Григорий Синант, 8 авг. Григорий Палама, архиеп. фессалонитский, 14 ноября. Григорий , преп. водогодский, 30 сент. Гурий (щенок львиный, евр ), 1 августа. Гурий , муч. едесский, 15 нояб. Гурий , архиеп. казанский, 4 окт. и 5 дек. Давид (возлюбленный, евр.), царь израильский, 26 дек. Давид преподнобномуч., 12 апреля. Давид , преп. фессадийский, 26 июня. Давид , преп., прежде бывший разбойник, 6 сент. Давид , сын князя Феодора смоленского, 19 сент. и 5 мар. Давикт , муч. мелитинский, 4 окт., (Давикт точнее Адавкт – приумноженный, лат.). Дада , муч. доростольский, 28 апреля, (Дала – пламенник, факел, греч.). Дада , муч., сын Савория, царя персидского, 29 сент. Далмат (из Далматии, где город Далмий), преп. цареградский, 3 авг. Даниан (посвященный Дамии – римской богине или от δαμω – укрощаю, греч.), безмездный врач, муч. римский, 1 июля. Даниан , бессребреник асийский, 1 ноября. Дамиан аравлянин, бессребреник, муч. киликийский, 17 октября. Дамиан , пустынник сирийский, 23 февр. Дамиан , пр. печерский, 5 ок. Данакт (Данакс – Зевс царь, греч.), чтец, муч. иллирийский, 16 янв. Даниил (судья Божий, евр.), пророк и три отрока, 17 дек. Данииил , муч. палестинский, 16 февр. Даниил , из 45 муч. никопольских, 10 июля. Даниил столпник, 11 дек. Даниил , в схиме Стефан , исповедник, преп. иерусалимский, 10 века, 17 дек. Даниил , князь московский, 4 марта и 30 августа. Даниил , преп. переяславский, 7 апреля. Дария (сильная, побеждающая, персид.), мученица римская, 19 марта. Дасий (плотный, косматый, греч.), Гаий и Зотик , муч. никомидийские, 21 окт. Дасий , еписк. доростальский, мучен., 20 ноября. Дасий , мучен. в Дамаске, 1 ноября. Дидим (близнец, греч.), воин, муч. александрийский, 27 мая. Дидим , муч. лаодмкийский в Сирии, 11 сент. Димитриан (принадлежащий Димитре богине или Церере. греч.). муч. кинрский, 20 июня, ( Αημτηρ – по одним дающая, т. е. пищу матерь, по другим γ-μτηρ – терь земли). Димитриан муч., 11 сент. Димитрий (принадиежащий Димитре, богине земледелия, греч.), еп. Филадельфии асийской, 4 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Скачать epub pdf Благоверный князь Даниил был четвертым сыном святого Александра Ярославича Невского и первенцем его второй супруги Вассы. Родился он во Владимире в 1261 г. Двух лет лишился своего отца 1 . Долго ли пользовался святой Даниил заботами и ласками своей праведной матери Вассы, неизвестно, время ее преставления не указано в летописях, известно только, что погребена она была в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной 2 . Сиротство преподобного Даниила в те бурные и тревожные времена не было омрачено лишениями и напастями. В 1272 г. благоверный князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Тогда же он строит на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя преподобного Даниила Столпника 3 . Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. По мере средств и сил заботился благоверный князь о благосостоянии своего княжества и жителей. В самой Москве большой холм, покрытый бором, с высокими крутыми и обрывистыми берегами, омываемыми Москвой-рекой и речкой Неглинкой, благоверный князь обнес деревянной стеной. Так образовалась крепость, которая сначала называлась Детинцем Кремником, а затем Кремлем. В этом Детинце князь устроил, кроме существовавшего ранее храма в честь Архистратига Михаила, деревянный храм во Имя Всемилостивого Спаса, что на Бору. Вблизи храма были и княжеские терема, и дома слуг и дружины. Кротость и миролюбие преподобного Даниила во времена, когда его властолюбивые братья боролись за великое княжение, приводили к примирению и спокойствию. Даже тогда, когда благоверный князь Даниил вынужден был выступать с оружием в руках, защищая свои земли, он стремился предотвратить кровопролитие. Так, в 1282 г. с московским войском он выступил на стороне брата Андрея против старшего брата Димитрия, но при первой же встрече удалось найти примирение, и братья разошлись без брани и кровопролития.