Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНАФАН (Кополович Иван Михайлович; 8.06.1912, с. Эгреш, ныне Олешник Виноградовского р-на Закарпатской обл., Украина - 21.05. 1990, Мукачево Закарпатской обл.), архиеп. Кишинёвский и Молдавский. Из крестьянской семьи. Его отец Михаил Иванович был противником унии и одним из активных участников движения за восстановление Православия в Закарпатье. Основал вместе с Дмитрием Поповичем православную общину в с. Эгреш, за что был арестован австро-венгерскими властями и предан суду на Мараморош-Сигетском процессе в 1913-1914 гг. против православных Закарпатья, затем освобожден. После окончания первой мировой войны продолжил возрождение Православия в родном селе, оказывал помощь в организации правосл. общин в др. селах, к-рые впосл. стали основой для учреждения правосл. Мукачевской епархии. В 1919-1923 гг., после присоединения Закарпатья к Чехословакии, И. Кополович учился в начальной школе в с. Эгреш, в 1923-1927 гг.- в Ужгородской реальной гимназии. Во время учебы в гимназии решил стать священником. В 1927-1932 гг. учился в духовной семинарии в г. Сремски-Карловци (Сербия), по окончании которой Мукачевским и Пряшевским епископом Сербской Православной Церкви (СПЦ) Дамаскином (Грданичким ; впосл. митрополит) был приглашен на работу писарем в канцелярию ЕУ. 21 нояб. 1933 г. был рукоположен во диакона еп. Дамаскином в Михайловском храме в с. Шелестове (ныне Мукачевского р-на). 7 янв. 1935 г. был возведен в сан протодиакона. 19 апр. 1936 г. еп. Дамаскином рукоположен во иерея в мукачевском храме архистратига Божия Михаила. В 1937 г. назначен 1-м референтом Мукачевского ЕУ. В том же году награжден набедренником. 27 апр. 1939 г. назначен секретарем ЕУ. В том же году Мукачевским и Прешевским еп. Владимиром (Раичем) награжден камилавкой. В 1941 г., после оккупации Закарпатья Венгрией, был принужден венг. управлением оставить должность секретаря ЕУ и покинуть Мукачев. С 1 окт. 1941 г. преподавал в Хустской гимназии.

http://pravenc.ru/text/578360.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНТЕЛЕИМОНА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Находится близ г. Хуст Закарпатской обл. (Украина). Основан в 1934 г. иером. Мелетием (Рущаком (в схиме Лука)); 26 авг. 1902 - 30 сент. 1983), пострижеником Русского во имя великомученика Пантелеимона монастыря , духовным чадом прп. Алексия (Кабалюка). После возвращения с Афона в июне 1934 г. с благословения еп. Мукачевского и Пряшевского Дамаскина (Грданичкого ; впосл. митрополит Загребский) иером. Мелетий поселился в 5 км от города, в урочище Колесарево (Камень), в небольшой пещере, выкопанной на склоне горы. Вскоре местный житель Василий Росоха, хозяин этого участка, передал в дар буд. обители полгектара земли. Иером. Мелетий обратился в епархиальное управление за разрешением на устроение мон-ря и получил его 13 июля 1934 г. ( Сергий (Цьока), иером. 1960. С. 385), после чего начал строительство небольшой кельи и часовни во имя вмч. Пантелеимона. 9 авг. 1936 г. он освятил часовню и служил в ней 1-ю литургию. В П. м. поступили неск. молодых послушников. Иером. Мелетий ввел в обители афонский устав (сохр. до наст. времени), согласно к-рому богослужение начиналось в 12-м часу ночи и продолжалось до утра, а в праздник - с вечера до утра, трапеза полагалась 2 раза в день. К кон. 30-х гг. XX в. в скиту была построена ц. во имя вмч. Пантелеимона (ГА Закарпатской обл. Ф. Р-1490. Оп. 4д. Д. 14. Л. 46). Церковь вмч. Пантелеимона. 30-е гг. XX в. Фотография. 50-е гг. XX в. Фото: Ю. В. Данилец Церковь вмч. Пантелеимона. 30-е гг. XX в. Фотография. 50-е гг. XX в. Фото: Ю. В. Данилец В 1941 г. в П. м. поступил иером. Серафим (Шандра), с дек. 1946 г. он стал настоятелем обители. Несмотря на полученное в кон. 1944 г. запрещение принимать новых послушников, братия ежегодно увеличивалась на 1-2 чел. В 1950 г. в П. м. числились 6 монахов и послушник, некоторые из них служили на приходах (Там же. Л. 41). Насельники обители занимались домашним хозяйством и различными ручными работами.

