Был в Иудее пророк Аввакум, который, сварив похлебку и накрошив хлеба в блюдо, шел на поле, чтобы отнести это жнецам. Но Ангел Господень сказал Аввакуму: — Отнеси этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный. Аввакум сказал: — Господин! Вавилона я никогда не видал, и рва не знаю. Тогда Ангел Господень взял его за темя и, поднявши его за волосы, поставил в Вавилоне над рвом силою духа своего. И воззвал Аввакум, и сказал: — Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе. Даниил сказал: — Вспомнил ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя. И встал Даниил, и ел; Ангел же Божий мгновенно поставил Аввакума на его место. В седьмой день пришел царь, чтобы поскорбеть о Данииле и, подошедши ко рву, взглянул в него, и вот, Даниил сидел. И воскликнул царь громким голосом и сказал: — Велик ты, Господь Бог Даниилов, и нет иного, кроме Тебя! И приказал вынуть Даниила, а виновников его погубления бросить в ров, — и они тотчас были съедены в присутствии его [ 29 ]. Даниил и три друга его достигли до глубокой старости. Святой Кирилл Александрийский и некоторые другие повествуют, что по смерти Навуходоносора и прочих царей, у которых были в чести Даниил и его товарищи, воцарился другой царь, по имени Камбиз [ 30 ]. Узнав об их вере и будучи ими обличен в своем нечестии, он повелел отсечь голову сначала Анании. Азария же, подставив одежду свою, принял ее. Отсеченную же голову Азарии принял Мисаил, голову же Мисаила, подставив одежду, принял Даниил. Наконец, отсекли голову и Даниилу. Говорят, что по усечении их каждая голова пристала к своему телу и Ангел Господень, взяв тела святых, отнес их на гору Гевал [ 31 ] и там они были положены под камнем. Чрез четыреста же лет, на день воскресения Господа нашего Иисуса Христа, вместе с некоторыми другими и сии воскресли и, явившись многим, снова почили [ 32 ]. Память их святыми отцами положено совершать за семь дней до Рождества Христова, потому что и они происходили из колена Иудина, от которого ведет свой род и Спаситель наш, и таким образом приходится по плоти сродником сих святых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Послужной список о. Даниила впечатляет своими масштабами и разносторонностью. Отец Даниил служил в храме ап. Петра и Павла в Ясенево (Москва), был секретарем Миссионерско-просветительского центра «Шестодневъ», сотрудником центра реабилитации жертв тоталитарных культов и псевдорелигиозных движений во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского . Будущий иерей — автор книги «Летопись начала» (М., 1999), редактор сборника «Шестоднев против эволюции» (М., 2000) и альманаха «Божественное Откровение и современная наука». Он опубликовал более десятка статей креационной и противосектантской направленности. С сентября 1995 года о. Даниил преподавал Закон Божий в старших классах Православной Классической Гимназии «Ясенево», а начиная с августа 1996 года, по благословению Святейшего Патриарха, вел миссионерские библейские беседы с людьми, пострадавшими от деятельности сект и оккультистов на Крутицком Патриаршем Подворье. С 1997 года о. Даниил проводил по четвергам регулярные вечерние Библейские беседы (чтение Библии с толкованием) на Крутицком подворье. 24 мая 2000 года за активную педагогическую деятельность о. Даниил Сысоев награжден благодарственной грамотой Отдела религиозного образования и катехизации. Священническое служение В январе 2001 года Даниил Сысоев рукоположен в сан священника и назначен клириком храма Петра и Павла в Ясеневе, при настоятеле игумене Мелхиседеке (Артюхине). В этом же году родилась его вторая дочь — Дорофея. Года с 2004 по 2009й отмечены постоянными поездками и преподавательской деятельностью: о. Даниил преподавал в Перервинской Православной Духовной Семинарии при Николо-Перервинском монастыре сначала литургику, а потом миссиологию, совершил множество поездок (без миссионерской группы) по разным епархиям России и по зарубежным странам (например, в 2007 и 2008 годах две поездки в Македонию). Отец Даниил приглашался мусульманской стороной на два открытых диспута по темам «Библия или Коран являются откровением Бога?» (декабрь 2006 года) и «Представление о Боге» (февраль 2007 года).

http://azbyka.ru/islam-pravoslavnyj-vzgl...

