«Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того» ( Дан. 6:10 ). Даниил не прекратил молиться. У нас сейчас, если бы такой указ был подписан, множество народа с удовольствием перестало бы молиться. Можно было бы официально сослаться, что вот заставляют же не молиться, теперь можно не молиться на законных основаниях. Часто для людей молитва воспринимается как какое-то тяжелое наказание: «Ах, опять молиться, опять на службу идти – как это тяжело, как не хочется». Но не так это было для Даниила. Для Даниила молитва была радостью, для Даниила молитва была источником веселия. Для пророка Даниила молитва была жизнью его духа, если угодно, жизнью жизни. Даниил и раньше три раза в день молился, поэтому и у нас отсюда возникло богослужение часов. Даниил преклонял колени и кланялся в сторону Иерусалима, потому что он помнил слова царя Соломона, который просил, чтобы всякий молящийся в сторону Храма был услышан, даже если он будет в плену. И вот Даниил молился в сторону разрушенного Храма. Кроме того, что он молился, он еще и славословил Бога. Он не только просил Бога о помощи, но еще и хвалил Его за все: за его чудеса, милосердие, силу, правосудие, за все его прекрасные свойства, за все его могущество, которое наполняет всю землю. Очень интересно толкует это место св. Ипполит Римский , он отвечает на вопрос, почему Даниил не стал молиться ночью? Но это тогда было бы лицемерие! Пророк Даниил под угрозой смерти продолжал молиться вслух. «Тогда эти люди подсмотрели и нашли Даниила молящегося и просящего милости пред Богом своим, потом пришли и сказали царю о царском повелении: не ты ли подписал указ, чтобы всякого человека, который в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, бросать в львиный ров? Царь отвечал и сказал: это слово твердо, как закон Мидян и Персов, не допускающий изменения. Тогда отвечали они и сказали царю, что Даниил, который из пленных сынов Иудеи, не обращает внимания ни на тебя, царь, ни на указ, тобою подписанный, но три раза в день молится своими молитвами. Царь, услышав это, сильно опечалился и положил в сердце своем спасти Даниила, и даже до захождения солнца усиленно старался избавить его. Но те люди приступили к царю и сказали ему: знай, царь, что по закону Мидян и Персов никакое определение или постановление, утвержденное царем, не может быть изменено» ( Дан. 6:11–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Савва III вскоре после того умер. На его место, однако, по неизвестным причинам избран был не Даниил, а его ученик хиландарский игумен Никодим, Даниил же получил епархию Холмскую8. 20 октября 1320 г. скончался благочестивый сербский краль Стефан Урош II Милутин, правивший Сербией тридцать лет, расширивший ее пределы и доставивший ей большую славу. Даниил был извещен о болезни краля и присутствовал при его кончине и погребении, которое совершалось в задушбине Милутина, в Баньском монастыре св. Стефана, где Даниил ранее был епископом. На Сербский престол вступил сын Милутина, святой Стефан Урош III Дечанский9. Сейчас же после своей коронации, он вызвал и приблизил к себе епископа Даниила, которого с юных лет привык любить и ценить как мудрого советника в течение многих лет при его отце, а особенно как своего помощника и защитника в тяжелых несчастиях. Заступничеству и ходатайству Даниила Стефан Дечанский был обязан своим освобождением из заточения в Царьграде и окончательным примирением с отцом. Даниил, таким образом, стал теперь постоянным учителем, советником и помощником сербского краля. В начале правления Стефана Дечанского встретились затруднения, как внутри страны, так и извне. Нужно было новому кралю защищаться против врагов внутренних, его соперников, поднявших восстание, именно против двоюродного брата Владислава, сына краля Драгутина, и против брата родного по отцу Константина. Нужно было также охранять себя и Сербию и от врагов внешних. Болгарский царь Михаил удалил от себя жену свою Неду, сестру Стефана Дечанского, и искал сближения и союза с греками против сербов. Стефану Дечанскому приходилось и оружием защищаться и прибегать к мирным соглашениям и переговорам. Для таких переговоров не было тогда человека более способного, как епископ Даниил, обладавший разнообразным житейским опытом и необыкновенным красноречием, особенно же уменьем говорить перед царями. И вот, по просьбе и поручению краля Стефана Дечанского, Даниил выполняет с полным успехом посольство к болгарскому царю Михаилу и цареградскому царю Андронику Младшему.

