Преподобный Давид Солунский Аудио С в ятой Давид жил на рубеже V - VI вв. Земной ангел и небес­ный человек, он рано оставил родину, Месопотамию, и все земные привязанности, чтобы взять свой крест и сле­довать за Господом. Он стал монахом в Фессалонике, в мо­настыре Святых Феодора и Меркурия, который называется Кукуллатским. Преподобный Давид усмирял желания плоти непре­рывными подвижническими трудами. Он шел по пути по­стижения добродетели, опираясь на размышления над Свя­щенным Писанием и житиями святых. Особое его восхищение вызывали святые столпники Си­меон Ветхий, Симеон Дивногорец, Даниил, Патапий и другие. Ревностно желая подражать им, прп. Давид стал жить на мин­дальном дереве, росшем по правую сторону от церкви, устроив на ветвях новый невиданным столп. Так он сделал себя по­зорищем для мира, для Ангелов и человеков (1 Кор 4,9). Подвиж­ник терпеливо переносил лю­бую погоду: и порывы ветра, и солнечный зной, и потоки дождя, и зимний снег, и холод. У него даже не было той проч­ной опоры, которую имели свя­тые, подвизавшиеся на столпе. Прп. Давиду приходилось все время держаться за свою вет­ку — он стал подобен птице, которая денно и нощно воз­носит ко Господу сладостные звуки непрерывных молитв и славословий. Ученики преподобного Давида, благочестивые и усердные в делах добродетели, умоляли его спуститься с ветки, чтобы настав­лять их в основах иноческой жизни. Но святой отвечал, что сойдет с дерева не раньше, чем через три года, когда получит от Господа знамение. По истечении этого срока прп. Дави­ду явился Ангел и возвестил, что его небесная жизнь была угодна Богу, а теперь настало время спуститься и удалиться в келью в ожидании иной миссии. Святой рассказал об этом видении ученикам, и они приготовили ему новое жилище — крошечную хижину. Тогда в присутствии митрополита Солунского Дорофея и многочисленных священников преподобный Да­вид сошел с дерева. Они отслужили Божественную литургию, затем святой удалился в затвор при общем духовном ликова­нии и благодарственных песнопениях.

http://pravoslavie.ru/54697.html

[Румын. Episcopia Aradului, Ienopolei i Hlmagiului], Банатской митрополии Румынской Православной Церкви с кафедрой в г. Арад. На территории совр. епископии с сер. XVI в. существовали правосл. епископские кафедры, находившиеся в юрисдикции Печской Патриархии Сербской Православной Церкви. Так, в 1563 г. некий еп. Даниил в Липове окормлял местных православных. В кон. XVI в. в Иенополе (совр. Инеу) был еп. Матфей, в нач. XVII в.- еп. Савва. В 1628-1643 гг. митрополитом Иенопольским был поставлен Лонгин (Бранкович) (по данным Српски jepapcu (С. 287), в 1629 - ок. 1636). В 1651 г. митрополитом Липовы и Дьюлы был Софроний. В 1664 г. упоминается еп. Стефан в Липове. Последний еп. Иенопольский Исаия (Джакович) в 1706 г. перенес кафедру в Арад, после чего епископия вошла во вновь образованную Карловацкую митрополию и находилась в ее составе до 1865 г. Архиереи епископии были сербами, несмотря на то что преобладающее большинство правосл. паствы составляли румыны. После еп. Исаии (1706-1708) епископию возглавляли Иоанникий (Мартинович; 1710-1721), Софроний (Раваничанин; 1722-1726), Викентий (Йованович ; 1726-1731), Исаия (Антонович ; 1731-1748), Павел (Ненадович ; 1748-1749), Синесий (Живанович ; 1751-1768), выдающийся защитник Православия, борец с униатским прозелитизмом. Еп. Синесий выстроил новую епископскую резиденцию в Арад-Гай, в основанном им мон-ре Симеона Столпника, к-рый сохранился до наст. времени. Затем епископию возглавляли епископы Моисей (Путник ; 1768-1770, буд. митр. Карловацкий), Пахомий (Кнежевич; 1770-1783), Петр (Петрович; 1784-1786), Павел (Авакумович; 1786-1815). В 1812 г. в Араде было открыто училище, готовившее преподавателей для румын. школ, в 1822 г.- двухгодичная богословская школа (см. Арадский Богословско-педагогический ин-т ). После еп. Павла (Авакумовича) нек-рое время кафедра оставалась вдовствующей и управлялась администраторами, временно исполнявшими обязанности епархиального архиерея. В этот период представители румын. священства и интеллигенции во главе с проф. Моисеем Никоарэ неоднократно обращались к австр. имп. Францу I с просьбой о поставлении епископа-румына.

