Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМАСКИН (Грданичкий Драгутин; 20.06.1892, Лесковац, Сербия - 7.10.1969, Белград), митр. Загребский, духовный писатель, переводчик, собиратель церковных напевов, автор гармонизаций. В 1903 г. поступил в 9-классную ДС св. Саввы, учился пению у С. Мокраняца . Посещал муз. школу и брал уроки пения у прот. Миливоя Петровича. В 1912-1913 гг. учитель музыки в 1-й крагуевацкой гимназии. В 1913 г. пострижен в монашество в мон-ре Раковица и рукоположен во диакона. В том же году Синод Сербской Православной Церкви (СПЦ) направил Д. на учебу в СПбДА, к-рую он окончил в 1917 г. со степенью канд. богословия. Во время обучения был рукоположен во иерея, а с мая по окт. 1916 г. в Оксфорде был священником и законоучителем серб. общины. С янв. 1918 г. в ДС св. Саввы преподавал литургику, греч. и нем. языки, патрологию, пастырское богословие, гомилетику, церковное пение. В Сремски-Карловци записал варианты карловацкого распева . В 1922 г. со степенью д-ра философии окончил философский фак-т Фрибурского ун-та (Швейцария). В 1922-1923 гг. 1-й секретарь Сербской Патриархии в чине синкелла. В сент. 1924 г. утвержден доцентом Белградского Богословского фак-та на кафедре пастырского богословия и гомилетики. 30 нояб. 1931 г. хиротонисан во епископа Мукачевско-Пряшевского. Содействовал возвращению мн. верующих из унии в Православие, разработал Устав епархии, построил неск. храмов и архиерейский дом в Мукачеве, направлял священников на обучение в серб. богословские школы. В 1938 г. перемещен на Американо-Канадскую кафедру, в 1939 г.- на Банатскую. Учредил изд. «Банатский вестник». Планировал открытие церковной муз. школы, к-рое не состоялось из-за начала второй мировой войны. В июне 1947 г. назначен на Загребскую кафедру. В 1961 г. посетил СССР. Трижды возглавлял делегацию СПЦ на Всеправославных совещаниях. Сочинения Д. посвящены проблемам гомилетики, литургики и церковного пения. Он понимал свое служение преимущественно как миссионерское, несущее слово Христово верующим. Д. писал о важности благолепного звучания музыки за богослужением, о благотворном воздействии, к-рое она оказывает на духовное развитие и религ. воспитание людей. Церковное пение, считал Д., очень мощное, иногда единственное средство катехизации.

http://pravenc.ru/text/168706.html

Но, вскоре православных людей неудовлетворяла домовая церковь, настоятель монастыря, получив благословение у Дамаскина (Грданичка), епископа Мукачевского и Пряшевского и разрешение в окружном правительстве Тячева, начал строительство кирпичного крестообразного пятикупольного храма в честь Преображения Господня, фундамент которого освятили в День Святой Троицы в 1937 году, а закончено строительство в том же году. С помощью жителей Теребли и иноков выжигали кирпич, а воду возили в бочках, которую брали в четырех километрах от строительства. В 1939 году храм был освящен преосвященным Владимиром (Раичем), епископом Мукачевским и Пряшевским. За неутомимый труд иеромонаха Вениамина (Керечанина) в 1940 году епископом Владимиром (Раичем) было возведено в сан игумена, а в 1947 году епископом Уманским, временно управляющим Мукачевской и Пряшевской епархией, Нестором (Сидоруком) - в сан архимандрита. В начале советской власти местная власть к настоятелю монастыря архимандриту Вениамину относилась лояльно по той причине, что его преследовала венгерская власть. Но, потом, в 1953 году советская власть обвинила его в спекуляции церковных свечей и заключила его на один год тюрьмы. В том же году монастырь закрыли, который стал постепенно разрушаться. После освобождения из тюрьмы, отец Вениамин (Керечанин) пользовался большой любовью и уважением среди людей как поборник Православия на Закарпатье и целителя, служил до конца своей жизни в сельском храме. После закрытия обители властью были переданы дома Буштинскому школе-интернату, которая отказалась от них, и их передали Тереблянскому колхозу. Недалеко от этого места колхоз построил санаторий-профилакторий и предлагал отдыхающим жить в монастырских келиях, но никто не хотел там проживать и монастырь таким образом пустел. На праздник Успения Пресвятой Богородицы из соседних сел православные христиане Крестными ходами собирались возле монастырского храма, совершая Богослужение. Это не очень нравилось тячевским властям и однажды в канун праздника власти прислали бульдозеры, которыми разрушили храм. Но люди и потом собирались на развалинах храма для молитвы. Уцелел лишь деревянный домик с келиями, в котором ныне устроили часовню.

