Устав жития пустынножителей отличался большой строгостью. Преподобный Герасим являл братии замечательный пример совершенного подвижничества и воздержания. Каждый в своей келлии проводил в безмолвии и богомыслии пять дней недели, питаясь в то время лишь сухим хлебом и водой, принесенными с собою из монастыря. Огонь разводить не разрешалось. На субботу и воскресенье все собирались в монастыре, где служили в храме Божественную литургию и причащались Святых Тайн. В эти дни за общей трапезой позволялось преподобным вкушать немного вареной пищи и вина. Тогда же все иноки сдавали ему сплетенные за пять дней корзины. На вырученные от продажи деньги и содержался монастырь. Никто из братии не имел никакой собственности, кроме рогожи для сна, одежды и сосуда для воды. Преподобный Герасим наказывал пустынникам не запирать двери келлии, чтобы каждый путник мог войти и взять из этих вещей нужное ему. На время Великого поста преподобный Герасим со своим любимым учеником блаженным Кириаком (память 29 сентября) обыкновенно удалялся в самую глубину пустыни, отказывая себе даже в хлебе и воде, поддерживая свое тело только Святым Причастием. Однажды преподобный Герасим был чудесным образом извещен о кончине святого Евфимия Великого. Преподобный сподобился видеть, как Ангелы возносили на небо душу святого старца. Поспешив в его обитель вместе с учеником своим Кириаком, преподобный Герасим присутствовал при погребении святого Евфимия. На иконах преподобный Герасим изображается со львом, лежащим у ног преподобного. Предание повествует, что однажды святой подвижник встретил в пустыне раненого льва и вылечил его, вынув терновую колючку из уже сильно загноившейся лапы. Зверь настолько привязался к старцу, который кормил его из рук своим скудным хлебом, что служил ему как домашнее животное, помогал выполнять тяжелую монастырскую работу. Преподобный Герасим дожил до глубокой старости и преставился в 451 году. Рассказывают, что лев вскоре умер на могиле старца и был зарыт близ его гроба. Преподобнаго и благовернаго великаго князя Даниила Александровича Московскаго

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Жили трудно, но будущий священник всегда с радостью вспоминал свое детство: он был очень ловким, живым и любознательным, много занимался спортом, играл в футбол. Его характер позволил ему с ранних лет развивать свой живописный талант: Герасим стал учеником у известного художника Михаила Егорова, который бесплатно с ним занимался, а затем, в 1936 году, Герасим смог поступить в изостудию ВЦСПС к Константину Федоровичу Юону — замечательному мастеру, ученику Серова. Здесь Герасим познакомился с Иваном Вороновым, будущим архимандритом Алипием, наместником Псково-Печерской лавры. Они были близки всю жизнь. За несколько лет до Великой Отечественной войны Герасима призвали в армию. На фронт он не попал, а служил сначала в Москве, в Хамовнических казармах, а потом — в Горьком в 6-м учебном автомобильном полку. Здесь тоже пригодилось его мастерство художника: он рисовал патриотические плакаты. " Тогда по распоряжению Сталина разрешили использовать в плакатном искусстве высказывания русских полководцев, — вспоминал отец Герасим. — А у меня были церковнославянские тексты на листках бумаги, и кто-то доложил об этом нашему политруку. Вызывает он меня к себе и говорит: " Иванов, что ты там развел богадельню? Что ты там читаешь? " А я ему отвечаю: " Мне это нужно для работы, здесь высказывания русских полководцев. Вот, например, Александр Невский: " Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет " . В общей сложности Герасим прослужил в армии десять лет, поэтому впоследствии он с особой радостью окормлял и просвещал военных, так как хорошо их понимал. А 50 лет спустя ему довелось служить в храме архистратига Михаила при Академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации. В армии вместе с ним служил Павел Александрович Голубцов, будущий епископ Новгородский Сергий. Он был искусствоведом, писал иконы. Так как у него было высшее образование, его раньше отпустили из армии, он буквально за два года окончил семинарию, поступил в академию. Реставрировал Богоявленский собор, а когда Герасим демобилизовался и пришел к нему помогать, живописные работы уже заканчивалась. Тогда друг посоветовал ехать Герасиму в Белоруссию. Сказал: там бедные церкви, и опыт приобретешь, и людям поможешь.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

