Глава 2. Православное богословие личности в XX в. Двадцатому веку человеческой истории характерна, пожалуй, более чем предыдущим эпохам, кризисность в смысле понимания человеком, прежде всего, самого себя и цели своего бытия. Не случайно, что уже в XIX в. 404 и еще более именно в XX возникают все более обостренные попытки осмыслить основы человеческого существования как в философии и литературе, так и в сфере богословия. Среди многих выдающихся мыслителей XX в., касавшихся проблемного понятия человеческой личности, мы остановимся на рассмотрении мысли православных авторов-богословов, ориентирующихся как на тексты Св. Писания и Предания Церкви, так и на философский аппарат в анализе фундаментальных вопросов бытия. Из православных богословов XX в. мы выбрали наиболее выдающихся и известных, хотя наш список мог быть и расширен добавлением таких имен, как архим. Киприан (Керн) , прот. А. Шмеман , А. Ф. Лосев , О. Клеман и др., но либо небольшой объем материала, касающегося понятия личности, либо чрезмерное, на наш взгляд, увлечение субъективной философией, остановили нас от увеличения числа персоналий, чьи воззрения на личность анализируются в этой главе. В качестве главной задачи этой главы мы видим ретроспективный анализ положительных черт и недостатков православного богословия человеческой личности в XX в., начиная с выдающихся русских академических богословов и мыслителей русского зарубежья, продолжая румынскими и сербскими авторами и заканчивая наиболее известными представителями современного греческого богословия и т. н. «синергийного» богословия. Наше подробное внимание привлекли авторы XX столетия, поскольку основное развитие богословия личности пришлось именно на этот период времени. 2.1. Богословское понятие человеческой личности, согласно В. Н. Лосскому 2.1.1. В. Н. Лосский как ученый-богослов и религиозный философ Выдающийся русский богослов и религиозный философ, принадлежавший Парижской школе, сын известного философа Н. О. Лосского 405 и внук российского педагога В. Я. Стоюнина, Владимир Николаевич Лосский (1903–1958), в совершенстве владея древнегреческим и латинским языками, многие годы своей жизни посвятил патристической научно-исследовательской работе, изучению западной духовной традиции. Он преподавал догматическое богословие и историю Церкви в Институте св. Дионисия в Париже и был его деканом с 1945 по 1953 гг. Творчество Владимира Николаевича широко известно в Европе и Америке и оказало большое влияние на западное богословие.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Глава 7 1–6. Ездра, его родословие и характеристика, 7–10. Прибытие Ездры в Иерусалим 11–26. Письмо Артаксеркса, данное Ездре с определением его полномочий и с повелениями относительно Иерусалимского храма. 27–28. Заключительные замечания. 1Ездр.7:1 .  После сих происшествий, в царствование Артаксеркса, царя Персидского, Ездра, сын Сераии, сын Азарии, сын Хелкии, «После сих происшествий» (ср. Быт.15:1, 22 и др) – обычное у библейских писателей выражение, указывающее на то, что следующий далее рассказ относится к событиям позднейшим сравнительно с описанными выше. Время совершения этих событий, однако, точно не указывается. «В царствование Артаксеркса». В подлинном тексте персидский царь, в правление которого Ездра вышел из Вавилона, называется Артахшашта. И. Флавий (Иуд.Древн. 11и д.), а за ним и некоторые старые исследователи (Михаелис, Фриче) полагали, что под Артахшаштой в гл. VII писатель Езд разумеет Ксеркса, другом которого, по И. Флавию, был Ездра. Новейшие экзегеты, как и наши слав. и русск. переводы, обычно отождествляют Артахшашту с Артаксерксом (ср. 1Езд 4.6 ). Но имя Артаксеркса носили три персидских царя: Артаксеркс I Лонгиман (465–424), Артаксеркс II Мнемон (405–358) и Артаксеркс III Ox (358–338). Спрашивается: при каком из трех поименованных царей прибыл в Иерусалим Ездра? Ввиду того, что писатель рассматриваемой нами книги употребляет имя Артаксеркса без всяких определений, поставленный вопрос решается различно. По традиционному пониманию кн. Ездры, разделяемому нашими отечественными экзегетами, а также и многими западными, прибытие Ездры в Иерусалим произошло при Артаксерксе I Лонгимане около 459 г. до Р. X. Ганеберг, Каулен, Масцеро, Де-Сольси полагают, что Ездра пришел в Иерусалим при Артаксерксе II Мнемоне. В неразрывной связи с рассматриваемым вопросом стоит и выдвинутый в последнее время вопрос о хронологическом отношении деятельности Ездры к деятельности Неемии. Именно: по 1Езд 7.8 , Ездра прибыл в Иерусалим в 7-й год Артаксеркса. В 20 год Артаксеркса ( Неем 2.1 ) прибыл в Иерусалим Неемия, восстановил стены города, действуя вместе с Ездрой, и возвратился в 32-й год того же Артаксеркса в Сузы. Немного спустя Неемия во второй раз прибыл в Иерусалим ( Неем 