- Отмечают праздник ежегодно в один и тот же день – 28 августа. Так как Успение Пресвятой Богородицы приходится в 2017 году на понедельник, то, согласно Уставу Православной Церкви, этот день не постный. Разрешено вкушать любую пищу. Запреты Существует множество суеверий и народных обычаев, связанных с Успением. Многие из них «запрещают» людям заниматься обычными домашними делами. Прижившиеся языческие страшилки вносят смуту в умы даже православных людей, которые годами ходят в храм. Ничем этот день не отличается от других дней, за исключением того, что мы особо почитаем Пресвятую Богородицу, прославляем Ее Успение. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое», – поется в тропаре праздника. Главное, что должен вынести из этого события каждый верующий, – возможность победы жизни над смертью, добра над злом, веры над неверием. Именно об этом говорит Святая Церковь своим чадам посредством праздничного богослужения. Образ Успения Пресвятой Богородицы – это квинтэссенция земной жизни, это личная Пасха… Это возвращение к Богу. Совершая разные чудеса, Господь указывал, что истинное чудо для человека – возвращение к Богу, обожение, потому что наша подлинная родина – Небо, а не эта временная земля. В ранних христианских сочинениях подчеркивается: «Бессмертная душа обитает в смертном жилище – так и христиане находятся среди тленного мира, ожидая небесного нетления». Земная жизнь дана человеку как некий экзамен перед входом в Вечность. И от того, как человек подготовится к этому экзамену, зависит его будущая бессмертная жизнь. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что главным критерием последнего Страшного суда, который ожидает каждого человека перед входом в Вечность, будет только любовь. С человека не спросится, сколько он прочитал молитв, сколько соблюдал постов, сколько сделал поклонов. С каждого из нас будет спрошено, помогли ли мы ближнему, накормили ли голодного, одели ли нагого, ведь в зависимости от того, как в своей жизни мы проявили свою любовь к ближним и в какой мере, Бог так же засвидетельствует Свою любовь и к нам. И если в нас не было любви, мы, к сожалению, никак не сможем войти в любовь Божию и пребывать в ней.

http://pravoslavie.ru/106016.html

Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день Великая Суббота Великая Суббота на Афоне     Сегодня, друзья мои, Великая Суббота, зна­чит, это день Божественного покоя, это день, в который почил от всех великих дел искупления нашего Единородный Сын Божий; да молчит же всякая мысль и всякое мудрование пера моего! Умолкнем, друзья! Падем в прах пред безмолвствующим Словом и прильнем к Его живительным язвам нашими грешными устами; подобно Марии, облобызаем их, осушим точив­шуюся из них кровь во спасение наше и утолим ею жажду сгорающего в сладострастии сердца нашего! (Предзакатные часы Великой Субботы, 25 марта.)   А вот и Пасха! Христос воскресе, друзья мои! Теперь, когда все говорит и звучит, ликует и радуется, можно и нам поделиться чувствами и взаимностью бесед, о чем душе угодно. Итак, наговоримся досыта и, разумеется, об Афоне. Да о чем же другом? Думаю, что вас занимает моя жизнь на Святой Горе Афон и передам вам ее очерки.     Видел я наконец здешнее и заговенье мас­леничное, полное утешения и для плоти, и для духа. При Божией помощи я прошел пространс­тво и постного, великого пути Четыредесятницы и торжественно праздную теперь Святую Пасху на Афоне . Искренно при этом признаюсь вам, друзья мои, что, увлекаясь чувством давней привязанности к прихотям плоти, до крайности изнемогал я под крестом постным, тогда как отцы и братия твердо и в неизменном терпении шли под ним в чаянии светлых дней Пасхи.    Постная трапеза, и то однажды представляемая, была мне не по вкусу; меня утешали, как ребенка, и давали кушать дважды; но и это для меня было невы­носимым, свинцовым крестом, как для не при­выкшего к отречениям балованной плоти. О, я с умилительным благоговением и раболепною почтительностью смотрел на здешних пост­ников, сияющих святостью строгой, в полном смысле подвижнической жизни!   Чрезвычайно долог казался мне Великий пост; беспрерывная и длинная служба временем обессиливала меня до того, что я с изумлением говорил себе: «Вот где ангельская-то жизнь! Вот где истинные подвижники!» Впрочем, в минуты моего совершенного изнеможения часто я чувс­твовал такие действия благодати на сердце, что не только забывался труд постный, но он был сладостен, так что я с сожалением теперь спра­шиваю себя: отчего я не хотел вынести наравне с другими четыредесятидневного поста?

