Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЛЪАТ-СИМЪАН [араб.     - крепость Симеона; греч. Τελνισσος], монастырь в Сев. Сирии, у столпа, на котором подвизался прп. Симеон Столпник (Старший) (ок. 386-459; пам. 1 сент.), крупнейший паломнический центр в Сирии ранневизантийской эпохи (общая площадь 11 тыс. кв. м). Построен во 2-й пол. V в., после смерти прп. Симеона, предположительно между 476 и 490 гг. Расположен в горном массиве, на расстоянии ок. 30 км от Халеба (Алеппо) и в 70 км от Антиохии (ныне Антакья, Турция). Название К.-С. скорее всего появилось во 2-й пол. X в., когда комплекс был перестроен в приграничную визант. крепость. Ок. 464 г. мощи прп. Симеона были перенесены из района К.-С. в Антиохию, где в его честь был построен мартирий на средства визант. имп. Льва I , патриарха Мартирия Антиохийского и военного магистра Востока Ардавурия ( Ioan. Malal. Chron. P. 369; Evagr. Schol. Hist. eccl. I 13; Chron. Pasch. P. 593-594). Часть местного населения, в т. ч. монахи окрестных мон-рей, протестовала против перенесения мощей, и патриарху Мартирию потребовалась охрана из 600 солдат во главе с Ардавурием. Вскоре имп. Лев приказал передать мощи св. Симеона в К-поль, но антиохийцы отказались выполнять приказ, ссылаясь на то, что мощи святого - крепость Антиохии. Император был вынужден уступить. Во 2-й пол. V-VI в. прп. Симеон был одним из наиболее почитаемых святых христ. мира. Многие монахи последовали его примеру, и столпничество стало одним из самых распространенных видов аскезы, особенно в Сирии (наиболее известны святые Симеон Столпник (Младший) Дивногорец в Сирии и Даниил Столпник , подвизавшийся близ К-поля). В Сирии обнаружено неск. десятков столпов этого времени. Датировка постройки большого комплекса К.-С. не зафиксирована в письменных источниках и основана на анализе архитектуры и декоративного стиля памятника. Для возведения столь крупного и богато украшенного комплекса была необходима поддержка императора. Поскольку в сер. 60-х гг. V в. мартирий св. Симеона был построен в Антиохии, в первые годы после смерти святого не предполагалось устроение некоего памятного сооружения на месте столпа, где он подвизался. Скорее всего, патроном строительства К.-С. в кон. 70-х - 80-х гг. V в. мог выступить визант. имп. Зинон (474-475; 476-491), исавр по происхождению, родом из горных регионов Тавра в Вост. Анатолии, поддерживавший строительство подобных комплексов в др. регионах визант. Востока (базилика св. Сергия в Сергиополе (Эр-Русафе), Абу-Мина близ Александрии, храм св. Фиды в Мериамлыке). Вероятно, эта программа создания паломнических центров на визант. Востоке была частью политики утверждения «Энотикона» 482 г. и должна была объединить монофизитов и православных (халкидонитов), имевших общие места паломничества. Так, по свидетельству Феодорита Кирского, в К.-С. приходили арабы, персы, армяне, грузины, жители Испании, Британии, Галлии и Италии ( Theodoret. Hist. rel. 26. 2).