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Помолившись Богу, он выехал в день праздника святого Димитрия и приехал в Киев, где княжил Ярослав через своего боярина Дмитра Ейковича. Даниил приехал в дом архангела Михаила в Выдубицкий монастырь, созвал калугеров и монахов и сказал игумену и всей братии, чтобы они молились о нем. И они молились, чтобы он получил милость от Бога. И так было, что он, поклонившись святому архистратигу Михаилу, выехал из монастыря на лодке, предвидя беду страшную и грозную. Он пришел в Переяславль, и тут его встретили татары. Оттуда он поехал к Куремсе и увидел, что нет у них хорошего. После этого он стал еще сильнее скорбеть душой, видя, что ими овладел дьявол: мерзкие их кудеснические пустословия, Чингисхановы наваждения, его скверное кровопийство, многое волшебство. Приходивших к ним царей, князей и вельмож водили вокруг куста для поклонения солнцу, луне, земле, дьяволу и умершим и находящимся в аду их отцам, дедам и матерям. О, гнусное их обольщение! Услыхав про все это, он очень скорбел. Оттуда он прибыл к Батыю на Волгу. Когда он хотел идти на поклон, пришел человек Ярослава Соногур и сказал: «Твой брат Ярослав кланялся кусту, и тебе придется поклониться». Даниил сказал: «Дьявол говорит твоими устами. Пусть Бог заградит уста твои, чтобы слово твое не было слышно». В это время его позвали к Батыю, и он был избавлен Богом от злого их беснования и кудесничания. Он поклонился по обычаю их и вошел в шатер Батыя. И сказал ему Батый: «Даниил, почему ты раньше не приходил? А сейчас пришел – это хорошо. Пьешь ли черное молоко, наше питье, кобылий кумыс?» Даниил сказал: «До сих пор не пил. Сейчас, раз велишь, выпью». Тот сказал: «Ты уже наш, татарин. Пей наше питье!» Даниил выпил, поклонился по обычаю их, проговорил положенные слова и сказал: «Иду поклониться царице Баракчин». Батый сказал: «Иди!» Он пришел и поклонился по обычаю. И прислал ему Батый ковш вина, говоря: «Не привыкли вы пить кумыс, пей вино!» О, злее зла честь татарская! Даниил Романович, великий князь, владел вместе со своим братом всею Русской землей: Киевом, Владимиром и Галичем и другими областями, а ныне стоит на коленях и называет себя холопом! Татары хотят дани, а он на жизнь не надеется. Надвигаются грозы. О, злая честь татарская! Его отец был царь в Русской земле, он покорил Половецкую землю и воевал в иных областях. Сын его не удостоился чести. Кто же иной может принять ее? Их злобе и коварству нет конца. Ярослава, великого князя Суздальского, уморили отравой, Михаил Черниговский и его боярин Федор, не поклонившиеся кусту, были зарезаны ножом, как мы прежде об убиении их рассказывали, и приняли мученический венец. И иные многие князья и бояре были убиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жизнь и подвиг святого благоверного князя Даниила Московского являют нам пример настоящего христианского мужества, достойного памяти не только властителей, политиков, но и самых обычных христиан. Это было мужество – любить вопреки всему, оставаться верным евангельским заповедям, когда логика событий, происходящих вокруг, отрицает это. История снова