Закон рынка, когда спрос определяет предложение, ведет к уничтожению культуры. Потому что спрос всегда ниже, чем должен быть. Массовость губительна. Человеку свойственна индивидуальность. Недаром в Библии сказано, что дорога наверх трудна и узка. Поэтому так случается в искусстве, что рынок становится все более массовым. Человеку легче жить, не делая усилий, а без усилий нет роста. Я часто говорю своему сыну, что люди, которые читают книги, будут управлять теми, кто их не читает. Все мы меняемся, не меняются только идиоты. С возрастом возникают другие иллюзии. Почему иллюзии? Потому что каждые десять лет мы говорим: о, какой я был дурак. В тридцать лет думаешь, что в двадцать лет был глупый, в сорок лет думаешь, что в тридцать лет был наивный. То же самое и в восемьдесят лет: думаешь, ой, я в семьдесят молодым человеком был. Абстрактное искусство не вызывает у меня никаких чувств. Я считаю, что черный квадрат Малевича - это просто жульничество. Я ретроград. Ребенок может нарисовать черный квадрат, но Малевич, конечно, великий скандалист, то, что он повесил черный квадрат в красном углу, там, где висит икона, это был вызов, который произвел большой скандал. Мы как-то спорили с Михаилом Швыдким на эту тему, я сказал, ну, почему нужно восемь страниц текста, чтобы объяснить, что такое " Черный квадрат " ? Когда смотришь на произведения Васнецова или " Троицу " Рублева, то объяснять ничего не нужно. Чувства передаются без объяснений, а когда надо включать голову, то это мне напоминает интеллектуальный онанизм. Извините. Поэтому никогда не надо стесняться говорить: " Мне не нравится " . Король голый. Одна фраза, и все понятно. У Александра Исаевича Солженицына есть гениальная статья на эту тему, один заголовок которой говорит о многом. Она называется " Игра на струнах пустоты " . Экономика не измеряется счастьем Я часто думаю, почему, если высокий ВВП, то страна успешная, а низкий ВВП - синоним катастрофы? Это же большая иллюзия, может быть высокий ВВП и несчастные люди. Норвегия - страна с успешной экономикой и высоким уровнем самоубийств. Экономика измеряется цифрами, но не измеряется счастьем людей. Рыночная стоимость и человеческая ценность - это разные вещи.

http://pravoslavie.ru/104402.html

Всю дорогу Кондратьев вяло переругивался с Семой Золотаревским насчет того, можно ли в неразберихе хуррамабадских событий вычленить силы, стремящиеся не к самообогащению и власти, а к реализации своих представлений о справедливости и верном устройстве общества. — О чем говорить… — бурчал Сема в бороду. — Да вот тебе, пожалуйста, последние события. Черный Мирзо схватился в Рухсоре сначала с бандой Ибода, а потом и с подтянувшимися правительственными войсками. Почему? Потому, говорит тебе Черный Мирзо, что правительственные войска установили в Рухсоре полицейский режим, при котором простому человеку, как говорится, ни бзднуть, ни перднуть; он, Черный Мирзо, знаменитый полевой командир, в недавнем прошлом комбриг, в распоряжении которого в настоящий момент находится всего-навсего около сорока стволов, выступает в защиту простого народа, то есть хочет прогнать из Рухсора правительственные войска и установить справедливую демократическую власть. Об этом, как ты знаешь, он вчера сделал заявление представителям западных агентств. Про Ибода он, разумеется, помалкивает. Но всем при этом известно, что на самом деле Черный Мирзо хочет сам вместо Ибода, и единолично, а не вместе с представителями правительства, контролировать деятельность и доходы самого крупного в республике хлопкоперерабатывающего завода, который приносит уж никак не меньше пары миллионов зеленых в год. Так чего стоят его идеи? Кондратьев возмущался, вспоминал события девяносто второго, прослеживал исламскую компоненту войны, которая, на его взгляд, была (в отношении идеологии) кристально чистой и преследовала сугубо духовные цели. — Ну конечно, — бухтел Сема. — А о том, что церковь — такая же властная структура, как, положим, Совет Министров, ты склонен не вспоминать. Это не укладывается в схему… конечно, что же!.. давай дурака валять!.. Машина натужно гудела, всползая по серпантинам. Ивачев смотрел по сторонам, а когда задремывал, перед глазами начинали мелькать безобразно яркие картины войны; он встряхивался, зевал и снова смотрел в окно, думая о том, как сложить множество разных впечатлений в давно обещанный большой очерк… На перевале их встретило яркое солнце, но они покатились от него вниз, в долину, всклянь налитую непогодой — и снова все вокруг помрачнело, словно они опускались в сумерки; а временами машина оказывалась в полосе плотного тумана, каким выглядели вблизи облака.