http://pravenc.ru/text/75816.html

Яковлевич Смирнов (12.11.1872, дер. Пахомово Калязинского у. Тверской губ.- 4.12.1937, Северо-Казахстанская обл.), сщмч. (пам. 21 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи торговца хлебом. В 1895-1899 гг. служил в армии писарем. В 1922 г. Ковровским еп. священноисп. Афанасием (Сахаровым) рукоположен во диакона, служил в Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника московском мужском монастыре . В 1927 г. арестован по обвинению в «антисоветской пропаганде среди церковников мысли об избрании патриархом антисоветского деятеля митрополита Кирилла» (Казанского митр. сщмч. Кирилла (Смирнова) .- Авт.), приговорен к 3 годам ссылки в Сибирь. В 1930 г. поселился в г. Владимире, где служил в Николо-Кремлевской ц. Не принял «Декларации» 1927 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси), примкнул к «непоминающим» . 3 нояб. 1931 г. арестован по обвинению в «участии в контрреволюционной группе церковников», помощи заключенным и ссыльным. После 4 месяцев содержания под следствием решением особого совещания при Коллегии ОГПУ от 7 марта 1932 г. выпущен с зачетом в наказание срока предварительного заключения. Был рукоположен во иерея (точная дата неизв.), продолжал служить в Николо-Кремлевской ц. 26 апр. 1936 г. арестован по обвинению в участии в «контрреволюционной организации Истинно-Православная церковь», заключен в тюрьму г. Иванова. Проходил по одному делу с еп. Афанасием (Сахаровым), приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. Ссылку отбывал в с. Марьевка Тонкерейского р-на Северо-Казахстанской обл. Непродолжительное время работал на маслозаводе. 24 нояб. 1937 г. арестован по обвинению в том, что «поддерживал связи с ссыльным епископатом, занимался контрреволюционной агитацией». Виновным в контрреволюционной деятельности себя не признал. 2 дек. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Северо-Казахстанской обл. приговорен к расстрелу. Казнен, похоронен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/469211.html

Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 г. Он был четвертым — младшим сыном святого Александра Ярославича Невского (память 30 августа и 23 ноября) и праведной княгини Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 г. Он был четвертым — младшим сыном святого Александра Ярославича Невского (память 30 августа и 23 ноября) и праведной княгини Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в соборе Владимирского Успенского (Княгинина) монастыря, и окрестные жители почитали ее праведной. В 1272 г. благоверный князь Даниил получил в удел город Москву с прилегающими землями. В окрестностях Москвы благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм и при нем монастырь в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника (память 11 декабря). Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие. Когда в 1293 г. его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем («Дюденева рать») опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 г. выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать. В 1300 г., когда Рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском на Рязанского князя, разбил неприятеля, взял Константина в плен и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная — как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников — татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времена, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством.

http://pravmir.ru/svyatoj-blagovernyj-kn...

