Не говоря уже о творениях святоотеческих и писаниях наших отечественных богословов-проповедников, начиная с св. Тихона Задонского , укажем на прекрасную книгу «Об обязанностях христианина» (протопресвитера В. Б. Бажанова), бывшую столь долго руководством в светских учебных заведениях, кратко и просто-общепонятно, излагающую истины нравственного христианского учения, – любая глава из которой могла бы с полным успехом заменить собственные разглагольствования г. Ливанова. Ведь хрестоматия, по общепринятому понятию об этого рода изданиях, должна именно содержать в себе отрывки из образцовых писателей, представляющие образцовое, так сказать, классическое решение, известных вопросов, – образцовое, не только по мыслям, но и по изложению. Так всегда составлялись хрестоматии от начала учебного дела; так всегда поступали люди, пользующиеся более или менее прочною репутациею в педагогическом мире, и в этом отношении все известные в нашей литературе составители хрестоматий, – начиная с Максимовича, автора старинного «Друга Детей», оканчивая бароном Корфом, автором недавно изданного «Нашего Друга», – гг. Ушинский, Талахов, Паульсон, Перевлесский, Новаковский, Водовозом, Филонов и множество других издателей популярных сочинений, – которых г. Ливанов совершенно напрасно обвиняет всех огулом в безбожном реализме, – не во гнев будь ему сказано, поступают гораздо целесообразнее и умнее: в большей части этих изданий, если не во всех, есть отдел, религиозно-нравственного чтения, составленный из более замечательных отрывков или из святоотеческих творений, или из наших отечественных богословов-проповедников, или наконец из рассказов библейского и церковно-исторического содержания, заимствованных из лучших духовных изданий.  «В свете нет ничего милее жизни; она есть первое счастие. А начало всякого благополучия во всякой стране имеет для нашего воображения какую-то особенную прелесть. Лапландец, рожденный почти в гробе природы, не смотря на вечный холод, любит хладный мрак земли своей. Переселите его в счастливую Италию – он взором сердцем будет обращаться к северу, подобно магниту, это есть любовь к отечеству (подчеркнутые слова  вставлены г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Попробуем же, наконец, разобраться в этом вопросе. В сущности, все данные, говорящие в пользу тождества Дмитрия I с жертвой угличской катастрофы — последним отпрыском династии Рюриковичей, — сводятся к одному главному источнику. Мы имеем автобиографию Дмитрия, которую тот рассказал князю Адаму Вишневецкому; как известно, последний в особом донесении сообщил ее королю. До сих пор этому документу не уделялось должного внимания; никто не оценил достойным образом его исключительной важности. Правда, рассказ Дмитрия был известен Костомарову, который пользовался несколько искаженной версией Товиановского. К сожалению, автор монографии не дал себе труда обратиться к первоисточнику, т. е. к ватиканской редакции, изданной Новаковским, хотя и с некоторыми сокращениями и неверной датой — 1606 год. Вообще, историческое значение автобиографии Названого Дмитрия представлялось Костомарову весьма второстепенным. А между тем дело обстоит иначе. Впрочем, условимся первоначально относительно предмета спора. Конечно, мы не говорим о достоверности показаний Дмитрия. То, что он сообщает Вишневецкому, представляет местами слишком очевидный вымысел. Совсем не намерены мы и полемизировать из-за личности автора. Мы вполне допускаем, что весь этот рассказ мог придумать за Дмитрия кто-нибудь другой. Нас занимает совсем иной вопрос. Мы хотим знать, можно ли отождествить автобиографию Дмитрия с теми данными, которые были представлены Сигизмунду, сообщены затем сенаторам и впоследствии послужили основой для всех дальнейших споров по этому поводу? Если этот вопрос решается утвердительно, мы располагаем документом огромной важности. Перед нами, так сказать, паспорт Дмитрия, или свидетельство о его гражданском состоянии. Пусть даже в нем есть доля вымысла. Во всяком случае, мы узнаем, что говорил о себе пресловутый претендент. Как раз по этому поводу мы можем сослаться на вполне определенное свидетельство Рангони. 8 ноября 1603 года нунций раздобыл себе донесение Вишневецкого, возможно точнее перевел его с польского языка на латинский и немедленно отправил в Рим. В своей депеше от 2 июля 1605 г. Рангони вновь воспроизводит этот документ, но уже на итальянском языке и со значительными купюрами и вариантами. Впрочем, он оговаривается, что его текст слово в слово совпадает с рассказом самого Дмитрия, сообщенным Сигизмунду князем Вишневецким.