Новым митрополитом в февр. 1522 г. был поставлен игумен Волоколамского мон. Даниил. Пр. Иосиф перед кончиной указал из числа братии 10 человек, способных после него занять место игумена. Братия же избрала вне этого списка Даниила, в возрасте около 30 лет. Пр. Иосиф согласился на этот выбор. Игуменство приблизило его к Василию III, которого пр. Иосиф оставил как бы «прикащиком» монастыря, слезно моля его о сохранении в нем, заведенных им, порядков строгого общежития. Василий почасту навещал обитель и убеждал монахов следовать заветам святого. Игумен Даниил тоже усердствовал в этом духе. До низведения митр. Варлаама Даниил шесть лет игуменствовал. Даниил, представлявший крупную величину в отношении пастырского учения, отличался честолюбием и безпощадной борьбой со своими принципиальными и личными противниками. Митр. Даниил принадлежал к числу ревностнейших учеников пр. Иосифа по вопросу о вотчиновладении. В этой области ему пришлось столкнуться с пр. Максимом Греком и Вассианом Косым, при чем последний вообще враждебно к нему относился. Большим затруднением для пр. Максима было незнание им в начале русского языка. Из за этого, начав исправление Цветной Триоди, он допустил погрешности языка, о чем речь будет дальше. На созванном в 1525 г. соборе он ошибочно отстаивал свое заблуждение, имевшее характер ереси. Приписаны были ему неосновательно и политические преступления. Вторично он был судим в 1531 г. вместе с Вассианом Косым, обвиненным в ереси. После, осудившего его, первого собора, Максим был сослан в Волоколамский мон., когда же, после второго, туда был отправлен Вассиан, то его перевели в тверской Отрочий мон. Митрополит Даниил мог торжествовать победу. В 1523 г. митр. Даниил дал и свою подпись под охранной крестоцеловальной грамотой, подписанной Василием III, выданной вызываемому в Москву кн. Новгород-Северскому Василию Ивановичу Шемячичу. Последний, по прибытии в Москву, был посажен под стражу. Для объяснения поступка митр. Даниила, считавшего свои действия в этом случае правильными, надо сказать, что в народном сознании постепенное прекращение московскими вел. князьями удельной системы вызывало большое удовлетворение. Во время заключения Шемячича, по московским улицам ходил юродивый с метлой в руках и громко возглашал: «государство не совсем еще очищено; пришло удобное время вымести последний сор».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Прп. Даниил был великим прозорливцем и чудотворцем. Раз во время голода он велел раздать все монастырские запасы — они не уменьшились. Раз брат, приготовлявший квас, положил в него слишком много муки, и квас вышел горький; тогда прп. Даниил велел прибавить в него столько воды, что все монастырские сосуды были наполнены. Получился не только необыкновенно вкусный квас, но и имевший чудодейственную силу, так что все больные, которым давали его пить, исцелялись. Протопопу Андрею прп. Даниил предсказал, что тот будет царским духовником. Это сбылось, а впоследствии Андрей (с нареченным именем Афанасий) стал митрополитом. Этот протопоп раз подвергся нападению разбойников, но, как только он призвал имя прп. Даниила, они разбежались. Раз в дороге разбойники напали на самого преподобного и его иноков, но по молитве святого иноки стали невидимы, и разбойники тщетно их искали. Когда же разбойников задержали, преподобный оставил им все, что они у него взяли. Один брат дерзнул подражать подвижнической жизни преподобного. Тотчас же на него напала толпа маленьких человеков, которых никто, кроме него, не мог видеть. Прп. Даниил окропил его святой водой, он заснул и проснулся исцеленным. Братия видели прп. Даниила ходящим по воде. С годами он так ослабел, что с трудом мог ходить и молился в церкви сидя, но непрестанной молитвы не оставлял. Даже когда от слабости он не мог говорить, он все время шевелил губами. Перед самой кончиной он спросил.- «Где эти дивные старцы?» — «О каких старцах говоришь ты, отец?» — спросили его братия. «Перед основанием этой святой обители пустынники посетили меня в Горицах, и теперь они пришли ко мне — разве вы не видите их?» — «Мы никого не видим, кроме твоих учеников, здесь стоящих!» — ответили братия. Старец замолк, причастился Святых Тайн и тихо скончался. После кончины своей прп. Даниил явился тяжко больной боярыне Евдокии Салтыковой и сказал ей: «Я — Даниил, игумен Переяславский, пришел принести тебе здравие!» Она исцелилась на его могиле. Глухой Автолом, гладильщик, молился на его могиле. Вдруг сильный удар грома испугал его. День был ясный, и на небе не было ни одного облачка. Когда он пришел в себя от испуга, он был исцелен. Раз ночью расслабленный инок Иона услышал звон колоколов. Думая, что уже звонят к утрене, он пошел в церковь. Она была освещена. Но когда он до нее дошел, свет потух. Пономарь также уверял его, что он не начинал звона, но Иона был исцелен. В 1734 г. инок Паисий исцелился от глазной болезни, омыв глаза из колодца, выкопанного самим преподобным.