http://sobory.ru/article/?object=26546

После оккупации Македонии Болгарией летом 1941 г. М. переехал в Белград. 3 окт. 1941 г. был посвящен в чтецы в рус. ц. Св. Троицы в Белграде. Там же 9 окт. 1942 г. митр. Кишинёвским и Хотинским Анастасием (Грибановским) М. рукоположен во диакона, 14 окт. 1942 г.- во иерея, до 1947 г. служил в ц. Св. Троицы как сверхштатный священник. В апр. 1945 г. клир ц. Св. Троицы перешел в юрисдикцию Московской Патриархии, семья М., как и семьи др. священнослужителей этого храма, приняла гражданство СССР. В 1947 г. М. стал сотрудником Исторического ин-та Сербской АН и принял приглашение стать директором Архива Югославянской АН в Загребе. Как священнослужитель был причислен к клиру Преображенского храма в Загребе, выполнял различные церковно-адм. поручения, был членом комиссии по проверке знаний священнослужителей по каноническому праву и полемическому богословию, руководил церковным хором. 14 окт. 1951 г. митр. Загребским Дамаскином (Грданичким) возведен в сан протоиерея, 19 авг. 1952 г. стал ставрофорным протоиереем. М. придавал важное значение отношениям с СССР. Получив советское гражданство, он рассматривал приглашения о возвращении на родину, но отказался от переезда по причине невозможности совмещения в СССР научной работы со служением в церкви. Он поддерживал тесные контакты с коллегами из ИРЛИ (Пушкинского Дома) и Ин-та славяноведения и балканистики АН, с 50-х гг. XX в. часто бывал в Ленинграде и Москве, а его исследования регулярно печатались в советских научных журналах. В марте 1959 г. при Совете по культуре Народной Республики Сербия была образована Археографическая комиссия, куда М. был приглашен для работы по систематическому описанию кириллических рукописей, хранящихся в Югославии и за ее пределами. В 1961-1967 гг. он возглавлял археографическое отд-ние Национальной б-ки Сербии в Белграде, принявшее на себя функции расформированной Археографической комиссии. М. читал лекции по слав. палеографии на филологическом (1964-1965) и философском (1966-1967) фак-тах Белградского ун-та. С 1967 г. и до последних дней жизни М. работал в Гос. архиве Македонии в Скопье. В 1971 г. избран членом-корреспондентом Македонской АН.

http://pravenc.ru/text/2564256.html

В 1897 году МИД России утвердил новые правила отбора «славянских уроженцев» в высшие учебные заведения Российской империи, которые упорядочивали и заметно ужесточали прежде существовавшую практику направления иностранцев на учебу в Россию. В 1901 году по предложению обер-прокурора Святейшего Синода эти правила были распространены и на духовные учебные заведения. Отныне для православных славян существовало два пути поступления в духовные академии в России. Во-первых, они могли подать соответствующие прошения в дипломатические представительства России. Эти прошения рассматривались Комиссией МИДа «по образованию в России южных славян», которая и принимала решение об их удовлетворении или отклонении. Во-вторых, зарубежные православные иерархи могли напрямую обращаться в Синод с ходатайством о приеме на учебу в духовные учебные заведения России выходцев из их епархий. Без разрешения МИДа или Синода принимать иностранцев в Академию воспрещалось. Кроме того, со всех иностранных студентов бралась подписка о том, что они не будут претендовать на службу в России и обязуются по окончании учебы вернуться на родину. В июле 1901 года Святейший Синод направил во все духовные академии указ о введении в действие нового порядка приема на учебу иностранных студентов . По воспоминаниям профессора КДА Н.И. Петрова, внедрение новых правил преградило «приток в русские духовные академии разных проходимцев и искателей приключений. С тех пор состав иностранного студенчества в Киевской духовной академии стал несравненно выше прежнего в качественном отношении» . Несмотря на все трудности, связанные с обучением иностранных студентов, немало выпускников духовных академий Русской Православной Церкви стали известными иерархами других Поместных Церквей. Например, Сербский Патриарх Варнава (Росич), Загребский митрополит Дамаскин (Грданички), преподобный Иустин (Попович), первооткрыватель сочинений святого Григория Палама профессор Г. Папамихаил окончили Санкт-Петербургскую духовную академию. Предстоятели Сербской Православной Церкви митрополиты Михаил (Йованович) и Иннокентий (Павлович), Румынский патриарх Никодим (Мунтяну), митрополит Загребско-Люблянский священноисповедник Досифей (Васич, Сербская Православная Церковь), известный канонист епископ Далматинско-Истринский Никодим (Милаш), писатель и общественный деятель митрополит Тырновский Климент (Друмев, Болгарская Православная Церковь) были выпускниками Киевской академии. И этот список можно было бы продолжить.

