17 марта — память Святого благоверного князя Даниила Московского 16 марта 2007 г. 15:00 Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым сыном святого Александра Ярославича Невского (память 23 ноября/6 декабря) и праведной Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной. В 1272 году благоверный князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника (память 11/24 декабря). Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие. Когда в 1293 году его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем («Дюденева рать») опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать. В 1300 году, когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани, разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар.

http://patriarchia.ru/db/text/97297.html

В 12 лет отрок сам ушел из дома в монастырь 24 декабря. ПРАВМИР. Церковь отмечает память преподобного Даниила Столпника. Преподобный Даниил Столпник родился в селе Вифара, близ города Самосаты в Месопотамии. Мать его Марфа долго была бесплодной и в молитвах дала обет, если родится ребенок, посвятить его Господу. Молитва была услышана, и Марфа вскоре родила сына, который до 5 лет рос без имени. Родители мальчика хотели, чтобы рожденный по благоволению Божиему также от Бога получил бы и имя. Они привели сына в находившийся поблизости монастырь и обратились к игумену. Игумен велел подать одну из Богослужебных книг и, наугад развернув ее, нашел в ней слова пророка Даниила. Так отрок получил имя. Родители просили, чтобы мальчик остался в монастыре, но игумен не принял его, так как тот был еще очень мал. В 12 лет отрок сам ушел из дома в монастырь. Родители обрадовались, когда узнали, где находится сын, и пришли в монастырь. Увидев, что он еще ходит в мирской одежде, они умолили игумена постричь его в Ангельский чин. В воскресный день игумен исполнил их просьбу, но запретил им часто посещать сына. Братия обители удивлялась подвигам инока. Однажды вместе с игуменом монастыря Даниил посетил святого Симеона Столпника, который предрек юному монаху, что и он понесет подвиг столпничества. Преподобный Даниил продолжил подвижническую жизнь в затворе. Когда в видении ему было указано место нового подвига, он удалился во Фракийскую пустыню вместе с двумя учениками, где они достроили столп, на котором преподобный Даниил провел 33 года. К столпу стекались люди, несчастные и вольные, и все получали от преподобного Даниила помощь и исцеление. Молитв святого подвижника испрашивали византийские императоры. Из многочисленных предсказаний преподобного наиболее значительным было пророчество о сильном пожаре в Константинополе. Преподобный Даниил обладал еще и даром благодатного слова. Он наставлял многих на путь исправления жизни. Преподобный преставился 80-ти лет (ок. 489-490 гг.). Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Пугорка, урочище. Церковь Спаса Преображения. Бывший Спасо-Преображенский Даниило-Шужегорский монастырь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Монастырь основан в XVI в. Сохранившееся каменное здание построено в 1755 году. После секуляризации монастыря в 1764 г. стало называться Спасопреображенской Шужгорской приходской церковью. По легенде, мощи основателя пустыни прп.Даниила находятся в ней под спудом. На 1865 год в Шужгорском приходе насчитывалось 45 дворов. Последнее упоминание о церкви как о действующей относится к 1916 году. В первые годы советской власти приход был ликвидирован, а на месте монастыря планировалось создать санаторий. В настоящее время ур. Пугорка - глухое необитаемое место вдали от жилья, проехать к церкви сможет не всякий внедорожник. Спасопреображенская Шужгорская церковь. Белозерский уезд, Погорельская волость, погост Спас-Шужгора (Попова) – Белозерский район, Енинское с/п, урочище Пугорка. Церковь каменная, с каменной колокольней, построена в 1755 году «тщанием прихожан». В церкви под спудом мощи преподобного Даниила Шужгорского. Престолы: Преображения Господня – главный; Преподобного Даниила Шужгорского Чудотворца; Преподобного Даниила Столпника. Одна приписная часовня – деревянная, покрыта тёсом, в д. Лилигумзь. Шужгорский Данилов упраздненный мужеский монастырь Новгородской Епархии находился в Белозерском уезде на Шужгорской горе, от Белозерска к югу в 45, от Новагорода в 500 верстах; построен он Пр.Даниилом Шужгорским, котораго и мощи почивают тамо под спудом в церкви за правым крылосом. Преподобный сей был родом из стран Московских, а постриженец Корнилиева Комельскаго монастыря. По штатам 1764 года монастырь сей обращен в приходскую церковь, и известен ныне под именем села Спасскаго на Шужгоре. Ныне на месте сем одна только церковь каменная во имя Преображения Господня с приделом Даниила Столпника; при ней священник с причетниками. Приходских дворов 39, земли 436 десятин.

