Туркула, одновременно состоял псаломщиком при штабной походной церкви, эмигрировал вместе с Добровольческой армией через Галлиполи (1920), переехал с Дроздовским стрелковым полком в Болгарию (19211925), работал на шахтах Перника, поселился во Франции, окончил Парижский Св.-Сергиевский богословский институт (1928), пострижен в монашество (1927), иеродиакон (1927), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), иеромонах (1.7.1928), рукоположение совершил митр. Евлогий в храме Сергиевского подворья в Париже, 1-й помощник настоятеля Св.-Николаевского храма в Праге (1.7.192812.4.1946), законоучитель в Пражской русской гимназии (19281937 и 19401944), игумен (7.1.1934), архимандрит (7.1.1936), принят в юрисдикцию МП вместе с еп. Сергием (Королевым) и русским Пражским приходом (1946), сослан советской властью в Казахстан, помощник настоятеля Казанского храма в Алма-Ате (19471948), настоятель каф. собора в Алма-Ате (19481957), член епархиального совета, насельник Троице-Сергиевой лавры (19561957), настоятель Вознесенского собора в Ельце (5.4.195812.1.1981 ), благочинный храмов Елецкого округа. Архив: Послужиый список о. Исаакия (Виноградова) (19271946). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни Баязов Вл., протодиак. Архимандрит Исаакий (Виноградов) (некролог). ЖМП. 1970. 8 Нектарий, иеросхимонах. Архимандрит Исаакий (Виноградов) (некролог). ЖМП. 1970. 8 Поваляев П., свящ. Архимандрит Исаакий (Виноградов) (некролог). ЖМП. 1970. Под сенью любви. Архимандрит Исаакий Виноградов. М., 2000 Офицер, монах и пастырь: архимандрит Исаакий (Виноградов). М., 2005. Исидор ( Стогов ; даты рождения и смерти не установлены), иеромонах. Эмигрировал в Сербию (1920), член братии монастыря Св. Афанасия в Лешаке, в 1927 по своему прошению был принят в клир епархии митр. Евлогия (Георгиевского), но во Францию по неизвестной причине не поехал, больше сведений о нем не имеется. Архив: Послужиый список о. Исидора (Стогова) (1927). АЕУА. Иулиан ( Троцкий Иосиф , 1903, Гродненск. губ. 9.6.1989, Нью-Йорк, США), архимандрит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

иконе, то опять не забывайте – где вы находитесь, и сделайте это тихо, осторожно. Этого требуют от вас и величие присутствующего здесь Бога, и святость действий, совершаемых к вашему вечному благу. (Прот. Г. Дьяченко). Третий день Поучение 1-е. Преподобный Исаакий (Ангелы сохраняют человека во всех путях его жизни) I. Hыhe св. церковь празднует память преподобного Исаакия. Преподобный Исаакий жил в IV веке, в царствование императора Валента, который был ревнителем арианского лжеучения. Валент издал указ, чтобы, не щадя ни возраста, ни пола, ни сана, всех принуждать к принятию арианского учения, а противящихся казнить. Услышав о страданиях православных, св. Исаакий из пустыни, где подвизался, пришел в Константинополь и, не страшась опасности, увещевал христиан твердо держаться православного учения. Он желал, чтобы и сам царь вразумился. Царь отправлялся на войну против готов; св. Исаакий три раза выходил к нему на пути с словами: «Государь, отвори двери церквей православных, и Господь благословит твой путь, война будет благополучна, ты возвратишься с миром; в противном случае будешь наказан». Сначала Валент не обращал внимания на слова святого, а потом, разгневавшись, приказал бросить его в тинистый ров. Но ангел спас святого. Тогда преподобный снова явился к царю со словами: «послушай, государь: отвори церкви православные, иначе ты погибнешь». Так и случилось: Валент погиб. После этого близ Царьграда устроена была обитель для св. Исаакия, названная, по имени преемника его, Далмата, Далматскою. Исаакий почил в глубокой старости. Мощи его почивают в церкви «Всех святых» в Константинополе. Глава находится в Покровском соборе русского Пантелеймонова монастыря на Афоне. II. Жизнь преподобного Исаакия, который был спасен от опасности ангелом, учит нас, братия, той истине, что ангелы пекутся о человеке и сохраняют его от опасности во всех случаях его жизни. а) Сонмы духов чистейших Отец небесный посылает на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1, 14 ).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

