Тут к нему кафедральный с ключарем подскочили, на ступеньках подхватили его под руки, а он им: «Не беспокойтесь, — говорит, — я не беременный». Схватил сам одного да другого под руки и потащил их перед собой. «Ну, — говорит, — показывайте, где тут моя квартира, а вас всех, отцы и братия, прошу ко мне пожаловать в воскресенье вечерком на чай…» Да, оригинальный архиерей… — закончил свой рассказ отец Герасим. Немного погодя он снова начал: — В прошлое воскресенье владыка служил в соборе. Нарочно сходил посмотреть на его служение. Хорошо служит. Голос у него такой сильный, звучный; так по собору эхом и раскатывается. Собой представительный, а в полном архиерейском облачении еще лучше выглядит. Как пойдет по собору кадить, любо смотреть. Осанка прямо царская… Завтра тоже он служит тут в монастыре. Сходи, посмотри, если есть желание… — предложил отец Герасим своему гостю. — Я и сам думал: прежде чем идти к архиерею с просьбой — взглянуть на него где–нибудь со стороны. У меня глаз на этот счет верный. Понравится — пойду, не понравится — не пойду: все равно толку никакого не будет. Стук в дверь прервал разговор приятелей. — Пожалуйте, кто там? — ответил на стук отец Герасим. Дверь отворилась, и в нее просунулась всклокоченная голова какого–то оборванца. — Батюшка, а вы обещали к нам зайти, так не забудьте. — Сейчас, сейчас, иду, — заторопился отец Герасим. — Ну, Павлуша, ты меня пока извини; я тут побегаю по одному дельцу. Ты ведь у меня ночуешь? Да ты где ж остановился? На постоялом? Зачем же? Ты переезжай ко мне… Сейчас же… Ладно? Поживем вместе, пока твое дело решится. — Что ж, если позволишь, я с большим удовольствием, — согласился отец Павел. — Только я уж лучше после к тебе, а то сегодня ты, кажется, занят. Вот уже побываю у архиерея, тогда… — Как хочешь. После — так после, только приходи. Кстати сообщишь, что тебе скажет архиерей. Товарищи распрощались. Отец Герасим ушел с ожидавшим его около двери оборванцем, а отец Павел направился к постоялому двору в свою каморку. Глава третья Только в первом часу ночи вернулся в свою одинокую квартирку отец Герасим, усталый и измученный. «Дельце», по которому он ушел, проводив отца Павла, ему не удалось «уладить». Слишком поздно позвали его. Федотыч — так звали оборванца — пригласивший к себе отца Герасима, ждал от него помощи своей умирающей жене. Звать доктора у него не было средств, да и зачем, когда он знал, что отец Герасим выхаживал иной раз больных лучше многих докторов. Вошедши в убогую каморку Федотыча, отец Герасим увидел, что с больной уже началась агония. Часа через полтора больной не стало. Перед отцом Герасимом остался растерянный Федотыч. Отец Герасим знал, что у Федотыча нет никого из знакомых, а потому, не теряя времени, снял с себя рясу, засучил рукава подрясника и, отыскав воды, стал обряжать покойницу. Через час, при помощи Федотыча, покойница была обряжена и уложена на стол под образами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

А как, государь, про тех мятежных старцов, про Герасима, про Генадья, про Александра Стуколова, про Ефрема Каргополца, про Иону Брызгала, про попа Никона, про попа Пафнутья с товарыщи, и против их составной ложной челобитной, и про меня, богомолца твоего, в Соловецком монастыре обыск будет, вели, государь, их из Соловецкаго монастыря вывесть, куды ты, великий государь, укажешь, покаместа о том деле сыск минет. Царь государь, смилуйся пожалуй. Улики на старца Герасима Фирсова. В прошлом во 173-м году, в Соловецком монастыре заскорбел казначей старец Боголеп и для досмотру посланы были соборные старцы: Васьян, Дионисей, Иларион, Феодосей, Марк, Генадей, Александр, да он Герасим: и будучи в келье, тот старец Герасим