Часовня преподобного Даниила Столпника (Васильева Гора) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Часовня преподобного Даниила Столпника в деревне Васильева Гора построена по проекту архитектора Н. А. Львова в 1794-1795 годах, в интерьере сохранились росписи XVIII века. Содержание История [ править править код ] В километре пешего пути от Райка через заброшенный усадебный парк стоит часовня-ротонда на Васильевой Горе, построенная по проекту Н. А. Львова и сохранившая в интерьере росписи XVIII века. В феврале 1792 года в Знаменское приезжает архитектор англичанин Вальтер Ирвен. Не исключено, что приглашением Ирвен обязан знакомству с Н.А. Львовым, под началом которого работал «на прииске и разработке угля». С этого времени все работы в имении Глебовых ведутся под руководством Ирвена. Весной 1792 Глебов обратился в Тверскую духовную консисторию с просьбой перенести кладбище Знаменской церкви. Погост вокруг храма, находившийся слишком близко к новой роскошной усадьбе, был «неудобный» для проектируемого ландшафта. В компенсацию, Глебов ремонтирует деревянную часовню в деревне Васильевская Гора, поставленную в память явившейся иконы Даниила Столпника, и начинает заготавливать материал для каменной. Вскоре же после постройки часовня Даниила Столпника была расписана. Вероятно, росписи парадных залов главного дома Глебовых и часовни-ротонды относятся к одному и тому же времени, а именно к 1794 году. В часовню ведут три входа, разделенные двумя прямоугольными окнами. Главный вход фланкируют изображения четырех святых. Слева от входа — апостолы Петр и Павел, справа — Симеон Столпник и Даниил Столпник. Изображенные святые показаны в полуобороте к центральной фигуре, расположенной над порталом, все они смотрят на Христа, восседающего на облаках. Над всеми этими композициями у основания купола расположен живописный орнаментальный фриз с изображением чаш, стилизованных растительных элементов, различных знаков и символов. В центре купола — солнечный диск с длинными радиальными лучами и цветным свечением, а по краям — изображение ангелов на фоне облаков.

http://azbyka.ru/palomnik/Часовня_препод...

Владимир Николаевич Киреев. Свято-Данилов монастырь      17 марта Русская Православная Церковь отмечает день кончины святого благоверного князя Даниила Московского. В годы его правления (1276-1303гг.) Москва обрела княжеский престол и стала самостоятельным русским удельным княжеством после присоединения к ней Коломны и Переяславля-Залесского. А сам князь Даниил стал первым великим князем Москвы и " родоначальником московского княжеского дома " , по определению русских дореволюционных историков. В Москве во имя святого князя освящен придел соборного храма Семи Вселенских Соборов Даниловского монастыря, основанного им в Замоскворечье, близ Серпуховской заставы. Это - древнейший, самый первый московский монастырь, устроенный в нашем городе в 1282 году. Хотя есть и другая, менее обоснованная версия, что его основание произошло позднее, в 1298-1300 гг.: тогда первым московским монастырем является Богоявленский близ Кремля в нынешнем Китай-городе, также основанный князем Даниилом в 1296 году (см. нашу публикацию от 19 января с.г.). Святой князь Даниил Московский был младшим сыном св. Александра Невского. Он родился во Владимире в 1261 году и, уже в одиннадцатилетнем возрасте получил по разделу между братьями Москву. В 1282 году на берегу Москвы-реки он построил церковь во имя св. Даниила Столпника, своего небесного покровителя, и при ней основал мужской монастырь. Свято-Данилов монастырь. Князь Даниил, помня слова своего отца о том, что " Бог не в силе, а в правде " , стремился к миру и миролюбию. Главным делом его жизни было усиление и укрепление Москвы как самостоятельного княжества - уже старший сын св. Даниила Московского, Иван Калита, добился для Москвы ярлыка на великое княжение, и ранее незаметная Москва стала русской столицей до самого времени Петра I. По примеру отца, перед своей кончиной св. князь Даниил принял иноческий чин и схиму и скончался 4 марта 1303 года (ст.ст.). Согласно его воле, князя похоронили на простом братском кладбище устроенного им Даниловского монастыря - " не в церкви, а в ограде " .