и снова оправдывает истину о том, что самым твердым основанием всякого дела является камень любви Христовой , ведь «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5: 5). Рейтинг: 9.6 Голосов: 590 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии р. Б. наталья 12 сентября 2023, 15:46 Святой князь Даниил, моли Бога о нас Татьяна 17 марта 2023, 17:53 Благоверный князь Даниил Московский моли Бога о всех людях, находящихся в сложном положении! Заступись за невинно осуждённых! Помолись о вразумлении людей и умягчение наших сердец! Татьяна 17 марта 2021, 21:52 Святой Даниила Московский, с праздником! Ради милости Божьей, пошли нам помощь в приобретении жилья и работы. Татьяна. Лариса 12 сентября 2018, 11:49 Святой благоверный князь Даниил Александрович! Помоги мне, дай мне силы на пути к совершенству, чтобы правда и справедливость победили в этом мире лжи и коррупции. Помоги мне поднять свою семью, а самое главное помоги с работой профессиональной, достойной. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Благодарю. Наталья 17 марта 2018, 06:50 Спасибо! Слава Богу за всё Александра 12 сентября 2017, 09:09 Святой княже Данииле Московский, моли Бога о нас! надежда 30 апреля 2017, 11:02 Спасибо! надежда 30 апреля 2017, 10:12 Моли Бог о нас святый угодниче Божий Данииле! Надежда. Елена 25 марта 2016, 05:25 Святой благоверный князь Даниил Московский, не оставь меня без своих молитв к Господу Богу о даровании мне твердой веры, благодати разумения и здоровья телесного и душевного, безбедной и счастливой семейной жизни в любви и согласии! Аминь. римма 17 марта 2016, 11:19 Святой благоверный князь Даниил Московский, помомги мне и моим детям в работе, а внучке в учебе, даруй нам здравие душевное и телесное, помоги моим детям вести праведную жизнь, огради нас от всякого зла.

http://pravoslavie.ru/77930.html

Но Даниила не мог прельстить королевский титул. «Рать татарская не перестает: как я могу принять венец, прежде чем ты подашь мне помощь?» – приказывал отвечать он папе. В 1254 году, когда он был в Кракове у князя Болеслава, туда же явились и послы папские с короною, требуя свидания с Даниилом; тот отделался на этот раз, велевши сказать им, что не годится ему с ними видеться в чужой земле. На следующий год послы явились опять с короною и с обещанием помощи; Даниил, не полагаясь на пустые обещания, не хотел сперва и тут принимать короны, но был уговорен матерью своею и князьями польскими, которые говорили ему: «Прими только венец, а мы уже будем помогать тебе на поганых»; с другой стороны, папа проклинал тех, которые хулили православную веру греческую, и обещал созвать собор для рассуждения об общем соединении церквей. Даниил короновался в Дрогичине; но событие это осталось без следствий; видя, что от папы не дождаться помощи, Даниил прервал с ним всякие сношения, не обращая внимания на укоры Александра IV; впрочем, титул королевский остался навсегда за князем галицким. Предоставленный одним собственным средствам, Даниил не хотел, однако, отказаться от мысли о сопротивлении татарам: укреплял города и не позволял баскакам утверждаться в низовьях днестровских. Ближайшим соседом Данииловым в Приднепровье был баскак Куремса, не могущий внушить большого страха галицкому князю, так что в 1257 году последний решился предпринять наступательное движение против татар и побрал все русские города, непосредственно от них зависевшие. В 1259 году войско Куремсы явилось у Владимира, но было отбито жителями, сам Куремса не мог взять Луцка, потому что сильный ветер относил от города каменья, бросаемые татарами из машин. Но в 1260 вместо Куремсы явился другой баскак, Бурундай, с которым не так легко было управиться; Бурундай прислал сказать Даниилу: «Я иду на Литву; если ты мирен с нами, то ступай со мною в поход». Опечаленный Даниил сел думать с братом и сыном: они хорошо знали, что если Даниил сам поедет к Бурундаю, то не воротится с добром за явную войну с Куремсою, и потому решили, что Василько поедет за брата.