По всем таким признакам: не эта ли Иустина соузничала в Боровске Морозовой, Урусовой и Даниловой? И не Исаакий ли, муж Иустины вологодской, был тем «старцем», о котором «Житие» Морозовой говорить, как о муже Иустины боровский? Исаакий вполне верил рассказам своей жены…. 8 Случаи эти перечислены в «Винограде Российском» и имели место в пределах поморских, новгородских и вязниковских. См более полный список «Винограда» – в Публичной Библиотеке из собрания Погодина 1279. 9 Доп. К А.И. XII, стр. 203; показания служившего у Хилковой попа Прокопия. – «Новые материалы для истории старообрядства» Е. Барсова , стр.155: память 1685 года по делу об утеке Хилковой из Горицкого монастыря, – «Отразительное писание» инока Ефросина, Сиб.1895, стр. 22, 37–38: Хилкова в Пошехонье и Романове. Ср. «Внутренние вопросы в расколе XVII века», стр. LXXVII. 11 А.И. V, 223. стр. 386–389, 392. Сн. «Внутренние вопросы в расколе в XVII веке», стр. CV и прим. 186. 17 Грамота Новгородского митрополита Питирима от 18 марта 1668 г. Тихвинского монастыря архимандриту Ионе, привлекая к ответственности 19 Сказание Гурия о миссионерских трудах Питирима – в «Братском Слове»: 1888, т.2, стр. 726–26; 1889, т.1, стр.91–93. 21 Сказания Гурия – Бр. Сл. 1888, т.2, стр.728, 732, Древ. Росс. Вивлиофика, изд. 2, ч. XV, стр. 432–435. – Первое знакомство с керженскими раскольницами свел, впрочем, не Питирим, а его предшественник по миссии среди заволжских раскольников – известный иеромонах Исаакий, в схиме Иоанн, основатель Саровской пустыни. В действиях этого замечательного по познаниям, приемам и успехам миссионера находим раннейший образец того, с какою осторожностью нужно вести беседы с раскольниками и особенно с раскольницами. Уже испытавший на себе тяжесть бесед с раскольником Иоанном, упорство и фанатизм которого навел на защитника православия даже уныние, – Исаакий случайно встречается в деревне Балыкове с заволжской монахиней Меланией, которая возвращалась в свой скит с возами хлеба и которую, как и Исаакий, в этой деревне задержала дурная погода.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Третий акт: бабушка плачет, очень жалеет своего бедного козлика. Крестный закрывает лицо ладонями и сквозь “слезы” тихонько сообщает: “Остались от козлика рожки да ножки. Вот как, вот как, рожки да ножки”. И нам жаль бедного козлика и его бабушку… А какие удивительные были встречи в пасхальные дни! В комнатке у батюшки стояла маленькая “колокольня”, и, приглашая после разговоров к обеду, отец Исаакий звонил, вернее, отзванивал пасхальный трезвон. С детства запомнились и проповеди крестного. Поучения архимандрита Исаакия, шедшие от сердца, были просты и доходчивы как для взрослых, так и для детей. Редко кто из слушавших оставался равнодушным. Особенно запала в мою детскую душу проповедь о святых мученицах Вере, Надежде, Любови и мудрой их матери Софии. Рассказывая об их мучениях, отец Исаакий призывал своих духовных чад развивать в себе великие христианские добродетели: веру, надежду и любовь. Объяснял смысл иконы, на которой юная мученица Вера изображена с крестом в руках, готовая запечатлеть свою веру даже распятием на кресте. Еще более юная  Надежда держит в руках якорь: ведь он, будучи сброшен с корабля, может даже большое судно удержать на месте и тем самым уберечь его от волнений и опасностей. Так и спасительная надежда дает нам возможность безопасно плыть по житейскому морю. Около отроковицы Любови рисуют пламенеющее любовью сердце. Бог есть Любовь. Любовь — это высшая добродетель христианская. Архимандрит Исаакий в полной мере обладал любовью к Богу и людям. Эту любовь он пронес через ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ. Любить — это в райские двери стучаться, Другого ведя за собой! — так писал батюшка. В те годы жизнь была тяжелой, и духовные чада архимандрита Исаакия часто обращались к нему со своими переживаниями и невзгодами, просили помолиться о них, зная великую силу его молитв. Дети тоже прибегали к нему со своими просьбами. Из-за неуспевания в школе (причины тому были разные) я и еще несколько девочек расстраивались до слез. Отец Исаакий давал нам добрые наставления и вместе с нами молился Преподобному Сергию Радонежскому. Получив благословение крестного, мы уходили с надеждой на покровительство и помощь Преподобного Сергия. Действительно, успехи приходили вместе с нашими стараниями.

