Разделы портала «Азбука веры» игумен Петр (Мещеринов) О необходимости для истинного христианина постоянного, непрестанного причащения Святых Христовых Таин В Избранное «Наше учение согласно с Евхаристией, а Евхаристия, в свою очередь подтверждает наше учение» (Св. Ириней Лионский ) . «Когда верный раб Господень повинуется в чем-либо Господу своему, будучи обязан к тому или внушением Божиим, или заповедию, то оправдывает пред всеми то самое, что он действует не по своей воле и не по гордости, а единственно из опасения оскорбить Господа неисполнением Его повеления. (Св. Киприан Карфагенский ) . «Если бы кто-нибудь со стороны, придя к нам, хорошо бы узнал заповеди Христовы и расстройство нашей жизни, то не нашел бы худших врагов Христа, нежели мы» (Св. Иоанн Златоуст ). Предисловие Поводом к написанию данной статьи послужили размышления одного молодого христианина о современной практике причащения, представленные на одном из Интернет-форумов. Вот этот текст: «Попытаюсь раскрыть суть вопроса более конкретно. Итак, человек в результате своего духовного пути и своих познаний в итоге осознает нужду в теснейшем и постоянном общении со Христом и во Христе со всеми верными христианами. Как следствие, постоянное и единственно подлинное участие в Евхаристии для него становится естественной нормой. Скажем, человек собирается на евхаристическое собрание каждый Воскресный день и вместе со всеми верными причащается Господа. При этом для него тут же встает проблема конфликта наличествующих в Церкви традиций подготовки ко Причастию с такой практикой, к которой он пришел в результате духовных исканий. Самое первое – любой священник, любой молитвослов, почти любая книжка ему расскажут о том, что перед причастием обязательно требуется пост как минимум три дня. Человек буквально считает на пальцах — суббота, пятница, четверг и среда, как и без того постный день, итого — четыре постных дня подряд каждую неделю. А если вдруг посреди недели дополнительно выпадает какой праздник большой, когда все христиане также собираются в евхаристическое собрание, то из постов человеку, очевидно, вовсе и не вылезать. Это самое первое что встречается, самое банальное, что призвано из человека выбить всякую нужду к непрестанному Причащению, которое может быть у него родилось. Ладно, думает человек — искушение всего лишь, с кем не бывает, – прорвемся! И человек дополнительно привыкает к непрестанному пощению (а кто-то может тут уже и передумал, решил что не по физическим силам ему непрестанно участвовать в Божественной Трапезе вместе со всеми верными христианами).

http://azbyka.ru/o-neobxodimosti-postoya...

5. Четверг. Предпразднство Богоявления. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского, и мч. Феоны волхва. Прп. Синклитикии Александрийской. День постный. Прп. Симеона Псково-Печерского . Сщмч. Андрея Зимина пресвитера . Служба мучеников и преподобной не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 4-й – 3, и преподобной, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 6-й: «Готовися, Иордане реко...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры предпразднства, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Да возрадуется пустыня...». По Трисвятом – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвращашеся иногда Иордан...» (единожды). На малом повечерии поем канон предпразднства (этого дня), глас 6-й: «Волною морскою...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвращашеся иногда Иордан...» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны предпразднства. Псалом 50-й. Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и преподобной на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобной). По 3-й песни – ин кондак предпразднства, глас 2-й: «Всех, Христе, Благоутробне...»; седален мучеников, глас 1-й, седален преподобной, глас 5-й. «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 1-й. По 6-й песни – кондак («Во струях днесь Иорданских...») и икос предпразднства, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен предпразднства. «Слава, и ныне» – ин светилен предпразднства. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6-й – 4. «Слава» – предпразднства, глас тот же: «С трепетом служа...», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Воспоим, людие...». «Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-18/

