Архиепископ Охридский Иоанн посетил Санкт-Петербург 15 апреля 2021 г. 10:18 В ходе посещения Русской Православной Церкви иерарх Сербской Православной Церкви  архиепископ Охридский Иоанн 9-14 апреля 2021 года побывал в Санкт-Петербурге.  В день прибытия в северную столицу в Воскресенском Новодевичьем монастыре он встретился с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием . Гость, которого сопровождал клирик Православной Охридской Архиепископии иеродиакон Эразм (Бранковский), посетил святыни города на Неве, в том числе Казанский кафедральный собор, Александро-Невскую лавру , часовню блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище. Вечером 10 апреля владыка Иоанн молился за всенощным бдением в Воскресенском соборе Новодевичьего монастыря вместе с настоятельницей игуменией Софией (Силиной), сестрами и прихожанами обители. 11 апреля, в Неделю 4-ю Великого поста, митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий вместе с архиепископом Охридским Иоанном совершил Божественную литургию в храме Воскресения Христова (Спаса на Крови). В память о совместной молитве он подарил иерарху Сербской Церкви крест и панагии. Присутствовавший на богослужении директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Ю.В. Мудров преподнес митрополиту Варсонофию вышитую картину с изображением Исаакиевского собора, а архиепископу Иоанну — изображение Исаакиевского собора на эмали. 12 апреля, посетив Иоанновский ставропигиальный женский монастырь на Карповке, гость из Сербской Православной Церкви вознес молитву святому праведному Иоанну Кронштадтскому в храме-усыпальнице, посетил верхний храм Двенадцати апостолов, а затем побеседовал с настоятельницей обители игуменией Людмилой (Волошиной). На следующий день архиепископа Охридского Иоанна встречали в Санкт-Петербургской духовной академии . Гостя приветствовал ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан . В храме академии, освященном в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, владыка Силуан обратился к высокому гостю, отметив, в частности: «Для нас большая честь принимать в академии Вас, владыка Иоанн, так как Вы представляете особо дорогую для русского сердца Сербскую Православную Церковь, которая для нас является Церковью-Сестрой, всегда стоящей на стороне правды и истины в сегодняшнее тяжелое для православного мира время». Отметив, что в этой духовной академии учился ряд выдающихся деятелей Сербской Православной Церкви, таких как Патриарх Варнава (Росич), митрополит Дамаскин (Грданички) и другие, ректор СПбДА упомянул о том, что такая традиция студенческих обменов способствует «возрастанию братской любви и дружбы между нашими Церквами». Он преподнес архиепископу Иоанну на память образ святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя Санкт-Петербурга.

http://patriarchia.ru/db/text/5798901.ht...

1941 г., епархия оказалась на территории основанного немцами Независимого гос-ва Хорватия (НГХ), в к-ром начались жестокие гонения на православных. 10 апр. митр. Досифей был арестован и не смог вернуться на кафедру, а летом 1941 г. правосл. церковным общинам запретили поддерживать связь с Сербской Патриархией в Белграде. По данным Синода СПЦ, за годы войны погибло 8 священников епархии, 43 священника находились в изгнании. После окончания войны до 1947 г. Загребской епархией управлял еп. Моравичский Арсений (Брадварович , впосл. митрополит Будимский), он добился возвращения в епархию бежавшего в годы войны духовенства и начала восстановления храмов. После смерти его преемника митр. Дамаскина (Грданичкого) с 1969 г. администратором епархии был еп. Славонский Емилиан (Маринович), а с 14 авг. 1977 г.- еп. Лепавинский Иоанн (Павлович; в 1980 возглавил кафедру в сане митрополита). Его усилиями был восстановлен запустевший мон-рь Лепавина, 25 апр. 1985 г. открыт музей епархии, экспозицию к-рого составили церковная утварь, иконы и богослужебные книги, похищенные усташами во время войны из правосл. храмов. В 1983 г. по предложению митр. Иоанна епархия стала называться Загребско-Люблянская, а после включения в ее состав в июле 1994 г. серб. приходов на территории Италии, к-рые ранее входили в юрисдикцию Среднеевропейской епархии , она получила название «Загребско-Люблянская и всей Италии». Во время гражданской войны в 1991-1995 гг., несмотря на то, что на этой территории активные военные действия не велись, в епархии были повреждены 29 церквей и уничтожены 9, разрушены 5 приходских домов и 7 сильно повреждены. Хорваты сожгли уникальные памятники серб. архитектуры, деревянные церкви в Доня-Рашенице (1709) и Растоваце (1730), а 11 апр. 1992 г. было взорвано здание митрополии в Загребе (1886/87), в к-ром располагались церковный музей и б-ка. Большинство духовенства и митр. Иоанн были вынуждены временно покинуть Хорватию. В дек. 2002 г. СПЦ заключила соглашение с правительством Хорватии о сотрудничестве, что способствовало укреплению епархии.