http://pravenc.ru/text/1320169.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИИЛ Преподобные Даниил Шужгорский (в земном поклоне), Иродион Илоезерский и Филипп Ирапский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских святых». Нач. XVIII в. (ЦМиАР) Преподобные Даниил Шужгорский (в земном поклоне), Иродион Илоезерский и Филипп Ирапский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских святых». Нач. XVIII в. (ЦМиАР) (XVI в.?), прп. (пам. 21 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Шужгорский, основатель Преображенского Шужгорского (Спасского на Шужгоре) мон-ря, располагавшегося в 50 верстах к юго-западу от Белозера (совр. Белозерск, Вологодская обл.) и относившегося к Новгородской епархии. Сведения о Д. крайне скудны. По данным еп. Амвросия (Орнатского) , он был родом из «стран московских», принял постриг в Корнилиевом Комельском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. мон-ре . Временем основания Д. Шужгорского мон-ря считается XVI в. Ок. 1739 г. в доношении в Вологодскую духовную консисторию упоминались несвидетельствованные мощи Д., покоившиеся в Шужгорском монастыре, к к-рым стекались на богомолье «разных чинов люди». Монастырь был упразднен в 1764 г., в кон. XIX в. на его месте существовал Спасо-Шужгорский погост. В XIX в. мощи Д. покоились под спудом в каменной Спасо-Преображенской ц. за правым клиросом. Один из приделов церкви, построенной в 1775 г., был посвящен прп. Даниилу Столпнику (возможно, небесному покровителю Д.). В наст. время храм руинирован, могила преподобного не сохранилась. По данным еп. Сергия (Спасского) , память Д. содержалась в рукописных Кайдаловских святцах (кон. XVII в. (?) или 1868 г.) под 2 авг. В кон. XIX в. Е. Е. Голубинский поместил имя Д. в «Списке усопших, на самом деле почитаемых». Канонизация Д. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых (празднование установлено ок. 1831, возобновлено в 1981). В совр. Минее под 21 сент. помещены 2 молитвы Д. (Минея (МП). Сентябрь. С. 608-609).

http://pravenc.ru/text/171196.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261, Владимир-на-Клязьме (?) - 5.03.1303, Москва), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), 4-й, младший, сын св. кн. Александра Ярославича Невского . Небесным покровителем Д. А. был изображенный на его печати прп. Даниил Столпник . После смерти отца Д. А. получил в удел Москву, но поскольку к тому времени ему было ок. 3 лет, его взял под опеку дядя - вел. кн. Владимирский Ярослав (Афанасий) Ярославич , тиуны к-рого управляли Московским княжеством 7 лет (1264-1271). Рождение св. кн. Даниила Александровича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XV в. (БАН. 31.7.30-1.Л. 24 об.) Рождение св. кн. Даниила Александровича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XV в. (БАН. 31.7.30-1.Л. 24 об.) К нач. 80-х гг. XIII в. относятся первые сведения о том, что Д. А. стал принимать активное участие в политической жизни Сев.-Вост. Руси. На 80-90-е гг. XIII в. пришлось обострение борьбы за владимирский великокняжеский стол между сыновьями Александра Невского - св. кн. Димитрием Александровичем , к-рый опирался на поддержку могущественного правителя зап. улусов Орды темника Ногая, и Андреем Александровичем, искавшим помощи у ханов, сидевших в Сарае. Андрею, к-рого поддерживал также ряд рус. князей, удалось к нач. 1282 г. отнять великокняжеский стол у старшего брата. В это время Д. А. выступал на стороне кн. Андрея. В 1282 г. вместе с тверским кн. Святославом Ярославичем и новгородцами Д. А. участвовал в походе на Переяславль - центр удельного княжества Димитрия, войска к-рого встретили противников у Дмитрова. После 5-дневного стояния и переговоров был заключен мир. С этого времени можно говорить о сближении Д. А. с кн. Димитрием Александровичем и тверским кн. св. Михаилом Ярославичем . В 1285 г. в отражении нападения литовцев на владения Тверского еп. Симеона участвовали не только тверские, но и московские войска. По предположению А. Н. Насонова ( Насонов. 20022. С. 273), когда в 1285 г. кн. Андрей вновь попытался отнять великокняжеский стол у Димитрия, Д. А. вместе с тверским кн. Михаилом выступил на стороне вел. кн. Димитрия. Совместно они прогнали войско «царевича», к-рого привел из Сарая кн. Андрей (в летописях говорится о том, что «Дмитрии, съчтася с братьею, царевича прогна, а бояры Андреевы изыма»; см., напр.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 526). Когда в 1289 г. Михаил Ярославич «не въсхоте... покоритися» Димитрию Александровичу, Д. А. выступил на стороне вел. князя, с к-рым у него теперь установились особенно тесные связи. Вместе с др. князьями Д. А. участвовал в походе вел. князя на Тверь, закончившемся осадой Кашина и заключением мира.