http://pravoslavie.ru/103.html

12 сентября — обретение мощей святого благоверного князя Даниила Московского, перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского 12 сентября 2007 г. 08:47 Святой благоверный князь Даниил Московский, младший сын благоверного князя Александра Невского, скончался 4 марта 1303 года. Перед кончиной, следуя благочестивому примеру отца, принял иноческий чин и схиму и по глубокому смирению завещал совершить погребение на братском кладбище основанной им обители в честь преподобного Даниила Столпника, впоследствии получившей название Московского Данилова монастыря. Честные мощи святого князя Даниила находились под спудом почти 350 лет. В течение этого времени благоверный князь неоднократно напоминал о себе и о месте своего погребения. Так, во времена великого князя Иоанна III (1462-1505) святой Даниил явился придворному юноше и повелел сказать великому князю следующее: «Рцы великому князю Иоанну: се убо сам всячески себе утешаеши, мене же почто забвению предал еси, но обаче аще он забвенна мя имать. Бог же мой несть мене забыл никогдаже». Узнав об этом, Иоанн III повелел служить соборные панихиды, раздавать милостыню и устраивать трапезы на помин своих усопших. При сыне Иоанна III великом князе московском Васи­ лии Иоанновиче (1505-1533) произошло событие, описанное в Степенной книге. Однажды великий князь с многочисленной свитой, в которой находился князь Иоанн Михайлович Шуйский, был в Даниловом монастыре и проезжал недалеко от места захоронения благоверного князя Даниила. Шуйскому нужно было сесть на коня, и он решил сделать это с надгробного камня на могиле святого Даниила. Оказавшийся поблизости не­кий благочестивый христианин сказал Шуйскому: «Господине княже! Не дерзай с камни сего всести на конь свой. Ведый буди, яко лежит ту великий князь Даниил». Гордый же князь не послушал совета и, встав на камень, хотел сесть на коня. Неожиданно конь вздыбился и упал мерт­ вым на землю, подмяв седока, едва оставшегося в живых после падения. В царствование Иоанна Васильевича Грозного (1533-1584) на могиле князя Даниила получил исцеление умирающий сын коломенского купца. Иоанн Грозный установил ежегодно совершать крестный ход к могиле благоверного князя Даниила и служить о нем панихиды. Он же издал указ о построении в запустевшем к тому времени монастыре двухэтажной каменной церкви, братских келлий, пополнении обители иноками и устройстве монашеского общежития.

http://patriarchia.ru/db/text/141045.htm...

Спас на Москве Сегодня престольный праздник в Новоспасском монастыре, который относится к старейшим обителям Москвы, ибо ведет свою родословную от самого первого московского монастыря. За свою долгую и трудную историю он сменил три адреса, но был первым в истории Москвы посвящен Спасителю и празднику Преображения. Тайны Спаса на Бору Спасский собор Новоспасского монастыря, заложенный при архимандрите Никоне Предание гласит, что основателем этого монастыря был сам князь Юрий Долгорукий и что он якобы воздвиг его на том месте, где позднее появился Даниловский монастырь – истинный родоначальник Новоспасского монастыря. На самом деле основателем первого монастыря Москвы стал ее первый князь – святой благоверный Даниил Московский. В 1282 году он заложил обитель на далекой Серпуховской заставе, где тогда проходила дорога в Орду, для уединенной молитвы и для обороны города. Однако история собственно Спасского монастыря началась позднее. Ведь князь Даниил основал в Замоскворечье не Спасский, а Даниловский монастырь, с деревянной церковью во имя его небесного покровителя святого Даниила Столпника, где и упокоился сам. Время было тревожное, Москве то и дело угрожали вражеские нашествия, один такой набег почти разорил Данилову обитель. Сын князя Даниила, Иван Калита, заботясь об отцовом достоянии и не желая обрекать его на забвение, в 1330 году перенес этот монастырь с окраины в Кремль, под защиту крепостных стен, то есть перевел сюда большую часть монахов из Даниловой обители. А в Кремле к тому времени уже стояла деревянная Спасо-Преображенская церковь, прозванная, «что на Бору», к которой и приписали переведенных иноков. Так эта церковь стала соборным храмом новоустроенной Спасской обители, и так в Москве появился ее первый Спасский монастырь, а в Кремле – его первая обитель. Далее история снова играет своими легендами и тайнами. Самое интересное в том, что основание этой деревянной Спасо-Преображенской церкви в Кремле предание приписывает тоже святому князю Даниилу Московскому. И временем ее основания считается 1272 год, именно тот год, когда юный отрок Даниил, младший сын Александра Невского, получил во владение «скудную» Москву. Ему тогда было всего 9 лет, и, возможно, основание в Кремле деревянной Преображенской церкви было совершено от его имени. Иногда ее даже считают самой первой церковью Москвы, но это не так – первым московским храмом стала кремлевская церковь Рождества Иоанна Предтечи, основанная в XII веке и безвозвратно погибшая в 1847 году при строительстве Большого Кремлевского дворца.

