В XVII в. Волоколамский монастырь перестает играть прежнюю роль при замещении архиерейских кафедр. Известен лишь один случай, когда настоятель монастыря, Александр (1682–1688), избран был архиепископом Великого Устюга (1688–1699) . Монахи Иосифова монастыря, такие как митрополит Даниил, епископы Вассиан (Санин), Вассиан (Топорков) и Савва (Черный), а также митрополит Макарий, вышедший из иосифлянского по духу Пафнутьева монастыря, распространяли и утверждали своими действиями и своими сочинениями воззрения своей школы. Взгляды, преобладавшие на Стоглавом Соборе,— это взгляды, которые высказывали представители этого направления . Дух монастыря сохранился впоследствии в деятельности целого ряда иерархов. Точно так же строго аскетическое общежитие Троице-Сергиева монастыря времен прп. Сергия воспитало целый сонм основателей новых монастырей, которые в своих обителях вводили тот же строй монастырской жизни, которым жил монастырь прп. Сергия. Аскетическая школа нестяжателей немыслима без тех настроений и воззрений, которые царили в заволжских пустынях во 2-й половине XV в. Как только исчезал этот дух,— неважно, благотворный или вредный для развития монашества,— уже не появлялось выдающихся личностей, которые бы оказывали значительное влияние на церковную жизнь. Из Соловецкого монастыря в XVII в. вышло несколько епископов, но им нельзя приписать особенно заметного воздействия на церковную жизнь. Впрочем, свт. Филипп, митрополит Московский (1566–1568), тесно связанный с Соловецким монастырем, своими деяниями и мученической кончиной доказал, что в монашеской среде не совсем угасло чувство религиозной ответственности . 13 настоятелей Троице-Сергиева монастыря стали епископами в XVI–XVII вв. , но лишь двое из них сыграли важную роль в жизни Церкви. Это Новгородский митрополит Иов (1697–1716), труды которого по основанию новых школ и по подготовке белого духовенства заслуживают высокой оценки, и патриарх Иоасаф II (1667–1672), который в течение 11 лет (1656–1667) настоятельствовал в этом монастыре; престарелый патриарх не был, впрочем, особенно деятельной фигурой.

http://sedmitza.ru/lib/text/436588/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобные Андроник и Савва Московские (+ 1395 и 1410) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 13 июня в день преставления прп. Андроника и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых В 1356 г. митрополит Московский Алексий был чудесно спасен от потопления на Черном море во время обратного плавания из Константинополя. Тогда же он дал обет в благодарность Богу основать монастырь. Создателем и настоятелем этого монастыря был избран инок монастыря прп. Сергия Радонежского — Андроник. Прп. Андроник происходил из боярской семьи города Ростова. В обитель прп. Сергияон вступил в ранней молодости и особенно отличался послушанием, за которое его любил его великий наставник. Место для новой обители было избрано на живописном берегу реки Яузы, притока реки Москвы. Посвящена она была Нерукотворенному Образу Спасителя. Эта святая икона сопровождала святителя Алексия во время его опасного плавания, и он пожертвовал ее юной обители. Прп. Сергий дал ученику своему заповедь никогда не оставаться праздным, и прп. Андроник свято соблюдал ее. Монастырский пруд выкопан был его руками. Монастырь процветал под его управлением. Братию он привлекал к себе своей добротой и кротостью. Современник пишет о нем, что он блистал добродетелями своими. Он предсказал день своей кончины (14 июня 1395). Последние дни своей жизни прп. Андроник провел в затворе. Его преемник, прп. Савва, был неустанным сподвижником его в ночных молитвах и дневных трудах. Он не скрывал от своего наставника ни одной мысли, ни движения сердечного и тем стяжал полное бесстрастие и мир душевный. Погребли их в одной могиле, и до нашего времени они почивали в одной раке. Много епископов и настоятелей вышли из Спасо-Андроникова монастыря: так, святитель Варсонофий Тверской, один из просветителей Казани, полагал там начало (память его 4 окт.). Там же подвизались знаменитые русские иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Инок Андрей Рублев полагал начало в монастыре прп. Сергия во время игуменства прп. Никона (память его 17 нояб.), его преемника. В память прп. Сергия и по благословению прп. Никона он и написал свою знаменитую «Святую Троицу». Он расписал Свято-Троицкий собор и собор Спасо-Андроникова монастыря. Творения Андрея Рублева и его сподвижника и духовного друга Даниила Черного всегда высоко ценились на Руси, и Московский Собор 1551 г. постановил им быть образцом для всех русских иконописцев. Они были ревностными подвижниками, созерцателями и делателями внутренной молитвы. Память их чтится в Москве местно. Инок Андрей умер первым. Он явился по смерти своему другу и сподвижнику Даниилу и звал его к себе в рай.

