Глас истины ко всем Святитель сей гласил, Достичь небесного блаженства нас учил, И был светильником, возженным нам от Бога, Горящим на пути Сионских стран чертога, Надежды, веры полн, с любовию во всем, И радостно нося Христов благий ярем, Терпеньем, кротостью, смирением, трудами, Сиял обильно в нас сих подвигов плодами. Щедрота бедным был, одежда, пища, сень, Учением во тьме, невеждам – света день, Друг, Пастырь и Отец, отрада, врач, предстатель, Потребных благ был всем по мере сил податель, И словом он пример нам дал, чтоб всяк свой крест Подъявши, за Христом востек до горних мест. Надеждой в жизни сам туда предвозлетая, И к сим странам других с собой уготовляя, Оставил по себе зовущий в книгах глас. И убеждающий к последованью нас. Прихожий! Вспомяни, кто ты таков ни есть, Что кончится твоя в сем мире слава, честь, Что приидут и к тебе последних дней минуты; Предупреди ж теперь последствия все люты. Друзья, богатство, сан с мирскою суетой Оставят все тебя, все это блеск пустой. Внимай, к чему тебя сей Пастырь воззывает: Блажен, кто ко Христу, доколе жив, взлетает. Память сего Пастыря для всех, знавших его, доныне столь драгоценна, что они часто, во изъявление к нему почтения, приходят на гроб его и, в засвидетельствование к нему своих чувствований, приносят молитвы Богу о его упокоении. Слава добродетелей его, прославила и самую обитель, в которую, особенно на день его тезоименитства, Июня 16, и на день преставления, из разных и отдаленных губерний съезжаются многие и не знавшие его лично дворянские фамилии, купечество и народ, и составляют многолюдные собрания. Он оправдывает собою то Давидово слово, что в память вечную будет праведник. Пс. 111:6 . В заключение сего, присовокупляется роспись сочинений его, доныне изданных: 1) Наставление Христианское в одной книге, писанное во время пребывания в Задонске, для одного Острогожского гражданина, Ростовцева. Но после того, Преосвященный присовокупил еще к сей книжке прибавление о взаимных должностях Христианских. Вообще, цель сего сочинения состоит в том, чтобы наставить Христианина поступать во всех случаях, обстоятельствах и отношениях так, как Христианину прилично, и по слову Божию должно.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Сохранились письма святителя Илариона из ссылки, адресованные родственникам и знакомым. Душой он был в Троице-Сергиевой лавре, особенно в день памяти преподобного. В письме от 18 июля 1922 года он писал: «Нынешний день не могу мыслью быть нигде, кроме Посада и лавры. С утра я нахожусь все там, вспоминаю я прошлые дни…» Условия, в которых находился святитель, были убогими, это отмечено даже в протоколах обыска, которые проводились в его комнате. Святитель Иларион писал: «Господь помог и здесь устроиться, так что можно жить без назойливых забот, а убожество обстановки нисколько не огорчает мою пролетарскую душу…» Он решает изучить бухгалтерское дело: «Хочу на бухгалтера научиться: курс лекций по счетоводству уже лежит на столе». Но основным его занятием было чтение церковно-исторических книг. Он хочет проанализировать в контексте церковной истории события, связанные с обновленческим расколом, который был инициирован властью в 1922 году и поддержан частью епископата и духовенства. Он пишет: «Живу я очень скромно и убого, но душа моя насыщается за обильной трапезой книг по русской церковной истории. А ведь в Нижнем-то ересь господствует. Евдоким – один из предателей, взявший белый клобук из грязных и поганых рук “живой церкви”. Молиться с таковыми нельзя…». Интересный документ сохранился в следственном деле епископа Илариона. 12 декабря 1922 года епископ Иларион собственноручно (и как указано в документе, по собственному желанию) написал дополнение к своим показаниям на допросе, в котором есть слова, касающиеся отношения епископа Илариона к советской власти: «А мои взгляды на сов[етскую] власть таковы, что отрицательно к ней я не могу относиться… Сов[етская] власть явилась собирательницей Русского государства, объединив все – от Петрограда до Владивостока. Сов[етская] власть отстаивает самостоятельность России, политическую и экономическую, тогда как другие люди, ставши у власти, тотчас обратили бы Россию в колонию для западного капитализма… При таком моем воззрении на политическое положение, разумеется, нельзя говорить о моем отрицательном отношении к сов[етской] власти. Я политикой не занимаюсь, меня интересует больше наука, но как гражданин я сознательно принимаю и произошедшую революцию, и существующую власть». Таким образом, за полгода до известного заявления патриарха Тихона в Верховный Суд от 16 июня 1923 года епископ Иларион вывел «формулу лояльности» по отношению к государственной власти, которая вновь объединила страну практически в прежних, имперских границах, противостоя Западу, откуда, по мнению святителя Илариона, исходит основная опасность для России. Однако лояльность заканчивалась там, где начинался вред для Церкви, интересы которой были для святителя Илариона превыше всего.