http://pravicon.com/info-2146

Даниил, митрополит Московский и всея Руси (Рязанец) Первое известие о нем относится к 1515 году, когда он братией Иосифо-Волоколамского монастыря был избран игуменом. Основанием для избрания послужило то, что Даниил представлял из себя образец деятельного инока, наделенного большими умственными и дипломатическими способностями, всесторонней начитанностью и образованием. Вступив на пост игумена, он свято хранил заветы преподобного Иосифа, строго поддерживал устав, данный монастырю его основателем. При преподобном Иосифе в Волоколамском монастыре была составлена значительная богословская библиотека. Игумен Даниил продолжил труд приобретения книг и умножения их посредством переписки. Он проявил себя в монастыре деятельным администратором и опытным хозяином. В этот же период он начал заниматься и литературной деятельностью. Кроме названных положительных качеств, игумен Даниил отличался значительным честолюбием и умением входить в доверие к нужным ему людям. Волоколамский монастырь часто посещал великий князь Василий. Этими посещениями и воспользовался игумен Даниил для своего возвышения. Он сумел внешним поведением понравиться великому князю, который своей волей, без Собора епископов, 27 февраля 1522 года возвел игумена Даниила на Московскую митрополию. В сане митрополита Даниил проявил излишнюю, доходящую до предосудительности угодливость великому князю. В 1523 году он вместе с великим князем писал грамоту Северскому князю Василию Ивановичу Шемячичу, приглашая его в Москву и гарантируя ему полную безопасность. Однако, как только Шемячич приехал, он был схвачен и заключен под стражу. При этом митрополит Даниил, несмотря на свое обещание, не только не вступился за него, но и еще открыто одобрил поведение великого князя. Этим он сильно уронил свой нравственный авторитет в глазах русских людей. В таком же дурном свете он зарекомендовал себя в 1525 году, когда вопреки евангельскому учению и всем церковным правилам он допустил развод великого князя и сам же затем вторично венчал его.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Святой пророк Даниил и три святых отрока Анания, Азария и Мисаил. За 600 лет до Рождества Христова Иерусалим был завоеван царем Вавилонским; храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен. Среди пленников находились знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости и воспитать в роскоши при своем дворе. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни; питались они только овощами и водой. Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу – дар прозорливости и истолкования снов. Святой пророк Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов и был приближен к царю Навуходоносору. Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона. Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение – огромную статую, которой надлежало воздавать Божеские почести. За отказ сделать это три отрока – Анания, Азария и Мисаил – были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опаляя стоявших рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая его ( Дан.3:26–90 ). Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному. При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись («мене, текел, упарсин»), появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства. При персидском царе Дарии святой Даниил по наветам своих врагов был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, «потому что Он есть Бог Живый и Присносущный, и царство его несокрушимо, и Владычество его бесконечно». Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевавшем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих – тяжкий плен Вавилонский и разорение Иерусалима: «Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие» ( Дан.9:18 ). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сам Даниил, чувствуя себя состарившимся и ослабевшим, хотел сложить с себя бремя управления обителью и передать его кому-нибудь другому. По своей близости к великому князю Даниил отправляется в Москву и сообщает о своем желании государю и митрополиту Иоасафу, прибегая таким образом для решения этого вопроса к центральной власти. Правда, сам Даниил имел в виду другое лицо, своего инока Кирилла, так что Иларион был поставлен помимо его воли и выбора; житие об этом обстоятельстве говорит довольно глухо: Даниил и иноки выбрали Кирилла, „но тогда иже о кириле умолчаша последи же паки бысть кирилъ архимандритъ тоя обители и поиде данилъ въ ... москву возвестити о сихъ царю ... и ... митрополиту иоасафу и бывшимъ у святыя троицы въ сергиеве монастыре и по совету троицкаго игумена nopupiя избраша илариона». В дальнейшем житие обрисовывает то недовольство, то почти враждебное чувство, которое выступает у Даниила по отношению к Илариону; между тем, хотя Иларион был поставлен помимо воли преподобного, однакоже, во-первых, мы могли бы ожидать, что Даниил, который так глубоко чтил центральную власть, и который обратился и на сей раз к ней же, вверяя ей судьбу своей обители, подчинится ей и ее выбору; во-вторых, новый настоятель не был лицом, чуждым Даниилу и его обители: он был его постриженником, на что и указывает житие, и что принималось, по-видимому, в соображение лицами, избравшими Илариона; в-третьих, мы могли бы ожидать, что человек, умевший прощать личные обиды, не будет вымещать на своем преемнике обиду, в которой последний к тому же не был и виновен, будучи призван к настоятельству высшей властью; сам же, наконец, Иларион, по-видимому, и не делал ничего обидного для Даниила; по крайней мере биограф не указывает ничего подобного; между тем указывается недоверие и нерасположение к нему со стороны Даниила. В житии указываются следующие случаи недовольства: перед смертью Даниил чувствует себя настолько изнемогшим, что не может сам дойти из церкви до своей кельи; Иларион вместе с иноком Ионой помогают ему идти; при этом Даниил хочет оказать внимание именно иноку Ионе, а не архимандриту Илариону: сняв с себя клобук, Даниил надевает его Ионе на голову и дарит ему на память о себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Послушник старца отец Антонии страдал человекоугодием и перед гостями пытался показать себя добрым послушником. Смиряя его, отец Даниил звал его как маленького: «Антон! Эи, Антоне! " Когда отец Даниил впервые увидел летящии само­лет, он с удивлением воскликнул: «Что это такое? Мир погибнет!» Почувствовав, что дни его на исходе и конец его при­ ближается, отец Даниил надел рясу и начал ходить по двору своеи келии. Он поглядел на небо, потом обвел взором все вокруг и, вздохнув, сказал: «О, суета сует, всяческая суета».   В тот же самыи день, совершив Боже­ственную Литургию, он преставился ко Господу. Ста­рец Даниил отошел в вечную жизнь мирно, без болез­неи, исполненныи днеи, обогащенныи добродетелью и божественнои благодатью. Это произошло в 1929 году на   Святой Горе Афон . Благословение его и молитвы да будут с нами. Аминь. Комментарии Всего комментариев: 20 2015/03/24, 05:07:58 Отче Данииле! Моли Бога о сыне моем болящем р.б. Данииле и о мне грешней р.б. Инне! Наставь нас на путь истинный! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! Аминь. р.б. Инна 2015/03/15, 07:33:39 +++ отче Даниил. отче Петр.прошу ваших молитв о р.б. Александре. низкий поклон. 2015/01/21, 03:23:37 Старец Даниил, моли Бога о Александре! Леонид 2015/01/14, 10:33:04 Отче Данииле, моли бога о нас! р.б.Наталья 2015/01/14, 00:15:03 Отче Данииле моли Бога о нас и о мне грешном Викторе. Виктор 2015/01/13, 08:54:22 Отче Данииле, моли Бога, Пресвятую Богородицу и все Небесные Силы о р.б. Валентине. По Твоей Святой Молитве да укрепит ее Господь в Вере, дарует ей надежду, и исцелит ее от страшной болезни. р.б. Анна 2015/01/12, 20:31:22 Доброго Рая вам, отче Данииле! Молите Бога о нас, грешных, и по вашим святым молитвам да помилует нас Отец наш Небесный! р.Б. Ирина 2015/01/12, 08:35:23 Отче Данииле, моли Бога обо мне никудышней! Да избавит меня от греховных уз. Аминь. 2015/01/11, 17:52:43 Отче Даниил! Прошу сердечно о молитвенной помощи перед Господом Спасителем Царице Небесной,перед всеми Небесными Силами за болящий прот.Георгия,р.б.Ларисе, р.б.Емилию,помоги мне найти хорошую работу и чтобы у меня были силы работать и осуществления моих мечты помочь святой церкви, людям ,встречать спутника жизни, купить дом и благадорить Бога за все.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=45&iid=2...