http://pravoslavie.ru/568.html

На Красной площади столицы состоялся XIII турнир по русскому хоккею на призы Патриарха Московского и всея Руси 18 февраля 2023 г. 21:24 15-17 февраля 2023 года на льду ГУМ-катка на Красной площади прошел традиционный праздник русского хоккея. В течение трех дней на главном катке страны проходили соревнования в рамках XIII турнира по хоккею с мячом на призы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси среди команд мальчиков и девочек 2011-2012 годов рождения. На большой праздник русского хоккея, который в этом году посвящен празднованию 1035-летия Крещения Руси, съехались более 500 юных спортсменов из разных уголков нашей страны. Лучшие команды мальчиков и девочек 2011-2012 годов рождения отобраны по результатам предварительных матчей в регионах. Дебютантами турнира стали хоккейные команды из Ульяновска, Луганска и Чеченской Республики. 17 февраля на Красной площади состоялась торжественная церемония открытия финальной чacmu XIII турнира на призы Патриарха. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в торжественной церемонии принял участие председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан . Вместе с президентом Федерации хоккея с мячом России Б.И. Скрынником он приветствовал участников соревнований и передал спортсменам напутственные слова Предстоятеля Русской Православной Церкви. Митрополит Митрофан освятил икону «Держава», написанную к 1035-летию Крещения Руси, на которой изображены святые апостол Андрей и равноапостольный князь Владимир с предстоящими святыми, а также окропил участников и гостей турнира освященной водой. Икона будет находиться в храме преподобного Симеона Столпника на Поварской города Москвы, настоятелем которого является член Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта, духовник Федерации хоккея с мячом России иерей Даниил Зубов. По окончании церемонии состоялось фотографирование.  В мероприятии также приняли участие ответственный секретарь Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта Д.И. Петровский, духовник Федерации хоккея с мячом России иерей Даниил Зубов, председатель комиссии по вопросам физической культуры и спорта Нижегородской епархии протоиерей Михаил Минюхин, священнослужители, входящие в состав любительской сборной команды по русскому хоккею и другие. 

http://patriarchia.ru/db/text/6004913.ht...

На Красной площади столицы состоялся XIII турнир по русскому хоккею на призы Патриарха Московского и всея Руси Москва, 20 февраля 2023 г.      15-17 февраля 2023 года на льду ГУМ-катка на Красной площади прошел традиционный праздник русского хоккея. В течение трех дней на главном катке страны проходили соревнования в рамках XIII турнира по хоккею с мячом на призы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси среди команд мальчиков и девочек 2011-2012 годов рождения, сообщает Патриархия.ru . На большой праздник русского хоккея, который в этом году посвящен празднованию 1035-летия Крещения Руси, съехались более 500 юных спортсменов из разных уголков нашей страны. Лучшие команды мальчиков и девочек 2011-2012 годов рождения отобраны по результатам предварительных матчей в регионах. Дебютантами турнира стали хоккейные команды из Ульяновска, Луганска и Чеченской Республики. 17 февраля на Красной площади состоялась торжественная церемония открытия финальной части XIII турнира на призы Патриарха. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в торжественной церемонии принял участие председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан. Вместе с президентом Федерации хоккея с мячом России Б.И. Скрынником он приветствовал участников соревнований и передал спортсменам напутственные слова Предстоятеля Русской Православной Церкви. Митрополит Митрофан освятил икону «Держава», написанную к 1035-летию Крещения Руси, на которой изображены святые апостол Андрей и равноапостольный князь Владимир с предстоящими святыми, а также окропил участников и гостей турнира освященной водой. Икона будет находиться в храме преподобного Симеона Столпника на Поварской города Москвы, настоятелем которого является член Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта, духовник Федерации хоккея с мячом России иерей Даниил Зубов. По окончании церемонии состоялось фотографирование. В мероприятии также приняли участие ответственный секретарь Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта Д.И. Петровский, духовник Федерации хоккея с мячом России иерей Даниил Зубов, председатель комиссии по вопросам физической культуры и спорта Нижегородской епархии протоиерей Михаил Минюхин, священнослужители, входящие в состав любительской сборной команды по русскому хоккею и другие.

