На Печерской иконе Божией Матери с Киево-Печерскими святыми 1724 г. письма игум. Корнилия (Уланова), происходящей из Ризоположенского мон-ря в Суздале, И. показан в молении образу Коронования Божией Матери в облачном сегменте (ГВСМЗ). Его погрудное изображение как средовека помещено в левой части композиции вполоборота к центру, в 4-м ряду, между преподобными Варлаамом Киево-Печерским и Иоанном Многострадальным. Единоличный поясной образ И. 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры находится над мощами святого в Ближних пещерах. И. изображен в монашеском одеянии; он молод, без бороды, у него длинные темные волосы, руки с переплетенными пальцами сложены у груди в молении, на левом запястье висят четки. На небольшой иконе 2-й пол. XIX в., написанной в манере академической живописи (возможно, в Школе АХ в С.-Петербурге), И. изображен средовеком в схимническом облачении, с прижатой к груди десницей (ГИМ). Подчеркнуты аскетические черты лица - впалые щеки, заострившийся нос; небольшая светлая борода с проседью раздваивается на конце. Аналойная икона И. была написана М. И. Дикарёвым в 1888 г. в составе 235 минейных и праздничных икон для домовой церкви Мраморного (Константиновского) дворца в С.-Петербурге (местонахождение неизв.; Басова М. В. Минейные и праздничные иконы М. И. Дикарёва и И. С. Чирикова из домовой церкви Мраморного дворца в Петербурге: Создание, бытование, судьба//Тр. ГМИР. СПб., 2001. Вып. 1. С. 60). Прп. Исаакий Киево-Печерский. Гравюра мон. Илии. 1656 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 147 об. (РГБ) Прп. Исаакий Киево-Печерский. Гравюра мон. Илии. 1656 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 147 об. (РГБ) Прп. Исаакий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерского мон-ря (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Исаакий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерского мон-ря (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) На иконах и гравюрах Соборов Киево-Печерских святых И.

http://pravenc.ru/text/674768.html

Однажды, находясь наедине с Калужским архиереем, отец Исаакий начал высказывать ему свою скорбь относительно возложенного на него против его воли настоятельства. " Я лучше бы, Ваше Преосвященство, согласился пойти в хлебню, чем быть настоятелем " . — " Ну, что ж, — ответил владыка, — пожалуй, пеки хлебы " . — " А кто же настоятелем-то будет? "  — " Да ты же и настоятелем будешь " . На эти слова Преосвященного отец Исаакий уже не нашелся, что ответить. А преподобный Амвросий, как старец и духовный отец настоятеля отца Исаакия, давал ему направление всей его последующей жизни. Он старался умерять ревность начальника-подвижника, когда тот в начале управления обителью считал всех способными к перенесению таких же лишений, которым подвергал он себя сам, и хотел еще более усилить строгость иноческой жизни. При открытии в 1884 году Шамординской обители отец Исаакий был назначен ее благочинным. В 1885 году он был возведен в сан архимандрита. Преподобный Исаакий был истинным последователем той традиции старчества, которая отличала уклад Оптиной пустыни от других монастырей России, — строгого послушания всей братии своим старцам-духовникам, независимо от сана и иерархического звания. Вся его жизнь стала достойным продолжением духовного подвига, начатого еще его предшественником, преподобным отцом Моисеем, и другими великими Оптинскими старцами. Узнав собственным опытом пользу старчества, отец Исаакий, как личным примером, так и словом и понуждением старался поддерживать благое насаждение своего предшественника, и труды его в этом отношении не были бесплодны. Мир и согласие, царствовавшие в обители, свидетельствовали о благотворном влиянии, которое имело старчество среди ее сынов, насаждая в них добродетели любви и послушания. Уже будучи игуменом и даже архимандритом, преподобный не совершал без благословения своего старца никаких монастырских дел и учил этому братию. " Отцы и братия! Нужно ходить к старцу для очищения совести " , — часто повторял он. Так, благоговейно, почти до умаления себя, стоял он со всеми в очереди к своему духовнику преподобному Амвросию и беседовал с ним, стоя на коленях, как простой послушник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Основание церкви было началом будущей Саровской обители. Для того, чтоб обеспечить порядок в жизни иноков, о. Исаакий написал, строго доныне в пустыни соблюдаемый, «Устав общежительный», который свидетельствует и о великом духовном опыте старца и о практической его мудрости. 7 июля 1706 г. о. Исаакий собрал на совет всю братию и, по единодушному согласию, братия положила следующее решение — приговор, тогда же записанный. «В сей Сатисо-Градо-Саровской пустыни, у святей церкви Пресвятыя Богородицы Живоноснаго Ея Источника, быть общежительному пребыванию монахов.… И положихом, по свидетельству и преданию святых Апостол и Святых Отец, чин — устав общаго жития. И отныне нам зде всем живущим монахам и сущим по нас настоятелям и братиям держать и хранить безотложно, дондеже благоволением Божиим обитель сия будет стоять». Правила Саровского общежития — самые строгие, в духе древнехристианских общежительных монастырей. Так, например, исключена всякая собственность, запрещено есть что-нибудь вне трапезы. Наконец, в 1711 г. в Саровское общежитие была прислана от местоблюстителя патриаршего престола Стефана, митрополита Рязанского, грамота, по которой этот устав получил официальное утверждение. Еще раньше Саров был признан независимым от Введенского монастыря, и о. Исаакий назначен строителем Сарова. Вслед за построениями первой церкви, возникли на горе еще две церкви, а о. Исаакий, продолжая дело храмоздательства, устроил еще подземный храм во имя преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских. Этот храм очень утешил некоторых из братии, которые на Великий пост удалялись в пещеры, теперь ими значительно углубленные в гору и расширенные. Вместе с процветанием, выпали на долю Сарова и испытания. Так, во время отсутствия настоятеля, на братию дважды нападали разбойники и жестоко пытали иноков, доискиваясь, где спрятаны у них сокровища, которые суеверная молва приписывала первым инокам. В одну из отлучек своих по делам в Москву, о. Исаакий тяжко заболел. Жизнь его была в опасности, и он пожелал принять схиму. При этом постригавший его в схиму строитель Красногривской пустыни, иеромонах Макарий, связал его обещанием, что он отныне уже не будет нигде начальником и будет в Сарове наравне со всеми прочими, и даже ниже всех.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