украл у него, старца Боголепа, часы, и как учал быть сыск, и те часы он, старец Герасим, отдал лицом, и в том ево Герасимове воровстве те соборные старцы подали челобитную, что им впредь с ним, Герасимом Фирсовым, у монастырских дел быть нелзе; да под тою жь челобитною на нево жь подали роспись прежнему ево воровству, будучи он в монастыре и в монастырских службах, монастырскую казну крал, и бездушством своим у себя затаил, и за то он от собору отставлен. Он же, старец Герасим, у старца своево Исаии украл денег сто двадцать рублев: про то ведомо всему монастырю. Во 171-м году он же, Герасим Фирсов, украл у брата своего келейного, у старца Нектарья, денег семдесят рублев, и в тех деньгах по сыску был на правеже, и те деньги на нем доправлены, и челобитная повинная в том ево Герасимовы руки есть; он же, Герасим, будучи в монастырской в арзужской службе, межень рыбу семгу продал и деньгами хотел завладеть, и по сыску те деньги на нем доправлены. Он же, Герасим, будучи в умской службе рыбу продавал без монастырского указу и в тех деньгах заперся, и за то ево воровство ис той службы взят в монастырь скован. Он же, Герасим, будучи в яренской службе дважды, и что сенных покосов и з бобылей оброку и что собрал зборной рыбы с улову, да церковною казною рублев с пятьдесят издержал воровски на свои прихоти, и про те деньги прикащики на него писали, а крестьянишки миром били челом; и по се число те церковные деньги и оброчные на нем, Герасиме. Он же, Герасим, у отца своего духовнаго, у черного попа Игнатрия, украл денег двадцать рублев, и про то ведомо всей братьи. Да он же, умысля воровски, дважды обманул болничного старца Меркурья слепово, нарезал им белово железа вместо денег, и на те железные вырески покупал у него медь, и не хотя на себя челобитья, за те вырески платил серебряные деньги при многих людех, и болничной братьи ведомо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобне отче наш Никоне, моли Бога о нас! Преподобный архимандрит Исаакий II (Бобриков) священномученик Рождение — 1865 Постриг в мантию — 7/20 июня 1898 Иерейская хиротония — 24 октября/6 ноября 1902 Кончина (день памяти) — 26 декабря 1937/8 января 1938 Священномученик Исаакий II Оптинский (Иван Николаевич Бобриков) родился в 1865 году в селе Остров Малоархангельского уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Учился Иван в сельской школе. Родители его были людьми набожными. Его отец, Николай Родионович Бобриков, родившийся в 1836 году, скончался в Оптиной пустыни 22 апреля 1908 года схимонахом Николаем. Иван поступил в Оптину в возрасте 19 лет в 1884 году, еще при жизни преподобного старца Амвросия. Позднее старец Нектарий рассказывал одной из своих духовных дочерей, как появился будущий архимандрит Исаакий в Оптиной. " Блаженный Василий, — рассказывал он, — привел его к батюшке Амвросию и сказал: " Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит " . А юноше он сказал: " Тебя казнят " . По дороге в трапезную блаженный Василий призывал богомольцев: " Поклонитесь последнему Оптинскому архимандриту! " " . Это удивительное пророчество, которое впоследствии действительно исполнилось, ясно указывало, что от самой юности вся жизнь архимандрита Исаакия была определена Промыслом Божиим на тяжкое крестоношение, а венец мученичества был предуготован ему еще в то время, когда нельзя было даже предполагать подобную кончину для настоятеля монастыря. Преподобный Исаакий пребывал в обители в течение четырех десятилетий. Старец Амвросий благословил настоятелю монастыря преподобному Исаакию I принять Ивана Бобрикова к себе на добровольное послушание. 