Узнал Нилус и многих из подвижников скита. Среди них был иеромонах Даниил, но знакомство писателя с ним продолжалось недолго, хотя и оставило весьма яркие впечатления. «В воскресенье, 25 ноября 1907 года, – писал он, – в половине второго пополудни в скиту Оптиной пустыни отлетела ко Господу праведная душа иеромонаха Даниила... Отец Даниил происходил из того рода Болотовых, который во дни екатерининских орлов дал известного творца “Записок Болотова”, а в наши дни – четырех иноков: его самого, брата-схимонаха и сестер – игуменью-схимницу и схимонахиню». Схимонахиня София, сестра отца Даниила, – первая настоятельница Шамординской общины. Сам отец Даниил в миру был профессиональным художником, товарищем по Академии Художеств Репина и Васнецова, блестящим портретистом, достигшим уже известности. В скиту он писал иконы, а иногда и портреты: в частности, например, известны несколько портретов старца Амвросия его работы. Бывал Нилус в келии отца Даниила, «где чего-чего только не было: эскизы карандашом, этюды красками, палитры, кисти, краски, книги, иллюстрации, бутылки с фотографическими ядами... На мольберте начатая и еще не оконченная икона» 432 . Отец Даниил заходил к Нилусам. Но вот он стал быстро слабеть и уже не мог выходить из келии. В день своей кончины отец Даниил собрался с силами и пришел в дом скитоначальника – к отцу Варсонофию, там его ждали две его племянницы, монахини из Шамордина. Здесь он благословил их в последний раз. Владыка Трифон однажды в беседе с паствой рассказал об отце Данииле: «К нему собралась братия проститься. “Отец Даниил, вы умираете? – спрашивали его. – Вам, вероятно, страшно умирать?” – “Да как же это может быть страшно? Ведь Спаситель зовет: Приидите ко Мне вси труждающиися – и Аз упокою вы... Ведь если Он, Милосердый, нас зовет, то может ли быть страшно? Не страшно встретить смерть, а радостно; вот если бы Он нас гнал, тогда было бы другое дело”. Примолк на несколько минут и заснул вечным сном» 433 . В Летописи скита 25 ноября 1907 года записано: «Сегодня в час дня скончался скитской иеромонах отец Даниил, в мире Димитрий Михайлович Болотов...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Со времён присоединения Вильны к России братии в Виленском монастыре на первых порах было сравнителыю большое количество: в 1796 году – 13 монахов и 7 послушников 2907 , в 1797 году – 9 монахов 2908 . Правда, главный контингент составляли престарелые и неспособные к служению, и когда, например, при проезде через Вильну государя в 1797 году, необходимо было выступить с торжественным богослужением, настоятель стал просить у преосвященного Иова прислать подкрепление 2909 . В 1804 году в монастыре было всего братии 1 архимандрит, 1 иеромонах, 2 иеродьякона, да вдовый священник 2910 . С 10 апреля 1795 года настоятелем Виленского монастыря был архимандрит Даниил. Сын священника, малоросс, Даниил Натток-Михайловский получил полное образование в Киевской академии. 26-ти лет, в 1780 году, 17 декабря, он принял монашество, 30 января следующего года был рукоположен в дьякона и состоял некоторое время писарем Киевской дикастерии. Только через три года, 22 июля 1784 года, Даниил был посвящён в иеромонаха и в том же году, с 20 декабря, был назначен наместником Киевобратского училищного монастыря. 17 августа 1786 года Даниил получил игуменство в Лебединском монастыре и с наступлением достопамятного 1794 года «трудился один год в присоединении из унии церквей» 2911 ; будучи «благочинным» Житомирской округи 2912 . Во время высочайшего посещения Вильны в мае 1797 года Даниил получил от государя орден св. Анны 2-й степени 2913 . Через два месяца, с возвышением Виленского монастыря в штат, Даниил 26 июля возведён в сан архимандрита 2914 . В декабре 1799 года Даниил вызван на череду священнослужения и проповеди слова Божия в Петербург 2915 . 