Предание монастырское присоединяет к сказанному еще и то, что Герасим, живя на Рябке, работал колеса, которые он продавал, а вырученные за них деньги раздавал неимущим. Так жил и трудился раб Божий «в неистлении кроткого и молчаливого духа, благотворяще», и преуспевая «в братолюбии, милосердии и кротости». В Рябкинской келлии Герасим прожил 12 лет. За это время в обители сменилось три настоятеля, и когда последний из них, «черный монах» Феодосий, оставил в 1682 году настоятельство, тогда братия единодушно пожелала избрать на его место Герасима. «И прииде к нему от всей братии монаси», повествует жизнеописатель: «и нача со слезами прилежно молити его, дабы он шел в монастырь и был у них настоятелем». Можно думать, что просьба эта была для Герасима столько же неожиданна, как и тягостна, потому что Герасим долго и настойчиво отказывался, и сам даже умолял братию «оставить его в том житии», но мольбы и слезы братии превозмогли: побеждаемый их любовью, Герасим, наконец, согласился, хотя с оговоркой, что, по миновании надобности, он опять возвратится на свое безмолвие, «аще Бог изволит». Таким образом, Герасим, скрываемый столько лет в пустыни, теперь Промыслом Божиим поставлен был «на свещнице, да светит». Во время благопотребное вручил Бог Герасиму жезл настоятельский, потому что года через два после его избрания обители Спасской стала угрожать серьезная опасность лишиться всех средств своего существования и, вследствие того, подвергнуться, быть может, даже совершенному уничтожению. Дело в том, что нашлись люди, задумавшие отнять у обители ее достояние, – оброчные статьи, пожертвованные ей благочестивым крестьянином Путилкою Боженовым. Пришлось хлопотать по судам и отстаивать наследие монастырское. Тяжелый труд для настоятеля-отшельника, никогда не ведавшего в своей жизни ни судов, ни судейской волокиты. Но так как «благочестие на все бывает полезно», то и здесь, в таком кляузном деле подвижник веры и благочестия, как бы воплощавший в себе «немудрое Божие», оказался «мудрее человеков», и, несмотря на все ухищрения и коварство ябедников, и даже на поддержку неправедного иска со стороны городских начальников, Герасим все-таки сумел отстоять права обители на землю и упрочить ее за обителью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преосв. Филарет был одним из самых выдающихся русских православных богословов, патрологов, историков и библеистов середины XIX века. Еще в юности прп. Серафим Саровский предсказал Филарету, что он будет «великим светильником Церкви и прославится на всю Русь как ученый», что и сбылось в точности. Несколько лет Филарет возглавлял Московскую Духовную Академию и много сделал для благоустроения вверенной ему духовной школы, для оживления в ней богословской науки. Перу архиепископа Филарета принадлежит огромное количество печатных трудов, ставящих его в один ряд с самыми выдающимися богословами его времени, прежде всего, это пятитомная «История русской церкви» и «Православное догматическое богословие», а также «Историческое учение об отцах Церкви» и «Обзор русской духовной литературы», который можно считать первым систематическим исследованием о церковных писателях. Герасим оставил воспоминания о преосв. Филарете, в которых он описал его характер и подлинно христианский образ жизни. «Благоплодная жизнь некоторых из бывших среди нас деятелей, оставивших уже земное поприще, заслуживает иногда особенного уважения и памяти. Поэтому сохранить от забвения для потомства хотя некоторые из замечательных сторон такой жизни и деятельности, составляет, по нашему убеждению, долг современников», – писал Герасим в предисловии к своим воспоминаниям 23 . В Харькове в Крестовой Трехсвятительской церкви был погребен святитель Мелентий (Леонтович), бывший епископ Иркутский, в доме которого Добросердов жил еще семинаристом, будучи наставником племянника владыки. Герасим бывал на его могиле, очевидно, вспоминая свою юность. В 1860 г. последовало новое перемещение: архим. Герасим был назначен ректором и профессором богословских наук в Калужскую духовную семинарию. В Калуге он оказался под большим духовным влиянием местного преосв. епископа Григория (Митькевича), известного своими аскетическими подвигами. Будучи благочинным епархиальных монастырей, архим. Герасим также близко соприкоснулся с духовной жизнью, находившейся тогда в полном расцвете Оптиной пустыни. Впоследствии, в 1865 г. в Санкт-Петербурге, Герасим издаст «Краткий очерк жизни настоятеля Введенской Оптиной пустыни отца архимандрита Моисея ».