http://sedmitza.ru/lib/text/439745/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Патриарх Сербский Ириней находится с официальным визитом в Индонезии 24.10.2013 Делегация сербских религиозных деятелей во главе с Патриархом Сербским Иринеем находится с официальным визитом в Индонезии , сообщает официальный сайт Сербской Патриархии. С 23 по 25 октября в Джакарте пройдут заседания II двухстороннего межрелигиозного диалога Сербии и Индонезии. В состав сербской делегации также входят: директор канцелярии правительства Сербии по сотрудничеству с Церквями и религиозными объединениями М. Радоевич и его помощник Д. Новакович, католический архиепископ Белградский Станислав Хочевар, реис уль-улема Исламского объединения Сербии Адем Зилкич и его заместитель имам Мухамед Юсуфспахич, раввин Еврейского объединения Сербии Исак Асиэл, замдекана Православного богословского факультета в Белграде Д. Сандо, координатор двухстороннего межрелигиозного диалога между Сербией и Индонезией и директор общества сербско-индонезийской дружбы А. Ракович и главный редактор информационной службы Сербской Православной Церкви протодиакон Радомир Ракич. В рамках II двухстороннего межрелигиозного диалога между Сербией и Индонезией состоятся межрелигиозная конференция о религиозных и культурных традициях стран, лекция в Университете Шариф Хидаятулла, вечерняя служба в православном храме, намаз в мечети, посещение исламского объединения, православного и римско-католического храмов. Ожидается, что сербскую делегацию примут президент и председатель народного собрания Индонезии, а также главы религиозных объединений страны. Это уже 2-я двухсторонняя межрелигиозная встреча религиозных деятелей Сербии и Индонезии, 1-я состоялась в Белграде в апреле 2011 г. Представители Индонезии отметили, что межрелигиозный диалог их страны с Сербией протекает наиболее плодотворно, хотя подобные диалоги Индонезия ведет более чем с 30 государствами. Это первое посещение православным Патриархом Индонезии, в которой проживают около 20 тыс. православных. В стране служат несколько православных священников, которые надеются, что визит Патриарха Иринея будет способствовать укреплению межрелигиозного положения в их стране. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 24.10.2013 17:27:22

http://drevo-info.ru/news/16109.html

Прежде всего мы молитвенно вспоминаем всех невинно пострадавших в отечественной братоубийственной войне. Преклоняем колена перед страданиями и скорбью изгнанных из своих родных очагов на чужбину, принявших мученическую кончину в ясеновацких, глинских, ядиковских ямах . Преклоняем главы перед всеми гонимыми, униженными, заключенными в тюрьмы за правду Божию в течение всех прошедших лет насилия над человеческим и народным достоинством, над вечными ценностями и святынями сербского святосавского народа. Молитвенно призываем небесное покровительство наших новомучеников, пострадавших в концлагерях, во главе с нашими архиереями-мучениками Петром (Зимоничем), Платоном (Йовановичем), Саввой (Трлаичем) и Иоанникием (Липовцем), священниками-мучениками Никодимом (Новаковичем), Константином (Крстановичем), Сергием (Урукалом), Светозаром (Жутичем) и многими другими, испрашиваем заступничества перед Господом нашим Иисусом Христом у новых исповедников Православия – патриарха Сербского Гавриила, митрополита Загребского Досифея и Черногорско-Приморского Арсения, епископа Варнавы (Настича) и многих, многих других невинных жертв. Молитвенно вспоминая новомучеников, страдальцев и исповедников нашей Церкви, мы не забываем о глубоких ранах раскола, оставленных по нашим грехам в наследство будущим поколениям. Полвека мы жили в навязанном, а кем-то и добровольно принятом рабстве и унижении. Самым страшным в тот период было всеобщее опустошение душ и оскудение народного христианского духа, упадок культуры, нравственности, забвение человечности, личного и народного достоинства. Безбожие, принятое как способ достижения «возвышенных» целей, а по сути – духовное отцеубийство, породило безнравственность и насилие во всех областях человеческой жизни. Безбожие разрушило взаимное доверие, лишило людей способности прощать и каяться в совершенных грехах и преступлениях. 3. Используя сатанинский принцип «разделяй и властвуй», новая власть постаралась расшатать и внутреннее единство Церкви. Всеми средствами, не гнушаясь и запугивания, пыталась оторвать народ от Церкви, особенно молодежь и образованные слои общества.

