Тут посчитали, что постоянно монастырь оказывает духовную и материальную благотворительную помощь пяти детским и пяти медицинским учреждениям, заключенным более 20-ти исправительных колоний и тюрем, многим нуждающимся людям, жертвует средства на восстановление более десяти храмов Задонского района, а также на восстановление новообразованных монастырей Липецкой и Елецкой епархий. — Ваше Высокопреосвященство, много ли паломников приезжает к святителю в Задонскую обитель? — Конечно. Особенно много их в эти дни. Мы готовимся встретить десятки тысяч паломников, в том числе и участников проходящего уже не первый год Митрофаниево-Тихоновского крестного хода, который начинается в Воронеже 20 августа, в день празднования святителя Митрофана, и несколько дней люди идут в нашу обитель — к празднику святителя Тихона. Как всегда, в преддверии дня памяти святителя Тихона Задонского мы приводим монастырь в порядок, всюду моем, убираем. Готовим помещения для размещения паломников на ночлег. Под Владимирским собором в еще не вполне восстановленном Троицком храме будет трапезная для всех желающих. Привозим продукты к празднику. Идет строгий Успенский пост, но в праздник святителя Тихона в нашей епархии разрешается рыба. Иеромонахи, игумены постоянно с людьми — принимают исповедь, причащают, соборуют, утешают, дают духовные советы. Для украшения храма и раки с честными мощами святителя Тихона приобретается большое количество живых цветов. — Что-то новое по сравнению с прошлыми годами Вы можете назвать? — К празднику святителя Тихона мы вновь открыли сайт монастыря, теперь он оформлен более строго и лаконично и обслуживается не мирянами, а членами нашего монастырского братства. Готовится очередной выпуск альманаха «Задонский паломник». — Дорогой владыка, а как лично Вы готовитесь к встрече праздника святителя Тихона? Происходят ли какие-то изменения в связи с праздником в Вашей жизни? — Для меня это просто праздник еще одной встречи со святителем и теми, кто приходит почтить его память. Я стараюсь всегда быть духовно бодрым и поддерживать постоянную молитвенную и трудовую форму. На протяжении всего года часто служу Литургию, исполняю келейно свое монашеское правило. Нередко выезжаю на целый день в лес (рано утром или после Литургии), где собираю грибы для трапезной и одновременно творю Иисусову молитву. Стараюсь духовно и физически не расслабляться.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3710503...