http://pravoslavie.ru/151110.html

Отец Алексий очень неохотно отвечал на вопрос про обед: «Что же вы все про обед, да про обед спрашиваете! Как будто всё обедом ограничивается…». – Знаете, в одном монастыре составляли устав – всё-всё расписали, а когда перечитали – вообще обед не был указан! Портал «Правмир» подготовил статью о Даниловском монастыре, и взял интервью у архимандрита Алексия (Поликарпова). Приятного чтения! Даниловский монастырь В 12 веке младший сын Александра Невского князь Даниил построил монастырь и посвятил его своему святому – Даниилу Столпнику . Перед смертью князь принял монашество и был здесь похоронен, а теперь для москвичей это – его дом. Князь Даниил стал настоящим городским святым – его помощи люди просят во всех мегаполисных бедах – поиске работы, трудностям с квартирами. История Даниловского монастыря – то взлет, то запустение. После смерти князя Даниила – запустение, пока не приснился князь Иоанну III – почему забыл обитель? Потом расцвет и снова запустение. Жизнь монастыря глазами отца наместника – какая она? Приехав минута в минуту, ждем у корпуса архимандрита Алексия (Поликарпова), он опаздывает минут на пять (судя по деловому портфельчику в руках – со встречи) и с задором спрашивает: «Ага, вы тоже опоздали?!». Отправляет помощника выбрать подходящую комнату для съемки – первая и вторая темноваты, в третьей лежит толстый фотоальбом об обители, четвертая нам как раз подходит – самая светлая, обстановка везде очень простая и совсем не новая, но почему-то видно, что это покои наместника. – Отец Алексий, вы помните, как в вашей жизни впервые возник Даниловский монастырь? Впервые я услышал, что Даниловский монастырь открывается, в 1983 году. Это было событие величайшее. Обитель князя Даниила, им основанная – первый общежительный монастырь в Москве конца XIII века. Монастырь возвращали в руинированном виде. Как говорил покойный Патриарх Алексий II, здесь было разрушено все, что можно было разрушить. Даниловский монастырь. Между 1983 и 1985 После закрытия монастыря в 1930 году здесь был центр временной изоляции детей репрессированных.

http://pravmir.ru/danilov-monastyr-o-gar...

Святейший Патриарх Кирилл совершит Литургию в день празднования 30-летия возрождения Свято-Данилова монастыря 24 октября 2013 г. 13:18 27 октября 2013 года в Свято-Даниловом ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы пройдут торжественные мероприятия, посвященные 30-летию возрождения обители. Праздничное богослужение в Троицком соборе монастыря возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Начало Божественной литургии в 9.30. Днем в конференц-зале гостиницы «Даниловская» состоится праздничный концерт. Начало в 14.00 Данилов монастырь — самая древняя обитель Москвы, основанная святым благоверным князем Даниилом Московским (1261-1303), младшим сыном святого благоверного князя Александра Невского. На берегу Москвы-реки, в пяти верстах от Кремля, князь Даниил не позднее 1282 года поставил небольшой деревянный храм во имя своего небесного покровителя — преподобного Даниила Столпника. Так было положено мужскому монастырю, который князь содержал на собственные средства. 30 лет правления святого Даниила выпали на трудное время татаро-монгольского ига и княжеских междоусобиц, но свой удел князь приумножил не силой оружия, а благочестием и миролюбием, добровольным присоединением к нему других земель. В 1302 году Переяславский князь Иоанн, племянник князя Даниила, умирая бездетным, завещал ему свои владения. Это положило начало объединению Русских земель вокруг Москвы. 4 марта 1303 года, приняв великую схиму с именем в честь пророка Даниила, святой князь Даниил скончался. По его завещанию князь был погребен на монастырском кладбище, среди могил простых иноков. После смерти князя Даниила его сын, великий князь Иван Калита, перевел Даниловскую братию в Кремль, в храм Спаса на Бору, а в XV веке обитель была переведена на новое место — Крутицкий холм, ныне Новоспасский монастырь. На некоторое время первый московский монастырь постигло незаслуженное забвение, но в 1652 году были обретены нетленные мощи князя Даниила, и вскоре он был прославлен в лике святых. После 1917 года в Даниловом монастыре собралась братия, твердо противостоявшая попыткам новых властей влиять на Церковь. В 1930 году монастырь был закрыт, а на его территории разместился приемник-распределитель для беспризорных детей. В 1937 году большинство насельников были расстреляны.

http://patriarchia.ru/db/text/3321427.ht...

