Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕМЕТЕРИЙ И ХЕЛИДОНИЙ [Эметерий и Келидоний; лат. Emeterius, Chelidonius] († ок. 300?), мученики (пам. зап. 3 марта), пострадавшие в г. Калагуррис (ныне Калаорра, Испания). Самым ранним свидетельством о почитании Е. и Х. является гимн I из цикла «О венцах мучеников» лат. поэта Пруденция († после 405), написанный в нач. V в. Пруденций, вероятно, происходил из Калагурриса и пользовался преданиями о Е. и Х. Согласно Пруденцию, братья Е. и Х. были воинами, служившими в Васконии (сев. часть Тарраконской пров.). Они приняли христианство, возможно, отказались от военной службы (caesaris vexilla linquunt), были схвачены и вопреки требованию некоего должностного лица (ductor aulae mundialis) не принесли жертву идолам. После этого их подвергли пыткам и бросили в темницу. На угрозы гонителей они отвечали, что верны Христу. Пруденций рассказывает, что кольцо одного из них и платок другого были окутаны облаком и чудесно вознеслись на небо в присутствии толпы. Мученикам отсекли головы, и язычники, стремясь изгладить память о них, уничтожили акты, т. е. протоколы их допросов. Однако христиане почитали Е. и Х. и хранили мощи мучеников. По молитве, обращенной к Е. и Х., совершались исцеления больных и бесноватых. В др. гимне Пруденция (VIII) сообщается о баптистерии, построенном на месте казни мучеников. По предположению К. Годой Фернандес, за городскими стенами Калагурриса над могилой Е. и Х. в IV в. была построена базилика, о к-рой Пруденций не упоминает. При ней был баптистерий, воздвигнутый, возможно, в нач. V в. ( Godoy Fern á ndez. 2000. P. 92-98; Miralles Maldonado. 2000. P. 221-222). Вероятно, этот комплекс находился на берегу р. Сидакос, на месте совр. кафедрального собора. Сохранилась также сильно искаженная заметка в италийской редакции Мартиролога блж. Иеронима (1-я пол. V в.), к-рая была реконструирована И. Делеэ в форме «Calagorii Emeterii et Celidonii». Краткие сведения о Е. и Х. в соч. свт. Григория Турского «О славе мучеников» (ок. 590) основаны на рассказе Пруденция.

http://pravenc.ru/text/189931.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ ДИАКОН [Греч. Λων Δικονος] (ок. 950, Калоя - 90-е гг. X в.), визант. историк. Он род. в состоятельной семье в небольшом городе в окрестностях Эфеса ( Leo Diac. Hist. I 1), получил образование в К-поле во 2-й пол. 60-х гг. X в. (Ibid. VI 7; VI 11). Многочисленные цитаты из античных авторов и аттикизирующий язык сочинений Л. Д. указывают на его филологическую образованность: он цитировал Гомера, ссылался на сочинения Геродота и Арриана, на античных и ранневизант. историков Фукидида и Прокопия Кесарийского, особенно часто - на Агафия Схоластика (The History of Leo the Deacon. 2005. P. 23), заимствовал лексику и фразеологию из произведений Лукиана и свт. Иоанна Златоуста ( Грацианский. 2012). После 970 г. Л. Д. был рукоположен во диакона, возможно, служил в патриаршей канцелярии ( Лев Диакон. 1988. С. 144-145). В 976 г. вошел в число придворных клириков Василия II Болгаробойцы . В 986 г. Л. Д. сопровождал императора в походе против болгар и едва не погиб, когда после осады Средеца византийское войско попало в засаду ( Leo Diac. Hist. X 8). Наиболее позднее событие, упомянутое в его главном соч. «История»,- землетрясение 26 окт. 989 г., из-за которого пострадал храм Св. Софии в К-поле (Ibid. X 10; Guidoboni E. Catalogue of Ancient Earthquakes in the Mediterranean Area up to the 10th Century. R., 1994. P. 404-405). Рассказав о причиненных землетрясением разрушениях, Л. Д. упоминал, что восстановительные работы заняли 6 лет, а значит, реконструкция завершилась в 995 г. Поэтому некоторые исследователи указывают 995 г. как terminus post quem для написания «Истории». Согласно М. Я. Сюзюмову, фраза о восстановлении храма не принадлежит Л. Д., а является интерполяцией или позднейшей редакторской вставкой самого Л. Д. ( Сюзюмов. 1971. С. 142). Помимо «Истории» Л. Д. принадлежит энкомий Василию II. Издатель текста И. Сикутрис и Н. Панайотакис полагали, что он создан вскоре после вступления имп. Василия на престол, вероятно ок. 980 г. ( Συκουτρς. 1933; Παναγιωτκης. 1965. Σ. 9). По мнению Сюзюмова, энкомий был написан после 995 г., поскольку в нем идет речь о победах в болг. и араб. кампаниях нач. 90-х гг. X в. ( Лев Диакон. 1988. С. 146, 222-223). Текст лишен исторической конкретики. Противниками Василия выступают «незаконные правители», но высокая степень риторизации текста не позволяет сказать, имеются ли в виду Никифор II Фока и Иоанн I Цимисхий или узурпаторы Варда Склир и Варда Фока ( Каждан. 2012. С. 304-305).