В обители Задонской Богородицкой главные летние праздники суть: 1) Праздник главного монастырского соборного храма, посвященного в честь Сретения чудотворной иконы Владимирской Богоматери, торжественно празднуемый здесь 21 мая, 23 июня и 26 августа. В эти дни в г. Задонске бывают ярмарочные съезды. 2) Престольный праздник обители бывает 8 сентября и 26 июня в честь иконы Тихвинской Божией Матери. 3) 14 мая празднуется первое обретение нетленных мощей святителя Христова Тихона и всей России чудотворца. 4) Но особенный местный праздник этой обители составляет в настоящее время торжественное празднование открытия св. мощей святителя Тихона в 13 день августа. И прежде, со времени преблаженной кончины сего святителя, последовавшей 13 августа 1783 года, к этому нарочитому дню всегда приезжали в Задонскую обитель местные архипастыри со штатом своим для торжественного богослужения и стекался во множестве православный народ из близких и отдаленных мест нашего Отечества, чтобы в полноте своего усердия совокупной молитвой почтить праведника Божия. Небезынтересно обратить наше внимание на это торжественное воспоминание блаженной памяти святителя Тихона, как оно тогда совершалось в обители Задонской. Накануне того дня в храме Рождества Богородицы божественная служба начиналась всенощным бдением, архиерей со множеством сослужащего духовенства совершал ее по уставу церкви; служба отправлялась по общей минее – святительская. С наступлением утра храм Божий снова наполнялся людьми разных званий, усердствующими к молитве. Ровно в 9 часов начинался благовест к поздней обедне. Перед началом литургии, по облачении, архиерей входил в алтарь, прикладывался к св. престолу и снова с служащими по чину выходил из алтаря Царскими вратами, и все становились у гроба святителя Тихона; один настоятель монастыря выходил (из алтаря) последним, становился на амвоне лицом к народу и благоговейно читал назидательное духовное завещание святителя Тихона. При первом произнесении слов которого «Слава Богу о всем!» нужно было видеть, как выразительно отражалось на лицах предстоящего в храме народа душевное умиление и глубокая, искренняя почтительность к почившему Святителю. При заключительных же словах сего трогательного завещания «Простите, возлюбленнии, и Тихона поминайте» в церкви слышались рыдания и вздохи. После сего начиналось служение большой панихиды у гроба в Бозе почившего. Все это умилительное молитвословие при тихом, стройном пении архиерейского хора певчих единодушно заключалось искренним благожеланием «вечной памяти» Праведнику – и затем начиналась заупокойная Божественная литургия. По окончании обедни Владыкой благословлялись приготовленные среди двора монастырского столы для нищей Христовой братии и для снисходительных богомольцев, угощаемых обителью трехдневно. Такое учреждение трапезы для приходящих исполняется в обители и до сих пор. Так чтилась от дня кончины блаженная память святителя Тихона в обители Задонской.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Незадолго до кончины мама исповедовалась и причастилась. Упокоилась она на даче на Валдае, это любимое место нашей семьи вот уже тридцать лет. Отпевали ее в приделе свт.Тихона Задонского Троицкого собора г.Валдая, похоронили на Короцком погосте, малой родине святителя Тихона , неподалеку от его родового склепа, над которым возведена часовенка в его память, рядом с благочестивым человеком. (В последнее время мама часто вспоминала своего деда Тихона. Думаю, он был назван в честь этого святителя, самого любимого Тихона русского народа…) Уповаю на молитвенное предстательство дивного святого, почти земляка, он давно как родной. С коллегами …Мама упокоилась 23 сентября, за неделю до дня памяти своей небесной покровительницы, св.мц.Надежды (30 сентября Церковь чтит свв.мцц. Веру, Надежду, Любовь и матерь их Софию). Но примечательно, что в тот день чествовалась память трех других святых мучениц Минодоры, Митродоры, Нимфодоры. Они тоже сестры и так же мученически пострадали за Христа, как хорошо известные нам Вера, Надежда, Любовь, но почти два века спустя. Такое вот утешение. И оно не одно. В последнем номере дорогой мне газеты «Православный Санкт-Петербург» старые друзья поместили мое слово о маме (благодарность И.Г.Ракову), которое прочитал всеми нами любимый батюшка Иоанн Миронов, многая ему лета, и просил передать, что молится о новопреставленной Надежде. Это весть очень дорога… Батюшка Иоанн 22 года назад напутствовал в жизнь вечную мою бабушку по папе, Екатерину Степановну, и молился о ней. Слава Богу за все. И еще. Вечное поминовение о маме (да, известно неоднозначное отношение к этой требе, но не могла не сделать этого) сложилось заказать в Задонском монастыре, у нашего святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. А детство мама провела в Воронежском крае. В неком смысле под его омофором, получается. …В раннем, дошкольном еще детстве, мне часто снился странный сон. В нем моя мама становилась маленькой, меньше меня, словно лилипутик, и спасти ее от чего-то страшного могла только я, почему-то и не было никого больше… Может, сон стал реальностью. Речь, конечно, не о спасении, о помощи…

http://ruskline.ru/analitika/2020/10/30/...

Рискуя собой, Святейший Владыка сказал о том, кто же пришел к власти, какие волки пытаются расхитить законную каноническую власть Церкви, и призвал не принимать раскольников, не поминать их имен, не сослужить с ними, не молиться с ними. За одно только хранение этого письма — и об этом я уже говорил, но повторю, поскольку речь зашла о очень важной странице нашей церковной истории, — мой благочестивый дед был арестован и отправлен в ссылку. Вот так безбожная советская власть в то время оберегала обновленцев, пытаясь всячески обрушить авторитет Святейшего Тихона. Но ведь ничего не получилось! Обновленческие храмы стояли пустые — люди, как теперь говорят, «ногами голосовали» за каноническую Церковь. Но нужно сказать, что и после этого периода, опасного и тяжкого, уже после кончины Святейшего Тихона, наступили времена еще более жестокие, связанные со страшными гонениями 30-х годов. Затем началась война, и все думали, что, поскольку Русская Церковь так активно включилась в патриотическое и духовное воспитание народа, остановится рука гонителей. Действительно, на какое-то время гонения были приостановлены, но затем, с приходом к власти Хрущева, вспыхнули с новой силой, и 60-е годы были отмечены закрытием храмов и монастырей, разрушением святынь, новыми арестами священнослужителей — не всех поголовно, но тех, кто представлял опасность для власти. Вот такая история. А почему мы говорим об этом сейчас? А потому что, может быть, если бы не авторитет святителя Тихона — его безупречный авторитет и полное доверие к нему и ко всем тем, кого он поставил пасти Церковь Господа и Бога, — то трудно представить, что могло бы произойти с нашей Церковью. Поэтому память о святителе Тихоне в настоящий момент уже не только ментальная, подобная памяти о выдающихся людях прошлого, но молитвенная. Через обращение к святителю наших горячих молитв память о нем никогда не иссякнет из наших сердец и из наших мыслей. Ибо святитель Тихон смирением своим, мудростью своей и верностью Господу во многом предопределил дальнейшее развитие нашей Церкви, прошедшей через горнило испытаний и пришедшей к сегодняшнему дню, когда мы здесь, в том самом здании и даже в том самом помещении, где проходил Собор 1917-1918 года, стоим во множестве, как молящаяся православная русская община, соединенная единой верой и единой надеждой на Господа.

