Архив Пн Священный Синод установил празднование памяти Отцов Поместного Собора 1917-1918 гг. 4 мая 2017 г. 19:56 4 мая 2017 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан доклад митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия , председателя Организационного комитета празднования 100-летия открытия Священного Собора Православной Российской Церкви и восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви, о программе юбилейных мероприятий ( журнал 26 ). Организационный комитет был образован решением Священного Синода от 27 декабря 2016 года ( журнал ). В ходе заседаний 21 февраля, 15 марта и 5 апреля 2017 года оргкомитет определил «Общий план юбилейных мероприятий» и «План юбилейных мероприятий в духовных учебных заведениях». Планы мероприятий включают проведение конференций, лекториев и выставок в Москве и других городах, ряд научных и популярных издательских проектов, а также освещение юбилейных тем в средствах массовой информации. Центральными станут богослужебные торжества 28 августа — в день 100-летия открытия Священного Собора Православной Российской Церкви 28 августа, 18 ноября — в день 100-летия избрания святителя Тихона на Московский Патриарший престол и 4 декабря — в день Патриаршей интронизации святителя Тихона. Участники заседания одобрили работу Организационного комитета и поручили митрополиту Варсонофию представить отчет о состоявшихся торжествах на последнем заседании Священного Синода в текущем году. Синод постановил включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917-1918 гг., согласно следующему списку: Днем памяти Отцов Поместного Собора определено 5(18) ноября — день избрания святителя Тихона на Московский Патриарший престол. Члены Священного Синода постановили просить Святейшего Патриарха, в случае канонизации в будущем тех или иных членов Поместного Собора, давать подобающие указания о дополнении вышеприведенного списка. Синодальной богослужебной комиссии предложено представить на рассмотрение Священного Синода не позднее 15 июля с.г. тексты тропаря, кондака и величания святым Отцам Поместнаго Собора Церкви Русской.

http://patriarchia.ru/db/text/4884967.ht...

Сегодняшнее евангельское чтение еще и еще раз свидетельствует о том, насколько Бог близок к человеку, насколько Господь милосерд. Спаситель готов идти в дом начальника синагоги, чтобы воскресить его дочь, и не отказывает в помощи несчастной женщине, припавшей к Его одеждам, но изливает Свою благодать на ту, что возложила на Него последнюю надежду. Надежда не постыжает (Рим. 5:5), когда она реально связана с верой. Современным людям, которые часто говорят «я надеюсь», нужно ясно понять, что без Бога и без веры не существует надежды, а есть лишь мечта, игра воображения. И как же обеднеет наша жизнь, как обеднеют межличностные отношения, если из них уйдет надежда! Нередко говорят: надежда умирает последней, и это действительно так, потому что надежда связана с верой в Бога. Сегодня мы вспоминаем святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, с которым это место тесно связано и в своей истории, и в наши дни: в честь Патриарха Тихона назван наш прославленный университет, который так много сделал и делает для просвещения народа нашего, для воспитания православной интеллигенции, для подготовки кадров как для Церкви, так и для светских работ. Можем мы себе представить подвиг Патриарха Тихона, если бы он утратил надежду? Или подвиг наших новомучеников, исповедников, тех, кого расстреливали в Бутово, кого заточали в Соловках и в других местах? Разве они могли знать, что их мучения и смерть станут известны всему миру, — когда весь мир был для них ограничен камерой пыток или комнатой допросов? Но у каждого из них была надежда на Бога. Быть может, не сбылась их надежда на то, что они выйдут из этих камер на свободу. Но Господь уготовал им нечто иное, осуществив их надежду в полной мере. Их смерть стала семенем для современного христианства, особенно в нашей стране. Потому что невозможно быть безразличным к подвигу новомучеников и исповедников Церкви нашей. Невозможно не задумываться о силе их духа, о силе их веры, о той победе, которую они совершили над своими гонителями и мучителями.

http://patriarchia.ru/db/text/5304536.ht...