Каждую субботу накануне служения он, по обычаю, отправлялся для исповеди в скит и здесь, сидя в приемной старца – преподобного Амвросия вместе с другими посетителями, смиренно дожидался очереди, которая иногда доходила до него нескоро. Не изменил он своему обыкновению и после кончины уважаемого старца, продолжая, несмотря на ослабление своих телесных сил, аккуратно посещать его преемника преподобного Иосифа, хотя он был из числа постриженников преподобного. Только незадолго до кончины, когда уже силы совсем стали оставлять его, он стал приглашать нового старца к себе. Каждое важное монастырское дело преподобный Исаакий решал не иначе как с советом старца, отсекая при этом собственную волю. Таким глубоким смирением преподобный Исаакий подавал пример братии. Нестяжательность преподобного особенно выказалась после блаженной его кончины: от него ничего не осталось, тогда как он в свое время был человек богатый и имел свои порядочные средства. Кроме общего благотворения нищим от обители, преподобный Исаакий и сам от себя раздавал щедрую милостыню, стараясь всячески утаить свое доброе дело. Вполне отрекшись от мира и всех его прелестей, преподобный Исаакий относился к наградам и повышениям совершенно равнодушно, и даже иногда уклонялся от них. Здоровье его начало понемногу надламываться. Он пожелал келейно принять пострижение в схиму, которое и совершил над ним братский духовник, скитоначальник преподобный Анатолий. Искушаемый тяжкими скорбями, твердый подвижник благодушным терпением их приготовлялся в последние годы к переселению в вечность, и лишь за год до кончины, вполне успокоенный, в мире доживал дни своего земного странствования. Последнее его наставление ко всем вообще братиям, из которых многие спрашивали его: «Как, батюшка, жить после вас?» – было следующее: «Живите по совести и просите помощи у Царицы Небесной, и все будет хорошо». Многие из прощавшихся с ним плакали. 20 августа с преподобным Исаакием случился удар, и с этих пор он уже не мог говорить. 22 августа 1894 г. преподобный Исаакий мирно почил о Господе, в глубокой старости, 85 лет от роду.