http://bogoslov.ru/article/1432252

18 июля 1959 г. патриарх Герман прибыл в Скопье, 19 июля совершил хиротонию архим. Климента (Поповского) во епископа Преспанско-Битольского, а 26 июля - архим. Наума (Димовского) во епископа Злетовско-Струмицкого. В мае 1962 г. Македонию посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий I в сопровождении патриарха Сербского Германа, митр. Загребского Дамаскина (Грданичкого) и еп. Банатского Виссариона (Костича) . 24 мая патриархи Алексий и Герман и митр. Досифей совершили службу в ц. Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде. В 1963 г. митр. Досифей сопровождал патриарха Сербского Германа при его посещении Св. Горы Афон, а в сент. 1965 г. в составе делегации СПЦ посетил БПЦ. Провозглашение автокефалии МПЦ Отношения МПЦ и СПЦ продолжали ухудшаться. С кон. 50-х гг. XX в. в Австралии и Сев. Америке, где уже существовали епархии СПЦ, стали формироваться македонские церковные общины, в к-рые МПЦ стала назначать своих священников. Митр. Досифей в июле 1963 г. посетил Австралию, в апр. 1965 г.- США и Канаду, что вызвало негативную реакцию со стороны Сербского патриарха. МПЦ выражала недовольство тем, что СПЦ не информировала о ее новом статусе др. Поместные Церкви и не внесла соответствующие изменения в свой устав, напр. не удалила из него упоминание о македон. епархиях. Гос. органы Югославии и Союзная комиссия по делам религий выступали за достижение компромисса по проблеме Устава МПЦ. 15 июня 1964 г. на совещании, созванном главой Правительства Югославии П. Стамболичем при участии гос. и партийных руководителей Македонии, была констатирована необходимость «по политическим и иным причинам сохранить каноническое единство между Сербской и Македонской Православными Церквами, выраженное в личности общего патриарха», при этом МПЦ рекомендовалось привести свой устав в соответствие с рекомендациями Архиерейского Собора СПЦ, после чего СПЦ должна была сообщить остальным правосл. Церквам о самостоятельном статусе МПЦ (Там же. С. 142). Церковь вмч. Георгия Победоносца в Криви-Дол, Скопье. Кон. 60-х гг. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/2561512.html