http://pravenc.ru/text/2578880.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМАСКИН (Грданичкий Драгутин; 20.06.1892, Лесковац, Сербия - 7.10.1969, Белград), митр. Загребский, духовный писатель, переводчик, собиратель церковных напевов, автор гармонизаций. В 1903 г. поступил в 9-классную ДС св. Саввы, учился пению у С. Мокраняца . Посещал муз. школу и брал уроки пения у прот. Миливоя Петровича. В 1912-1913 гг. учитель музыки в 1-й крагуевацкой гимназии. В 1913 г. пострижен в монашество в мон-ре Раковица и рукоположен во диакона. В том же году Синод Сербской Православной Церкви (СПЦ) направил Д. на учебу в СПбДА, к-рую он окончил в 1917 г. со степенью канд. богословия. Во время обучения был рукоположен во иерея, а с мая по окт. 1916 г. в Оксфорде был священником и законоучителем серб. общины. С янв. 1918 г. в ДС св. Саввы преподавал литургику, греч. и нем. языки, патрологию, пастырское богословие, гомилетику, церковное пение. В Сремски-Карловци записал варианты карловацкого распева . В 1922 г. со степенью д-ра философии окончил философский фак-т Фрибурского ун-та (Швейцария). В 1922-1923 гг. 1-й секретарь Сербской Патриархии в чине синкелла. В сент. 1924 г. утвержден доцентом Белградского Богословского фак-та на кафедре пастырского богословия и гомилетики. 30 нояб. 1931 г. хиротонисан во епископа Мукачевско-Пряшевского. Содействовал возвращению мн. верующих из унии в Православие, разработал Устав епархии, построил неск. храмов и архиерейский дом в Мукачеве, направлял священников на обучение в серб. богословские школы. В 1938 г. перемещен на Американо-Канадскую кафедру, в 1939 г.- на Банатскую. Учредил изд. «Банатский вестник». Планировал открытие церковной муз. школы, к-рое не состоялось из-за начала второй мировой войны. В июне 1947 г. назначен на Загребскую кафедру. В 1961 г. посетил СССР. Трижды возглавлял делегацию СПЦ на Всеправославных совещаниях. Сочинения Д. посвящены проблемам гомилетики, литургики и церковного пения. Он понимал свое служение преимущественно как миссионерское, несущее слово Христово верующим. Д. писал о важности благолепного звучания музыки за богослужением, о благотворном воздействии, к-рое она оказывает на духовное развитие и религ. воспитание людей. Церковное пение, считал Д., очень мощное, иногда единственное средство катехизации.

