Когда настало лето, Михаил и Изяслав стали присылать с угрозой: «Отдай наших братьев или пойдем на тебя войной!» Даниил же молился Богу и святителю Николаю, чтобы он показал свое чудо. Ибо Михаил и Изяслав навели на Даниила ляхов и русских, и множество половцев. Кондрат остановился там, где сейчас стоит город Холм, и послал к Червену грабить. Васильковичи встретили ляшских бояр, бились с ними, захватили их и привели к Даниилу в Городок. Михаил же, стоявший на Подгорье, хотел соединиться с Кондратом и ожидал половцев и Изяслава. Половцы же, придя на Галицкую землю, не захотели идти на Даниила и возвратились, разорив всю Галицкую землю. Услышав об этом, Михаил возвратился в Галич, а Кондрат побежал в Ляшскую землю ночью, и много его воинов утонуло в реке Вепре. Когда настало лето, собравшись, Даниил и Васильке пошли на Галич, на Михаила и Ростислава. Те же затворились в городе. Было много угров у Даниила. Они вернулись, пограбили около Звенигорода, но город, хотя и пытались, не взяли, потому что там была чудотворная икона святой Богородицы. Этой же осенью заключили мир. С наступлением весны решили пойти на ятвягов и пришли к Берестью, но реки наводнились, и они не смогли пойти на ятвягов. Даниил сказал: «Нехорошо, что нашу отчизну держат крестоносцы тамплиеры, по прозванию Соломоничи». И пошли на них с большим войском. Захватили город в марте месяце, и магистра их Бруна взяли в плен, и воинов забрали, и возвратились во Владимир. В том же году ходил Даниил против Михаила на Галич. Те просили мира и дали Даниилу Перемышль. В том же году Даниил привел на Кондрата литовцев Миндовга и Изяслава Новгородского. В том же году Даниил ходил со своим братом в Угорскую землю к королю, потому что тот приглашал его на празднество. В то время пошел Фридрих-царь войной на герцога, а Даниил и его брат Василько захотели пойти герцогу на помощь. Король же отговорил их, и они вернулись в свою землю. Потом пришел Ярослав Суздальский и взял Киев у Владимира, но не смог его удержать и пошел снова в Суздаль. Михаил взял у него Киев, а Ростислава, сына своего, оставил в Галиче. И отняли у Даниила Перемышль. И были между ними то мир, то война.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После закрытия Оптиной пел на клиросе и иногда служил в Успенском соборе Козельска. Позже был сослан в Кемь, где и скончался. Дата смерти неизвестна. Иеромонах Даниил, Дмитрий Кириллович Фомин, родился в 1876 году в Московской губернии, но вскоре после рождения родители перевезли его на постоянное место жительства в село 2-я Михайловка Сорочинского района Оренбургской губернии. В юном возрасте Дмитрий встретил верующих людей, которые направили его жизнь на духовный путь. Он полюбил молитву и, как сам потом вспоминал, перед иконами " слезы ручьем текли " у него. По окончании военной службы Дмитрий поступил в Оптину пустынь, а одна из его сестер, Анастасия, поступила в соседний женский монастырь в Шамордино, где постриглась в монашество с именем Архелая. В монастыре Дмитрий нес послушание в ювелирной мастерской, в совершенстве обучился церковным ювелирным ремеслам, отливал кресты, цепочки и др. Так как он был человеком грамотным и пытливым к духовной жизни, его взял в письмоводители преподобный Анатолий Оптинский. Под диктовку старца послушник Дмитрий отвечал на письма. В Оптиной пустыни Дмитрий принял монашеский постриг с именем Даниил и был рукоположен в священный сан. Под мудрым руководством Оптинских старцев иеромонах Даниил приобрел горячую веру и любовь к Богу и ближним, смирение, неосуждение, памятование о смерти, дар Иисусовой молитвы. Он также сподобился видеть телесными очами духовные вещи. Много лет спустя он рассказал своему духовному сыну, будущему священнику, об удивительном случае, свидетелем которого однажды стал: к некоторому Оптинскому старцу пришел посетитель с вопросом. И тут отец Даниил увидел, как два лучика вышли из глаз старца и направились к сердцу посетителя. Отца Даниила охватил страх, он даже оцепенел от увиденного. Старец понял, что отец Даниил это увидел, и потому сразу ушел, ничего не сказав. Иеромонах Даниил был преемником великих Оптинских старцев — Варсонофия, Анатолия и других. После закрытия монастыря он вернулся в Оренбургскую область, где в селе 2-я Михайловка некоторое время совершал богослужения. В 1928 году храм был закрыт, а в 1930 году отец Даниил был арестован и приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Если предыдущие откровения он не понимал и их значение ему открывал Бог, то это откровение он понял сразу же. Это единственное откровение, которое было дано в третий год царствования царя Кира Персидского, воцарившегося в