http://pravenc.ru/text/2463295.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД (Кавелин Лев Александрович; 20.02.1822, с. Спас Волженский Вяземского у. Смоленской губ.- 22.10.1891, Троице-Сергиева лавра), архим., историк, археограф, библиограф, переводчик, почетный член ИППО. Род. в семье козельского дворянина, участника Отечественной войны 1812 г., штабс-ротмистра, затем асессора Тульского губернского правления Александра Александровича Кавелина († 7 марта 1874), принадлежавшего к старинному дворянскому роду; в Крымскую войну он возглавил Козельское ополчение (Летопись скита. 2008. С. 136); мать - Мария Михайловна (урожд. Нахимова; 1802-1860), двоюродная сестра адмирала П. С. Нахимова. Племянник владимирского губернатора (1820-1821), директора Главного педагогического ин-та (1816-1819) Д. А. Кавелина (1778-1851), двоюродный брат историка и философа К. Д. Кавелина (1818-1885). В 1835 г., по окончании 4-го класса Калужской гимназии, определен в 1-й московский кадетский корпус (1835-1840). В корпусе проявились его «религиозность и склонность к учено-литературным занятиям» ( Никольский. 1914. С. 196). В 1839 г. в числе лучших воспитанников корпуса Л. Кавелин принимал участие в юбилейных маневрах на Бородинском поле, затем по предложению начальства составил их описание (Письмо из Бородина. 1839); стихотворение «Бородинское поле», датированное 1839 г., напечатали позже (Маяк. СПб., 1845. Т. 19. Кн. 38. Отд. 1. С. 48). Воспоминаниям об учебе и о преподавателях посвящены отдельный очерк (В. Ф. Святловский и А. П. Хрущов//РА. 1878. 11. С. 405-409) и статья (Празднование столетия 1-го Московского кадетского корпуса//ДНР. 1879. 2. С. 167-172). По окончании курса в 1840 г. Кавелин «за отличные успехи» определен прапорщиком в лейб-гвардии Волынский полк. Состоявшееся практически одновременно с окончанием корпуса знакомство с издателем ж. «Маяк» С. О. Бурачком и редактором «Иллюстрации» А. П. Башуцким, «литераторами, отличавшимися, как и он, православно-религиозным направлением», задало новую тему лит. и научной деятельности Кавелина, в к-рой проявился интерес «к историко-археологическим исследованиям памятников русской старины и церковных преданий» ( Никольский. 1914. С. 197). Л. стал сотрудником ж. «Маяк», с 1843 по 1846 г. публиковал множество стихов, повестей, переводов, статей и очерков историко-лит., археологического и этнографического содержания. В это время Кавелин сблизился с архим. Сергиевской пуст. св. Игнатием (Брянчаниновым) , и молодой офицер «едва было не избрал Сергиевскую пустынь местом первых своих иноческих подвигов» ( Дмитриевский. 2009. С. 174-176).

