Добрее было бы, аще не бы родился человек той, рек Господь о своем предателе. То же ужасное слово должно изречь о всяком безбожнике. Изображение участи безбожника я вкратце заимствую из поучений блаженной памяти митрополита Платона и сообщаю тебе, на случай встречи с безбожниками настоящего времени. «Всяк оставивший Бога, – говорит архипастырь сей, встречавший и обличавшей безбожников лицом к лицу, – делается неукротимым в своих развращениях, и не находит никакого себе убежища в своих бедствиях. Он подобен реке, прервавшей свои плотины. Один порок в нем привлекает другие, наподобие волн, из коих одна гонит другую, и последует стремительно её течению. Сколько он ни шествует, всегда более погружается в сей бездне; каждый день новые рождаются чудовища, и его самого объемлет страх при невольном воспоминании своих грехов. Лишенный всех утешений, вливаемых добродетелью, и приятностей, сопряженных с пороком, учинившись ненавистным людям, потому что он вселяет в них скуку, – ненавистным Богу, потому что он Ему упорно противоборствует, какое найдет убежище? Прибегнет ли к помощи других? Но несчастные имеют ли друзей? И отринувшие веру и закон достойны ли дружества? Возжелает ли он роптать на судьбу и счастье? Но существа только воображаемые могут ли быть причиною сих несчастий? и могут ли внимать жалобам его? Ополчится против Бога? но сие возмущение не послужит ли к усугублению его бедствий и пороков? Известен ли он точно о своем уничтожении? если он ведаете сие, то какой ужас! если усомнится еще о сем, то какое наказание! Что же из сего?.. О, ничего нет столь страшного во всей подсолнечной, как уклониться от Бога безверием, и пред Ним никакого более не изъявлять страха! Добрее было бы, аще не бы родился человек той». Веруем, веруем во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимыми же всем и невидимыми; но веруя в Тебя, Боже наш, молим всемогущую благость Твою, да приложишь, оживишь и благими делами обогатишь веру нашу. Письмо 11. О безбожии, сколь оно безумно Митрополит Платон, в бытность свою в Петербурге, случайно встретился с одним из иностранных безбожников. Друг Вольтеров, после многих дерзких острот на счет предметов святой Веры, изрыгнул наконец и сей дерзостный вопрос Платону: правда ли, отец святой, что Бога нет? – Что же отвечал Платон, бывший тогда еще юным иеромонахом – рече безумен в сердце своем: несть Бог, – только в сердце, в мыслях своих рече сие безумен. Таков был краткий, но многознаменательный ответ вольнодумцу! Рече безумен: несть Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Не каждый в юности своей овцой бывает, многие и козлищами становятся. Ибо какой возраст в жизни человеческой так близок ко злу, как юность? Она отвращается от полезного и ищет душевредного. Она с трудом слушает добрые учения, к злым же стремится; избегает наставлений и уклоняется к самоволию; не любит исправления, а развращение принимает с любовью. Учение мудрости противно для юноши, безумие же ему приятно. Он над богоугодной жизнью надругается, а беззаконию ревнует; хулит добрых, а злых восхваляет; отвергает разумный совет, а лукавый с удовольствием исполняет; постоянно распаляется от сладострастных вожделений и, отдаляясь от Пастыря своего, Христа Бога, и из числа овец Его, причисляется к козлищам. Велико и честно, и всякой похвалы достойно, если кто в юности своей, преодолев юношеские желания и презрев козлонравие, сделается овцой паствы Христовой. Хорошо говорит об этом пророк Божий Иеремия: «Благо человеку, когда возьмет ярем Господень в юности своей» и носит ( Плач. 3:27 ), – а не в старости, и из козлища превратится в овцу Христову. Ибо после того, как ослабеют уже его естественные силы, он становится бессильным для грехопадений. Тогда не он оставляет греховные страсти, а сами греховные страсти оставляют его по старости. Человек, который всю свою прежнюю жизнь был козлищем, изнурив себя служением греховному сладострастию, а под старость хочет быть овцой, заслуживает небольшой похвалы, так как он совершил не преславное дело. Начинающий же в юности служить Господу и до самой старости не ослабевающий в добродетельных подвигах блажен, и дело его преславно. Он любезен и Богу, и Ангелам, и для людей дивен, и Святым Писанием восхваляется. Угодник Божий святой Тихон от юности взял на себя ярем Господень и начал служить Ему в преподобии и правде, от младых дней предал себя Богу, вошел в причт церковный и был доброй овцой паствы Христовой. Овцой – ибо не коснулся злобы мира этого, не познал дружбы с козлищами, не поработился греховному сладострастию, был как незлобивый агнец, нескверный, сохранивший непорочную, девственную чистоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Эта торжественная встреча, совершаемая знакомым ему духовенством, это большое стечение народа, устремлявшего на него свои взоры, этот колокольный звон и вообще все это торжествующее движение родного города, – произвели сильное и глубокое впечатление на душу Тихона, помышлявшего прежде только об уединении и смиренной доле пустынника – и потому эта встреча сохранилась в его памяти и служила предметом его воспоминаний на покое. В самом деле, всего один год и восемь месяцев тому назад, когда Тихон выезжал из своего родного города простым иеромонахом, прощаясь, может быть навсегда со своей родиной, – не прошло и одного месяца, как он думал о построении особой кельи для уединенных размышлений и занятий, – и вот теперь опять возвращается в свой родной город и сверх всякого чаяния, архипастырем и среди такого торжества. Без