http://pravenc.ru/text/182463.html

1945. Бр. 9. С. 85-86). После возвращения Патриарха Гавриила в Югославию И. по собственному прошению 20 нояб. 1946 г. был освобожден от должности администратора. В пасхальном послании 1946 г. И. вместе с епископами Бачским Иринеем (Чиричем), Тимокским Емилианом (Пиперковичем) и Нишским Иоанном (Иличем) критиковал принятые коммунистическими властями законы, исключившие вероучение из школьных программ и упразднившие юридическую силу церковного брака, и высказался против проведения антирелиг. кампании (ГлСПЦ. 1946. Бр. 4. С. 50). Лидер Югославии И. Броз Тито негативно относился к деятельности И., представители властей неоднократно советовали серб. иерархам отправить его на покой. В 1948 г., по сведениям Посольства США в Белграде, власти пытались обвинить И. в шпионаже, до судебного процесса дело не дошло, но 2 недели владыка провел под строгим домашним арестом. 22 июня 1950 г. состоялось открытие Архиерейского Собора СПЦ, созванного после смерти Патриарха Гавриила для избрания нового предстоятеля. И. должен был быть председателем и возможным кандидатом на Патриарший престол. Но вместе с митр. Загребским Дамаскином (Грданичким) И. был срочно вызван в окружной суд Белграда якобы для участия в качестве свидетелей в судебном процессе над прот. Миливоем Црвчанином. Заседание не состоялось из-за неявки обвиняемого, а И. из здания суда был увезен сотрудниками органов серб. гос. безопасности в неизвестном направлении. По запросу Синода 24 июня председатель Комиссии по религиозным вопросам ответил, что Белградский суд выдвинул против И. обвинение и он находится в мон-ре Жича. 29 июня члены Архиерейского Собора выразили сожаление по поводу ареста И. и отсутствия информации о его местопребывании и назначили временным администратором Скопской епархии еп. Злетовско-Струмицкого Викентия (Проданова) , который 1 июля был избран Патриархом Сербским. Новый Патриарх неоднократно просил власти освободить И.: во время личной встречи с Тито 25 сент. 1950 г., в специальных синодальных посланиях в окт. 1950 г. и от 9 июня 1951 г., во время встречи в нояб. того же года с министром внутренних дел А. Ранковичем. Из монастыря Жича 6 янв. 1951 г. И. был перевезен в монастырь Любостиня и 20 нояб. 1951 г. освобожден. Документы о судебном процессе над ним не сохранились. Власти не позволили ему вернуться на Скопскую кафедру, и он был назначен администратором Жичской епархии, которой управлял 18 месяцев. В кон. 1952 г. по состоянию здоровья он был перевезен в белградскую больницу. С 9 мая 1953 г. И. жил во Введенском жен. мон-ре в Белграде, где скончался и 5 июля 1957 г. был похоронен. В память об И. при построенной им церкви в родном с. Дрежник открыт музей.