17 декабря 1897 года при настоятельстве архимандрита Досифея (Силаева) послушник Иван Бобриков был определен в число братства монастыря. Вскоре, 7 июня 1898 года, он был пострижен в мантию с именем Исаакий, а 20 октября того же года рукоположен в иеродиакона. 24 октября 1902 года , в день освящения Калужским епископом Вениамином Казанского собора в Шамординской обители, иеродиакон Исаакий был рукоположен в иеромонаха.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Меланью сопровождало несколько других монахинь и Исаакий вздумал просто полюбопытствовать – «откуда они, коего монастыря и камо грядут». «И приидох, – рассказыает Исаакий, – в храмину, иде же бяху оне, и се видех едину седящу, а пред нею стоящих десять монахинь. Аз чаях некоего монастыря игуменью видех, и поклонихся ей до земли, якоже обычно, и вопросих, откуда есть, и коего града и монастыря, и камо путь держит». Сидевшая ответила, но сначала солгала и, уличенная в том, созналась, что все они из-за Волги и она – «мать сестрам сим». Тогда Исаакий понял, что нужно быть осторожным, «Аз уразумех, яко раскольницы ее, и к тому не вопрошах их ни о чем, помышляя в себе, како бы не возмясти разумы их, якоже и прежнего Иоанна». Он спросил только об имени этой «матери» и узнав, что зовут ее Меланьей, назвал себя и сказал, где живет. Местом жительства Исаакия тогда была пустынь на реке Сатисе, в глухом уединенном лесу Тамбовской губернии. Потому речь естественно перешла к опросу о пустынножительстве и начала ее сама Меланья. «Нача мя вопрощати о пустынном пребывании и како подобает спастися». Как же поступает Исаакий? Говорит ли он ей о православии и расколе, называет ли обрядовые особенности последнего, обличает ли его учение? Нет, он ведет речь совсем в другом роде. «Аз же начах ей говорить от Писания, ни чтоже ино воспоминая им, токмо о спасении душ глаголах с ними, ово воспоминая ей заповедни Господни, ово же повести и жития святых отец пустынных, како и киим образом спаслися». Это сразу произвело благоприятное действие. «Она же и с прочими сестрами своими со вниманием и прилежно от меня реченное слушаше и радостно о всем меня вопрошаше». Мало этого, «мать» и «сестры» начинают уговаривать Исаакия ехать с ними в их монастырь и быть у них духовником. От предложения Исаакий, конечно, отказался, осторожно ссылаясь на желание посвятить себя безмолвию, но это случайное знакомство, умело со стороны Исаакия обставленное, повело к важным последствиям. Когда, спустя некоторое время, Исаакий снова встретился с Меланьей на Макарьевской ярмарке, то Меланья, знакомая с некоторым начальниками керженских скитов, свела их с Исаакием и тем дала ему возможность завязать с ними миссионерские сношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Но не в прозорливости только давала себя видеть благодать Божия, обитавшая в святой душе Радонежского игумена. Для тех, чьи очи духовные были чище, кто сам шел по стопам святого старца в подвигах духовных, – для присных учеников богоносного Сергия было дано видеть высокое благодатное состояние его души в чувственных образах и особенно в те священные минуты, когда святая душа старца как бы отрешалась от всего видимого мира и, вся пламенеющая любовию ко Господу, уносилась к Нему всем духовным существом своим. Это были святейшие минуты совершения им Божественной литургии. Так, когда один из любимых учеников его, преподобный Исаакий, любитель безмолвия, просил святого старца благословить его на подвиг совершенного молчания, то он сказал ему: «Если желаешь, чадо, безмолвствовать, то завтра, когда совершим Божественную литургию, стань у северных дверей, и там я благословлю тебя». Старец желал благословить ученика именно после литургии, после приобщения Святых Христовых Таин, когда сам ощущал в себе особенное действие