http://sedmitza.ru/lib/text/437336/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иосиф Волоцкий, Волоколамский, прп. - житие Преподобный Иосиф Волоцкий, Волоколамский чудотворец (память 9 сентября и 18 октября по старому стилю) Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился в семье вотчинника, владельца села Язвище Волоколамского княжества. Точная дата рождения преподобного не установлена, но большинство источников указывает 1439/1440 годы. Прадед Иосифа — Саня (основатель фамилии) был родом из Литвы. О родителях преподобного Иосифа Иоанне и Марии известий почти не сохранилось, за исключением сведений о том, что они умерли в монашестве. Кроме преподобного Иосифа у них было еще три сына: Вассиан, Акакий и Елеазар. Вассиан и Акакий приняли монашеский постриг. Впоследствии Вассиан стал архиепископом Ростовским. В возрасте семи лет отрок Иоанн был отдан в обучение старцу Волоколамского Крестовоздвиженского монастыря Арсению. За два года он изучил Священное Писание и стал чтецом в монастырской церкви. В двадцать лет Иоанн посетил Тверской Саввин монастырь, где познакомился с духовным наставником Варсонофием, и «мудре последуя совету и благословению прозорливаго и святаго старца Варсонофия, пришел еси в обитель преподобнаго Пафнутия и того умолил еси прияти тя в послушание» (Кондак 4). В Боровском монастыре преподобный Пафнутий постриг юношу в иночество с именем Иосиф. Восемнадцать лет провел преподобный Иосиф под руководством святого подвижника. По преставлении своего учителя он был назначен игуменом Боровского монастыря, которым управлял около двух лет. В этой обители он ввел общежительный устав, что вызвало недовольство некоторых иноков. Преподобный Иосиф вынужден был покинуть обитель и отправился в паломничество по Русским святыням. Так он оказался в Кирилло-Белозерском монастыре. Здесь он еще более укрепился в желании создать новое монашеское общежитие. Из Кирилло-Белозерского монастыря он удалился в Волоколамские пределы, где в 1479 году при слиянии рек Струги и Сестры в лесу основал обитель Успения Пресвятой Богородицы. В своем монастыре преподобный Иосиф ввел самое строгое общежитие и составил для него собственный устав, значительная часть которого взята из Устава преп. Нила Сорского. Преподобный Иосиф воспитал целую школу иноков-подвижников. Многие постриженики Иосифо-Волоколамского монастыря были архипастырями и занимали важнейшие кафедры Русской Церкви: митрополиты Московские и всея Руси Даниил (U 1539) и святой Макарий (U 1563), архиепископ Вассиан Ростовский (U 1515), епископы Симеон Суздальский (U 1515), Досифей Крутицкий (U 1544), Савва Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский, святители Казанские Гурий (U 1563) и Герман (U 1567), святитель Варсонофий, епископ Тверской (U 1576).