http://azbyka.ru/fiction/xurramabad/10/

4. Насчёт порядка цветов Любопытно насчёт порядка цветов. Но как я понимаю флага бело-золото-чёрного прежде не было. Эти цвета на флагах появились именно ы таком порядке? И ещё, значит ли уважаемый Верноподданный, что после утверждения флага в России всё пропало и наша история стала лишь сползанием к революции? 3. 2. Брат-3 Русский имперский стяг в упомянутом виде был утвержден при либеральном монархе Александре II под влиянием масонского окружения. Его описание и трактовка цветов, если вы почитаете (в Интернете есть), не выдерживает никакой критики. Это какой-то бессвязный набор слов, где белый цвет, например, оказывается ...цветом лошади великомученика Георгия Победоносца... Чтобы долго не распространяться, скажу, что с самими цветами все в порядке, если расположить их правильно - белый вверху, затем золотой, потом черный. Только люди с перевернутым мышлением могут шествовать под флагом, в котором черный цвет доминирует над другими, особенно над белым. В философском смысле это означает победу сил зла над добром, над божественным принципом, тьмы над светом. Как раз у масонов-тамплиеров принят черно-белый флаг и они очень хорошо понимают, что он означает. Таким образом, после принятия подобного флага и в России " дошествовались " до революции и гражданской войны. А современные " черносотенцы " , у которых прямо на полосах флага написаны слова триады " Православие. Самодержавие. Народность " - почему-то не задумываются, что Православию черный цвет никак не " к лицу " , ведь оно, конечно же, белое. А вот черный как раз и соответствует понятию народности. С принятием перевернутого флага, где черные массы заняли положение выше и православия и самодержавия, так дальше и случилось: массы взбунтовались и перевернули все государство вверх дном, поставив задачей уничтожит и Царство и Церковь. Символика - очень серьезная вещь. Серьезные люди и серьезные организации придают этому огромное значение. Ну а если не придают, тогда это шествие слепых под руководством слепых. 2. bephonoддahhjve

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/01/...

398 На вечерне при пении Господи воззвах священник ИЗМЕНЯЯ священническую одежду исходит и кадит. Триодион. 399 Поему же сему (Воскресни Боже), извлачаются иереи и диакони от одежд и облачаются в белые. Типикон и Триодион. 401 Черный цвет, строго говоря, неизвестен Православной Церкви и не соответствует ее стремлению всегда, при всех обстоятельствах, поддерживать в своих чадах бодрое настроение. Черный цвет – цвет безнадежной и, следовательно, нехристианской грусти. Белые ленты на черном еще более подчеркивают эту безнадежность, повергают едва не в уныние. Сочетания белого с черным Церковь не знает. Даже священные изображения и надписи на черных одеяниях великосхимников по указанию чина пострижения должны быть не белые, а червленые, т. е. красные! Так Это и устроялось в древности. В древней Руси последование страстей и богослужения Великого Пятка и Вел. Субботы совершались в темно-багряных ризах, напоминавших о пролитой за нас Божественной крови. Иногда даже утреня Великой Субботы совершалась в белом облачении. В Уставе церковном, принадлежащем Авраамию Палицыну и предложенном им в Троице-Сергиеву Лавру, впоследствие находившемся в числе рукописей Москвы Синод, библиотеки, между прочим, читается замечание, что в Вел. Субботу на утрени, когда совершалось «надгробное величание у Троицы в Сергиеве, прежде сего бывали белые ризы; игумен же Порфирий (вероятно первый, 1521–1524) уставил постные» (Горский и Невоструев. Описание Синод, рукописей, стр. 335). Черный цвет проник к нам с сентиментального Запада с его oбмipщehhым христианством. В допетровской Руси и в мipckoм обиходе редко употреблялся черный цвет. Тогда и мужчины носили по большей части цветное платье. Обычай носить траур в смысле одеваться во все черное – западный мipckoй обычай. С конца XVII века, когда стало усиливаться у нас влияние запада, он стал проникать и в Церковь , перенося мipckoe понимание траура не только на заупокойное богослужение, но и на Великий пост , и на дни страданий и смерти Спасителя, хотя по церковному взгляду эти дни – Пасха, только Пасха крестная.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