http://isihazm.ru/?id=838

Разделы портала «Азбука веры» Православная Церковь в России использует юлианский календарь . Также по юлианскому календарю живут Сербская, Грузинская Церкви и Иерусалимский патриархат, монастыри святой Афонской горы в Греции. Остальные Православные Церкви используют новоюлианский стиль (который для подвижных праздников совпадает с юлианским, для неподвижных – с григорианским). Сейчас расхождение юлианского с григорианским календарем составляет 13 дней. С 2100 года будет 14 дней. 2. Год начинается с 1 января. 3. Неделя – 7 дней. В церковных книгах и литературе “неделя” – воскресный день . При этом, если речь идет о воскресенье с особой богослужебной памятью, то пишем с прописной буквы (воскресенье сыропустное=Неделя сыропустная), если просто воскресенье как день седмицы – со строчной (например: “каждую неделю совершается всенощное бдение”). При этом не исключается и бытовое использование (преимущественно в разговорной речи и публицистике) слова «неделя» в значении 7 дней (например: “во все дни пасхальной недели мы совершаем крестный ход”). 4. Сутки начинаются с полуночи. Богослужебные сутки начинаются с церковного богослужения вечерни (в приходской практике 16–18 часов), то есть в церковном смысле новый день начинается вечером предшествующего дня. Это правило не касается поста: трапеза регламентируется в соответствии с гражданскими сутками (например, ужин в среду и пятницу – постный). Сутки по Византийскому времени (в наши дни используется на Афоне ) начинаются с заходом солнца, поэтому их начало зависит от даты и местоположения (долготы и широты). 5. Дни праздников обычно не переносятся (могут отменяться в связи с ЧП), переносятся нерабочие дни. Дни памяти святых могут переноситься при совпадении с более важными праздниками или памятями Триоди . Например, бденные праздники переносятся при совпадении с субботой мясопустной, средой и пятницей сырной седмицы, 1й седмицей поста, Страстной седмицей . 6. Час – это 60 минут. Час – это и название четырех суточных богослужений (1й час, 3й час, 6й час и 9й час), и вместе с тем часть суток. Однако в церковных книгах указание на часы как части суток ведется в соответствии с византийским временем. Для перевода византийского времени в современное следует прибавить 6 часов (напр., 1й час – это 7 утра по-современному). Так, если в Типиконе говорится, что всенощное бдение Рождества Христова начинается в 10м часу ночи, то имеется в виду 4 утра в переводе на наше время.

http://azbyka.ru/shemy/osobennosti-cerko...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как празднуют Рождество в Армении 2 мин., 03.01.2017 Прежде чем начать разговор о праздновании Рождества в Армении, мы хотели бы обратить внимание читателей на распространенное сейчас среди некоторых наших соотечественников уничижительное словечко «хач», иногда «хачик». Но слово «хач» по-армянски означает крест, а «хачик» – это «маленький крестик». Также это слово является уменьшительным от имени Хачатур – «дающий крест». То есть попытка оскорбить национальное достоинство оборачивается оскорблением того, что дорого и свято всем христианам. Армянская Автокефальная Церковь, в V веке разорвавшая отношения с Православной Церковью, сохранила у себя первохристианскую традицию празднования Рождества 6 января. Рождество в этот день отмечается совместно с Крещением Господним и называется Богоявлением. По местному преданию, эта традиция идет еще от апостолов Фаддея и Варфоломея. В Армении праздник Богоявления называется еще " малая Пасха " . В настоящее время Рождественский пост сокращен с пятидесяти дней до одной недели. 5 января в домах готовится рождественский обед: постный плов с изюмом, курагой, рыба и шпинат. День накануне Рождества Христова по-армянски называется чрагалуйц. В этот день по древней традиции зажигают все лампады и свечи в храмах. Из церквей доносится духовный гимн «Великое дивное таинство», созданный в V столетии ученым и епископом Мовсесом Хоренаци. Утром 6 января все верующие (как правило, семьями) идут на литургию и причащаются Святых Тайн. Праздник завершается освящением воды. В купель наливается вода и освящается животворящим святым Крестом и святым Миром. Настоятель храма выбирает из прихожан крестного, который своими добродетелями заслужил это звание. А после освящения воды крестный принимает святой крест из рук священника и уносит его домой. Прихожанам раздается освященная вода во здравие тела и исцеление души. Вода в купели символизирует реку Иордан, святой Крест – крестящегося Христа, крестный – Иоанна Крестителя. Через 40 дней крестный приносит крест обратно в храм.