http://pravenc.ru/text/168706.html

12 апреля, посетив Иоанновский ставропигиальный женский монастырь на Карповке, гость из Сербской Православной Церкви вознес молитву святому праведному Иоанну Кронштадтскому в храме-усыпальнице, посетил верхний храм Двенадцати апостолов, а затем побеседовал с настоятельницей обители игуменией Людмилой (Волошиной). На следующий день архиепископа Охридского Иоанна встречали в Санкт-Петербургской духовной академии . Гостя приветствовал ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан . В храме академии, освященном в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, владыка Силуан обратился к высокому гостю, отметив, в частности: «Для нас большая честь принимать в академии Вас, владыка Иоанн, так как Вы представляете особо дорогую для русского сердца Сербскую Православную Церковь, которая для нас является Церковью-Сестрой, всегда стоящей на стороне правды и истины в сегодняшнее тяжелое для православного мира время». Отметив, что в этой духовной академии учился ряд выдающихся деятелей Сербской Православной Церкви, таких как Патриарх Варнава (Росич), митрополит Дамаскин (Грданички) и другие, ректор СПбДА упомянул о том, что такая традиция студенческих обменов способствует «возрастанию братской любви и дружбы между нашими Церквами». Он преподнес архиепископу Иоанну на память образ святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя Санкт-Петербурга. В ответном слове иерарх Сербской Православной Церкви поблагодарил владыку Силуана за теплый прием, заверив, что молится о том, чтобы Санкт-Петербургская духовная академия неизменно процветала, принося свои плоды не только для родной Церкви, но и для других Поместных Православных Церквей. Для высокого гостя была проведена экскурсия по академии. Владыка Иоанн посетил, в частности, библиотеку, домовый храм Успения Пресвятой Богородицы, а также церковно-исторический музей. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru , грецька за темою ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года [Документи] Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5799384...

Бедевля. Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты По благословению архиепископа Пражского и всея Чехословакии Савватия (Врабец) игумен Боголеп (Церковник) основал в 1925 году мужской скит в урочище " Вишний Дубовец " возле села Дубового. Когда игумен Боголеп вернулся из России после Первой Мировой войны в сане иеромонаха и его было назначено настоятелем в село Бедевля, то крестьяне села Дубового во главе с настоятелем храма иеромонахом Николаем (Мадар) решили построить в своем селе мужской монастырь. Игумен Боголеп поднялся духом этой идеей и в 1925 году получил благословение от архиепископа Савватия на строительство. Местный житель Феодор Цубера пожертвовал под строительство монастыря свой земельный участок и частный дом, в котором поселился игумен Боголеп с шестью послушниками. В 1925 году послушниками была построена небольшая церковь в честь святого пророка Иоанна Предтечи, которую освятил на следующий год архиепископ Савватий (Врабец) и постриг в мантию послушников скита. В 1927 году иноки скита построили общежительный деревянный корпус на 14 келий и подсобное здание для хозяйства. Скит в Дубовом просуществовал до 1929 года, когда чехословацкое правительство утвердило юрисдикцию Сербской Православной Церкви в Закарпатье, куда прибыл епископ Дамаскин (Грданичка), который своим указом перенес скит в село Бедевля. Отец Боголеп стал искать в Бедевле место под строительство монастыря и нашел его в двух километрах на северо-западе от села в урочище " Горби " . Как в Дубовом, так и в Бедевле нашлись благочестивые люди, которые всячески помогали монастырю. Так, местный житель села Иван Тиводар подарил под строительство церкви участок земли, затем иноки своими силами докупили еще дополнительный участок земли и в 1930 году построили небольшой жилой корпус и домовую церковь, после чего они перешли с Дубового в Бедевлю. В 1940 году по благословению Преосвященного Владимира (Раича), епископа Мукачевского и Пряшевского, архимандрит Боголеп (Церковник) вместе с иеромонахом Иннокентием (Чопиком) перевез из села Дубового монастырский храм святого пророка Иоанна Предтечи в Бедевлю. Там же были построены еще один жилой корпус для иноков. На тот час проживало в ските 12 иноков, которые занимались монастырским хозяйством и своим трудом благоустраивали красоту обители.