http://pravoslavie.ru/33307.html

8 февраля 1919 г. был издан указ патриарха Тихона и Синода архиепископу Астраханскому Митрофану (Краснопольскому) о прославлении святых мощей убиенного святителя Иосифа в день его памяти 11/24 мая – в ответ на ходатайство епархии 489 . А в марте того же 1919 г. в Астрахани происходит забастовка рабочих. Очевидцы свидетельствовали, что эта забастовка была затоплена в крови рабочих. Десятитысячный митинг мирно обсуждавших своё тяжёлое материальное положение рабочих был оцеплен пулемётчиками, матросами и «гранатниками». После отказа рабочих разойтись был дан залп из винтовок. Затем затрещали пулемёты, направленные в плотную массу участников митинга, и с оглушительным треском начали рваться ручные гранаты. Митинг дрогнул и затих. За пулемётной трескотней не было слышно ни стонов раненых, ни предсмертных криков умиравших. Город обезлюдел; кто бежал, кто спрятался. Из рабочих рядов было выхвачено не менее двух тысяч жертв. Этим была закончена первая часть астраханской трагедии. Вторая, ещё более ужасная, началась 12 марта. Часть рабочих была взята «победителями» в плен и размещена по шести комендатурам, по баркам и пароходам. Среди судов своими ужасами «прославился» пароход «Гоголь». В центр полетели телеграммы о «восстании». Председатель Реввоенсовета республики Лев Троцкий дал в ответ краткую телеграмму: «Расправиться беспощадно». И участь несчастных пленных рабочих была решена. Кровавое безумие царило на суше и на воде. В подвалах чрезвычайных комендатур и просто на дворах расстреливали. С пароходов и барж бросали прямо в Волгу. Некоторым несчастным привязывали камни на шею. Некоторым вязали руки и ноги и бросали с борта. Один из рабочих, оставшийся незамеченным в трюме, где-то около машины и оставшийся в живых, рассказывал, что в одну ночь с парохода «Гоголь» было сброшено около ста восьмидесяти человек. А в городе в чрезвычайных комендатурах было так много расстрелянных, что их едва успевали свозить ночами на кладбище, где они грудами сваливались под видом «тифозных».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Ропот услышали в «высших» небесных сферах. Не замедлил и ответ. Ночью Корсаков видит сон. Как будто он находится на каком-то обширном дворе, окруженном со всех сторон домами, как можно видеть повсюду в Петербурге. Двор покрыт весь толстым слоем мусора, как бывает, когда идет какая-либо большая постройка. Валялись щепки, остатки глины, известки, кирпича, еще чего-то мягкого и настолько глубокого, что даже увязала нога. Ходя по этому двору, Корсаков неожиданно чувствует под ногой своей что-то твердое и гладкое. Заинтересовавшись этим, он легонько расчистил ногою мусор. Показался уголок какого-то предмета, похожего на толстое зеркальное стекло. С нетерпением, поспешно очищает он ногою дальше. Стекло открывается больше и больше. Получается вид какой-то точно плиты или покрышки… затем мелькнула какая-то золотая буква – одна, другая… еще… еще… С…В…Я…Т…И…Т…Е…Л…Ь Д…И…М…И…Т…Р…И…Й Р…О…С…Т…О…В…С…К…И…Й. «СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ »! – золотым огнем горели слова под толстой прозрачной зеркальной плитой-надгробием. «Диву дался я, – продолжал Корсаков, – и в страхе и удивлении кричу, увидев вдали одного из своих товарищей: «Смотри-ка, брат, что здесь обретается? И какие ведь эти негодяи-рабочие! Надо же завалить мусором такую вещь». Между тем товарищ, подойдя ближе, как-то спокойно говорит: «А хочешь, я тебе и самого Спасителя покажу?» И с этими, повергнувшими меня в трепет, словами наклоняется, берет плиту за один край и – открывает ее. Там оказался как бы лежащий кто-то, точно статуя. Смена впечатлений сна необычайно быстрая и причудливая. Чрез одно мгновение, вместо статуи, я вижу кого-то одетого в святительские одежды. Всматриваясь в лицо, хорошо различаю его черты, напомнившие мне Святителя Тихона Задонского , к которому я издавна питал особое благоговение, между тем как о Димитрии, – не помню даже, чтобы когда слыхал