http://foma.ru/kak-prazdnuyut-rozhdestvo...

Разделы портала «Азбука веры» Добрый день! Можно ли читать акафист в среду и пятницу в постные дни??? Или только каноны, Псалтирь, молитвы… Похожие вопросы 5 Ответов Думаю, что можно. Что в акафистах непостного? Акафист — это радостный, похвальный текст. А в Писании написано, что в посты надо радоваться. С уважением, Где в писании указано, что именно в посты надо радоваться??? И еще в среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. Все нашел “Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися” (Мф.6:16). Вот еще нашел, незнаю насколько это принято, да думаю келейно можно: В период Великого Поста не принято читать акафисты, кроме Акафиста Божией Матери на 5 седмице (в субботу) и акафиста Страстем Христовым. Во все другие дни года чтение акафистов разрешено. Можно. Здравствуйте! Вопрос имел бы смысл без указания на постные дни: можно ли в принципе читать акафисты, так как церковный Устав знает только один древний Акафист Пресвятой Богородице, а по своему содержанию, они как правило довольно примитивны. Поэтому никакого регулирования времени их чтения не может быть. С другой стороны и запрета нет, лишь самые неудачные экземпляры народного творчества не рекомендованы в домашней молитве. В последнее время Священным Синодом РПЦ осуществляется практика утверждения текстов акафистов, допустимых для чтения в храмах. Их пока немного, но они есть. Акафист это гимн радости, который не всегда уместно петь и читать в определённые моменты богослужебных кругов. То есть вопрос не в том, чтоб не напускать на себя мрачность поста, а в неуместности радости там, где текут слёзы. В храмах не читают акафисты в Великий пост (кроме субботы акафиста) и это оправданно тем, что это период особого внутреннего покаяния, когда необходимо искать грехи и плакать о них. Какая тут радость… И по смыслу Успенского поста не стоит читать акафисты в храмах. Для домашнего чтения нет ограничений для акафистов. Кто может указать? Поэтому, практически в любую субботу и воскресенье (это богослужебные праздничные дни), даже в Великий пост, можно читать дома акафист.  Но если даже на субботу или воскресенье  приходится особый постный день, например, Усекновение главы Иоанна Предтечи, то акафист будет неуместен.

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-chitat...

В Москве пройдет молодежный творческий вечер «Под покровом Петра и Февронии» Москва, 7 июля 2006 г. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 16 июля в Красном зале отеля «Метрополь» состоится молодежный творческий вечер «Под покровом Петра и Февронии», посвященный русским святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским, покровителям брака и семьи, чью память Православная Церковь ежегодно отмечает 8 июля. Ввиду того, что этот день постный, было принято решение в первое воскресенье после Петропавловского поста (16 июля) празднично отметить память покровителей брака и семьи. Учредители цикла молодежных православных вечеров — Православное молодёжное объединение «Воскресение» при московском храме святителя Николая в Заяицком и Международный благотворительный Романовский фонд «Святой Горы Афон». Участие и поддержку проекту оказывают Российская академия проблем безопасности и правопорядка, Союз писателей России, Российский клуб православных меценатов и другие организации. В вечере принимает участие православная молодежь (неженатая/незамужняя) в возрасте от 18 до 35 лет. Программа вечера направлена, прежде всего, на пропаганду русских православных традиций среди молодежи и укрепления института семьи. Это особенно актуально в свете возрождения традиционных русских духовных ценностей, культурного наследия. Идея вечера: создание праздничной атмосферы для общения, знакомства, укрепления личных контактов между молодыми людьми с целью дальнейшего возможного возникновения новых православных семей, возрождения традиций русского домостроя, осознания молодежью необходимости и актуальности многодетных семей для современной России. В рамках вечера состоится Молодежный телемарафон-2006 «Найдем друг друга», в котором примут участие «пишущие и снимающие» молодые люди из православных молодежных организаций Москвы, а также выпускники школы-интерната для детей-сирот имени преподобного Сергия Радонежского. В течение недели ребята пройдут интенсивный курс журналистского мастерства, чтобы 16 июля в составе съемочных бригад поработать на разных площадках, а затем смонтируют общую телепрограмму, посвященную семье и поиску друг друга.