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

В Сербии в то время, как уже упоминалось, была проведена насильственная мобилизация сербов, находившихся в мобилизационных списках СВК, а то и просто выходцев из Хорватии, и таким образом вышеупомянутый корпус и получил пополнение. К тому времени осуществлялась подготовка совместного наступления армии Хорватиии и сил ХВО Херцег-Босны с силами армии Боснии и Герцеговины, что было результированно 22 июля в ходе встречи Изетбеговича и Туджмана в Сплите подписанным договором о сотрудничестве и о совместных военных операциях в Боснии и Герцеговине. Так как генерал Мркшич создал в селе Топуско под Глиной центр военной разведки, подчинявшийся Генштабу Югославской армии, и во главу центра поставил своего родственника - полковника Николу Зимоню - , а его заместителем подполковника Милана Крковича, оба которых были сотрудниками военной разведки Югославской армии, то очевидно, что о данной встрече он был осведомлен Саму СВК бывший министр обороны СФРЮ генерал Велько Кадиевич в своей книге “Контрудар” оценивал следующим образом: «В Сербской Краине армия была быстро дезорганизована действиями политических «лидеров», одержимо борющихся между собой за власть и показавших себя во всей своей красе во главе с Бабичем. Когда в эту армию направили из Белграда командующего Мыркшича, она окончательно была готова к предварительной сдаче без единого выстрела, как это и случилось на практике» Тем не менее СВК, несмотря на свои более чем ограниченные силы, продолжала активно действовать в Западной Боснии, в рамках операции “Паук”. В Западной Боснии к тому времени силы «Народной обороны Западной Боснии», насчитывавшие три бригады и несколько отдельных подразделений, находились под командованием созданного в составе СВК штаба группы «Паук», во главе с генералом Новаковичем В состав этой группы включались также сводные отряды подразделений из состава СВК и ВРС, а также подразделения специального назначения государственной безопасности Сербии, находившиеся под командованием Радоицы Божовича и Френки Симатовича, которые насчитывали всего несколько сот человек и включали в свой состав отряды «Шкорпиони» и «Красные береты», а также подразделения «специальной» милиции Республики Сербской и Республики Сербской Краины.

http://ruskline.ru/opp/2022/08/19/padeni...

Еще более жесткую, но справедливую оценку дает Петр Негош в Горном венце: Слуги их изменниками стали И купаются в крови их царской. Главари , будь прокляты их души, На кусочки раздробили царство, Силу сербскую во прах истерли. Главари, да сгинет их потомство, Распрей семя горькое посеяв, Племя сербское им отравили . Однако, осуждая измены знати и ее раздоры, народ не забыл дворян – подлинных героев, отстаивавших государственность и свободу Сербии: Помяни, о Господи, усопших, Властелинов, слуг твоих смиренных, Молодого храброго Душана, Обилича, Кастриота Джуру, Зриновича, Ивана, Милана, Янковича, Юговичей девять И других всех витязей народных – Пусть царят их души там, на небе, Как царит здесь на земле их слава .   Новакови С . Велики челник Радич или Облачи Раде 1413–1435. Београд, 1881;  Дини . Хумско-требинска властела. Београд, 1967;  Фер jahчuч Б.  Деспотии у Buзahmuju и jyжhocлobehckuмa землама. Београд, 1960;  Наумов Е.П . Господствующий класс и государственная власть в Сербии XIII–XV вв. М., 1975;  М . Државна управа у српским Београд, 2001.   Чиркович С . История средневековой Сербии. М., 1996. С. 197.   Солов jeb А . «Законник» цара Стефана Душана 1349 и 1354 г. Београд, 1980. С. 54.   Наумов Е . П.  Господствующий класс и государственная власть в Сербии XIII–XV вв. С. 75.  История Византийской империи. Т. 3. М., 1967. С. 23.  Понятие литературного этикета разработано Д.С. Лихачевым в одном из его фундаментальных трудов «Поэтика древнерусской литературы» (М, 1980).  О методе см.:  Вассоевич А.Л.  Духовный мир народов классического Востока. СПБ, 1998. С. 24–142.  О понятиях «менталитет» и «ментальность» см., в частности: История ментальностей (Историческая антропология. Зарубежные исследования). М., 1996.  См.:  Вассоевич А.Л.  Духовный мир народов классического Востока. С. 19–21.  См.:  Гумилев Л.Н . Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.  См.:  Зимичев А.М . Психология политической борьбы. СПб., 1993.  Естественно, пассионарность невозможно объяснить одними материальными причинами – повышенным артериальным давлением ( Вассоевич А.Л.  Духовный мир народов классического Востока. С. 29) или выбросами солнечной энергии ( Гумилев Л.Н.  Этногенез и биосфера Земли. С. 56).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

