Он был уроженец Липовки, где прожил всю жизнь в качестве диакона и, когда состарился, оставил это служение. Я его помню одетым в рясе, с большим поясом, с камилавкой, с длинными волосами и с бородой, а в руках - дубинка. Говорили, что он был отдаленным родственником святителя Тихона Задонского; имел много детей, и три сына достигли архиерейства». Не знаю, точны ли сведения Сергея Петровича Толстого, касающиеся архиерейства трёх сыновей И.Д.Соколова? Хорошо бы проверить эту информацию. Упоминания же о взрослых детях И.Д. Соколова встречаются также и в других источниках: Так, в журнале «Воронежская старина» X, стр.206) сказано о них следующее: 1.Иван Иванович (Соколов), дьякон в Ксизове, Задонского уезда. 2.Сергей Иванович (Соколов), священник в Старо-Никольском, Нижнедевицкого уезда. 3.Вениамин Иванович (Соколов), священник в Дубовом, Задонского уезда. 4.Павел Иванович (Соколов), начальник какой-то станции Ю-В.ж.д. Брат Ивана Дмитриевича Соколова, Александр Дмитриевич, служил псаломщиком в с.Пушкарском. У него были сыновья: Петр Александрович - живописец, проживавший до революции в Ельце в своём доме на ул. Орловской, и Иван Александрович,- регент в Исаакиевском соборе в Петербурге. Все родственники свт. Тихона имели правило собираться в день памяти святого, 13 августа, в Задонске. Почти у всех имелись какие-то вещи или святые иконы, некогда принадлежавшие свт. Тихону. В «Воронежской старине» (стр.206 ук. соч.) говорится ещё об одном родственнике свт. Тихона: священнике хутора Жабского Кубратова, Валуйского уезда - о. Андрее Ивановиче Соколове. ВНУЧАТЫЙ ПЛЕМЯННИК ИОАНН ЕФИМОВ - СТРОИТЕЛЬ СОФИЙСКОГО УСМАНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ. Личность этого родственника свт. Тихона ярка и во многом загадочна. Практически все жизнеописатели свт.Тихона Задонского ссылаются на записки-воспоминания его келейника Иоанна Ефимова, но ни один из них, кажется, не упоминает об их кровном родстве. Вероятно, свою родственную связь со святителем Тихоном Иоанн Ефимов содержал по какой-то причине в строгой тайне, которая стала известна только после его смерти.

http://ruskline.ru/analitika/2010/09/25/...

Вместо отречения святитель подписал некое завещание, и я уже рассказывал, как обнаружил, разбирая бумаги Московской Патриархии, текст обращения Патриарха Тихона, напечатанный на машинке того времени, на ветхом листе бумаги такого формата, какого сейчас не бывает, и подписанный им собственноручно, карандашом. Рискуя собой, Святейший Владыка сказал о том, кто же пришел к власти, какие волки пытаются расхитить законную каноническую власть Церкви, и призвал не принимать раскольников, не поминать их имен, не сослужить с ними, не молиться с ними. За одно только хранение этого письма — и об этом я уже говорил, но повторю, поскольку речь зашла о очень важной странице нашей церковной истории, — мой благочестивый дед был арестован и отправлен в ссылку. Вот так безбожная советская власть в то время оберегала обновленцев, пытаясь всячески обрушить авторитет Святейшего Тихона. Но ведь ничего не получилось! Обновленческие храмы стояли пустые — люди, как теперь говорят, «ногами голосовали» за каноническую Церковь. Но нужно сказать, что и после этого периода, опасного и тяжкого, уже после кончины Святейшего Тихона, наступили времена еще более жестокие, связанные со страшными гонениями 30-х годов. Затем началась война, и все думали, что, поскольку Русская Церковь так активно включилась в патриотическое и духовное воспитание народа, остановится рука гонителей. Действительно, на какое-то время гонения были приостановлены, но затем, с приходом к власти Хрущева, вспыхнули с новой силой, и 60-е годы были отмечены закрытием храмов и монастырей, разрушением святынь, новыми арестами священнослужителей — не всех поголовно, но тех, кто представлял опасность для власти. Вот такая история. А почему мы говорим об этом сейчас? А потому что, может быть, если бы не авторитет святителя Тихона — его безупречный авторитет и полное доверие к нему и ко всем тем, кого он поставил пасти Церковь Господа и Бога, — то трудно представить, что могло бы произойти с нашей Церковью. Поэтому память о святителе Тихоне в настоящий момент уже не только ментальная, подобная памяти о выдающихся людях прошлого, но молитвенная.

http://patriarchia.ru/db/text/5977754.ht...