http://pravoslavie.ru/96717.html

При жизни архимандрит Исаакий имел великий дар от Бога – укреплять в людях веру, любовь к Богу, окрылять надеждой и вымаливать прощение грехов. Эти же вера, надежда и любовь и теперь приводят почитающих архимандрита Исаакия к его могиле. Память о нем будет передаваться из рода в род. А он благословляет всех словами: Для всех я двери сердца открываю И милостей Господних вам желаю! Земной путь архимандрита Исаакия длиною в 86 лет – это целая историческая эпоха. Первая мировая война, Октябрьский переворот, Гражданская война, Добровольческая армия, чужбина, Парижский Богословский институт, семнадцать лет служения у Престола Божия в Праге, Карагандинский лагерь, десять лет служения в Алма-Атинском Никольском кафедральном соборе, Троице-Сергиева Лавра и последние двадцать три года служения в Вознесенском соборе города Ельца. В течение своей жизни архимандрит Исаакий получил немало наград: наперсный крест был ему пожалован при рукоположении в иеромонаха – 18 июля 1928 года в Париже. Первый крест с украшениями отец Исаакий получил в Праге при посвящении в сан архимандрита – это был серебряный крест с рубином. Он очень им дорожил и носил его постоянно в течение 45 лет. Когда отца Исаакия арестовали, все его вещи сохранял Владыка Сергий (Королев) , который при встрече с ним в Москве вернул ему посох, крест и мантию, в которую тот был облачен при постриге. До этого батюшка носил крест с украшениями, подаренный ему святителем Николаем (Могилевским) . Второй посох отцу Исаакию подарили пражане. На серебряном навершии была гравировка от дарителей. Уже в Ельце, в 1960-е годы, архимандрит Исаакий получил награду – право ношения второго креста и стал носить крест Владыки Николая. В те времена награды давались скупо. Право служения Божественной литургии с открытыми Царскими вратами отец Исаакий получил в 1960-е годы. Высшую награду за свои заслуги перед Церковью – право ношения третьего креста батюшка получил при Патриархе Пимене в 1970-е годы. От Святейшего Патриарха Пимена он получил еще одну редкую и высокую награду – епископский посох. В Ельце, в Вознесенском соборе, вместе с отцом Исаакием служил еще один архимандрит, во время богослужений он тоже был в митре. Когда в храм из деревень приезжал простой люд и спрашивал: «А который наш-то, благодатный батюшка?» – то ему отвечали: «Да вот он, с костылем который!» – то есть с посохом. И сразу все ясно!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Исаакий и после часто приходил на мельницу. То в духе любви и кротости, то в духе ревностного обличения вел разговор Исаакий, – и все было напрасно. Вражда раскольника росла более и более. Он стал бегать от посетителя, гнушаясь его «яко пса», и достиг того, что защитник православия просто изнемог в борьбе, она навела на него уныние и сознание слабости своих сил. Исаакий решился не только не говорить с Иоанном, но даже не видеть его. Но не то угодно было воле Божией. По случаю отлучки мельника, просившего пустынника побыть на мельнице до его возвращения, Исаакий снова встретился с раскольником. Он мирно и любезно приветствовал последнего, и вдруг, сверх всякого ожидания, на этот раз и раскольник на любезное приветствие отвечал с кротостью. Так, по слову апостола, «любы созидает» ( 1Кор. 8:1 )! Весь день и всю ночь продолжалась беседа между ними. Исаакий начал вспоминать многие «вещи от Писания». Он говорил о вере в Бога единого, во святой Троице славимого, о древности, правильности и православии содержимых Церковью обрядов, о том, как многие люди, не зная силы божественного Писания, отпали от святой соборной Церкви, и прочее и прочее. В словах Исаакия слышалась самая горячая любовь к ближнему и самое искреннее убеждение в правоте Церкви Христовой, и чем дальше слушал их раскольник, тем более приходил к сознанию лживости своих убеждений. В неподдельном чувстве глубокого раскаяния он сказал: «прежде я крамолил с тобою, аки бы за правую веру стоял, и церковь , и веру, и тебя хулил, а чего ради, теперь и сам не знаю. Рассказал ты мне про все подробно, и внятно мне стало все. За Волгой от тех же книг учат, что и ты, но не так, как ты, – по своему разуму и ложно учат и толкуют. Они бывают объяты злобою, желая лишь укорить друг друга, и потому не могут сказать правды, ибо злоба от диавола, отца лжи». Иоанн присоединился к православию. В дальнейшей деятельности Исаакия еще ярче обрисовывается личность этого замечательного миссионера. В одном заволжском ските, под начальством знаменитого между керженцами Ионы, жили два друга: монах Филарет и белец Иван.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