что, как ни странно сказать это. Как бы то ни было, только во мне была уверенность, что предо мною – Святитель Димитрий… Вдруг, замечаю далее уже в страхе, одежды на Святителе зашевелись. Он встает… протягивает ко мне руки. Мне жутко. Я готов робко спрятаться за спину товарища. Но Святитель ласково привлекает меня к себе, отстраняя товарища, – привлек, и прежде всего, крепко-крепко меня поцеловал в голову. Это ощущение крепкого и какого-то необычайно-сладкого, отечески-нежного поцелуя настолько закрепилось в памяти и воображении, что на целый тот день по пробуждении у меня осталось это впечатление на передней части головы, которая горела каким-то необычайным жаром крепкого поцелуя. Затем Святитель кладет свои руки мне на плечи и в какой-то глубокой печали и с укором, потрясая все мое существо, говорит: «Как ты смел, несчастный, возроптать на Бога? Как ты дерзнул усомниться в его Провидении и благости? Молись, чтобы Он помиловал тебя»…

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Никодим обладал открытым умом и неутомимым усердием в собирании материала. Он повсюду отыскивал тексты, способные распространять и оживлять на Востоке практику непрестанной молитвы. Учение о такой молитве он нашел и в двух западных трактатах: «Невидимая брань» Скуполи и «Духовные упражнения» Игнатия Лойолы. Не называя авторов, он опубликовал эти труды, адаптировав их и оставив в греческом переводе их заглавия: αρατος πολεμος (Аоратос Полемос. Венеция, 1796); Πνευματικα γιμνασματα , (Пневматика Гимнасмата. Венеция, 1800). Никодим, конечно, обладал достаточной критической проницательностью, чтобы увидеть различие между этими западными сочинениями XVI в. и духовной жизнью Отцов-пустынников. Но он опубликовал их, желая показать универсальность практики постоянной молитвы, которая в разнообразных исторических формах является повсюду основной характеристикой всякой истинной духовности ( не собираясь здесь решать интересный и малоисследованный вопрос о соотношении сочинений преп. Никодима Святогорца с их одноименными прототипами (а к этим параллелям можно многое добавить, например, книги «Об истинном христианстве» немецкого пиетиста И.Арндта и святителя Тихона Задонского ), укажем только, что даже по объему «Духовные упражнения» преп. Никодима более чем в три раза превышают их иезуитский аналог. – В.А. ). Независимо от своего интереса к западным авторам, основываясь на одних только восточных Отцах, Никодим способствовал распространению частого причащения на Афоне, и в православной Церкви в целом. И в этом он верно следовал традиции исихазма. Он опубликовал на эту тему небольшой трактат («О частом причащении». Венеция, 1783), вызвавший ожесточенные нападки со стороны некоторых; однако в конце концов его учение было принято. Официальное постановление константинопольского Синода в августе 1819 г. завершило спор, утвердив, что в принципе верующие должны причащаться за каждой литургией, и рекомендовав причащаться каждое воскресенье (Mansi-Petit Collectio conciliorum 40, кол. 82). 31 мая 1955 г. Константинопольская патриархия издала постановление о канонизации Никодима, торжественно воздав честь его памяти. Сочинения его в наши дни снова становятся популярными: в Афинах только что вышло третье издание «Добротолюбия», и к его авторитету обращаются самые активные духовные движения, например, братство Зои, особенно настаивающее на частом причащении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Июнь 1952. Сан-Франциско Из книги «Памятка. Стихи и проза, посвященные святителю нашему владыке Иоанну» (1982) Стихотворение в прозе Ничего не забыть до последнего вздоха земного, Засветить в своей памяти тихой лампадой огни, Постараться припомнить все годы, от слова до слова, Все на нашем пути от начала опять пережив. Палящий зной тропического дня ушел. И ночь рассыпала на темном небе, Как бриллианты, мириады звезд. Вот синим светом Сириус над лагерем заснувшим засиял. Спит городок палаточный у моря. Забыты горечь и заботы