http://sedmitza.ru/lib/text/437063/

В год 6750 (1242). Ничего не было. В год 6751 (1243). Татары преследовали Ростислава до Борка, и он бежал в Угорскую землю. Король угорский отдал за него свою дочь. Когда Даниил был в Холме, прибежал к нему половчанин по имени Актай, говоря: «Батый вернулся из Угорской земли и послал двух богатырей искать тебя – Манымана и Балая». Даниил запер Холм и поехал к брату своему Васильку, взяв с собой митрополита Кирилла. Татары разорили все до Валдавы и по озерам много зла учинили. В год 6752 (1244). Не было ничего. В год 6753 (1245). Михаил, услышав, что король угорский отдал свою дочь за его сына, бежал в Угорскую землю. Угорский король и сын Михаила Ростислав не оказали ему почестей. Рассердившись на сына, он вернулся в Чернигов. Оттуда он поехал к Батыю просить от него своей волости. Батый сказал: «Поклонись богам наших отцов». Михаил ответил: «Раз Бог отдал нас и наши волости за грехи наши в твои руки, тебе кланяемся и честь приносим тебе. А богам твоих отцов и твоему богонечестивому приказанию не кланяемся». Батый, словно дикий зверь, рассвирепел и велел его убить, и убит был князь Михаил беззаконным Доманом Путивльцем нечестивым, а с ним был убит его боярин Феодор; они мученически пострадали и получили венец от Христа Бога. Даниил и его брат Василько, начав войну с Болеславом, князем ляшским, вошли в Ляшскую землю четырьмя дорогами: сам Даниил воевал около Люблина, а Василько – по Изволи и по Ладе, около Белой; дворский Андрей – по Сану, а Вышата воевал в Подгорье. Взяв пленных, вернулись. И снова вышли, и разграбили землю Люблинскую до самой реки Вислы и Сана. Приехали они под Завихвост, пустил стрелу Василько-князь через реку Вислу – не могли переехать реку, потому что она наводнилась. И возвратились, взяв много пленных. Прошло немного времени, приехали ляхи и воевали около Андреева. Услышав об этом, Даниил-князь и его брат Василько соединили свои силы, и велели построить пороки и другие стенобитные орудия для взятия города, и пошли на город Люблин. За один день дошли они до этого города из Холма, со всеми воинами и пороками. Они метали камни и стрелы, как дождь шел на город, и ляхи, поняв, что предстоит еще более крепкий русский бой, стали просить пощады. Даниил и Василько, посовещавшись, предложили им, сказав так: «Не помогайте князю своему». Они обещали это выполнить. Даниил с братом вернулись, пограбив ту страну.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ипполита епископа Римского об откровении Иоанна Богослова. 31 Декабря. Исаака Сирина книга, а в ней глав 91. 31 Мая. Синодальная рукопись стр. 156. В МДА есть рукопись XIV века. Пискаревская 1472г., Слова постнические, числом 91. Академическая рукопись 109, 151. На греческом у Миня t. 86: περ λογισμν. Синодальная рукопись „Словеса постническа”. Исаак Сирин переведён с греческого на болгарский в 1389г., см. архимандрита Леонида статью о митрополите Киприане, стр. 22 начало. Строев Библиологический Словарь стр. 109 (Закхей). Митрополит Даниил у Жмакина стр. 359. Нил Сорский у Архангельского стр. 151 начало, 166. [У Соболевского стр. 16–17, 25; у Архангельского К изучению древнерусской литературы, стр. 138–139]. Иса и я авва: митрополит Даниил у Жмакина стр. 601. На греческом в Патрологии Миня t. 40: λγοι κθ’ и περ σκσεως κα συχας. Исих и я пресвитера Иерусалимского († 432) к Феодулу Словеса о трезвении и добродетели. 11 Февраля. На греческом у Миня t. 93: λγος ψυχοφελης περ νψεως κα ρετς, две сотницы. Митрополит Даниил у Жмакина стр. 662, 685. Нил Сорский у Архангельского стр. 178. [У Соболевского, стр. 17]. ↓ Иаков Жидовин. 19 Декабря. [См. ниже стр. 295 ]. Иоанна Дамаскина книга – Небеса. 4 Декабря. – Книга в восьми частях. 4 Декабря. Порфирьев Словесность I, 195, – Философия. Порфирьев Словесность I, 196. – Иосиф Волоколамский в Просветителе стр. 194, 238, 337, 381. [У Соболевского стр. 20–21; Архангельского К изучению древнерусской литературы, стр. 96–125]. ↓ Иоанна Златоустог о Беседы на книгу Бытия. Афонский перевод 1426г. Синодальные рукописи и У Строева Словарь стр. 121, Иаков. – Толкование на Евангелие от Матвея, – митрополит Даниил у Жмакина стр. 345, 394. Синодальная рукопись Нет в Макариевской Четь – Минее. – На евангелие от Иоанна, – митрополит Даниил у Жмакина стр. 611. Синодальная рукопись Нет в Макариевской Четь-Минее. – На Деяния: митрополит Даниил у Жмакина стр. 335. (Не Златоустого, а сводное, см. Синодальная рукопись стр. 154). – На послание к Коринфянам, – митрополит Даниил у Жмакина стр. 407.