И особенно в наше грешное время: люди будто помешались на том, как бы побольше нажить, – только у них и помыслов, только и заботы... Что греха таить? У кого там, в глубине грешного сердца, не кроется грешный помысл: «авось еще поживу, на черный день пригодится. Теперь-де, я живу, славу Богу, ни в чем не нуждаюсь, а вот придет старость не радость, начнутся недуги да болезни... ныне на родных детей нельзя надеяться, а от чужих и подавно не жди помощи: как не иметь лишней копейки на черный день? Ведь пожалуй, тогда на улицу выкинут, с голоду помрешь; нет, пока могу, пока силы есть, трудиться надобно, работать нужно, чтобы припасти денежку на черный день!» Какие, казалось бы, умные речи! Какие убедительные рассуждения! Скажи такому человеку: «А что, друг мой, если и над тобой (от чего Господь да помилует и тебя и меня и всех нас, грешных), что если над тобой уже произнесен грозный приговор: «безумие, в сию нощь душу твою истяжут от тебе, а яже уготовал еси, кому будут!» ( Лк. 12:20 ). У него и на это готов ответ: «Сам умру – детям останется, дети спасибо скажут». И вот человек из сил выбивается, ни дня, ни ночи покоя не знает, придумывая, как бы побольше нажить, где бы повыгоднее купить, подороже продать, хотя бы и с обманом, с обидой ближнего: «после-де, покаюсь!» И праздники Господни такой человек просиживает за прилавком или с инструментом в руках; и эти дни святые, дни Господни, не стыдится отнимать у Господа Бога, забывая, что они не наши, а Божий, что мы не имеем права в эти святые дни своими житейскими делами заниматься... Но так ли, возлюбленные, надо жить? Позволительно ли нам, христианам, так рассуждать? Послушаем одного древнего старца, подвижника; он расскажет нам историю поучительную; и мы сами увидим тогда, что лучше: положиться ли на непреложные обетования Господа нашего, или самим взять на себя попечение о своей будущей судьбе? Жил один труженик, садовник, по имени Иоанн; много работал он, но денег не копил: что останется, бывало, все нищим раздаст. Но вот однажды он задумался: «А что, если я состарюсь, да разболеюсь? Кто меня приютит тогда? Чем я буду жить?» Подумал так, и стал откладывать на черный день, сначала понемногу, потом побольше, а там и совсем о нищих забыл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

– Какая? Говорите, Любовь Архиповна! спросила я. – Мужик потопал. Черный увидел с горы и бросился на помощь. Вытащил, матушка, мужика, спас его от смерти, а там еще лошадь его осталась – бьется, потопает совсем. Народ сбежался; стоит на берегу, смотрит... Жалко бедной скотины, да что ей сделаешь? Своя душа дороже. Черный не стерпел. «Эх, сердечная! вымолвил, как она бьется!» и бросился опять к реке. Его было хотели силой удержать, так удержишь его? Он как двинул плечами, все от него, как листья, посыпались... И уже он бился с той лошадью, говорят, с час времени промаялся с ней, пока наконец вытащил из воды. Да если бы он после того в баню сходил, или бы напился горячего чего, говорила Любовь Архиповна, – авось бы Господь помиловал и прошло бы даром все. А то дело было с утра; Черный только на службу шел, как увидел, что потопает мужик; и он оделся после в сухое и опять пошел на службу. А оно и не прошло даром. Неделю целую разламывала болезнь, да он все не поддавался; а потом уже она как осилила его, так он на десятый день только в память свою пришел. И только, матушка, пришел в себя, глянул глазами, и говорит шепотом хозяйке, чтобы она священника позвала. И голоса-то его заливного не стало у него! А хозяйке не зачем далеко идти, потому что отец протопоп от обедни мимо окон шел. Она его в окно и подозвала. Отец протопоп, спасибо ему, даже в дом к себе не зашел, а воротился прямо в церковь , взял ковчежец со святыми дарами, выисповедал и запричастил больного... И вот, родная моя, что я тебе скажу, говорила Любовь Архиповна: сама хозяйка божилась после, сказывала мне... Пока, знаешь, священник у больного святыню творил, а она, женщина догадливая, поспешила самовар поставить. Одно то, что, может статься, больной, принявши св. Тайны, захочет чаю выкушать; а другое, что хозяйка сама же знала и видела, что отец протопоп еще не кушал чаю. Как только там окончили со святыней, она сейчас внесла самовар и начала готовить чай. Отец протопоп недалечко на стуле сидел, а больной лежал с открытыми глазами; только он, видно, не замечал хозяйки; мало-помалу стал подниматься и сел. «Батюшка! говорит, таким тихим да твердым голосом говорит: я вам не все на исповеди сказал. Я Любовь Архиповну крепко, как свою душу любил». Батюшка отец протопоп тоже встал к нему. «Ничего, говорит: и Бог нас всех любит». С этим словом Черный лег, поворотился к стене, и будто он заснул, да уже и не просыпался более.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