http://pravoslavie.ru/149525.html

Многие правильные и разумные решения Поместного Собора, избравшего Святейшего Тихона, они захотели осуществить в жизнь. Но, поскольку благодать Божия отступила от этих лжевождей, ничего у них не получилось, и лучшие решения Собора, направленные на обновление церковной жизни, на укрепление веры, стали поводом для православных людей отказаться от обновленчества. Никто не отказывался от всего того, что Патриарх Тихон совершал и призывал вместе с Поместным Собором осуществить, но должны были произойти очень важные, но глубоко церковные изменения в жизни русского Православия. Тогда все было бы принято без всякого конфликта, без всяких расколов, без всякого недоумения. Но когда наследие Собора попытались восхитить обновленцы, лишенные благодати, толкуя по своему усмотрению соборные решения, желая обрушить на Русскую Церковь большое количество безумных реформ, начиная от женатого епископата и полной секуляризации церковной жизни, народ наш от них отвернулся. Приведу такой пример — свидетельство моей мамы. Она родилась в начале XX века, и ко времени обновленчества была хоть и юным, но уже взрослым человеком. Однажды она посетила Андреевский собор на Большом проспекте Васильевского острова, который был тогда кафедрой обновленческого митрополита Платона, и рассказала своей семье (а потом и до меня дошел ее рассказ), как она была поражена тем, что на архиерейскую кафедру посреди храма для облачения в архиерейские одежды перед началом Литургии взошел некий господин в синем костюме и в галстуке, как иподиаконы совлекали с него костюм и развязывали галстук, а потом налагали на него священные ризы. Можете себе представить, как одна эта картинка была противна традициям и в каком-то смысле вере нашего народа! Вот народ и не принял обновленчество, и не сумели обновленцы занять место святителя Тихона, хоть и требовали от него отречения. Вместо отречения святитель подписал некое завещание, и я уже рассказывал, как обнаружил, разбирая бумаги Московской Патриархии, текст обращения Патриарха Тихона, напечатанный на машинке того времени, на ветхом листе бумаги такого формата, какого сейчас не бывает, и подписанный им собственноручно, карандашом.

http://pravoslavie.ru/149525.html

21 ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. [Еще до сотворения материального мира Бог создал мир духовный — ангелов. Самый прекрасный и сильный из них подумал, что полученное могущество делает его равным Богу, и решил оставить своего Создателя. Вместе с ним отпала от Бога третья часть всех духов. Архангел Михаил возглавил ангелов, которые остались верными своему Творцу. Между мятежными и верными духами произошел конфликт: И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр 12:7–9). Так прекрасный денница стал сатаною, соблазненные им ангелы — бесами. А Церковь в честь победы над отпавшими от Бога духами празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил]. Ил.: Архистратиг Михаил. Симон Ушаков. 1674 или 1681. - С.4; 18 ноября. День памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. [В 1898 году будущий Патриарх Тихон, а тогда — епископ Алеутский и Аляскинский, предпринял опасное и тяжелое пастырское путешествие к поселениям аборигенов-христиан. Сам епископ, два священника, два псаломщика и пять индейцев-гребцов отправились в путь на байдаре туда, куда невозможно было добраться пароходом. Байдара — это большая кожаная лодка, или, точнее, деревянная решетка, обтянутая тюленьей кожей. Она могла пройти по совсем мелким речушкам и ручьям. Владыку Тихона не остановили ни опасности пути, ни угроза здоровью от эпидемий и болезней, частых у индейцев. К больным он заходил в палатки и дома, нисколько не смущаясь заразностью болезни, грязными помещениями и ужасным запахом вяленой рыбы (которую индейцы ели слегка протухшей). Каждого владыка утешал, молился о его здравии и со всеми общался лично. За 78 дней этого путешествия епископ Тихон преодолел расстояние более 11000 километров]. Ил.: Прощание с Америкой святителя Тихона. Филипп Москвитин. 1995. - С.5.

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-247...