сомнения, он чувствовал резкую противоположность настоящего своего положения с прошедшей жизнью, и потому вполне понимал и разделял чувства своей старшей сестры, которая, стоя в толпе жителей и смотря на своего брата – епископа, при воспоминании о днях тяжелой бедности, – плакала от радости и умиления, – да и после не могла без слез войти к нему в его архиерейские комнаты. «Случилось, – говорил Святитель своему келейнику, – что между народом находилась, смотря на церемонию, и сестра моя родная, которая прежде вдовствовала в крайней бедности... На другой день, из Хутыня, послал я за ней колясочку, – а она, приехавши, и не смеет войти ко мне в келью. Я, отворя двери, сказал ей: пожалуй сестрица, – и она, залившись слезами, вошла ко мне; а я спросил: о чем же ты плачешь, сестрица? Я плачу, сказала она мне, от великой радости, братец; вы помните в какой мы бедности при матушке воспитывались, что было, временем, и дневной пищи лишались, – а теперь я вижу вас в таком великом сане! Я ее просил почаще навещать меня, говоря ей: сестрица! теперь есть вам на чем приехать ко мне; у меня есть услуга, лошади и коляска для вас. А она сказала: благодарствую, братец; но иногда (пожалуй) я и наскучу вам своим частым приездом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

В Русской Церкви впервые было совершено богослужение в новый день памяти святителя Тихона Москва, 18 ноября 2008 г. Сегодня, в новоустановленный день памяти святителя Тихона, Патриарха Всероссийского архиепископ Истринский Арсений совершил Божественную литургию в храме святителя Николая в Кузнецах, являющемся храмом Православного Свято-Тихоновского университета. Здесь же сегодня состоится торжественный акт, в котором примут участие преподаватели и студенты церковного вуза, сообщает пресс-служба Московской Патриархии . К новоустановленной памяти святителя Тихона было приурочено и состоявшееся накануне освящение креста для возвращенного Церкви храма святого равноапостольного князя Владимира в Лиховом переулке, где прошел Поместный собор 1918 года, избравший митрополита Тихона (Белавина) на Московский Патриарший престол. Год назад, в декабре 2007 года, в дни, когда отмечалось 90-летие со дня восстановления Патриаршества, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, по представлению Издательского совета Русской Православной Церкви, благословил внести в официальный месяцеслов еще один день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Новая дата приурочена к 5/18 ноября — дню избрания святителя Тихона на Всероссийский Патриарший престол. Таким образом, день избрания святителя Тихона на Патриарший престол первый раз празднуется как Всероссийский праздник 5/18 ноября 2008 года. До установления нового празднования в официальном церковном календаре были отмечены две даты памяти Святейшего Патриарха Тихонадень преставления (25 марта/7 апреля) и день прославления в 1989 году (26 сентября/9 октября). Но совершение нарочитого Богослужения в честь святителя Тихона в день преставления невозможно (по причине совпадения с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы), а в день прославления — весьма затруднительно (по причине совпадения с праздником апостола и евангелиста Иоанна Богослова). С внесением в календарь нового дня памяти стало возможным повсеместное совершение торжественного Богослужения в честь святителя Тихона в день его избрания на Патриарший престол. 18 ноября 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/28315.html

Сегодня в Русской Церкви впервые было совершено богослужение в новый день памяти святителя Тихона 18 ноября 2008 г. 12:01 Сегодня, в новоустановленный день памяти святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, архиепископ Истринский Арсений совершил Божественную литургию в храме Святой Троицы в Вишняках, являющемся университетским храмом ПСТГУ . Сегодня же состоися торжественный акт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. К новоустановленной памяти святителя Тихона было приурочено и состоявшееся накануне освящение креста для возвращенного Церкви храма святого равноапостольного князя Владимира в Лиховом переулке, где прошел Поместный Собор 1918 года, избравший митрополита Тихона (Белавина) на Московский Патриарший престол. Год назад, в декабре 2007 года, в дни, когда отмечалось 90-летие со дня восстановления Патриаршества, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви, благословил внести в официальный месяцеслов еще один день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Новая дата приурочена к 5/18 ноября — дню избрания святителя Тихона на Всероссийский Патриарший престол. Таким образом, день избрания святителя Тихона на Патриарший престол первый раз празднуется как Всероссийский праздник 5/18 ноября 2008 года. До установления нового празднования в официальном церковном календаре были отмечены две даты памяти Святейшего Патриарха Тихонадень преставления (25 марта/7 апреля) и день прославления в 1989 году (26 сентября/9 октября). Но совершение нарочитого Богослужения в честь святителя Тихона в день преставления невозможно (по причине совпадения с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы), а в день прославления — весьма затруднительно (по причине совпадения с праздником апостола и евангелиста Иоанна Богослова). С внесением в календарь нового дня памяти стало возможным повсеместное совершение торжественного Богослужения в честь святителя Тихона в день его избрания на Патриарший престол. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/489968.htm...

