Глава четвертая. Всенощное бдение в период повсеместного распространения Иерусалимского Устава на православном Востоке. Начавшееся много раньше XII столетия проникновение в Константинополь иерусалимских обрядов и обычаев, заимствование канонов и других песнопений иерусалимского происхождения, а также праздников, привело в XII веке к постепенному распространению в Константинопольском патриархате Иерусалимского устава 404 . Этому способствовали, во-пер-вых, постоянные близкие взаимоотношения между обоими патриархатами; патриархи иерусалимские присутствовали на константинопольских поместных соборах, например, патриарх Симеон – на соборе в царствование Алексея Комнина, осудившем Льва, митрополита Халкидонского 405 ; а Константинопольскую кафедру занимали прежде бывшие иерусалимские патриархи Косьма (1075–1091) и Досифей (1190–1191) 406 ; Марк, епископ Отрантский, до занятия кафедры в Отранто, был экономом церкви св. Мокия в Константинополе, а ранее этого – монахом лавры преп. Саввы Освященного 407 . Во-вторых, сама лавра преп. Саввы Освященного, являвшаяся центром духовного просвещения в Палестине и, отсюда, имевшая исключительно большое значение в истории Иерусалимского устава, обладала рядом филиалов далеко за пределами Иерусалима. Составитель жития св. Григория Агригентско-го называет себя «игуменом монастыря св. Саввы в Риме» 408 . В Александрии с 730 года существовал храм, а затем и подворье преп. Саввы 409 . Наряду с этими причинами, можно сказать, внешнего характера, обеспечивавшими распространение Иерусалимского устава далеко за пределами его родины, была еще одна причина, немало содействовавшая успеху его распространения, вытекавшая из характера самого устава. Иерусалимский устав отличался не только от устава Великой константинопольской церкви, но и от константинопольских монастырских, в частности от виднейшего из них Студийского, простотой в смысле доступности отправления по нему богослужения, о чем Симеон Солунский говорит: «В обителях и почти во всех церквах соблюдается чин одного Иерусалимского устава св. Саввы, потому что его можно совершать и одному, так как он и составлен для монахов, и он часто выполняется в киновиях без пения» 410 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Глажево. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Владимирской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1808 и 1812. Год утраты:1944 (разрушена в ходе боёв) Адрес: Ленинградская область, Киришский район, деревня Глажево Координаты: 59.676773, 32.117809 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Каменная, однопрестольная, построена в 1810 году. К церкви приписаны пять часовен в селе Глажеве и в деревнях Подсонье, Манушкине, Наволоке и Кривашах. В 1899 в приходе состояли село Глажево и деревни Наволок, Манушкино, Подсонье, Криваши (266 дворов, 678 мужчин, 720 женщин). Настоятели: Песков Иоанн, священник - около 1821 г.; Мудролюбов Василий Петрович (около 1837 - ), священник, 1860-1880 гг.; Рубинов Василий, священник; Любимов Константин, священник, 1887-1888 гг.; Михайловский Павел Яковлевич, священник, 1888-1913 гг.; Кедров Александр Андреевич (Лунгачи, Новоладожский уезд, Санкт-Петербургская губ., 1899 - Ленинград, 21 октября 1937), священник (протоиерей?), арестован 30 сентября 1937 г., расстрелян. По материалам: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 9. - СПб. 1884. С. 257-260; Кутепов Н. М., сост. Памятная книжка по С.-Петербургской епархии. - СПб. 1899. Ст. 405-406; С.-Петербургский духовный вестник. 1895-1901; Известия по С.-Петербургской (с 1914 Петроградской) епархии. Село Глажево в 100 вер. от Петербурга и в 50 вер. от Новой Ладоги, стоит на месте, прежде богатом “глажами” или морошкою, отчего село и получило свое имя. А может быть оно названо так потому, что расположено на гладкой и несколько возвышенной местности, с которой, во все стороны, открывается “гладь”. Село находится на левой стороне Волхова, близь дороги, ведущей от Чудова в Новую Ладогу. Кроме Волхова в приходе есть речка Влоя, впадающая в Волхов в 5 вер. от Глажева. По народному преданию, первая бывшая здесь деревянная церковь Владимирской Божией Матери сгорела в 1809 году. А так как эта церковь была уже ветха и находившаяся в ней храмовая икона Владимирской Божией Матери была писана в 1691 году, то можно предполагать, что сгоревшая в 1809 г. церковь была или первоначальною в здешнем погосте, или, по крайней мере, весьма древнею. На место сгоревшей построена нынешняя , каменная церковь, которая, будучи обновлена после пожара в 1812 году, стоит в том виде до ныне. На постройку ее было, по сказанию прихожан, собрано по 15 р. асс. с души, да церковной суммы было употреблено до 3,000 р. асс. Храм сооружен Петербургским купцом Василием Садофьевым. Антиминс в церкви старинный, льняной, освящен Аароном, еписк. Карельским и Ладожским в 1700 г. Он сохранился от сгоревшей церкви.

