(13) Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. (14) Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. (15) Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. (16) От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. (17) От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; зато Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор. (18) Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя : и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. (19) Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки. 3. В книге пророка Даниила содержатся пророчества о «небольшом роге» и «наглом царе», противоставляющем себя Творцу. Оба образа относились христианскими экзегетами к антихристу как царю, создавшему последнее царство перед Страшным Судом и высокомерно противопоставившем себя Создателю. Дан.2:26-45, 7:1-9:2, 9:21-27, 10:20-12:13 II (1) Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его, и сон удалился от него… (26) Царь сказал Даниилу, который назван был Валтасаром: можешь ли ты сказать мне сон, который я видел, и значение его? (27) Даниил отвечал царю и сказал: тайны, о которых царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. (28) Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни.

http://azbyka.ru/apokalipsis/osnovy-prav...

XXI, 17–19); Ангел и, может быть, более, нежели Ангел по существу, однако же Ангел по явлению и по наименованию в священном бытописании, удерживает руку Авраама, вознесенную на заклание Исаака и осыпает его благословениями (Быт. XXII, 15. 17); Ангела обещает Авраам в руководство рабу своему (Быт. XXIV, 7), и сей раб дивно руководствуется в обретении Ревекки. Иаков, то спящий во множестве видит Ангелов, по лествице восходящих на небо и нисходящих на землю (Быт. XXVIII, 12), то бдящий встречается с полками Ангелов (Быт. XXXII, 1). Ангел является Моисею в горящей купине (Исх. III, 2), для приготовления его к изведению Израильтян из Египта. Ангел в столпе огненном и облачном предшествует Израильтянам из Египта, заграждает их от преследующих Египтян (Исх. XIV, 19), сопровождает чрез Чермное море и сорок лет непрерывно странствует с ними по пустыне. Под распоряжением Ангелов приемлют (Деян. VII, 53) Израильтяне закон Моисеев. Архистратиг силы Господни является Иисусу Навину (Иис. Нав. V, 14) и распоряжает чудесное завоевание Иерихона. Ангел, вместо Пророка, проповедует Израильтянам, и плачущий от его проповеди народ ознаменовывает место его явления именем Плача (Суд. II, 1–6), Ангел призывает Гедеона к избавлению Израильтян от порабощения (Суд. VI, 11); Ангел двукратно посещает родителей Сампсона, предсказывает необыкновенное рождение, и научает воздержанием матери охранять плод чрева (Суд. XIII). Ангел поражает Иерусалимлян за тщеславие Давида (2 Цар. XXIV, 16) и Ассириан за гордость Сеннахирима (4 Цар. XIX, 35). Пророк Илия неоднократно в действиях своих руководствуется Ангелом (3 Цар. XIX, 5; 4 Цар. I, 15); Елисей показывает отроку своему сонм Ангелов, подобный охранительному воинству (4 Цар. VI, 17). Исаия видит Серафимов, окружающих Престол Господень, и от одного из них приемлет огненное очищение (Иса. VI); Иезекииль среди отверстых небес созерцает четыре Богоносных животных и одушевленные колеса (Иез. 1); Даниил зрит тысящи тысящь служащих Ветхому деньми, и тмы тем предстоящих Ему (Дан.