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Ранним летним утром, с котомкой за спиной и с посошком в руке, Герасим вышел из дома. Было время сенокоса. За первый день он прошел 15 верст и очень устал. В лежащих на пути деревнях знакомые давали ему ночлег и приют. Однако чем дальше от дома, тем становилось труднее. Он вышел на большой тракт, вдоль которого встречались крупные села. В избы уже не пускали: разного люда много шло и ехало через эти селения, а Герасима и его родителей здесь не знали. Приходилось ночевать где придется. Через две недели он прибыл в Москву и устроился на ночь у знакомого купца на Даниловском рынке. Тот приветливо его принял, уговаривал вернуться к матери. Однако решение свое Герасим не изменил и на следующее утро поспешил в Оптину. При выходе из Москвы он попал не на ту дорогу и только через две недели, проделав крюк в несколько десятков верст, уставший, прибыл в Свято-Введенскую Оптину Пустынь. Здесь Герасим был принят на добровольное послушание. Поначалу Герасим трудился по хозяйственной части – на кухне, в пекарне, на свечном заводе, в поле, занимался рыбной ловлей; в 1894 году проходил послушание при казначее, затем был помощником ризничего. 10 октября 1898 года он был определен в число братии монастыря; 23 июня 1899 года пострижен в монашество с наречением имени Георгий (в честь святого великомученика Георгия). 24 октября 1902 года он был рукоположен во иеродиакона. Поручали ему и ответственные послушания, приходилось ездить в Москву, Петербург, Калугу. Все отец Георгий стремился исполнять внимательно, тщательно, стараясь не погрешать ни в какой мелочи. Внешние труды сочетались с духовным деланием, с непрестанной борьбой со страстями. И во всем – всецелое, не рассуждающее послушание старцам. «Послушание – те же курсы, которые изучают в духовных академиях. У нас тоже своя академия… Там сдают экзамены профессорам, а здесь – старцам», – говорили в Оптиной Пустыни. Господь Сам назидал братию обители, и иногда происходили чудесные случаи. Однажды отец Георгий, тогда еще молодой послушник Герасим, спешил на сенокос, впереди шел старичоксхимник, по немощи еле передвигавший ноги. Легко обогнав старца, Герасим подумал: «И куда только плетется такой старик, чем он поможет на сенокосе?» Между тем надо было переправляться через речку. Герасим прыгнул в лодку, взял весла… а лодка ни с места. Как он ни старался, ничего не мог поделать до тех пор, пока не подошел схимник. Спокойно перекрестясь и взойдя в лодку, старец благословил отчаливать, и лодка послушно пошла к другому берегу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Протоиерей Александр Хаустов свидетельствует: «Я часто приходил к отцу Исаакию в Алма-Ате будучи еще мирянином. Беседуя с ним, я иногда стеснялся задать какой-нибудь вопрос. А он мои мысли слышал и отвечал мне. Именно он первый мне сказал, что я должен стать священником. И хотя я был верующим человеком, то положение, в котором в то время находились Церковь и духовенство, меня страшило. Архиепископ Николай и архимандрит Исаакий со священнослужителями Свято-Никольского собора. Второй слева – ныне правящий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). Алма-Ата. 1953–1954 гг. Отец Исаакий был очень образованным человеком, человеком высокой духовности. В нем видели кандидата во епископа, но светские власти не допустили его до принятия этого сана. Основные