http://sobory.ru/article/?object=19288

11. Неделя 29-я по Пятидесятнице, святых праотец. Глас 4-й. Прп. Даниила Столпника. Прп. Никона Сухого, Печерского, в Ближних пещерах. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой святых праотец (см. в Минее 11 декабря) . Примечание. Служба прп. Даниила Столпника переносится на повечерие в пятницу вечером (см. 10 декабря) . Примечание. Если случится Рождество Христово в воскресенье, то Неделя святых праотец бывает 11 декабря, а Неделя святых отцов (она же пред Рождеством Христовым) 18 декабря (см. Типикон, 11 декабря). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 6, и праотцев, глас 8-й – 4. «Слава» – праотцев, глас 6-й: «Иже прежде закона...», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма. «Слава» – праотцев, глас 1-й: «Лучами облиставшеся...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Се, исполнися Исаиино проречение...». На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» – праотцев, глас 3-й: «Праотцев собор...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Без семене от Божественнаго Духа...». По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь праотцев, глас 2-й: «Верою праотцы оправдал еси...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь праотцев, глас 2-й: «Верою праотцы оправдал еси...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален праотцев, глас 8-й: «Авраама, Исаака же и Иакова...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Благодарственное похваление...». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 7-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), отроков (см. в Минее, в службе праотцев) на 4 и праотцев на 6. Библейские песни «Поем Господеви...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-24/

Нарушителям постов 17 (30) декабря (Святого пророка Даниила и святых трех отроков Анании, Азарии и Мисаила) Нынешние миролюбцы и плотоугодники ни против одного из постановлений Церкви так не восстают, как против постановления о постах. «К чему посты? – кричат они. –Без питательной пищи и здоровье теряется, и разум помрачается, и молиться мы не можем, и раздражаемся от них и т.п». Кричат так они, и выходит, по их мнению, как будто пост действительно есть зло, и нарушать его нисколько не предосудительно и даже должно. Но на самом деле, они жестоко ошибаются; ибо пост не только не вредит здоровью, но поправляет его; не только не помрачает разум, но просветляет его. Когда Навуходоносор, царь Вавилонский, отводил Иудеев в плен в Вавилон, то вздумал взять для воспитания при своем дворе несколько детей из лучших семейств еврейских. Между этими детьми были двенадцатилетний отрок Даниил и три его товарища: Анания, Азария и Мисаил. Получая обильную, но запрещенную законом Моисеевым пищу, с царского стола, они не захотели оскверняться ею и просили поставленного над ними приставника, чтобы он давал им в пищу только овощи и воду. Приставник сначала в просьбе им отказал, сказав: «Боюсь царя: если он увидит вас изнуренными, тогда лишит меня жизни». На это Даниил отвечал: «Сделай над нами опыт в продолжение десяти дней; и если после сего времени отроки, вкушающие царскую пищу, окажутся полнее нас, то откажи нам в нашей просьбе, в противном же случае исполни ее». Приставник согласился, и что же? По окончании срока явишася лица их блага и крепка плотью паче отроков, ядущих от трапезы царской ( Дан. 1, 15 ) Это было до Рождества Христова. Обратимся к временам новозаветным. Макарий Александрийский в св. Четыредесятницу вкушал однажды в неделю и прожил сто лет. Св. Симеон столпник в св. Четыредесятницу ничего не вкушал и прожил сто три года. Преподобный Анфим тоже Великий пост проводил без пищи и прожил сто десять лет. А некоторые жили и еще дольше, например Павел Фивейский сто тринадцать, а Алипий столпник сто восемнадцать лет. Ясно, значит, что пост не только не вредит здоровью, но и укрепляет его.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Пятница. 11. Пятница. Прп. Даниила Столпника. Аллилуия. Прп. Никона Сухого, Печерского, в Ближних пещерах. По Уставу, совершается аллилуйная служба (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба прп. Даниила Столпника не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А). А. На вечерне кафизма 18-я. Примечание. Если накануне совершалась полиелейная служба свт. Иоасафа (вариант Б и В), то стихословится кафизма 15-я (которая не была прочитана на утрене четверга). На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 1-й – 3, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – преподобного, глас 5-й: «Вверенный тебе талант...», «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы»: «Избавление нас ради...» (см. в Октоихе, в четверток вечера 5-го гласа, на «Господи, воззвах»; Октоих, ч. 2, с. 118) . Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Заколение Твое…». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Твое предстательство...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Твое предстательство...». Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и преподобного на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален преподобного, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Агнца, Агница…».