http://pravicon.com/info-2540

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН II ИОАННОВИЧ Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 2-я пол. XVII в. Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 2-я пол. XVII в. Красный (30.03.1326, Москва - 13.11. 1359, там же), вел. кн. Владимирский (1354-1359), кн. московский (1353-1359). Из династии Рюриковичей , 3-й сын вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты и его 1-й супруги вел. кнг. Елены, младший брат вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого. Род. в день памяти прп. Иоанна Лествичника . В 1339 г. вместе с отцом и со старшим братом кн. Симеоном И. И. ездил в Орду, осенью был вновь отправлен Иоанном Калитой к хану вместе с Симеоном и младшим братом Андреем. После смерти отца (31 марта 1340) И. И. стал 2-м по старшинству князем московского дома, т. к. 2-й сын Иоанна Калиты Даниил умер в младенчестве. По завещанию отца (1339) И. И. получил треть Москвы, Звенигород с 12 волостями к западу от Москвы и 10 сел. В правление вел. кн. Симеона Гордого (1340-1353) И. И. активно участвовал в политической жизни Руси. Весной 1340 г., после смерти отца, вместе с братьями и со многими рус. князьями он побывал в Орде, где его старший брат получил ярлык на Владимирское великое княжество . Зимой 1340/41 г. И. И. участвовал в совместном походе князей Сев.-Вост. Руси на Торжок, имевшем целью принудить новгородцев выплатить ордынскую дань («черный бор») и освободить захваченных ранее новгородцами великокняжеских наместников и сборщиков налогов. В 1344 и 1350 гг. вместе с вел. кн. Симеоном Гордым И. И. вновь побывал в Орде. В 1348 г. возник конфликт между Симеоном Гордым и его младшими братьями, противившимися намерениям вел. князя поставить Московское княжество под свой единоличный контроль. Одним из последствий конфликта стала опала с конфискацией владений влиятельного московского боярина Алексея Петровича Хвоста (Босоволкова), состоявшего в доверительных отношениях с И. И. В итоге князья пришли к соглашению. Старший брат пошел на уступки И. И., который получил ряд земельных владений, ранее принадлежавших Босоволкову. В ответ И. И. и кн. Андрей обещали поддерживать вел. князя и не принимать на службу опального боярина и членов его семьи.

http://pravenc.ru/text/469778.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ефрем Московский, прп. Описания иконы Ефрем Московский, прп. - житие В миру Ермола, происходил из старинного купеческого рода. Вероятно до 1425 года постригся в Троице-Сергиевом монастыре под именем Ефрем, «преобиде толикое богатство и таковый лик сынов, паче же благородием сущим и богатеем», но, не прижившись у Троицы, перешел в московский Андроников монастырь, где на собственные средства вместе с Андреем Рублевым выстроил в 1425-1427 гг. каменный Спасский собор. Позднее, после 1427 года, был настоятелем Спасо-Андроникова монастыря. Уже в XVI веке почитались в лике святых первые четыре настоятеля Спасо-Андроникова монастыря, преподобные Андроник, Савва, Александр и Ефрем, а также святые иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Все они своими мощами почивают на территории монастыря. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Иконописец Андрей Рублев и игумен Ефрем на строительстве нового Спасского собора. Ок. 1592 г. Российская государственная библиотека, Москва, Россия. Лицевое Житие преподобного Сергия [ф. 304, III, 21/М.8663 (Троицк. III-21)], л. 229 об. (л. 226 об. по изд. 1853 г.) Файл 17180.jpg:   Размер: 541x621, 0.34 MPix, 203 Kb. Дата: 2012-05-25, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (97) , (3) . Описание: Роспись иконописцем Андреем Рублевым Спасского собора Андроникова монастыря. Ок. 1592 г. Российская государственная библиотека, Москва, Россия Лицевое Житие преподобного Сергия [ф. 304, III, 21/М.8663 (Троицк. III-21)], л. 230 (л. 227 по изд. 1853 г.) Файл 17181.jpg:   Размер: 530x573, 0.3 MPix, 207 Kb. Дата: 2012-05-25, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 2 (90) , (2) . Описание: Преставление иконописца Андрея Рублева в Андрониковом монастыре.Ок. 1592 г. Российская государственная библиотека, Москва, Россия. Лицевое Житие преподобного Сергия [ф. 304, III, 21/М.8663 (Троицк. III-21)], л. 230 об. (л. 227 об. по изд. 1853 г.). Миниатюра представляет на фоне Спасского собора сцену оплакивания монастырской братией Андрея иконописца и игумена Ефрема, преставившегося вслед за ним, судя по локализации его смертного одра в правой части миниатюры. Файл 17182.jpg:   Размер: 541x673, 0.36 MPix, 239 Kb. Дата: 2012-05-25, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (89) , (1) .

