3. Содержание книги и ее разделение В книге Исход подробно описывается событие исхода евреев из Египта, с указанием обстоятельств, ему предшествовавших сопровождавших его и последующих ему. Можно думать, что первою промыслительною целью исхода евреев из Египта было Синайское законодательство – узаконение Ветхого Завета. Отсюда все содержание книги Исход, соответствующее периоду от смерти Иосифа до устроения скинии на второй год по выходе из Египта (рассказом о чем и оканчивается книга), может быть разделено на две части: историческую (1–18 стихи) и законодательную (19–40 стихи). В первой части описываются страдания евреев в Египте, послужившие поводом возвращения и изведения их из этой страны (1), потом рождение, воспитание и жизнь Моисея до его призвания к изведению евреев из Египта (2–4), затем – самое призвание Моисея и казни, посланные Богом на египтян для того, чтобы заставить их отпустить евреев (5–11), и наконец, самый выход евреев из Египта по совершении Пасхи, переход через Чермное море и путешествие их до горы Синая (12–18). Во второй, законодательной части сначала описываются обстоятельства, при которых был дан Закон на Синае – нравственный и гражданский, скрепляющий вступление евреев в Завет с Богом (20–24). Далее речь идет об установлении церковно-богослужебных законов: об устроении скинии и священства (25–31). В заключение, после рассказа о нарушении и восстановлении завета (32–34) вновь описывается устроение скинии и учреждение священства (35–40). 4. Значение книги Рабство евреев в Египте, по святоотеческому толкованию, есть прообраз рабства диаволу, в котором пребывало человечество вне Церкви Христовой, поэтому приступающие к таинству крещения отрекаются от диавола. Моисей имел прообразовательное значение по отношению к Спасителю, о чем говорит апостол Павел в послании к Евреям (3, 2–7). Агнец пасхальный, которого вкушали евреи не сокрушая костей его и кровь которого, помазанная на дверях домов еврейских, с пасала первенцев их от избиения, есть прообраз Спасителя, Которого святой Иоанн Креститель назвал Агнцем и кровь Которого избавляет нас от греха и смерти ( 1Кор. 5, 7–8 ; 1Петр. 1, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Алчущие исполни благ и богатящиеся отпусти тщы. В словах этих вмещаются все пророчества и всё, содержавшееся под покровом их, относительно будущего; — освещается ясно, как бы в современном исполнении: крепкая мышца Господня — является разрушительницей адских замыслов врагов Его Святой Церкви, обращая собственное оружие их на них же самих, и соделывая из козней их средства для премудрых и спасительных целей Своих, мышца эта — поражает сатану в самое сердце — Животворящим Крестом, в котором враги христианства думали видеть победный трофей свой, и силой Которого, по вознесении на него Божественного тела Своего, Он, по собственному предсказанию: Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе ( Ин.12:32 ) — привлёк всех верующих и низложил враждебный христианству мир языческий! Славившиеся силой державы древнего мира: Вавилон, Персия, языческая Греция и Рим, — как одно политическое тело, подобное пророческому истукану, составленному из различных металлов ( Дан.2:34–35 ), пали и рассыпались в прах от силы удара этой мышцы, — нерукотворным Камнем, Камень же бе Христос ( 1Кор.10:11 )! Между тем как в новой Христианской Церкви смиренные верующие — вознесены на высоту славы чад Божиих и алчущие в ней правды, — исполняются всяких духовных благ! Точно также, и алкавший в пустыне Израиль, не исполнил ли Он всех благ; между тем, как богатеющих дотоле не в Бога — Халдеев, — оставил ни с чем? А потом, когда народ Божий, оказавшись недостойным данного ему счастливого положения, был наказан тяжким пленом, — и, переходя из-под власти одного завоевателя к другому, уже отчаялся в помощи Божией; когда казалось ему, что Господь уже оставил людей Своих, — не оказалось ли вдруг, что Он, положив предел наказания, ныне, вновь восприял его в лоно отеческой любви Своей, и исполнил данные обетования Св. Праотцам и Аврааму, в позднейшим потомстве их. И воспринял народ этот так, как никогда ещё не воспринимал, даже в счастливейшее время его, т. е. входя в самое теснейшее общение с ним, чрез восприятие плоти и крови Своей от семени того же Авраама ( Евр.2:14–17 )? Коснувшись этой стороны милосердия Божия, восторг Святого сердца Богоматери обращается в патриотическое умиление за народ Свой, который преимущественно пред другими народами, осчастливлен неоценённым даром видеть плотскими очами Мессию, и который за грехи свои, не только не отвержен от Бога, но ради заслуг предков, принят Им, как любимый, хотя и заблудший сын.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