Закрыть itemscope itemtype="" > Паломничество в Троице-Сергиеву лавру с отцом Александром Шумским Или «новые апрельские тезисы» 13.04.2011 1653 Время на чтение 6 минут В минувший понедельник, 11 апреля, мы с отцом Александром Шумским, его женой - матушкой Ольгой и сыном Федором совершили паломничество в Троице-Сергиеву Лавру. Это было замечательное путешествие - ровное, спокойное, пропитанное мирным духом и верою. Накануне я приехал к Шумским в их квартиру недалеко от Сретенского монастыря. Дверь мне открыла дочь Наташа. Вообще у отца Александра есть сын, семь дочерей и один внук. Все они живут в одной квартире и довольно сильно похожи друг на друга. Поэтому, когда я ходил по дому, у меня все время было ощущение «дежа вю», так как из разных комнат по очереди выходили девочки и здоровались со мной, а я не мог отделаться от ощущения, что я уже здоровался с ними и испытывал неудобство, что не знаю их имен... Пока мы дожидались отца Александра, который соборовал своих прихожан в праздник прп. Марии Египетской, гостеприимные дочери предложили мне чаю, а с сыном Федором и старшей дочерью Лизой у нас завязалась беседа о компьютерах, РНЛ и творческом процессе. Оказалось, что все дети отца Александра и его жена помогают ему в его журналистском делании - матушка вычитывает тексты, Федя публикует, Лиза набирает, Наташа следит за комментариями. Так что автор «священник Александр Шумский», которого мы знаем по публикациям на РНЛ - это плод работы целого коллектива - семьи отца Александра! Кроме того, на всех членов семьи возложено и хозяйство. Интересно было наблюдать, как одновременно на кухне находятся 4 девушки и, не мешая друг другу, что-то чистят, убирают, варят... Мне, как человеку, воспитанному в малодетной семье и никогда не жившему в многодетных, все это было удивительно и, одновременно, радостно. Когда пришел отец Александр, все уже было готово к ужину, а прихожане передали священнику свежайшего камчатского краба, которого мы и ели в этот воскресный постный день. Отец Александр - очень благодушный и добрый человек с искрящимися веселыми глазами. Несмотря на то, что многие считают его жестким и прямолинейным, я могу сказать, что одно другому не мешает. Во многих вопросах нужно быть жестким и прямолинейным, что совершенно не отменяет добродушности и любви к ближним. В отце Александре это прекрасно сочетается.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/13/pa...

Искушения в пост – это замена подвига Только сели, уже пора выходит. Досифей спрашивает: – А есть-то будем? – Так ведь уже поели. – Как поели?! Это же только закуска была! – Я же тебе говорил, не сможешь. Ну ладно, ешь, но не объедайся. Раздели свою привычную порцию на восемь частей, семь съедай, а восьмую оставляй. 15 февраля, 2010 Только сели, уже пора выходит. Досифей спрашивает: – А есть-то будем? – Так ведь уже поели. – Как поели?! Это же только закуска была! – Я же тебе говорил, не сможешь. Ну ладно, ешь, но не объедайся. Раздели свою привычную порцию на восемь частей, семь съедай, а восьмую оставляй. Читайте также: Протоиерей Николай Балашов: Попытки неподготовленных мирян поститься со всей монашеской строгостью могут закончиться плачевно О том, как правильно провести пост, порталу « Правмир » протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулове. Отец Валериан, чем определяется степень строгости поста? Существует три общеизвестных степени поста . Самый легкий постный день – когда не разрешаются мясные и молочные продукты животного происхождения, а допускается рыба, морепродукты, растительная пища и растительное масло. Вторая ступень, более строгая – когда рыба не разрешается, но можно есть растительную пищу с растительным маслом. Еще более строгая,  третья ступень – растительная пища без растительного масла. Кроме того, есть, особенно Великим постом, дни, когда пища вообще не вкушается. Посты в календаре расположены по строгости крест накрест. Великий пост и Успенский пост – Рождественский пост и Петров пост . Строгие посты – Великий, предпасхальный пост и Успенский – перед Успением Пресвятой Богородицы . Великий пост венчает Страстная седмица, когда мы вспоминаем Крестные страдания Спасителя. Конечно, потом мы торжествуем Воскресение Христово, Пасху, но все-таки ее предваряют эти скорбные дни. Успение – тоже печальное расставание с Матерью Божией. Хоть и говорится «во успении мира не оставила еси, Борогорице», но все-таки видимым образом Матерь Божия от нас ушла на небо. Поэтому печальные события, естественно, предваряются более строгим постом. В Великую Пятницу на Страстной седмице не полагается даже вкушать пищу.

http://pravmir.ru/iskusheniya-v-post-eto...