Жил святитель в самой простой обстановке: спал он на соломе, накрываясь овчинным тулупом. Смирение его доходило до того, что на насмешки, которые нередко сыпались ему вслед, святитель не обращал внимания, делая вид, что их не слышит, и говорил после: «Богу так угодно, что служители смеются надо мною — я и достоин того за грехи мои». Часто говорил он в подобных случаях: «Прощение лучше мщения». Однажды юродивый Каменев ударил святителя по щеке со словами «не высокоумь» — и святитель, восприняв это с благодарностью, ежедневно кормил юродивого. Всю свою жизнь святитель «досады, скорби, обиды радостно терпел еси, помышляя, яко венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, а брань без врагов не бывает» (песнь 6-го канона). Строгий к себе, святитель был снисходителен к другим. Однажды в пятницу перед праздником Ваий он вошел в келию своего друга схимонаха Митрофана и увидел его за столом вместе с Козмою Игнатьевичем, елецким жителем, которого он тоже любил. На столе была рыба. Друзья смутились. Благий святитель сказал: «Садитесь, я вас знаю, любовь выше поста». И чтобы еще более успокоить их, сам отведал ухи. Особенно любил он простой народ, утешал его в тяжкой доле, заступаясь перед помещиками, которых постоянно назидал быть милосердными. Всю свою пенсию и приношения почитателей он отдавал бедным. Подвигами самоотречения и любви душа святителя возвысилась до созерцаний Небесного и прозрений будущего. В 1778 году в тонком сне ему было такое видение: Матерь Божия стояла на облаках и около нее апостолы Петр и Павел; сам святитель на коленях просил Пречистую о продолжении милости к миру. Апостол Павел громко сказал: «Егда рекут мир и утверждение, тогда нападет на них внезапу всегубительство». Святитель проснулся в трепете и в слезах. В следующем году он опять видел Матерь Божию на воздухе и около нее несколько лиц; святитель упал на колени, и около него пали на колени четверо облаченных в белые одеяния. Святитель просил Пречистую за кого-то, чтобы тот не удалялся от него (кто были эти лица и за кого была просьба, святитель не сказал келейнику), и Она отвечала: «Будет по просьбе твоей».

http://patriarchia.ru/db/text/1257653.ht...

Справка: Организационный комитет был образован под председательством митрополита Варсонофия на основании решения Священного Синода от 27 декабря 2016 года (журнал 104). В ходе заседаний 21 февраля, 15 марта и 5 апреля 2017 года оргкомитет определил «Общий план юбилейных мероприятий» в 39 пунктов и отдельный «План юбилейных мероприятий в духовных учебных заведениях» в 178 пунктов. Планы мероприятий включают проведение конференций, лекториев и выставок в Москве и других городах, ряд научных и популярных издательских проектов, а также освещение юбилейных тем в средствах массовой информации. Центральными станут богослужебные торжества 28 августа — в день 100-летия открытия Священного Собора Православной Российской Церкви 28 августа, 18 ноября — в день 100-летия избрания святителя Тихона на Московский Патриарший престол и 4 декабря — в день Патриаршей интронизации святителя Тихона. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить работу Организационного комитета празднования 100-летия открытия Священного Собора Православной Российской Церкви и восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви и поручить Преосвященному митрополиту Варсонофию представить отчет о состоявшихся торжествах на последнем заседании Священного Синода в 2017 году. 2. Включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917-1918 гг., согласно следующему списку: 3. Определить днем памяти Отцев Поместнаго Собора 5 (18) ноября — день избрания святителя Тихона на Московский Патриарший престол. 4. Просить Святейшего Патриарха, в случае канонизации в будущем тех или иных членов Поместного Собора, давать подобающие указания о дополнении списка Отцев Поместнаго Собора. 5. Синодальной богослужебной комиссии представить на рассмотрение Священного Синода не позднее 15 июля с.г. тексты тропаря, кондака и величания святым Отцам Поместнаго Собора Церкви Русской. 6. Службу святым Отцам Поместнаго Собора Церкви Русской составить особую, а до времени составления таковой отправлять Отцем Поместнаго Собора службу Новомученикам и исповедникам Церкви Русской, указанную в Минеи за 25 января.

http://patriarchia.ru/db/text/4885005.ht...

Синод установил празднование памяти Отцов Поместного Собора 1917-1918 годов 4 мая, 2017. Новостная служба Она будет праздноваться в день избрания святителя Тихона на Московский Патриарший престол 4 мая. ПРАВМИР. На сегодняшнем заседании Священный Синод установил день памяти Отцов Поместного Собора 5(18) ноября – день избрания святителя Тихона на Московский Патриарший престол. Как сообщает сайт Московского Патриархата, на заседании Синода был заслушан доклад митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, председателя Организационного комитета празднования 100-летия открытия Священного Собора Православной Российской Церкви и восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви, о программе юбилейных мероприятий (журнал 26) . Синод постановил включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917-1918 гг., согласно следующему списку: Синодальной богослужебной комиссии предложено представить на рассмотрение Священного Синода тексты тропаря, кондака и величания святым Отцам Поместнаго Собора Церкви Русской. Также принято решение составить особую службу святым, а до времени составления таковой отправлять Отцам Поместнаго Собора службу Новомученикам и исповедникам Церкви Русской, указанную в Минее за 25 января. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 сентября, 2012 2 июля, 2013 22 марта, 2012 11 октября, 2023 25 августа, 2022 7 июня, 2022 7 июня, 2022 17 июня, 2021 17 июня, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/sinod-ustanovil-prazdn...