13.6 ). По традиционному мнению, все эти факты относятся ко времени Артаксеркса I Лонгимана (465–424), причем миссия Ездры предшествовала миссии Неемии. В настоящее время, однако же, мнение это подвергнуто сильному сомнению, и многими исследователями предлагается иной хронологический порядок отмеченных выше фактов. Так, по Гоанакеру, первое прибытие Неемии и построение иерусалимских стен падает на 20-й год Артаксеркса I Лонгимана (445 до Р. X.), прибытие же Ездры в Иерусалим было после этого, именно в 7-й год Артаксеркса II Мнемона (398 г). По Белланже, Лагранжу, Имберту первое посещение Неемией Иерусалима, происшедшее до прибытия Ездры, имело место в правление Артаксеркса III, а прибытие Ездры произошло в 7-й год Артаксеркса III.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава IV. Возрождение наук на Западе. Путешествие Максима Грека в Италию. Посещение университетов. Встречи и характеристики лиц. Вопрос о влиянии на него Иеронима Савонаролы. Взгляд Максима Грека на жизнь и науку Запада. Его мнение о словесных науках и философии. Аскетическое настроение Максима Грека. Удаление его на Афон § I Между тем, как Греция видимо изнемогала, на Западе пробуждается новая умственная деятельность. Уже со времени Абеляра во всех книгах стали усердно толковать о Платоне и Аристотеле, а в начале XIII в., когда папа Иннокентий III воспротивился введению в школьное обучение настоящей метафизики и физики Аристотеля, то потерпел совершенную неудачу. Император Фридрих II оказал услугу тем, что заменил искаженного Аристотеля настоящим и старался распространить на всем Западе естественные науки аравитян 401 . Но во главе умственного движения Западной Европы надолго становится Италия. Петрарку называют первым действительным восстановителем изящной литературы, и некоторые полагали, что не окажи он влияния в этом деле, то погибли бы многие рукописи, как и случилось с некоторыми из них до него. Аббат Тритгейм замечает, что он снова воскресил (ab inferis revocavit ad superos) образовательную науку древних (humaniores literas), давно погибшую (post longasilentia mortuas) 402 . Сам Петрарка говорит, что «в то время как его школьные товарищи читали Эзоповы басни или книгу какого-нибудь Проспера, он посвящал свое время изучению Цицерона, пленявшего его ухо гораздо прежде, нежели он мог понимать» 403 . С этого времени писать правильно по латыни, понимать намеки лучших писателей, изучать хотя бы первые начала греческого языка, было принадлежностью каждого образованного человека 404 . В то время в Италии уже существовал ряд университетов: в Падуе, Павии, Лукке, Фермо, Ферраре, Брешии, Бергамо, Турине, Флоренции и Риме, а пизанцы даже потребовали от духовенства десятую часть его доходов с недвижимых имуществ в пользу своего университета, основанного в 1339 году 405 . Петрарка изучал греческий язык у Варлаама Калабрийца, долго проживавшего в Греции и прибывшего оттуда в Италию по поручению импер. Кантакузена. Боккачио учился у грека Леонтия Пилата и был первым ученым на Западе, прочитавшим Гомера в подлиннике 406 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Глава XI. Низвержение Маврикия и провозглашение Фоки. Восстание экзарха Ираклия Восьмилетнее правление Фоки (602–610) представляет собой самый постыдный период в истории Византии, которому было бы излишне посвящать особую главу, если бы не побуждали к тому особые соображения. Мы уже неоднократно указывали, что в конце VI и в начале VII в. начинают обнаруживаться новые элементы в истории, которым свойственно особое наименование и которые в своей совокупности дали Восточно-Римской империи характер византинизма. В истории смены царствований до вступления на престол дома Ираклия остается загадочным вопрос об участии в политических переворотах городских димов и о реформах, задуманных и проведенных в жизнь царем Маврикием. «Нет периода, – говорит Финлей, – в который бы общество находилось в такой универсальной деморализации, когда все народы, известные грекам и римлянам, оказались бы в такой степени утратившими энергию и доблесть, как период от смерти Юстиниана до появления Магомета» 405 . Но проследить причины этой деморализации и сделать анализ явлений, в которых главнейше выразилось падение нравов и доблестей, составляет очень трудную задачу, которая не удавалась еще историкам. Может быть, это чувствовали современники, но настроение их осталось для нас малопонятным и известным. Между прочим, в чудесах св. Димитрия Солунского 406 есть намек на те реальные факты, которые много объясняют картину нравственной распущенности в конце VI и начале VII в. «Кто не знает, – говорит жизнеописатель, – какую тучу пыли поднял диавол при Маврикии, благочестивой памяти царе, убив любовь и поселив взаимную вражду на всем Востоке, и в Киликии, и в Азии, и в Палестине и до такой степени взволновав все соседние области даже до самого царственного города, что димы не только не удовлетворялись тем, что упивались на площадях кровью соплеменников, но и нападали взаимно на жилища друг друга и безжалостно убивали тех, кого в них находили живыми, сбрасывали на землю с верхних этажей женщин и детей, стариков и юношей, которые по слабости сил не могли спастись бегством, и, подобно грубым варварам, грабили своих односельчан и знакомых и родственников и сожигали их жилища».