День Ангела ребенка отмечая. Его подарками и лаской одарили. Потом кем хочет быть, спросили — Водителем, военным инженером? “Именинником”, — ответил мальчик смело Всех рассмешил. Заговорили: “И взрослый не придумает такое”. Отец, слегка покачивая головою, Тотчас руками разводил, Наглядно удивление изображая. Отец Исаакий был удивительным рассказчиком, и мы, непоседливые дети, с замиранием сердца слушали его рассказы о ветхозаветном пророке Моисее, написавшем первые книги Библии, о чудесном его спасении из воды дочерью фараона и о том, как расступилось море, чтобы пророк Моисей смог вывести еврейский народ из Египта. После его рассказов я и по сей день с особой любовью почитаю пророка Моисея. Крестный знал нашу семейную привязанность и подарил нам изображение пророка Моисея. Отец Исаакий с детства горячо любил преподобного Серафима Саровского , и это передалось его духовным чадам. У всех духовных чад отца Исаакия были иконы этого святого чудотворца. Рассказы из библейской жизни (В те годы купить Библию было практически невозможно) для детей крестный строил по сценам. Тихим голосом вел он обычно свое задушевное повествование. В праздник Рождества Христова в его келье обязательно сооружался вертеп — небольшой макет пещеры Рождества, с небосводом и маленькими блестящими звездочками на нем. Там находились и Святое Семейство, и Ангелы, и пастухи, и волхвы, и овечки, и звезда-путеводительница… Всегда интересны были выступления детей и взрослых на рождественской елке у крестного. Дети в награду получали подарки, а потом все пили чай. Отец Исаакий (мы всегда его очень об этом просили) рассказывал нам про серенького козлика. Действие развивалось в трех актах. Начало веселое, светлое. Крестный описывает солнечную полянку, где бабушка пасет своего козлика. Прикладывая руки к сердцу, отец Исаакий показывает, как бабушка любит козлика: “Вот как, вот как, очень любила”. Дальше объявлялся второй акт: “Пасмурная погода, идет мелкий дождь”. Грозно и громко батюшка сообщает: “Напали на козлика серые волки, вот как, вот как, серые волки”.

http://azbyka.ru/fiction/pod-senyu-lyubv...

В 1928 году отец Исаакий окончил Парижский Богословский институт и после рукоположения в иеромонахи был направлен в Прагу, где он прослужил 17 лет. Затем последовали арест и заключение в Карагандинскую тюрьму. После освобождения из Карлага в 1947 году он 10 лет был настоятелем Алма-Атинского Свято-Никольского кафедрального собора. Далее следовало непродолжительное, но плодотворное пребывание в Свято-Троице-Сергиевой Лавре. Последние 23 года своей жизни (1958—1981) архимандрит Исаакий настоятельствовал в Свято-Вознесенском соборе города Ельца Липецкой епархии. Там же он и похоронен на городском кладбище. К могиле архимандрита Исаакия в настоящее время — большое паломничество: все просят у старца молитв и предстательства пред Господом. Приходящие с верой получают утешение, заступничество, душевное успокоение и исцеление. Огромное значение в жизни архимандрита Исаакия имели его духовные наставники. Одним из них был митрополит Евлогий (Георгиевский; 1868—1948) — богослов, выдающийся церковный деятель, предстоятель русских православных общин в Западной Европе. Добрый след в жизни отца Исаакия оставило духовное общение с епископом Сергием (Королевым ; 1881—1952), под архипастырским омофором которого он служил в Праге. Владыка Сергий и архимандрит Исаакий были одного духа и понимания. И это благодатное единство духовного пути, преданность Православию крепко соединяли их более 17 лет. Его наставником и учителем был также митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский ; 1874–1955. Канонизирован Архиерейским Юбилейным Собором в августе 2000 года). В продолжение всей своей долгой жизни (старец прожил 86 лет) архимандрит Исаакий в труде и молитве подражал своим духовным наставникам. Так, например, он всегда помнил слова митрополита Николая: “Дай мне, Господи, в этот день никого не осудить”. Молясь так, он следовал всю жизнь этим словам сам и других наставлял избегать осуждения. Об этих учителях отца Исаакия, Христовых подвижниках, русских святителях, которые всю свою жизнь посвятили Богу и утверждению Православия, в разные годы издавались книги. И вот настало время опубликовать материалы о непосредственном ученике и достойном последователе этих угодников Божиих архимандрите Исаакие.

http://azbyka.ru/fiction/pod-senyu-lyubv...