12/25 августа. Служил всенощную в соборе города Подольска. 13/26 августа. День памяти святителя Тихона Задонского (день ангела патриарха Тихона). Служил литургию в соборе города Подольска. 14/27 августа. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 15/28 августа. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Служил литургию в храме Успения Пресвятой Богородицы в Крутицах. 16/29 августа. Служил литургию в храме Знамения Пресвятой Богородице в Переяславской слободе («в Крестах»). В этот день Н. П. Окунев оставил следующую запись в своем дневнике: «Перед самым праздником [Успения Пресвятой Богородицы] ходили упорные слухи, что Кремль отдают в ведение Патриарха, что он в Успение будет служить в Большом Успенском соборе. Ставили это в связь с его стараниями разбудить не только в русском народе, но и в народах всего мира живейшую потребность помочь голодающим. И вот этого не дождались еще. Так грустно было, точно сама Богородица сидит в Бутырках, окруженная сонмом проживающих там архиереев». 18/31 августа. День памяти мучеников Флора и Лавра. Служил литургию в храме Флора и Лавра на Мясницкой и всенощную в Донском монастыре. 19 августа/1 сентября. Празднество Донской иконы Божией Матери. Служил литургию в Донском монастыре. 20 августа/2 сентября. Служил молебен в часовне Иверской иконы Божией Матери. 21 августа/3 сентября. Служил всенощную в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще. 22 августа/4 сентября. Служил литургию в храме Максима Исповедника в Таганке. 25 августа/7 сентября. Служил всенощную в храме Адриана и Наталии на 1 – й Мещанской. 26 августа/8 сентября. День памяти мучеников Адриана и Наталии. Служил литургию в храме Адриана и Наталии на 1 – й Мещанской. 27 августа/9 сентября. День памяти преподобного Пимена Великого . Служил литургию в храме Пимена Великого в Новых Воротниках («Пимен Новый»). 28 августа/10 сентября. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 29 августа/11 сентября. Служил литургию в храме Николая Чудотворца на Землянке («Никола Ямы») и всенощную в храме Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Архив Пн В день памяти святителя Тихона и отцов Поместного Собора 1917-1918 годов Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Московском епархиальном доме и возглавил хиротонию архимандрита Василия (Данилова) во епископа Касимовского 18 ноября 2018 г. 17:23 18 ноября 2018 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, 101-ю годовщину избрания на Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, день памяти отцов Поместного Собора Русской Церкви 1917-1918 годов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в домовом храме святого равноапостольного князя Владимира Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета . Храм находится в историческом комплексе Московского епархиального дома в Лиховом переулке. Соборная память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917-1918 годов, 5/18 ноября, была установлена на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 4 мая 2017 года (журнал 26). Московский епархиальный дом (Лихов пер., 6) является главным зданием Свято-Тихоновского университета. Он был построен в 1901-1902 годах по благословению священномученика митрополита Владимира (Богоявленского). В Соборной палате Епархиального дома в 1917-1918 годах проходил исторический Всероссийский Поместный Собор, восстановивший Патриаршество в Русской Церкви и избравший Патриархом Московским и всея России святителя Тихона. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Василия (Данилова) во епископа Касимовского и Сасовского. Его Святейшеству сослужили: митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Рязанский и Михайловский Марк , председатель Финансово-хозяйственного управления ; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Дмитровский Феофилакт , наместник Андреевского ставропигиального монастыря ; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению ; епископ Скопинский и Шацкий Феодорит ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Владимир Воробьев , ректор ПСТГУ; протоиерей Николай Соколов, профессор ПСТГУ, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее; протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств ПСТГУ; протоиерей Андрей Марущак, кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве; иеромонах Мисаил (Сарафанов), помощник управляющего делами Московской Патриархии; преподаватели ПСТГУ в священном сане и московское духовенство.

http://patriarchia.ru/db/text/5304480.ht...