благодати Божией, – желал так потому, что сам подвиг молчания столь высок и столь многотруден со стороны искушений вражеских, что нужно было оградить ученика от этих искушений особенной молитвой. На другой день, по слову игумена, Исаакий встретил его в назначенном месте; Преподобный Сергий осенил его крестным знамением и сказал: «Господь да исполнит желание твое!» И вот в самую минуту благословения Исаакий видит, что чудный пламень исходит от руки благодатного старца и объемлет его, Исаакия… И с той минуты, огражденный молитвами старца, ученик вступил в избранный им подвиг; если же иногда молчальник хотел тихо произнести какое-либо слово, тогда возбраняла ему это молитва Сергиева; и молча пребыл Исаакий до конца дней своих, по слову Божественного Писания: яко глух не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих ( Пс. 37:14 ). В другое время Преподобный Сергий совершал Божественную литургию вместе с братом своим Стефаном и племянником Феодором, уже посвященным тогда в сан пресвитерский. Молчальник Исаакий стоял в церкви. Вдруг он видит в алтаре четвертого, чудного образом мужа, сослужащего сим трем и сияющего необычайным светом, в блистающих ризах… В малом входе с Евангелием чудный муж шел вслед за Сергием, и лицо его сияло как солнце, так что Исаакий не мог даже взирать на него… Это чудное видение разрешило ему уста, и он обратился к стоявшему подле него благоговейному старцу Макарию с вопросом: «Что это за чудное видение, отче? Кто этот дивный муж?»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Но даже в невыносимых лагерных условиях отец Исаакий оставался верным своему пастырскому долгу, стремился донести свет Православия до самых темных закоулков человеческих душ, проповедовал Слово Божие среди уголовников, убийц и бандитов, мысленно отпевал усопших. Сам он тоже был почти на пороге смерти: к типичной в ГУЛАГе дистрофии добавились миокардит, нефрит почек и другие тяжелейшие диагнозы. Но Господь не оставил его Своею милостью. В тяжелой болезни отец Исаакий увидел пророческий сон: старца, со словами поддержки подающего ему икону Воскресения. И избавление действительно пришло. В 1946-м году по ходатайству Патриарха Алексия I и архиепископа Сергия (Королева) он был освобожден из лагеря и направлен под надзор в Актюбинск. По пути к своему новому месту жительства на каждой пересадочной станции отец Исаакий, хотя с трудом передвигал отечные ноги и часто терял сознание от долгого недоедания и болезней, обязательно посещал храм, чтобы возблагодарить Господа за свое чудесное избавление от неминуемой смерти. В Актюбинске он служил пономарем, затем, добившись подтверждения своего духовного звания, стал настоятелем Казанской церкви в Алма-Ате, а потом и Свято-Никольского кафедрального собора. Он не щадил себя, отдавал все силы для прославления Церкви Божией и проповеди Слова Христова. «Если не служить, то и не жить», – говорил он. Только в 1950-м году архимандрит Исаакий смог поехать в Москву, чтобы встретиться с владыкой Сергием (Королевым), прибывшим из Чехословакии. Владыка Сергий привез пражским прихожанам, сохранившим добрую память об отце Исаакии, гостинец от него – хлеб, и раздал всем по кусочку. «Если не служить, то и не жить», – говорил он Окончательно выехать из Казахстана отец Исаакий получил возможность лишь в 1957-м году: Святейший Патриарх всея Руси Алексий I вызвал его в Троице-Сергиеву лавру, а затем направил в Воронежскую епархию. Из Воронежа архимандрит Исаакий в феврале 1958 года прибыл в Елец, где прослужил настоятелем Свято-Вознесенского собора до самых последних дней своей земной жизни, оставаясь заботливым пастырем, помогающим людям найти путь к Богу и твердо следовать по этому пути.