http://patriarchia.ru/bu/2021-12-24/

В картине будут описаны события 1238-1303 годы. 21 марта. ПРАВМИР. 25 марта в конференц-зале «Даниловская» в Москве состоится презентация документального исторического фильма «Миротворец. Святой Даниил Московский». Лента рассказывает о родоначальнике московских князей, собирателей русских земель вокруг Москвы — благоверном князе Данииле Московском. Фильм описывает 1238-1303 годы, сообщает пресс-служба Московского патриархата . В съемках участвовали профессоры исторического факультета МГУ, священники, военные и археологи. Премьера фильма на федеральном канале «Россия — Культура» состоится в ближайшие недели. Торжественная презентация начнется в 16:00. Святой благоверный князь Даниил Московский родился в 1261 году и был четвертым сыном благоверного князя Александра Невского. В два года он лишился отца. Через некоторое время почила и жена Александра — праведная Васса. В 1272 году князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника. Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 сентября, 2012 4 апреля, 2024 8 февраля, 2024 6 февраля, 2024 25 января, 2024 1 января, 2024 16 декабря, 2023 7 ноября, 2023 10 октября, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/na-sleduyushhej-nedele...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период подчинения Константинопольскому патриархату (988- нач. XV в.) ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН († ок. 1428), Дивный, Белозерский, мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских и Вологодских святых) ГРИГОРИЙ († 1416), свт. (пам. 3 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский и Ярославский ГРИГОРИЙ ФИЛОСОФ (XI в.), мон.-книжник, автор цикла седмичных поучений (сборника четьих текстов для Октоиха (Параклита)) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ДАНИИЛ (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в.), игум., возможно, еп. Юрьевский, автор самого раннего сохранившегося древнерус. описания паломничества в Св. землю («Житье и хожение Данила, Русьскыя земли игумена») ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ДОСИФЕЙ (2-я пол. XIV - 1-я четв. XV в.), архим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря, книжник