http://pravenc.ru/text/171280.html

Данилов ставропигиальный мужской монастырь Описание: История Древнейший московский монастырь был основан в 1282 г. св. блгв. кн. Даниилом Московским, первый храм был посвящен прп. Даниилу Столпнику. В 1330 г. великий князь Иоанн Калита перевел братию монастыря в Кремль; и древние строения Даниловой обители постепенно пришли в запустение. В 1560 г. монастырь был возобновлен царем Иоанном Грозным. В 1561 г. святителем Макарием, митрополитом Московским, в обители был освящен первый каменный храм во имя святых Отцов Семи Вселенских Соборов (первый во Вселенской Церкви храм с таким посвящением), в 1652 г. в монастыре были обретены мощи св. блгв. князя Даниила. Во второй пол. XVII в. монастырь был окружен каменными стенами с восемью башнями, старый собор был за ветхостью разобран, а на его месте выстроен новый двухэтажный храм. Сильно перестроенный в 1729 г., он сохранился до нашего времени. В 1752 г. над его западной папертью была построена башенка с храмом прп. Даниила Столпника. В XIX-XX вв. при обители существовала богадельня для престарелых священнослужителей и вдов духовного сословия, на территории обители располагалось одно из древнейших московских кладбищ. Здесь обрели место своего последнего упокоения многие иерархи Церкви, а также такие деятели русской культуры, как А.С. Хомяков, Н.В. Гоголь, Н. Языков, Ю.Ф. Самарин, В.Г. Перов, Н.Г. Рубинштейн и другие. Формально монастырь был закрыт в 1918 г., но монашеская жизнь в обители продолжалась до 1930 г. С 1917 по 1930 г. настоятелем Данилова монастыря был епископ Феодор (Поздеевский), вокруг которого группировались миряне и клирики, не принимавшие никаких новшеств в церковной жизни. После закрытия в 1931 г. и до 1983 г. в монастыре размещалась колония для несовершеннолетних преступников. В мае 1983 г. монастырь был возвращен Церкви; за пять лет он был восстановлен, устроено две новых церкви, а также надкладезная и поминальная часовни. В 1988 г. монастырь был одним из центров празднования 1000-летия Крещения Руси. В монастыре размещаются: Патриаршая и Синодальная резиденция, Отдел внешних церковных связей , рядом с монастырем построен гостиничный комплекс «Даниловский».

http://patriarchia.ru/db/text/240119.htm...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Переславские свв. - житие Высокий авторитет в церковных кругах на протяжении нескольких столетий Переславль имел, в значительной мере, благодаря славе местных святых. К лику святых с XII по XVIII в. были причислены семеро переславцев. Никита Столпник. Жил в Переславле в XII в. Предположительно, был сборщиком княжеских податей. В светской жизни его обременяли многие пороки (жестокость, корыстолюбие и т.п.). Наступившее раскаяние привело бывшего грешника в древний Никитский монастырь. Отказавшись от общения с людьми, усердно замаливая грехи, он избрал для себя редкий вид подвижничества - добровольное заключение в келье-столпе. Недалеко от монастыря выкопал два колодца со святой водой (возле Борисоглебского " на горе " монастыря и в овраге Слуда). Обладал даром исцеления. Около 1189 г. был жестоко убит корыстными паломниками, принявшими его железные цепи-вериги за серебряные. Погребен в Никитском монастыре (в приделе Никитского собора). Канонизирован в XVI в. Александр Невский (ок.1220-1263). Выдающийся русский полководец и политический деятель. Почитался во Владимирских землях с конца ХШ в.. Тогда же было написано его Житие. Общерусской канонизации был удостоен в ХУ1 в. Мощи покоятся в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге (перевезены туда Петром I из Рождественского монастыря г.Владимира). В Переславле ему посвящены два храма: церковь Александра Невского в центре города и Сретенская (Александроневская) церковь на горе, напротив Горицкого монастыря. В 1958 г. на Красной площади Переславля ему установлен памятник (скульптор С.Орлов). Андрей князь Смоленский, чудотворец Переславский. Годы жизни неизвестны (ок. XШ-X1V вв., по данным разных источников). Согласно легенде, отказался от борьбы за княжеский престол в Смоленске, тайно ушел в Переславль, где около 30 лет служил пономарем в Никольской церкви у городских ворот. После смерти при нем были обнаружены его собственноручное жизнеописание, перстень с печатью и княжеский посох, местонахождение которых ныне неизвестно. Мощи были обретены в XVI в. Даниилом Переславским и находились в Никольской церкви (сейчас не существует). Почитается местно.