В частности, здесь он, уподобляя каждое слово Божественного Писания семени, брошенному в землю и произросшему колосом, замечает, что в задачу церковного толкователя Писания входит ухаживание за этой Божией нивой и заботливое сохранение ее; поэтому навык церковного толкования Ориген сравнивает с “искусством духовного земледелия” (I,1,1–25). Объясняя же книгу Исход, содержащую факты священной истории, дидаскал отмечает, что следование “одной только истории” не может быть назидательным для христиан (VII,3,9–12). Другими словами, чисто буквальный (исторический) подход к этой книге Ветхого Завета, по его мнению, недостаточен, а поэтому христианам следует устремляться преимущественно “к таинственному смыслу”. Намечая эту принципиальную черту христианского подхода к Священному Писанию, Ориген опирается на святого апостола Павла (1 Кор 10:1–11), ясно показавшего, что “ученики Христовы” коренным образом отличаются от “учеников синагоги”, придерживающихся как раз чисто буквального толкования Писания 45 . Такая “при­зем­ленность” иудейского толкования приводит к тому, что сами иудеи ныне не обладают ведением закона, поскольку отвергают Христа. Истинное же понимание Торы обретается только у христиан, ибо, по словам Оригена, “понимая закон духовно, мы показываем, что он дан для назидания Церкви”. Такой метод духовного постижения закона Ориген применяет на протяжении всех своих “Проповедей на книгу Исход”: переход евреев через Красное море он толкует как указание на таинство крещения; манну, ниспосланную им, — как символ (или, точнее, прообраз) Евхаристии и т. д. Хотелось бы подчеркнуть, что в данном сочинении, как и во многих других, духовное понимание Писания у него теснейшим образом сочетается с “типо­логией”. Отсюда проистекает и сущностная черта экзегезы Оригена: объяснять Ветхий Завет посредством и при помощи Нового Завета 46 . Например, толкуя “прославление” лица Моисея при схождении с горы Синай (Исх 34:30–35), он исходит в своем понимании этого места из 2 Кор 3:7–16, говоря, что “покрывало”, не позволяющее созерцать сияние лица Моисея, то есть постигать духовный смысл священных глаголов, лежит на сердце не только иудеев, но часто — и на сердце христиан, если они не обращаются постоянно ко Господу.

http://pravmir.ru/ekzegeticheskie-trudyi...

«Внешний двор храма» Сергей Фудель стремился привить вкус к  подлинному , научить различать и выбирать. Он напоминал читателю, что христианин нуждается в руководстве подвижников, настоящих монахов, «уже достигших конца пути», так как вступает на узкий путь «невидимой брани» 33. Для этого писатель находил материал не только в аскетической письменности, но и в художественной литературе, приводя, например, известную цитату из романа «Братья Карамазовы»: «…дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Одновременно Фудель предупреждал, что не все то, что находится в «церковной ограде», — сама Святая Церковь. Вместе с ней в истории существует ее «темный двойник», «анти-Церковь», претендующий на то, что Церковь — это он. О тайне беззакония (2 Фес. 2, 7) Фудель писал неизменно аккуратно, подчеркивая недопустимость превозношения, отделения себя от Церкви: и на Тайной Вечери среди апостолов находился Иуда, но «уходить из Церкви из-за Иуды — это значит уходить от Христа, сидящего на этой Вечери рядом с Иудой» 34 . И все же он считал необходимым защитить читателей, может быть недавно переступивших порог храма, от соблазнов, поводами для которых могли стать «факты неверия " верующих " ». «Все искаженное, нечистое, неправильное, что мы видим в церковной ограде, не есть Церковь» 35 . Рядом с «храмом Божиим» и внутри его ограды есть внешний двор храма , который дан язычникам (Откр. 11, 1–2), и борьба между этими областями идет в сердце каждого члена Церкви: «Врата адовы» борют Церковь не только извне, но внутри ее, через каждого из нас, через каждый грех и зло каждого человека, благодушно предполагающего, что он живет в ней 36 . Фудель был уверен, что человек, вооруженный знанием об этой борьбе, сможет распо­знать среди всевозможных исторических событий присутствие Церкви как Тела Христова, «историю святой жизни и мысли тех, кто составлял ткань этого организма» 37 . «Ночь истории» Фудель отмечал некий парадокс: евангельское обетование о сохранении Святой Церкви сочетается с тем, что можно назвать не столько «неудачей христианства в истории», сколько «неудачей человечества», нежеланием человечества принять христианство.