Разделы портала «Азбука веры» 10 Мар 2022 Поминовение Николая Васильевича Гоголя совершили в московских храмах в 170ю годовщину кончины писателя В Избранное В храмах Москвы, где молился Николай Васильевич Гоголь, совершены панихиды в 170ю годовщину кончины великого русского писателя, уроженца Полтавщины, сообщает «Благовест-инфо» . Заупокойное богослужение с участием выпускников МГУ, литературоведов и прихожан москвичей прошло 4 марта в Татьянинском храме МГУ, где в 1852 году отпевали Гоголя. Панихиду совершили настоятель храма протоиерей Владимир Вигилянский, архимандрит Симеон (Томачинский) и настоятель храма Симеона Столпника на Поварской иерей Даниил Зубов. Архимандрит Симеон, выпускник Филологического факультета МГУ отметил, что благодаря имени Гоголя храм был возвращен Церкви в 1995 году. В то время он был студентом университета и с группой единомышленников пришел на историческое собрание в актовом зале при храме. А когда большинство участников настаивали на сохранении в помещении храма студенческого театра, Томачинский напомнил, что именно здесь отпевали Гоголя, что послужило переломным моментом при голосовании. По окончании аспирантуры на кафедре русской литературы XIX века он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя. Своеобразие поэтики». Вскоре ушел в Сретенский монастырь; несколько лет возглавлял сайт «Православие.ру». Протоиерей Владимир Вигилянский рассказал, как в сложные 1990е, когда был еще силен антицерковный настрой, нашлись люди из числа деятелей культуры, которые не подписали письмо против Церкви, среди них был, например, Иннокентий Смоктуновский. В университетском храме, напомнил священник, молились многие деятели культуры – и Гоголь, и Ключевский, отец и сын Соловьевы, и Владимиру Сергеевичу в этом храме было мистическое видение Божией Матери. Поминовение Николая Васильевича Гоголя также было совершено в храме Симеона Столпника на Поварской, приход которого распространялся на дом, где писатель жил в последние годы. Протоиерей Владимир Вигилянский заметил на своей странице в соцсети, что, готовясь к богослужению, узнал подробности проводов в последний путь Гоголя. «Оказывается, его отпевали в нашем храме священник Алексий Соколов и диакон Иоанн Пушкин – клирики церкви преподобного Симеона Столпника на Поварской. Вернее, я знал о том, что Гоголь был прихожанином этого храма, но имена священнослужителей были мне неизвестны», – написал Вигилянский.

http://azbyka.ru/news/pominovenie-nikola...

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Избранный угодниче Христов, преподобне столпниче и преславный чудотворче, возсиявый мирови, яко звезда многосветлая, подвиги и чудесы своими, восхваляем тя любовию, отче Данииле. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от бед и скорбных обстояний свободи нас, да благодарственно, со умилением, зовем тебе: Радуйся, преподобне отче Данииле, теплый о мире к Богу молитвенниче. Икос 1 Ангельскому житию от юности твоея поревновав, преподобне, восприял еси труды и подвиги иночества, в них же до кончины самыя пребыв, Богу угодил еси и славы небесныя сподобился еси. Сего ради похвальная восписуем тебе, вопиюще таковая: Радуйся, Данииле, молитвами матери твоея испрошенный; Радуйся, неплодою рожденный. Радуйся, пророческим именем нареченный; Радуйся, родители твоими на служение Богу обреченный. Радуйся, от юности чистоту жития возлюбивый; Радуйся, в отрочестве духу плоть свою покоривый. Радуйся, преподобне отче Данииле, теплый о мире к Богу молитвенниче. Кондак 2 Видевши тебе отроча младо, в обитель иноков пришедшаго, старцы и братия отрицахуся пострижения сподобити, глаголюще, яко младость юности не может трудов иночества понести. Ты же, отвещав, рече: мне еже жити Христос и еже умрети приобретение. Сего ради вопием о тебе Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разумея Божие в изволении твоем звание работати Господеви и слыша к тому моление отца твоего и матери твоея, да пред очима их пострижен будеши, преподобнии отцы ангельскаго образа сподобиша тебе, Данииле. Мы же, славяще таковое постоянство твое, взываем тебе таковая: Радуйся, Богом избранный; Радуйся, Господом призванный. Радуйся, храм Святому Духу предуготованный. Радуйся, алтарь на священнослужение Господу освященный. Радуйся, плоть свою со страстьми от юности распинавый; Радуйся, велия подвиги благочестия в иночестве показавый. Радуйся, преподобне отче Данииле, теплый о мире к Богу молитвенниче. Кондак 3 Силою Вышняго осеняемый, растяще и крепляшеся духом, блаженне Данииле, и преизящнаго жития начаток уготовляя, воспевал еси устами и духом Богу: Аллилуиа. Икос 3