480. 309. Макарий, епископ Острогожский. Беседы в день памяти святителя Христова и чудотворца Тихона Задонского//“Воронежские епархиальные ведомости”, 18, 1883. 310. Макарий, епископ Острогожский. Беседа, говоренная в Богородицком Задонском монастыре в день памяти святителя и чудотворца Тихона//“Воронежские епархиальные ведомости”, 18, 1885. 311. Макковейский Н., проф. Отзыв о курсовом сочинении студента Кокорева Г. на тему: “Святитель Тихон Задонский. Его пастырские и гомилетические воззрения”//“Труды КДА”, приложение “Извлечения из журналов Совета за 1912—1913 уч. год”, 1914, март, стр. 484. 312. Материалы для истории раскола в Донской области//“Донские епархиальные ведомости”, 3, 1874. 313. Материалы для жизнеописания св. Тихона, еп. Воронежского//“Православное обозрение”, т. 5, 1861. 314. Михаил (Чуб), архиеп. Воронежский и Липецкий. Учение св. Тихона Задонского об истинном христианстве, ЖМП, 10, 1971. 315. Мишин Е., свящ. Поучение в день памяти св. Тихона Задонского чудотворца//“Воронежские епархиальные ведомости”, 19, 1900. 316. М-ский О. Предание о св. Тихоне Задонском//“Душеполезное чтение”, 7, 1865. 317. Наказание Божие, постигшее раскольницу, похулившую св. Тихона Задонского//“Афонский листок”, 183. М., 1894. 318. Наумов В., прот. Поучение на день памяти святителя Тихона//“Воронежские епархиальные ведомости”, 14, 1893. 319. Несколько сведений о святителе Тихоне, епископе Воронежском//“Херсонские епархиальные ведомости”, 17—19, 1861. 320. Несколько черт из жизни преосвященного Тихона I, епископа Воронежского//“Воскресное чтение”, 37, 1838. 321. Никольский П. Об отношении святителя Тихона Задонского к приходскому духовенству//“Русский архив”, 11, 1909. 322. Нэньчук П.А. Св. Тихон Задонский как догматист (кандидатское сочинение). Л., 1953. 323. Об издании хромолитографированного снимка с иконы св. Тихона//“Северная пчела”, 77, 1861; “Руководство для сельских пастырей”, 42, 1861. 324. Овсянников Е. Св. Тихон Задонский как благоустроитель церковной жизни и деятель в борьбе со старообрядческим расколом в Донской Украине//“Воронежская старина”, вып.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

IV, 1904. 343. Путилин А. Св. Тихон Задонский как пастырь (кандидатское сочинение). Л., 1966. 344. Пчелинцев, свящ. Беседа в день памяти угодника Божия святителя Тихона Задонского//“Воронежские епархиальные ведомости”, 38, 1910. 345. Рассказ из жизни св. Тихона//“Новгородские губернские ведомости”, 2—3, 1861. 346. Рассказы из жизни св. Тихона Задонского Чудотворца. М., 1879. 347. Сагарда Н.И., проф. Отзыв о курсовом сочинении студента свящ. А. Куреннова “Учение нравственности по творениям св. Тихона Задонского”//“Христианское чтение”, приложение “Журналы Совета за 1912—1913 год”, 1914, апрель, стр. 360. 348. Святитель Тихон на покое. Воронеж, 1911. 349. Сергеенко А., прот. О братолюбии в сочинениях русских святителей. Св. Тихон Задонский//ЖМП, 11, 1965. 350. Скорбин М. Места “делания” святителя Тихона Задонского//“Русский паломник”, 33, 1911. 351. Служба с акафистом Святителю и Чудотворцу Тихону, еп. Воронежскому. Киев, 1882. 352. Сорокин И. Пастырство св. Тихона Задонского (кандидатское сочинение), Загорск, 1949—1950. 353. Угодник Божий святитель Тихон Задонский как наставник и руководитель в делах вспомоществования бедным. СПб., 1876. 354. Фадеев А.Д. Основные черты веропонимания святителя Тихона//“Воронежская старина”, вып. XI, 1912. 355. Феодор, еп. Отзыв о курсовом сочинении студента свящ. М. Ильинского “Нравственно-христианское учение святителя Тихона   Задонского”//“Богословский вестник”, приложение “Журналы Совета за 1912 год”, 1913, январь, стр. 260. 356. Феофан (Диновски), иером. Жизнь и пастырская деятельность святителя Тихона Задонского (стипендиатский отчет). Загорск, 1968. 