дня, И в снах нам видятся неведомые страны И корабли, пришедшие за нами. От моря тихо веет ветер свежий, и кроны пальм колышатся слегка. Все спит. И только легкой тенью до рассвета проходит тот, Кто отдыха не знает. Чуть блещет в свете звезд на рясе панагия, И чуть слышны слова его молитв. То наш Владыка, обходя весь лагерь, благословляет Нас, прося у Господа спасенья и милости для нас… И по его словам и по его молитвам Свершилось чудо, и чужие страны открыли двери нам, И опустел палаточный наш город… И уплывали в море корабли… Вот толпы нас. Взволнованные лица. Все нарастает в сердце ожиданье. Мы ждем его приезда в Сан-Франциско, Он нам рисуется единственной надеждой, Единственной опорой в смуте нашей… И распахнулась дверь аэродрома. И за толпой сошедших пассажиров Мы вновь увидели его улыбку и ласки полные глаза. И вырос храм высокий, величавый. И мы, пройдя сквозь горе и ненастье, Собрались… Помните, в тот серый день дождливый, когда кресты на храм наш воздвигали, Вы помните, как вышел крестный ход от дома Тихона Задонского , И вдруг… на небе тучи разошлись и ярко Луч солнца озарил идущего Владыку и в золото одел хоругви и иконы. Вы помните, когда на главный купол поднялся крест, Как будто с океана взвился над храмом голубь И кружился над куполом и золотым крестом. Вы помните, в болезнях и тревоге, и в скорби личной, шли с надеждой к келье И в коридоре узеньком стояли и ждали позволения войти. И дни и ночи навещал в больницах, и нас и тех, кто от него отрекся. И, может быть, за них молился больше, Чем за того из нас, кто шел с ним рядом… Вы помните тот страшный день субботний, Когда по Сан-Франциско телефоном промчались горькие и страшные слова: Владыка умер. Вы помните… как мы в каком-то страхе шли к Тихону Задонскому толпою И к келье опустевшей подходили, И бился в окна, всеми позабытый, любимый голубь нашего Владыки. Вы помните… толпу на отпеванье. Вы помните, как гроб спустился вниз И словно в стены храма был внесен. Вы помните? Так будем помнить вечно. Я знаю: коротка людская память; только в горе, В скорбях или в несчастье Она огнем нам сердце обжигает. О, как тогда, в те дни – мы слепы были, Не поняли, когда он жил меж нами, Не осознали и не оценили. И с этой болью, с этой мыслью горькой – поможем ближним по его завету. И в усыпальнице затеплим свечи, его молитв попросим о забывших… И повторим, как раньше повторяли, его слова: Крепитесь, с нами Бог. Он с нами

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

А.В. Попов § 2. Памяти Великого Князя Сергея Александровича. (16 Марта 1905 г.) «40-й день... Да, истекло уже 40 дней, как злодей убил Великого Князя Сергея Александровича, как мученическою кровью Его обагрил стогны первопрестольной столицы, нанес тяжелую рану не только народу русскому, но и всему народу православному! В лице почившего убиенного Князя взят от нас ревнитель Православия и отечественных преданий народа русского. В его лице народ русский лишился просвещенного административного деятеля и полководца, преданного советника и друга Царя Самодержавного, верного сына и слуги церкви Православной! Светлая личность его особенно чтилась, помимо русского народа, чадами Православной церкви в Сирии и Палестине. Более других членов Царствующего Российского Дома имя Великого Князя Сергея Александровича было известно жителям Св. Земли. Православное Палестинское Общество, руководимое почившим Князем-мучеником со времени своего основания в 1882 году, принесло великие благодеяния Православию в Св. Земле: основанные им церкви, госпитали и школы сохранили не один десяток тысяч душ для церкви православной и служат наглядным доказательством того могучего попечения, какое оказывает в Св. Земле Православию Палестинское Общество. Благодетельные результаты деятельности этого Общества отразились также и на улучшении быта русских паломников в св. места. Но не только сии последние, не только православные насельники Св. Земли оплакивают незаменимую утрату, постигшую их в лице убиенного