После богослужения митрополит Арсений от имени Святейшего Патриарха Кирилла поблагодарил представителей власти, столичное правительство, игумению Иулианию и создателей памятной доски за предпринятые усилия по увековечиванию памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также поздравил всех с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы и днем памяти святителя Тихона. В ответном слове игумения Иулиания поблагодарила владыку Арсения и напомнила о том, что именно в этот день 90 лет назад отошел ко Господу Патриарх Тихон. Во время пребывания святителя в больнице из его кельи были видны купола Зачатьевского монастыря, и Патриарх Тихон утешался видом на монастырь. За девять дней до своей кончины Патриарх Тихон служил в храме Воскресения Словущего, который был приписан к Зачатьевской обители. Также игумения Иулиания рассказала собравшимся, как попала икона Благовещения к Патриарху Тихону. История появления в палате святителя иконы сохранилась благодаря Алексею Александровичу Беляеву, иподиакону епископа Можайского Бориса (Рукина), викария Московской епархии до 1925 года. Когда Алеша навещал святителя Тихона в больнице, Патриарх сказал ему, что хочет икону в свою келью, поскольку на тот момент у него не было ни одной иконы. Алеша отправился в Зачатьевский монастырь и обратился к монахиням с просьбой передать икону святителю. Одна из монахинь сняла со стены небольшой образ Благовещения Пресвятой Богородицы в серебряном окладе и передала его Патриарху. Через два с половиной месяца Патриарх Тихон отошел ко Господу именно в праздник Благовещения. В завершение праздника В.С. Фуер, выступивший от лица Правительства г. Москвы, заверил, что столичное правительство было, есть и остается первым помощником Церкви и священнослужителям в восстановлении памяти новомучеников. Здания по адресу Остоженка д. 17 и д. 19 были построены в начале XX века по проекту архитектора Л. Кекушева. В 1920-е годы в зданиях была размещена одна из московских клиник, где хирургом работал А.И. Бакунин. Именно здесь скончался Патриарх Тихон в 1925 году. Лечебница Бакуниных была одним из лучших медицинских учреждений Москвы и одна из немногих частных больниц, еще остававшихся в 1920-е годы. Другие клиники побоялись принять на лечение опального Патриарха: это было чревато закрытием больницы (что и случилось с клиникой Бакуниных уже через год).

http://patriarchia.ru/db/text/4024673.ht...

Из Холма архимандрита Тихона перевели ректором семинарии в Казань, а 4 октября 1897 г. в Александро-Невской лавре состоялась его хиротония во епископа Люблинского, викария Холмской епархии. В декабре 1898 г. епископ Тихон был назначен на зарубежную Алеутско-Американскую кафедру, которая находилась в Сан-Франциско. На новом поприще он неустанно трудился над укоренением и распространением Православия в Америке. При нем сооружено было много новых храмов и на Аляске, и в Канаде, и в Соединенных Штатах. В 1901 г. епископ Тихон совершил закладку кафедрального храма в Нью-Йорке во имя святителя Николая. Через полтора года владыка освятил этот храм. При его архипастырском служении в Америке участились присоединения новообращенных из других исповеданий к Православной Церкви. Епископ Тихон принял деятельное участие в переводе и издании богослужебных книг на английском языке. В Канаде по его ходатайству открылась викарная кафедра. В 1905 г. святитель Тихон был возведен в сан архиепископа, а через два года после этого переведен на одну из самых почетных в России кафедр — Ярославскую, преемницу древней Ростовской. И в Ярославле он оставался все тем же мудрым, распорядительным, благожелательным архиереем; часто объезжая епархию, совершал службы в приходских и монастырских храмах. Замечания всегда делал мягко и добродушно, часто в шутливой форме, никогда не кричал на подчиненных. Необычной была и простота его домашнего обихода. В 1913 г. архиепископа Тихона перевели в Литовскую епархию — в Вильно. Обстановка в Литве была подобна той, которую он хорошо знал по Холмщине: влиятельная Католическая Церковь и смешанное русско-литовско-польско-еврейское население. В Вильне владыку застала война. По распоряжению Святейшего Синода архиепископ Тихон переехал в Москву, привезя с собой мощи святых Виленских чудотворцев, но вскоре из Москвы перебрался ближе к своей пастве, почти на линию фронта. Он посещал госпитали, служил молебны, исповедовал и причащал раненых, напутствовал умирающих. Его не раз вызывали в Петербург для участия в работе Синода.