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление «Пастырь Добрый полагает жизнь свою…» 114 Рождение, крещение, детство, школа Священник о. Даниил (Даниил Алексеевич Сысоев) родился в Москве 12 января 1974 года в семье учителей — художников. Его родители, Алексей Николаевич Сысоев и Анна Мидхатовна Амирова, крестились уже после рождения Даниила, а для Даниила время крещения было отодвинуто и произошло только в 1977 году. Причиной такой отсрочки оказалась бабушка, заявившая, что не позволит крестить ребенка, и что в случае крещения втайне она его заберет через партийные органы. По тем временам это была серьезная угроза, и поэтому крещение ребенка было отложено на неопределенное время. Родители долгое время ходили в храм без Даниила. Через три года случилось так, что малыш сильно заболел. И одна верующая женщина, узнав, что Даниил не крещен, предупредила об ужасной участи для матери, которая не крестила своего ребенка, и страшной трагедии, которая ожидает некрещеного младенца, если он отойдет в мир иной. Эти слова оказались для матери Даниила решающими, и она решилась крестить ребенка. 31 октября 1977 года Даниил удостоился Таинства Святого Крещения в храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Священником, миропомазавшим ребенка, был о. Евгений. Даниил всегда хотел стать священником. Мама Даниила рассказывала о том, что он вместо игр очень любил проповедовать. Даниил с родителями были постоянными прихожанами храма Св. Николая Чудотворца, что в Кузнецкой слободе, ходили также в малый Собор Донского монастыря, храм Ризоположения на Шаболовке. Когда отец служил алтарником в храме Усекновения Главы Иоанна Предтечи в с. Афинеево Московской области, Даниил помогал ему в алтаре и пел на клиросе. Даниил очень любил слушать жития святых и рисовать. Впрочем, последнее неудивительно, поскольку родители его были художниками. Он рисовал прекрасные страны, где были горы, водопады, у подножия гор — деревни. В деревнях он рисовал много (пять и более) храмов, крестные ходы, в лесах — много зверей. В его картинах постоянно присутствовало небо, полное невероятным сверканием.

http://azbyka.ru/islam-pravoslavnyj-vzgl...

Табл.5. Табл.6. Рис. 10. В житии преп. Никона говорится: «Добродетельнии старцы и живописцы Даниил и Андрей предпомянутый присно духовно братство и любовь к себе велику стяжавше... и тако к Богу отъидоша во зрении друг с другом (т. е. на глазах один у другого?), в духовном союзе, якоже и зде пожиста» 71 . Архим. Леонид в «Св. Руси» (СПб. 1891 г. 522) говорит, что Андрей Рублев умер не позже 1424 г.; в «Книге глагол. Описание о Российск. святых» (по рукоп. XVI–XVII в.), с дополн. гр. М. Толстого , М. 1887 г., 185, сказано, что Рублев погребен 1427 г., а у Н. Барсукова в «Источниках русск. агиографии» (СПб. 1882 г., стр. 38) и у арх. Сергия в «Св. Востоке», (М. 1876 г. II; III, 59), преставление Андрея отнесено к 1430 г. В рук. Имп. Публ. Библ. Q. 1, 409, л. 43 и Q. 1, 482, л. 24 читаем: «Града Москвы святые преподобные Андрей Рублев и Даниил Черный, спостник его, иконописцы славнии быша, представишася в лето 6938 (т. е. 1430 года), положени быша в монастыре Андрониковом, ту писаша церковь » ... Если верить этому известию, то Андрей и Даниил умерли в одном и том же году, и Даниил весьма немного пережил своего друга. «Долго искал я, – рассказывает Иванчин-Писарев в описании Спасо-Андроникова монастыря 72 , – двух знаменитых гробов, но все мои старания были тщетны: здесь, в 1430 г., похоронены славные иконописцы Андрей Рублев и подруг его Даниил». «В Истории Российской Иерархии, – замечает Калайдович, – они названы священниками, то их могилы должны были находиться где-нибудь за алтарем соборнаго храма» 73 . «Как полагают (?), – говорит Собко, – Андрей и Даниил погребены под алтарем соборного храма» 74 ). В памятниках древней письменности они называются святыми преподобными, но о канонизации их церковною властию неизвестно. Кисти Андрея Рублева, по мнению некоторых, принадлежат фрески Успенского собора во Владимире, открытые в 1859 и 1880 году. Большинство их, располагаясь по западной стене, аркам, сводам и столбам главного и правого нефа, – являются отдельными частями одной и той же картины Страшного суда, разбросанной по разным местам.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

