Сотворение мира В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт 1, 1–2).      Библейское учение о сотворении мира кратко называется Шестоднев. День означает сутки. В 1823 году англиканский священник Джордж Стэнли Фабер (1773–1854) выдвинул теорию «день — эпоха». Это мнение не имеет абсолютно никаких оснований. В еврейском языке для выражения слов неопределенный период времени или эпоха существует понятие олам . Слово йом в древнееврейском языке всегда означает день, сутки , но никогда не период времени . Отказ от буквального понимания дня сильно искажает библейское учение о сотворении мира. Если брать день как эпоху, то как определить вечер и утро ? Как к эпохе применить благословение седьмого дня и отдых в нем? Ведь Господь заповедал отдых в седьмой день седмицы — субботу, потому что Сам почил: и благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих (Быт 2, 3). Господь сотворил растения в третий день, а солнце, луну и другие светила — в четвертый. Если принять идею «день — эпоха», получается, что целую эпоху растения произрастали без солнечного света. Святые отцы понимали день первой главы книги Бытия буквально. Святой Ириней Лионский: «Восстановляя в Себе этот день, Господь пришел на страдание в день накануне субботы — то есть в шестой день творения, в который и создан человек, чрез Свое страдание даруя ему новое создание, то есть (освобождение) от смерти». Святой Ефрем Сирин: «Никто не должен думать, что шестодневное творение есть иносказание». Святой Василий Великий: « И бысть вечер, и бысть утро, день един... определяет сим меру дня и ночи и совокупляет в одно суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь». Святой Иоанн Дамаскин: «От начала дня до начала другого дня — одни сутки, ибо Писание говорит: и был вечер, и было утро: день один ». Как же тогда происходило чередование дня и ночи до сотворения светил, которые появляются в четвертый день? Святитель Василий Великий пишет: «Тогда не по солнечному движению, но по тому, что первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь» (Шестоднев. Беседа 2).