С.В. Шумило Содержание Роль Афона в истории культуры и духовности Украины. (вместо предисловия) Малоизвестный запорожский скит «Черный Выр» на Афоне: по материалам украинских архивов Статус Афонских обителей Афонский Зографский монастырь и его связи с Украиной Положение русского монашества на Афоне и основание скита «Черный Выр» в XVIII в. Афонский скит «Черный Выр» и его связи с запорожской сечью Ктиторство запорожских казаков на Афоне Насельники «Черного Выра» и их отношения с прп. Паисием Величковским «Знатный запорожец» на Афоне «Казацкий епископ» Анатолий (Мелесь) и Афон Водным путем «Из Запорожья на Афон» Дикеи и некоторые иноки «Черного Выра» Сохранившиеся описания «Черного Выра» Греческая революция и запустение «Черного Выра» и других обитателей Афона «Малороссийский» Ильинский скит и другие обитатели на Афоне в XIX в. Памятник присутствия запорожских казаков на Афоне Сокращения   К 1000-летию древнерусского монашества на Святой Горе Афон Международный институт афонского наследия в Украине   Роль Афона в истории культуры и духовности Украины 1 . (вместо предисловия) Афон c его многовековым наследием в течение многих столетий играл исключительно важную роль в развитии отечественной духовности и культуры как в эпоху Киевской Руси, так и в период национально-освободительной борьбы украинского народа в XVII в., и в более поздние времена, влияя при этом на самобытность национальных религиозных традиций в Украине. Особенно важным было основание и становление под влиянием Афона Киево-Печерского монастыря, который стал своего рода «рассадником» и центром монашества, духовности, книжности, культуры и просветительства в Киевской Руси. Первое известное письменное упоминание о киеворусском монашестве на Афоне относится к 1016 г. Под этой датой в одном из святогорских документов, которые хранятся в библиотеке Великой Лавры на Афоне, зафиксированы подписи игуменов всех монастырей Святой Горы. Среди них такая надпись: «Герасим монах, милостию Божией пресвитер и игумен обители Роса, свидетельствуя, собственноручно подписал» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