http://pravicon.com/info-3182

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСЕВИЙ (Рождественский Евгений Петрович; 22.12.1886, с. Питим Моршанского у. Тамбовской губ.- 5.11.1937, Ахпунское отд-ние Сиблага), архиеп. Шадринский. Из семьи священника. По окончании в 1907 г. Тамбовской ДС поступил в КазДА. 11 окт. 1908 г. принял монашеский постриг с именем Евсевий. 7 дек. рукоположен во диакона. Во время учебы в академии духовным наставником Е. был прп. Гавриил (Зырянов) . Окончил КазДА в 1911 г., удостоен звания кандидата богословия за соч. «Апокалипсис св. ап. Иоанна Богослова и его историческая судьба при свете древнехристианской письменности». Был оставлен при академии профессорским стипендиатом, рукоположен во иерея. В дальнейшем исполнял должность доцента на 1-й кафедре Свящ. Писания ВЗ. С 1917 г. пребывал в Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника московском мужском монастыре . 8 дек. уволен по болезни от духовно-учебной службы. 7 апр. 1919 г. возведен в сан архимандрита. Евсевий (Рождественский), архиеп. Шадринский. Фотография. Нач. 20-х гг. XX в. Евсевий (Рождественский), архиеп. Шадринский. Фотография. Нач. 20-х гг. XX в. 15 марта 1920 г. хиротонисан во епископа Яранского, стал викарием Вятской епархии. Хиротонию, состоявшуюся в Москве на Троицком подворье, возглавил Патриарх Московский и всея России св. Тихон . С 19 окт. 1920 до янв. 1921 г. Е. временно управлял Вятской епархией. С 14 сент. 1921 г. епископ Уржумский, викарий той же епархии. В кон. 1921 г. назначен епископом Ейским, викарием Кубанской епархии. Прибыл в Ейск в янв. 1922 г. Когда Кубанский еп. Иоанн (Левицкий) перешел в обновленчество , Е. после троекратного увещевания как 1-й викарий объявил архиеп. Иоанна впавшим в новый раскол и взял на себя управление епархией, вновь организовал епархиальный совет. В мае 1922 г. Е. прибыл в Краснодар. Служил в кафедральном соборе во имя вмц. Екатерины, в Александро-Невском храме и Георгиевской ц., позднее вернулся в Ейск. 4 янв. 1923 г. арестован, переведен в Краснодар, содержался при ГПУ. В апр. того же года Е. стал главным обвиняемым на устроенном в Краснодаре показательном судебном процессе по делу «о противодействии изъятию церковных ценностей». На суде держался с большим достоинством, в т. ч. во время очной ставки с архиеп. Иоанном, к-рый был введен в смущение вопросами Е. о причинах церковного разделения. Приговорен ревтрибуналом к 7 годам тюремного заключения. В порядке частичной амнистии ВЦИК этот срок наказания был заменен сроком 3,5 года. Отбывал заключение в Иркутске. 5 дек. 1925 г. досрочно освобожден.