черты этого человека – смирение и любовь. Он все делал только по любви. Сейчас, допустим, есть духовники, но их окормление больше от ума. А здесь – именно силой духа. Он мог найти нужное слово и Божественным словом утешить человека. Отец Исаакий был настоящим Старцем!» Из воспоминаний матушки Ирины Любицкой: «Божественные тайны приоткрывались нашему батюшке Исаакию. Он был прозорливым, и многие это знали, испытав на себе. Лично меня он видел насквозь. Когда отец Исаакий служил в Никольском соборе в Алма-Ате, я там пела на клиросе. Отец часто нас, десятерых девиц, собирал у кого-нибудь в доме на молебны, исповедь, на какое-нибудь торжество или День ангела – и мы все вместе молились. Жили дружно, спокойно, молитвенно, много трудились. А отец наш духовный о нас заботился, молился. Жили мы тогда, как у Христа за пазухой. И так быстро пролетели десять лет». Архимандрит Исаакий в своей келлии. Алма-Ата. 1955 г. «Из рассказов бабули и мамы, – рассказывают инокиня Татьяна и послушница Екатерина (родные сестры), – в памяти остались упоминания о необыкновенных службах Владыки Николая и архимандрита Исаакия в Никольском соборе Алма-Аты, которые в воскресенье всегда начинались рано утром и только после обеда заканчивались.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Из жития преподобного Исаакия Печерского Перед тем как св. Исаакий Печерский решил принять подвиг юродства, с ним, согласно житию, произошла такая история. До полуночи Исаакий каждый день пел псалмы. Однажды, когда он допел последний псалом и уже погасил свечу, внезапно пещеру озарил яркий свет, и показались два юноши, прекрасные, словно ангелы, вместе со Христом. Они приказали Исаакию поклониться Христу. Исаакий забыл осенить себя крестным знамением и не распознал в происходящем бесовское искушение. Тут же все юноши и Христос превратились в бесов, один из них приказал: «Возьмите сопели, и гусли, и бубны, и ударяйте, а Исаакий нам спляшет!». Зазвучала бесовская музыка, бесы схватили подвижника и стали с ним танцевать. После всего бесы исчезли, а подвижник остался лежать на полу кельи «бездвижим, едва жив». На другой день, когда настало время для вкушения пищи, преподобный Антоний подошёл к келье Исаакия и сотворил, по обыкновению, молитву. Но ответа на это не последовало. Антоний подумал, что преподобный Исаакий уже преставился, и послал в монастырь за братией. Раскопали пещеру и вынесли оттуда Исаакия. Он, однако, был ещё жив… “Православный церковный календарь” Из жития преподобного Симеона Столпника Желая искусить великого подвижника Симеона Столпника, диавол принял на себя вид светлого ангела, явился однажды к Симеону с огненной колесницей и такими же конями, как бы сошедший с неба, и сказал: «Послушай, Симеон, Бог неба и земли послал меня к тебе, чтобы я взял тебя, как Илию, на небо, ибо ты достоин того за твое житие, и пришел уже час, чтобы получить тебе венец за труды твои от Господа. Иди немедленно и поклонись Господу Богу твоему; и пусть видят тебя пророки, апостолы, ангелы и мученики, которые все желают тебя видеть». Не распознав, что это искушает его враг рода человеческого, святой Симеон воскликнул: «Господи! Неужели Ты восхотел взять меня в селения Твои?» – и, оградив себя крестным знамением, поднял уже правую ногу свою, дабы сесть в колесницу, но в это мгновение диавол, устрашенный знамением креста, исчез с огненными конями и колесницей.