http://pravicon.com/icon-3249

Его преемник, прп. Савва, был неустанным сподвижником его в ночных молитвах и дневных трудах. Он не скрывал от своего наставника ни одной мысли, ни движения сердечного и тем стяжал полное бесстрастие и мир душевный. Погребли их в одной могиле, и до нашего времени они почивали в одной раке. Много епископов и настоятелей вышли из Спасо-Андроникова монастыря: так, святитель Варсонофий Тверской, один из просветителей Казани, полагал там начало (память его 4 окт.). Там же подвизались знаменитые русские иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Инок Андрей Рублев полагал начало в монастыре прп. Сергия во время игуменства прп. Никона (память его 17 нояб.), его преемника. В память прп. Сергия и по благословению прп. Никона он и написал свою знаменитую «Святую Троицу». Он расписал Свято-Троицкий собор и собор Спасо-Андроникова монастыря. Творения Андрея Рублева и его сподвижника и духовного друга Даниила Черного всегда высоко ценились на Руси, и Московский Собор 1551 г. постановил им быть образцом для всех русских иконописцев. Они были ревностными подвижниками, созерцателями и делателями внутренной молитвы. Память их чтится в Москве местно. Инок Андрей умер первым. Он явился по смерти своему другу и сподвижнику Даниилу и звал его к себе в рай. Преподобные Феофил и Иаков Омучские (+ 1412) Память их празднуется 21 окт. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Соборам Новгородских святых Прпп. Феофил и Иаков положили начало иноческому житию в Коневецкой (Коневской) пустыни, где они были сподвижниками прп. Арсения (память его 12 июня), основателя ее.  В 1395 г. они основали  на реке Омучи в Псковской области Феофилову Успенскую пустынь. Основателем ее был прп. Феофил, а устроителем — прп. Иаков.  Скончались они оба в 1412 г.  Святые мощи их покоятся под спудом в церкви их бывшего монастыря, в последнее время бывшей приходской. •  Обитель была основана на р. Омучи в Новгородской епархии, место это в 65 верстах от г. Порхова (Псковская обл.). Ныне принадлежит Псковской епархии. Преподобный Сергий Нуромский (+ 1412)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Серапионовская палатка Серапионовская палатка или «палатка трех мощей», построенная в 1783 г. митрополитом Платоном (Левшиным) , находится у южной стены Троицкого собора на предполагаемом месте кельи прп. Сергия, где ему было явление Божией Матери. В Серапионовской палатке хранятся мощи свт. Серапиона, архиепископа Новгородского († 1516), архимандрита Лавры прп. Дионисия (Зобниковского) († 1633), здесь же погребен митрополит Московский Иоасаф (Скрипицын) († 1555). В 1829 г. крыша на палатке была переделана в одну линию с папертью Троицкого собора и восточная стена ее заменена каменной. В 1853 г. иконостас палатки позолотили, а 1879 г. устроили новый, украшенный серебряными ризами. В палатке в особых ковчегах хранились десница первомученика архидиакона Стефана и камень от Гроба Господня, привезенный А.Н. Муравьевым из Иерусалима в 1850 г. Троицкий собор Собор во имя Святой Живоначальной Троицы, построенный прп. Никоном в 1422–1423 гг. – первая каменная постройка на территории монастыря, являющаяся одним из немногих сохранившихся образцов раннемосковского белокаменного зодчества. В соборе почивают мощи прп. Сергия Радонежского. Первоначально на этом месте находилась малая деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы, построенная прп. Сергием. Роспись Троицкого собора осуществляли монахи Московского Андроникова монастыря Андрей Рублев и Даниил Черный с ближайшими учениками, их кисти принадлежат 43 иконы средних рядов пятиярусного иконостаса. В местном ряду справа от царских врат находилась величайшая православная святыня – икона Пресвятой Троицы кисти прп. Андрея Рублева, ныне хранящаяся в храме свт. Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Благоукрашение собора как внутри, так и снаружи продолжалось и в XIX в. В южном отделении алтаря (диаконнике) ранее находился придел в честь Похвалы Пресвятой Богородицы (впервые упоминается в 1559 г.). Гефсиманский скит Гефсиманский скит при Свято-Троицкой Сергиевой лавре, устроенный в 1843–1844 гг. митрополитом Московским Филаретом в 2 км от Лавры в местности, называемой Корбухой, состоял из трех отделений: собственно скита, Черниговских пещер (или иначе Черниговского скита) и Боголюбской киновии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