http://pravoslavie.ru/103568.html

Наши прародители Адам и Ева, преступив заповедь Божию в раю, навлекли на себя и на весь человеческий род гнев Божий и наказание за грех . Будучи изгнаны из прекрасного райского жилища, наши праотцы должны были в поте лица своего возделывать землю; душевные силы их потерпели изменение: разум затмился, воля развратилась, совесть потеряла первобытную чистоту и невинность; тело заразилось болезнями и подверглось тлению и смерти. Но что всего хуже – грех положил разделение между Богом и человеком: Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? ( 2Кор. 6:14 ). Весь человеческий род чрез происхождение от прародителей наследовал горькие плоды греха их: Как одним человеком, – говорит Апостол, – грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим. 5:12 ). Согрешили в Адаме все люди, так как он был родоначальником их. Забвение Бога, страсти и пороки, привязанность к земному и чувственному, тление и смерть: вот что сделалось уделом грешного человечества. Все люди стали по природе чадами гнева ( Еф. 2:3 ) Божия, все согрешили и лишены славы Божией ( Рим. 3:23 ). Так как, говорит святой Иоанн Дамаскин , «надобно было подкрепить и обновить естество человеческое, надобно было самим делом научить человека, указать ему путь добродетели, который бы отводил его от тления и вел к жизни вечной, – то, наконец, открывается целое море Божия человеколюбия». В Предвечном Совете Триипостасного Божества определено было спасти падшего человека чрез воплощение Второго Лица Пресвятой Троицы – Сына Божия. Божественным учением Своим, святою жизнью на земле, чудесами и крестною смертью Господь Иисус Христос совершил искупление наше, сделавшись для нас как бы Вторым Адамом, заглаждающим грехопадение первого Адама, – родоначальником нового мира верующих в Него. Первый человек, – говорит Апостол, – из земли перстный, второй человек – Господь с неба: каков перстный, таковы и перстные, и каков небесный, таковы и небесные ( 1Кор. 15:47–48 ). Таким образом Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям прегрешений их ( 2Кор. 5:19 ); люди примирились с Богом смертию Сына Его ( Рим. 5:10 ); оправданы кровию Его, спасены Им от гнева Божия ( Рим. 5:9 ). Сын Божий уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп. 2:7–8 ), для того, чтобы как преступлением одного всем человекам осуждение, – так правдою одного всем человекам оправдание к жизни ( Рим. 5:18 ); как непослушанием одного человека соделалисъ многие грешными, – так и послушанием одного соделалисъ праведными многие ( Рим. 5:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Беседа о втором дне творения Второе творческое повеление образует твердь. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды: и стало так. И создал Бог твердь, и отделил Бог воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй (ст. 6–8). Твердь – воздушное пространство, или видимое небо. Происхождение тверди, или видимого неба можно представить так. Неизмеримо громадная масса первозданного водянистого вещества распалась по мановению Божию, на миллионы отдельных шаров, которые закружились на своих осях и понеслись каждый по своей отдельной орбите. Пространство, образовавшееся между этими шарами, стало твердью ; ибо в этом пространстве движение новосозданных миров утверждено Господом на определенных и неизменных законах тяготения, так что они не сталкиваются между собою и нисколько не мешают друг другу в своих движениях. Вода над твердью, – это и суть новосозданные водянистые шары, которые потом окрепли, и с четвертого дня творения заблистали и заискрились вверху над нашими головами; а вода под твердью – это наша планета-земля, расстилающаяся у нас внизу под ногами. Все это еще носило название воды потому, что во второй день творения еще не получило прочного устройства и крепких форм. Достойно внимания указание величайшего учителя Церкви, св. Иоанна Дамаскина , жившего в VIII веке. В ирмосе 3-й песни 5-го гласа он говорит: «Водрузивый на ничесомже землю повелением Твоим и повесивый неодержимо тяготеющую ...». Так св. Иоанн Дамаскин раскрыл научную истину за много столетий до того времени, когда она стала достоянием науки. В третий «день» мира Бог собрал воду, которая под небом, в одно место, и явилась суша . И назвал Бог сушу землею , а собрание вод морями . И повелел земле произрастить зелень, траву и деревья . И покрылась земля травою, и всевозможными растениями, и деревьями разных пород. Читать далее Источник: Закон Божий: для семьи и школы/сост. прот. Серафим Слободской. – Минск : Издательство Белорусского Экзархата, 2011. - 720 с. ISBN 978-985-511-297-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Рубрики Коллекции Евангелие Крестопоклонной недели: «возьми крест свой, и следуй за Мною» 9 мин., 11.03.2018 Поделиться Великий пост — совершенно неповторимый период в церковном году. Каждый день, каждая служба наполнены особым смыслом. Важнейшее место занимают евангельские чтения воскресных дней поста и подготовительных недель. Мы попросили разных людей прочитать эти евангельские отрывки и рассказать, как они их понимают и что лично для себя выносят в рубрике «Евангелия Великого поста» . Евангелие третьей недели Великого поста читал вместе с «Фомой» Эдуард Бояков, режиссер, продюсер, театральный педагог. Евангелие от Марка, главы 8 и 9 (отрывок) 34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. 35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. 36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? 37 Или какой выкуп даст человек за душу свою? 38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. 1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Свернуть Эдуард Бояков. Фото Владимира Ештокина Надо помнить, что разговор о Евангелии — это, с одной стороны, смелость, которую человек может и должен проявлять, а с другой стороны, это невероятная ответственность. Конечно, нельзя изображать из себя богослова, если ты таковым не являешься. Когда я читаю святых отцов, когда я читаю «Точное изложение православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина, который очень подробно говорит о крестопоклонной неделе, о Кресте (совершенно потрясающий текст!), что еще я могу сказать после этого? Да ничего! В этой ситуации остается только одно — делиться опытом и мыслями предельно личными. Это евангельское чтение для меня особенное. Я пришел в Церковь взрослым, профессионально состоявшимся человеком, который чего-то достиг в этой жизни, у которого уже было, как говорится, за что держаться. И оказавшись в Церкви, я, как ни громко это прозвучит, оказался очень близко к той ситуации, о которой говорится в Евангелии, читаемом на Крестопоклонной неделе. К ситуации предельной бескомпромиссности: или — или. Я встал перед очень жестким выбором: либо остаться со своими земными достижениями, статусами, привычками — либо «отвергнуться себя» ради следования за Христом. Да, слова об отречении от себя я тогда понял несколько плоско, но об этом позже. А сначала — о страхе.

http://foma.ru/evangelie-krestopoklonnoy...