http://azbyka.ru/fiction/pod-senyu-lyubv...

Когда же наступила зима, он стоял в церкви, не взирая на сильный мороз, в сильно разорванной обуви, так что ноги его часто примерзали к камню, но он не переступал ногами до тех пор, пока не оканчивалась служба. После утрени он прежде всех шел на поварню, приготовлял огонь, дрова и воду; только тогда приходили и прочие иноки, на коих было возложено сие послушание. Однажды один из сих иноков, по имени также Исаакий, сказал, подсмеиваясь блаженному: — Исаакий! вот сидит ворон, иди и поймай его. Поклонившись до земли, смиренный инок подошел и взял ворона и принес его в поварню к инокам. Удивились все такому делу и рассказали о том игумену и братии; и начали братия с тех пор уважать его. Но не желая славы от людей, блаженный принял на себя юродство и стал оскорблять то игумена, то братию, то мирян, так что многие даже били его. Сделавшись юродивым, он снова вселился туда, где был прежде, — в пещеру преподобного Антония, который уже преставился. Собрав к себе детей, он возлагал на них чернеческое одеяние. За сие он принимал наказание от бывшего тогда игумена блаженного Никона, а иногда принимал побои от родителей тех детей; но он претерпевал всё то с радостью, перенося и побои, и наготу, и холод. Однажды ночью блаженный Исаакий затопил печь в пещере; печь была худая и когда огонь разгорелся, то пламень начал подниматься кверху чрез трещины; не имея чем прикрыть эти скважины, Исаакий стал босыми ногами на пламень и стоял до тех пор, пока не прогорела печь; тогда он сошел, не испытав никакого повреждения. Много и другого удивительного творил Исаакий. Он получил, наконец, над бесами такую власть, что не страшился их и не боялся их угроз и наваждений; а бесы часто причиняли ему досаждение и говорили: — Ты наш, Исаакий, потому что поклонялся нашему князю. Он же отвечал им: — Князь ваш бесовский — веельзевул; я же боюсь его, как идола мух (так толкуется имя его) [ 6 ]; не страшусь я и вас, рабов его; если вы раньше и прельстили меня, потому что я не знал ваших козней и лукавства вашего, то ныне силою Господа моего Иисуса Христа и молитвами преподобных отцов Антония и Феодосия я одержу победу над вами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

На другой день, по слову игумена, Исаакий встретил его на назначенном месте. Преподобный Сергий осенил его крестным знамением и сказал: «Господь да исполнит желание твое!» И вот, в самую минуту благословения, Исаакий видит, что чудный пламень исходит от руки благодатного старца и объемлет его, Исаакия... И с той минуты огражденный молитвами старца ученик вступил в избранный им подвиг; и если иногда молчальник хотел бы тихо произнести какое-либо слово, и тогда возбраняла ему это молитва Сергиева. И молча пребыл Исаакий до конца дней своих, по слову божественного Писания: яко глух не слышах,ияко нем не отверзаяй уст своих... 11 Только раз чудное видение разрешило ему уста; вот как это было. Однажды преподобный Сергий совершал божественную литургию вместе с братом своим Стефаном и племянником Феодором, уже посвященным тогда в сан пресвитерский. Молчальник Исаакий стоял в церкви. Вдруг он видит в алтаре четвертого, чудного образом мужа, сослужащего сим трем и сияющего необычайным светом, в блистающих ризах... На малом входе с Евангелием чудный муж шел вслед за Сергием, и лицо его сияло, как солнце, так что Исаакий не мог даже взирать на него... И он обратился к стоявшему подле него благоговейному старцу Макарию с вопросом: «Что это за чудное видение, отче? Кто этот дивный муж?» Макарий и сам был поражен чудом и отвечал: «Не знаю, чадо, но и меня объемлет страх... Разве не пришел ли какой священнослужитель с князем Владимиром?» А князь Владимир Андреевич Серпуховской гостил тогда в обители, и тут же, в церкви, стоял его боярин. Иноки спросили его, нет ли священнослужителя с князем. Боярин сказал, что нет. Тогда блаженные ученики Сергиевы уразумели, что с их аввою служит ангел Божий, ибо ангелы любят себе подобных. Литургия кончилась, и чудный оный муж стал невидим. Оба ученика, удостоенные видения, получив удобную минуту, наедине спросили Преподобного о его таинственном сослужителе. Смиренный старец сначала уклонялся от объяснений. «Что чудное видели вы, дети мои? – говорил он. – Служил брат мой с сыном своим и с ними я, недостойный, а еще никого с нами не было». Но ученики не переставали упрашивать его: «Господа ради не скрой от нас, честный отче, ведь мы своими очами видели четвертого, точно ангела Божия, служившего с тобою».