http://pravoslavie.ru/49943.html

б) бывают предметом внимания Божия: Сердца смиренного Ты не презришь, Боже ( Пс.50:19 ). Вот, на кого Я призрю: на смиренного и на трепещущего пред словом Моим ( Ис.66:2 ); в) наслаждаются общением с Богом: Так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенным и смиренным духом, чтоб оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных ( Ис.57:15 ); г) будут вознесены: кто унижает себя, тот возвысится ( Мф.23:12 ). Кто из вас меньше всех, тот будет велик ( Лк.9:48 ). д) получат царство небесное: Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное ( Мф.5:3 ); е) смирение предшествует чести и славе: Славе предшествует смирение ( Притч.15:33 ). Смиренный духом приобретает честь ( Притч.29:23 ). За смирением следует страх Господень, богатство, слава и жизнь ( Притч.22:4 ). Будут последние первыми ( Мф.20:16 ). Есть последние, которые будут первыми ( Лк.13:30 ). Многие будут последние первыми ( Мк.10:31 ). Скорби имеют целью породить смирение: Помни весь путь, которым вел тебя Господь Бог твой по пустыне, вот уже сорок лет, чтоб смирить тебя, чтобы испытать тебя. Он смирял тебя, томил тебя голодом… И знай, что Господь учит тебя, как человек учит сына своего ( Втор.8:2–5 ). Наказания отвращаются ради смирения: Сказал Господь Илии: видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился, Я не наведу бед в его дни ( 3Цар.21:28–29 ). Побуждения к смирению а) ничтожество, слабость и бренность человека: Дни человека, как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и – нет его, и место его уже не узнает его ( Пс.102:14–16 ). Человек подобен дуновению; дни его как уклоняющаяся тень ( Пс.143:4 ); б) бессилие и зависимость человека: Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направления стопам своим ( Иер.10:23 ); в) греховное состояние: Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво и отступили от заповедей Твоих. У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд… ( Дан.9:5–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Да, образы Откровения — не вневременные символы, они соотносятся с “реальным” миром. Но следует избегать и противоположной ошибки принимать их слишком буквально за описание “реального” мира или за предсказание событий в этом “реальном” мире. Они не просто система кодов, ожидающих перевода в образы реальных людей и событий. Когда мы узнаем их источники и богатые символические ассоциации, мы понимаем, что они не могут быть прочитаны ни как буквальные написания, ни как закодированные буквальные описания. Они должны быть прочитаны ради их богословского значения, ради их способности нести весть и вызывать ответ на эту весть. После этих предварительных замечаний посмотрим глазами экзегета на разбираемый отрывок Откр.13:15-18 . Вся эта глава конкретизирует то, что сказано в Откр.12:17: дракон (то есть сатана) вступает в брань с христианами, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа. Появляются два агента сатаны: зверь из моря и зверь из земли. Полагаю, что не требует пояснение общепринятое понимание первого зверя как образ политико-религиозной власти Римской империи, олицетворяемой отдельными императорами (головами зверя). Речь идет о настоящем времени Церкви Иоанна, времени владычества зверя из моря. Однако взор тайновидца идет далее. Он видит начало той годины искушений, которая захватит землю. Он пророчествует ( Откр.13:8 ) о всеобщем отступничестве в поклонении безбожной власти. Второй зверь (лжепророк) символизирует наглядную религиозно-политическую пропаганду Рима в лице его жречества, особенно в крупных городах Асии. Левиафан из моря, Бегемот из земли, обобщение образов четырех зверей из Дан.7 , пародирование Христа — Агнца создают характеристику эсхатологического Антихриста и Лжепророка как экспоненты всех антихристов и лжепророков ( Мф.2:4, 24 ; 1Ин.2:18-22; 4:1-3 ; 2Ин.7 ). Автор описывает римскую власть в метаисторических категориях, используя мифологические образы и представления, чтобы прозондировать глубинное измерение человеческой истории.

http://azbyka.ru/apokalipsis/arkhimandri...