http://pravenc.ru/text/187372.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕНИСЕЙСКИЙ В ЧЕСТЬ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Красноярской и Енисейской епархии), в г. Енисейске. Основан в 1623 г. указом царя Михаила Феодоровича по благословению 1-го сибир. архиерея архиеп. Тобольского Киприана (Старорусенникова) . История обители мало исследована, т. к. большая часть архива сгорела во время неоднократных городских пожаров. Мон-рь, первоначально именовавшийся в честь Рождества Христова, возглавляли игум. Параскева (Племянникова), игум. Стефанида (Кошелёва; с 1664), мон. Вера, мон. Марина (с 1672), игум. Агриппина (Сальникова; с 1681), игум. Феодора (Волкова; с 1683), игум. Анастасия (Мещерская; 1704), наместница София, игум. Иулиания (с 1713), игум. Марфа (Черницкая; с 1742), затем игум. Иустина (Могилёва), игум. Анфиса (Протасова; с 1754). Енисейский в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Енисейский в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. XX в. В 1679 г. Е. м. владел 1460 дес. земли близ Енисейска. В монастырских вотчинах - Еланской и Усть-Лаврентьевской - трудились 29 крестьян по «вечной записи». В обеих деревнях имелось по мельнице. Монастырь вел широкую торговлю хлебом, рыбой, пушниной во мн. сибир. городах. К сер. XVIII в. к Е. м. было приписано 249 крестьян. В кон. XVII-XVIII в. в Е. м. находилось «особое тюремное отделение с железными решетками для помещения преступниц женского пола» ( Сельский С. Ссылка в Вост. Сибирь замечательных лиц//Русское слово. 1861. 8. С. 4). Вероятно, именно в Е. м. содержалась Прасковья Салтыкова (впоследствии жена царя Иоанна V Алексеевича ). В 1735 г. в Е. м. была сослана камер-медхен имп. Екатерины I Яганна Петрова. О ссылке сектанток в Е. м. упоминал Н. С. Лесков в очерке «О квакереях». В 1764 г. Е. м. стал штатным и был приписан к 3-му классу. По штатному расписанию девичьему мон-рю полагалось иметь 17 монахинь вместе с настоятельницей. Тогда же в Е. м. были переведены нек-рые насельницы тобольского Богородице-Рождественского мон-ря. Е. м. возглавляли игум. Иулитта (Иовлева; с 1776), игум. Прокла (Соловьёва; с 1793), игум. Девора (Коновалова; в 1815-1826, 1830-1842), игум. Евпраксия (Попова; с 1826), игум. Евгения (Старикова; с 1842). При игум. Деворе (Коноваловой) сестры Е. м. совершали паломничества к святыням Киева. В янв. 1843 г. в Е. м. поселился старец св. прав. Даниил Ачинский . Последние дни жизни он провел на попечении игум. Евгении (Стариковой) и был похоронен в мон-ре. В 1860 г. по благословению еп. Томского и Енисейского Парфения (Попова) в 5 саж. от Рождественского храма над могилой старца была построена каменная часовня во имя прп. Даниила Столпника (в 1869 сгорела, в 1870 отстроена), ставшая местом паломничества. Служивший в Рождественском храме мон-ря прот. Василий Касьянов составил жизнеописание подвижника.