357. Фивейский П. Поучение в день памяти св. Тихона (Задонского)//“Воронежские епархиальные ведомости”, 17, 1908. 358. Филяев В., свящ. Проповедничество святителя Тихона, епископа Воронежского (кандидатское сочинение). Загорск, 1963—1964. 359. Хвалебные песнопения святителю Тихону Задонскому и рассказы из его жизни, переданные самим Святителем. Одесса, 1911. 360. Чеботарев В.И. Записки келейника, материалы для жизнеописания святителя Тихона, епископа Воронежского//“Православное обозрение”, кн.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

7, 1861. 361. Чеботарев В.И. Записки о св. Тихоне его келейника В.И. Чеботарева, приложение к V тому Творений св. Тихона. М., 1889. 362. Чеботарев В.И. Дополнения к запискам о св. Тихоне его келейника В.И. Чеботарева, приложение к V тому Творений св. Ти хона. М., 1889. 4. ЛИТЕРАТУРА О ПРОСЛАВЛЕНИИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА И ЮБИЛЕЙНЫХ ТОРЖЕСТВАХ 363. Амвросий, архимандрит. Гимн Святителю Тихону, епископу Воронежскому и Чудотворцу. “Воронежские епархиальные ведомости”, 23, 1868. 364. Амвросий, архимандрит. Стихотворения. Воронеж, 1876. 365. Антоний, епископ Смоленский и Дорогобужский. Слово в день открытия честных мощей св. Тихона, епископа Воронежского и чудотворца//“Руководство для сельских пастырей”, 45, Киев, 1861. 366. Беседа в день открытия мощей св. Тихона, Задонского Чудотворца//“Руководство для сельских пастырей”, 40, Киев, 1861. 367. Благодатная помощь св. Тихона. СПб., 1874. 368. Васильев В. Путешествие в Задонский Богородицкий монастырь на поклонение мощам св. Тихона учеников Усманского двухклассного училища и Усманской 1-й церковноприходской школы//“Воронежские епархиальные ведомости”, 7, 1874. 369. Весть из г. Землянска//“Домашняя беседа”, 42. 370. Вит Я. К 50-летию юбилея св. Тихона Задонского//“Воронежский телеграф”, 137, 1911. 371. Гаврилов В. В слободе Ясеновке, Богучарского уезда (50-летний юбилей открытия мощей св. Тихона//“Воронежские епархиальные ведомости”, 34, Воронеж, 1912. 372. Геронтий, иеромонах. Чудо у гроба Святителя Тихона над недужной//“Воронежские епархиальные ведомости”, 10, 1874. 373. Геронтий, иеромонах. Благодатное исцеление при мощах св. Тихона, Задонского Чудотворца. “Странник”, т. III, ч. II, 1874. 374. Геронтий, иеромонах. Празднование памяти святителя Тихона Задонского//“Русский паломник”, 36, 1891. 375. Гласов А. Вразумительный случай//“Воронежские епархиальные ведомости”, 4, 1891. 376. Годичное собрание Церковно-археологического Комитета//“Воронежские епархиальные ведомости”, 10, 1910. 377. Ельчане у мощей святителя Тихона. “Орловские епархиальные ведомости”, 36, 1909.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

421. Поликарпов Н. Великий и преславный Чудотворец//“Воронежская старина”, вып. X, 1911. 422. Попов И., свящ. Торжественное открытие мощей св. Тихона в гор. Задонске 13 августа 1861 г.//“Руководство для сельских пастырей”, 45, 1861. 423. Попов Т., свящ. Прославление святителя Тихона после открытия его святых мощей//“Воронежская старина”, вып. X, 1911. 424. Программа празднования исполняющегося 13 августа 1911 года 50-летия со дня открытия нетленных мощей святителя Тихона Задонского//”Воронежский телеграф”, 136, 1911. 425. Прозоровский И., псаломщик. Св. Русь (стихотворение к 50-летней памяти святителя Тихона Задонского)//“Воронежский телеграф”, 25, 1911. 426. Прославление св. Тихона Задонского 13 августа 1861—1911 гг., юбилейный сборник, изд. Воронежского Историко-археологического Комитета//“Воронежская старина”, вып. X, 1911; отдельное издание. Воронеж, 1911. 427. Рассказ очевидца об открытии нетленных мощей святителя и Чудотворца Тихона. СПб., 1861. 