Вавилоне в 536 году до Рождества Христова. Значит, откровение было дано в 533 году до Рождества Христова. Оно будет описано в трех последних главах книги Даниила. «В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней. А в двадцать четвертый день первого месяца был я на берегу большой реки Тигра, и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза» ( Дан. 10:2–5 ). Даниил постится, пребывает в сетовании. Собственно говоря, такое правило поста, как воздержание от определенного вида продуктов, восходит во многом к пророку Даниилу. Дело в том, что в древности пост имел только один вид – ничего не есть и не пить. Сказано, что Господь постился сорок дней и сорок ночей, это значит, что Он ничего не ел и не пил сорок дней и сорок ночей. Естественно, такой пост не всем под силу, и поэтому еще в древности, бывали и другие виды поста. Например, пророк Даниил три седмицы сетовал, т.е. молился Богу о помощи своему народу. Когда первая партия евреев уже вернулась в Иерусалим, то нашла город полностью разрушенным. Они восстановили жертвенник. Но народ, когда совершал жертвоприношения, делился пополам: одни плакали, другие ликовали. Плакали старики, которые помнили величественный Храм Соломонов. А вместо роскошного Храма, украшенного золотом, драгоценными камнями, стояла груда развалин, над которой возвышался жертвенник. Трудности обустройства евреев в Иерусалиме были связаны с тем, что сначала самаряне мешали восстановлению Храма. Потом стала мешать собственная лень, пока не восстали пророки Агея и Захария, которые потребовали от имени Бога все-таки достроить Храм Божий. Зная об этом трудном восстановлении, и сетовал пророк Даниил. Национальный дух их был подорван, евреи занимались восстановлением собственных домов, виноградников, а для восстановления Храма времени не оставалось. Поэтому Даниил, видя это, плакал о грехах своих соплеменников. Даниил во время поста не умащал себя мастями.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Забота о своем народе и чувство высокой ответственности перед ним никогда не покидали благоверного князя. Когда в 1293 г. его брат великий князь Андрей Александрович вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденом опустошил русские города Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, то благоверный князь Даниил решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от кровопролития и гибели. Вместе со своим народом он переживал тогда тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, благоверный князь Даниил вынужден был в 1295 г. выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Полчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать. В 1295–1296 гг. на съезде князей в Дмитрове великий князь Андрей (получивший этот титул в 1293–1294 гг.) примирился с остальными русскими князьями и с их одобрения сложил с себя великокняжеское достоинство, передав его своему младшему брату благоверному князю Даниилу Московскому. В 1300 г., когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Переяславлю-Рязанскому. Московский князь разбил неприятеля, взял в плен Константина Романовича и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа не громкая, но замечательная как первый порыв к свободе. Взяв в плен Рязанского князя и его бояр, благоверный князь Даниил не отяготил их участи жестокостью, но содержал с подобающей честью, имея единственную цель: выгодный и прочный мир, прекращение распрей на Русской земле. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников-татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времена, но показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь Сам, помимо искательства, расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславский, племянник преподобного Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, всегда уважал и любил своего дядю. В 1302 г. бездетный Переяславский князь, умирая, передал свое княжество благоверному Московскому князю Даниилу, а не его старшему брату Андрею, который считал себя его наследником и уже распоряжался в Переяславле через своих бояр. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города: Переяславль был защищен высоким валом, двойной стеною с 12 башнями и глубоким рвом с водою. Но благоверный князь Даниил остался верен Москве и не перенес столицу княжества в более мощный и значительный Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московского князя в число сильнейших. Здесь начало соединения земли Русской в одну мощную державу! И это было плодом христианского благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

