Разделы портала «Азбука веры» митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной "/> Слово 79. О служении. В 5ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению) …Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить, и отдать душу свою для искупления многих. ( Мк.10:45 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В эту Неделю Великого поста Святая Церковь предложила нам Евангельское чтение о том, как Господь наш Иисус Христос шел в Иерусалим со Своими учениками, двенадцатью апостолами, и уже тогда начал готовить их к тому, что по пришествии в Святой Град Ему нужно будет много пострадать, принять избиения, надругательства и самое страшное – смерть для искупления грехов рода человеческого: Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам; и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам ( Мк.10:33 ). И далее Он открывает ученикам подробно о воскресении в третий день и о вечной жизни. Что же ученики? С какими чувствами выслушали они пророчества Господа о Его страданиях, смерти и воскресении? До них еще не вполне доходил смысл этих страшных слов Учителя, ибо душой своей они не постигли пока того, что спасение мира, спасение рода человеческого возможно лишь единственной, столь дорогой ценой – страданиями и смертью Спасителя. Все иудеи, в том числе и апостолы, ожидали Мессию как сильного, властного земного правителя. Царство Христово в их чаяниях виделось не царством духовным, а царством земным. И слыша не совсем понятные для них слова Учителя, двое из учеников Его, Иаков и Иоанн, которых Господь очень любил, которым, по Божией милости, было открыто преславное Преображение Господне на горе Фавор, подходят к Божественному Учителю и просят: Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей ( Мк.10:37 ).

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Разделы портала «Азбука веры» митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной "/> Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров Вкусите и видите, яко благ Господь. ( Пс.33:9 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Во дни Великого поста на каждой Литургии Преждеосвященных Даров мы с вами слышим благословенные слова: «Вкусите и видите, яко благ Господь». Благость Божию мы можем ощущать всегда, каждый день и час нашей жизни, потому что Господь никогда не оставляет нас без внимания. Все, что происходит с нами, пронизано Его неизреченной любовью. Но самое знаменательное явление благости Господней ощущается на Божественной Трапезе, уготованной, по Его милости, всем верным, в таинстве Святого Причащения. Ведь не только жизнь и мир дарует нам Господь, Он дает нам Самого Себя, Свои Пречистые Тело и Кровь, которые мы вкушаем во оставление грехов и в жизнь вечную. Великое таинство совершается в храме, когда в жертву за род человеческий приносится Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29 ). И это не только проявление благости Господней и явленного всем нам чуда, но и подлинное знамение нашего будущего воскресения. Мы помним слова Спасителя, который говорил: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, не имеете жизни в себе ( Ин.6:53 ). И еще: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин.6:56 ). Причащаясь Святых Христовых Таин, мы приобщаемся Божественному свету и жизни вечной, сами становимся носителями света Христова, просвещающего мир. Как рассветное солнце отражается в капельках росы, так и благость Божия расцветает в каждом трепещущем христианском сердце, принимающем в себя Возлюбленного Господа. В чем же проявляется высшая благость Господня? Погрязший в грехах род человеческий и не помышлял о примирении с Отцом Небесным, вступая в непрерывную вражду с Богом.