Приведенный рассказ отца Исаакия записал отец Гермоген за несколько дней до кончины старца. Скончался отец Исаакий истинною христианскою кончиною и был погребен на общем братском кладбище в Боголюбской киновии. Царство ему Небесное и вечный покой. Схимонах Исаакий и невидимые противники Иисусовой молитвы Бесы являлись схимонаху Исаакию целыми полкáми, крича: «Злой старик! Напрасно ты молишься Иисусу – Его нет!» В 1906 году в больнице Троице-Сергиевой Лавры отошел ко Господу старец 96 лет, схимонах Исаакий. Перед своей кончиной он подвергся явному бесовскому нападению за свои великие подвиги в совершении Иисусовой молитвы, которую он, будучи совершенно слепым, непрерывно умно творил. А это, видимо, диаволу крепко не нравилось. Незадолго до своей кончины отец Исаакий стал жаловаться своему духовному отцу, иеромонаху Нифонту, и иеромонаху Диомиду, что бесы угрожающе кричат на него и, появляясь перед ним в страшном обличии, неистово требуют, чтобы он перестал совершать Иисусову молитву, грозя иначе уничтожить его. Духовно опытный иеромонах Нифонт ободрял старца, уверяя, что угрозы бесов бессильны, и в подкрепление его души часто приобщал его Святых Христовых Таин. Бесы продолжали бушевать и являлись отцу Исаакию целыми полками, крича: «Злой старик! Напрасно ты молишься Иисусу – Его нет! Мы одни во всем мире царствуем. Бога нет, покорись нам, и ты будешь покоен и будешь пользоваться от нас великой честью. Если ты не покоришься нам, все равно погибнешь». Слепой смиренный старец продолжал с кротостью слезно призывать Бога, как учил его отец Нифонт: «Господи! Ради страданий Твоих, помилуй мя, ради Воскресения Твоего, воскреси падшую душу мою. Благодатью Духа Святого просвети мой ум к исполнению Животворящих Твоих заповедей». За три дня до своей кончины старец Исаакий, по милости Божией, получил полный душевный покой. Перед самой кончиной он сподобился утешительного видения, ободряющего надеждой на Божие помилование, и почил как истинный праведник. Долготерпение лаврского иеромонаха Артемия

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/troits...

Исаакий был в таком расслаблении, что не мог ни встать, ни сесть и лежал на одном боку; от того не раз заводились черви под бедрами его. Преподобный Феодосий своими руками обмывал его. Так прошло два года. И чудное дело! Два года лежа, не принимал он ни хлеба, ни воды и оставался немым и глухим. Феодосий крепко молился за него днем и ночью. На третьем году стал он говорить и слышать, и начал ходить, но как младенец. В церковь не хотел ходить, но его приводили насильно; потом приучали его ходить в трапезу; здесь клали пред ним хлеб, но он не дотрагивался до него, если кто из братии не положит ему в руку. Феодосий сказал: «Пусть сам приучается есть», – и неделю не брал он хлеба; потом, «помалу взирая на других, научился ясти». Так мало-помалу оправился от страшного потрясения. «Оздоровев от болезни», Исаакий начал опять вести строгую жизнь. Он уже не пошел в пещеру, но решился юродствовать: одевшись опять во власяницу, а поверх ее в «свиту вотоляну» (в рубище) и на ноги надев «прабошни черевьи протоптанные, нача, – говорит летописец, – Исаакий юродство творити» 271 . Это было уже при игумене Стефане, преемнике преподобного Феодосия. Исаакий стал помогать поварам в кухне варить пищу на братию. К утрени приходил первый и стоял неподвижно. В лютые морозы ходил в протоптанных башмаках (плесницах); ноги его примерзали к камню, но он не двигался до конца утреннего пения. После утрени спешил в поварню, готовил дрова, огонь. Один из поваров, называвшийся тоже Исаакием, однажды, смеясь, сказал блаженному: «Исаакий, вот сидит черный ворон, иди, поймай его». Он поклонился ему до земли, пошел, поймал ворона и принес ввиду всех; повара шумились и сказали о том игумену и братии. С того времени братия стала уважать его. Но он, избегая славы человеческой, начал в юродстве оскорблять то игумена, то братию, то мирян, так что иные били его. При игумене Никоне он снова поселился в пещере преподобного Антония и начал собирать к себе детей и одевать их в монашеские одежды; за что били его и игумен, и родители детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010