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   23 января 1918 года Оптина Пустынь была закрыта, но монастырь еще держался под видом “сельскохозяйственной артели”. Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа “Музей Оптина Пустынь”. Настоятеля иеромонаха Исаакия власти отстранили от дел.    Старец Исаакий и старшая братия, с великой скорбью покинув обитель, поселились на квартирах в Козельске. В 1923 году все храмы обители были закрыты, и храмовые службы прекратились на 65 лет.    В то время в Георгиевском храме Козельска освободилась вакансия священника, и чудесным образом устроилось так, что в храме этом все должности заняли оптинские иноки.    Наступил 1929 год. По всей стране прокатилась волна новых арестов. В августе, после праздника Преображения Господня, были арестованы и заключены в козельскую тюрьму все оптинские иеромонахи вместе со старцем Исаакием. Из Козельска арестованные были отправлены в сухиническую тюрьму, а оттуда в Смоленск. В январе 1930 года, после окончания следствия, заключенные были сосланы. Старец Исаакий переехал в город Белев Тульской области.    В 1932 году старца Исаакия вновь арестовали. Пять лет спустя старец Исаакий сподобился от Господа мученического венца.    26 декабря/8 января 1938 года старца вместе с другими мучениками за веру расстреляли по приговору “тройки”.    Подобно древним мученикам, не боясь жестокости врагов Христовых, твердо стоял священномученик Исаакий в своем исповедании: “От креста своего не побегу!” И кровью своею засвидетельствовал свою верность Господу нашему.    Преподобный священномученик Исаакий, моли Бога о нас! Старец Захария      2 сентября 1850 года в Калужской губернии у Ивана и Татьяны Минаевых родился одиннадцатый ребёнок. При крещении мальчику дали имя Захарий.    Когда Захарий немного подрос, то он стал часто убегать из дома в лес, где забирался на ель и молился.    Когда Захарию было семь лет, сельский священник о. Алексей предсказал его матери: “Твой сын на радость тебе будет, но не кормилец: он будет монах и доживёт до глубокой старости”. В шестнадцать лет Захарий лишился матери. Перед смертью Татьяна Минаевна благословила сына на монашество, предвидя волю мужа, предостерегла: “Отец будет принуждать к семейной жизни, ты не слушай”. Несколько лет просил Захарий отпустить его в монастырь, но отец настаивал на женитьбе сына. Пришлось юноше пойти на хитрость, обратился он к отцу с просьбой: “Отпусти меня сходить в Белые Берега. Мать дала обет и не успела выполнить. Я решил за неё выполнить его”.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

И, затворившись, остался с иноком в вертепе. Наступил час исполнения диавольского обещания, и инок, увидев бесов, воскликнул: «Вот, отче, пришли!» Тогда игумен, охватив его рукою, сказал: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги прельстившемуся рабу и не предай его нечистым бесам в обладание!» Бесы окружили прельщенного и старались вырвать его из рук старца. Но последний запретил им, и они, не имея возможности взять того, кто был почти совсем уже в их руках, схватили его мантию и скрылись. Когда похищенная мантия слетела сверху и пала на землю, старец сказал иноку: «Видишь ли, безумный, что сделали бесы с твоей мантией? Ведь точно так же они хотели поступить и с тобой, и ты бы предал им окаянную свою душу». Затем он снова взял его в монастырь, заставил служить в пекарне и поварне и участвовать в прочих службах монастырских, и этим, смирив его помыслы, спас его (112, 363–365). Однажды, когда авва Исаакий сидел после полуночного песнопения, по обычаю потушив свечу, вдруг в пещере его засиял свет, как от солнца, так что смотреть было невозможно. И пришли к нему два прекрасных юноши с лицами блестящими, как солнце, и сказали: «Исаакий! Мы ангелы, и вот идет к тебе Христос: пойди и поклонись Ему». Он же не понял бесовского наваждения... и, даже не перекрестившись, поклонился, как Христу, бесовскому действию. Тогда бесы подняли радостный крик: «Ну, Исаакий, теперь ты уже наш!» Они ввели его в келейку, посадили и сами стали садиться с ним рядом. И вся келья и улица в пещере наполнились бесами. И сказал тот, что назывался Христом: «Возьмите сопели, бубны и гусли и играйте: Исаакий нам попляшет». И ударили они в сопели, бубны и гусли и начали играть Исаакием. Наконец, измучив, оставили его еле живого и ушли, насмеявшись над ним. Наступил рассвет, и когда Антоний, принеся ему хлеб, по обычаю, подошел к окошечку и сказал: «Господи, благослови, отец Исаакий!» Но ответа не было. «Скончался уже», – подумал Антоний и поехал в монастырь за Феодосией и братией. Откопали загороженный вход, вошли и взяли Исаакия, думая, что он умер.