«По времени же (после преставления святого Саввы) в оной (Андрониковской) обители бывшу игумену Александру, ученику предпомянутого игумена Савы, мужу добродетельну и мудру и изрядну зело и такоже другому старцу его именем Андрею иконописцу преизрядну, всех превосходящу в мудрости зельней и седины честны имущу и прочий мнози, симаже добре строящима обитель благодатию Христовою и Богу помогающу создаста во обители своей церковь каменну зело красну и подписанием чудну своима рукама украсиша в память отец своих, еже и доныне всеми зрится в славу Христу Богу». Так говорят писатели XV и начала XVI веков. Послушаем составителей подлинников иконописных в XVII веке: 177 «Преподобный отец Андрей Радонежский иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы писал все чудотворные, яко же пишет о нем в Стоглаве святого чудного Макария Митрополита, что с его письма писати иконы, а не своим умыслом. А преже живяше в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати Пресвятые Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию Чудотворцу. Преподобный отец Даниил, спостник его, иконописец славный зовомый Черный, с ним святые иконы чудесные написаша, везде неразлучно с ним; изде при смерти приидоша к Москве во обитель Спасскую и преподобных отец Андроника и Саввы и написаша церьковь стенным письмом и иконы призыванием игумена Александра, ученика Андроника святого и сами сподобишася ту почити о Господе, якоже пишет о них в житии святого Никона». В Книге глаголемой о российских святых 178 говорится о них так: «Преподобные отцы Андрей Рублев и Даниил Черный спостники, иконописцы славные преставишася в лето 6938; положены в монастыре Андроникове; ту писаша церьковь. Чти о них в житии Сергия и Никона». 1. Из сличения Софийского Временника и житий преподобного Сергия и Никона видно, что составитель подлинника не вник в смысл жития Никона, на которое он сам указывает. Из жития преподобного Сергия (см. статью о начале Андроникова монастыря, конец коей приведен нами выше) видно, что Андрей и, следовательно, Даниил были андрониковские старцы и в Андроникове жили на послушании; ибо Андрей называется старцем Александра, игумена андрониковского, и в житии святого Никона и Софийском Временнике говорится, что преподобный Никон собрал, и то на краткое время, живописцев для расписывания только храма во имя Святые Троицы. Наконец Иосиф Волоколамский положительно решает этот вопрос, утверждая, что Даниил и Андрей были ученики самого Андроника и следовательно с ранних лет постриженики Андроникова монастыря; но составитель подлинника, не знавший или не взявший во внимание духовной грамоты Иосифа, не вникший и в смысл жития преподобного Никона, утверждает, что Андрей был на послушании у преподобного Никона и называет его Радонежским; за составителем подлинника тоже повторяют и некоторые известные наши ученые изыскатели древностей. 179

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Праздник на стенах Наша семья живет – старается жить – в ритме жизни Церкви. Мы можем принести церковный праздник и в наш дом, в нашу малую Церковь. Праздничными молитвами, чтением, нашим внутренним настроением. В храме мы видим праздник – в праздничной иконе посреди церкви, в цвете облачений и украшений. А интерьер квартиры, в которой мы живем, все время один и тот же. И Великим постом, и на Пасху, и на Троицу – квартира живет своей собственной, будничной жизнью. Насколько внешнее помогает не забывать о внутреннем, насколько интерьер нашего дома помогает нашим детям жить в празднике, мы все хорошо знаем. Без пахучей нарядной елки в гостиной – какое Рождество для детей? А на день рождения праздник приходит воздушными шариками… Мы можем сделать так, чтобы церковный праздник стал для наших детей и праздником нашего дома. Для этого в первую очередь необходимо участие в церковном богослужении, беседы с детьми о празднике. Также можем поддерживать православные семейные традиции. А еще мы можем украшать свои квартиры. Черный цвет в доме в пост ярко подчеркивает изменение в образе жизни, делает весь дом строгим. Это можно сделать, меняя детали интерьера в соответствии с цветом праздника. На Богородичные праздники – голубой, на Троицу – зеленый, постом – черный. Это легко осуществить, меняя ткань на иконах: рушник, кружево, ленты, покрывающие иконы, – или украшения на лампадках. Хотя бы в столовой или в месте общесемейной молитвы. Одно это изменение значительно меняет настроение всего дома. Так, черный цвет в пост ярко подчеркивает изменение в образе жизни, его строгость; этот черный цвет делает весь дом строгим. Он говорит нам о посте, когда мы спросонья встаем на молитву, когда мы собираемся всей семьей за ужином, помогая настроиться на особый лад, напоминая об особом времени жизни. А изменение черных кружев на красные в Великую субботу резко обозначает переход всего дома в иное время. Менять можно скатерти, шторы. Не обязательно везде – хотя бы в «основных» помещениях: в нашей маленькой квартире это кухня.

http://pravoslavie.ru/69638.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010