Православный отпуск Фоторепортаж: (щелкните мышью для увеличения)       Метеоры       Побережье у г. Бари       Гробница свт. Николая       Храм свт. Николая в Ницце       Храм свт. Рафаила       Раскопки в Арле       Собор в Сантьяго де           Компостела Сезон отпусков – в самом разгаре. Выбирая место отдыха, мы принимаем во внимание самые разные обстоятельства: цены, климат, уровень сервиса. Разумеется, люди православные помимо всего прочего стараются провести свой отпуск с пользой для души. Уличная реклама пестрит в наших глазах заманчивыми приморскими пейзажами по фантастически низким ценам, объявления паломнических служб у входа в храм сулят благочестивое времяпровождение: молебен у чудотворной иконы, постный стол, беседы с батюшкой. Кому же отдать предпочтение?   ПАЛОМНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ИЛИ СВЕТСКАЯ ФИРМА? И обычные светские, и специализирующиеся на православных паломничествах туристические агентства имеют свои плюсы и минусы. Уникальное предложение, которое вы можете найти только в православных паломнических службах – это автобусные туры по святым местам, когда за неделю вы посещаете, к примеру, всю Грецию. Другим способом такую поездку осуществить просто не удастся. Конечно, если вы молоды и полны решимости, можно попробовать проехать по такому же маршруту автостопом, но при этом вы рискуете не уложиться в сроки своего отпуска. Светские турфирмы предлагают культурно-исторические программы, и потому в не представляющий архитектурной ценности  храм, где покоятся мощи святого угодника, никто вас не повезет. Если же вы попробуете в одиночку или небольшой компанией посещать каждый день новые святые места, пользуясь обычным транспортом (поездами, междугородними автобусами), то это будет стоить в несколько раз дороже, чем организованный автобусный тур по тем же городам. Если вы мечтаете за неделю побывать в Метеорах, на Афоне и на острове Корфу, лучший вариант – это паломническая автобусная поездка, а лучшее время для нее – не пик средиземноморской жары, а октябрь-апрель. Впрочем, если вы хотели бы посетить ту же горную Грецию, зимние месяцы тоже отпадают – в это время там леденеют дороги, и ездить по ним становится опасно.