http://sobory.ru/article/?object=26542

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство ДАВЫДОВ Степан Иванович (1777 - 1825), рус. композитор, педагог, в духовной музыке - последователь Д. С. Бортнянского ДАДИВАНК мон-рь в исторической обл. Арцах Вел. Армении, на востоке совр. Кельбаджарского (Карвачарского) р-на Азербайджана «ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ» «Да исправится молитва моя», 2-й стих Пс 140 [LXX], используемый в христ. богослужении как самостоятельное песнопение ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594 - 1697), прп. (пам. 25 июня, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДАЛЬТОН Ормонд Мэддок (1866-1945), англ. искусствовед-ориенталист, специалист по раннехрист. и визант. древностям 1-й пол. ХХ в. ДАМАСКИН (Грданичкий Драгутин; 1892 - 1969), митр. Загребский, духовный писатель, переводчик, собиратель церковных напевов, автор гармонизаций ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ДАМИАН (Диомид Иерофеевич, в схиме Диодор; между 1586 и 1593-1633), прп. (пам. 27 нояб., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ДАНИИЛ (ок. 1350? - ок. 1430), прп. (пам. 13 июня святых, в Андрониковом мон-ре подвизавшихся; 6 июля - в Соборе Радонежских святых; воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), древнерус. иконописец ДАНИИЛ († после 576), игум. Скитский, прп. (пам. пам. суббота сырную - в Соборе всех преподобных, пам. греч. 18 марта) ДАНИИЛ (Димитрий Константинович; ок. 1460-1540), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДАНИИЛ (XIV в.?), Шужгорский, прп. (пам. 21 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ДАНИИЛ II (ок. 1274 - 1337), архиеп. Печский (1324-1337), свт. (пам. 20 дек., в Соборе Афонских святых и в Соборе Сербских святителей)

http://pravenc.ru/rubrics/123062_25.html

Архиепископ Охридский Иоанн посетил Санкт-Петербург 15 апреля 2021 г. 10:18 В ходе посещения Русской Православной Церкви иерарх Сербской Православной Церкви  архиепископ Охридский Иоанн 9-14 апреля 2021 года побывал в Санкт-Петербурге.  В день прибытия в северную столицу в Воскресенском Новодевичьем монастыре он встретился с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием . Гость, которого сопровождал клирик Православной Охридской Архиепископии иеродиакон Эразм (Бранковский), посетил святыни города на Неве, в том числе Казанский кафедральный собор, Александро-Невскую лавру , часовню блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище. Вечером 10 апреля владыка Иоанн молился за всенощным бдением в Воскресенском соборе Новодевичьего монастыря вместе с настоятельницей игуменией Софией (Силиной), сестрами и прихожанами обители. 11 апреля, в Неделю 4-ю Великого поста, митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий вместе с архиепископом Охридским Иоанном совершил Божественную литургию в храме Воскресения Христова (Спаса на Крови). В память о совместной молитве он подарил иерарху Сербской Церкви крест и панагии. Присутствовавший на богослужении директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Ю.В. Мудров преподнес митрополиту Варсонофию вышитую картину с изображением Исаакиевского собора, а архиепископу Иоанну — изображение Исаакиевского собора на эмали. 12 апреля, посетив Иоанновский ставропигиальный женский монастырь на Карповке, гость из Сербской Православной Церкви вознес молитву святому праведному Иоанну Кронштадтскому в храме-усыпальнице, посетил верхний храм Двенадцати апостолов, а затем побеседовал с настоятельницей обители игуменией Людмилой (Волошиной). На следующий день архиепископа Охридского Иоанна встречали в Санкт-Петербургской духовной академии . Гостя приветствовал ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан . В храме академии, освященном в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, владыка Силуан обратился к высокому гостю, отметив, в частности: «Для нас большая честь принимать в академии Вас, владыка Иоанн, так как Вы представляете особо дорогую для русского сердца Сербскую Православную Церковь, которая для нас является Церковью-Сестрой, всегда стоящей на стороне правды и истины в сегодняшнее тяжелое для православного мира время». Отметив, что в этой духовной академии учился ряд выдающихся деятелей Сербской Православной Церкви, таких как Патриарх Варнава (Росич), митрополит Дамаскин (Грданички) и другие, ректор СПбДА упомянул о том, что такая традиция студенческих обменов способствует «возрастанию братской любви и дружбы между нашими Церквами». Он преподнес архиепископу Иоанну на память образ святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя Санкт-Петербурга.