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Когда настало лето, Михаил и Изяслав стали присылать с угрозой: «Отдай наших братьев или пойдем на тебя войной!» Даниил же молился Богу и святителю Николаю, чтобы он показал свое чудо. Ибо Михаил и Изяслав навели на Даниила ляхов и русских, и множество половцев. Кондрат остановился там, где сейчас стоит город Холм, и послал к Червену грабить. Васильковичи встретили ляшских бояр, бились с ними, захватили их и привели к Даниилу в Городок. Михаил же, стоявший на Подгорье, хотел соединиться с Кондратом и ожидал половцев и Изяслава. Половцы же, придя на Галицкую землю, не захотели идти на Даниила и возвратились, разорив всю Галицкую землю. Услышав об этом, Михаил возвратился в Галич, а Кондрат побежал в Ляшскую землю ночью, и много его воинов утонуло в реке Вепре. Когда настало лето, собравшись, Даниил и Васильке пошли на Галич, на Михаила и Ростислава. Те же затворились в городе. Было много угров у Даниила. Они вернулись, пограбили около Звенигорода, но город, хотя и пытались, не взяли, потому что там была чудотворная икона святой Богородицы. Этой же осенью заключили мир. С наступлением весны решили пойти на ятвягов и пришли к Берестью, но реки наводнились, и они не смогли пойти на ятвягов. Даниил сказал: «Нехорошо, что нашу отчизну держат крестоносцы тамплиеры, по прозванию Соломоничи». И пошли на них с большим войском. Захватили город в марте месяце, и магистра их Бруна взяли в плен, и воинов забрали, и возвратились во Владимир. В том же году ходил Даниил против Михаила на Галич. Те просили мира и дали Даниилу Перемышль. В том же году Даниил привел на Кондрата литовцев Миндовга и Изяслава Новгородского. В том же году Даниил ходил со своим братом в Угорскую землю к королю, потому что тот приглашал его на празднество. В то время пошел Фридрих-царь войной на герцога, а Даниил и его брат Василько захотели пойти герцогу на помощь. Король же отговорил их, и они вернулись в свою землю. Потом пришел Ярослав Суздальский и взял Киев у Владимира, но не смог его удержать и пошел снова в Суздаль. Михаил взял у него Киев, а Ростислава, сына своего, оставил в Галиче. И отняли у Даниила Перемышль. И были между ними то мир, то война.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После закрытия Оптиной пел на клиросе и иногда служил в Успенском соборе Козельска. Позже был сослан в Кемь, где и скончался. Дата смерти неизвестна. Иеромонах Даниил, Дмитрий Кириллович Фомин, родился в 1876 году в Московской губернии, но вскоре после рождения родители перевезли его на постоянное место жительства в село 2-я Михайловка Сорочинского района Оренбургской губернии. В юном возрасте Дмитрий встретил верующих людей, которые направили его жизнь на духовный путь. Он полюбил молитву и, как сам потом вспоминал, перед иконами " слезы ручьем текли " у него. По окончании военной службы Дмитрий поступил в Оптину пустынь, а одна из его сестер, Анастасия, поступила в соседний женский монастырь в Шамордино, где постриглась в монашество с именем Архелая. В монастыре Дмитрий нес послушание в ювелирной мастерской, в совершенстве обучился церковным ювелирным ремеслам, отливал кресты, цепочки и др. Так как он был человеком грамотным и пытливым к духовной жизни, его взял в письмоводители преподобный Анатолий Оптинский. Под диктовку старца послушник Дмитрий отвечал на письма. В Оптиной пустыни Дмитрий принял монашеский постриг с именем Даниил и был рукоположен в священный сан. Под мудрым руководством Оптинских старцев иеромонах Даниил приобрел горячую веру и любовь к Богу и ближним, смирение, неосуждение, памятование о смерти, дар Иисусовой молитвы. Он также сподобился видеть телесными очами духовные вещи. Много лет спустя он рассказал своему духовному сыну, будущему священнику, об удивительном случае, свидетелем которого однажды стал: к некоторому Оптинскому старцу пришел посетитель с вопросом. И тут отец Даниил увидел, как два лучика вышли из глаз старца и направились к сердцу посетителя. Отца Даниила охватил страх, он даже оцепенел от увиденного. Старец понял, что отец Даниил это увидел, и потому сразу ушел, ничего не сказав. Иеромонах Даниил был преемником великих Оптинских старцев — Варсонофия, Анатолия и других. После закрытия монастыря он вернулся в Оренбургскую область, где в селе 2-я Михайловка некоторое время совершал богослужения. В 1928 году храм был закрыт, а в 1930 году отец Даниил был арестован и приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Если предыдущие откровения он не понимал и их значение ему открывал Бог, то это откровение он понял сразу же. Это единственное откровение, которое было дано в третий год царствования царя Кира