иером. Антоний Знамения пришествия антихриста по учению Священного Писания в толковании святых отцов и учителей церкви: Иоанна Златоуста, Андрея Кесарийского, Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина, Феодорита и других Источник Предисловие к благочестивому читателю Известно,что острый меч полезен и даже необходим в дороге и при опасности, так как с помощью его можно защититься от врагов; но он часто ведет и к погибели, служа орудием грабежей, насилий и убийств. Подобно сему мечу, размышление и исследование времени кончины мира для людей насколько полезно настолько и вредно. Достоин похвалы и рассудителен тот, кто, воспаряя мыслью к величайшему акту всемогущества и правосудия Божия, не забывает своей единоличной кончины, помнит, что впереди его ждет воздаяние за дела,страшится вечной муки и устремляется на делание благое. Такое размышление душеспасительно для всех христиан. Оно, по своему характеру, тождественно с размышлениями царствующего пророка Давида. Скажи мне, Господи, кончину мою, взывает он, и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой ( Пс.38:5 ). Умаление дней моих возвести мне; не восхить меня в половине дней моих ( Пс.101:24–25 ). В другом месте: Размышляю о днях древних,о летах веков минувших; припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает: неужели навсегда отринул Господь и не будет более благоволить? Неужели навсегда престала милость Его и пресеклось слово Его в род и род? Неужели Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедроты Свои? ( Пс.76:6–10 ). Так размышлять повелевает и Святой Дух: во всех делах твоих помни о конце твоем и во век не согрешишь! ( Сир.7:39 ). Вопреки сим Священным внушениям, некоторые, из самолюбия и праздного любопытства, всеми способами стараются проникнуть в сокровенную завесой тайну и, не имея ключа, хотят открыть дверь в Скинию, куда может входить один Пастыреначальник. Такое мудрствование о конце мира не только вредно, но, поистине, и грешно! Жестоко был бы наказан тот, кто дерзновенно, без полномочия и приказания, осмелился раскрыть царскую книгу или письмо, запечатанное царской печатью. Так следует понимать и здесь: сокровенны тайны Господни – это книга Царя Небесного, запечатанная семью печатями. Послушаем, что говорит Св. Иоанн Богослов: И видел я в деснице у Седящего на престоле книгу, писанную внутри и отвне, запечатанную седмью печатями. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ея? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев, от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу, и снять седмь печатей ея ( Апок.5:1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