http://pravenc.ru/text/578557.html

В начале ХХ в. в академии учились будущий Патриарх Сербский Варнава (Росич), митрополит Загребский Дамаскин (Грданички), преподобный Иустин (Попович), первооткрыватель творений святителя Григория Паламы профессор Г. Папамихаил и Первоиерарх Православной Церкви Чешских земель и Словакии митрополит Дорофеи (Филипп). В 1918 г. большевики закрыли Петроградскую духовную академию. В октябре 1946 г. указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия I была учреждена Ленинградская духовная академия. В эпоху хрущевских гонений ее вновь хотели ликвидировать как «рассадник религиозного мракобесия». Однако возглавлявший в то время Ленинградскую кафедру митрополит Никодим (Ротов) , будучи председателем Отдела внешних церковных сношений, расширил международную деятельность Ленинградских духовных школ. Визиты иностранных делегаций, поездки и выступления профессоров академии на заграничных богословских симпозиумах привлекли внимание Запада к учебному учреждению. Зная, что руководитель СССР Н.С. Хрущев с большой симпатией относится к развивающимся африканским странам, митрополит Никодим смог пригласить на учебу семь студентов из Уганды и Кении. В 1965 г. по решению Священного Синода при академии был учрежден факультет африканской христианской молодежи, преобразованный затем в факультет иностранных студентов (ФИС). Первым его деканом был протоиерей Михаил Мудьюгин (с 1966 г. — епископ, с 1977 г. — архиепископ), в разные годы на этой должности трудились священник Георгий Тельпис, иеромонах Кирилл (Зинковский ; ныне епископ Звенигородский, ректор Московских духовных школ ), преподаватель Надежда Васильевна Колесникова и другие. В 1972 г. из 208 студентов (79 в академии и 129 в семинарии) на ФИСе обучалось 30 иностранцев из Японии, Финляндии, Венгрии, Чехословакии, Бельгии, Австрии, Индии, Эфиопии, позже добавились учащиеся из Греции, Югославии, Голландии, Болгарии, Японии, США. Последняя группа иностранцев из Африки закончила обучение в академии в 1988 г. В рамках реформирования системы обучения иностранцев в СПбДА в 2009 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6045986.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДАМАСКИН (ГРДАНИЧКИ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru еп. Мукачевский Дамаскин (Грданички) Труды Литература Использованные материалы   Так в сербских источниках, а также в " Журнале Московской Патриархии " . В русско-язычных источниках встречаются также формы Грданичкий , Грданичка .   Босанац, Бошко, прот., " О времену и приликама од 1945. године до прве uhuцujamube за спомен-храма у " , Време koje je преходило и xpohoлoruja спомен-храма у Jacehobaцy у enapxuju Cлabohckoj, портал Jacehobaц - градина. Uhдycmpuja смрти 1941-1945,   Кончаревич, К., " Дискуссии о богослужебном языке в Сербской Православной Церкви. Исторический обзор и современное состояние " , сайт Балканская Руссистика, http://www.russian.slavica.org/article217.html , цит. митр. Дамаскин (Грданички), " О употреби српског у нашем " , Гласник СПЦ, 1963, XLIV, 7, 259. Редакция текста от: 27.06.2013 02:10:01 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/11794.html

Если же он здесь говорит, что дух Святой называется Духом Сына потому, что через Него от Отца исходит, то несомненно, что Дух Святой называется Духом Сына вследствие какого-то отношения к Сыну в самом процессе получения Им своего бытия. А если так, то возникает вопрос: какого рода это отношение? Если это отношение содействия, по которому Сын способствует исходить Духу из Отца в качестве орудия Отца 111 ? Чтобы ответить на это, нам необходимо в рассматриваемых словах «Дух Сына, но не потому, что от Него, но потому, что через Него от Отца исходит» выяснить прежде всего значение слов «но не потому, что от Него», выяснить то, что именно Дамаскин отрицает этими словами 112 . С этой целью мы рассмотрим те места Дамаскина, в котрых встречается это выражение. В «Точном изложении» в VIII главе 1–й книги читаем: «о Сыне говорим, что Он – от Отца, и что Он – Сын Отца; о Духе же Святом говорим, что Он – от Отца и называем Его Духом Отца, но не говорим, что Дух – от Сына; Духом же Сына называем Его: если кто Духа Христова не имеет, говорит Божественный Апостол, тот и не Его ( Рим.8:9 ). И что Он явился и подается нам через Сына, исповедуем: ибо, говорится, Он дунул и сказал ученикам своим: примите Духа Святого ( Ин.20:22 ) 113 . В этих словах Дамаскин не представляет Сына и Св. Духа находящимися в процессе происхождения, но мыслит Их просто существующими, имеющими бытие. Это бытие, которым Они обладают, Дамаскин представляет происшедшим от Отца. Отсюда, когда говорится здесь, что Сын – от Отца, или что Дух – от Отца (причем подразумевается глагол (στ) – есть, существует), то это значит: Дух есть происшедший от Отца», «Дух есть имеющий бытие от Отца», «Дух существует, имея свое бытие от Отца». За правильность такого понимания ручается то, что и сам Дамаскин комментирует эти слова подобным же образом. В той же главе «Точного изложения православной веры», сказав, что Сын от Отца по рождению, а Дух также от Отца, но не по рождению, а по исхождению», он комментирует эти слова следующим образом: «итак все, что имеют Сын и Дух, имеют от Отца и самое бытие....