В 1928 г. чехословац. правительство заключило с Ватиканом конкордат (modus vivendi), на основании к-рого греко-католики, опираясь на поддержку властей, стали претендовать на имущество обратившихся из унии в Православие приходов. Это инициировало строительство мн. новых правосл. храмов. В февр. 1930 г. чехословац. власти без ведома Свящ. Синода СПЦ издали новый гос. устав для православных Подкарпатской Руси, согласно к-рому на приход мог назначаться лишь священник, имевший свидетельство о благонадежности. Собор СПЦ, прошедший 15 окт. 1930 г. в Сремски-Карловци, не признал новый устав, оставив в силе старый от 1868 г. 2 авг. 1931 г. епископская кафедра была переведена из Хуста в Мукачево. Важную роль в дальнейшем становлении Православия в З. сыграл 1-й постоянный архиерей СПЦ для Подкарпатской Руси Дамаскин (Грданичкий) , хиротонисанный во епископа Мукачевско-Пряшевского 30 нояб. 1931 г. Благодаря его усилиям в епархии повысился уровень богословского образования, была налажена работа с молодежью. Еп. Дамаскина сменил на кафедре в нояб. 1938 г. еп. Владимир (Раич) . В 30-х гг. в З. служил серб. богослов архим. прп. Иустин (Попович) (1894-1979). Согласно чехословац. статистике, к 1925 г. в Подкарпатской Руси проживало 60 986 православных, к 1930 г. их было уже 112 034. В кон. 30-х гг. численность правосл. верующих Мукачевско-Пряшевской епархии составляла ок. 150 тыс. чел. В епархии насчитывалось более 130 приходов, объединенных в 6 благочиний. Церковь свт. Николая Чудотворца в с. Гусный (Великоберезнянский р-н). 1655 г. Фотография. 2008 г. Церковь свт. Николая Чудотворца в с. Гусный (Великоберезнянский р-н). 1655 г. Фотография. 2008 г. После Мюнхенского «сговора» зап. держав с фашистской Германией и Италией в сент. 1938 г. стала очевидна невозможность существования Чехословакии в прежних границах. 11 окт. 1938 г. пражское правительство назначило Кабинет министров Подкарпатской Руси во главе с политиком автономистом А. Броди (1895-1946), к-рый был низложен 26 окт. 1938 г., а вместо него по рекомендации герм.