Воскресенский храм (Ивойлово) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Воскресенский храм (Ивойлово). Каменный четырёхстолпный храм в псевдорусском стиле с шатровой колокольней, близкий к типовым проектам. Боковые приделы Богоматери Живоносный Источник и Сергиевский. Содержание История [ править править код ] Село Ивойлово на речке Груде принадлежало боярину Лаврентию Дмитриевичу Салтыкову († 1660) и было продано атаману Василию Артемьеву сыну Ломоносову и Афанасию Ивановичу Векову. В 1625 г. в селе уже была церковь Николая Чудотворца с приделами святого Даниила Столпника и Дмитрия Солунского. В писцовых книгах того времени указано: " церковь стоит без пения " , то есть за отсутствием священника богослужения не проводились. Село принадлежало Спасо-Яковлевскому монастырю, который в 1651 г. передал его во временное владение князю Пронскому с условием построить здесь церковь, поселить крестьян и расчистить землю (вероятно, село запустело после войны с Польшей в 1634 г. ) Новая деревянная церковь была построена 1678 г. В 1699 г. селом владели князь Иван Петрович Пронский и Александр Иванович Львов. Возможно было обновление деревянного храма в 1781 г. как следует из дела о постройке каменной церкви (см. далее). Ныне существующий каменный храм построен в 1874 г. по проекту архитектора Владислава Осиповича Грудзина. В деле о строительстве в селе Ивойлове Рузского уезда новой каменной церкви читаем: В январе 1854 г. было подано прошение причта и прихожан церкви Воскресенской села Ивойлова митрополиту Филарету о том, что: " В селе Ивойлове церковь деревянного здания однопрестольная во имя Воскресения Христова, хотя и крепка, но невместительна. Посему прихожане желают строить каменную в то же имя Воскресения Христова с приделами Божия Матери Живоносного источника и Пророка Божия Илии " . Однако согласно клировым ведомостям за1916 г. церковь " построена в 1860 г. тщанием прихожан. Каменная, крытая железом с такой же колокольней. Престолов три: в память обновления храма Воскресения Христова, во имя Божия Матери Живоносного Источника, во имя Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. " В приходе были деревни: Щелканово, Шилово, Веино, Пупки, Немирово, Самошкино, сельцо Притыкино. В архиве сохранилось письмо Московской палаты государственных имуществ в Московскую духовную консисторию от 28 января 1854 г. в нем говорится, что для постройки новой каменной церкви, для сохранения ныне существующей деревянной, крестьяне села Ивойлова, не желая построить церковь в отдаленном от селения месте, предположили предоставить под постройку принадлежащую им землю… " .

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

Московский Кремль: Архангельский собор Описание: Центральное благочиние Московской епархии История Достоверных данных о времени появления в Кремле храма Архистратига Михаила не сохранилось. Существует предположение о том, что первый деревянный собор в честь этого святого в Московском Кремле возник предположительно около середины XIII в. В 1333 г. московский князь Иван Калита по обету построил в Кремле новый каменный храм в честь Архистратига Михаила. В конце XIV в. собор расписал Феофан Грек с учениками. Вероятно, что в соборе времен Ивана Калиты появились приделы в честь небесных покровителей его сыновей: Симеона Столпника и Андрея Критского. Иван Калита и его сыновья Симеон Гордый и Андрей были похоронены в Архангельском соборе, с самого начала ставшем усыпальницей московских князей. В 1471 г. при Иване III в храме появились еще два придела: апостола Акилы и Воскресения Господня. Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, и в 1505 г. по его повелению ветхая церковь была разобрана и заложена новая, но вскоре Иван Васильевич умер и был погребен в только что заложенном храме. Устроителем нового Архангельского собора считается его сын — великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен белокаменный храм, доживший до нашего времени. Архитектором собора был выбран итальянец Алевиз Новый. В западной части храма зодчим была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы. Приделы Иоанна Предтечи у южной апсиды и мч. Уара у северной были пристроены в середине XVI в. Во второй половине XVI в. в соборе появляется престол в честь Покрова Божией Матери. В соборе-усыпальнице стоят 46 княжеских гробниц московских князей и царей. Первым здесь был похоронен Иван Калита, последним — Иван Алексеевич, брат Петра I. Исключение составляют святой благоверный князь Даниил Александрович, погребенный в Даниловом монастыре, и князь Юрий Данилович, брат Калиты, похороненный в Успенском соборе Московского Кремля, а также Борис Годунов, останки которого были вынесены отсюда в 1606 году по повелению Лжедмитрия I. Здесь же находится могила М.В. Скопина-Шуйского. Также в Архангельском соборе похоронен император Петр II, умерший в 1730 г. в Москве от оспы. Сюда же были пенесены мощи св. мчч. князя Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Федора, погибших в Орде в 1246 г.

http://patriarchia.ru/db/text/138918.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010