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Разделы портала «Азбука веры» митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной "/> Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению) Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. ( Ин.11:25 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В этот благодатный субботний день Великого поста в Евангельском чтении (см. Ин.11:1-45 ) мы слышали рассказ о воскресении Лазаря – необыкновенном чуде, которое сотворил Господь наш Иисус Христос, показав людям свою Божественную силу. Кем был для Спасителя Лазарь и почему Господь исторг из уз смерти именно этого человека? Для каждого из нас огромное значение в жизни имеет дом, семья, дружеские отношения. Без этого очень трудно жить! Что бы с нами ни случалось в этом мире, в какие бы сложные ситуации мы не попадали, но великим благом для нас является знание и понимание того, что есть на свете место где нас ждут, любят, где царит мир и душевный покой. У Господа нашего не было Своего дома. Вы помните, как Он Сам говорил об этом: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову ( Лк.9:58 ). Но в Вифании жили благочестивые сестры Марфа и Мария и брат их Лазарь, которые особенно любили Иисуса Христа. Именно в этой семье Спаситель всегда находил приют, покой и отдых от напряженных проповеднических трудов, от полного опасностей и трудностей бытия. Здесь Его всегда понимали и слушали. Здесь щедро давали Господу человеческое тепло и покой, в котором и Он, Сын Божий, так нуждался. Как же важно, что в земной жизни Господа были настоящие друзья, преданные и верные. Очень плохо человеку, если нет людей, понимающих его сокровенные думы и чаяния, с которыми можно было бы поделиться и горем, и радостью. Только тогда мы не будем себя чувствовать в одиночестве, если, по Божией милости (ведь дружба, как и любовь, – поистине дар небесный!), обретем в этом мире искренних друзей.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Разделы портала «Азбука веры» митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной "/> Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению) Братия! Радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю, радуйтесь. ( Флп.4:4 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В этот прекрасный воскресный день, озаренный светом радости и украшенный ваиями в воспоминание торжественного Входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим, нашему вниманию в Апостольском чтении были предложены вдохновенные слова апостола Павла, обращенные к филиппийцам (см. Флп.4:4–9 ). Им и всем нам говорит верный последователь Христов: радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю, радуйтесь. Какие светлые, полные ликующего торжества жизни и оптимизма строки! Как приятны, благословенны они для всех нас! Кем были эти люди, к которым писал апостол Павел? Они были жителями македонского города Филиппы. При личном руководстве и непосредственном участии апостола Павла здесь была основана Церковь Христова. К этим духовным чадам своим апостол испытывал особую сердечную привязанность, потому что филиппийцы всегда отличались милосердием, готовностью прийти на помощь ближним, были сердечными и чуткими к чужому горю. Их доброхотное участие апостол Павел испытал на себе, когда сам подвергался гонениям от римских властей. Заслуживает нашего внимания и тот факт, что только в Послании к филиппийцам, по замечанию Святителя Иоанна Златоуста, апостол Павел «нигде не употребляет ничего укоризненного. Это доказательство их добродетели, доказательство того, что они, филиппийцы, подали учителю повод написать к ним все послание не в тоне порицания, а в тоне увещания». О чем же хочет поговорить со своими учениками апостол Павел, называя их братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой ( Флп.4:1 )? Он говорит чадам филиппийской Церкви о важнейших сторонах христианской жизни.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Разделы портала «Азбука веры» митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной "/> Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник Грядый Господь к вольной страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем. Придите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуим Ему, и сраспнемся, и умертвимся Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним… Стихира на хвалитех на утрене Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие о Господе братья и сестры! Вот и наступила она – священная седмица страданий Христовых. Мы с вами вступаем во время самое важное, самое ответственное в церковном году. Ведь не случайно дни эти называются Великими. Чрезвычайность воспоминаемых событий возносит каждый день этой недели на