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Краль Стефан Дечанский, в знак благодарности Господу Богу за дарованную победу, на сокровища, которые достались ему, как военная добыча после поражения болгар, решил создать себе задушбину, великолепный храм Вознесения Господня в Дечанах. В избрании места и построении сего драгоценного художественного храма принял самое деятельное участие архиепископ Даниил; он был не только ктитором, строителем монастыря, но и вкладчиком: он на свои средства отстроил одну частицу храма, как свою собственную задушбину10. Немного времени спустя после торжеств победы над врагами архиепископу Даниилу пришлось пережить тяжелые обстоятельства сербской внутренней смуты, в которой благочестивому кралю Стефану Дечанскому суждено было погибнуть мученическою смертью от убийц, действовавших не без ведома сына его Стефана Душана11. Стефан Душан, сделавшись единовластным кралем Сербии, силою оружия распространил пределы государства и приобрел новую славу для Сербии и сербской церкви. Он принял титул царя сербов и греков по завоевании некоторых греческих областей, а сербского архиепископа возвел в сан сербского патриарха. Это было в 1346 г., но архиепископ Даниил до сих событий не дожил: он мирно скончался 20 декабря 1337 г. Святой архиепископ Даниил знаменит не только как благочестивый подвижник, церковный и государственный деятель, но и как просвещенный книжный человек и писатель. Его ученик, написавший его житие, свидетельствует о необыкновенной начитанности Даниила, его любви к книжному чтению и просвещению других, о его заботах о распространении книг в Сербии не только в новых списках прежних книг, но и в составлении и переводе книг новых. Как в том, так и в другом деле трудился неутомимо всю жизнь сам Даниил. Как писатель, он оставил после себя обширный и драгоценный труд " Житие кралей и архиепископов Сербских " . Даниил горячо любил свою родину и позаботился о том, чтобы подвиги и деяния прежних кралей и архиепископов, из коих многие причислены к лику святых, не остались в забвении12. Своим примером и заботами Даниил много содействовал развитию сербской письменности в его время, особенно в любимом им Хиландарском монастыре, долго служившем средоточием сербского духовного просвещения.

http://pravicon.com/info-2146

Лестько сильно разгневался на Даниила. Когда наступила весна, ляхи пошли воевать и вели войну по Бугу. Даниил послал на них Гаврила Душиловича, Семена Олуевича, Василия Гавриловича; воевали они до Сухой Дорогвы, отбили своих пленников и возвратились во Владимир с великой славою. Тогда был убит Клим Христинич, единственный из всех его воинов; его крест и доныне стоит на Сухой Дорогве. Они перебили много ляхов и гнались за ними до реки Вепря. Лестьку показалось, что Даниил захватил Берестье по совету Мстислава, и послал Лестько сказать королю: «Не хочу я части в Галиче, отдай его зятю моему». Король послал много воинов и Лестька, и они пришли к Перемышлю. Ярун же, бывший тогда тысяцким в Перемышле, убежал от них. Мстислав тогда соединился со всеми князьями русскими и черниговскими. Он послал