Персидского, воцарившегося в Вавилоне в 536 году до Рождества Христова. Значит, откровение было дано в 533 году до Рождества Христова. Оно будет описано в трех последних главах книги Даниила. «В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней. А в двадцать четвертый день первого месяца был я на берегу большой реки Тигра, и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза» ( Дан. 10:2–5 ). Даниил постится, пребывает в сетовании. Собственно говоря, такое правило поста, как воздержание от определенного вида продуктов, восходит во многом к пророку Даниилу. Дело в том, что в древности пост имел только один вид – ничего не есть и не пить. Сказано, что Господь постился сорок дней и сорок ночей, это значит, что Он ничего не ел и не пил сорок дней и сорок ночей. Естественно, такой пост не всем под силу, и поэтому еще в древности, бывали и другие виды поста. Например, пророк Даниил три седмицы сетовал, т.е. молился Богу о помощи своему народу. Когда первая партия евреев уже вернулась в Иерусалим, то нашла город полностью разрушенным. Они восстановили жертвенник. Но народ, когда совершал жертвоприношения, делился пополам: одни плакали, другие ликовали. Плакали старики, которые помнили величественный Храм Соломонов. А вместо роскошного Храма, украшенного золотом, драгоценными камнями, стояла груда развалин, над которой возвышался жертвенник. Трудности обустройства евреев в Иерусалиме были связаны с тем, что сначала самаряне мешали восстановлению Храма. Потом стала мешать собственная лень, пока не восстали пророки Агея и Захария, которые потребовали от имени Бога все-таки достроить Храм Божий. Зная об этом трудном восстановлении, и сетовал пророк Даниил. Национальный дух их был подорван, евреи занимались восстановлением собственных домов, виноградников, а для восстановления Храма времени не оставалось. Поэтому Даниил, видя это, плакал о грехах своих соплеменников. Даниил во время поста не умащал себя мастями.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Забота о своем народе и чувство высокой ответственности перед ним никогда не покидали благоверного князя. Когда в 1293 г. его брат великий князь Андрей Александрович вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденом опустошил русские города Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, то благоверный князь Даниил решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от кровопролития и гибели. Вместе со своим народом он переживал тогда тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, благоверный князь Даниил вынужден был в 1295 г. выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Полчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать. В 1295–1296 гг. на съезде князей в Дмитрове великий князь Андрей (получивший этот титул в 1293–1294 гг.) примирился с остальными русскими князьями и с их одобрения сложил с себя великокняжеское достоинство, передав его своему младшему брату благоверному князю Даниилу Московскому. В 1300 г., когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Переяславлю-Рязанскому. Московский князь разбил неприятеля, взял в плен Константина Романовича и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа не громкая, но замечательная как первый порыв к свободе. Взяв в плен Рязанского князя и его бояр, благоверный князь Даниил не отяготил их участи жестокостью, но содержал с подобающей честью, имея единственную цель: выгодный и прочный мир, прекращение распрей на Русской земле. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников-татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времена, но показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь Сам, помимо искательства, расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславский, племянник преподобного Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, всегда уважал и любил своего дядю. В 1302 г. бездетный Переяславский князь, умирая, передал свое княжество благоверному Московскому князю Даниилу, а не его старшему брату Андрею, который считал себя его наследником и уже распоряжался в Переяславле через своих бояр. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города: Переяславль был защищен высоким валом, двойной стеною с 12 башнями и глубоким рвом с водою. Но благоверный князь Даниил остался верен Москве и не перенес столицу княжества в более мощный и значительный Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московского князя в число сильнейших. Здесь начало соединения земли Русской в одну мощную державу! И это было плодом христианского благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010