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Даниил Переславский, прп. - житие Преподобный Даниил Переяславский (память 7 апреля по старому стилю) В миру — Димитрий, родился около 1460 года в г. Переяславле Залесском от благочестивых родителей. С юных лет он обнаружил свою любовь к подвижничеству и подражал подвигам св. Симеона Столпника (память 1/14 сентября). Отрок был отдан на воспитание в Никитский монастырь к своему родственнику игумену Ионе, где полюбил иноческое житие и сам решил стать иноком. Боясь, как бы родители не помешали исполнению его намерения, он вместе с братом своим Герасимом тайно ушел в монастырь преподобного Пафнутия Боровского (память 1/14 мая). Здесь, приняв иноческое пострижение, преподобный Даниил под руководством опытного старца св. Левкия прожил 10 лет. Получив опытность в духовной жизни, преподобный возвратился в Переяславль в Горицкий монастырь, где принял священство. Строгою, богоугодною жизнью и неусыпными трудами св. Даниил обратил на себя всеобщее внимание; к нему стали многие приходить на исповедь и за духовными советами. Никто не уходил от преподобного Даниила не утешенным. Особенным подвижническим проявлением любви к ближним стала забота преподобного об умерших нищих, бездомных и безродных людях. Если он слышал о каком-либо человеке, погибшем от разбойников, об утопленнике, или замерзшем на дороге, которого некому погребсти, то всячески старался отыскать мертвое тело, относил его на своих руках в скудельницу (месте захоронения бездомных), погребал, а после поминал на Божественной литургии. На месте скудельницы святой построил храм в честь Всех святых, чтобы в нем возносилась молитва о упокоении безвестно умерших христиан. Вокруг него несколько монахов выстроили себе келий, образовав небольшой монастырь, где в 1525 году преподобный Даниил стал настоятелем. Одна из главных заповедей, которую преподал новый настоятель, призывала принимать всех странников, убогих и нищих. Он вразумлял братию и наставляя на путь истины не силою, но кротостью и любовью, всем подавая пример чистой жизни и глубокого смирения.

http://pravicon.com/info-2145

Свято-Данилов мужской монастырь (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Данилов монастырь (Свято-Данилов монастырь, Даниловский монастырь) — ставропигиальный мужской монастырь на юго-востоке столицы, в 5-ти километрах от Кремля. В этой обители встречаются многие исторические сюжеты Москвы и всей России. Содержание История [ править править код ] Монастырь в эпоху собирания русских земель вокруг Москвы [ править править код ] Основание [ править править код ] Предание, бытующее в Даниловой обители, не расходится с данными ученых: этот первый в Москве монастырь был основан в 1282 году князем Московским Даниилом Александровичем во имя прп. Даниила Столпника . Обитель возникла, когда до ранга столичного граду Москве было далеко. Поэтому не удивительно, что в ее истории много неясного. Достаточно вспомнить, что над раздробленной Русью в то время тяготело монгольское иго, да и сам монастырь уже в 1293 году подвергся татарскому разорению. Князь Даниил Московский был сыном святого князя Александра Невского . (Символично, что частица мощей святого князя хранилась в монастыре до самого его закрытия в 30-е годы XX века.) Монастырь строился вокруг церкви прп. Даниила Столпника, которая находилась на месте современного храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Первым его настоятелем стал архимандрит Иоанн, впоследствии епископ Ростовский. В 1303 году святой благоверный князь Даниил скончался в 42-летнем возрасте, приняв монашество в основанной им обители. Согласно его смиренному завещанию, его похоронили не в самом храме, как это следовало делать в соответствии с его княжеским титулом, а на обыкновенном церковном погосте. При Иване Калите [ править править код ] В 1330 году Данилов монастырь пережил событие, прервавшее его историю на два столетия. Тогда хозяйственный князь Иван Калита перенес обитель в Кремль, ближе к княжескому дому, переименовав ее в Преображенскую. К этому времени относится запустение монастыря и монастырского кладбища. Спустя сто лет после основания обители забыли даже о самом месте «святого Данилы за рекой», и позже пришлось обращаться к помощи помнивших древние предания старцев, чтобы обнаружить это место. Житие святого князя Даниила объясняет это тем, что Данилов монастырь объединили со Спасской обителью, находившейся неподалеку, а игумены последней не заботились должным образом об этом своем приобретении.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Данилов_...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Имя Даниил 5 мин., 16.03.2018 Значение имени: Даниил — имя древнееврейского происхождения и переводится «судья мой Бог» или «Бог есть судия». День памяти: 17 марта — день памяти святого благоверного князя Даниила Московского Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» —  «Именины» . Святой благоверный князь Даниил Московский (1261–1303) Миротворец и мудрый правитель, основатель московской правящей династии Рюриковичей получил свой княжеский Московский удел в трехлетнем возрасте. Своего отца — святого благоверного князя Александра Невского (1221–1263) — Даниил лишился рано, так что воспитанием малолетнего сына знаменитого полководца занимался его дядя, великий князь Владимирский Ярослав Ярославич. В 1272 году, достаточно повзрос­лев, Даниил переселился в Москву. По сравнению с другими княжествами это был крохотный и скудный земельный надел. Но уже через несколько веков это маленькое княжество станет главным политическим и духовным центром складывающегося государства. И такое славное будущее Москвы по парадоксальному стечению обстоятельств во многом было связано с миролюбивостью ее первого правителя. Здесь, на берегу Москвы-реки, он устроил монастырь, главный храм которого был освящен в честь небес­ного покровителя князя — преподобного Даниила Столпника. Сегодня эта обитель — Патриаршая резиденция и один из главных центров православия в России. Как утверж­дают современные археологи, при Данииле в городе была построена и первая каменная церковь. В эпоху размаха княжеских междоусобиц и постоянных кровавых столкновений между русскими феодалами московский правитель мирным путем сумел значительно расширить свои владения и обеспечить безопасность жителям своего удела. Последнее было особенно важно ввиду тяжелейших условий татаро-монгольского ига, ведь теперь местное население получило возможность заниматься хозяйством, не опасаясь, что плоды их трудов в любой момент могут погибнуть под вражескими сапогами. Уже тогда в поисках размеренной и тихой жизни в процветающие владения Даниила начали переселяться жители соседних княжеств.