Дан в С.-Петербурге в 26 день февраля в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот третье, царствования же Нашего в девятое. На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою подписано: „НИКОЛАЙ”. ––––– Именной Высочайший указ Правительствующему Сенату об укреплении начал веротерпимости 2 . В постоянном, по заветам предков, общении со святою православною церковью неизменно почерпая для Себя отраду к обновлению сил душевных, Мы всегда имели сердечное стремление обеспечить и каждому из Наших подданных свободу верования и молитв по велениям его совести. Озабочиваясь выполнением таких намерений, Мы в число намеченных в указе 12-го минувшего декабря преобразований 3 включили принятие действительных мер к устранению стеснения в области религии. Ныне, рассмотрев составленные, в исполнение сего, в Комитете Министров положения и находя их отвечающими Нашему заветному желанию укрепить начертанные в основных законах Империи Российской начала веротерпимости. Мы признали за благо таковые утвердить. Призывая благословение Всевышнего на это дело мира и любви и уповая, что оно послужит к вящему возвеличению православной веры, порождаемого благодатью Господнею, поучением, кротостью и добрыми примерами, Мы, в соответствие с этим решением Нашим повелеваем: 1) Признать, что отпадение от православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий, причём, отпавшее до достижения совершеннолетия от православия лицо признаётся принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучению, которое оно для себя избрало. 2) Признать, что при переходе одного из исповедующих ту же самую христианскую веру супругов в другое вероисповедание, все, не достигшие совершеннолетия дети, остаются в прежней вере, исповедуемой другим супругом, а при таковом же переходе обоих супругов, дети их до 14 лет следуют вере родителей, достигшие же сего возраста остаются в прежней своей религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Итак, в числе обязанностей священника есть обязанность отвечать вопрошающим о законе. И во Второзаконии мы читаем: «Спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» (32:7). Также и в 118 псалме: «Уставы Твои были песнями моими на месте странствований моих» (54). Также в описании праведного мужа, которого Давид сравнивает с райским древом жизни, в числе прочих добродетелей упоминается и следующая: «В законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь» (Пс 1:2). Даниил в заключение священнейшего видения говорит, что праведники сияют как звезды, а понимающие, то есть, ученые, — как небо. Видишь ли ты, какое различие между праведной необразованностью и ученой праведностью? Одни сравниваются со звездами, а другие — с небом. Впрочем, по еврейскому подлиннику и то, и другое изречение может быть отнесено к ученым; потому что в еврейском тексте читаем так: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде- как звезды, вовеки, навсегда» (Дан 12:3). Почему Апостол Павел называется сосудом избрания? Без сомнения потому, что он служит хранилищем закона и священного Писания. Фарисеи поражены ученостью Господа и удивляются, каким образом апостолы Петр и Павел знают закон, не учившись. Ибо что другим надлежало приобрести трудом и каждодневным поучением в законе, то самое было открыто апостолам Духом Святым, и они были — согласно словам священного Писания — θεοδδακτοι [наученные Богом]. Двенадцать лет было Спасителю, когда Он, в храме вопрошая старцев о законе, вразумлял их своими мудрыми вопросами. Но можем ли мы назвать необразованными Петра или Иоанна, из которых каждый мог сказать о себе: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании» (2 Кор 11:6)? Иоанн — необразованный, рыболов, неученый. Но скажите, пожалуйста, откуда это изречение: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1:1)? Греческое слово λγος имеет многие значения: оно значит и слово, и разум, и вычисление, и причину какой-либо вещи, через посредство которой что-либо происходит.

http://bible.predanie.ru/blazhennyj-iron...

Итак, в числе обязанностей священника есть обязанность отвечать вопрошающим о законе. И во Второзаконии мы читаем: Спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе (Втор. 32, 7). Также и в 118-м псалме: Пета бяху мне оправдания твоя, на месте пришельствия моего (Пс. 118, 54). Также в описании праведного мужа, которого Давид сравнивает с райским древом жизни, в числе прочих добродетелей упоминается следующая: В законе Господни воля Его, и в законе Его поучится день и нощь (Пс. 1, 2). Даниил в заключение священнейшего видения говорит, что праведники сияют, как звезды, а понимающие, то есть ученые, как небо. Видишь ли, какое различие между праведной необразованностью и ученой праведностью? Одни сравниваются со звездами, а другие с небом. Впрочем, по еврейскому подлиннику и то и другое изречение может быть отнесено к ученым, потому что в еврейском тексте читаем так: и смыслящии просветятся, как светлость тверди, и научающие других праведности, как звезды в вечные веки (Дан. 12, 3). Почему Павел апостол называется сосудом избранным? Без сомнения, потому что он служит хранилищем закона и Священного Писания. Фарисеи поражены ученостью Господа и удивляются, каким образом апостолы Петр и Иоанн знают закон, не учившись. Ибо что другим надлежало приобрести трудом и каждодневным поучением в законе, то самое было открыто апостолам Духом Святым и они были — согласно со словами Священного Писания — (наученные Богом). Двенадцать лет было Спасителю, когда Он, во храме вопрошая старцев о законе, вразумлял их Своими мудрыми вопросами. Но можем ли мы назвать необразованным Петра или Иоанна, из которых каждый мог сказать о себе: Хотя я и невежда в слове, но не в познании (2 Кор. 11, 6)? Иоанн — необразованный, рыболов, неученый. Но скажите, пожалуйста, откуда это изречение: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1, 1)? Греческое слово имеет многие значения: оно значит и слово, и разум, и вычисление, и причину какой-либо вещи, через посредство которой что-либо происходит.

