоограничения и является пост. В той или иной форме, как воздержание от излишеств, он всегда должен присутствовать в жизни православного христианина. Но на протяжении церковного года существуют отдельные периоды, специально посвященные воздержанию большему, это так называемые " многодневные посты " , одним из которых является Рождественский. — Его также называют " Филиппов " пост… — Да, поскольку начинается он на следующий день после празднования святому апостолу Филиппу, 28 ноября (н.с.). А заканчивается уже на Рождество, которое празднуется 7 января (н.с.), продолжаясь, таким образом, 40 дней. По своему Уставу о пище он не самый строгий. В субботние и воскресные дни, а так же в дни праздников с полиелеем, если они не приходятся на среду и пятницу, Рождественским постом разрешается вкушение рыбы, в остальные дни — пища только растительного происхождения. Наиболее строгий период поста — последние его дни, время предпразднства — со 2 по 6 января включительно. В эти дни, хотя бы на них и выпадали воскресенье, суббота или какой-то праздник, рыба на трапезе уже не допускается. А день самого строгого поста — канун Рождества, Рождественский сочельник, когда по церковным правилам пищу принято вкушать лишь вечером, с появлением на небе " первой звезды " (приблизительно в 16-17 часов).

http://pravoslavie.ru/50118.html

Записки шашлыковеда: Секреты правильного пикника Обязательно нужно помнить, что мясо – далеко не самый важный ингредиент, который необходимо с собой прихватить. 30 апреля, 2014 Обязательно нужно помнить, что мясо – далеко не самый важный ингредиент, который необходимо с собой прихватить. Самое хлопотное в устройстве таких поездок – заранее обо всём договориться и распределить полномочия. Пасхальное время – шашлычим Как показывает опыт, именно период между Великим и Петровским постами – идеальное время для выезда компанией на природу. Ещё не начался период отпусков, и народ не успел массово укатить на дачи. Зато после завершившегося поста хочется, наконец, собраться большой компанией и пообщаться всласть. Грядущие майские выходные, позволяющие горожанам выделить несколько свободных дней в напряжённом рабочем графике, – идеальное время для дружеских посиделок на природе. Однако, чтобы такая встреча стала действительно отдыхом, её надо хорошо организовать. Алексей Корзухин. Воскресный день Всё, что нужно, и… мясо Несколько выездов, устроенных в разные годы, выявили парадоксальную вещь: мясо (или рыба, если поездка всё-таки пришлась на день постный) – на такой встрече совсем не главное. Более того, количество собственно шашлыка не должно превышать 500–600 граммов сырого продукта на одного путешественника. Поверьте: если выезд однодневный, всё, что будет сверх этой нормы, вечером вы повезёте назад. Джеймс Тиссо. Пикник А вот главная и самая тяжёлая вещь, которую надо доставить на место – вода. Причём вода должна быть двух видов – питьевая и «техническая». Даже если просто чистую воду на месте никто пить не будет, а тарелки вы взяли одноразовые, она всегда пригодится – например, для того, чтобы вымыть и умыть детей. Потому что лужу или окоп, чтобы вываляться по уши, юные путешественники найдут всегда. Немало воды понадобится и для того, чтобы самым тщательным образом залить после себя кострище. На то, что на месте найдётся какая-нибудь лужа, в нынешнюю сухую погоду уповать особо не стоит. Но все следы шашлычных посиделок необходимо нейтрализовать самым тщательным образом. Не доставляйте хлопот пожарным!

http://pravmir.ru/zapiski-shashlyikoveda...

Кажется, его звали отец Василий, но точно не знаю. Совсем старенький был батюшка, ветхий с виду. Прихожане говорили, что ему девяносто с чем-то лет, и долгие годы он сидел по тюрьмам и лагерям как исповедник Христов. Видела я батюшку один-единственный раз в Коломенском храме Казанской Божией Матери, но его проповедь, произнесённая в первый день Великого поста , помнится и поныне. — Пост это время духовной весны и время подвига, — говорил батюшка. — А подвиг, мои родные, требует сил. Вот я сегодня испёк в духовке две картошечки и очень сытно поел. И вы, мои хорошие, не измождайте себя постом. Вы кушайте, кушайте.      Каким же светлым надо быть человеком, чтобы так светло думать о людях, полагая, что мы, как аскеты древности, будем измождать себя в подвигах поста. А мы и не изнуряли себя. Постились, конечно, строго по Уставу, но со временем настолько преуспели в кулинарном искусстве, что постный обед превращался в пир. Иногда это было полезно в педагогических целях. Помню, однажды студент-паломник попросил меня поговорить с его мамой, не раз плакавшей из-за того, что сын в посты не ест мяса, а без белков организм обречен на анемию. После великопостной воскресной службы пришли они с мамой к нам домой, а у нас в тот день на обед были чечевичные котлеты, внешне похожие на мясные. — Как — вы мясо в пост едите? — удивилась мама, а, распробовав, восхитилась. — Потрясающе вкусно, вкусней мясных котлет! Как вы их готовите? — Элементарно. Перемалываем на мясорубке отварную чечевицу, добавляем много лука, чеснока и чуточку хлеба. Можно добавить щепотку крахмала, чтобы котлеты не разваливались. В общем, мама ушла от нас успокоенная, потому что чечевица — это тоже белки. Но самый долгий кулинарный марафон мы пережили с верной женой Натальей, потратившей немало сил, чтобы привести в церковь своего любимого мужа Толика. Привела. Анатолий уверовал, но посты почему-то не признавал. Между тем, это был блестяще образованный человек. В своё время Анатолий окончил философский факультет, но вскоре обнаружил, что в условиях рыночной экономики его философия никому не нужна. О своей жизни он рассказывал так: «Недавно прочитал в газете объявление: “Даю уроки математики, выгуливаю собак, а также лужу, паяю и клею обои”. Вот и я “лужу, паяю” и хватаюсь за любую подработку».

http://pravoslavie.ru/65264.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010