http://pravenc.ru/text/189969.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНАФАН (Цветков Игорь Васильевич; 8.06.1962, г. Советская Гавань Хабаровского края), архиеп. Абаканский и Хакасский. С 1979 г. по окончании средней школы работал на судоремонтном заводе, одновременно был регентом хора в храме апостолов Петра и Павла в Советской Гавани. В 1982 г. поступил в Московскую ДС. В 1985 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры . 25 декабря того же года наместником лавры архим. Алексием (Кутеповым) ; впосл. архиепископ) пострижен в монашество с именем Ионафан. В 1986 г. поступил в МДА. 25 февр. 1986 г. Владимирским и Суздальским архиеп. Серапионом (Фадеевым) ; впосл. митрополит) рукоположен во диакона. Одновременно распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Пимена в числе других насельников переведен в новооткрытый Данилов во имя преподобного Даниила Столпника московский мужской монастырь , где нес послушания регента хора и сотрудника бюро по приему иностранных гостей. 20 марта 1988 г. Волоколамским и Юрьевским митр. Питиримом (Нечаевым) рукоположен во иерея. Ионафан (Цветков), архиеп. Абаканский и Кызылский. Фотография. 2010 г. Ионафан (Цветков), архиеп. Абаканский и Кызылский. Фотография. 2010 г. В 1990 г. после окончания академии Учебным комитетом при Свящ. Синоде был направлен на служение в Хабаровскую епархию и назначен настоятелем прихода во имя блж. Ксении Петербургской в Южно-Сахалинске. С 1991 г. благочинный приходов Сахалинской обл., с 1993 г. настоятель прихода в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в пос. Южно-Курильске и благочинный Курильского округа. В 1995 г. назначен настоятелем кафедрального Воскресенского собора в г. Южно-Сахалинске. С 1996 г. был руководителем епархиального отдела по взаимодействию с вооруженными силами. С 1997 г. ответственный за выпуск епархиальной газ. «Сахалинский православный вестник». 17 июля 1997 г. определен быть епископом Южно-Сахалинским и Курильским. Хиротонию И. 1 авг. 1997 г. в Троицком соборе московского Данилова мон-ря возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . В период епископского служения на Сахалине и Курилах И. особое внимание уделял обустройству храмов, подготовке кандидатов в священнослужители и их духовному образованию, поскольку в епархии не было ДУ и ДС. Под рук. И. велась активная миссионерской работа, т. к. в регионе действовало большое количество сект и религ. орг-ций. При нем было освящено неск. новых храмов, открыт корсаковский в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужской монастырь , пастырско-богословские курсы.

http://pravenc.ru/text/578364.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИТРОФАН Митрофан (Гринёв), еп. Арзамасский (2-й слева в 1-м ряду), среди соловецких узников. Фотография. 1923 г. Митрофан (Гринёв), еп. Арзамасский (2-й слева в 1-м ряду), среди соловецких узников. Фотография. 1923 г. (Гринёв Федор (Василий (?)) Васильевич; 17.01.1873, Воронеж - 17.02.1938, Ульяновск), еп. Арзамасский. Из дворянской семьи. Окончил Воронежскую гимназию, в 1905 г.- педагогические курсы в С.-Петербурге. По некоторым сведениям, учился в Николаевской военной академии. До 1915 г. служил воспитателем и преподавателем в одном из московских кадетских корпусов, имел военный чин подполковника. Обучался в Московском археологическом институте. 18 мая 1916 г. стал послушником Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского мужского монастыря . В 1918 г. получил высшее богословское образование в Москве (видимо, на курсах, читавшихся профессорами закрытой МДА). 1 июня того же года назначен зав. монастырской библиотекой и книжной лавкой. В 1919 г. принял монашеский постриг с именем Митрофан. С 3 марта 1919 г. выполнял послушание иподиакона, с 6 мая - помощника ризничего. 22 мая рукоположен во диакона, 10 апр. 1920 г.- во иерея. 20 апр. того же года назначен ризничим Данилова мон-ря. 20 авг. стал настоятелем московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря . 30 авг. возведен в сан архимандрита. 1 окт. был назначен временным наблюдателем часовни Боголюбской иконы Божией Матери в Москве. 1 нояб. 1920 г. переведен на должность настоятеля задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . 27 июня 1921 г. М. хиротонисан во епископа Аксайского, викария Донской епархии. В 1922 г. Донской епархиальный совет признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ) и образовал епархиальный комитет ВЦУ. М. не присоединился к обновленчеству и 22 янв. 1923 г. при содействии обновленцев был арестован в Ростове-на-Дону Донской ЧК. На следующий день был этапирован в Москву вместе с проходящими по одному с ним делу священнослужителями. 30 марта 1923 г. постановлением Особой комиссии при НКВД СССР был приговорен к 3 годам ИТЛ. В мае отправлен в Архангельск. В июне 1923 г. переведен в Соловецкий лагерь особого назначения. В 1926 г., по отбытии срока заключения, отправлен в ссылку в г. Алатырь Чувашской АССР. 29 сент. 1927 г. М. был назначен епископом Алатырским, викарием Ульяновской епархии. С 1929 г. временно управлял Чебоксарской епархией. 29 окт. 1930 г. назначен епископом Ульяновским, служил в Воскресенско-Германовском храме. В 1931 г. в Ульяновске происходило массовое закрытие храмов. Из 14 имевшихся в городе церквей были закрыты 7, в т. ч. все принадлежавшие Патриаршей Церкви (из оставшихся 5 храмов были григорианскими (см. Григорианский раскол ), 2 - обновленческими). Не имея возможности проводить службы в Ульяновске, М. был вынужден переехать в Мелекесс Средневолжского края (ныне Димитровград Ульяновской обл.).