http://pravoslavie.ru/2718.html

Лжеучители, возмутившие галатийскую Церковь , во-первых, подвергали сомнению апостольское достоинство св. Павла и чистоту источника проповедуемого им учения, и во-вторых доказывали, что с принятием христианства не должно оставлять обрядов и постановлений ветхозаветной Церкви. Поэтому в первой, или вероучительной части своего послания, Апостол преимущественно отвечает на эти обвинения: 1 ) Божественность своего апостольства доказывает обстоятельствами своего обращения и призывания; а чистоту источника истинного своего учения оправдывает своей историей, бывшими ему от Бога откровениями и сношением с другими Апостолами (1:6; 2:21); 2 ) Свободу христиан от обрезания и прочих ветхозаветных обрядов доказывает: а) тем, что ветхий закон, по премудрому совету Божию, дан народу грубому с целью образовать его нравы и руководить к достойному принятию обетованного Мессии, следовательно, по пришествии Мессии должен быть оставлен (3:19; 4:31). Во второй, или нравоучительной части послания, Апостол убеждает галатов хранить чистоту и целость преподанного им учения и более всего заботиться об исправлении своих нравов. Тем же убо дóндеже время имамы, да делаим благое ко всем паче же к присным к вере (5:1; 6:10). В некоторых местах, особенно в нравоучительной части, Апостол, по требованию обстоятельств, делает некоторые отступления от главного предмета для того, чтобы опровергнуть какое-нибудь частное лжеучение или какую-нибудь клевету лжеучителей (напр. 4:8–21; 5:11,12). Итак, кроме вступления (1:1–5) и заключения (6:11–18) в послании к галатам две главные части: вероучительная (1:1; 4:31) и нравоучительная (5:1; 6:10). § 108. Место и время написания В самом послании к галатам нет ясного указания времени и места написания оного. На большей части древних рукописей оного находится подпись: πρς Γαλτας γρφη π Πμης. Сию подпись некоторые хотят подтвердить тем, что в самом послании Апостол упоминает о язвах Господа на своем теле ( Гал.6:17 ), Но Апостоле всегда мог сказать сие о себе, потому что всегда носил мертвость Господа на теле своем ( 2Кор.4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

На книгу составили толкования церковные писатели и отцы Церкви: Феодор Мопсуестийский, прп. Ефрем Сирин, свт. Кирилл Александрийский, блж. Иероним Стридонский и блж. Феодорит Кирский . По вопросу о точной датировке упомянутых в Книге пророка Авдия событий разрушения Иерусалима (ст. 10-12) и последующего разгрома идумеев нет единого мнения. Иерусалим подвергался разграблению неоднократно: при Ровоаме (ок. 931/22-915/13) егип. фараоном Сусакимом (3 Цар 14. 26); при Иораме (ок. 848-841) филистимлянами и аравитянами (2 Пар 21. 16-17); при Амасии (ок. 800-783) израильским царем Иоасом (4 Цар 14. 13-17); при Иоакиме (609-598), Иехонии (598) и Седекии (597-587) вавилонянами (4 Цар 24. 1, 10-16; 2 Пар 36. 6-7, 10; Дан 1. 1-4),- поэтому одни библеисты датировали возникновение книги временем вскоре после 889 г. (И. К. Смирнов , П. А. Юнгеров Франц Делич ), др. (еп. Палладий (Пьянков) , В. П. Рыбинский ) относили стихи 10-14 к взятию Иерусалима Навуходоносором в 586 г. Последняя дата доминирует в научной традиции XX в. Особое внимание исследователи обращали на сходство пророчеств о Едоме пророков А. и Иеремии (Иер 49. 7-22), особенно Иер 49. 14-16 (ср. Авд 1-4) и Иер 49. 9-11 (ср. Авд 5-7). Близость этих текстов объясняется, с одной стороны, тем, что текст Иер 49 вторичен по отношению к Книге пророка Авдия (A. Deissler, W. Rudolph и др.). Это мнение может служить подтверждением позиции тех ученых, к-рые считали эту книгу древнейшей, т. к. к VI в. до Р. Х. она уже имела авторитет священного пророческого текста (П. Юнгеров). С др. стороны, пророки А. и Иеремия могли использовать один и тот же источник - письменный или устный (В. П. Рыбинский, H. Wolff и др.). Лит.: Феодорит Кирский, блж. Толкование на двенадцать пророков//Творения. М., 1857. Т. 5; Кирилл Александрийский, свт. Толкования на Малых пророков//Творения. Серг. П., 1893. Ч. 10; Иероним Стридонский, блж.//Творения. К., 1898. Т. 14; Ефрем Сирин, прп. Толкования на пророков Иезекииля, Даниила, Осию, Иоиля, Амоса, Авдия, Михея, Захарию, Малахию//Творения.