http://sobory.ru/article/?object=60372

Греческая Церковь чтит память св. Аттика, Константинопольского патриарха 8 января, а наша отечественная Церковь воспоминает его в числе преподоб. отцев в субботу сыр­ной недели (Постн. Триодь, Канон, в суб. сырн. недели) 1 . В наших Четьи Минеях и прологах нет никаких сведений об этом преемнике св. Златоуста. По низложении и ссылки св. Иоанна Златоуста , в начале июня 404 г., на его кафедру был избран Константинопольский пресвитер Арзаций. Он был брат Нектария, бывшего прежде Златоуста Константинопольским патриархом. Арзаций был глубокий старик (80 лет) и недолго управлял паствою, он скончался 11 ноября 405 г. По смерти Арзация, явилось много искателей патриаршей кафедры, из-за чего произошло замедление в избрании патриарха. В начале 406 года был избран пресвитер Аттик, которого предпочли всем другим претендентам на патриаршую кафедру. Аттик родом был, из Севастии, что в Армении; с юных лет вел подвижническую жизнь, под руководством македонских иноков. Перед этим временем в Армении Евстафий епископ Севастийский распространял еретическое учение о св. Духе, подобно Македонию, и Аттик был снача­ла увлечен ею; впоследствии обратился к православию, был удостоен пресвитерскаго сана; но к сожалению, по словам Созомена , примкнул к партии врагов Златоуста (Созомея. ц. ист. к. 8. 2G). Папа Иннокентий 1-ый, признавая поставление Аттика на патриаршую кафедру противо каноническим, так как жив был еще св. Златоуст, отлучил его от церковного общения. Аттик с 407 г., по смерти св. Злато­уста, по словам Барония, искал случая примириться с римским епископом, но достиг этого уже в 412 г., когда, по требованию папы, внес имя св. Златоуста в диптих своей церкви и побудил к тому же Кирилла, епископа Александрийского (Бароний 412 г. 47 стр.). Впрочем Сократ говорит иначе, почему Аттик внес имя св. Златоуста в диптих. «При епископе Аттике удивительно как про­цветали дела церкви – часто потому, что он управлял ими благоразумно, а частию и потому, что своими поучениями возбуждал народ к добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Александр Васильевич Пыльцын - совесть нашего народа и честь нашей армии» Старейшему автору «Русской народной линии» исполнилось 90 лет 18.11.2013 405 Время на чтение 3 минуты Сегодня исполнилось 90 лет постоянному автору «Русской народной линии», генерал-майору Вооружённых Сил СССР в отставке, действительному члену Академии Военно-исторических наук, лауреату литературной премии им. Маршала Советского Союза Л.А. Говорова, фронтовик Великой Отечественной войны, бывшему командиру роты 8-го офицерского штрафбата, автору нескольких книг, посвященных штрафбатам, Александру Васильевичу Пыльцыну. Редакция «Русской народной линии» от души поздравляет Александра Васильевича с юбилеем и желает крепкого здоровья, творческих успехов и всяческого благополучия. О жизни и деятельности А.В.Пыльцына размышляет в интервью «Русской народной линии» известный богослов, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета диакон Владимир Василик : «18 ноября исполняется 90 лет со дня рождения замечательного человека - Александра Васильевича Пыльцына . Без преувеличения можно сказать, что он герой Великой Отечественной войны, офицер несменяемого состава штрафного батальона, даровитый писатель, генерал-майор. Александр Васильевич прожил трудную и тяжелую жизнь. Его отец его был репрессирован, его самого призвали в армию в 1941. Он прослужил на Дальнем Востоке 2 года перед тем, как быть направленным на фронт. Свой боевой путь он начинал под Гомелем, а затем в качестве офицера штрафного батальона он прошел Белоруссию, Польшу и Германию. Неоднократно был ранен. Последний раз был ранен 16 апреля 1945 года при начале наступления Советских войск на Берлин. Он действительно герой войны, хотя, к сожалению, и не получил звезду Героя Советского Союза, но по делам своим был ее достоин. В его боевом пути поражает удивительная воля, смелость, удивительное самопожертвование настоящего русского солдата и верная служба Отечеству многие и многие годы и молчание о том великом пути, который он совершил, потому что, к сожалению, штрафные батальоны долгие годы оставались за кадром официальной памяти о войне. Потом они, напротив, попали в сферу пристального внимания писателей и СМИ. Но только, к сожалению, на горе нам, память об этом была изуродована на потребу политике, для унижения советского наследства и памяти о войне. Великий подвиг Александра Васильевича Пыльцына состоит в том, что он рассказал правду о штрафбате в своих книгах.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/11/18/al...