http://foma.ru/imya-daniil.html

Никитский мужской монастырь (Переславль-Залесский) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Никитский мужской монастырь — монастырь, расположенный на северной окраине города Переславля-Залесского, рядом с национальным парком Плещеево озеро. Один из древнейших монастырей России. Посвящён святому Никите Великомученику. Основными праздниками монастыря считаются 24 мая/6 июня — память святого Никиты; 23 мая/5 июня — собор Ростово-Ярославских святых. Согласно сказанию Степенной книги, князь Владимир Святославич отдал Ростово-Суздальскую область своему сыну Борису. Нынешние насельники считают 1010 год датой основания святой обители. Именно в это время Борис и епископ Иларион основали первые церкви на Плещеевом озере, утверждая таким образом христианство на языческих землях. Возможно, что одна из этих церквей и стала основой будущего монастыря. Содержание История [ править править код ] В литературных памятниках домонгольской эпохи обитель не упоминается. Время, когда в ней жил насельник Никита Столпник, также вызывает сомнения. Например, Е. Е. Голубинский относил его деятельность к периоду татаро-монгольского ига. Приблизительно в XV веке одним из монахов Никитского монастыря было составлено житие Преподобного Никиты, которое затем дополнялось описанием чудес, явленных святым посмертно. Из жития следует, что преподобный столпник Никита Переславский подвизался здесь в конце XII века. Среди людей, которые получили исцеление благодаря святому, в житии упоминаются Михаил Всеволодович, сын черниговского князя, и Иоанн, сын Иоанна Васильевича Грозного. В память об исцелении Михаила воздвигнута Черниговская часовня (нынешнее здание относится к постройке 1702 года). Древнерусский период [ править править код ] На рубеже XV-XVI веков в монастыре некоторое время жил будущий основатель Переславского Троице-Данилова монастыря св. Даниил. До XVI века монастырь жил собственными трудами. Около 1515—1521 годов переславским дьяконом Евстафием после его исцеления у мощей преподобного поставлена деревянная Никитская церковь, посвящённая переславскому чудотворцу (не сохранилась). В 1521 году угличский князь Дмитрий Иоаннович подарил монастырю село под Угличем. А в 1528 году по приказу Великого князя Московского Василия Третьего на территории обители на месте старой каменной Никитской церкви (посвящённой раннехристианскому мученику) строится каменный Никитский собор.

http://azbyka.ru/palomnik/Никитский_мужс...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010