http://pravenc.ru/text/62666.html

Притча эта (о притчах чит. в объясн. 5 ст. 8 гл.) находится и в Евангелиях Матфея ( Мф.21:33, 46 ) и Марка ( Мк.12:1, 12 ) и изложена всеми тремя евангелистами, почти одинаково. Разница замечается только в том, что, по Матфею и Марку, она была предложена первосвященникам, книжникам и старейшинам еврейским, когда те спрашивали Его о Его власти и праве (ст. 2); ев. же Лука пишет, что притча была сказана к народу (ст. 9). Но это разногласие легко примиряется. Все три евангелиста одинаково говорят, что когда Господь учил в храме, то был окружен не только первосвященниками, книжниками и старейшинами, но и народом, и сии первые предлагали Ему вопрос без сомнения в присутствии народа. Христос, посрамив вопрошавших Своим ответом (3–8 ст.), обратился с притчею к народу, но так, что и эти вопрошавшие могли слышать Его и даже отвечали Ему (см. ст. 16). В притче о винограднике Иисус Христос изобразил недостоинство вождей еврейского народа, которые, избивая посланников Божиих, имеют убить даже и Его Самого – Сына Божия, обещанного Мессию. Человек некоторый насади виноград (виноградник), это – Бог, устроивший для спасения рода человеческого ветхозаветную Церковь . Господь уподобляет свою Церковь сначала ветхозаветную, а затем новозаветную, христианскую, иначе весьма часто называемую в Священ. писании царством Божиим, царством небесным, винограднику, по причине сходства трудов и наград в той и другом. Винограднику и виноградной лозе уподобляли церковь свв. пророки Исаия ( Ис.5:1, 7 ), Иеремия ( Иер.2:21 ) и др. У еванг. Матфея и Марка тут прибавлено: обнес виноградник оградою, выкопал в нем точило и построил башню. Обнес оградою – из камней или из живой изгороди, т. е. колючих растений, для предохранения от воров и животных. Под оградою разумеется закон, который дан избранному для сохранения истинной веры, еврейскому народу. Этот закон составлял как бы ограду, отделявшую сей народ от других иноверных и иноплеменных народов. Выкопал точило и построил башню. Точило, это – такая яма в винограднике, которую выдалбливали в горе или вырывали и в земле, но выстилали снизу и с боков камнями, для выжимания в ней виноградного сока. Башня – это место для сторожей, оберегавших виноград от воров и животных, и для помещения собираемого винограда. Под точилом и башнею свв. отцы разумеют иудейский храм с жертвенником, на котором проливалась кровь животных, прообразовавшая кровь Христа Спасителя. Даде (отдал) его делателем (виноградарям), т. е. хозяин отдал виноградный сад – снявшим его за известную плату, с условием, чтобы уродившиеся плоды доставлялись или сполна или известною частию хозяину, и отъиде на лета многа (отлучился на долгое время). Под виноградарями здесь разумеются все иудейские, преимущественно же их духовные начальники, архиереи и старейшины, как приставленные к тому, чтобы наблюдать за религиозною и гражданскою жизнию народа. Отлучился, т. е. предоставил власть другим. Свят. Златоуст и блажен. Феофилакт под отлучением разумеют Божие долготерпение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010