Как мать Ирина рассказывала, через семь дней кто-то из сотрудников морга подошел к ней и увидел - у нее открыты глаза. Сотрудник, конечно, в шоке. Вызвали врача, выкатили из морга каталку с мать Ириной, срочно вызвали профессора из Москвы - специалиста по подобными случаями. Он быстро прилетел и дал рекомендации, как с ней обращаться, чтобы не было физиологических нарушений. Мать Ирину обложили грелками, потихонечку, в особых условиях отогрели и, в конце концов, привели в чувства. И она ожила. Профессор потом долго с ней беседовал, расспрашивал, что было, как было, и все записывал. И вот, мать Ирина рассказывала, что когда ее ударило электричеством, душа отделилась от тела и пошла по мытарствам. О некоторых мытарствах она мне рассказала. Но не о всех. Ей было разрешено говорить только до седьмого мытарства. «Если я скажу седьмое мытарство и последующие, я сразу умру». Вот, она расскажет про одно мытарство: «Так, я тебе одно рассказала». Начинает говорить о втором - кого из своих родственников, из знакомых видела на втором мытарстве. Она мытарства перечисляет, дошла до шестого... и: «Все, все, все Господи! Я не могу дальше говорить, иначе сейчас умру!» Когда мать Ирина о мытарствах рассказывала, она, будто все заново переживала. Жутко то, что она испытала! Ее рассказ произвел на меня потрясающее впечатление. Сейчас я уже не помню последовательности мытарств. Но вот, на одном мытарстве мать Ирина вдруг увидела директора металлургического завода, и удивилась: «Почему директор нашего завода проходит мытарства? Он ведь живой!» Только потом она узнала, что в тот день директора убили, поэтому и он мытарства проходил. А потом мать Ирина рассказывала, как побывала в райских селениях. Надо было видеть ее лицо, когда она рассказывала о рае! Оно словно цвело! Это просто необычайно, нельзя было не поверить и допустить мысль, что человек рассказывает сказки. Несомненно, она была очевидцем. И тоже рассказала, кого видела в райских селениях. Видела она там своих близких, родных, и знакомых. «И вижу, - говорит, - как насельники рая чинным строем идут на поклонение Богу. Идут пророки, апостолы, святители... И вижу Патриарха Тихона среди них! Он в ярко-зеленой пурпурной мантии, весь сияющий! Они все сияющие!» Я у нее спрашиваю: «Матушка, а вы видели Патриарха Тихона при жизни?» Она отвечает: «Никогда при жизни не видела». Не видела, а узнала Святителя Тихона, шествовавшего в зеленой, пурпурной мантии.

http://ruskline.ru/analitika/2013/04/20/...

5-го июня, отметив, что о св. Дорофее Тирском «несть ничего, только взменка о нем in Niciphore et Comelio a Lapide», что также нет сведений о св.м. Маркиане и иже с ним, а о Феодоре чудотворце лишь «трошечки in Vitis SS Patrum», Святитель помещает здесь еще память св. князей Игоря Ольговича, о котором в Прологе «лист», и, сознавая, что материала все же недостаточно, пишет далее под тем же числом: «в Четье взменкуется преп. Ануфа чудостворец et in Vitis ss.pp. est quidam Anups (f. 469 et 476). De illo vide ibi, et hic pone illius пред Игорем, может быть с пол листа» 119 . В Четиих-Минеях и внесена под 5-м июня память св. Ануфрия исповедника с житием, заимствованным из Vitis ss.pp. Иногда Святитель намечал внесение новой памяти, но потом менял свое решение. Напр., не найдя ничего для жития св. Тихона Амафунтского (16 июня) и отметив, что о св. Тихоне Лухотском в Прологе лишь «трохи», свят. Димитрий пишет: «Hic Левкий. Acta ss. янв. 1, 667 и 669, гл. 4». Но жития св. Левкия под 16 июня нет, здесь вместо него дано жизнеописание св.м. Тигрия пресвитера и Евтропия чтеца, взятое из тех же Актов. А св. Левкий помещен под 20-м числом того же месяца, где также было мало материала, и Святитель искал, чем бы его дополнить. Так, сначала он отметил: ergo ponendus est s.m. Marciellinus (?) a s. Grigorio Dialog. Acta ss. янв. 1, 590», затем: «et Anastasis (л. 701 о сем св. Григорий) et Arcadius л. 721...». Но, очевидно, все эти жития не удовлетворили его, и он решил перенести сюда Левкия. Об этом свидетельствует последняя пометка за этот день: «зде Левкий» 120 . Или – 22-го июня Святитель решает: «Hic ponendus s.m. Пофит», но потом зачеркивает эту надпись и после приписывает: «июля 1-го positus» 121 . В том случае, если предположения о недостатке материала не оправдывались, Святитель и совсем опускал те памяти, которые он предполагал было внести. Напр., 9-го июня Святитель пишет: «после Кирилла Аттика бы воспомянути, qui янв. 1, 473» (очевидно Acta SS.), но так как помещенные под этим числом жития св. Кирилла Александрийского и преп. Кирилла Белоезерского оказались довольно большими, то память и житие Аттика были опущены 122 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