Глава 13. Об антихристе Откр.13:1 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. И стал я на песке морском. Можно себе действительно представить, что Иоанн, находящийся на острове Патмос, стоит на берегу на песке морском, и вот то, что он видел, реально переплетается уже с видением духовным. Или же все это происходило в видении. И увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Из моря житейского, всегда волнующегося и много мятущегося суетой и грехами, из моря земных народов увидел Иоанн выходящего зверя . Кто этот зверь? Этот зверь, по верованию Церкви, и есть антихрист. Здесь необходимо указать на ряд неверных пониманий того, кто будет антихрист. Неверно понимать, что антихристом будет сам сатана. Сатана не может по примеру Христа воплотиться, да и Писание ясно различает сатану и антихриста: «диавол... ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк» ( Откр. 20:10 ). И апостол Павел называет антихриста «человеком греха» ( 2Сол. 2:3 ), а не сатаной. Так разумели и святые отцы. Святой Иоанн Златоуст : «Кто же есть сей, убо ли сатана; – никакоже, но человек некий, всякое егово приемляй действо». Святой Ефрем Сирин : «Не сам же родится сатана, но во образ его приидет прескверный яко тать». Святой Иоанн Дамаскин : «Не сам убо диавол будет человек, по Господню вочеловечению да не будет, но человек из блуда родится и поднимет все действа сатаны». То есть антихрист – не сам сатана, но человек, в которого вселится сатана и который будет всецело орудием сатаны в кончину века. Неверно понимание, что антихрист – это некоторое отвлеченное понятие вроде отступления, безбожия, ереси и подобного. Этому противоречит ясное указание апостола, что антихристом будет «человек греха» ( 2Сол. 2:3 ). О нем Писание говорит как о человеке в единственном числе, которому присущи действия конкретного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Архангел Гавриил возвещает Божией Матери о Божественном царском достоинстве Сына, Которого Она зачнет и родит: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца». И святая праведная Елисавета приветствует свою родственницу как Матерь Господа. «Когда Она стала Матерью Творца, — говорит святой Иоанн Дамаскин, — Она стала поистине Госпожой всей твари». И святые, сподобившиеся лицезреть Божию Матерь, свидетельствуют, что Ее можно было бы принять за Бога, если не знать, что этот дар непостижимой небесной красоты Она получила от Бога. Велика слава Божией Матери. Высоко ставит Церковь Ее образ во все века. Взирая на эту славу, невозможно не удивляться, почему, например, Господь являет больше всего чудес через иконы Божией Матери. Больше, чем даже через иконы Самого Спасителя. Есть у нас и Его чудотворные образы, но Божия Матерь как бы превосходит Своей славой Самого Бога. Что означает это чудо? Мы принадлежим Церкви, которая чает Второго Пришествия Христова и явления в полноте славы Божией — славы всей Церкви и славы каждого человека. До этого времени Церковь находится в странствии, она еще не достигла полноты славы. Мы уже дома, как говорят святые отцы, но мы еще в пути. Мы уже знаем, что Бог пришел в мир и что с нами Бог, что Христос воскрес, и жизнь вечная нам дана. Мы уже приобщились этой тайне, и она снова и снова по дару Духа Святого возвращается к нам. Но мы не достигаем новой жизни в полноте. Мы живем в мире, который искажен злом, и наш путь идет к полноте этой славы, ко Второму Пришествию Христову. Но есть Одна в роде человеческом — Божия Матерь, в Которой эта слава Христова, слава всей Церкви, уже сейчас раскрылась в полноте. Глядя на Божию Матерь, зная благодать, которой сподобляет нас Господь, мы сознаем, как велико наше призвание. Слава рода человеческого уже началась и не будет никогда отнята от тех, кто во Христа крестился и во Христа облекается. Да, «ина слава солнцу, ина слава луне, и звезда от звезды славою разнится», но эту славу Божия Матерь приняла не для Себя одной, а для того, чтобы эта слава Ее заступничеством принадлежала всем Ее детям, которых Она больше любит, чем родная мать своих детей.

http://pravoslavie.ru/60963.html

Мы должны четко различать понятия «предопределение» и «предведение». Идея предопределения совершенно чужда христианству. Она противоречит Слову Божию. Господь желает спасения всем. Св. апостол Павел призывает проводить «жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим.2:2-4). По учению святых отцов, спасение совершается совместным действием Божией благодати и свободной человеческой воли. Все предсказания и пророчества, которые содержатся в Священном Писании, имеют один Божественный источник, потому что Господь имеет полное предведение всего, что будет. Так Он говорит Иеремии: «прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер.1:4-5). И апостол пишет: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим.8:29-30). В первой цитате сказано «Я познал тебя», а во второй - «кого Он предузнал». Предведение – свойство Божественного Разума. Господь знает все: прошедшее, настоящее и будущее. Человеческий ум ограничен, поэтому не может постигнуть это свойство. «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим.11:33). Употребленное далее слово «предопределил» означает лишь то, что Бог, наперед видя все свободные действия людей, определяет и исполнение имеющихся у данного человека возможностей. Божественный Промысел заботиться о том, чтобы неблагоприятные условия не помешали реализоваться тому благому, что человек имеет. Об этом пишет преподобный Иоанн Дамаскин: «по причине предведения Своего, Бог предопределяет и то, что не находится в нашей власти» (Точное изложение православной веры, кн. 3, гл. 30). В понятии «предопределение», как его употребляет православное богословие, нет того смысла, какой вкладывал в него Жан Кальвин (1509–64), считавший, что одни предопределены к спасению, а другие – к гибели.