После критической и крайне нелицеприятной в адрес короля Сербии констатации о его «поступлении на службу Австрии» Кулаковский сформулировал ключевой вопрос, который в то время был весьма популярен и среди широкой русской общественности, интересовавшейся ситуацией на Балканах: «Почему страна, так недавно пользующаяся свободой, словно сама просится в новое рабство? На кого падет вина этого нового рабства Сербии и переворотов, которые, видимо, неизбежны в этом королевстве?». По мнению хорошо информированного П.А. Кулаковского, именно австрийский фактор являлся основной причиной как большинства стоявших перед Сербией вызовов, так и противоречий между славянскими народами на Балканах, включая сербов и болгар. Так, русский ученый с горечью констатировал, что «в Берлине все сербское племя было отдано под надзор и моральное владение Австрии». Анализируя причины резко усилившегося влияния Австрии в Сербии после Берлинского конгресса 1878 г., Кулаковский в качестве одной из главных причин указывал на активную и агрессивную геополитическую экспансию Австрии на Балканах. По словам русского учёного, около трети всех сербов находится под властью «австрийского орла», при этом Австрийская империя «врезалась глубоким клином в самую средину сербских земель, охватила Сербию с двух сторон, Черногорию тоже, заботливо бережет свое влияние в Царьграде, высылает своих пионеров в самую глубь Балканского полуострова». Еще одним исключительно важным инструментом влияния Австрии, по обоснованному мнению Кулаковского, была полная экономическая зависимость Сербии и Черногории от Австро-Венгрии. По его словам, «не имея решительно никакого выхода для сбыта произведений почвы, и Сербия, и Черногория находятся в полной экономической зависимости от Австрии». Третьим существенным фактором, усиливавшим зависимость Сербии от Австрии, было, как подчеркивал русский историк-славист, мощное прозападное и проавстрийское лобби среди сербской политической элиты и значительной части сербской интеллигенции. Окончательное «падение Сербии» в цепкие руки Вены Кулаковский связывал с событиями 19 октября 1880 г., когда пришедшее к власти в Сербии правительство прогрессистов (напредняков), во главе которого находились Пирочанац, Гарашанин и Новакович, заключило с Австрией ряд договоров, которые, по сути, закрепляли зависимость страны от Вены.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/06/berlin...

Служба «Милосердие» начала интерактивную акцию «Дари радость на Рождество» - присоединяйтесь! Москва, 4 декабря 2015 г.      Православная служба помощи «Милосердие» объявляет о начале традиционной благотворительной акции «Дари радость на Рождество», сообщает Патриархия.ru . С 3 декабря по 5 января каждый сможет сделать рождественский подарок подопечным службы «Милосердие» и другим нуждающимся в различных регионах России: тяжелобольным детям и взрослым, сиротам, инвалидам, одиноким старикам, многодетным семьям, бездомным. Пункты приема подарков будут действовать в 12 городах России, среди которых как мегаполисы, так и небольшие населенные пункты. Десятки тысяч нуждающихся в Калининграде, Москве, Ярославле, Салавате, Екатеринбурге и других городах страны ждут, чтобы на Рождество с ними случилось маленькое чудо. Например, подопечным добровольцев «Милосердия» семье Новаковых, в которой растет восемь детей, очень нужна вместительная стиральная машина, а слепоглухой Алексей П., который проживает в Климовском интернате, любит читать и будет рад получить в подарок книгу святителя Луки (Войно-Ясенецкого) на языке Брайля. Всего в рамках акции «Дари радость на Рождество» организаторы планируют только в Москве собрать более 40 тысяч подарков и еще тысячи подарков в других регионах. Для того чтобы исполнить чье-то желание на Рождество, на специальном сайте www.dari.miloserdie.ru любой желающий может ознакомиться с нуждами подопечных, забронировать подарок и доставить его в течение трех дней в пункт приема подарков. Каждый сможет найти для себя вариант по карману: от нескольких шоколадок и календарей для пациентов больниц до бытовой техники для многодетной семьи и медицинского оборудования для ребенка-инвалида. С 6 по 17 января добровольцы вместе с сестрами милосердия и священниками посетят семьи, детские дома, больницы и интернаты, чтобы поздравить всех подопечных. Все желающие смогут присоединиться к поздравлениям, познакомиться и пообщаться с нуждающимися: для этого нужно будет оставить соответствующую заявку в пункте приема подарков.