http://pravenc.ru/text/2463435.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОЛИТВА Способ общения с Богом и духовными существами, к-рый представлен в человеческой истории в большинстве религий. М. занимает значительное место в великих древних религиях: китайской, ведической, вавилонской, египетской. В Др. Греции и Др. Риме существовали уже письменные собрания М. О М. в древнегреч. мире свидетельствует Гомер, напр.: «Он произнес эту молитву, и бог внял мольбе его» ( Homer. Il. VI 311). Рим. М. нередко входила в принудительный ритуал: публичные церемонии совершались большей частью во время наказаний перед магистратом, в присутствии верховного жреца, к-рый диктовал чтецу формулы М. С М. римляне обращались к древним богам, Марсу, Юпитеру, Церере, Весте и др. В христианстве М. является орудием спасения; это активное состояние человека, когда его духовное начало входит в тáинственное и непосредственное общение с Богом; в христ. М. человек ощущает присутствие Бога Живого. М. в широком смысле есть опыт целостного богосозерцания, вовлекающего в себя всего человека. Предстояние Богу, встреча с Ним и есть главное содержание христ. М. Молитвенная жизнь человека происходит в различных формах: главное место занимает литургическая молитва, богослужение как основной критерий церковной жизни, важна также личная молитвенная практика. М. может быть словесной, т. е. произноситься вслух, и может быть умной - безмолвной. М. может возрастать от словесного произнесения до мистического озарения. М.- это разговор с Богом. Согласно прп. Иоанну Дамаскину, «молитва есть восхождение ума к Богу или прошение у Бога того, в чем есть нужда» ( Ioan. Damasc. De fide orth. III 24(68)). Отцы Церкви называли М. также «пребыванием и соединением человека с Богом» ( Ioan. Climacus. Scala. 28. 1), «свободой и упразднением ума от всего здешнего» ( Isaac Syr. Sermones. 48), «вместилищем и поприщем всей духовной жизни, или самой духовной жизнью в движении и действии» ( Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М., 1998р. С. 405-406). «Как солнце - свет для тела, так для души потребно непрестанное памятование о Боге», т. е. М. ( Ioan. Chrysost. De orat. I). «Как для тела необходимо потребен воздух, чтобы дышать, так для души потребно непрестанное памятование о Боге, то есть молитва» ( Sym. N. Theol. Serm. 8. 3). Свт. Игнатий (Брянчанинов) понимал М. как «путь к Богу» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве: Ст. 1//Творения. [М.], 1996. Т. 1: Аскетические опыты. С. 140).

http://pravenc.ru/text/2564062.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Петр» найдены статьи: ПЕТР первоверховный апостол (пам. 29 июня, 16 янв.), миссионер; согласно христ. традиции, автор 2 Посланий, вошедших в состав канона НЗ ПЕТР (†20.12.1326), чудотворец, Московский, Киевский, митр. всея Руси (1308-1326), свт. (пам. 24 авг., 21 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ПЕТР (Могила) (1596 - 1647), митр. Киевский, свт. (пам. 31 дек., 1 сент.- в Соборе Винницких святых, 1 окт.- в Соборе Молдавских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых), ПЕТР (341/5 - после 392), свт. (пам. 9 янв.), еп. Севастии Армянской, брат свт. Василия Великого, свт. Григория Нисского и прп. Макрины Младшей ПЕТР († посл. четв. XIII в.), ордынский царевич, чингисид, племянник хана Берке, прп. (пам. 30 июня, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ПЕТР († ок. 403-405), молчальник, прп. Галатийский (Антиохийский) (пам. 1 февр., 25 нояб.; пам. греч. 1 февр.) ПЕТР (XV в.?), Каменский, игум. Спасо-Каменного в честь Преображения Господня мужского мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ПЕТР (XI-XII вв.?), Киево-Печерский, прп. (пам. 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ПЕТР (V в.?), прп. Пионитский, Раифский (пам. в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) ПЕТР (Полянский Петр Федорович; 1862-1937), митр. Крутицкий, патриарший местоблюститель (1925-1936), сщмч. (пам. 27 сент., в Соборе Московских святтителей, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг. и в Соборе святых Челябинской митрополии) ПЕТР сщмч. Адрианопольский (пам. 22 янв.) - см. ст. Мануил, Георгий, Петр, Леонтий, Сионий, Гавриил, Иоанн, Леонт, Парод и другие 377 мучеников ПЕТР († янв. 1613 (?)), Черевковский, Сольвычегодский, сщмч. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и 19 окт.- в Соборе святых Архангельской митрополии)