http://pravoslavie.ru/136445.html

После выздоровления преподобный Исаакий не вернулся в затвор, а поселился в монастыре и стал работать в поварне. Он усердно трудился на пользу братии, раньше всех приходил на работу, и к приходу поваров им уже были заготовлены дрова, вода и всё необходимое для работы. Преподобный Исаакий отличался также большим усердием и любовью к молитве: первым он приходил в церковь и всю службу стоял неподвижно, пламенно вознося молитвы к Богу. Во время сильных морозов его ноги иногда примерзали к полу, но он не шевелился до окончания службы. Живя в монастыре, преподобный Исаакий воспитал в себе удивительное смирение. Известен случай, когда один из поваров, желая посмеяться над преподобным, приказал ему поймать ворона. Преподобный Исаакий поклонился повару до земли и поймал ворона. Удивившись такому смирению, братия стали почитать преподобного. Он же, не желая славы от людей, принял на себя подвиг юродства. Тогда многие стали смеяться над ним, некоторые даже били. Преподобный Исаакий снова поселился в пещере. Бесы вновь пытались искусить преподобного, являясь в образах диких зверей или разбойников и всячески угрожали ему. Но преподобный препобеждал их крестом и молитвой. После своего исцеления преподобный Исаакий провел в подвигах почти 20 лет. Скончался он около 1190 года; братия погребла подвижника в пещере преподобного Антония. В 1711 году часть мощей преподобного Исаакия была перенесена на его родину в г. Торопец. Память его отмечается также 28 сентября и во 2-ю неделю Великого поста. Преподобнаго Марона, пустынника Сирийскаго, иже избавляет от огневицы и трясавицы Тропарь, глас 8: Яко незаходимое солнце возсия нам днесь/светозарными твоими молитвами, преподобне отче наш Мароне,/иже некия горы достигл/и тамо на ней живущими нечестивыми чтом бысть,/за превосходящую твою к Богу добродетель,/и тамо обрет требище идольское, Богу освятив, в нем пребывал еси,/и видев Человеколюбец Бог твой подвиг и труды,/дарова тебе дар Свой,/имже пронесеся имя твое в человецех,/целити скорби, огневицу и трясавицу прибегающим к тебе с верою./Темже и зовем ти:/радуйся, целителю наш скорый;/радуйся, заступниче наш теплый,/предстоиши бо у Пресвятыя Троицы,/молися Той о призывающих имя твое святое,/да избавит от сих тяжких скорбей и спасет души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Однажды, при наступлении вечера, он по своему обычаю начал творить коленопреклонения, воспевая псалмы до полуночи; когда же он утомился, то, погасив свечу, сел на месте своем. Внезапно пещеру озарил великий свет, яркий как солнечный, и к преподобному подошли два беса, в образе прекрасных юношей; лица их светились как солнце; они сказали святому: — Исаакий! Мы — ангелы, а вот грядет к тебе Христос с небесными силами. Поднявшись, Исаакий увидел множество бесов; лица их светились как солнце; один же среди них сиял более всех, и от лица его исходили лучи; тогда бесы сказали Исаакию: — Исаакий! Вот — Христос; пади пред Ним и поклонись Ему. Не поняв бесовской хитрости и забыв ознаменовать себя крестным знамением, преподобный поклонился тому бесу, как бы Христу. Тотчас же бесы подняли великий крик, возглашая: — Исаакий — ты наш теперь! Посадив его, они и сами сели вокруг него; вся келлия и пещерная улица около той келлии наполнились бесами. Тогда один из бесов, мнимый Христос, сказал: — Возьмите сопели, гусли и тимпаны и играйте на них, а Исаакий пусть пляшет перед нами. Тотчас бесы стали ударять в сопели, тимпаны и гусли; схватив Исаакия, они стали скакать с ним и плясать в течение долгого времени; утомив преподобного и оставив его едва живым, и таким образом надругавшись над ним, бесы исчезли. На следующий день, при наступлении времени, когда обыкновенно Исаакий вкушал свою пищу, преподобный Антоний подошел по своему обычаю к оконцу и сказал: — Благослови, отец Исаакий. На сие не было никакого ответа; изумившись Антоний подумал, уж не преставился ли святой Исаакий? Тогда послал он в монастырь за преподобным Феодосием и за прочей братией. Придя, братия откопали пещеру и вынесли Исаакия, думая, что он умер и положили перед пещерою; но тут заметили они, что Исаакий еще жив. Тогда игумен, преподобный Феодосий [ 4 ], сказал: — По истине, происшедшее с ним — дело бесовское. Затем Исаакия положили на одре, и сам святой Антоний ухаживал за ним. В то время случайно князь Киевский Изяслав возвращался в Киев из Польши; князь Изяслав начал гневаться на преподобного Антония из-за Всеслава, князя Полоцкого, который при жизни преподобного занимал некоторое время киевский престол.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