http://pravenc.ru/rubrics/121728_3.html

Холмец. Часовня Казанской иконы Божией Матери. Фотографий пока нет В XVIII в. с. Холмец - крупное торговое село в Ржевском уезде, на Старом Торопецком тракте. В 1859 г., в пореформенное время, в нём насчитывалось 30 дворов, 210 жителей, имелась каменная церковь во имя святителя Николая Чудотворца, в 1890 г., после перестройки она была переосвящена в честь иконы Божией Матери «Знамение», с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и преподобного Симеона Столпника. Церковь взорвали после Великой Отечественной войны. В 2000-е годы в Холмце открыли молельный дом. Под молельный дом было передано одно из зданий старой школы. Тогда же зародилась идея строительства в селе часовни в честь Казанской иконы Божией Матери. Однако долгое время благую задумку не удавалось воплотить в жизнь: всё дело упиралось в отсутствие денежных средств. Пожертвований местных жителей было недостаточно. Глава сельского поселения С.Н. Крылов, который является одним из инициаторов строительства часовни, обратился за дополнительной помощью к главе района О.И. Дубову. Олег Игоревич с пониманием отнёсся к просьбе сельчан. Так совместными усилиями была построена часовня. 5 декабря 2012 года благочинный Оленинского округа протоиерей Владимир Евстигнеев и настоятель церкви в честь святого равноапостольного Николая Японского в п. Мирный протоиерей Артемий Рублёв совершили чин освящения часовни в честь Казанской иконы Божией Матери на месте взорванного храма. http://www.tvereparhia.ru/mitropoliya/ Село Холмец, от Твери 190 верст, от Ржева 70 верст. Церковь Знаменская, построена в 1890 году, каменная, престола три: в холодной Знамения Пресвятой Богородицы, в теплой: правый Святителя Николая, левый Преподобного Симеона Столпника. Церковные документы: опись 1893 года, метрики с 1810 года, исповедальные с 1824 года, план на землю.  В 1901 году служили: Священник Арсений Даниилович Вишняков 33-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1890 года, священником с 1894 года, состоял заведующим и законоучителем церковно-приходской школ. Священник Николай Иоаннович Покровский 31-го года, студент семинарии, в служении с 1891 года, священником с 1894 года, состоял законоучителем земской школы, катихизатором и сотрудником духовного следствия. Диакон Георгий Травин 49-ти лет, в служении с 1867 года, диаконом с 1885 года, состоял учителем церковно-приходской школы. Псаломщик Димитрий Георгиевич Лавров 52-х лет, в должности с 1869 года. Псаломщик Павел Елпидифорович Пешехонов 24-х лет, в должности с 1895 года, состоял учителем церковно-приходской школы. Церковный староста крестьянин Алексей Самуйлов с 1899 года. 

http://sobory.ru/article/?object=22521

30 авг. 1911 г. в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавре хиротонисан во епископа Новгород-Северского, викария Черниговской и Нежинской епархии. С 17 сент. 1916 г. еп. Стародубский, первый викарий Черниговской епархии. В мае 1917 г., после увольнения на покой Черниговского архиеп. сщмч. Василия (Богоявленского), возглавил Черниговскую кафедру. По воспоминаниям современников, любил проповедовать, обладал феноменальной памятью, был знатоком церковного устава. Являлся членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг . В 1919 г. был арестован в Чернигове, освобожден с запретом возвращения на кафедру. В 1921 г. подвергался аресту в качестве заложника, через неск. дней был выпущен на свободу. На Киевском совещании 1922 г. входил в комиссию для обсуждения вопроса о «прекращении раскола в Православной Украинской Церкви с целью представления о сем обстоятельного доклада Всеукраинскому Церковному Собору». 20 окт. 1922 г. сотрудники ГПУ провели обыски в Черниговском ЕУ и на квартирах П. и служащих управления. 21 окт. П. был арестован. После завершения следствия приговорен в дек. того же года к высылке за пределы Черниговской губ. на 3 года. В нач. 1923 г. проживал в дер. Предмостная слободка Остёрского у. Черниговской губ. (ныне в черте Киева). В этом месте П. было удобно регулярно встречаться с экзархом Украины митр. Михаилом (Ермаковым) и связываться с Черниговским ЕУ, но он был вынужден оттуда уехать по требованию властей. Нек-рое время проживал в Москве у своего однокурсника, настоятеля Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского мужского монастыря Волоколамского еп. Феодора (Поздеевского; впосл. архиепископ). 29 нояб. 1923 г. возведен в сан архиепископа. В том же году получил назначение на Ярославскую и Ростовскую кафедру, но в конце того же года отказался от этого назначения. 30 нояб. 1925 г. арестован в Москве по обвинению в «укрывательстве и пособничестве правой организации церковников». Проходил по групповому делу Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского).Постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ СССР от 11 мая 1926 г. приговорен к 3 годам ссылки в Коми (Зырян) автономную обл. В ссылке проживал в с. Деревянск Усть-Сысольского у. После освобождения вернулся в Чернигов и продолжил управлять Черниговской епархией. Выступал с критикой «Декларации» 1927 г. митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси).

http://pravenc.ru/text/2579850.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010