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

А в отношении греческой философии Дамаскин ясно говорит в начале своих «Философских глав» (то есть «Диалектики» – первой части упомянутого труда «Источник знания»), что он как христианский мыслитель, подобно пчеле, собирает у греческих мудрецов то самое лучшее, что им от Бога даровано, но сразу затем добавляет, что для него «истинная философия – любовь к Богу. Ибо Христос, – пишет далее Дамаскин, – подлинный Учитель Истины как сама ипостасная (=олицетворенная) Мудрость и Истина, ибо Он Божия Сила и Божия Мудрость». Последнюю фразу Дамаскин уже произносит, следуя богооткровенной истине, которую Апостол Павел адресует в равной степени и непосредственно евреям, и непосредственно эллинам: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (μωραν=сумасшествие, безрассудство), для самих же призванных (то есть христиан), Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор.1:22–24 ). Из всего вышесказанного очевидно, что для христианского богословия и философии ключ всего в Личности Христа Богочеловека. Христос как воплощенный Вечный Логос, как Бог и Человек одновременно, но в одной единственной живой Личности, явленной конкретно в мире и истории человечества, для христианских мыслителей остается первой и последней, и метафизически, и исторически, Истиной. Истиной всех существ и всех творений. Поэтому и слова Христа: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ) для христианских мыслителей на Востоке, вплоть до поздних исихастов, означали в наивысшей степени конкретный ответ на многовековые религиозно-философские поиски людей, на все устремления человечества к абсолютной Истине, дарующей жизнь и спасение. Этот факт, то есть отождествление конечной Истины с Личностью Христа, непосредственно связан с христианской православной исихастской гносеологией. Но до того, как обратиться к самой исихастской гносеологии, мы считаем необходимым указать в качестве вступления к ней еще на ряд важных моментов. Иудейская и эллинская гносеология