http://pravoslavie.ru/159.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 27 сентября 2024 года 14. Пятница. Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. День постный. Преставление свт. Иоанна Златоуста (служба переносится на 13 ноября) . Совершается бденная служба праздника (по Минее) . Древний православный обычай воздвигать Крест Христов, давший название празднику, восходит к IV веку. Для чина Воздвижения рекомендуется особый, специально для этого предназначенный Крест, который не бывает в обычном употреблении в другое время года. Лучше всего, если Крест будет большой по размеру, писанный на дереве или резной деревянный, чтобы самым своим материалом напоминать о «Треблаженном Древе, на немже распяся Христос». Перед началом малой вечерни иерей износит из сосудохранилища Честный Крест, полагает его на жертвенник на блюде, покрытом покровцем, и украшает Крест венком из живых цветов. После малой вечерни или, на практике, непосредственно перед началом всенощного бдения иерей и диакон в облачениях подходят к жертвеннику. Диакон произносит тихо: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословен Бог наш…». Трисвятое. По «Отче наш…» – возглас: «Яко Твое есть Царство…». После возгласа поют (тихо) тропарь Креста, глас 1й: «Спаси, Господи, люди Твоя…». «Слава, и ныне» – кондак Креста, глас 4й: «Вознесыйся на Крест волею…». Во время пения иерей взимает на главу блюдо с Крестом, в предшествии свещеносца со свечой и диакона с кадилом переносит Крест на престол и полагает его на евангельское место, а Евангелие (обычно заранее, до переноса) поставляет на горнее место престола, где оно ставится после чтения на Литургии. Пред престолом поставляется возжженная свеча на свещнике. На великой вечерне кафизмы нет («Блажен муж» не поется) . На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 6й – 8 (первые две стихиры – трижды, третья – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2й: «Приидите, вси языцы…». Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3. На литии стихиры праздника, глас 1й, глас 2й и глас 4й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 4й: «Честнаго Креста, Христе…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Скачать epub pdf Страдание святых мучеников литовских Антония, Иоанна и Евстафия Память 14 апреля Сии святые мученики происходили из литовского города Вильны 2545 и, по тогдашнему нечестивому обычаю, были огнепоклонниками 2546 , подобно тому как и другие жители той страны. Антоний и Иоанн, родные братья, всей душей возлюбили христианскую веру и, когда однажды в Литву прибыл некий пресвитер, по имени Нестор, они приняли от него божественное крещение. При этом старший из них по летам был назван Иоанном, а младший Антонием 2547 . Оба брата по крещении проводили жизнь подобающую истинным христианам. Находясь на службе у литовского князя Ольгерда 2548 , Антоний и Иоанн, старались скрыть от него свою принадлежность к христианству, но не могли достигнуть этого, потому что они слишком заметно отличались от язычников своими христианскими обычаями и поступками. Так, они не желали, подобно другим, ни стричь волос на голове и бороде так, как стригли язычники, ни есть по постным дням скоромной пищи; не исполняли они и других нечестивых обычаев, противных христианству. И когда однажды князь спросил их, – почему они не следуют древним литовским обычаям, святые безбоязненно исповедали себя христианами. Князь стал принуждать их отказаться от христианской веры и вкусить предложенных за трапезой мясных блюд. Но они, твёрдо сохраняя христианскую веру, не хотели вкусить мясного, так как тогда был постный день. Тогда князь приказал посадить их в мрачную темницу, куда святые отправились с радостью, как будто шли не в темницу, а на царский трон, хваля и благодаря Бога за то, что Он сподобил их пострадать за Его святое имя. После пребывания святых в темнице в течение целого года, Иоанн, истомленный темничным заключением, убоявшись мучений, послал к князю просьбу освободить его из заключения, обещая исполнять все княжеские приказания. Обрадованный князь повелел выпустить обоих братьев и поставил их в числе первых лиц при своем дворе. Иоанн по внешности был подобен нечестивым, исполняя все обычаи их и поступая по воле их князя; в сердце же своем он сохранял христианскую веру, тайно молясь Христу Богу, Коего он не дерзал исповедовать открыто, боясь мучений. Антоний же нисколько не изменил своих христианских обычаев, но открыто поступал так, как подобает поступать истинному христианину. Брата своего Иоанна он укорял за его малодушие и страх и всячески увещевал его покаяться и, не страшась мучений, снова открыто исповедать Христа. Язычники же видя, что старший брат Иоанн во всем повинуется князю, не обращали внимания на младшего брата Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Сорокоусты и поминовения в Великий Пост   Сорокоусты в Пост Сорокоусты в монастырях на Афоне можно заказывать в любое время, никаких ограничений в этом нет. Ограничения есть на приходах. Дело в том, что во время Великого поста, когда полная Литургия совершается гораздо реже (только в субботу и воскресенье), обычно в приходских храмах заказывают не сорокоусты, а принято просто подавать каждый раз, в субботу и воскресенье,  записки о здравии или о упокоении. В монастырях же записки сорокоуста читаются на богослужении и молитве каждый день и в Пост - и в непостное время. В некоторых приходских храмах вводится такая же практика  подражания монастырям, ее называют - поминовение на Великий пост, когда в течение всего поста во время любой службы в алтаре прочитываются записки, а когда служится Литургия (только в субботу и воскресенье), вынимаются частички. Это делается, чтобы не лишать людей возможности заказать молитвенное поминовение, более прилежную молитву. В основном это нужно для тех, кто не может заказать поминовение в монастыре. Таким образом, в монастырях поминовение на Великий пост  происходит само собой, потому что службы происходят каждый день, записки сорокоуста читаются на богослужении и молитве каждый день в любом случае. Так  в монастырях это поминовение иногда продолжают называть сорокоуст , просто это сорокоуст неполный, постный (частицы вынимаются только в субботу и воскресенье).   Мы принимаем Великим постом заказы именно на сорокоуст, потому что вынимаем частички не только в течении 40 дней Поста, но и после Пасхи, чтобы отслужить 40 литургий за человека. Поэтому если вы Постом заказали у нас сорокоуст, он будет длиться не 40 дней а примерно 70 дней.   Практика приходских храмов, которую сейчас называют  поминовение на Великий пост, когда алтарник в алтаре 40 дней просто каждый день читает записки во время службы, нам не совсем понятна. Вероятно, что-то и происходит в это время. Мы не беремся судить. Но сама установка, что если кто-попало прочитает записку в алтаре (не во вермя Литургии), то что-то произойдет, нам непонятна и не близка.

http://isihazm.ru/1/?id=384&pid=1&iid=17...