http://patriarchia.ru/db/text/5798901.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковное пение ГРИГОРЬЕВ Петр Григорьевич (1835 - 1900), регент, автор духовно-муз. сочинений и переложений, аранжировщик и редактор-изд. церковнопевч. репертуара ГРОЗДОВ Христофор Николаевич (1854 - 1919), муз. деятель, педагог, композитор, издатель, исследователь груз. церковного пения и народной музыки ГРОТТАФЕРРАТА греч. мон-рь в во имя Пресв. Богородицы Гроттаферратской, в наст. время греко-католич. аббатство ордена василиан ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ГУСЕЙНОВА Зивар Махмудовна (1951, Ашхабад), исследователь истории и теории древнерус. церковнопевч. искусства «ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ» «Да исправится молитва моя», 2-й стих Пс 140 [LXX], используемый в христ. богослужении как самостоятельное песнопение ДАМАСКИН (Грданичкий Драгутин; 1892 - 1969), митр. Загребский, духовный писатель, переводчик, собиратель церковных напевов, автор гармонизаций ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель ДВОЗНАМЕННИК певч. книга, разновидность азбуки певческой (или ее раздел), содержание к-рой изложено параллельно 2 нотациями, одна из к-рых служит средством объяснения другой ДВОРЕЦКИЙ Иван Степанович (1835 - 1886), помощник учителя пения в Придворной певческой капелле, автор духовно-муз. сочинений Степан Аникиевич (1766 - 1813), русский композитор, один из значительных мастеров хоровой музыки рубежа XVIII и XIX вв. ДЕМЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕ певч. традиция, возникшая в посл. четв. XV в., одновременно с новой редакцией знаменного распева и с путевым распевом ДЕМУЦКИЙ Порфирий Данилович (1860 - 1927), хоровой дирижер, фольклорист, композитор-любитель, педагог, организатор хоровых коллективов ДУМБАДЗЕ груз. семья дворянского происхождения, представители к-рой были духовными лицами и деятелями в области певч. искусства ЕКСАПОСТИЛАРИЙ песнопение визант. послеиконоборческого чина утрени, исполняемое после 9-й песни канона и малой ектении ЕЛИЦЫ ВО ХРИСТА КРЕСТИСТЕСЯ стих из Галатам послания ап. Павла (Гал 3. 27: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»), используемый в правосл. богослужении. «Е. во Х. к.» входит в состав визант. чина таинства Крещения ЕЛЬЦОВ Иван Григорьевич (нач. 80-х гг. XIX в.- после 1929), регент, композитор, преподаватель церковного пения и теории музыки

http://pravenc.ru/rubrics/133443_4.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ДАМАСКИН (Грданичкий Драгутин; 1892 - 1969), митр. Загребский, духовный писатель, переводчик, собиратель церковных напевов, автор гармонизаций ДАМАСКИН (Даскэлул) (ок. 1660 - 1725), еп. Рымникский Унгро-Влахийской митрополии, общественный деятель, переводчик и изд. ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ДАМИАН (Воскресенский Дмитрий Григорьевич; 1873-1937), архиепископ, священномученик (пам. 21 окт., в Соборе Курских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких) ДАМИАН (Самардзис Димитриос; род. 1935), архиеп. Синайский, Фаранский и Раифский, игум. мон-ря вмц. Екатерины на горе Синай ДАНАКТ (Калашников Дометиан Ианнуариевич; 1882-1937), иером., прмч. (пам. 2 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ДАНИЕЛЬ-РОПС (наст. имя Анри Петьо) (1901 - 1965), церковный историк, католич. писатель, член Французской академии (с 1955) ДАНИИЛ (Димитрий Константинович; ок. 1460-1540), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДАНИИЛ († 1609), сщмч. (пам. 1 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Грехозаруцкий, Угличский, игум. угличского Грехозаруцкого (Грехозаручного) мон-ря во имя свт. Николая Чудотворца ДАНИИЛ Васильевич Алфёров (1870-1930), свящ., сщмч. (пам. 21 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ДАНИИЛ Федотович Мещанинов (1870-1937), сщмч. (пам. 26 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. ДАНИИЛ (Нусиро (Нуширо); род. 1938), митр. Токийский и всей Японии, Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви (ЯАПЦ) ДАНИИЛ (XVI - нач. XVII в.), архим. мон-ря «града Корсуня в Белой России», совершивший в 1592 г. хождение в Св. землю и написавший об этом «Книгу Беседы о пути Иерусалимском» ДАНИИЛ († после 1653), бывш. настоятель костромского Успенского собора, деятель раннего старообрядчества ДАНИИЛ (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в.), игум., возможно, еп. Юрьевский, автор самого раннего сохранившегося древнерус. описания паломничества в Св. землю («Житье и хожение Данила, Русьскыя земли игумена») ДАНИИЛ († после 1489), митр. Смирнский (1470/71-1481), Эфесский (1478 - июль 1488), церковный деятель, писатель