http://pravoslavie.ru/17994.html

Протоиерей Вячеслав Харинов - о праздновании Нового года и Рождества Христова декабря 2018 - Отец Вячеслав, как православным отмечать Новый год? - Так получилось, что Русская Православная Церковь живет по юлианскому календарю, а государство, зарубежные церкви - по новому, григорианскому. Напомню: григорианский календарь в нашей стране был введен сто лет назад, причем в одночасье, хотя и было предложение вводить поэтапно: " отбрасывая " по дню в год. Но в 1918 году уже начались гонения на Церковь, поэтому не взяли в расчет то, что она живет памятью святых и каждый день наполнен почитанием определенных святых, определенными молитвами. Вычеркнуть две недели из такого цикла - болезненно и сложно. Раньше как было? К Новому году и Рождеству Христову в Российской империи начинали готовиться с 19 декабря, когда отмечается Никола зимний. 25 декабря отмечали Рождество. Дальше шли святки - до Крещения. Святки - период веселья, и 1 января приходилось на святочный период. Все было логично. Теперь 1 января приходится на пост. Но Церковь не игнорирует Новый год. Никогда христиане не отделяли себя от остального народа. С началом новолетия всегда поздравляет Святейший Патриарх, во многих храмах идут новогодние молебны. Но при этом православные христиане продолжают жить в режиме поста. - Даже сесть за новогодний стол нельзя? - Можно, конечно, тем более что Рождественский пост - мягкий: дозволено употреблять и рыбу, и морепродукты. В магазинах полно овощей, фруктов. Не проблема приготовить вкусные, я бы даже сказал, изысканные постные блюда. Хотите традиционный оливье? Вместо колбасы возьмите морепродукты и постный майонез. Но пост - это не только ограничения в еде. Это проверка человека, скажем громко, на любовь к Богу и к людям. Без духовной работы пост ничто: попробуйте в эти дни хотя бы самое простое - не осуждать других, и вы увидите, как это сложно. Каждый пост позволяет понять, как много прекрасного мы имеем, но не ценим - любовь ближних, дружба… Пост обновляет восприятие жизни как бесценного дара.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 11 сентября 2024 года 29. Среда. Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. День постный. Совершается всенощное бдение в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры Предтечи, глас 6й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Предтечи, глас тот же: «Рождеству сотворяему…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит…». Вход. Прокимен дня. Паримии Предтечи – 3. На литии стихиры Предтечи, глас 1й и глас 4й. «Слава» – Предтечи, глас 5й: «Беззаконнаго деяния…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Воспойте, людие…». На стиховне стихиры Предтечи, глас 2й (со своими припевами). «Слава» – Предтечи, глас 8й: «Предтече Спасов…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево…». По Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 2й (дважды), и «Богородице Дево…» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Предтечи, глас 2й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…». Кафизмы 10я и 11я. Малые ектении. Седальны Предтечи. Полиелей. Величание Предтечи: «Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение», и избранный псалом. Седален Предтечи по полиелее, глас 8й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен Предтечи, глас 4й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие Предтечи – Мф., зач. 57. По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна…». Стихира Предтечи, глас 6й: «Пляса ученица вселукаваго…». Каноны: Предтечи 1й, глас 8й, со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2й, глас тот же, на 6. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Крест начертав…». По 3й песни – седален Предтечи, глас 8й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 15 бюджетных постных рецептов 8 мин., 07.12.2022 Содержание Есть мнение, что соблюдение поста — это затратно. Наша подборка бюджетных постных рецептов показывает, что это не так. Пищевой пост — упражнение, которое учит человека сдержанности. Оно не должно быть мучительным и уж тем более не должно быть во вред здоровью и в ущерб другим необходимым вещам. В магазинах сегодня найдется множество необычных продуктов и готовых блюд, подходящих постящимся и часто недешевых. Но постный день — это урок воздержания, а не замена обычной еды на «разрешённые» деликатесы. Во время поста пища должна быть простой, и внимание должно уделяться не кулинарным изыскам, а внутренней жизни. Более того, когда в результате отказа от скоромных продуктов удаётся сэкономить какие-то средства, то лучше — если есть такая возможность — потратить их на благотворительность и дела милосердия. Ведь, как говорится в народной пословице, пост приводит к вратам рая, а милостыня отворяет их. Наши бюджетные постные рецепты позволят разнообразить питание, используя простые и недорогие продукты. Постные супы Постный капустняк (или капустница) Фото suliko2002 /Форум www.povarenok.ru Потребуется: 400 гр капусты (лучше смешать кислую квашеную и свежую) 100 гр пшена 1 луковица 1 морковка 2 столовых ложки томатной пасты (по желанию) 4–5 картофелин соль, специи Приготовление: Нужно прямо в кастрюле потушить лук и морковь (с томатной пастой), затем залить 3 литрами воды, а когда закипит, добавить крупно нарезанный картофель, хорошо промытое пшено и капусту. Посолить, поперчить и варить до готовности (15–20 минут). Постный и быстрый рассольник с овсянкой Фото Okoolina / www.povarenok.ru Потребуется: 8–10 столовых ложек овсяных хлопьев (быстрого приготовления) 1 луковица 1 морковка 2 зубчика чеснока 400 мл томатной мякоти/пасты 1 соленый огурец 2 столовых ложки растительного масла для жарки по щепотке соли и сахара, зелень по вкусу Приготовление:

http://foma.ru/15-bjudzhetnyh-postnyh-re...

Самый разгар лета – отпускного и дачного сезонов, пора школьных и студенческих каникул. А значит, долгожданных встреч с друзьями и родственниками, немыслимых в нашей стране без праздничных застолий. А у православных с 20 июня начинается Петров пост… Чаепитие. Художник: Семён Кожин В путь – к свободе «Ну почему?» – словами известной песни встретят эту новость даже не сами прихожане (каждый осознанно постящийся уже нашел свой личный ответ), а те самые родственники и одногруппники, которые собирались разделить с нами застолье. А мы лишь улыбнемся в ответ – Церковь, как не только любящая, но и очень мудрая мать, знает нашу переменчивость, да и просто лень. И немощь тоже знает. Поэтому есть у нас время труда, есть время отдыха. «Постный подвиг помогает нам быть в духовном тонусе. Представьте спортсмена, который будет только участвовать в соревнованиях, а о постоянных тренировках забудет. Сомневаюсь, что его ждет множество побед. Для побед духовных очень важна свобода – от лишней информации, от привязанности к земному. Обрести ее – одна из целей любого поста», – рассуждает священник Димитрий Попеко, настоятель Успенского храма Покровска-Энгельса Саратовской области. А еще есть время подготовки к большому делу и время особых просьб, обращенных к Господу. Постный подвиг может изменить судьбу всего народа, отвести от него беду «Петров пост – это традиция, берущая начало в древности. Посмотрите – Пятидесятница, сошествие Духа Святого на апостолов, особая радость. А что потом они делают? Помолившись, отправляются в путь – на великую проповедь по всему миру. Недаром в древней Церкви это время называли еще пост Пятидесятницы. Кроме того, постный подвиг может изменить судьбу всего народа, отвести от него беду. Вспомните, когда после проповеди пророка Ионы ниневитяне наложили на себя трехдневный пост. И Господь помиловал их, отвратив наказание», – поясняет отец Димитрий. Силой пламенной веры «Светозарными сияниями вы, как звезды, концы земные просвещаете учениями святой проповеди, в небесные тайны посвященные, Господни Апостолы», – будем петь мы 12 июля, в день праздника первоверховных апостолов Петра и Павла. Все концы земли – это, конечно, не весь земной шар. Но география апостольских путешествий, при отсутствии самолетов и скоростных поездов, впечатляет. И везде находились души, открытые для их проповеди, и везде созданы общины, продолжающие жить и развиваться после того, как апостолы пошли дальше.

http://pravoslavie.ru/146757.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010