Закрыть itemscope itemtype="" > Неумолкнувший голос 40 лет памяти русского поэта Николая Рубцова исполнилось в уходящем году 03.01.2012 405 Время на чтение 15 минут Вместо предисловия Почти всю прошлую зиму я провёл в Питере на заработках - на заводе АТИ на Цветочной, при котором действует хорошо известный питерцам храм во имя Богородичной иконы «Неупиваемая Чаша». Здесь же я и поселился, за что сердечно признателен ктитору храма и директору завода С. Е. Васильеву, родительскому крестнику. Мне такой вариант оказался удобен днём и полезен вечером: по вторникам мы собирались трезвенным братством, по четвергам - читали с батюшкой Александром акафист перед храмовой иконой, смотрели в православном театре спектакли, концерты и не менее увлекательные их репетиции; в субботние и воскресные дни приходская жизнь напоминала чистый, неупиваемый родник. Искушения? Не без греха! Искушал и искушался. Но оно ведь как - мелкий сор уносится током воды или оседает на дне, а ключик журчит и радует всех, спешащих к нему припасть. Сколько-то интересных встреч состоялось вообще для меня нежданно, ибо на радио заходит множество подвижнического люда (при храме действует «Православное радио Санкт-Петербурга», которое вещает ежедневно на средних волнах 362 м (828 кГц), а также в Интернете - www.sprusk. spb.ru ). И доселе в памяти ощущение простоты и естественности того общения. Когда б не затерявшаяся бумажка с телефонами, не желание кое-что уточнить, написал бы я об этом раньше. А теперь вот быстротечный год минул и уже подгадываю к новой годовщине... Радио за стенкой Женюшка-крестоходка - опять же шибко здесь достопримечательная натура! - как ни встренет меня, михайловского сына, на Цветочной, всё норовит чем-нибудь да подкормить. Очень ценю её такую материнскую заботу, сам же стеснительно норовлю от опеки отбиться: «Не голодаю, чай!» Сейчас поволок на третий этаж пакет с замороженными шампиньонами, где у меня приятель, главный редактор «Православного радио» Василий Иванович готовит эфир. Не худо бы его поддержать в постный вечер Крещенского сочельника.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл: «Без преувеличения, это событие можно назвать историческим» В Храме Христа Спасителя впервые проходит пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви 28.01.2011 405 Время на чтение 4 минуты Сегодня в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла открылся пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru. Работу первого заседания предварило молебное пение на начало всякого доброго дела. Затем к собравшимся обратился Предстоятель Русской Православной Церкви. «Без преувеличения, это событие можно назвать историческим, - отметил Патриарх Кирилл. - В начале XX века орган церковного управления, включающий, помимо епископов, клириков и мирян, был образован Всероссийским Церковным Собором 1917-1918 годов. В этом органе, получившем название Высший Церковный Совет, под председательством Патриарха трудились пятнадцать членов: три иерарха из состава Священного Синода, один монах из монастырских иноков, пять клириков и шесть мирян. В силу исторических обстоятельств Высший Церковный Совет просуществовал до 1924 года. В 2009 году, во исполнение определений Поместного Собора, был создан новый орган, в котором клирики и миряне соделались соработниками епископов. Но, в отличие от небольшого органа, образованного Поместным Собором 1917-1918 годов, созданное по инициативе Собора 2009 года Межсоборное присутствие включает 144 человека: 54 архиерея, 59 священнослужителей (в том числе 20 священномонахов), 7 монашествующих и 25 мирян». Для Межсоборного присутствия, отметил Его Святейшество, «выбрана экклезиологически верная форма работы, очень точно выраженная святителем Киприаном Карфагенским: " Смиренномудрие, и учение, и самая жизнь наша требуют, чтобы предстоятели, собравшись с клиром в присутствии народа... могли распорядиться во всем по общему соглашению " ». В рамках Межсоборного присутствия, напомнил Патриарх Кирилл, создано тринадцать комиссий, в повестке дня обозначено 97 вопросов, требующих тщательного изучения. Регулярно поступают предложения по включению в повестку дня новых тем. «Коллегиальность этого органа церковного управления способствует тому, чтобы постоянно представители всей церковной полноты участвовали в подготовке самых важных решений. Комиссии Межсоборного присутствия работают на регулярной основе. Архипастыри, пастыри, монашествующие и миряне сообща ищут ответы на непростые вопросы, стоящие сегодня перед Церковью», - пояснил он.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/01/28/pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Распространение герметических учений среди политической и церковной элиты византийского общества VII-XIV вв. 10.02.2019 916 Время на чтение 23 минут Проблемы постижения и отображения символа, образа, изображения, иконы занимали главное место в богословской мысли христианского византийского социума на протяжении всей истории этой уникальной цивилизации, особенно в эпоху иконоборческих споров VIII-IX вв. В истории христианской культуры столь глубокая, всеобъемлющая разработка этих проблем - явление уникальное и беспрецедентное. С XI столетия эта теория вошла в самую суть восточно-православного богословия и всего византийского миропонимания. Именно под ее влиянием были сформированы каноны всех видов византийского и восточно-православного искусства и культуры, начиная с общего богослужебного канона, который включал в себя все виды искусства. Отцы VIII-IX вв. поставили и успешно решили многие из тех проблем, которые до сих пор являются актуальными в современном искусствознании, эстетике и герменевтике 425-426]. Согласно единому мнению представителей патристики, высшее знание открывается человеку не в понятиях, но в образах и символах, а понятийному мышлению доступна лишь очень ограниченная сфера знания.Св. Иоанн Дамаскин отмечал: «Всякий образ есть выявление и показание скрытого» 405]. Другими словами, образ есть важное средство познания человеком Бога и мира, поскольку познавательные способности человеческой души существенно ограничены его материальной природой. Это вполне согласно святоотеческой богословской традиции ставившей под сомнение эффективность дискурсивных путей познания. Так, некоторые образы относятся к христианской онтологии, восходя к достаточно подробно разработанным теориям образной структуры универсума Филона, Климента Александрийского и Дионисия Ареопагита, другие же имеют прямое отношение к гносеологии, поскольку с их помощью осуществляется постижение (познание) мира и его первопричины - Творца. Остальные образы создаются непосредственно людьми для получения, сохранения и передачи знаний о первообразах.