http://pravenc.ru/text/Петр.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Ворота «Лефка» в вост. стене крепости Никея. Фотография. 2016 г. [Греч. Νκαια; лат. Nicaea; ныне Изник (Турция)], древний город в области Вифиния , митрополия Константинопольской Православной Церкви , место проведения Вселенского I Собора (325) и Вселенского VII Собора (787). Точных сведений об основании города в районе Н. не сохранилось. Античная историографическая традиция утверждала, что город был основан либо племенем боттеев в классическую эпоху (ок. V в. до Р. Х.) и носил название Анкора или Геликора (Стефан Византийский), либо воинами Александра Великого, который с армией проходил через Вифинию в 334 г. до Р. Х. Возникновение Н. связывалось также с мифологическими сюжетами. Так, географ Менекрат Элейский (IV в. до Р. Х.) утверждал, что на месте Н. царь Тесей встречался с амазонкой Антиопой (FHG. Vol. 2. P. 345). В сочинениях Мемнона Ираклийского (ок. I в. по Р. Х.), Диона Хризостома (кон. I - нач. II в.), Нонна Панополитанского (V в.) пересказывался миф об основании города Дионисом, к-рый назвал его в честь своей возлюбленной нимфы Никеи ( Phot. Bibl. Cod. 224; Dio Chrysost. Or. 39.8; Nonn. Dion. XVI 403-405). Дионис и Никея часто изображались на монетах, отчеканенных в Н. Достоверные сведения об истории Н. появляются в кон. IV в. до Р. Х. Ок. 315 г. на месте Н. правитель одной из ближневост. сатрапий державы Александра Антигон Одноглазый основал город Антигонию. В 301 г., после поражения Антигона в борьбе с др. диадохами, Вифинией стал владеть Лисимах, к-рый переименовал Антигонию в Никею. С 80-х гг. III в. до Р. Х. Н. принадлежала Вифинскому царству и вскоре стала одной из царских резиденций. С ней соперничали в эллинистическую эпоху Никомидия (основана ок. 264 г. до Р. Х.; ныне Измит) и Пруса (основана ок. 202 г. до Р. Х.; ныне Бурса); ставку вифинских царей время от времени переносили из одного города в другой. В 74 г. до Р. Х. Н. перешла под контроль римлян, образовавших провинцию Вифиния.

http://pravenc.ru/text/2565344.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВХЕРИЙ [лат. Eucherius] († ок. 450), свт. (пам. зап. 16 нояб.), еп. г. Лугдун (ныне Лион, Франция). Источники О жизни Е. сохранились отрывочные сведения, к-рые содержатся в корпусе его сочинений, а также в посланиях близких к нему людей: св. Павлина Милостивого , еп. Ноланского ( Paul. Nol. Ep. 21), пресв. Сальвиана Массилийского (Марсельского) и пресв. Рустиция. О святителе упоминают свт. Иларий Арелатский в Житии свт. Гонората Арелатского и Гонорат Массилийский, составитель Жития свт. Илария. Более общий характер имеют сведения Галльской хроники 452 г. и Полемия Сильвия в «Латеркуле» (V в.). Св. Гонорату, еп. Арелатскому, и Е. посвящена 2-я ч. «Собеседований» (426/7) прп. Иоанна Кассиана Римлянина . В позднем и во многом легендарном Житии св. Консорции Е. представлен как отец святой, в сочинении изложена история обращения святителя к христ. вере. Жизнь По отзывам Геннадия Массилийского († кон. V в.) и Клавдиана Мамерта († ок. 474), Е. был одним из выдающихся епископов своего времени, хотя сведений о нем сохранилось мало. Судя по посланию свт. Павлина Ноланского, Е. мог быть ровесником свт. Гонората Арелатского, хотя и пережил его на 20 лет. Рождение Е. можно, т. о., отнести к 50-м гг. IV в. Он принадлежал к одному из галльских сенаторских родов, т. е. к высшей провинциальной аристократии. Сульпиций Север в «Диалогах» упоминает о бывш. вик. Евхерии, участнике бесед о свт. Мартине Милостивом в Примулиаке ( Sulp. Sev. Dial. II (III), I 7). «Диалоги» были завершены незадолго до 405 г. Несмотря на хронологические и др. совпадения, вероятно, отождествлять упомянутого вик. Евхерия с Е. не следует. Е. был женат на Галле, от к-рой имел сыновей: Салония (впосл. епископ Генавы (ныне Женева, Швейцария)) и Верана (впосл. епископ Винция (ныне Ванс, Франция)). По соглашению с женой Е. отрекся от мира, раздал имущество бедным и удалился на о-в Лерона (ныне о-в Сент-Маргерит близ Кана, Франция). Там же, по свидетельству Павлина Ноланского, вела подвижническую жизнь и Галла. Детей они отдали в Леринский мон-рь, где их воспитанием и образованием занимались Сальвиан Массилийский и прп. Викентий Леринский .