http://e-vestnik.ru/analytics/my_verigi_...

«Внешний двор храма» Сергей Фудель стремился привить вкус к подлинному, научить различать и выбирать. Он напоминал читателю, что христианин нуждается в руководстве подвижников, настоящих монахов, «уже достигших конца пути», так как вступает на узкий путь «невидимой брани» 33 . Для этого писатель находил материал не только в аскетической письменности, но и в художественной литературе, приводя, например, известную цитату из романа «Братья Карамазовы»: «…дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Одновременно Фудель предупреждал, что не все то, что находится в «церковной ограде», — сама Святая Церковь. Вместе с ней в истории существует ее «темный двойник», «анти-Церковь», претендующий на то, что Церковь — это он. О «тайне беззакония (2 Фес. 2:7)» Фудель писал неизменно аккуратно, подчеркивая недопустимость превозношения, отделения себя от Церкви: и на Тайной Вечери среди апостолов находился Иуда, но «уходить из Церкви из-за Иуды — это значит уходить от Христа, сидящего на этой Вечери рядом с Иудой» 34 . И все же он считал необходимым защитить читателей, может быть недавно переступивших порог храма, от соблазнов, поводами для которых могли стать «факты неверия " верующих " ». «Все искаженное, нечистое, неправильное, что мы видим в церковной ограде, не есть Церковь» 35 . Рядом с «храмом Божиим» и внутри его ограды есть внешний двор храма, который дан язычникам (Откр. 11:1-2), и борьба между этими областями идет в сердце каждого члена Церкви:« " Врата адовы " борют Церковь не только извне, но внутри ее, через каждого из нас, через каждый грех и зло каждого человека, благодушно предполагающего, что он живет в ней » 36 . Фудель был уверен, что человек, вооруженный знанием об этой борьбе, сможет распо­знать среди всевозможных исторических событий присутствие Церкви как Тела Христова, «историю святой жизни и мысли тех, кто составлял ткань этого организма» 37 . «Ночь истории» Фудель отмечал некий парадокс: евангельское обетование о сохранении Святой Церкви сочетается с тем, что можно назвать не столько «неудачей христианства в истории», сколько «неудачей человечества», нежеланием человечества принять христианство.

http://patriarchia.ru/db/text/6094987.ht...

Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь – оправдание наше!» ( Иер.23:5-6 ). «И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем. И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это» ( Иез.34:23-24 ). Пророки Даниил и Аггей предсказали время явления на земле обещанного Мессии. Пророк Даниил за 538 лет до Рождества Христова предсказал, что «по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения» ( Дан.9:26 ). Когда иудеи скорбели о несрвнимости нового храма с разушенным, пророк Аггей в 520 г. до Рождества Христова изрек: «Еще раз, и это будет скоро… и потрясу все народы, – и придет Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего» ( Агг.2:6-9 ). Второй Иерусалимский храм разрушен римлянами в 37м году по смерти и воскресении Иисуса Христа. Следовательно, Спаситель уже пришел. Приведем и некоторые другие пророчества: «И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава» ( Ис.11:10 ). «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте» ( Втор.18:15 ). «Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его» ( Пс.88:21 ). «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» ( Ис.28:16 ). «Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону» ( Ис.32:1 ). «Скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас» ( Ис.35:4 ). «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников» ( Ис.42:6 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Далее пророк Даниил объясняет это видение: (вавилонского, потом – персидского, греческого и, наконец, римского) (Дан.2:34—35, 44). Здесь истукан обозначает земные царства. Сколько бы враги Мессии ни враждовали против Его Царства, их усилия не принесут успеха. Все земные царства раньше или позже исчезнут, только Мессианское царство пребудет вечно. Иногда, как мы увидим, пророчества о Мессианском царстве