428. Романовский А., свящ. Чудесные действия Божия Промысла, совершившиеся при мощах Святителя Христова Тихона, Задонского Чудотворца//“Душеполезное чтение”, кн. 3, 1868. 429. С.А.К. К 50-летию открытия мощей св. Тихона//“Воронежский телеграф”, 142, 1910. 430. Салтыкова Н. Благодатная помощь святителя Тихона, Задонского Чудотворца//“Странник”, кн. I, 1874. 431. Св. Тихон I, епископ Воронежский и Задонский (эпизод из истории прославления его)//“Тамбовские епархиальные ведомости”, 15, 1878. 432. С.Г.И. Памяти святителя Тихона Задонского (стихотворение)//“Воронежские епархиальные ведомости”, 24, 1910. 433. С.Г.И. Беседа в день открытия мощей святителя Тихона, Задонского Чудотворца//“Руководство для сельских пастырей”, 40, Киев, 1861. 434. Сильченков М. Юбилей под открытым небом//“Воронежские епархиальные ведомости”, 4, 1912. 435. Слово в день открытия св. мощей Святителя и Чудотворца Тихона, сказанное на всенощном бдении в Задонском монастыре Иосифом, архиепископом Воронежским и Задонским//“Душеполезное чтение”, ч. III, 1861.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Приветствие Святейшего Патриарха ко дню памяти преподобного Тихона Калужского 27 июня 2005 г. 16:49 ПРИВЕТСТВИЕ ПО СЛУЧАЮ ДНЯ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО ТИХОНА КАЛУЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА Ваше Высокопреосвященство, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня, в день памяти преподобного Тихона Калужского чудотворца приветствую всех, собравшихся на месте его монашеского подвига в созданной его трудами и молитвами обители в честь Успения Пресвятой Богородицы. Преподобный Тихон удалился в эти некогда глухие места, чтобы очистить свое сердце и приуготовить его к богообщению, дабы, по слову святителя Григория Богослова, «чистому озаряться лучами Духа без всякой примеси дольнего, без всяких преград для Божественного света». По великой любви к Богу он подъял превышающие человеческие силы подвиги, имея своим постоянным жилищем дупло гигантского дуба, единственной пищей — произрастания природы, неизменной беседой — плач о грехах и славословие Богу. Стяжав подвижнической жизнью любовь Христову, святой подвижник стал примером не только для своих современников, которые во множестве стекались к нему за духовным советом и разрешением своих жизненных проблем, но и для всех последующих поколений. До сего дня с благоговейной молитвой прибегают к помощи и заступлению преподобного Тихона его почитатели. Наполнившая сердце преподобного любовь Божия к людям подвигала его на теплую молитву об отвращении бед и опасностей, которые грозили русскому народу. Так было, например, в 1480 г., при жизни Преподобного, во время стояния на Угре, которое завершилось для Руси окончанием иноземной зависимости. Так было и после его кончины, когда пределы Калужской земли стали поворотным пунктом в Отечественной войне 1812 г. Недаром тропа к святому источнику преподобного Тихона не зарастала даже в годы самых яростных гонений на Церковь в нашей стране, когда люди шли сюда для тоге, чтобы почтить память святого. Запреты властей и колючая проволока не могли заградить в те годы доступ к святыне для верующих сердец. Господь сподобил меня дважды посетить это святое место. Первый раз — в день празднования 500-летия преставления преподобного Тихона. Это было в 1992 году, когда страна лишь пробуждалась от десятилетий богоборчества, и только что было направлено наше обращение к властям о возвращении обители. В этот день почтить память угодника Божия приехали тысячи людей. Было отрадно видеть, как поруганные храмы и стены, лишенные монашеской жизни, собрали множество православных, объединенных горячей любовью к преподобному.

http://patriarchia.ru/db/text/26717.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010