Великого Князя, – ее чувствуют и разделяют всеми силами души верные сыны её, нашедшие себе приют в других странах. Подтверждением сего может служить пример (верим, один из многих) сиро-арабов Калифорнии. Когда разнеслась весть о сем ужасном злодеянии, Сирийское Братство в С. Франциско выразило свои горестные чувства по сему поводу в следующей телеграмме: «Графу Кассини, Российскому Послу в Вашингтоне. Сирийцы в Калифорнии, памятуя многочисленные благодеяния и могучее доброе влияние на Востоке в устроении церквей, школ и госпиталей Русским Палестинским Обществом, которого Председателем был убиенный Великий Князь Сергей, собравшись на свой месячный митинг, увеличенный представителями от целого Штата, просят Ваше Сиятельство повергнуть Императорскому Российскому Дому наше глубочайшее соболезнование по поводу постигшей нас великой потери и наше возмущение преступными деяниями нескольких извергов».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Грешник ни во что вменяет благодеяния Божия Грешник окаянный все тое ни во что вменяет, и яко «муж безумен не познает, и неразумив не разумеет сих» ( Пс. 91,7 ). Хощет нас блаженными, праведными и святыми сослать Господь наш; хощет любитися от нас, как и Сам любит нас, и так дружество с нами имети; хощет приити к нам и обитель у нас сотворити; хощет Отцем нашим быти, и нас сынами Своими сотворити; хощет подати нам наследие небеснаго царствия и вечных благ. Что может быти большее и достойнейшее сего? Но грешник все тое Божие благоволение (о неблагодарности и неистовства!) пренебрегает. И так хощет Бог грешника омыть, очистить, освятить, спасти и прославить вечно (о человеколюбия непостижимаго!); но грешник отвращается, убегает так великаго Любителя своего и Благодетеля, и самовольно в вечную стремится погибель, диаволу и аггелом его уготованную! (3:342–343). Как Христос обличает за нерадение (1:16, см. ГРЕШНИК , 269). Жизнь христианина состоит в плаче о грехах (5:121, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ , 373). Подвиг против греха есть покаяние (4:205, см. ПОКАЯНИЕ, 720). Христианин должен исповедывать все согрешения своя (4:15, см. ИСПЫТАНИЕ , 420). Покаявшемуся прежние грехи не повредят Кающемуся и в новом житии Христианском живущему, уже прежнее его беззаконное житие не повредит: едино бо только от нас требуется, чтобы мы исправилися и переменили себя в лучшее (4:94). Грехи сейчас заглаждаются кающимся, а с непокаявшихся взыщутся Напишем убо и углубим в памяти нашей, возлюбленный брате, что Иисус ныне ко грешникам, обращающимся к Нему, и кающимся с сокрушенною мыслию, и просящим у Него прощения, есть как Агнец незлобивый, отъемлющий грехи их, – но тогда, то есть в день суда, будет как Судия, воздающий всем по делам их. Ныне как Агнец Божий, заглаживает кровию Своею грехи кающимся: но тогда Тойжде будет как Судия и мститель грешникам непокаявшимся (5:96). Познавшим немощи свои необходимо врачевать их покаянием и призыванием Врача – Христа Познавшему немощи своя надобно их целить истинным покаянием, жалением и призыванием Иисуса Христа, Врача душ и телес; якоже немощный телом не пренебрегает о себе, но лекаря призывает и просит от него исцеления; тако наипаче нам, христианам, видя в себе, то есть, в душах наших, многоразличные недуги, которыми души наши разслабляются и к вечной смерти клонятся, не должно коснеть и медлить и нерадеть, но призывать Иисуса Сына Божия, и от Него исцеления просить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