говорят об идеальных жизненных условиях мира, радости и блаженства. Здесь у читателя могут возникнуть следующие недоумения: являются ли эти описания Царства неосуществимой мечтой? Или, может быть, сама новозаветная Церковь не имеет права претендовать на звание Царства Божия, так как на ее историческом пути встречается столько уклонений от того идеала, который начертан в пророчествах? Чтобы правильно понять пророчества о Мессианском Царстве, надо помнить, что часто в них объединяются разные эпохи, отстоящие друг от друга многими столетиями, а иногда – тысячелетиями. Ведь в Мессианском царстве внешнее обусловлено внутренним: счастье, бессмертие, блаженство, полная гармония, мир и другие блага не насаждаются Богом принудительно и механически. Они есть результат того добровольного внутреннего обновления, через которое должны были пройти члены этого царства. Процесс духовного обновления должен был начаться сразу с момента пришествия Мессии, но завершиться в конце существования мира. Поэтому пророческие видения благодатного царства Мессии охватывают в одной грандиозной картине многие века его существования – времена, близкие пророкам и пришествию Мессии, и одновременно времена, далекие, относящиеся к эпохе конца мира и начала новой жизни. Такое сопоставление близкого и дальнего в одной картине очень характерно для пророческих видений, и если о нем помнить, читатель сможет правильно понять смысл пророчеств о Мессианском царстве. В следующем пророчестве Исаия пишет о радостных условиях в торжествующем царстве Мессии. «Он будет (Мессия) судить бедных по правде, и дела страдальцев земли – решать по истине, и жезлом уст Своих поразит (грешную) землю, и духом уст Своих убьет нечестивого... Тогда (в конце времен) волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком, и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их... Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. К корню Иесееву (Мессии), (Ис.11:4—10, Рим.15:12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2623...

Если же в среде сынов человеческих «добрые и злые» – «пшеница и плевелы», по притче Иисуса Христа, остаются и будут оставаться до скончания «века сего» живущими совместно ( Мф.13:24 ...42; Мф.5:45 ; Сп.13:47–48): то «добро и зло» человеческих волей находится еще только в своей истории, и потому, как увидим, только по завершении всей истории «века сего» человеческие воли по суду Божию воспримут себе «должное-свое» для всей вечности. Это «отъединение-темничность» злых волей в «аду» мыслимо, понятно, на круге бытия по отношению ко всем личным разумно-свободным существам, сотворенным Богом, но как мыслить, спрашивается, «отъединенность-темничность» «ада», в качестве «области-сферы» бытия злых волей, по отношению к Самому Богу, в рассуждении Его вездеприсутствия и относительно «касательства» самих злых волей в «аду» к сему вездеприсутствию Бога? Что «ад», как и все сотворенное Богом, «творчественно-существенно-действенно» сущ в Боге, это как определяется самым актом творчества Божия (См. VIII глав.), так свидетельствуется точно и положительно Св. Писанием: «Нет твари сокровенной от Бога, – говорит Ап. Павел, – но все обнажено и открыто пред очами Его» ( Евр.4:13 ); Он открывает глубокое и сокровенное, говорит пророк: знает, что во мраке, и свет обитает с Ним ( Дан.2:22 ). Куда пойду от Духа Твоего и от Лица Твоего куда убегу, взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнею (ες τν δην), и там Ты. Возьму ли крылья зори, и переселюсь на край моря, и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью: но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день; как тьма, так и свет ( Пс.138:7–12 ). Я поражу бегущих, – говорит Господь чрез пророка, – хотя бы они зарылись в преисподнюю (ες δου), и оттуда рука Моя возмет их ( Ам.9:1–2 ): разве Я – Бог только вблизи, а не Бог вдали? Не наполняю ли Я небо и землю? Небо престол мой и Земля – подножие ног Моих» ( Ис.66:11 ; Мф.5:34–35 ). Эти и другие подобные сим свидетельства Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Если мы посмотрим, как использовалось это