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крым провозглашен независимым суверенным государством Верховный Совет Республики обратился к России с предложением принять полуостров в качестве нового субъекта Российской Федерации 17.03.2014 405 Время на чтение 3 минуты В понедельник, 17 марта, на внеочередном пленарном заседании Верховного Совета АР Крыма принято постановление «О независимости Крыма», передает пресс-служба крымского парламента . За него проголосовали 85 депутатов. В принятом документе отмечается, что Верховный Совет Автономной Республики Крым, исходя из прямого волеизъявления народов Крыма на референдуме 16 марта 2014 года, которое показало, что народы Крыма высказались за вхождение в состав России и, следовательно, за выход из состава Украины и за создание независимого государства, руководствуясь Декларацией о независимости Республики Крым, принятой на внеочередном пленарном заседании Верховного Совета Автономной Республики Крым 11 марта 2014 года и внеочередном пленарном заседании Севастопольского городского Совета 11 марта 2014 года, постановляет: 1. Провозгласить Крым независимым суверенным государством – Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус. Республика Крым намерена строить свои отношения с другими государствами на основе равенства, мира, добрососедства, иных общепризнанных принципов политического, экономического и культурного сотрудничества между странами. Республика Крым обращается к Организации Объединенных Наций, ко всем государствам мира с призывом признать независимое государство, созданное народами Крыма. 2. Со дня вступления в силу настоящего Постановления на территории Республики Крым не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады Украины и иных государственных органов Украины, принятые после 21 февраля 2014 года. Законодательство Украины, кроме указанного в абзаце первом настоящего пункта, применяется на территории Республики Крым до соответствующих нормативных актов Республики Крым. 3. Деятельность государственных органов Украины на территории Крыма прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к государственным органам Республики Крым, определенным Правительством Республики Крым.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/03/17/kr...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Музейщики " и " церковники " 05.10.2010 405 Время на чтение 6 минут Сразу скажу, что в дискуссии, которая развернулась по поводу закона " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности " , занимаю ясную позицию: надо вернуть. Это ценности не музейные, а церковные. И в музее они оказались после черного времени, страшных дел. Чудом оказались, сохранились - и чудо это не могло быть сотворено без музейных работников, которые сберегли и реставрировали не просто предметы искусства и свидетельства церковной истории, а памятники духа. Стоит ли напоминать, как сокровища, к несчастью для их послереволюционной судьбы, имеющие не только духовную, но и материальную стоимость, покидали церковные стены? Стоит. Причем лучше по первоисточнику, записке Ленина , которая своим политическим цинизмом просто потрясает. Цитата будет длинной, но потерпите, это уж такое особое чтение. Оно, уверен, охладит пыл многих моих коллег, кто еще не понял, какую несправедливость в отношении православной церкви надо исправлять. И какую - никогда не исправить, ибо в абсолютном большинстве церковные богатства были проданы, переплавлены, полетели в топку политического бронепоезда, который, сминая кресты и колокола, проехал по стране революционной колеей. " Для нас, - пишет Ильич, - именно данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем с 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий. Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи, трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Именно теперь и только теперь громадное большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо, во всяком случае, будет не в состоянии поддержать сколько-нибудь решительно ту горстку черносотенного духовенства и реакционного городского мещанства, которые могут и хотят испытать политику насильственного сопротивления советскому декрету " . И далее: " ...Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок . Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся расстрелять - тем лучше " . Замечу, кстати, что задачу дедушка Ленин ставил дедушке Калинину, специально выводя из-под удара Троцкого: " народный " Калинин по мысли вождя придавал кровавому действу легитимности.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Всеволод Чаплин: «Только запретов и ограничений на рекламу целительства – мало» Госдума приняла в первом чтении законопроект о запрете рекламы колдовства 05.10.2010 405 Госдума на заседании во вторник приняла в первом чтении законопроект, который запрещает рекламу оккультных услуг и магического целительства, сообщает РИА Новости. Законопроект вносит изменения в закон «О рекламе». Они запрещают рекламу оккультно-мистических услуг, в том числе знахарства, колдовства, шаманства, магии. Также запрещается реклама целителей или лиц, которые говорят, что лечат народными или оккультными методами, если у них нет соответствующего разрешения по российскому законодательству. Устанавливается, что ответственность в случае появления такой рекламы будут нести распространяющие ее издания. «Наши граждане, доверяя рекламным обещаниям магов и колдунов, зачастую становятся жертвами банального мошенничества, поэтому считаю необходимым ограничить поток подобной информации», - сказал председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров. По его мнению, в жесткой регламентации нуждается и реклама услуг целителей, использующих нетрадиционные методы врачевания. Реклама в СМИ услуг целителей, колдунов, магов и экстрасенсов, обещающих избавить от всех болезней, снять порчу, вернуть любимых и приворожить на всю жизнь, приобрела массовый характер, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Те, кто оказывает подобные услуги, часто наносят моральный и физический вред гражданам и экономический ущерб стране, считают авторы документа. «Обращение через федеральные СМИ к широкому кругу граждан России позволяет шарлатанам привлекать большое количество клиентов, не давая никаких гарантий, а зачастую и совершать мошеннические действия», - говорится в пояснительной записке. «Законопроект призван оградить граждан от навязчивой рекламы разного рода лжеспециалистов, и, как следствие, позволит сохранить их физическое и нравственное здоровье», - отмечается в документе.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/05/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Человек, который не вышел Чему учит короткая и страшная история Навального 20.02.2024 405 Время на чтение 16 минут Источник: Octagon Я смутно помню, когда и где мы познакомились. Но это точно произошло в глубине нулевых, таких невинных, как теперь кажется, годов, в путанице между блогами «живого журнала», дешёвыми скверными кафе, политическими дебатами в исчезнувших клубах и быстрыми встречами всех, кому было дело до громких вопросов, и кому часто не было и тридцати лет. И я тем более не помню, когда этот высокий человек с забавной фамилией выделился из шумной московской толпы ораторов, тусовщиков, активистов, радикалов и пьяниц – и стал событием. Сделался тем, о ком модно было говорить: у него большое будущее. Теперь это будущее – прошлое. Но оно заслуживает понимания, а не только пафоса или, напротив, проклятий. У Алексея каким он был на рубеже приближающихся десятых, когда он бродил по забытым ныне молодёжным партиям и выступал на митингах, состоявших из ста человек, – было много достоинств, частных и гражданских. Молодой, обаятельный, мужественный, харизматичный, остроумный, – кто ещё обладал таким набором из всех начинавших полузнаменитостей того времени? Либералы выглядели по-интеллигентски нелепо, борцы с миграцией казались мутными типами из мира криминально-милицейских отношений, а королями момента были клубные модники, прожигавшие нос, – и только этот новый в публичной кунсткамере производил впечатление человека из другого мира. В нём было что-то такое, чего точно не было у всех остальных на общественной сцене. Как оказалось позднее, чего-то другого, не менее ценного, ему трагически не хватило. Его уникальным достоинством была голливудская, американская «нормальность». Внешность и складная речь, образцовая семья, бравая и логичная карьера – юрист-активист-защитник прав-уличный заводила-серьёзный политик, и, главное, то единственное в своём роде сочетание, которое в западном мире считалось стандартом, но здесь – двенадцати-пятнадцатилетней давности был первым, кто его уверенно освоил. А именно, он утверждал, что готов быть демократом и националистом одновременно. Либералом и патриотом, «за русских» и «за права человека» в одном флаконе. И, что существенно, не просто утверждал эту необходимую связь, но и умел показать, что имеет на неё право.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/20/chelov...