II. Препод. Исаакий, игумен Далматской обители (память коего совершается 30 мая), проводил жизнь в святых трудах и подвигах в одном пустынном месте в Малой Азии. При жизни Исаакия греческий император Валент, зараженный богопротивным арианским учением, хотел уничтожить в царстве своем св. православную веру; он преследовал православных христиан, отнимал у них Божии храмы и отдавал нечестивым арианам. Горько было православным лишиться св. храмов. Услышав об этом, преподобный Исаакий пришел в Константинополь, чтобы утверждать верующих в православной вере и благочестии христианском. В это же самое время, между греками и готфами возгорелась война, и царю нужно было отправляться на сражение. Но когда Валент выступал в поход и выходил из города со своими полками, преподобный Исаакий встретил его на дороге и сказал ему: «Царь! Открой церкви православным, и Господь устроит путь твой во благо». Но Валент счел его безумным и не обратил на него внимания. На следующее утро Исаакий снова вышел навстречу царю и сказал: «Царь! Открой православным церкви, и война кончится благополучно; ты победишь врагов и возвратишься здоровым». Но царь, по совету одного сановника-арианина, приказал прогнать его с бесчестием. На третий день Исаакий снова подошел в царю, взял за узду коня его и просил отворить церкви, угрожая ему Божиим наказанием! Что же царь? Недалеко от дороги находился болотистый овраг, поросший тернием, и царь приказал бросить сюда исповедника истины. Но Исаакия хранил Господь, и он, другим путем обогнав царя, стал опять перед ним и сказал: «Ты хотел уморить меня в болоте, но Господь сохранил меня; послушайся меня и открой церкви православным, тогда победишь врагов и воротишься со славою; а иначе – не воротишься с войны, ты погибнешь!». Валент приказал заковать св. старца, но старец продолжал: «Не победишь ты врагов, а живой сгоришь в огне». Исаакия отправили в тюрьму до возвращения царя с похода. Но царь не возвратился, и, как предсказал ему Исаакий, так и сбылось: разбитый близ Адрианополя врагами, Валент обратился в бегство и укрылся с одним сановником в сарае первой попавшейся деревни. Враги, узнав, что в сарае скрываются греки, подожгли его, и царь погиб в огне (сост. по Ч.-М. 30 мая). 8. Церковно-исторические примеры гонения за правду

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Смолкли в душе и печаль, и сомнения, В радости светлой она растворилася, Ясным огнем теплоты и смирения, Верою детской она засветилася. Утром принес свою исповедь и благодарность за посвящение митрополиту Евлогию» Иеродиакон Исаакий. В храме Свято-Сергиевского подворья. Париж. 1927 г. Митрополит Евлогий (Георгиевский). Экзарх Западноевропейских Церквей Московского Патриархата в 1945–1946 гг. Архимандрит Исаакий любил вспоминать это событие, рассказал о нем и своим прихожанам в алма-атинском храме на проповеди в 1952 году: «Я открою вам свой небольшой секрет – почему эта мантия дороже мне всех остальных. В ней постригали меня – одного из птенцов гнезда Сергиева – в монашество. Ее надели на меня в тот благословенный день, и если Бог повелит, в нее зашьют тело мое после смерти. Тогда же надели на меня и клобук смирения, связали волю мою параманом, дали в руки духовный меч – четки и крест, чтобы последовать Христу». Отвернусь я от мира греховного И, со злом искушений борясь, Буду в плаче восторга духовного Отмывать ядовитую грязь. И влечения к миру тягчайшего – С его прелестью, ложью – во мне уже нет. Иисус – мое Солнце сладчайшее. Иисус – мой немеркнущий Свет. 12.02.1919 Иеродиакон Исаакий 24.02./09.03.1928 г. Париж Приняв монашество, отец Исаакий вскоре удостоится принятия сначала диаконского, а затем и иерейского чина. 24 февраля/9 марта, в день Первого и Второго обретения главы св. Иоанна Крестителя (именины Иоанна Виноградова в миру), митрополит Евлогий в Александро-Невском храме рукополагает молодого монаха Исаакия во иеродиакона. С этого дня иеродиакон Исаакий начал совершать богослужения. Службу он знал хорошо, не было никаких заминок. Отец Сергий Булгаков , профессор Богословского института, отмечал, что «молодой иеродиакон служит со знанием дела, как будто служит не первый, а двадцать первый раз». Собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского. Париж Отец Исаакий всегда мечтал служить в ангельском чине. Исполнилось то, что давно было верхом его устремлений: «Итак, я иеродиакон.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010