http://pravenc.ru/text/187945.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОВ (Мозовский (Мазовский); † 5.08.1628, Ущельский мон-рь (ныне дер. Ущелье Лешуконского р-на Архангельской обл.)), прмч. (пам. 5 авг., 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Ущельский, основатель Ущельской пуст. в честь Рождества Христова у впадения р. Ежуги в р. Мезень. Житие И. сохранилось в 3 списках XVIII-XIX вв., содержащих 2 редакции текста. К 1-й редакции относятся списки ГИМ. Увар. 426. Л. 122-134, 70-е гг. XVIII в. (полный), и ИРЛИ. Пинежское собр. 405. Л. 8-9 (краткий), сделанный в 1855 г. пинежским свящ. А. Семёновым. Рукопись Увар. 426 помимо Жития святого содержит 47 кратких записей о случаях исцелений, совершившихся по молитвам к И. в XVII-XVIII вв.; в списке из Пинежского собрания представлено только Житие. Считается, что часть памятника, содержащая описание чудотворений, происшедших в XVII в. (1655-1664), была составлена в том же столетии, а описания исцелений, совершившихся в XVIII в., были прибавлены к Житию позднее. Первая часть Жития могла быть создана при участии Исаакия, к-рый в 1659-1665 гг. был строителем Ущельской пуст. Причиной, побудившей Исаакия написать Житие И., вероятно, стало возведение в 1664 г. новой ц. Рождества Христова на месте сгоревшей, находившейся недалеко от погребения святого: последнее из чудес XVII в. датировано 9 янв. 1664 г. В XVIII в. рассказы о чудотворениях могли быть дописаны к Житию в связи с освидетельствованием мощей И. в 1739 г., но не позднее 1764 г., когда Ущельская пуст. была упразднена. Вторая редакция Жития, опирающаяся на текст 1-й редакции, известна в единственном списке 1861 г.: БАН. Собр. текущих поступлений. 424. Дефектный характер списка (множество ошибок и описок) объясняется низкой грамотностью переписчика, к-рым был 14-летний Ф. Ситников - крестьянин из дер. В. Березник, входившей в Ущельский приход. Во 2-й редакции более подробно говорится об устроении Ущельской обители, о мученической кончине И., приводится рассказ об освидетельствовании мощей святого 3 нояб.

http://pravenc.ru/text/578160.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ († после 1392), прп. (пам. 19 янв., 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Радонежский, инок Троице-Сергиева мон-ря ( Троице-Сергиева лавра ), ученик и собеседник прп. Сергия Радонежского. Основными источниками его биографии являются Житие прп. Сергия и службы ему, сохранившиеся в неск. редакциях. М. был младшим современником прп. Сергия. Происхождение М., обстоятельства и время его прихода в обитель неизвестны. В число первых 12 насельников Троице-Сергиева мон-ря агиограф Пахомий Логофет его не включает. Поэтому можно предположить, что М. оказался в обители после 1354 г., когда прп. Сергий стал ее настоятелем. В 70-х гг. XIV в. М. уже считался достаточно авторитетным монахом Троице-Сергиева мон-ря; так, в личной беседе он называл прп. Исаакия Молчальника «чадо» ( Клосс. 1998. Т. 1. С. 361). В 1-й Пахомиевой редакции Жития прп. Сергия (по Б. М. Клоссу) сохранились сведения о чудесах и видениях, имевших место в обители. Согласно одному из них, во время богослужения в Троицкой ц. прп. Исаакий Молчальник «приник» в храме за «малыми дверьци». Он стал свидетелем того, как преподобным Сергию, его старшему брату Стефану Радонежскому и сыну последнего свт. Феодору Симоновскому сослужил некий священник («незнаема и цветяше образа его красота»). Этим наблюдением прп. Исаакий поделился с М., и тот сообщил, что имел то же видение. М. высказал предположение, что это