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Вместе с тем, у некоторых отцов Церкви можно встретить высказывания о том, что Святой Дух исходит От Отца через Сына. Тот же Дамаскин, вслед за Ареопагитом, пишет об Утешителе: «Он также и Дух Сына, но не потому, что из Него , но потому, что через Него из Отца исходит . Ибо один только Виновник (Сына и Духа) – Отец» 356 . Далее он дает следующее определение Третьей Ипостаси: «Бог – Дух Святой – среднее между нерожденным (Отцом) и рожденным (Сыном) и через Сына соединяется со Отцом» 357 . Утверждение, что Сын является как бы средой, через которую от Отца исходит Святой Дух, принимается Восточной Церковью на уровне богословского мнения. Радикальное отличие этой точки зрения на происхождение Третьего Лица от латинского filioque состоит в том, что здесь Сын не мыслится причиной бытия Святого Духа. 10. Единосущие Лиц Святой Троицы Мы именуем Святую Троицу единосущной и нераздельной. О единосущии Ипостасей Святой Троицы неоднократно говорит Священное Писание, хотя сам термин «единосущный» и отсутствует в нем. Так, мысль о единосущии Отца и Сына содержится в словах Спасителя: «Я и Отец – одно» ( Ин. 10, 30 ); «видевший Меня видел Отца» ( Ин. 14, 9 ); «Я в Отце, и Отец во Мне» ( Ин. 14, 10 ). Он есть Сын Отца не по благодати, а по Природе, «ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? И еще: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном» ( Евр. 1, 5 ) Та же мысль о Его подлинном сыновстве содержится и в других текстах Священного Писания, например: Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) Истинного и да будем в Истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть Истинный Бог и Жизнь Вечная ( 1Ин. 5, 20 ). Или еще: Бог Сына Своего (греч. «идиу» – собственного) не пощадил, но предал Его за всех нас ( Рим. 8, 32 ). Евангелие именует Спасителя Единородным, а значит, и единосущным Сыном. «И Слово стало плотию... и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца», – пишет святой Апостол Иоанн Богослов ( Ин. 1, 14 ). Там же говорится, что Слово – Единородный Сын, сущий в недре Отчем ( Ин. 1, 18; 3, 16 ). Святой Иоанн Дамаскин поясняет, что Сын называется в Писании «единородным», «потому что Он один от одного Отца рожден единственным образом, ибо никакое другое рождение неподобно рождению Сына Божия и нет другого Сына Божия» 358 . Он – той же Сущности, что и Отец, ибо «рождение в том и состоит, что из сущности рождающего производится рождаемое... творение же и созидание состоит в том, что творимое и созидаемое происходит извне, а не из сущности творящего...» – пишет святой Иоанн Дамаскин 359 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Свщ. Писание указывает на две воли и два действования во Христе. Например, Ин. (6, 38): «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца». Какая может быть во Христе воля, отличная от воли Отца? По Божеству у Отца и Сына одна и та же общая воля, следовательно, речь идет о человеческой воле. Мф. (26, 39): «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Указание на различие хотения между Отцом и Сыном. По Божеству у Них одно хотение, так как в Троице единая воля, значит, здесь говорится о хотении человеческом. Лк. (22, 42): «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня. Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет». Святитель Афанасий Александрийский так комментирует эти слова: «Здесь являет Господь две воли — человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу. Человеческая по немощи плоти молит отклонить страдания, а Божеская желает страдания». («О воплощении и против ариан», 24). 3.1.4.2. По отношению к Пресвятой Троице Воплотилось именно Второе Лицо Троицы: св. апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит: «Слово стало плотью» (Ин. 1, 14). Не Божество, а именно Слово. Слово в богословском языке св. Иоанна является одним из имен именно Второго Лица Прев. Троицы. Как известно, не существует природы не-ипостасной, и божественная природа также не существует вне ипостаси. Не существует Божественного естества вообще как такового. Оно всецело, хотя и различным образом, пребывает в каждой из Ипостасей. Божественное естество «все в Отце, все в Сыне и все в Духе Святом» (Св. Иоанн Дамаскин, «Точное изложение…», кн. 3, гл. 6). Поэтому, говоря о Воплощении, мы не имеем в виду, что безличное Божество соединилось с естеством человеческим. Но Божие естество, в одной из Своих Ипостасей, все и «всецело соединилось с естеством человеческим» (Св. Иоанн Дамаскин, там же). Отец и Святой Дух, продолжает Дамаскин, ни в каком другом отношении не участвовали в Воплощении Бога Слова, разве только благоволением и хотением. С догматической точки зрения, самое существенное в рассматриваемом нами вопросе — это отношении Второго Лица Пресвятой Троицы к другим Лицам после Воплощения. Отношения Лиц Пресвятой Троицы выражаются нами посредством личностных, или ипостасных свойств.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

П.В. Добросельский Скачать epub pdf Часть 1. О происхождении (создании) человека «…что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!» ( Пс. 8:5–10 ). «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это» ( Пс. 138:14 ). Введение. О сотворении мира вообще «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него нáчало быть, и без Него ничто не нáчало быть, что начало быть» ( Ин. 1:1,3 ). «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его все воинство их… Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» ( Пс. 32:6,9 ). «Творит же Он, мысля, и мысль эта, дополняемая Словом и завершаемая Духом, становится делом» (святой Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры . Книга вторая. Глава 2: «О творении»). «…Прославим наилучшего Художника, премудро и искусно сотворившего мир, и из красоты видимого уразумеем Превосходящего всех красотою»(Святитель Василий Великий . Беседы на Шестоднев. Беседа 1). А) Побуждение к творению и его цель «Так как Бог создал мир не вследствие необходимости, а совершенно свободно: то значит, создал по какому-либо побуждению, – ибо мог и не создать. А так как создал премудростью и разумом: значит, создал для какой-либо цели, – потому что премудрость не может действовать без цели. Православная Церковь преподает нам об этом предмете следующее: “должно верить, что Бог…, будучи благ и преблаг, хотя Сам в Себе пресовершенен и преславен, сотворил из ничего мир на тот конец, дабы и другие существа, прославляя Его, участвовали в Его благости” (Православное исповедание, ч. 1, ответ на вопрос 8)» (цит. по 1: 370). Святой Иоанн Дамаскин говорит: «Как только благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, что бы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости, Он приводит из не сущего в бытие и творит все без изъятия, как невидимое, так и видимое, также и человека, составленного из видимого и невидимого…» (2 2 : 117) 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010