http://azbyka.ru/dyavol-pod-vidom-hrista

Преподобный Исаакий (в миру – Иван Иванович Антимонов) родился 31 мая 1810 года в семье почетного гражданина города Курска, именитого купца Ивана Васильевича и его жены Анны. В 1847 году Иван Иванович Антимонов поступил в Оптину пустынь, где в 1854 году был пострижен с именем Исаакий. Отец Исаакий духовно возрос под руководством преподобного старца Макария. После кончины настоятеля преподобного Моисея Господу было угодно возложить на смиренного Исаакия труд управления обителью. Преподобный исполнял это служение 32 года, до самой смерти, оставаясь преданным послушником своего духовного отца преподобного Амвросия. Без совета старца он не приступал ни к какому делу. Преподобный Исаакий отличался простотой, смирением и отеческой заботливостью в отношении к братии. Схиархимандрит Исаакий скончался 22 августа 1894 года. Преподобный Иосиф (в миру – Иван Евфимович Литовкин) родился 2 ноября 1837 года в селе Городище Харьковской губернии. Рано оставшись сиротой, он испытал жизнь скорбную, полную трудов и лишений. В 24 года, отправившись на богомолье в Киев, он заехал в Оптину. Прозорливый старец Амвросий сказал: «Зачем тебе в Киев, оставайся здесь». Юноша принял слова батюшки как волю Божию и поступил в монастырь. Новый послушник вскоре был назначен келейником старца Амвросия и исполнял это послушание тридцать лет, до кончины своего аввы. В постриге он был наречен Иосифом. После кончины преподобного Анатолия отец Иосиф двенадцать лет был скитоначальником. Его отличало глубочайшее смирение и скромность. Он сподобился видения Царицы Небесной. Скончался иеросхимонах Иосиф 9 мая 1911 года. Преподобный Варсонофий (в миру – Павел Иванович Плиханков) родился 5 июля 1845 года в дворянской семье под Оренбургом. Он закончил кадетский корпус и дослужился до чина полковника. Отклонив генеральское звание, он в 1891 году поступил в Оптину пустынь, где первые три года находился под духовным руководством старца Анатолия (Зерцалова) . В постриге он был наречен Варсонофием. Преподобный Варсонофий был истинным духовным воином и прозорливцем. Он предсказывал, что не за горами время, когда начнутся гонения на веру Христову и повторятся мучения первых христиан. В 1906 году отец Варсонофий был назначен братским духовником и скитоначальником. В конце жизни старцу довелось пережить клевету. В 1912 году он был переведен на должность настоятеля в Старо-Голутвин монастырь, где через год схиархимандрит Варсонофий скончался 1 апреля 1913 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1757 году преподобный в радостном состоянии духа выехал из Петербурга, взяв с собой некоторых из наиболее преданных своих учеников и учениц, которые запаслись отпусками от местного начальства и последовали за ним из столицы в провинцию. Прибыв в город Арзамас, старец поместил небольшое число своих учениц в девичьем Николаевском Арзамасском монастыре. Сам же поселился с учениками в шестидесяти верстах отсюда в Саровскую пустынь, где настоятельствовал тогда ее пятый строитель Исаакий. Он был сыном священника Прокопия и еще в отрочестве поступил вместе с отцом в Саров, где оба они, «ревнуя великим образцам подвижничества, явили себя достойными быть примером для других» 71 . В связи с чем вторым Саровским строителем иеромонахом Дорофеем (в схиме Димитрием) благочестивые отец с сыном были пострижены в монашество. А Исаакий со временем был рукоположен в иеромонахи. После передачи Успенской пустыни в состав Суздальской епархии под начало епископа Порфирия (Крайского) 72 , Исаакий становится экономом архиерейского дома, а после ареста четвертого строителя Маркелла назначается Саровским настоятелем и возвращается в родную