священник, к-рый приехал в Троице-Сергиев мон-рь вместе с князем боровским и серпуховским Владимиром Андреевичем Храбрым. Поскольку обитель перешла под покровительство этого князя в 1372 г., можно предположить, что видение Исаакию и М. было в 1372 - кон. 1377/февр. 1378 г., причем их разговор мог состояться до того момента, когда Исаакий взял на себя обет молчальничества. Монахи ничего не смогли увидеть, т. к. «лице их светящеся, яко солнце, яко не могущим зрети на нь», тогда они обратились к княжескому боярину с вопросом, «имат ли попа князь с ним приехаша». Получив от него отрицательный ответ, М. с Исаакием обратились к игумену, спросив прп. Сергия: «Скажи нам, отче святыи, Господа ради, кыи есть священник незнаемыи нами, служивыи с тобою?» Однако игумен «утаи» от них явление сослужившего ему ангела, сообщив монахам, что ему сослужили только прп. Стефан и свт. Феодор. М. и Исаакий не были удовлетворены таким ответом и стали убеждать прп. Сергия в том, что они видели, как игумену сослужил в церкви еще один человек. Игумен решил «явити» М. и Исаакию Молчальнику «таину сиу» ( Клосс. Т. 1. С. 361-362). Исследовавший этот фрагмент Жития Клосс установил, что речь может идти о его текстуальной связи с рассказом о явлении ангела в Житии прп. Евфимия Великого (Там же. С. 36). В 3-й (по Клоссу) редакции Жития М. также упоминается как свидетель сослужения ангела прп. Сергию (Там же. С. 405-406).

http://pravenc.ru/text/2561306.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЛА [Лат. Paula] (5.05(06).347 - 26.01.404), прп. (пам. зап. 26 янв.), подвижница, одна из первых «матерей пустыни». Источники Прп. Павла. Кон. XIV — нач. XV в. Мастер «Мадонны Штраус» (Музеи Ватикана) Прп. Павла. Кон. XIV — нач. XV в. Мастер «Мадонны Штраус» (Музеи Ватикана) Основным источником сведений о П. является эпитафия ( Hieron. Ep. 108), составленная блж. Иеронимом Стридонским вскоре после смерти преподобной. Среди исследователей нет единого мнения о точной дате написания этого произведения: Ф. Кавальера предложил датировать его 404 или 405 г. ( Cavallera. 1922. Р. 296), Н. Пронбергер - кон. 404 г. ( Pronberger N. Beiträge zur Chronologie der Briefe des hl. Hieronymus. Amberg, 1913. S. 69-70), Ж. Лабур - весной 404 г. ( St. Jérôme . Lettres/Éd. J. Labourt. P., 1955. Vol. 5. P. 213). Также сведения о святой содержатся в посланиях блж. Иеронима к П. и ее дочери Евстохии и в письме «Утешение на смерть Блесиллы» ( Hieron. Ep. 30, 31, 33, 39 и др.). Кроме того, он посвятил П. некоторые из своих толкований на книги ветхозаветных пророков (PLRE. Vol. 1. P. 674-675). Жизнь П. род. в Риме. Отец - Рогат, из патрицианского клана Фуриев ( Cain. 2013. P. 112), ведущих свое происхождение от легендарного Агамемнона ( Daux. 1877. P. 438-440). Мать - Блесилла, потомок Аниция Петрония Проба, из рода Корнелиев ( Montalambert. 1873. P. 154), к которому принадлежали Публий Корнелий Сципион Африканский и братья Гракхи. В 360 или 362 г. П. выдали замуж за сенатора Юлия Токсотия из патрицианского рим. рода Юлиев; ко времени его смерти (379 или 381; см.: Nautin. 1972. P. 217-218) П. родила ему 5 детей: прп. Блесиллу , прп. Евстохию, Павлину, Руфину и Токсотия. Муж был язычником, но терпимо относился к тому, что П. веровала во Христа. Еще при жизни мужа П. вдохновлялась примерами из жизни христианских вдов и дев из старой аристократии Рима, гл. обр., примером св. Маркеллы († 410), организовавшей монашескую общину в своем доме на Авентинском холме.

http://pravenc.ru/text/2578587.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010