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/11/...

И. З. оставил мало произведений, содержащих автобиографические сведения. Среди них - трактат «О священстве», в котором И. З. неоднократно говорит о матери и об антиохийском периоде своей жизни. Письма И. З., в основном относящиеся ко времени его 2-й ссылки, являются единственным источником сведений о 3-м периоде его жизни. Особый интерес представляет письмо И. З. Иннокентию I, еп. Римскому. Главными источниками жизнеописания святителя служат труды древнецерковных историков Сократа Схоластика ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI; VII 25, 45), Созомена ( Sozom. Hist. eccl. VIII), еп. Феодорита Кирского (Theodoret. Hist. eccl. V), «Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста» (BHG, N 870) и «Речь о жизни Иоанна Златоуста» (BHG, N 871), надписанная именем еп. Мартирия Антиохийского. «Диалог...» еп. Палладия Еленопольского, друга И. З. и очевидца последних событий его жизни в К-поле, был написан вскоре после смерти святителя, ок. 408 г. (др. т. зр.- незадолго до его смерти, во время ссылки, с целью оправдать его имя - Urbainczyk. 1997. P. 135). Существует неск. версий причины создания этого произведения. Во-первых, «Диалог...» мог быть задуман еп. Палладием как ответ на памфлет против И. З. еп. Феофила Александрийского (от памфлета сохр. лишь фрагменты на лат. языке - CPG, N 2677). Во-вторых, такая идея могла возникнуть у еп. Палладия под влиянием поездки в Рим к еп. Иннокентию с делегацией от И. З. в 405 г. Возможно, еп. Палладий взялся за написание этого сочинения ввиду начавшихся преследований сторонников И. З. Основной целью еп. Палладия была защита И. З. от обвинений и нападок его противников. При отборе материала автора интересовали в первую очередь сведения, связанные с низложением И. З. Однако подчеркнуто апологетический и риторический характер «Диалога...» ослабил его историческую значимость. Еп. Палладий противопоставляет 2 модели церковной власти на примере И. З. и еп. Феофила Александрийского. По жанру «Диалог...» представляет смешение исторического диалога, апологии и моралистического наставления. Композиционно он построен по тематическому принципу. По мнению Дж. В. Либешюца, рассказ еп. Палладия в нек-рых отношениях стоит предпочесть версиям Сократа и Созомена, т. к. еп. Палладий был очевидцем описываемого и приводит подлинное письмо И. З. ( Liebeschuetz.1985. P. 11-12). Вместе с тем «Диалог...» недостаточно точен в последовательности событий и в топографических данных.