595 ...и взя с собою единого от совтник своих – старца Герасима, пореклу Черного... – Герасим Черный – монах Пафнутьево-Боровского монастыря, один из ближайших сподвижников Иосифа Волоцкого . Он поддержал Иосифа, хотевшего ввести в Боровском монастыре строгий общежительный устав, сопровождал его в путешествии по русским монастырям (1478–1479), вместе с Иосифом участвовал в основании волоколамского Успенского монастыря. По свидетельству Жития Иосифа Волоцкого в редакции Льва Филолога, Герасим Черный какое-то время «вн обители отшельническыи живяше» и «толико постящася, яко и внутренняя исхожаше ему и повредити зло утробу». Герасим Черный был профессиональным книгописцем; современники говорили о его рукописях как книгах «мастерского письма», как о «богатстве» монастырском. По определению Евфимия Туркова, Герасим Черный, подобно Иосифу Волоцкому , Кассиану Босому и Ионе Голове, является «начальником» и «учителем» русского монашества. 596 ...прииде на Бло езро во обитель святого великаго чюдотворца Кирила... – Монастырь был основан Кириллом Белозерским в 1397 г. на берегу Сиверского озера. В конце XV–XVI в. был одним из центров религиозно-политического течения «нестяжателей». По данным Жития Иосифа Волоцкого редакции Саввы Крутицкого, в конце 70-х гг. XV в. только в нем сохранялся строгий общежительный устав: монастырь был «не словомъ общий, но длы». В Житии Иосифа Волоцкого редакции Льва Филолога сообщается, что игумен, скрывая свой высокий сан, жил в Кирилло-Белозерском монастыре больше года, работая в «хлбн», но после разоблачения был вынужден уйти из монастыря, избегая славы. Странствуя по другим русским монастырям, Иосиф убедился, что «единъ же Кириловъ монастырь общества уставы съблюдати неврежены». Традиции монашеского общежития в Кирилло-Белозерском монастыре, восходящие к греческому Студийскому уставу, принятому в Киево-Печерской лавре, были развиты Иосифом Волоцким в краткой редакции Устава, действовавшего в основанном им монастыре в конце XV в. Этот Устав предполагал личное «нестяжание» монахов, строгую дисциплину, обязательность «рукоделия».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще одним центром украинской духовности на Афоне был основанный запорожскими казаками в 1747 г. скит Рождества Богородицы «Черный Выр» (известный также как «Мавровыр»), существовавший в XVIII–XIX вв. при Афонском Зографском монастыре. Эта, совершенно забытая ныне в Украине казачья обитель в пределах единственной в мире автономной монашеской республики являлась долгое время важным связующим звеном между центром православного аскетизма и исихазма на Афоне и Запорожской Сечью. Основа нный бывшим запорожским казаком и афонским старцем иеросхимонахом Григорием (Голубенко), скит «Черный Выр» был прибежищем для склонных к благочестию и молитвенному сосредоточению запорожцев. Связь с обителью, в качестве ктитора, поддерживал последний кошевой атаман св. прав. Петр Калнышевский, а многие запорожцы с любовью именовали свой святогорский скит «Духовным Запорожьем» 22 . К сожалению, до сих пор не было ни одного исследования об этой украинской казачьей афонской святыне. Обнаруженные в украинских архивах документальные свидетельства о ней – это, по сути, новая страница в истории Святой Горы и ее взаимоотношений с Украиной и славянским миром. Предпринятые поиски в украинских архивах и обнаруженные там материалы, до сих пор еще не публиковавшиеся, позволили заново открыть этот малоизвестный центр украинской духовности на далеком Афоне. В данной работе остались вне поля зрения документы архива Зографского монастыря на Афоне, которые могли бы существенно дополнить имеющиеся сведения о «Черном Выре». На данный момент Международным институтом афонского наследия в Украине ведутся переговоры с Зографской обителью об изучении и обнародовании материалов, хранящихся в монастырском архиве. Оставаясь в полном забвении и запустении, «Духовное Запорожье» как бы символизирует внутреннее состояние нашего общества, забывшего и отвергнувшего в ХХ в. собственные духовные истоки. Вместе с тем Афонский казачий скит «Черный Выр» остается важной составляющей истории, духовной культуры, традиции и наследия запорожского казачества, бесценным памятником, оставленным нам на Афоне нашими предками и имеющим огромную духовно-культурную и научно-историческую ценность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Позвольте, Милостивый Государь и Архипастырь, при настоящем случае поднесть мне маленький труд, который еще не был особо издан. – Таблицу древних русских княжеств нашего западного края. Думаю теперь ее пополнить галицкою и венгерскою Русью. Мне будет дорог Ваш просвещенный взгляд и на мою лепту для пользы общей. Убедительно испрашивая Ваших святых молитв и благословения, с отличным высокопочтением и искреннею преданностию имею честь быть Вашего Высокопреосвященства Милостивого Государя и Архипастыря всепокорнейший слуга К. Сербинович С.-Петербург. 2 августа 1867 г. XLVI. Письмо епископа тульского Алексия Еп. Алексий, в мире Руфин Иван. Ржаницын, сын протоиерея вологодск. ей., обучался сначала в вологодск. семин., затем в московск, академии; 1837 г. нояб. 12 – пострижен, 13 нояб. – иеродиак.; 1838 г. июня 29 – иером., 22 авг. – инспект. московск. семин.. 1 декаб. – магистр; 1843 г. февр. 8 – рект. москов. семин. и настоят. Заиконоспасск. м., 14 февр. – архим.; 14 марта 1847 г. – рект. москов. акад.; 25 авг. 1853 г. – еп. дмитровский, хиротон. 20 сент.; 20 июля 1857 г. – еп. тульский; 29 авг. 1860 г. – еп. таврический; 28 нояб. 1867 г. – архиеп. рязанский; 9 сент. 1876 г. – архиеп. тверский. Сконч. 9 июня 1877 г. CCLXXXII Высокопреосвященнейший Владыко, Благодетельнейший Отец мой и Архипастырь. И еще о мне поскорбите и пожалейте: от графа Александра Петровича 31 вчера получил я письмо, которое привело мне на память совет благоразумия: не всякому слуху верь, – и отеческое наставление Вашей мудрости: да творит дело по возможному разумению и по совести, и положит его к стопам Господа. Впрочем, из письма видно, что и Александр Петрович добр, как христианин. Жаль только, что он рассуждает о награде, (которой, без сомнения, мне заслужить некогда), а не о поддержке, которая по обстоятельствам нужна. Видно Господь научает меня терпению и смирению. Спокойно и со благодарением Господу внимаю, и всю надежду в дальнейшем действовании среди несмирной паствы, на Него возлагаю. Не могу ли научиться побеждать терпением, и равнодушно бороться с затруднениями? Одного боюсь: скоро киевский владыка 32 будет заседать в Св. Синоде 33 , Вашему Высокопреосвященству опять дает Господь труд, приучать к делам нового викария 34 . И двенадцатый 35 да будет не последний, хотя и прочный более предшественника 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010