1 марта 1800 года назначен настоятелем Нежинского Благовещенского монастыря, Черниговской епархии 2916 , но тотчас же вслед затем переведён в Каменецкий Троицкий монастырь, Подольской епархии 2917 . После Даниила архимандритом Виленского монастыря, некоторое время, был Евгений 2918 , потом Иоасаф 2919 , потом, с октября 1806 года, Епифаний 2920 . Вызванный в Петербург на череду священнослужения и проповеди слова Божия, он всё время проживал в Петербурге, пока не получил 29 января 1808 года назначение в Казанский Преображенский монастырь 2921 . После него Виленская архимандрия оставалась некоторое время вакантной 2922 , пока указом св. синода в 1808 году не был туда определён архимандрит Тимофей 2923 , остававшийся до 1813 года. Только один Даниил был деятельным настоятелем Виленского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Утром старец немного отдыхал, а днем, надев рясу и куколь, совершал необходимые работы по келии или исповедовал монахов. Он не прерывал своего духовно­го делания весь день и избегал общения и разговоров с людьми. Около полудня отец Даниил вкушал свою скудную аскетическую трапезу и уходил в келию для того, чтобы отдохнуть перед бдением. Жизнь его была по­ движническои и простои. В келии не было даже стекол в оконных рамах. Она обогревалась камином и несколь­ кими старыми кирпичными печками.   Надо сказать, что в этих высокогорных местах глубина снега зимои пре­вышает два метра. Однажды некии старец послал своего послушника исповедоваться отцу Даниилу. Послушник подошел к келии, постучал в дверь и произнес «Молитвами свя­тых отец наших...» — однако ответа не последовало. Тогда он заглянул в окошко церкви и увидел, что отец Даниил СТОИТ на коленях под паникадилом в молитве и в огненном пламени. Послушник в ужасе побежал обратно к своему старцу и закричал: «Геронда, духовник горит!» Когда они вместе прибежали в келию святого Петра, то застали там «обычного» отца Даниила — ти­хого, мирного. Отец Даниил взял себе послушника, постриг его в монахи и дал ему имя Антонии — в честь своего стар­ца. Однажды послушник заболел и пошел в Лавру, где остался до выздоровления. Все это время на Литур­гиях, которые совершал отец Даниил, пел один из его соседеи-монахов.   Обычно старец сам совершал входные молитвы и проскомидию. В определенное время прихо­дил этот монах, и они начинали Божественную Литур­гию. Однажды отец Даниил совершил проскомидию, но брат все не появлялся, и он понял, что что-то случи­лось. В огорчении старец молился, не зная, что же ему теперь делать. В это время в церковь вошли три монаха, приложились к иконам, и отец Даниил в радости начал Служить Божественную Литургию, а эти трое пели. Когда Литургия завершилась, отец Даниил, желая разрешить свое недоумение, спросил их, кто они и ка­ким образом оказались ночью в столь пустынном и вы­ сокогорном месте. «Мы ктиторы монастыря Ивирон и нас послал Господь», — ответили они и тут же стали невидимы.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=45&iid=2...

В год 6768 (1260). Даниил построил большую церковь в городе Холме во имя пресвятой приснодевы Марии, по величине и красоте не меньше бывших древних, и украсил ее пречудными иконами. Он принес из Угорской земли чашу из багряного мрамора, изваянную с удивительным искусством: вокруг нее были змеиные головы,– и поставил ее перед церковными дверьми, называемыми царскими, и сделал из нее крестильницу для освящения воды в святое Богоявление. Было там изображение блаженного епископа, Иоанна Златоуста , выточенное из прекрасного дерева и позолоченное. Снаружи и изнутри храм был достоин удивления. Спустя некоторое время пришел Бурундай безбожный, злой со множеством полков татарских, хорошо вооруженных, и остановился на тех местах, где стоял Куремса. Даниил воевал с Куремсой и никогда не боялся Куремсы, потому что Куремса никогда не мог причинить ему зла, пока не пришел Бурундай с большим войском. Послал он послов к Даниилу, говоря: «Я иду против Литвы. Если ты мой союзник, пойди со мной». Даниил с братом и с сыном стали думать в большой печали: знали они, что, если Даниил поедет, не будет добра. Посоветовались они, и поехал Васильке вместо брата. Проводил его брат до Берестья и послал с ним своих людей. Помолился Даниил Богу, святому Спасу избавителю – есть такая икона в городе Мельнике в церкви святой Богородицы, которая и ныне там в чести великой,– обещал король Даниил украсить ее всякими украшениями. Когда Василько ехал один за Бурундаем по Литовской земле, он в одном месте встретил литовцев, избил их и привел сайгат к Бурундаю. Похвалил Бурундай Василька, «хотя брат твой и не поехал». Василько ездил и воевал вместе с Бурундаем. Разыскивал он своего племянника Романа и разорял землю Литовскую и Налыцанскую. А княгиню свою и сына Владимира он оставил у брата. Потом и король Даниил поехал, и захватил Волковыйск и князя Глеба, и отослал его, держа в великой чести, потому что он ехал в Волковыйск больше всего за тем, чтобы захватить своего врага Войшелка и Тевтивила. Он не нашел их в городе, и искал их по станам, посылая людей своих, и не нашел их. Они совершили великий обман: Войшелк захватил сына его Романа. И снова послал Даниил Михаила и воевал по Зелве, ища их, и не нашел их. Потом задумал идти на Городен, думая, что они там.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