http://pravoslavie.ru/88417.html

  разделы   рассылка  распечатать Ольга Богданова Сербский Патриарх Павел. Особый человек своего времени Источник:  Татьянин день " И вот в 4 часа утра Святейший постучался ко мне в комнату: " Отец Лука! Пойдем куда-нибудь Литургию служить " . Протоиерей Лука Новакович, многолетний помощник сербского Патриарха Павла, поделился с читателями " Татьянина дня " воспоминаниями о Святейшем. Может быть, кого-то его рассказ вдохновит на первой неделе поста. О служении с Патриархом Павлом трудно говорить так, чтобы это не выглядело, будто бы человек хвалится. Знать Патриарха было привилегией каждого человека, не только тех, кто служил с ним или помогал нести административные обязанности. Он ведь был очень простым человеком, его нередко можно было увидеть идущим по улицам Белграда или едущим в городском трамвае. Те, кто по долгу службы должны были сопровождать его, не один раз возмущались: " Ваше Святейшество! У Вас ведь есть машина! " Но он, по возможности, предпочитал пользоваться общественным транспортом. 19 лет с Патриархом Павлом Мое служение – так уж получилось, за что я благодарен Богу – все время было связано со Святейшим. С Патриархом Павлом я служил 19 лет, до самого последнего его дня. Во время его предстоятельства я находился на нескольких постах. Был преподавателем в Белградском университете на кафедре церковного права Богословского факультета, преподавал в семинарии гомилетику и русский язык (я ведь окончил Московскую духовную академию, так что русский выучил), девять лет был заведующим Патриархийной библиотекой и десять лет – секретарем Церковного суда. И еще занимался развитием информационной системы Патриархии – организацией сети компьютеров и закупкой и установкой программ, необходимых для работы церковной администрации. Святейший не сразу благословил мое рукоположение во священника. 14 лет я служил в сане диакона, и при нем это было совершенно нормально, никакой спешки в вопросе хиротоний не было: он ждал подходящего для человека времени. Вообще, не всегда мои представления о том, как следует поступить, совпадали тем, как получилось в жизни. Например, после работы в Патриархийной библиотеке я защитил докторскую диссертацию по каноническому праву и думал всерьез заняться наукой. Просил освободить меня от административных обязанностей, но Священный Синод поставил меня директором администрации Патриархии. Естественно, учеба моя отошла в сторону, потому что нужно было ежедневно заниматься административными делами.

http://religare.ru/2_95050.html

Трудно найти лучших подтверждений, что в хрисовулах мы имеем первостепенный памятник для определения церковной, а следовательно, и политической границы Болгарии в период установления мирных отношений с империей при царе Петре. Отсюда понятна их историческая важность и глубокий интерес, возбуждаемый ими в научной литературе. Оказалось, что более тщательное изучение хрисовулов позволило открыть в них драгоценные данные как для этнографии Балканского полуострова, так и для старославянского языка. «Очевидно, – говорит Новакович 413 , – перед составителем был список епархий на старославянском языке. Еще важней, что канцелярия Охридской архиепископии издала греческую копию, составленную на основании старославянского оригинала, хранившегося в архивах архиепископии. В начале XI в. по македонским церквам еще сохранялся в целости старославянский язык с его отличительными чертами немых, носовых и смешанных гласных, что можно видеть в самой греческой транскрипции. Список имен городов и жуп, вошедших в хрисовулы, составляет основу для славянской топографии от X-XI вв. Это было время, когда славянская колонизация полуострова могла считаться законченной, а следовательно, и географическая номенклатура установившимся фактом. На основании географических имен можно делать заключения о путях сообщения и о большей или меньшей населенности». Нельзя сказать, чтобы изучение топографических данных, заключающихся в хрисовулах, могло считаться законченным, тем более что филологические толкования особенностей языка могут встретить споры 414 . Но и в смысле приурочения географической номенклатуры можно извлекать из хрисовулов в пользу Болгарской Церкви весьма важные данные. Легко понять, что в историческом отношении гораздо важней юго-западная и северо-западная границы подчиненной Охридской патриархии территории, чем северная или восточная. Здесь болгарская церковная власть должна была отмежеваться от Константинопольской патриархии, равно как славянский этнографический элемент от греческого, и, следовательно, в официальном акте империи здесь должна была наблюдаться особенная точность.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010