При посещении приюта заведующей им А.А. Хлебцевич было сказано прощальное приветствие: «Ваше Высокопреосвященство. Собрались дети приюта сегодня пред лицо Ваше, чтобы живыми словами выразить великую скорбь предстоящей разлуки с высокопочитаемым нашим Гостем; сей день останется незабвенным в нашей памяти. Уверена, что как – не мне одной, но и им – всегда было отрадно, светло и легко на душе, во дни Вашего пребывания среди нас, в присутствии никем не заменимого, нежно любящего сироток, милостивого Отца, так больно ныне, при Вашем отбытии отсюда. Уезжает от нас благодетель наш, всегда близко к сердцу принимавший судьбы приюта, всегда заботившийся о нас и, в ущерб своему покою, старавшийся водворять здесь благочестный порядок и в своем примере дать образец и нам. Уверяем Вас, Владыко, что детки наши, хотя и недалекого ума, но инстинктом своего неиспорченного сердца чувствуют в Вас своего близкого Покровителя и платят Вам сердечнейшею, искреннейшею привязанностью и благодарностью. Знаем, что много раз огорчали Вас, но Вашею святительскою любовью Вы всегда покрывали и не поминали наших вин. Промысл Божий ставил жизнь нашего приюта под испытания, но Ваша благодеющая рука и мудрый совет всегда поддерживали нас и вселяли твердую веру, что Вы, Владыко, и по отъезде отсюда не исторгнете нас из своего попечительного отцовского сердца, а будете и вдали молиться за сироток, облагодетельствованных здесь. И как после бури и непогодья снова сверкает солнышко, пригревая землю, так, верим, и после разлуки с Вами настанет вновь счастливый час, когда покидающий нас ныне Гость снова вернется к нам и из детских уст вырвется снова радостный клик приветствия Вам, нашему благодетелю!» К 5 ч. пополудни Владыка оставил обитель... Щемящая сердце тоска объяла осиротелых иноков. Тяжко им стало без дорогого Владыки. Из глубины благодарных душ льются потоком самые благородные чувства, сплетаясь в сии словеса напутствия. Дорогой наш Владыко! Доселе мы знали Вас, как нашего благодетеля и радетеля о деле святом. А ныне больше узнали. Сколько беспокойств пережито нами и даже бессонных ночей проведено при мыслях о принятии Вас в обитель на продолжительное время! Как Вы помиритесь с нашею бедностию, с нашим простым житием? Как обставить Вашу келию достойно обитателю – Архиерею? Чем Вас кормить и как принимать? Но напрасно мы недоумевали. Вы инок – простец, прикрытый Архиерейским саном. Вы милостивый отец, пекущийся о нас и о наших недостатках больше, чем мы сами. Больше. Вы верный, искренний друг иноков убогих. Своею простотою Вы победили всех нас; своею невзыскательно – стию смирили нас; своими молитвами умилили нас... И вот теперь нет Вас среди нас... Не пред кем излить свою скорбь, не у кого попросить совета... Ваша келия опустела, лишь образ Спасителя, оставленный Вами, глядит на вошедшего и вызывает глубокие вздохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