А. Разумовский 1. Сведения о лице и жизни пр. Даниила а) Жизнь и деятельность пр. Даниила при Навуходоносоре Четвертым из так называемых больших пророков Ветхого завета был Даниил 1 . О происхождении Даниила нигде ясно и определенно не упоминается ни в Св. Писании вообще, ни у самого пророка в его книге, в частности. Впрочем, на основании его книги можно предполагать, что Даниил происходил из колена Иудова из знатного, вельможного рода и может быть даже из царского ( Дан.1:3–6 ). Это предположение оправдывается и свидетельством Иосифа Флавия (Иуд. древ. X, 10, § 1). Даниил отличался красивою наружностью, превосходными дарованиями и способностями и, в особенности, любознательным и обширным умом ( Дан.1:4 ). За красоту и отличные дарования он в юных летах, еще прежде разорения Иерусалима, в 3-й год царствования Иоакима, в 604 г. до Р. X., будучи взят в плен с другими тремя отроками – Ананием, Азарией и Мисаилом, был представлен на службу при дворе Вавилонского царя Навуходоносора. Высший надзор над сими отроками Навуходоносор поручил начальнику своего двора – Асфеназу, который дал им халдейские имена 2 . Даниил получил имя Валтасара, конечно, потому, с одной стороны, что он своими дарованиями обратил на себя особое внимание и благосклонность начальника евнухов – Асфеназа, а с другой – нужно думать, что и сей последний назвал его так, приспособляясь к имени главного божества вавилонского ( Дан.4:5 ), а трем отрокам даны были имена: Седрах, Мисах и Авденого 3 . Первые три года жизни своей в Вавилоне Даниил употребил на изучение халдейского языка и приготовление себя к придворной службе, к которой был призван со своими товарищами. Трехгодичное высшее воспитание при царском дворе давало пищу его любоведению и служило к раскрытию его обширных умственных способностей ( Дан.1:17 ), а жизнь и постоянное обращение между язычниками давали случаи к подвигам веры и верности отечественному закону Божия народа ( Дан.1:8–16 ); так, напр., Даниил и три отрока, имея в сердце страх Божий, довольствовались простою растительною пищею и питьем из воды и не хотели принять пищи с царского стола, с одной стороны, из опасения, чтобы не оскверниться пищею, запрещенною законом Моисея, а с другой – в тех видах, чтобы постом и молитвой еще больше возвысить и укрепить себя духовно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Митрополит Даниил (Нусиро) 24 ноября 2023 г. 14:00 Митрополит Даниил (Нусиро) 05.09.1938–10.08.2023 10 августа 2023 года на 85-м году жизни отошел ко Господу Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви Митрополит Токийский и всей Японии Даниил (Нусиро). PDF-bepcuя . Митрополит Даниил (в миру Иуда (Икуо) родился 5 сентября 1938 года в городе Тоёхаси (префектура Айти, Япония). В результате религиозных исканий юноша пришел к православной вере. Митрополит Даниил вспоминал, что много размышлял о религии и на него произвело глубокое впечатление учение о Троице. В 1956 году Икуо принял Святое Крещение с именем Иуда в честь святого апостола Иуды, брата Господня по плоти. За годы учебы на факультете французской литературы Университета Айти, который он окончил в 1962 году, Иуда укрепился в намерении посвятить свою жизнь священническому служению в Православной Церкви. В 1965 году Иуда успешно окончил Токийскую духовную семинарию, а в 1968 году — Свято-Владимирскую духовную семинарию в Нью-Йорке. В 1969 году он защитил магистерскую диссертацию на тему «Жизнь и богословское наследие святого праведного Николая Кавасилы». Митрополит Даниил на протяжении всей жизни интересовался богословской наукой и стал автором ряда трудов, среди которых: «Краткая история русской гимнографии», «Путь православного монаха», «Размышления о святом Дионисии Ареопагите», «Мысли святого Максима Исповедника», «Размышления о “Точном изложении Православной веры” святого Иоанна Дамаскина», «Размышления о “Православном понимании Творения” протоиерея Георгия Флоровского», «Размышления о “Православном понимании Св. Троицы” протоиерея Бориса Бобринского» и др. Осенью 1969 года Иуда вступил в брак с Вероникой Нусиро, фамилию которой, вопреки японской традиции, принял при бракосочетании. В ноябре того же года Иуда Нусиро был рукоположен во диакона в кафедральном соборе Воскресения Христова (храм Николай-До) в Токио. В апреле 1970 года диакон Иуда Нусиро был переведен на служение в храм святого апостола и евангелиста Матфея в своем родном городе Тоёхаси, а в январе 1971 года Митрополитом Владимиром (Нагосским; 1922–1997) был рукоположен во иерея для пастырской работы с американскими военнослужащими на Окинаве. В мае 1971 года молодого священника перевели в храм Благовещения Пресвятой Богородицы в город Нагоя, но в июле 1973 года он вернулся в Тоёхаси в качестве настоятеля храма во имя святого апостола и евангелиста Матфея.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