величайшую высоту христианского сострадания и сопереживания. С особым смирением и благоговейным трепетом входим мы в это святое время в храм Божий. Суета земная отступает на второй план. Все события повседневной жизни как бы не имеют теперь значения, потому что кажутся такими мелкими, ничтожными, не заслуживающими нашего внимания. А все мысли, все чувства, все помышления устремлены к Нему, Сыну Божиему, готовому пройти сквозь трясину предательства, боль унижения, позор надругательств, тяготу страданий и позорную смерть на кресте. Грядый Господь к вольной страсти… Он Сам, по неизреченной воле Своей становясь жертвенным Агнцем, святым апостолам возвещает о том, что предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем (ср. Мк.14:21 ). Этим Господь призывает окружающих с особым вниманием и сочувствием отнестись к Его словам о том, что неминуемо должно произойти. И только ли к ученикам Его обращено сказанное?! Неужели от этих слов Спасителя не вострепещет и наше так любящее Господа сердце?! В эти дни всем нам, христианам, предстоит благостное поприще сострадания, каждому по его мере, духовной силе и степени любви.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Сортировать по Исключить новости Преддверия отверзошася пощения… Мы стоим на пороге последней девятидневной оттепели: Мясопустная суббота и воскресенье, семь дней Масленицы, – а там уже и «весна постная, цвет покаяния» — Великий пост. 7 февраля, 2010 Мы стоим на пороге последней девятидневной оттепели: Мясопустная суббота и воскресенье, семь дней Масленицы, – а там уже и «весна постная, цвет покаяния» — Великий пост. На дворе стужа, и все заметено снегом. Даже не верится, что через несколько месяцев будет совсем тепло, и пригорки покроются яркими цветами. Весна наступает не сразу. Короткие оттепели перемежаются длинными периодами холодов и вьюги. Но в какой-то момент наступает последняя оттепель. Еще вроде бы зима, но уже ярко светит солнце, весело чирикают птички, капает вода с сосулек, сугробы уменьшаются в размерах. Глядя вокруг, мы понимаем, что это преддверие весны. Точно так же — постепенно — наступает и Великий пост. Прошлые три воскресения были лишь короткими «оттепелями» для нашей замерзшей души. И вот, мы уже на пороге последней девятидневной оттепели: Мясопустная суббота и воскресенье, семь дней Масленицы, – а там уже и «весна постная, цвет покаяния» — Великий пост. Именно девять дней для постового «преддверия» Церковь выбрала не случайно. В древности полагали, что при зарождении человеческого плода 9 дней нужно для того, чтобы сердце «составилось в плоть», т.е. соединилось с телом. Под «сердцем» тогда понимали не анатомический орган, разгоняющий кровь по телу, а средоточие духовных сил человека. До сих пор это значение слова мы используем в обычной речи, говоря, что за кого-то у нас «сердце болит», или «сердцем чую», или «сердечный друг». Получается, что нам нужны эти девять дней непрерывной подготовки, чтобы в первый день Великого поста мы могли воскликнуть вслед за псалмопевцем Давидом: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое!» (Пс 56:8). Но все по-порядку. Мясопустная суббота напоминает нам о соборности нашей Церкви поминовением «всех от века усопших православных христиан».

http://pravmir.ru/preddveriya-otverzosha...

Содержание О православной трапезе на всякий день года Как проводить время постов Как приучить себя к посту Как поститься детям, больным и престарелым людям Как приготовить сочиво Как поститься в среду и пятницу Как проводить дни масленицы Что приготовить на масленицу Кухня Великого поста Рецепты постных блюд без масла Рецепты постных блюд с маслом Как питаться в Великий пост Рецепты постных блюд без масла Рецепты постных блюд с маслом Как испечь жаворонков в день святых сорока мучеников Что приготовить на Благовещение Почему Церковь освящает пасхи, куличи и яйца Как испечь куличи и пасхи Кухня Петрова поста Блюда, приготовленные без масла Блюда, приготовленные с маслом Кухня Успенского поста Блюда, приготовленные без масла Что можно приготовить в праздник Преображения Господня Блюда, приготовленные с маслом Пост в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи Пост в день Воздвижения Креста Господня