Закрыть «Первая мировая: взгляд из окопа» К выходу книги. Отрывок из воспоминаний разведчика 23.06.2014 547 Время на чтение 16 минут На днях увидела свет книга «Первая мировая: взгляд из окопа», редактором которой выступил сотрудник Российского военно-исторического общества, член Ассоциации историков Первой мировой войны, руководитель интернет-проекта «Герои Первой мировой» К.А.Пахалюк. Ценность издания заключается в том, что абсолютное большинство воспоминаний о Русской армии той эпохи написаны либо кадровыми офицерами, либо представителями интеллигенции. В сборнике же представлены дневники и воспоминания тех, кого смело можно назвать представителями той самой «серой массы», на долю которой выпали основные тяготы военных будней. Ротный писарь А.Я.Семаков рассказывает о своем участии в боях в Восточной Пруссии и Августовских лесах в сентябре 1914 г. Нижний чин, Георгиевский кавалер Е.В.Тумилович описывает кровопролитные бои в Карпатах во время Брусиловского прорыва. Прапорщик военного времени К.В.Ананьев повествует о боях 405-го пехотного Льговского полка на р.Стоход осенью-зимой 1916 г. Все авторы - молодые люди (18-22 лет); все они - выходцы из непривилегированных сословий: А.Я.Семаков и Е.В.Тумилович - из бедных крестьянских семей, К.В.Ананьев - из мещан; все они - непрофессиональные военные. Е.В.Тумилович и К.В.Ананьев ушли на фронт добровольно, А.Я.Семаков был призван в армию незадолго до войны; все они стали участниками в большей или меньшей степени значимых сражений на Восточном фронте. Тексты воспоминаний и дневников долгое время хранились в семейных архивах и в преддверие 100-летия Первой мировой войны были переданы потомками для изучения в Российское военно-историческое общество. А потому это издание можно рассматривать как и один из практических результатов работы РВИО с обращениями граждан. Издание было подготовлено специально для участников международной научной конференции «Великая, священная, отечественная: Россия в Первой мировой» , которая состоится 26-28 июня в г.Калининграде.

http://ruskline.ru/analitika/2014/06/24/...

Книга Исход Название книги в еврейской и греческой библиях. Вторая книга Моисеева в еврейской библии называется начальными своими словами «Елле-Шемот – сии суть имена», т.е. имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом. Греческое же название сей книги есть «Εξοδος – Исход», поскольку главный предмет её есть повествование об исходе Израильтян из Египта. Период времени, обнимаемый содержанием книги Исход, весьма небольшой – всего около 145 лет. Ибо от смерти Иосифа до рождения Моисея протекло около 64-х годов. Моисей же вывел народ Израильский из Египта на 80-м году от рождения. Затем в следующем году им устроена Скиния свидения, чем и оканчивается книга Исход. Все сии года в общей сложности и составят 145 лет. Время, место и цель написания. Книга Исход написана Моисеем в пустыне Аравийской, по принятии от Бога законов нравственных и гражданских. Впрочем, вероятно, что не в одно время и не вдруг написана сия книга, но по мере сообщаемых откровений Божиих Моисею при горе Синае, ибо Господь неоднократно и не одновременно повелевал Моисею записывать в книгу разные свои предписания и разные происшествия 405 . Что же касается цели написания книги Исход, то её можно усматривать в том, чтобы, во-первых, показать исполнение завета, данного Богом Аврааму о наследии земли Ханаанской 406 ; во-вторых, увековечит те законы, которыми должен был руководствоваться Израиль и его потомки во времена последующие; в-третьих, изобразит попечение Господне о церкви, основанной в избранном народе Израильском; и, наконец, в-четвертых, изложить в прообразованиях тайны церкви новозаветной. Краткий очерк содержания исторического и законоположительного. В книге Исход примечаются две главные части – историческая и законодательная. Историческая часть заключает в себе три отделения со вступлением (прологом). Во вступлении (прологе) предпосылается картина страданий народа Божия в египетском рабстве 407 . Затем излагаются длинные пути Промысла в жизни Моисея, воздвигнутого Господом для спасения своего народа 408 . Далее повествуется о том, как Господь приуготовлял Евреев к освобождению от рабства египетского 409 . Наконец, идет рассказ о самом исшествии Евреев и о путешествии их до Синая 410 . В законодательной части примечаются также три отделения, с вступлением (прологом) и заключением (эпилогом). Во вступлении излагаются предварительные обстоятельства или внешняя обстановка синайского законодательства 411 . Затем излагается свод законов нравственных и гражданских, скрепленный вступлением Евреев в завет с Богом 412 . Далее идет свод законов церковно-богослужебных – об устроении скинии и священства 413 . После сего повествуется о нарушении и восстановлении синайского завета 414 . В заключении (эпилоге) делается подробное описание того, как Моисей исполнил Господние повеления об устроении скинии и священства 415 . Глава III и IV. Божие повеление Моисею избавить Израильтян от рабства египетского

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010