Незабвенный, священный запах. Это пахнет Великий Пост. И Горкин совсем особенный, — тоже священный будто. Он еще досвету сходил в баню, попарился, надел все чистое, — чистый сегодня понедельник! — только казакинчик старый: сегодня все самое затрапезное наденут, так «по закону надо». И грех смеяться, и надо намаслить голову, как Горкин. Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост . Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник , и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель. Капает за окном — как плачет. Старый наш плотник — «филёнщик» Горкин, сказал вчера, что масленица уйдет — заплачет. Вот и заплакала — кап… кап… кап… Вот она! Я смотрю на растерзанные бумажные цветочки, на золоченый пряник «масленицы» — игрушки, принесенной вчера из бань: нет ни медведиков, ни горок, — пропала радость. И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж «душа начнется», — Горкин вчера рассказывал, — «душу готовить надо». Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться. — Косого ко мне позвать! — слышу я крик отца, сердитый. Отец не уехал по делам: особенный день сегодня, строгий, — редко кричит отец. Случилось что-нибудь важное. Но ведь он же его простил за пьянство, отпустил ему все грехи: вчера был прощеный день. И Василь-Василич простил всех нас, так и сказал в столовой на коленках — «всех прощаю!». Почему же кричит отец? Отворяется дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом. А, масленицу выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом. Старая моя нянька Дом-нушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит, и подымается кислый пар, — священный. Я и теперь его слышу, из дали лет. Священный… — так называет Горкин. Он обходит углы и тихо колышет тазом. И надо мной колышет. — Вставай, милок, не нежься… — ласково говорит он мне, всовывая таз под полог. — Где она у тебя тут, масленица-жирнуха… мы ее выгоним. Пришел Пост — отгрызу у волка хвост. На постный рынок с тобой поедем, Васильевские певчие петь будут — «душе моя, душе моя» — заслушаешься.

http://pravmir.ru/chictyj-ponedelnik/

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Четверговая соль - лекарство от внутренних болезней Четверговая соль - лекарство от внутренних болезней   Еще сто лет назад освященная Четверговая соль была неизменным атрибутом каждой избы. Ее происхождение совершенно естественно. В каждой избе на Пасху пекли кулич. А принести его в храм на освящение нужно было в Великую Субботу. То есть в пятницу хлеб уже должен быть готов. Поскольку Великая Пятница - постный день, его всецело посвящали молитве и чтению Евангелия. Так что пасхальных кулич закладывали в печь в Великий Четверг . А оставшееся тесто (чтобы не выкидывать), тогда готовили, естественно, на закваске, смешивали с солью. Добавляли туда также квасную гущу, которая в каждой избе была в избытке. Для вкуса добавляли солод. Катали колбаски. Обертывали это холщиной, хлопком. Затем закладывали кулич в печь, а угли собирали и в них зарывали холщовые колбаски. На следующий день кулич и соль были готовы. А в Великую Субботу их вместе несли на освящение в храм. У староверов и на Севере до сих пор сохранилась эта традиция. Выяснилось, что Четверговая сол ь, теряет все свои вредные свойства и приобретает много полезных. Лучшего лекарства для животных нельзя было и придумать. Соль давали животным и для профилактики. Коровы, лошади, овцы с большим аппетитом лизали эту соль и выздоравливали от многих болезней. Конечно же, эта соль действует и на людей. С древности считается, что она вообще способствует исцелению внутренних болезней. Что проверить нелегко, ведь нам жителям последних времен, родившимся от обезьяны, а некоторые - от сочетания хромосом, нужно все доказать и проверить. Зато люди, имеющие больной желудок, оценят Четверговую соль немедленно. И объяснить это можно на пальцах. Соль в печи становится съедобной золой, а зола, как известно, лучшее природное средство от изжоги. Конечно, такую соль можно готовить не только в Четверг, и не только в русской печи, а просто - на большом костре. И вместо теста, квасной гущи и солода, о которых современные люди даже не слышали, можно брать овсяную крупу. Тем не менее свойства эта соль будет иметь тоже целебные. К тому же молитва на освящение соли не связана именно с Четвергом, это народная традиция, как и принесение домой свечи  от Страстных Евангелий.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=16&iid=2...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010