Кухня Рождественского поста Блюда, приготовленные без масла Блюда, приготовленные с маслом Как правильно приготовить заправки для салатов и соусы постной кухни О постной трапезе в Православной России Лучшие рецепты постных блюд старой русской кухни Лучшие рецепты постных блюд национальных кухонь Праздничный стол Пусть дети приготовят сами Поминальная трапеза Напитки Муссы Информация о первоисточнике О православной трапезе на всякий день года Как проводить праздничные и воскресные дни Церковные праздники делятся на великие, средние и малые. Великие праздники, в свою очередь, разделяются на три разряда. К первому принадлежит высочайший праздник христианства — Пасха. Оканчивая светлое торжество Пасхи Светлой седмицей, Церковь продолжает праздновать его, хотя с меньшей торжественностью, еще 32 дня — до Вознесения Господня. Великие двунадесятые праздники установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и в честь Пресвятой Богородицы, поэтому одни из них называются Господними, другие — Богородичными. Эти праздники, по течению церковного года, следующие: 1) Рождество Пресвятой Богородицы; 2) Воздвижение Креста Господня; 3) Введение в храм Пресвятой Богородицы; 4) Рождество Христово; 5) Крещение Господне (Богоявление); 6) Сретение Господне; 7) Благовещение Пресвятой Богородицы; 8) Вход Господень в Иерусалим; 9) Вознесение Господне; 10) День святой Троицы (Пятидесятница); 11) Преображение Господне; 12) Успение Пресвятой Богородицы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2135...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > День памяти епископа Старицкого Алипия (Попова) Сегодня мы также вспоминаем мыслителя Д.А.Хомякова, богослова Н.Н.Глубоковского, писательницу Л.А.Чарскую, художника А.В.Куприна, авиатора К.К.Арцеулова и маршала В.И.Чуйкова 18.03.2024 30 Время на чтение 11 минут Фото: ru.wikipedia.org В этот день Святая Церковь почитает мч. Конона Исаврийского (I). Обретение мощей блгв. князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев (1463). Мч. Онисия (I). Мч. Конона градаря (III). Прп. Марка Постника (V). Прп. Исихия Постника (ок. 790). Прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского (1550). Мц. Ираиды. Мч. Евлогия, иже в Палестине. Мч. Евлампия. Обретение мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (1996).Сщмч. Николая пресвитера (1919). Сщмч. Иоанна пресвитера и прмчч. Мардария и Феофана (1938). Иконы Божией Матери, именуемой «Воспитание». Сегодня мы вспоминаем председателя Тверского отдела Русского Народного Союза имени Михаила Архангела епископа Старицкого, викария Тверской епархии Алипия (Попова), скончавшегося в 1912 году. Он родился в 1864 г. Образование он получил в Донской семинарии и Московской Духовной академии, которую окончил кандидатом богословия. Во время учебы принял постриг, последовательно являясь ректором Иркутской и Смоленской семинарий, настоятелем Астраханского Иоанно-Предтеченского и Московского Златоустовского монастырей. В 1909 г. был хиротонисан во епископа Старицкого. Владыка Алипий принимал активное участие в деятельности монархических организаций Твери. Сегодня также мы вспоминаем православного мыслителя, одного из основателей монархического Союза Русских Людей в Москве Дмитрия Алексеевича Хомякова , скончавшегося в 1919 году. Он родился 27 сентября 1841 года и был старшим сыном великого русского мыслителя, одного из основоположников славянофильства А.С.Хомякова. В к.1890-х он состоял директором Строгановского центрального училища технического рисования, был последовательным защитником классического образования. Сотрудничал с монархическим журналом «Мирный труд», и ведущей консервативной газетой «Московские ведомости». Д.А.Хомяков пользовался авторитетом в церковных кругах (являлся членом Предсоборного Присутствия). Полемизируя со взглядами М.Н.Каткова и К.П.Победоносцева, встретил понимание со стороны Л.А.Тихомирова, который творчески развил ряд принципиальных положений, выработанных Хомяковым: противопоставление Самодержавия и абсолютизма, теорию средостений, представление о необходимости политического «общения» власти и народа, идею русского национализма.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/18/de...