Дмитра, Мирослава, Михалка Глебовича навстречу им к Городку. Городок отделился: в нем были люди Судислава. Когда Дмитр бился под городом, пришли против него угры и ляхи, и лобежал Дмитр. Тогда же дьяк Васил, по прозвищу Молза, был застрелен под городской стеной. Михаила Скулу убили, нагнав на Ширеце, и отсекли ему голову, сняли три золотые цепи, и принесли его голову к Коломану. Так как Мстислав стоял на Зубрье, Дмитр прибежал к нему. Мстислав же не мог биться с уграми и просил зятя своего Даниила и Александра, чтобы они затворились в Галиче. Даниил и Александр обещали ему уйти в Галич. Даниил затворился в Галиче, а Александр не посмел. В то время великая княгиня Романова приняла монашеский постриг. Потом пришла рать под город – Коломан и ляхи. Большой бой был на Кровавом броду,– выпал снег, и они не смогли устоять, и ушли за Рогожину, пошли на Мстислава и выгнали его из земли Галицкой. Мстислав сказал Даниилу: «Уйди из города!» Даниил ушел вместе с тысяцким Дмитром, Глебом Зеремеевичем и Мирославом. Они ушли из города, а когда были против Толмача, их догнал изменник Володислав Витович. Они напали на него, и прогнали, и отняли у него коня. Даниил был молод, и поэтому, видя, что идут в поход Глеб Зеремеевич и Семьюн Коднинский, присоединился к ним, умножив их силу. А другие устремились в бегство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Восшедший по смерти отца на престол новый краль Стефан (Дечанский) Урош III любил преосвященного Даниила еще более, нежели отец, так как живо чувствовал признательность за участие его в избавлении от заточения, хорошо знал все его заслуги, мудрую и деятельную помощь всегда во многих важных нуждах и делах государства сербского. Никому новый краль не доверял так, как преподобному Даниилу, – ему поручал он все сношения с соседними государствами. Когда двоюродный брат краля Владислав склонил болгарского князя в свою пользу и против краля, то в государственном совете Стефана положили: «Дело посредника успешнее других может совершить холмский епископ Даниил». И действительно, блаженный Даниил счастливо исполнил поручение в Царьграде и у болгарского князя. По окончании этих поручений св. Даниил, невзирая на почести и знаки любви, которыми краль осыпал блаженного, отправился снова в свое любезное уединение на Афон. Занимая престол св. Саввы, св. Даниил и в новой своей архиепископской деятельности отличался теми же великими достоинствами. Он был столпом и примером благочестия, ревностнейшим и мудрым архипастырем: совершенная нестяжательность, неустанные заботы и труды о нуждах Церкви и паствы, а также и благолепие св. храмов – вот черты его святительского служения. Св. Даниил также ревностно заботился об обращении к православию богомилов, живших около Прилепа, равно как с успехом отражал нападения папы. Во время оборонительной войны краля Стефана (Дечанского) против болгарского князя Михаила (в 1336 году) святитель Даниил оставался при кралице Марии для советов. По окончании войны полным поражением нападавших врагов краль Стефан писал к св. архиепископу Даниилу: «Вестно буди, яко помощию Божиею, молитвою и предстательством святого господина нашего преп. отца Симеона и Саввы и молитвами вашими заступляемь и укрепляемь, и силою Св. Духа вооружихомся, и здрави есмы, и защищаемо кралевство мое с превозлюбленным сыном моим Стефаном (Душаном) и с вои моими, яже реку чада отечествия моего, оного злокозненного врага царя болгаром, пришедша с многими силами язык иноплеменных – в месте Землин, Богу помогшу ми, силы того мощныя и многия победих.