А.В. Попов Размышление по поводу наступления Нового года (1901) и Нового (XX) века Обычно новый год мы встречаем с некоторым волнением и возбуждением душевным: мы ждем от него чего-то нового и главным образом осуществления своих любимых желаний и мечтаний о счастье. Ныне возбуждение это еще больше увеличивается оттого, что наступает не только новый год, но и новое столетие. Его многие ожидают с нетерпением: припомним, как уже год тому назад иные доказывали, что новый век наступил, и ломали из-за этого перья. А между тем, в таком страстном ожидании нового года и века заключается немало суетного. Вот ныне наступил новый век. Что же? Изменился ли от этого день? Небо и земля стали другие? Мы сами молодые состарились, а старые помолодели? Мы стали добрее, умнее, счастливее? Нет и нет! Что было, говорит ветхозаветный мудрец, то и будет; и что делалось, то и будет делаться (Екклез.1:9). Жизнь идет непрерывным ходом, мировые явления сменяются, люди рождаются и исчезают, не справляясь с нашим счетом лет. Наш новый год и новый век суть простые числа, стоящие в нашем уме и памяти и не имеющие на жизнь того влияния, которое мы иногда приписываем им; и уже, конечно, не сами по себе они несут что-либо новое: если и произойдут в наступающем столетии великие открытия, изобретения, улучшения, то это будет зависеть не от перемены времени. Мы часто приписываем времени очень многое, что ему не принадлежит на самом деле. Мы говорим, напр., что годы старят нас, что время лучше всего залечивает наши раны, примиряет с потерями, умеряет нашу скорбь, что оно пробный камень любви, привязанности, дружбы, что оно разгоняет мрак и вносит свет, что оно великая власть и могучая сила, что время – деньги, как здесь часто называют его. Конечно, все эти выражения нужно понимать в переносном смысле: в них времени поэтически принимается то, что принадлежит не ему, а разным силам, которые лишь действуют во времени. Само же по себе время есть только форма или порядок следования явлений, показатель перемены в вещах. Следовательно, само по себе оно не может производить что-либо новое, и мы, здраво рассуждая, не можем от него и требовать и ожидать этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Доселе предметом собеседования нашего (о если бы оно, по благодати Божией, было богоугодно и душеполезно!) были общие свойства существа Божия; но как Бог есть дух беспредельный, а в каждом духе, как сказано выше, мы различаем две главные силы или способности: ум и волю, то следует нам теперь благоговейно побеседовать о свойствах ума Божия, т. е. о всеведении Божием и высочайшей Его премудрости. Боже в помощь нашу вонми! О всеведении Божием припомнились мне следующие стихи поэта нашего: Сия ужасная громада, Как искра пред Тобой одна; О коль пресветлая лампада Тобою, Боже, возжена. ……………………… …………………….. Светило дневное блистает Лишь только на поверхность тел; : Но взор Твой в бездну проницает, : Не зная никаких предел. Письмо 28. О всеведении Божием Веруй, л. б., твердо и несомненно, памятуй непрестанно, что Бог всеведущ. Веруя так, разумей, что Он знает всё совершеннейшим образом, знает таким знанием, которое совершенно отлично от нашего ведения, и по способу, и по свойствам, ибо: 1) Мы постепенно приобретаем себе познания, т. е. познаем то, чего прежде не знали: в Боге этого нет, Он знает всё от века. Разумни от века суть Богови вся дела Его, говорит св. Павел. 2) Мы познаем, при пособии чувств, памяти, воображения и многих соображений: Бог всё видит и знает непосредственно прошедшее, настоящее и будущее, и потому не нуждается ни в одном из поименованных пособий. – Знает все прошедшее; ибо настанет некогда день, когда Господь будет судить вселенную в правде ( Деян.17:31 ) и воздаст коемуждо по делом его. Знает всё настоящее, ибо ад и пагуба явна пред Господом, говорит Премудрый: как не и сердца человеков? ( Притч.15:11 ). Сам поднебесную назирает, ведый, яже на земли ( Иов.28:24 ). Знает всё будущее, и не только необходимое, но и случайное. Господи, взывает Псалмопевец, Ты разумел еси помышления моя издалеча и вся пути моя провидел еси ( Пс.138:2:3 ). Несоделанное мое видесть очи Твои (там же ст. 16). Ему совершенно ведомо даже будущее условное, т. е. такое, которое бы могло быть при известных условиях, но не было по неисполнению условий. Так напр. Он знает, что Тир и Сидон покаялись бы, если бы совершены были в них чудеса, совершенные в Вифсаиде и в Хоразине ( Мф.11:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010