http://pravenc.ru/text/182499.html

Кафедральный собор в Хусте в 1938 году стал главным центром празднования 950-летия Крещения Руси, которое было очень торжественно отпраздновано православными по инициативе преподобного Алексия. Специально были выпущены юбилейные значки, которые продавались по 5 и 2,5 чешских кроны. Средства от продажи шли на Карпаторусскую Церковь . Православие победило в Подкарпатской Руси: служили на приходах многие десятки священников, было основано шестнадцать монашеских обителей, и общее число православных монашествующих теперь исчислялось несколькими сотнями, православные торжества собирали десятки тысяч верующих. Общее количество православных, несмотря на тщетные усилия властей, пытавшихся детей из православных семей записывать униатами в официальных документах, превысило двести тысяч. Самые лучшие сербские архиереи того времени возглавляли Карпаторусскую Церковь : Досифей (Васич) – 1921–1926 годы, Ириней (Чирич) – 1927–1928 годы, Серафим (Иванович) – 1928–1930 годы, Иосиф (Цвиевич) – 1930–1931 годы, Дамаскин (Грданички) – 1931–1938 годы, Владимир (Раич) – 1938–1945 годы. Преподобный Алексий, живя при соборе, вел жизнь воистину подвижническую. Днем он занимался своим приходом, который был самым многолюдным, так как город Хуст был административным центром Мараморыша и его крупнейшим городом, а ночью молился. Кроме бесконечного окормления верующих, он также постоянно занимался многочисленными делами епархии, так как являлся многие годы бессменным председателем Духовной консистории (Священного синода) Карпаторусской Автономной Церкви Сербского Патриархата. Во время отсутствия правящего архиерее вся тяжесть управления епархией ложилась на его плечи. Преподобный каждую ночь молился Божьей Матери. Ночные прохожие постоянно видели свет и силуэт молящегося монаха в занавешенном окне приходского дома. Таким его и запомнили жители Хуста – праведником и молитвенником, постоянно пребывающим в заботах о епархии, волнующимся о судьбе каждого человека. Здесь, в Хусте, святой исцелял людей и от духовных болезней и от телесных. Спасая людей от лживого яда унии всю свою жизнь, избавляя от смерти духовной, он также спасал и от смертельных недугов. Расскажем здесь хотя бы об одном из подобных случаев, который произошел во время Второй мировой войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Общепризнанным фактом считается, что город Мукачево на реке Латорице возник не позднее IX века, но, скорее всего, гораздо раньше. Именно здесь начинается горный проход по долине реки Латорице, ведущий вверх к перевалу Русские Ворота (ныне Верецкий, то есть Воротский), через который осуществлялась еще в античное время связь Восточной Европы с Центральной Европой и Средиземноморьем. Поэтому иметь здесь поселение было просто необходимо для местного населения для того, чтобы контролировать транзит грузов через Карпаты и, естественно, что-то иметь с этого для себя. Мукачевский монастырь на Черничьей (то есть «монашеской») горе известен с XIV века, когда его отстроил князь Феодор Кориатович, владевший в то время Мукачевом по договору с венгерским королем, но монахи здесь жили и раньше. Городу и монастырю помогали святые сербские деспоты (то есть владыки, в светском значении слова) – Стефан Лазаревич, сын святого царя Лазаря, и племянник первого Джурджа Бранкович. Они владели городом и прилегающими областями по договору с венгерским королем, как и князь Феодор. Мукачевский монастырь в XV веке стал центром обширной епархии, которая простиралась в то время от средней Словакии и Доброчина-Дебрецена до границ Мараморыша, где был свой епископ. С XVI века Мараморыш подпадает под юрисдикцию Мукачева, и к XVII веку епархия насчитывает 879 приходов. Однако к этому времени часть приходов на крайнем западе епархии уже потеряна из-за католической агрессии. В 1690 году православный епископ Иоанникий вынужден был покинуть город, однако и униатский бискуп боялся здесь жить, опасаясь за свою жизнь. Центр православной епархии перемещается в Мараморыш. Во время освободительной народной войны с Австрией 1703–1711 годов, душой которой были православные русины, которые вместе со своими соратниками доходили до предместий Вены, Мукачево было столицей восставших. Здесь жил православный епископ святой Иосиф Мараморышский (Стойка) и чеканилась монета. Мукачевский замок был главной твердыней восставших. После подавления восстания Мукачево становится постепенно еврейско-венгерским городом, а Мукачевский монастырь центром униатской епископии, которая в одно время насчитывала 1200 приходов. К моменту возобновления кафедры православного епископа в городе проживали только 5% православных. В 1936 году усилиями сербского владыки Дамаскина (Грданички) сюда переносится из Мараморыша кафедра православного епископа, а в 1949 году, уже при советской власти, в Мукачевском монастыре, который только что вернули православным, торжественно упраздняется Ужгородская уния 1646 года и множество униатского духовенства присоединяется к Православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Впоследствии архиепископ Аверкий рассказывал, как в деревнях на Прикарпатской Руси справляли Пасху бывшие униаты, с какой жадностью они переходили в Православие, как переживали они предпасхальную скорбь и как торжественно и энергично выражали пасхальную безпредельную радость. Воспоминание этой радости вызвало в нем слезы умиления. Вначале православных приходов было восемь, впоследствии численность возросла до двадцати четырех. 30/17 мая 1931 г. епископом Битольским Иосифом (Цвиовичем) Александр был пострижен в монашество в Свято-Николаевском монастыре (наместником тогда был архимандрит Матфей (Вакаров)) при селе («деревне святых») Иза Хустского округа с наречением имени Аверкий в честь святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, а на следующее утро – рукоположен во иеродиаконы. В 1932 г. в праздник Благовещения в Девичьем монастыре на Домбоках близ с. Черленева, Мукачевского округа, епископ Мукачевско-Пряшевский Дамаскин (Грданички) совершил его рукоположение во иеромонахи. В июне того же года отец Аверкий был переведен в Николаевский монастырь в качестве помощника о. архимандрита Матфея и для окормления приходов Нанкова и Боронявы, а в сентябре – определен помощником настоятеля прихода в Ужгороде, а вскоре стал исполнять и обязанности настоятеля. К середине 1920-х годов в Ужгороде уже существовала община беженцев, насчитывающая более 150 русских. В 1931 г. к Рождеству был построен и храм-памятник русским воинам, павшим в Карпатах в Великую войну. Отец Аверкий не только любил свою паству, но и не забывал о тех, кто остался на Родине. В дни, когда в СССР отмечали очередную годовщину Октябрьской революции, он при полном храме служил заупокойную литургию и панихиду по убиенным, замученным и безвременно сошедшим в могилу русским людям. А в селе Ладомирове архимандрит Виталий (Максименко) полностью восстановил к 1933 году и официально зарегистрировал преподобного Иова Почаевского типографию и иноческую обитель, где бывал и отец Аверкий. Здесь все возрастало печатание периодических изданий, календарей, богослужебных книг, которые расходились по всему русскому Зарубежью. В 1934 году, после своей архиерейской хиротонии, епископ Виталий (Максименко) приезжал к иеромонаху Аверкию в Ужгород, где было польское консульство. Отец Аверкий был очень рад оказать ему содействие в получении польской визы для поездки в Почаевскую лавру, так как у него были хорошие отношения с польским консулом, прекрасно говорившим по-русски.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010