В таких обстоятельствах Судислав придумал средство ослабить осаждающих: он послал сказать Александру бельзскому: «дам тебе Галич, только отступи от брата»; Александр прельстился обещанием и отступил. Но это вероломство не повредило нисколько Даниилу: скоро королевич умер, и галичане прислали звать Даниила на его место; Судиславу удалось уйти в Венгрию, но Александр бельзский был схвачен на дороге в Киев. Даниил утвердился опять в Галиче; но ему суждено было измлада не иметь покоя: вражда встала на востоке между Мономаховичами и Ольговичами, и Даниил вмешался в нее. Еще в 1231 году Владимир киевский, угрожаемый Михаилом черниговским, присылал звать на помощь Даниила, и тот ездил по этому случаю в Киев; Владимир уступил ему из Русской земли часть Торческа, которую Даниил тотчас же отдал детям Мстислава торопецкого, шурьям своим, сказав им: «За добро отца вашего возьмите и держите этот город». Но нападение венгров вызвало Даниила из Киева. В 1233 году Владимир опять прислал звать его на помощь, потому что Михаил стоял у Киева; Даниил, спокойный теперь в Галиче со стороны венгров, пошел к Днепру и заставил Михаила удалиться. Не удовольствовавшись этим, Мономаховичи перешли Днепр, стали пустошить Черниговскую волость, забирать города по Десне, наконец, осадили Чернигов, поставили таран и били из него стену камнями, а камни были в подъем только человекам четырем сильным; но Михаилу удалось обмануть осаждающих, выйти из города и побить галицкие полки. Мономаховичи – Даниил и Владимир – возвратились в Киев, истомленные продолжительною войною, которую вели от Крещенья до Вознесенья, и Даниил уже сбирался идти домой лесною стороною, как пришла весть, что Изяслав с половцами воюет Русскую землю Владимир стал просить Даниила помочь ему и против поганых, старый дядька Мирослав просил за Владимира, и Даниил, несмотря на изнеможение полков своих, отправился в новый поход. У Звенигорода встретились они с варварами: Владимир и Мирослав стали теперь уговаривать Даниила возвратиться, но уже он не захотел.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Потом Димитриоса послали к двум монахам-болгарам, которые прозывались «корзинщиками», так как изготовляли мешки и корзины для монастыря. Предстояло выучиться новому ремеслу и прислуживать им. Это было тем труднее, что «корзинщики» отличались суровым нравом. Каждую пятницу по вечерам они молились о упокоении душ умерших. Когда в один из таких вечеров подошла очередь новичка, он правильно произнёс слова молитвенные, поставив косвенное дополнение во множественном числе в винительном падеже: «Упокой, Боже, рабы Твоя». Но болгары закричали: «Ты неправильно сказал; надо говорить не «рабы Твоя», а «раб Твоя». Димитриос не смутился, не стал объяснять им правила грамматики и впредь, из послушания, произносил эти слова с неверным согласованием. Настоятель и братия вскоре оценили духовные дарования и нравственные качества нового инока, и его постригли в монахи с именем Даниил. Надлежало ему освоить и рукоделие, он выучился вязать шерстяные чулки и носки для братии, а позже, под руководством отца Дионисия, стал постигать ремесло иконописца. А так как отец Даниил выделялся образованностью, решено было сделать его секретарём монастыря. Подошла для монаха пора испытаний. Около 1876 года умер игумен Савва, грек по происхождению. В обители между греческими и русскими монахами возникли распри: греки желали избрать нового игумена грека, а русские – русского. Отец Даниил, как секретарь монастыря, оказался в центре всех этих нестроений. Дело дошло до Константинополя, и четыре представителя монастыря – двое греков, одним из которых был отец Даниил, и двое русских – отправились к Патриарху Иоакиму II. Тот разрешил спор в пользу русских, а о. Даниил был за греков, поэтому ему пришлось покинуть Пантелеимонов монастырь. Он решил найти себе для безмолвия уединённую каливу. Но ему пришлось провести два месяца в больнице Ватопедского монастыря, с обострением нефрита, который мучил его уже десять лет. Приступы болезни сопровождались жестокими коликами, жаром и головной болью. Отец Даниил особенно чтил Матерь Божию и молил Её не оставить его в страданиях. В Ватопедском монастыре хранилась часть Честного Пояса Пресвятой Девы (именно его в 2011 году привозили в Россию на поклонение. – Ред.). На праздник Положения Честного Пояса (31 августа) Божия Матерь чудесным образом избавила монаха Даниила от болезни, которая с тех пор больше не возвращалась. Пустынножительство

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Katunak...