Вача. Церковь Тихона Амафунтского. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Тихона Амафунтского Год постройки:Между 2010 и 2011. Адрес: Россия, Нижегородская область, Вачский район, поселок Вача, ул. Высоковольтная Координаты: 55.798454, 42.776419 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью 29 июня 2011 года в поселке Вача был совершен чин великого освящения нового деревянного храма в честь святителя Тихона Амафунтского. Чин освящения возглавил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, который в этот день совершает свой архипастырский визит в Вачский район. Малым иерейским чином этот храм был освящен в декабре прошлого года, в день памяти священномученика и исповедника Николая Зеленова, который подвизался в Вачском районе. До постройки храма, на сегодняшний момент единственного в Ваче, жители райцентра в течение многих лет посещали молельный дом. Как рассказал священник Давид Покровский, новый храм возведен недалеко от того места, где до революции стояла церковь в честь святителя Тихона Амафунтского. Однако прежний храм был больше и имел три престола. Его боковые приделы были освящены в честь великомучеников Димитрия Солунского и целителя Пантелеимона. На месте уничтоженного старого храма сейчас расположен обелиск воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Поскольку общественность района была категорически против переноса обелиска, новый храм было решено поставить недалеко от его исторического места. По словам Виктора Лунина, на том месте, где построен новый храм, ранее находился больничный комплекс. Больницу перевели в другое место, и от нее осталось только здание санэпидемстанции. Сейчас идут переговоры о его передаче церкви. Информация с сайта Нижегородской епархии Об истории основания Вачских церквей Самое раннее документальное упоминание о Ваче относится к концу восьмидесятых годов XVI столетия (1588г.), когда писец Иван Талызин и подьячий Постник Степанов побывали на земле ныне существующего Вачского района.

http://sobory.ru/article/?object=10621

18/31 января. Служил панихиду по митрополиту Евсевию в Новодевичьем монастыре. 19 января/1 февраля. День рождения патриарха Тихона. Служил литургию в Донском монастыре. 25 января/7 февраля. Служил всенощную в храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Садовниках. 26 января/8 февраля. Служил литургию в храме Воскресения Словущего на Остоженке. 1/14 февраля. День памяти мученика Трифона. Служил литургию в храме Трифона мученика в Напрудной. 2/15 февраля. Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Служил литургию в храме Богоявления Господня в Елохове. 4/17 февраля. Служил всенощную в храме иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Палашах. 9/22 февраля. Служил литургию в храме Софии Премудрости Божией на Софийской набережной. 15/28 февраля. Заявление патриарха Тихона в НКВД с просьбой о регистрации при нем Священного Синода. 16 февраля/1 марта. Прощеное воскресенье. Служил литургию в храме Ермолая на Садовой («на Козьем болоте») и вечерню в Донском монастыре 19 февраля/4 марта. Служил литургию в Донском монастыре. 23 февраля/8 марта. Торжество Православия. Служил литургию в храме Николая Чудотворца на Арбате («Никола Пески»). 28 февраля/13 марта. Служил литургию в храме Василия Исповедника в Новой деревне. 2/15 марта. Служил литургию в храме Спаса Нерукотворного Образа над северными воротами Зачатьевского монастыря. 8/21 марта. Выносил Крест в храме Воскресения Словущего на Остоженке. Последний допрос патриарха Тихона помощником начальника 6 – го отделения Секретного отдела ОГПУ М. Д. Соловьевым. 9/22 марта. Крестопоклонная неделя. День памяти Сорока мучеников Севастийских. Служил литургию в храме Сорока мучеников на Новоспасской площади. Рукоположил архимандрита Тихона (Шарапова) во епископа Гомельского. При вручении ему архиерейского жезла патриарх Тихон сказал: «Возлюбленный во Христе собрат, преосвященный епископ Тихон! Приветствую тебя с благодатью архиерейства. Промышлением Божиим твоя хиротония совпала с поклонением Кресту Господню и с памятью сорока мучеников, и совершена в их святом храме, в день их страданий. Все это как бы предуказывает, что предстоящий тебе путь святительского служения в исключительно трудных условиях есть путь крестный и мученический.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Житие святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси Дни памяти: 25 марта/7 апреля – день преставления (1925); 26 сентября/9 октября – день прославления; в воскресение после 25 января/7 февраля – Собор новомучеников и исповедников Российских Патриарх Тихон В трудные времена, когда нарушается обычный ход жизни, когда жизнь возмущается грандиозными событиями, опрокидывающими в бездну все и вся, когда кругом наступает гибель и отчаяние, Бог посылает в этот мир Своих святых, богатырей духа, людей особого мужества и самоотвержения, подвижников веры и любви, которые необходимы миру, чтобы устоять в истине, чтобы не потерять различение добра и зла, чтобы духовно не погибнуть. И подвиг таких святых исполинов, духовных вождей народа, вероятно, можно назвать самым трудным из всех подвигов. Обращаясь к нашей истории, мы вряд ли найдем даже среди прославленных московских святителей человека, который был бы призван к кормилу церковной жизни в столь трудный и трагический период, как тот, что выпал на долю Святейшего Патриарха Тихона. Сам грандиозный масштаб исторических событий сделал Святителя Тихона, одного из величайших участников оных, малопонятным для современников. Даже и в наши дни трудно по существу оценить величие и красоту его подвига, его святости. Это подобно тому, как великую гору можно окинуть взглядом только с достаточно большого расстояния, – вблизи не видна вся грандиозность ее. Так и величайшие люди делаются более понятными и более видными по прошествии достаточно большого времени. И чем значительнее человек, чем больше он, тем больше требуется времени, чтобы его увидеть и оценить. И все же ни один иерарх Русской Церкви не привлекал к себе такого пристального, сострадательного и почтительного внимания всего христианского мира, какое привлекал Патриарх Тихон еще при жизни своей. Сам этот факт, указывающий на его мировое значение, его всемирный авторитет, заставляет нас обратиться к его образу с особенным вниманием и любовию. Будущий Патриарх Тихон в миру носил имя Василий Иванович Белавин . Он родился по старому стилю 19 января, а по новому – 1 февраля 1865 года в маленьком селе Клин близ города Торопца Псковской губернии, в семье приходского священника Спасо-Преображенской церкви. Детство его прошло среди простого народа, он видел крестьянский труд и жил простой народной жизнью. Из замечательных эпизодов его детства известно, что однажды священник Иоанн Белавин, его отец, вместе со своими сыновьями ночевал на сеновале. Во сне ему явилась мать, бабушка Патриарха Тихона, и предсказала судьбу трех сыновей, своих внуков. Про одного она сказала, что он будет жить обычной жизнью, про другого – что умрет молодым, а про Василия сказала, что вот этот будет велик. И отец Иоанн, проснувшись, рассказал этот сон своей жене, так что это предание сохранилось в семье. Пророческий сон впоследствии точно исполнился.