http://pravoslavie.ru/6220.html

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Взаимосвязь келейного правила и богослужения 17 марта 2020 События Доклад игумена Герасима (Буняева), наместника Свято-Михайло-Афонского монастыря на региональном круглом столе «Практические аспекты принятия в монастырь. Келейное правило монашествующих» (Пятигорская и Черкесская епархия, Свято-Георгиевский женский монастырь г. Ессентуки, 12–13 марта 2020 года). Бдите и молитесь, да не внидите в напасть (Мф. 26:41). Сие наставление преподал избранным ученикам своим Христос Спаситель в последнюю ночь жития Своего пред крестною смертью. Когда ученики вопрошали, как молиться, Господь отвечал им: Ты же когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно… А молясь, не говорите лишнего… Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах… и прочие слова молитвы Господней. (Мф. 6:6, 7, 9). Совершив последнюю Вечерю на земле, Господь преподал ученикам своим и нам евхаристические молитвы: Примите, ядите… пийти от нея вси… Сие творите в Мое воспоминание (Мф. 26:26, 27; Лк. 22:19). Первые молитвенные христианские собрания были сосредоточены на главном Таинстве Евхаристии, так заповедовал Господь. Но так как христианство зародилось в Иудее, то в первых богослужениях были заимствованы ветхозаветные тексты, основой которых являлись пророчества о Мессии. Таким образом складывалось и наше новозаветное богослужение, которое по сути своей подготавливает верующего к Божественной Трапезе, к Причастию. Со временем, в уставное богослужение вошли службы святым, а также уставы постовых и праздничных богослужений. Примерно к VII –VIII векам сформировался и наш Типикон, который по сути своей является монастырским уставом. Основной вклад в составление богослужебных текстов внесли богодухновенные отцы Феодор Студит, Савва Освященный, песнописцы Иоанн Дамаскин, Иосиф Песнописец, Иоанн Кукузель, Роман Сладкопевец и другие, а также составители текста Божественных литургий святители Иоанн Златоуст и Василий Великий.

http://bogoslov.ru/event/6025951

Закрыть «На самом деле есть два Санкт-Петербурга…» О книге П.Власов, О.Власова «Приключения эрмитажных котов. Рыцарь. Кот и балерина…» 15.12.2022 735 Время на чтение 7 минут Пётр Власов, Ольга Власова «Приключения эрмитажных котов. Рыцарь. Кот и балерина…» – СПб; М: « RUGRAM_Naльмupa», 2022. – 168 с.: ил. Все, кто хоть что-нибудь слышал о Библии, знают, что Бог создал человека по Своему образу и подобию. В Книге Бытия именно так и сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт 1, 27). Но каков этот образ и в чём заключается подобие – об этом в Библии напрямую не говорится. И всё же вряд ли речь идёт о носах или ушах. Очевидно, что дело совсем в другом. Отцами Церкви и толкователями Священного Писания немало сказано об этом акте творения. Так, преподобный Авва Дорофей считал, что «по образу, поелику Бог сотворил душу бессмертною и самовластною, а по подобию – относится к добродетели». О том же говорит и Преподобный Иоанн Дамаскин: «по образу, указывает на способность ума и самовластности; тогда как выражение: по подобию, означает уподобление Богу в добродетели, насколько это возможно для человека». Святитель же Игнатий (Брянчанинов) утверждал, что «человек был отпечатком Божества не только по существу своему, но и по нравственным качествам – по премудрости, по благости, по святой чистоте, по постоянству в добре». В любом случае, толкователи сходятся в одном: в Библии говорится о неких сущностных качествах Божества, о том, что определяет природу Господа Бога. Эти качества Творец и передал своему творению. Но кроме добродетели и премудрости Богу присуща способность творить, преображать материю, из ничего создавать нечто: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт 1:1-3). И если допустить, что способность творить и преобразовывать материю – это и есть богоподобие, то в Библии многое становится понятнее и ближе. Так, например, слова Спасителя «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф 17:20) оказываются не просто иносказанием, но скорее приглашением к действию.

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/15/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010