http://sedmitza.ru/lib/text/965169/

Игра. Церковь Иоанна Богослова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Приход с. Игра открыт по указу Св. Синода от 20 сентября 1861 г. 3003. В его состав вошли селения, ранее входившие в приход с. Чутырь: с. Игра, поч. Утемский, поч. Шундышурский, поч. Прилозинский, д. Бачкеевская, поч. Вверх по речке Утемке, поч. Пойловский, поч. Валамазский, поч. Гозешурский, д. Сулдур-ская, поч. Чумашурский, д. Гереевская, поч. Кулюгурт, поч. Вверх-Кулюгурт, поч. Верх-Сеп, поч. Кузьмовыр, поч. Большой Вяз, д. Камешницкая, д. Лучинская, поч. Юлайгурт, поч. Салинский, д. Малая Саля, д. Кушвинская, д. Сектырская. Вначале богослужения совершались в молитвенном доме. В 1862 г. была построена на средства прихожан деревянная церковь и освящена во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 12 ноября 1862 г. В 1907 г. на средства прихожан построен каменный храм с одним престолом в честь Св. Иоанна Богослова, освящен 12 ноября 1907 г. Старая деревянная церковь была перенесена на приходское кладбище . 26 октября 1868 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство, а в 1873 г. – церковно-приходская школа. Иоанно-Богословская церковь закрыта на основании постановления президиума ЦИК УАССР от 22 апреля 1938 г. Здание передано под клуб. Архивная служба Удмуртии Иоанно-Богословская церковь каменная, построена в 1907 г. расстоянием от г. Вятки в 324 верстах, от уездного города в 114 верстах, от благочиния в 44 верстах. Приписная ветхая церковь деревянная, построена в 1862 г. Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика; квартиры казенные у священников Анисимова и Сильвинского, а у псаломщика Чемод., и у диакона дома свои. Земли: усадебной 4 десятины 600 сажень, пахотной и сенокосной 61 десятина 1800 сажень, пахотной землей пользуются крестьяне. Братский денежный доход: священника 405 руб. 75 коп., диакона 270 руб. 50 коп., псаломщика 135 руб. 25 коп. Содержание от казны священника 300 руб., диакона 150 руб., псаломщика 100 руб. Прихожан: православных русских 717 муж. пола, 753 жен. пола, приход состоит из 25 селений расстоянием до 15 верст.

http://sobory.ru/article/?object=02842

К.А. Докучаев-Басков «Пустынь Иоанна Волосатаго». (Каргопольский Успенский женский третьеклассный монастырь) О родине основателя пустыни Иоанна Волосатаго (быть может, каргопольский урожденец), времени пострижения в монашество, год основания сей пустыни, подробностях его жизни – по причине сравнительной древности, опустошительных пожаров и других случаев, – никаких сведений не сохранилось. Составитель «Истории Российской иерархии», без всяких доказательств, произвел эту обитель в древние, голословно отнеся время основания ее к XIV столетию, говоря: «Построен монастырь сей в XIV веке иноком Ионою» 403 . В действительности же происходило это целыми двумя веками позже, именно в XVI столетии а то в последней его четверти, даже, быть может, – десятилетии. – «Лета 7101-го (1593), июня в 11 день вложился старец Галасия (Геласий) ис пустыни, дал вкладу три рубли денег, при игумене Зосиме»... читаем в вкладной книге Спасского (Каргопольского) монастыря. Здесь под именем «пустыни» должно рязуметь именно описываемую пустынь; ибо так – без всяких придаточных – называлась она и в половине XVII века и позже; так зовут ее и по ныне окрестные простолюдины. Следовательно, пустынь основана раньше 1593 г., когда уже в названном году видим в ней, кроме основателя, и других иноков (хотя одного), которых, по всей вероятности, было весьма немного... В новейшем синодике «пустыни Иоанна Волосатаго» упоминаются, кроме «создателя» инока Ионы, «служители св. обители сея»: священно-иноки Феоктист, Симеон, Исаакий, Варлаам; из простых иноков Иона, Кирилл, схимонах Павел и – только! Когда все они жиди: при основателе ли или после – неизвестно. Но обратимся к основателю... Монастырское предание, внесенное на деревянную доску 404 говорит: «В древние времена бысть при граде Каргополн пустыня построена; а начальник оныя Иоанн, званием Власатый (данным яко бы «по причине густых волос, не на голове токмо, но» будто бы «и по всему телу» 405 , а во иноцех наречен Иона». Основатель поселился в какой-либо четверти версты расстояния от г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010