князя Александра Невского только младший, Даниил, вполне усвоил себе христианское благочестие, наследственное в родстве Александра. И Господь, избрав для высокого назначения род Александра, избирает в этом роде только род Даниила быть властителем русской земли: «его праведное семя возлюби Бог; благоволи царствовать в роды и роды». 545 Жизнь Даниила отличается печатью избрания Божьего и верностью избранию… Двух лет остался он по смерти отца и никем не тревожимый достиг лет зрелых. На младенца князя никто не нападает, никто не берет удела его: а как часто бывало совсем иначе в те времена! Как часто в то время и взрослые князья лишались уделов, невольно уступая силе князей сильных! «Возникшая в веке слез и бедствий» Москва была тогда мала; не велико было и княжество московское. Окрепший Даниил увеличил московское княжество, но не мерами неправды и насилия. Неизбежно вовлекаемый в междоусобия князей, почти беспрерывные, Даниил вел себя умеренно, берег совесть. Раз видим его (1282 г.) с войском московским на стороне брата Андрея, против старшего Димитрия: но при первой встрече вооружившиеся заключили мир и не лилась кровь. В другой раз, когда (1293 г.) волнуемый страстями Андрей привел в Россию полчища татар и они грабили города, Даниил дружелюбно впустил татар в свой город, не быв в состоянии защитить его от грабежа. Когда Андрей стал в. князем, открылись (1296 г.) ссоры между князьями удельными: но и Андрей признал тогда правоту Даниила, а епископы владимирский Симеон и сарский Измаил убедили прекратить ссору миром; когда же в след за тем Андрей хотел с войском своим завладеть Переяславлем, где не было князя, Даниил вместе с тверским князем встретил Андрея с сильной ратью, – а после переговоров в другой раз заключен был мир. В 1301 г. был сейм князей в Дмитрове: Даниил окончил миром все счеты с Андреем и другими князьями, тогда как другие расстались, не окончив спора. За год пред тем Даниил ходил с войском к Переяславлю рязанскому, где князь призвал к себе татар или вернее татары, своевольно хозяйничали от имени князя; Даниил разбил неприятелей, истребил множество татар, взял в плен князя рязанского; это была первая победа русских над татарами, – победа не громкая по себе, но замечательная, как первый порыв к свободе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

День св. Даниила Столпника 11 (24) декабря Первый ученик Симеона Столпника был преп. Даниил Столпник. Сирианин из окрестностей Самосаты, сын родителей благочестивых. Мать его, будучи неплодна, в горести сердца вышла однажды в полночь из дома своего, и воздевши руки к небу, со многими слезами помолилась Богу о разрешении ее неплодства. По возвращении домой она во сне увидела два светильника пресветлые и великие, прознаменовавшие будущую славу имевшего родиться сына, по молитвам матери. До пяти лет по рождении он не имел имени, ибо родители, получив его по особенной милости Божией, хотели, чтобы он и имя принял от Бога. Пять лет минуло младенцу; родители привели его в соседний монастырь и просили игумена нарещи сыну их имя. Игумен сказал, что тем именем подобает назвать младенца, которое откроет Сам Бог. Смотря на младенца, игумен велел дать книгу с престола, и разгнув ее, обрел некоторые слова пророка Даниила, и нарек младенца Даниилом. По влечению сердца своего Даниил 12-ти лет тайно от родителей оставил мир и принял иноческий сан в одной обители своей родины. С усердием и терпением Даниил переносил труды послушания. Игумен, имея нужду отбыть в Антиохию ради церковных потреб, взял с собою и Даниила. На пути они посетили преп. Симеона Столпника. который, увидев Даниила и прозревая будущие святые его подвиги, сказал ему: «Мужайся, чадо, и да укрепится сердце твое, многие неудобоносимые подъемлешь труды Христа ради, Который тебе будет во всем помощник». Приняв от св. Симеона Столпника благословение, Даниил восприял новую бодрость и крепость к духовному себя усовершенствованию. Переселившись в пределы Византии, в Анаплу 1820 , в царствование Льва I (457–473), Даниил сначала прославил себя подвигами благочестия в одной пещере. После десятилетнего пребывания в затворе преп. Даниил видел в видении пред собою столп, высотою превосходящий облака и на верху столпа – преп. Симеона и с ним двух святых юношей, и услышал голос с высоты столпа: – Взыди сюда, Даниил. – Как взойти мне на такую высоту? – отвечал Даниил.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