С наступлением монгольского ига культурная жизнь на Руси замирает до середины XIV в. Но в монастырях Константинополя и на Афоне в это время появляются русские монашеские колонии, которые, контактируя с южнославянскими монахами, переводили святоотеческих книги, делали с них списки, и отправляли их в родное отечество на Русь. Духовное возрождение Византии в XIV в. не обошло стороной и Русь, – на волнах этого возрождения достигало берегов нашего отечества и исихастское движение. В это время Московская Русь не была изолирована от внешнего мира – на русскую письменность и искусство влияла культура славянских народов (болгарского и сербского), русские тесно общались с греками, многие митрополиты той эпохи разделяли паламитские взгляды на исихазм. Протопресвитер Иоанн Мейендорф подчеркивает, что «самый знаменитый из них – Киприан, митрополит Киевский (1376–1406), воспринявший традицию исихазма у учеников преп. Григория Синаита в Болгарии» 25 . Митрополит Киприан критиковал традиции Русской Церкви и монастырей владеть огромными имениями и пользоваться особыми привилегиями, напоминая, что монахи должны отказываться от мира и мирской собственности. Учение митрополита Киприана привлекло русских подвижников, знакомых с исихазмом. Протопресвитер Иоанн Мейендорф отмечает этот факт: «ибо в середине XIV столетия преподобный Сергий, великий основатель русского монашества, и многие его ученики предавались Иисусовой молитве. Богатая библиотека основанной Сергием Лавры Святой Троицы включала переводы Григория Синаита , сделанные в XIV в. Кроме того, многие монахи совершали паломничества на Афон и там учились безмолвничеству из самого его источника» 26 . Исихазм на Руси проявлялся, в том числе, и в иконописи, особенно таких великих мастеров как: Феофан Грек, Даниил Черный, Андрей Рублев, Дионисий. О духовности прп. Андрея Рублева и его учителя Даниила Черного писал прп. Иосиф Волоцкий : «Чудные они и пресловущие иконописцы, Даниил и ученик его Ондрей, всегда ум и мысль возносили к невещественному и Божественному свету» 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

На протяжении XIV–XX веков сложился Патерик Троице-Сергиевой лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена: Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец, 25 сентября 1392 г., обретение мощей 5 июля 1422 г. (если дата памяти совпадает с днем преставления и днем мощей, то отдельно она не указывается). Сродники преподобного Сергия: преподобные схимонахи Кирилл и Мария, родители прп. Сергия († до 1337; память 28 сентября/11 октября и 18/31 января); преподобный Стефан, брат преподобного Сергия, (XIV–XV вв.; память 14/27 июля); святитель Феодор, архиепископ Ростовский, племянник прп. Сергия († 28 ноября 1394 г.). Ученики преподобного Сергия: преподобный Митрофан-игумен, старец († до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий († до 1392; память 1/14 января); преподобный Иаков посольник (XIV b.; память 23 октября/ 5 ноября); преподобный Онисим вратарь (XIV b.; память 15/28 февраля); преподобный Елисей диакон (XIV b.; память 14/27 июня); преподобный Симон архимандрит († до 1392; память 10/23 мая); преподобный Исаакий Молчальник († зима 1388; память 30 мая/12 июня); преподобный Макарий († после 1392; память 19 января/1 февраля); преподобный Илия келарь († 29 мая 1384 