выражение иудеями до Иисуса, мы увидим разнообразие смыслов. Часто так называли человека вообще. В Книге Иезекииля, где выражение «сын человеческий» появляется более 90 раз, оно описывает пророка как хрупкого человека перед лицом Бога Всемогущего. Третий вариант употребления содержится в Книге Даниила (7:13–14). Пророк описывает свое видение: Видел я в ночных видениях, вот с облаками небесными шел как бы сын человеческий, дошел до Ветхого Днями [« Бога Всемогущего] и подведен был к нему. И ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили ему, владычество его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство его не разрушится. Здесь «сын человеческий» – персонификация святых Всевышнего (7:18, 27). В более поздней апокалиптической литературе, например, Подобиях Еноха (Ен 37–61) и 2 Книге Ездры 13, «Сын Человеческий» превратился в сверхъестественное существо, Избранника, которому предназначено появиться как мессианскому правителю Царства Божьего. Какое из этих ветхозаветных значений больше всего повлияло на Иисуса? Анализ евангельских отрывков, говорящих о «Сыне Человеческом», показывает: Иисус, очевидно, отождествлял себя с небесным Сыном Человеческим из видения Даниила, но при этом вкладывал в данное понятие новый и более глубокий смысл. Рассмотрим кратко типичные случаи использования данного выражения в Евангелиях. Их можно разделить на три группы: 1)Использование в контекстах, связанных с действиями Иисуса во время его общественного служения. Иисус называет себя Сыном Человеческим, когда исцеляет параличного ( Мк.2:10 ), оправдывает действия своих учеников в субботу ( Мк.2:28 ), отвечает желавшему следовать за ним ( Мф.8:20 / Лк.9:58 ), проводит контраст между собой и Иоанном Крестителем ( Мф.11:19 ; Лк.7:34–35 ). 2)Использование для указания на будущее пришествие Сына Человеческого на облаках небесных ( Мф.24:27 ; Мк.13:26–27:14:62 ; Лк.17:24–30 ). Мотив прославления взят, видимо, из Дан.7:13–14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Иез. 20:14 : «Я поступил ради Имени Моего, чтобы оно не хулилось пред народами, в глазах которых Я вывел их» (20:22). 20:39: «Не оскверняйте более святого Имени Моего дарами никакими». 36:20–23: (20) «... и обесславили святое Имя Мое». (21) И пожалел Я святое Имя Мое, которое обесславил дом Израилев». (22) «Не для вас Я делаю это, Дом Израилев, а ради святого Имени Моего, которое вы обесславили. (См. далее обещания ст. 24–38); 36:23: «И освящу великое Имя Мое, бесславимое у народов». 39:7: «И явлю святое Имя Мое среди народа Моего Израиля и не дам вперед бесславить святого Имени Моего». 39:25: «... возревную по святому Имени Моему». 43:7: «И дом Израилев не будет более осквернять святого Имени Моего» (=43:8). 48:35: «A Имя городу с того дня будет: Господь там». Дан. 2:20 : «И сказал Даниил: да будет благословенно Имя Господне от века и до века». 3: 34: «Не предай нас навсегда «ради Имени Твоего и не разрушь завета Твоего». 3:43: «Дай славу Имени Твоему, Господи». 3:52: «Благословенно Имя славы Твоей святое и хвальное и превозносимое во веки». 9:19: «Твое Имя наречено в городе Твоем и в народе Твоем». Ос. 2:16 : «И будет в тот день говорит Господь, ты будешь звать Меня: муж мой, и не будешь более звать Меня: Ваале (господин мой)». 12:5: «Господь есть Бог Саваоф, Сущий (Иегова) – Имя Его». Иоиль. 2:26 : «И будете славить Имя Господа Бога вашего». Ам. 4: 13 ; «Господь Бог Саваоф Имя Ему» (=5:8, 27). 6:10: «И скажет сей: молчи, ибо нельзя упоминать Имени Господня». 9:12: «Между которыми возместится Имя Мое». Мих. 5:4 : «И станет Он, в будет пасти в силе Господней, в величии Имени Господа Бога Своего...». Зах. 13:9 : «Они будут призывать Имя Мое, и Я услышу их и скажу: это Мой народ, и они скажут: Господь – Бог мой». Мал. 1:11 : «От востока солнца и запада велико будет Имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам Имени Моему, чистую жертву, велико будет Имя Мое между Народами...». 1:14: «Я Царь великий, и Имя Мое страшно у народов». 2:2: «...чтобы воздавать славу Имени Моему».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010