1 Навуходоносор осаждает Иерусалим. 3 Некоторые из отроков Израилевых избраны для посещения школы в чертогах царских. 8 Даниил решил не оскверняться яствами со стола царского и предложил сделать опыт. 14 Успешный опыт в течение десяти дней. 17 Даниил и его друзья оказались «в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов». 1 Навуходоносор созывает своих мудрецов, чтобы разъяснить его сон. 4 Сон был забыт. 7 Мудрецы не могут разъяснить сон и обречены на смерть. 14 Даниил просит дать ему время и ищет помощи Божией. 19 Даниил благословляет Бога за дарование ему откровения о сне. 25 Он указывает на помощь «Бога на небесах». 31 Истукан и камень, разбивший его. 36 Пять царств; последнее «во веки не разрушится». 46 Навуходоносор признает «Бога богов» и возвышает Даниила. 1 Навуходоносор сделал золотой истукан, чтобы все поклонились ему. 8 Халдеи донесли на троих Иудеев. 13 Угрожаемые разгневанным царем, три Иудея объявили о своем доверии к Богу. 19 Они брошены в «печь, раскаленную огнем». 24 Навуходоносор изумился при виде четырех мужей в печи. 28 Он благословляет Бога, 31 и возвещает знамения и чудеса, которые совершил «Всевышний Бог». 1 Доверие Навуходоносора, что Даниил может изъяснить другой сон. 7 Большое дерево, которое будет срублено. 16 Навуходоносор будет «есть траву, как вол» семь времен, доколе не познает, что «Всевышний владычествует над царством человеческим». 25 Он «отлучен от людей». 31 Наконец, он благословляет Всевышнего, и разум его возвращается к нему. 1 Валтасар употребляет священные сосуды из храма Иерусалимского. 5 Написанное на стене, которого никто не мог прочесть. 10 Царица советует призвать на помощь Даниила. 13 Валтасар обещает награду Даниилу, если он прочитает написанное. 18 Даниил напоминает Валтасару о переживании его отца и указывает ему на недостаток его смирения. 25 «Исчислен … взвешен … найден очень легким … разделено». 29 Даниил награжден; Валтасар убит. 1 Даниил возвышен Дарием. 4 Завистливые чиновники сделали заговор против Даниила. 10 Он по-прежнему молится трижды в день. 16 Его бросили в львиный ров, но он остался невредимым. 25 Дарий провозглашает «Бога Даниилова» «живым Богом».

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

«Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того» ( Дан. 6:10 ). Даниил не прекратил молиться. У нас сейчас, если бы такой указ был подписан, множество народа с удовольствием перестало бы молиться. Можно было бы официально сослаться, что вот заставляют же не молиться, теперь можно не молиться на законных основаниях. Часто для людей молитва воспринимается как какое-то тяжелое наказание: «Ах, опять молиться, опять на службу идти – как это тяжело, как не хочется». Но не так это было для Даниила. Для Даниила молитва была радостью, для Даниила молитва была источником веселия. Для пророка Даниила молитва была жизнью его духа, если угодно, жизнью жизни. Даниил и раньше три раза в день молился, поэтому и у нас отсюда возникло богослужение часов. Даниил преклонял колени и кланялся в сторону Иерусалима, потому что он помнил слова царя Соломона, который просил, чтобы всякий молящийся в сторону Храма был услышан, даже если он будет в плену. И вот Даниил молился в сторону разрушенного Храма. Кроме того, что он молился, он еще и славословил Бога. Он не только просил Бога о помощи, но еще и хвалил Его за все: за его чудеса, милосердие, силу, правосудие, за все его прекрасные свойства, за все его могущество, которое наполняет всю землю. Очень интересно толкует это место св. Ипполит Римский , он отвечает на вопрос, почему Даниил не стал молиться ночью? Но это тогда было бы лицемерие! Пророк Даниил под угрозой смерти продолжал молиться вслух. «Тогда эти люди подсмотрели и нашли Даниила молящегося и просящего милости пред Богом своим, потом пришли и сказали царю о царском повелении: не ты ли подписал указ, чтобы всякого человека, который в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, бросать в львиный ров? Царь отвечал и сказал: это слово твердо, как закон Мидян и Персов, не допускающий изменения. Тогда отвечали они и сказали царю, что Даниил, который из пленных сынов Иудеи, не обращает внимания ни на тебя, царь, ни на указ, тобою подписанный, но три раза в день молится своими молитвами. Царь, услышав это, сильно опечалился и положил в сердце своем спасти Даниила, и даже до захождения солнца усиленно старался избавить его. Но те люди приступили к царю и сказали ему: знай, царь, что по закону Мидян и Персов никакое определение или постановление, утвержденное царем, не может быть изменено» ( Дан. 6:11–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Савва III вскоре после того умер. На его место, однако, по неизвестным причинам избран был не Даниил, а его ученик хиландарский игумен Никодим, Даниил же получил епархию Холмскую8. 