18 Августа прибыл преосвященный Тихон 3-й, и на третий, после того, день назначил совершение погребения. По утру, 20 числа в 8 часов начался, для сбора, погребальный благовест, а потом – обыкновенный, для Литургии, которую совершал сам Преосвященный Тихон 3-й. Перед окончанием оной, сказал он над гробом преставившегося трогательнейшее, в похвалу ему, слово. Оно было у него не писанное, а в мыслях только обдуманное, как, обыкновенно, проповедовал сей даровитый вития. Но после, по просьбе почитателей памяти сего Пастыря, он написал его, и, большей частью, поместил в кратком описании жизни его и добродетелей, им особо сочиненном и напечатанном дважды, в 1798 и 1799 годах. Темой, или предложением сего слова, был первый стих из первого псалма Давидова: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста: но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь. По кратком нравоучительном общем истолковании сих слов, Преосвященный применил все оные к усопшему Святителю, и исчислением добродетелей его доказал, что он всю жизнь свою располагал сообразно сему ублажению Давидову, достоин и титла мужа блаженного. Между подробностями его добродетелей, он описал живейшими красками весь его нрав, его убегание чести и славы, его Христианскую простоту, кротость, смирение, ревность по вере и любви к ближним, его неусыпность в наставлении ближних благочестию и истинной Христианской добродетели. Все сие порознь подтверждал он вышеописанными в жизни примерами его деяний, напоминая оные вкратце, и, вообще, первую часть своего слова заключил паки тем следствием, что преставившийся Пастырь сей есть блажен. Вторую часть своего слова обратил он, во-первых, к себе, и потом – к слушателям. «Святитель сей блажен, – повторил он, – но смертью его не уменьшилось ли на земле наше удовольствие? Не находится ли праведных причин тем слезам, которые мы над гробом его проливаем? – Так, слышатели! я сам ныне лишен в нем не токмо собрата и сослужителя моего, но и друга. Я, праведные проливая слезы, теряю в нем того, коего сердцу открыты были мои чувствования, и коего опытность часто дополняла испытания мои.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Бывает так, что люди, пребывающие отнюдь не в уединении и не на покое, а, напротив, во славе и чести, даже не от прямой обиды — потому что чаще всего таких людей никто не смеет обижать, — а лишь от косвенного намека теряют присутствие духа, расстраиваются, переживают или впадают в гнев. Смирение — величайшая христианская добродетель, которая является не слабостью человека, а внутренней силой. Не ответить обидчику, промолчать перед оскорбителем, осознать свой грех и свою неправду, когда в твой адрес обрушивается клевета, есть высочайшая степень духовного совершенства, внутренней силы и внутренней свободы человека. Откуда же все это было в святителе Тихоне? Из слова Божиего. Он был научен Самим Христом — так же, как и мы с вами, научаемые евангельскими словами; но он принял их всем своим сердцем. Сегодня, в день памяти святителя, мы читали небольшой отрывок из пятой главы Евангелия от Матфея, где находим удивительные слова: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий наверху горы» (Мф. 5:14). А несколько ранее в этом же Евангелии Господь, обращаясь к слушавшим Его людям, говорит: «Вы — соль земли» (Мф. 5:13). Соль земли, свет мира... Не миру, а мира, то есть вы — самое лучшее, что есть в мире. К кому обращает Господь эти слова? К простым жителям Галилеи, которые собрались слушать Спасителя на холме на берегу Галилейского моря, почти рядом с городом Капернаумом, где Господь жил во время Своего пребывания в Галилее. А почему Господь обратился к этим простым людям, назвав их солью земли и светом мира? А потому, что только что Он адресовал им другие слова. Он обратил к ним Свои заповеди блаженства — те самые заповеди, в которых формулируются величайшие нравственные законы человеческого бытия. Эти девять христианских заповедей не находятся ни в каком противоречии с десятью заповедями Моисея. Но, как сказано в том же Евангелии, что мы слышали сегодня, Господь о Самом Себе говорит, что Он пришел не для того, чтобы нарушить закон — то есть Моисеев закон, — но чтобы исполнить его. И Он исполняет и восполняет Моисеев закон этими удивительными девятью заповедями: блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны кроткие, блаженны алчущие и жаждущие правды, блаженны милостивые, блаженны чистые сердцем, блаженны миротворцы, блаженны изгнанные за правду, блаженны изгнанные и гонимые за Христа (см. Мф. 5:3-11)... И уже потому, что жители Галилеи услышали эти слова и, конечно, приняли их своим сердцем, Господь говорит: «вы — свет мира, потому что если будете исполнять эти заповеди, будете светом, будете силой, будете красотой этого мира…»

http://patriarchia.ru/db/text/1258262.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010