http://pravoslavie.ru/41953.html

Были случаи, что объявление об исцелении делалось по особенному, внутреннему голосу. Так, один старик 68 лет, не владевший два с половиной года правой рукой и правой ногой от паралича, у которого и шея была скривлена на ту же сторону, приложившись к мощам свт. Тихона 13 августа, получил исцеление и свободно пошел домой, в Тульскую губернию, не объявив о сем, кому следовало. Пройдя 40 верст от Задонска, он почувствовал внутреннее побуждение возвратиться в монастырь и сказать о выздоровлении, побуждение столь сильное, что он не мог оному противиться. Воротился старик в Задонскую обитель и сообщил о продолжительной своей болезни и об избавлении от оной, по молитвам его к святителю Тихону. Вдова подпоручика Прасковья Прибыткова (проживающая в Усмани, в собственном доме), движимая чувством истины и благодарности, доставила, кому надлежало, следующее письменное извещение: «Родители мои, майор Николай и Мария Коленкины, жившие в Усмани, долго не имели детей, о чем много скорбели. Одна благочестивая особа посоветовала им ехать в Задонск: отслужить молебные пения с акафистом – Спасителю, Божией Матери, пред Владимирской Ее чудотворной иконой, святителю Николаю, и панихиду о вечном покое епископа Тихона. Родители мои исполнили добрый совет. Не прошло и года после того, как родилась я, единственное детище их девятилетней мирной и счастливой супружеской жизни. В 1815 году, когда мне было 6 лет, родитель мой скончался, а мать от скорби лишилась рассудка и около года провела в тяжких страданиях. В 1816 году, по вере в сновидение, выходящее из ряда обыкновенных, ее повезли в Задонск, к 13 августа, т. е. ко дню успения святителя Тихона. Накануне, за всенощным служением, она сидела в креслах в бесчувственном положении; в самый же день памяти святителя принесена была в церковь и едва переводила дыхание. Епископ Воронежский, совершив панихиду о вечном блаженстве святителя, начал, по обычаю, священнодействие литургии. Больная, сидя в креслах, от крайнего изнеможения сил, уснула. Во время сна явился ей святитель Тихон, в полном архиерейском облачении, с крестом в руке, которым, подойдя близко к ней, осенил ее. Она, мгновенно почувствовав возвращение и крепость сил, проснулась. Сотворив молитву, мать моя встала с кресел и начала молиться. Столь быстрая и неожиданная перемена удивила богомольцев, стоявших возле больной, – тем более, что она, с трудом принесенная в церковь , после литургии, без всякой помощи, свободно пошла домой, славя Бога и благодаря святителя Тихона. В чувствованиях благодарности и в память исцеления, родительница моя написала образ целебника своего, на котором святитель Тихон представлен стоящим в святительском облачении, с крестом и Евангелием в руках. В верху образа, с правой стороны, в малом очерке написана Владимирская икона Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Раз представилось свт. Тихону, будто он находится в церкви, и в ней увидел он двух святителей в облачении; один был в патриаршем. Из алтаря вышел архидиакон с хрустальным кадилом: прежде покадил архиепископа, потом патриарха, а после Тихона. Придя в себя, свт. Тихон вспомнил, что это день памяти патриарха Германа и архиепископа Епифания. Однажды у Тихона болела голова; от жестокой боли он не мог ходить и лежал в постели. Вдруг он услышал над головой Ангельское пение, такое сладостное, что ум человеческий вообразить не может, и почувствовал облегчение; до конца жизни он не страдал после того головными болями. В 1770 году, в то время, как святитель занимался сочинением книги «Об истинном христианстве», размышляя о страданиях Христа Спасителя, сидя на кровати, против которой на стене висели изображения: распятого на кресте Господа, снятие со креста и положение во гроб, – он имел замечательное видение. Ему виделось, что от изображения, как