http://isihazm.ru/?id=1833

Ныне убо да призовется Даниил, и сказание его возвестит тебе. И не говорит: призови Валтасара; потому что дознав опытом силу Пророка, еврейское – имя предпочитают халдейскому. Посему в последствии и именуют его уже Даниилом. Дан.5:13 . Тогда, сказано, вошел «Даниил, пред царя и рече царь Данину: ты ли еси Даниил, от сынов пленник иудейских» ? Вероятно, Валтасар по причине великого злочестия, по смерти отца, избегал сообщения с Даниилом. Потому, пораженный страхом немедленно призывает волхвов и Халдеев, о Пророке же и памятование не держал он в ум. Но когда матерь его напомнила о бывших при отце чудесах, и призванный Даниил пришел; тотчас царь узнал его; потому что, если бы не узнал, не вспомнил бы о роде, и не стал бы указывать на плен иудейский. Однако же спрашивает Даниила, и говорит: «ты ли еси Даниил от сынов пленник иудейских» ? И прежде, нежели подтвердил сие Пророк, говорит: Дан.5:14 . Слышах о тебе, яка Дух Святый в тебе, и бодрость, и смысл, и премудрость изобильна обретеся в тебе. И о Валтасаре прилично сказать, что Пророк сказал об Израиле: «егда убиваше я, тогда взыскаху Его» ( Псал. 77, 34 ). Ибо вот и Валтасара страхе Божией силы понудил, вместо богов несуществующих, наименовать Богом Бога сущаго, прославить благодать Святаго Духа, обвинить мудрецов вавилонских, как оказавшихся неспособными понять Божие Писание, умолять же Пророка Божия, чтобы он объяснил непонятное. Царь обещает Пророку дать и багряницу, и гривну на выю, и третье место в обладании царством. Но блаженный Даниил, посмеявшись царским обещаниям злочестивого, сказал ему: Дан.5:17 . Даяния твоя с тобою да будут, и дар дому твоего иному даждь, аз же,писание прочту царю, и сказанье его возвещу тебе, царю. Сие изречение Пророка подлинно есть апостольское. И Апостолам Господь, посылая их проповедниками ко всем людям, повелел, говоря: «туне приясте, туне дадите» ( Матф. 10, 8 ). И сей блаженный Пророк сказал царю: «даяния твоя с тобою да будут, и дара дому твоего иному даждь, аз же писание прочту царю, и сказание его возвещу тебе, царю». Не учился я продавать Божественное, и человеческое воздаяние взимать за божественные тайны. Потому даром прими ведение незнаемого тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Тщетно желав примирить враждующих, он взял несколько городов Черниговских и, заключив мир с двоюродным братом Михаиловым, Мстиславом Глебовичем, думал возвратиться в свое Княжение; но Владимир, слыша о нашествии Половцев, ведомых к Киеву Изяславом, внуком Игоря Северского, умолил Даниила идти к ним навстречу. Когда же они сошлись с неприятелем близ Торческа, Владимир, испуганный многочисленностью варваров, хотел удалиться от битвы. «Нет! – сказал Даниил: – ты заставил меня против воли с дружиною утомленною искать врагов в поле, теперь, видя их пред собою, могу единственно или победить, или умереть». Хотя Даниил долго сражался как Герой, однако ж принужден был спасаться бегством; а Половцы, усиленные Черниговцами, взяв Киев, пленили самого Князя Владимира с его супругою. Бедные граждане откупились деньгами от свирепости варваров. Князья же, Изяслав и Михаил, обложили данию всех иноземцев, там обитавших. Первый взял себе Киев; второй спешил вступить в область Галицкую и занял ее столицу, откуда горестный Даниил, сведав новые опасные умыслы тамошних Бояр, долженствовал выехать. В сие время не стало Андрея, Короля Венгерского: Бела IV восшел на престол, и Даниил, поручив брату Васильку оберегать Владимир, решился лично искать покровителя в бывшем враге своем. Вероятно, что он тогда, надеясь с помощию Андреева преемника удержать за собою Галич, дал ему слово быть данником Венгрии: ибо, участвуя в совершении торжественных обрядов Белина коронования, вел его коня (что было тогда знаком подданства). Уничижение бесполезное! Даниил возвратился к брату с одними льстивыми обещаниями. Политика Венгров не изменилась: Бела хотел, чтобы юго-западная Россия принадлежала разным, следственно, бессильным Владетелям, и явно поддерживал Михаила вместе с Конрадом, неблагодарным Герцогом Польским, забывшим услуги сыновей Романовых. Напрасно Даниил зимою и летом не сходил с коня, добывая Галича: хотя иногда одолевал неприятелей и пленил так называемых Князей Болоховских, подручников Галицкого (имевших свой Удел на Буге, недалеко от Бреста): однако ж не мог изгнать Михаила и, наконец, согласился на мир, взяв от него область Перемышльскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010