Сортировать по Исключить новости Виленский монастырь во Имя Пресвятой Троицы, в котором хранятся святые мощи мучеников, стал оплотом Православия и мира в том крае 27 апреля. ПРАВМИР. Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий пострадали за Христа при великом князе Литовском Ольгерде (1345-1377). Князь был женат на православной Витебской княжне Марии Ярославне († 1346). Сам он был крещен и при жизни супруги дозволял проповедь христианства. Два родных брата, придворные Нежило и Кумец, приняли от духовника княгини священника Нестора святое Крещение и получили имена Антоний и Иоанн. По просьбе Марии Ярославны в Вильне была даже построена православная церковь. Но после смерти супруги князь Ольгерд стал открыто поддерживать жрецов-огнепоклонников, которые начали преследование христиан. Святые Иоанн и Антоний старались не показывать свою принадлежность к христианам, но не соблюдали уже и языческих обычаев, не стригли волосы, как это делали язычники, по постным дням не ели скоромной пищи. Вскоре князь заподозрил братьев в вероотступничестве, допросил их, и они исповедали себя христианами. Тогда заставили их съесть мясо (был постный день). Святые братья отказались, и князь заключил их в темницу. Целый год томились братья в неволе. Иоанн испугался предстоящих мучений и объявил, что исполнит все приказания великого князя. Обрадованный Ольгерд выпустил обоих братьев и приблизил к себе. Но Антоний не изменил Христу. Когда он снова отказался есть мясо в постный день, князь опять заключил его в темницу и подверг жестоким истязаниям. Отрекшийся брат остался на свободе, но с ним как с предателем не общались не только христиане, но и язычники. Раскаявшись в грехе, Иоанн пришел к священнику Нестору и просил его быть ходатаем перед братом, чтобы тот простил его и принял в общение. «Когда он открыто исповедует Христа, все у нас будет общее», — ответил мученик Антоний. Однажды, прислуживая князю в бане, святой Иоанн наедине сказал ему о своем примирении с Церковью. Ольгерд не выказал гнева и дал понять, что это его личное дело и что можно верить во Христа, но вести себя, как все язычники. Тогда святой Иоанн исповедал себя христианином в присутствии многочисленных придворных. Его жестоко били палками и отправили в заключение к брату. С радостью встретились мученики в темнице и в тот день причастились Святых Таин.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным. Святые отцы в своих писаниях именуют его началом и основанием для прочих праздников. Празднование предваряет Навечерие или Рождественский сочельник — особая служба с чтением царских часов, на которых воспоминаются пророчества и события, относящиеся к Рождеству Христову. Рождественский сочельник — день строгого поста, им заканчивается предшествующий празднику Рождественский пост. Само название «сочельник» происходит от слова «сочиво». Это — особое постное блюдо, которое готовят в этот день, иначе называемое кутьей и представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами. По давней традиции в этот день не едят до появления на небе первой звезды — в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту Рождества Христова. В рождественскую ночь совершается праздничная Божественная литургия. В самый день праздника Рождества верующие разговляются (вкушают не постную, а скоромную пищу). Следующий день после Рождества посвящается Матери Христа Спасителя Пречистой Деве Марии. От собрания верующих в храм для прославления и благодарения Ее, этот день называется Собором Пресвятой Богородицы. Прославляя Божию Матерь, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет. Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями или святками (до 17 января). Пост в эти дни отменяется. Святки — это не только радость и веселье. Наши благочестивые предки на святки творили дела милосердия, следуя заповеди Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36). 13 января — отдание праздника Рождества Христова. Православный еженедельник «Никольский Благовест», 39(89), 6 января 2002 г. Праздник Рождества Христова Христианская Церковь ежегодно празднует великое событие Рождества Христова 25-го декабря (ст. ст.). К достойному его празднование верующие приготовляются сорокадневным постом , с 15 ноября по 24 декабря, известным под именем Рождественского или Филиппова . Канун или день навечерия праздника проводится в особо строгом посте. Этот день называется сочельником , так как в этот день по уставу церковному, полагается употреблять в пищу сочиво , или пшеницу с медом.

http://zavet.ru/k/christmas/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010