бы с Голгофы, с самого креста сходит к нему Господь, весь ураненный, изъязвленный и окровавленный. При этом видении, исполненный радости и вместе скорби, свт. Тихон простерся на полу, как бы у ног самого Спасителя, чтобы облобызать их, и громко воззвал: «Ты ли, Спаситель мой, ко мне идеши?» С этого времени он начал более углубляться в размышления о страданиях Господа и об искуплении рода человеческого. Иногда святитель Тихон, сидя в своей келии, вдруг падал на колена, прижимал руки к сердцу, возводил очи горе – и лицо его просиявало особенной радостью и чистотою. И когда проходили такие состояния, долго еще оставался на лице его отсвет небесной радости; а его живое, радостное расположение духа и желание делиться своими чувствами с другими показывали, что душа святителя была полна восхищением и невольно открывалась, чтобы излить полноту духовного утешения. Дары присущей в нем благодати обнаруживались иногда силой чудотворения и прозорливости. Один из его келейных жестоко заболел и ждал уже часа смерти. Приобщившись двукратно Святых Таин, он доведен был до келии свт. Тихона, чтобы принять последнее его святительское благословение. Припав со слезами к стопам святителя, просил его молитв о себе, чтобы Господь не оставил своей милостью, и прибавил при этом: «Владыко святый, хотя я совсем умираю, но ежели мои малые услуги для Вас потребны и моей душе спасительны, то верую, что Господь молитвы Ваши услышит и даст мне здоровье». Свт. Тихон отвечал: «Иди, и Бог тебя помилует». Больной скоро после сего совершенно выздоровел.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Так вот, согласно итогам этого освидетельствования, мощи в 1959 году представляли из себя довольно полно сохранившийся скелет. Причем, на отдельных участках имелись мумифицированнная кожа и сухожилия. Не тронута тлением осталась кисть левой руки святого и ныне сохраняемая в кафедральном соборе Орловской епархии. Акт освидетельстивования, полностью опровергающий итоги «разоблачительного вскрытия» 1919-го года, был предан огласке. Такого удара воинствующие атеисты снести не могли. И с началом повторных гонений на церковь при Н. С. Хрущеве мощи Задонского Чудотворца вновь оказались в запасниках местного краеведческого музея. Русская Православная Церковь не оставляла попыток вернуть утраченную святыню, но лишь в 1988 году (по случаю 1000-летия крещения Руси) чтимые чудотворные останки переданы были Орловской епархии. Здесь, в кафедральном соборе города Орла, они и пребывали до 1991 года, когда попечением митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) мощи святителя Тихона торжественно возвратились туда, откуда были в свое время исторгнуты безбожной властью – под своды Владимирского собора Задонского Богородицкого монастыря. Произошло это в день памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, чудотворца Задонского, 26 (13 – по старому стилю) августа 1991 года. А накануне, 25 августа, Воронеж попрощался с мощами св. Тихона Задонского , которые с начала лета 1991 пребывали в кафедральном Покровском соборе рядом с усыпальницей святителя Митрофана Воронежского . В Задонск на торжества съехалось около 3 тысяч паломников. Только автобусов типа «Икарус» было более 20. А вместе с горожанами, пришедшими на торжество, общее число побывавших в тот день в Богородицком монастыре превышало 5 тысяч. Улица Коммуны, бывшая Монастырская, по которой двигался к обители крестный ход с мощами, была заполнена народом, желавшим соприкоснуться с таинством возвращения некогда отнятой святыни. Почтили визитом город Задонск митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий и три архиерея: архиепископ Саратовский и Вольский Пимен, архиепископ Рязанский и Касимовский Симон (Новиков) и епископ Орловский и Брянский Паисий (Самчук).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010