обитель. При нем были достроены и освящены 13.09.1752 года церковь во имя Рождества святого Иоанна Предтечи на источнике, заложенная еще третьим строителем Филаретом, а 18.08.1754 года – теплая соборная церковь Живоносного Источника в центре внутреннего монастырского двора, начатая трудами иеромонаха Маркелла. Особо отметим и то, что во время настоятельства иеромонаха Исаакия, в марте 1753 года Синод передал в ведение Саровской Успенской обители разоренную Богородице–Владимирскую Сретенскую пустынь 73 , расположенную в четырех верстах от города Темникова, на противоположном от него берегу реки Мокши близ озера Санаксар. Уже при старце Феодоре в 1758 году строитель Исаакий возвел в Саровской пустыни каменные стены, две мощные угловые башни и святые врата с церковью Николая Чудотворца. В том же 1758 году, с восстановлением Тамбовской епархии, начались злоключения пятого Саровского настоятеля. Епископ Тамбовский и Пензенский Пахомий (Симанский) 74 , «отличавшийся сварливым и вспыльчивым характером, затеял перетасовку кадров» 75 . Сначала он взял иеромонаха Исаакия, пробывшего Саровским строителем семь лет, к себе в штат в Тамбов, но вскоре назначил игуменом в захудалую Краснослободскую Спасскую пустынь, затем перевел архимандритом в Козловский Троицкий монастырь, оттуда – в Нижнеломовский Казанский. Изнемогший в трудах и переселениях архимандрит Исаакий попросился на покой в Сканскую пустынь, где вскоре умер и там же был погребен.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Однажды в его уединение забрел соловецкий монах Николай. Он посоветовал о. Исаакию построить церковь на Старом городище. Поначалу этот совет казался неосуществимым. Но затем о. Исаакий получил подтверждение, что на строительство здесь храма есть воля Божия. Тем паче, что в окрестных селениях и лесах процветал раскол. В 1700 году о. Исаакий начал собеседования с раскольниками. Иногда они приглашали его в свои скиты для прений о вере. В результате многие раскольники вернулись в Православие. Именно они и стали первыми насельниками будущей Саровской обители. Труды иеромонаха Исаакия стали широко известны – в результате, с благословения священноначалия, братия арзамасской Введенской обители избрала его своим настоятелем. Согласившись принять на себя управление городской обителью, о. Исаакий намеревался через некоторое время возвратиться к пустынножительству. Переселившись в Арзамас, он по-прежнему навещал пустынножителей и наставлял их в вере. Но не всем это пришлось по душе. Иеромонах Варлаам позавидовал влиянию о. Исаакия и написал на него донос, в котором обвинял наставника в расколоучительстве. В результате в 1705 году настоятель Введенской обители был вызван в Москву. После разбирательства, окончившегося полным оправданием о. Исаакия, он, возвратившись в Арзамас, поставил вместо себя настоятелем Введенской обители своего ученика Афиногена и удалился в Саровскую пустынь. Посоветовавшись с иноками, жившими в Старом городище, о. Исаакий начинает хлопоты по строительству храма и основанию новой обители. Несколько лет он провел в Санкт-Петербурге, оформляя необходимые для строительства документы. Он был известен и почитаем в царской семье. Благодаря своей настойчивости и связям в столице, в начале 1706 года о. Исаакий сумел получить Высочайшее разрешение Петра I и местоблюстителя Патриаршего престола Стефана (Яворского) на строительство церкви. В феврале 1706 года начали валить лес, в мае на городище уже высился сруб. 16 июня 1706 года был освящен первый храм Саровской пустыни во имя иконы Божьей Матери Живоносный источник. Эта дата считается днем основания Саровского монастыря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010