http://pravenc.ru/text/2563434.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНТЕЛЕИМОН Пантелеимон (Долганов), митр. Ярославский и Ростовский. Фотография. 10-е гг. XXI в. Пантелеимон (Долганов), митр. Ярославский и Ростовский. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Долганов Анатолий Иванович; род. 12.09.1941, пос. Рудня Сталинградской обл. (ныне Волгоградской обл.)), митрополит. Из семьи рабочего. В 1959 г. окончил среднюю школу, затем - судоремонтное училище в Сталинграде (ныне Волгоград) по специальности сборщик-корпусник. В 1961-1964 гг. проходил срочную военную службу. В 1965 г. поступил в МДС. Окончил семинарию в 1969 г. и поступил в МДА. 26 дек. того же года наместником Троице-Сергиевой лавры архим. Платоном (Лобанковым; впосл. епископ) пострижен в монашество с наречением имени в честь вмч. Пантелеимона . 14 янв. 1970 г. находившемся в лавре на покое архиеп. Сергием (Голубцовым) рукоположен во диакона. В 1971-1976 гг. исполнял послушание келейника патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова). 2 апр. 1972 г. патриархом Пименом рукоположен во иерея. В 1973 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия за соч. на тему «Духовный образ святого апостола Павла по творениям святителя Иоанна Златоуста». В 1974 г. возведен в сан игумена. 16 февр. 1976 г. назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме . 16 июля 1982 г. назначен начальником миссии с возведением в сан архимандрита. 29 июля 1986 г. освобожден от должности начальника миссии и назначен наместником Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского мужского монастыря . Определением Синода РПЦ от 12 мая 1987 г. избран епископом Архангельским и Мурманским. 16 мая состоялось наречение и 17 мая - хиротония, к-рую возглавил патриарх Пимен. 27 дек. 1995 г. назначен епископом Ростовским и Новочеркасским. 23 февр. 1996 г. возведен в сан архиепископа. В июне 1997 г. в составе офиц. делегации Московского Патриархата принимал участие в торжествах на Св. земле, посвященных 150-летию Русской духовной миссии. С 6 окт. 2010 г. исполнял должность ректора Донской ДС, преобразованной из Донского миссионерского ДУ. 27 июля 2011 г. назначен на Ярославскую и Ростовскую кафедру. 11 сент. того же года возведен в сан митрополита. Решением Синода РПЦ от 5-6 окт. 2011 г. освобожден от должности ректора Донской ДС и утвержден ректором Ярославской ДС, тогда же утвержден в должности настоятеля ростовского Спасо-Иаковлевского Димитриева мужского монастыря . Определением Синода РПЦ от 15 марта 2012 г. в пределах Ярославской обл. путем выделения из Ярославской и Ростовской епархии была учреждена Рыбинская и Угличская епархия (см. ст. Рыбинская и Даниловская епархия ), вошедшая в состав новоучрежденной Ярославской митрополии , главой которой назначен П. В 2015 г. путем выделения из состава Ярославской епархии образована Переславская и Угличская епархия .

http://pravenc.ru/text/2578854.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010