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Посадский человек, по имени Никифор, живший недалеко от церкви Великомученика, дал в заем деньги присному своему Исаакию и хотел взять с него расписку. Но ни Исаакий, ни сын его, не знали грамоты и потому позвали они клирика Иоанна соседней церкви, чтобы написать свидетельство. Когда же пришел срок уплаты долга и стал требовать своих денег Никифор, искусился Исаакий и жестоким словом оскорбив доверителя, не хотел платить ему денег. Никифор позвал его на суд пред судей градских, и не убоялся Исаакий пред лицем всех лжесвидетельствовать, будто не знает своей расписки. Клирика Иоанна не было в то время в городе; когда же возвратился на праздник Святителя Николая и объявили ему, как оболгал его Исаакий, возверг Иоанн печаль свою на Господа, и призвал себе на помощь великого чудотворца. Притек он и ко гробу блаженного Николая, Христа ради юродивого, и со слезами взывал к нему: «о блаженный угодник Божий, не дай в обиду уповающего на тебя; ты осенил меня на пути в царствующий град, не лиши и здесь своего покрова». После молитвы возвратился он в дом свой и хотел отдохнуть от пути, но едва возлег на одр, как увидел пред собою блаженного Николая, который сказал ему: «не скорби, брат, и не бойся; иди завтра пред судей градских. Бог оправдает твое рукописание; Исаакий же познает свое согрешение и обличит вину свою пред народом». На другой день стали на суд клирик Иоанн с клеветником Исаакием и сыном его, которые оба продолжали стоять в своей неправде; но клирик, положив твердое упование на блаженного Николая, не боялся обличить их в лице, и граждане стали убеждаться в истине слов Иоанна. Наконец, после трехдневного словопрения, проснулась совесть в Исаакий; пришел он на паперть церкви Св. Иакова и исповедал всенародно грех свой; клирик же Иоанн возвратился оправданный в дом свой и прославил угодника Божия. (Из Сборника житий Святых Новгородских.) 28-го Июля, Святых Апостол и диаконов: Прохора, Никанора, Тимона и Пармена. В тот же день празднуется явление иконы Смоленской Одигитрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Преподобный Исаакий внимательно следил за тем, как братия ходит к старцу на откровение помыслов. Если кто-то редко посещал старца или совсем не ходил к нему, то отец настоятель уже не ценил и природной способности монаха к возложенному на него послушанию, но относился к нему холодно, считая нравственное преуспеяние инока невозможным без откровения помыслов старцу и беспрекословного повиновения его советам, а потому и цель отречения от мира в этом случае невыполнимой. Всячески заботился отец Исаакий о сохранении мира между братией, враждующим сам делал вразумления, склоняя их к примирению; иногда же с некоторым огорчением говаривал: " Ах, братцы! Пожалуйста, кончите миром " . Но в случае упорства со стороны спорящих посылал их к старцу Амвросию. Благодаря такому воззрению настоятеля на старчество преподобный Амвросий имел полную возможность влиять на духовное устроение братии и поддерживать его на той же высоте, на которой оно стояло при его предшественниках. Впрочем, возлагая на старца Амвросия духовное окормление братии, преподобный Исаакий и сам не оставлял возможности руководствовать их к добродетельной жизни и с этой целью при каждом удобном случае обращался к ним с приличными наставлениями. Наставления эти были просты, тем не менее назидательны и действенны, потому что были плодом его жизненного опыта и происходили от любящего сердца и искреннего желания добра духовным своим чадам. " Ну вот, брат, я тебя предупреждаю, а там сам смотри, чтобы мне за тебя не отвечать перед Богом " , — нередко говаривал он, глубоко сознавая тяжкую ответственность настоятеля перед судом Божиим за каждого брата, оставленного им без вразумления. Поэтому, если в ком-либо замечалось ослабление усердия к иноческим подвигам, отец Исаакий призывал его к себе, напоминал ему об иноческих обязанностях и той цели, ради которой каждый из них оставил мирскую жизнь, а равно обеты, данные им при пострижении, и возбуждал в нем усердие к дальнейшему прохождению принятого на себя подвига. Особенное внимание обращал преподобный Исаакий на неопустительное посещение братией храма Божия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010