г.); преподобный Симон экклесиарх († после 1392; память 10/23 мая); преподобный Михей († 6 мая 1385 г.); преподобный Нектарий, вестник (XIV b.; память 29 ноября/12 декабря); преподобный воин схимонах Александр Пересвет († 8 сентября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (XIV b.; память 7/20 сентября); преподобный Варфоломей (XIV b.; память 11/24 июня); преподобный Наум (XIV b.; память 1/14 декабря); преподобный Иоанникий (XIV b.; память 4/17 ноября); преподобный Игнатий († после 1392; память 20 декабря/2 января); преподобный Епифаний Премудрый († ок. 1418–1422; память 12/25 мая); преподобный Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 17 ноября 1426 г.); преподобный Авраамий Галичский, Чухломский († 20 июля 1375 г.); преподобный Сильвестр Обнорский († 25 апреля 1379 г.); преподобный Сергий Обнорский, Нуромский († 7 октября 1412); преподобный Павел Обнорский, Комельский († 10 января 1429 г.); преподобный Андроник Московский († 13 июня ок. 1395–1404 гг.); преподобный Савва Московский († ок. 1410–1420; память 13/26 июня); преподобный Александр Московский († после 1427; память 13/26 июня); преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 13/26 июня); преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 4/17 июля и 13/26 июня); преподобный Роман Киржачский († 29 июля 1392 г.); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший († после 1401; память 12/25 сентября); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший († 12 сентября 1395 г.); преподобный Леонтий Стромынский († ок. 1380; память 20 июля/

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Из этого свидетельства очевидно, что преподобные Андроник († ок. 1395–1404 гг.) и его ученики игумены Савва († ок. 1410 г.) и Александр († после 1427 г.), последовательно настоятельствовавшие в обители, и иконописцы Даниил Черный и Андрей Рублев († до 17 ноября 1426 г.) равно почитались как святые Спасо-Андроникова монастыря. Преподобным Даниилу Черному и Андрею Рублеву принадлежат росписи важнейших храмов Русской Православной Церкви: Московского Благовещенского собора в Кремле (1405 г.), Успенского собора на Городке в Звенигороде (начало XV b.), Успенского собора во Владимире (1408 г.), Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре (1422–1426 гг.) и Спасского собора Андроникова монастыря. Последние же труды их посвящены были, по просьбе прп. Никона, памяти прп. Сергия. «Преподобный, — говорит летопись, — поспешно собирает живописцев, мужей отличных, совершенных в добродетели, Даниила, спостника его Андрея и их помощников; поспешно совершает он дело, потому что провидел духом скорое преставление тех живописцев, как это и было по окончании дела. При помощи Божией они усердно принялись за дело, весьма украсили разными чудными изображениями, изумляя поныне всех этим конечным трудом своим. Преподобные, оставив память о себе, спустя немного времени в доброй старости прияли благий конец». До недавнего времени считалось, что Спасский собор был построен при игумене преподобном Александре, между 1410–1427 годами. Некоторые исследователи относят время построения собора к 90-м годам XIV века (Спасо-Андроников монастырь. М., 1872. С. 12). Источники расходятся в том, какой из соборов, Троицкий или Спасский, был «конечным рукоделием» преподобных Даниила и Андрея. Однако древнее свидетельство о кончине и погребении преподобных иконописцев в родном для них Андрониковом монастыре было подтверждено недавней находкой. В одном из рукописных сборников начала XIX века некий Иона, именующий себя «керженским постриженником», приведя известные ему сведения о преподобных Данииле и Андрее, писал: «Святость обоих их свидетельствует и древле письменныя месяцесловы. Святыя же их мощи погребены и почивают в том Андроникове монастыре под старою колокольнею…»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010