20 октября 1320 г. скончался благочестивый сербский краль Стефан Урош II Милутин, правивший Сербией тридцать лет, расширивший ее пределы и доставивший ей большую славу. Даниил был извещен о болезни краля и присутствовал при его кончине и погребении, которое совершалось в задушбине Милутина, в Баньском монастыре св. Стефана, где Даниил ранее был епископом. На Сербский престол вступил сын Милутина, святой Стефан Урош III Дечанский9. Сейчас же после своей коронации, он вызвал и приблизил к себе епископа Даниила, которого с юных лет привык любить и ценить как мудрого советника в течение многих лет при его отце, а особенно как своего помощника и защитника в тяжелых несчастиях. Заступничеству и ходатайству Даниила Стефан Дечанский был обязан своим освобождением из заточения в Царьграде и окончательным примирением с отцом. Даниил, таким образом, стал теперь постоянным учителем, советником и помощником сербского краля. В начале правления Стефана Дечанского встретились затруднения, как внутри страны, так и извне. Нужно было новому кралю защищаться против врагов внутренних, его соперников, поднявших восстание, именно против двоюродного брата Владислава, сына краля Драгутина, и против брата родного по отцу Константина. Нужно было также охранять себя и Сербию и от врагов внешних. Болгарский царь Михаил удалил от себя жену свою Неду, сестру Стефана Дечанского, и искал сближения и союза с греками против сербов. Стефану Дечанскому приходилось и оружием защищаться и прибегать к мирным соглашениям и переговорам. Для таких переговоров не было тогда человека более способного, как епископ Даниил, обладавший разнообразным житейским опытом и необыкновенным красноречием, особенно же уменьем говорить перед царями. И вот, по просьбе и поручению краля Стефана Дечанского, Даниил выполняет с полным успехом посольство к болгарскому царю Михаилу и цареградскому царю Андронику Младшему.

http://pravicon.com/info-2146

Даниил, митрополит Московский и всея Руси (Рязанец) Первое известие о нем относится к 1515 году, когда он братией Иосифо-Волоколамского монастыря был избран игуменом. Основанием для избрания послужило то, что Даниил представлял из себя образец деятельного инока, наделенного большими умственными и дипломатическими способностями, всесторонней начитанностью и образованием. Вступив на пост игумена, он свято хранил заветы преподобного Иосифа, строго поддерживал устав, данный монастырю его основателем. При преподобном Иосифе в Волоколамском монастыре была составлена значительная богословская библиотека. Игумен Даниил продолжил труд приобретения книг и умножения их посредством переписки. Он проявил себя в монастыре деятельным администратором и опытным хозяином. В этот же период он начал заниматься и литературной деятельностью. Кроме названных положительных качеств, игумен Даниил отличался значительным честолюбием и умением входить в доверие к нужным ему людям. Волоколамский монастырь часто посещал великий князь Василий. Этими посещениями и воспользовался игумен Даниил для своего возвышения. Он сумел внешним поведением понравиться великому князю, который своей волей, без Собора епископов, 27 февраля 1522 года возвел игумена Даниила на Московскую митрополию. В сане митрополита Даниил проявил излишнюю, доходящую до предосудительности угодливость великому князю. В 1523 году он вместе с великим князем писал грамоту Северскому князю Василию Ивановичу Шемячичу, приглашая его в Москву и гарантируя ему полную безопасность. Однако, как только Шемячич приехал, он был схвачен и заключен под стражу. При этом митрополит Даниил, несмотря на свое обещание, не только не вступился за него, но и еще открыто одобрил поведение великого князя. Этим он сильно уронил свой нравственный авторитет в глазах русских людей. В таком же дурном свете он зарекомендовал себя в 1525 году, когда вопреки евангельскому учению и всем церковным правилам он допустил развод великого князя и сам же затем вторично венчал его.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010