http://pravenc.ru/rubrics/121236_87.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВИЧ Иванович [серб. Евтимий (20.01.1773, мон-рь Кувеждин - 28.01.1849, Сремска-Митровица), серб. прот. и церковный писатель. В 1796 г. окончил гимназию в г. Сегедин (ныне Сегед, Венгрия), в 1798 г.- ДС в Сремски-Карловци. В 1798-1806 гг. преподавал в гимназии в г. Сремски-Карловци. В 1811-1812 гг., после рукоположения, служил в храме в с. Шид и мон-ре Кувеждин , в 1812-1834 гг.- в церквах в Земуне (Землине, ныне в черте Белграда), в 1834-1839 гг.- в Вуковаре и в 1839-1849 гг. в Сремска-Митровице. По инициативе И. 1 нояб. 1812 г. в Земуне был основан серб. церковно-школьный фонд. Для фонда он написал устав, 8-й пункт к-рого провозглашал архиеп. Сербского свт. Савву I небесным покровителем школ Земуна - с тех пор свт. Савва I почитается покровителем всех серб. школ. И. был ярким проповедником, на основе своих проповедей и отчасти проповедей митр. С.-Петербургского и Новгородского Амвросия (Подобедова) издал «Краткие поучительные беседы» (Кратке поучителне беседе. Нови Сад, 1838-1841. 2 Перевел на серб. язык соч. франц. писателя П. Бланшара «Плутарх для юношества, или Жизнь великих людей всех наций от самых отдаленных и до наших времен» (М., 1808-1810) в 8 книгах и составил сб. «Новый Плутарх, или Краткое описание известных людей всех славных народов с древних времен до настоящего» (Новый Плутархъ, или Краткое описанïе славнейши людïй свïю народа отъ древнейши времена до данасъ. Будим, 1809. 1; Крагуевац, 1834. 2; Нови-Сад, 1840. 3; 1841. 4), в к-рый включил биографии знаменитых сербов: царя Стефана Душана V, свт. Саввы I, историка архим. Иоанна (Раича) и вождя 1-го серб. восстания Карагеоргия (с последним И. встречался в 1813). За этот труд получил прозвище Плутарх. Произведения И. свидетельствуют о подъеме национального серб. сознания в 1-й пол. XIX в. Лит.: Znameniti zemunski Srbi u XIX v. Zemun, 1913. S. 2; Gruji R. Ivanovi Jeftimije// Stanojevi S. Narodna enciklopedija srpsko-hrvatsko-slovenaka. Zagreb, 1926. Knj. 2. S. 85; М. А. Прилог ucmopuju земунских школа од дeцehuje XVIII. ст. до 1918. града Београда. Београд, 1979. 26. С. 69-89; И. Директори, професори и ученици Карловачке ruмhaзuju. Београд, 2005. Н. Стошич Рубрики: Ключевые слова: ДАМАСКИН (Грданичкий Драгутин; 1892 - 1969), митр. Загребский, духовный писатель, переводчик, собиратель церковных напевов, автор гармонизаций ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик ЕВФИМИЯ (в миру Елена, в схиме Евпраксия; ок. 1348 - ок. 1405), мон., серб. гос. деятель, церковная писательница и вышивальщица

http://pravenc.ru/text/200497.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010