http://patriarchia.ru/db/text/52167.html

Информационная врезка: Явления Христа святым: критерии истины /Автор - Роман Маханьков //Фома. - – апрель 2006. – С.23,25. – (рубрика « Тема номера. Пасха: Если Христос не воскрес …»). Свидетельство «неверия». Апостолы Фома и Павел . Подготовил Роман Маханьков . Ил.: Гравюры Густава Доре и Юлиуса Шнор фон Карольсфельда//Фома. - – апрель 2006. – С.26-27. – (рубрика « Тема номера: Пасха : Если Христос не воскрес…»).   Юрий Максимов, религиовед, историк, преподаватель Московской духовной семинарии. Что было бы с нашей цивилизацией, если бы Христос не воскрес? Фото ИТАР-ТАСС//Фома. - – апрель 2006. – С.28-29. – (рубрика « Тема номера: Пасха: Если Христос не воскрес…»). Повторная публикация//Фома. – Спецвыпуск. 2013/Москва Пасхальная. – С.30-31. - (рубрика « Тема номера. Пасха »). Постскриптум: Митрополит Сурожский Антоний (1914 – 2003). Еще одна встреча со Христом: Страничка воспоминаний //Фома. - – апрель 2006. – С.30. - (рубрика « Тема номера: Пасха: Если Христос не воскрес…»). ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА (раздел). – С.31-52. (на заставке – фото Евгения Глобенко) Ортодоксия:   Спаситель безнадежных, или можно ли быть хорошим и не спастись . На помещенное в начале статьи письмо читателя ( Сергея Николаевича ) отвечает Александр Ткаченко. Фото Павла Кузнецова, Евгения Глобенко//Фома. - – апрель 2006. – С.33-37. – (рубрика « Ортодоксия »). Числа: Апрель (Церковные даты апреля). Подготовил Роман Маханьков //Фома. - – апрель 2006. – С.38-39. – (рубрика « Числа »). Представлены и прокомментированы даты: 7 апреля (25 марта по старому стилю). День памяти святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси ; 13 апреля ( 31 марта). День памяти святителя Ионы , митрополита Московского и всея Руси; 14 апреля (1 апреля) и 5-е воскресенье Великого Поста. Дни памяти преподобной Марии Египетской (VI век); 27 апреля (14 апреля). День памяти святителя Мартина исповедника , папы Римского (середина VII века).   Андрей Кураев (исполняет функции иностранного агента) , диакон храма Св. Иоанна Предтечи на Пресне, город Москва. Бог, ждущий ответа. - 7 апреля (25 марта по старому стилю). Благовещение Пресвятой Богородицы . Фото Евгения Глобенко//Фома. - – апрель 2006. – С.39. – (рубрика « Числа »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-36-a...

Кирилл . Значение имени : греческое Κριλλος означает «господин»; День памяти : 20 ноября; Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский : [Годы жизни: 1863-1937. Когда в апреле 1925 не стало Патриарха Тихона, самым авторитетным иерархом Русской Церкви остался митрополит Казанский Кирилл. Именно его имя было первым в списке преемников, составленном святителем Тихоном. Именно его кандидатуру поддержали осенью 1926 года епископы, участвовавшие в тайных выборах нового Патриарха. Святитель Кирилл, который отбывал тогда срок в Коми и даже не знал об этом, вызвавшем волну репрессий голосовании, был объявлен одним из главных обвиняемых и отправлен далеко на Север, в Туруханский край. Житие священномученика Кирилла]; Другие святые с именем Кирилл : Святитель Кирилл Александрийский (376-444) Один из самых авторитетных представителей святоотеческой письменности и активный борец с ересями. 32 года управлял Александрийской Церковью, ключевой участник III Вселенского Собора (431 год, город Эфес), осудившего несторианство. День памяти — 31 января, 22 июня; Святой равноапостольный Кирилл, просветитель славян (827-869). Младший из двух братьев-просветителей, благодаря которым балканские народы получили письменность, узнали основы православной веры и смогли совершать богослужения на славянском языке. Дни памяти — 27  февраля, 24 мая; Преподобный Кирилл Белозерский (1337-1427). Один из учеников преподобного Сергия Радонежского, основатель Кирилло-Белозерского монастыря на берегу Сиверского озера в Вологодской области. День памяти: 22 июня; Интересные факты о священномученике Кирилле ; Материал подготовил Игорь Цуканов . Ил.: Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский. Фото; Святитель Кирилл Александрийский. Икона; Святой равноапостольный Кирилл, просветитель славян. Икона; Преподобный Кирилл Белозерский. Икона; Преподобный Иоанн Кронштадтский. Фото; Икона, изображающая расстрел священномученика Кирилла Казанского (канонизирован в 2000 году)//Фома. - – ноябрь 2020 – С.24-25. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-211...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010