Даниил начал соображать «число лет», – прошло ли 70 лет «над опустошением Иерусалима». – В таком случае пророк Даниил был таким же непосредственным продолжателем Исаии в пророчестве о судьбе иудейского народа под игом царств языческих, каким был Исаия в отношении к пророчествам Моисея о плене народа Израильского (хотя отрицательная критика утверждает обыкновенно, что пр. Даниил жил во времена Маккавейские). Что пророк Даниил имел пред собою книгу Исаии, когда «соображал по книгам число лет» и размышлял о судьбе царств, это видно из следующего за молитвою Даниила видения о 70 седьминах. В конце 9-й главы пр. Даниил употребляет выражение, заимствованное именно из Исаии 28:22: «окончательная определенная гибель»; о зависимости Даниила 9:27 от Ис.28:22 свидетельствует еще то, что пр. Даниил употребляет, как образ неразрушаемого со стороны царств мира царства Божия «камень» ( Дан.2:44 ), – образ пророка Исаии в той же 28 главе 16 ст. 319 Но можно думать, что книга пророка Исаии была пред Даниилом именно в теперешнем ее виде. Так, слова пр. Даниила: «чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи, и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная» – не есть ли раскрытие смысла пророчества (в Ис.53 гл.) о Рабе Господнем «Праведнике», Который «оправдает многих» (ср. Дан.9:27 : «утвердит завет для многих»), Который «понесет грехи многих и за преступников сделается Ходатаем»; Который «предан на смерть», но «изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (ср. Дан. «предан будет смерти Христос, но не ради себя» 320 ), Который будет «заветом народа» ( Ис.49:8; 42:6; 55:3 ; ср. Дан.9:27 : «утвердит завет для многих»). Название – «Христос Владыка» соответствует Исаии 55:4 и 61:1. Название «Сын Человеческий» также, по-видимому, стоит у Даниила (7:13) не без отношения к словам Исаии в 52:14: «обезображен был паче всякого человека лик Его, и вид Его паче сынов человеческих» 321 . Если же у пророка Даниила оказывается сходство с 28, 29, 25, 26 главами, теперь помещенными рядом в книге пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Навуходоносор, разгневавшись, велел распалить печь как можно жарче и бросить их в нее. Печь была так раскалена, что пламя убило людей, которые бросали их. Но Анания, Азария и Мисаил остались целы и невредимы, даже волос на головах их не опалился и платье не затлелось. Увидев это, Навуходоносор прославил истинного Бога, а Ананию, Азарию и Мисаила поставил начальниками в стране Вавилонской. Чудесное спасение Даниила в львином рве По смерти Навуходоносора царство Вавилонское скоро было покорено Дарием, царем мидийским. Дарий так полюбил Даниила, что дал ему в управление третью часть своего царства. Это очень не понравилось прочим вельможам, и они решили погубить Даниила. Они знали, что Даниил каждый день три раза – утром, в полдень и вечером – молится Богу перед окном, обращенным к Иерусалиму. И вот однажды они, придя к царю, упросили его издать такое повеление, чтобы никто в течение 30 дней не смел просить чего-либо ни у Бога, ни у людей, кроме царя, а кто не исполнит этого повеления, того бросить в ров на съедение львам. Даниил и после этого молился только истинному Богу. Тогда вельможи донесли об этом царю и требовали, чтобы он повелел бросить Даниила в львиный ров. Царь жалел Даниила и долго не соглашался на это, но должен был поступить так, как сам повелел. Даниила бросили в ров. Вход в него заложили камнями и запечатали царской печатью. На другой день на рассвете Дарий пошел ко рву. Он обрадовался, когда увидел, что Даниил жив и что львы были перед ним кротки, как агнцы. Тогда он повелел вынуть его, а на его место бросить вельмож, которые доносили на него. После этого Дарий издал повеление, чтобы все подданные его поклонялись Богу, Которому покланяется Даниил. Пророчество Даниила (за 539 лет до Рождества Христова) Когда предсказанное пророком Иеремией время вавилонского пленения подходило к концу, Даниил стал молиться Богу об освобождении своего народа из плена. И вот однажды во время молитвы явился ему архангел Гавриил и сказал: «Даниил, послушай меня! Народу твоему назначено ждать семьдесят седмин (семилетий), то есть 490 лет, пока придет Мессия. Заметь же, что с того времени, как выйдет повеление отстроить Иерусалим, до Мессии пройдет семь седмин и шестьдесят две седмины. В эти семь седмин будет отстроен Иерусалим, а по прошествии шестидесяти двух седмин будет предан смерти Мессия за грехи людей. В последнюю же седмину будет установлен Новый Завет (Иисусом Христом)». Все пророчества, которые были описаны задолго до Рождества Христова, сбылись. Возвращение Иудеев из вавилонского плена и восстановление Иерусалима и храма (за 537 лет до Рождества Христова)

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010