Состав: 1) службы 5–8 гласов (1–263); 2) светильны воскресные и евангельския стихиры (263–268 об.); 3) светильны презднеителя (?), без конца (268 об.–269 об.). 170. Октоих , в четвертку, 361 л., полууставом XV в., в кожаном переплете. Листы: 1, 2, 11, 359–361 писаны полууставом XVII в. На полях внизу листов 1–10 приписка скорописью: «Сия книга Октай от церкви Воскресения Христова, что на Усть реки Глушицы». Состав: за службами восьми гласов следуют: 1) тропари воскресные восьми гласов (352 об.–355 об.), 2) троичны восьми гласов (355 об.–358 об.); 3) светильны «по вся дни» (359–361). 171. Октоих (1–4 гласы), в лист, 280 л.л., в два столбца, полууставом XV–XVI в.в., a 1–25 листы – XVII в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–9 приписка скорописью: «Сия книга глаголемая Октай домовая Введения Богородицы да Стефана Сурожского». Состав: 1) службы 1–4 гласов (1–276); 2) пенья троичны, поемыя в Великий пост (276 об., не все); 3) светильны чрез вою седмицу (276 об.–277 об.); 4) светильны воскресные и стихиры евангельския (277 об.–279 – не все); 5) сиа катавасиа глаголют по вся воскресениа на полунощнице по каноне–творение кир-Григориа (279 об.); 6) молитва Святой Троице Марка инока, без конца (279 об.). 172. Октоих (1–4 гласы), в четвертку, 404 л., полууставом XV–XVI в.в., в кожаном переплете. На л. 405 об. запись полууставом: «В лето 7013 (1505) списана бысть сия книга глаголемая осмогласник многогрешною десницею Ивашка Литохи Володимерова сына Коточиго месяца декабря 21 дня в преставленье Петра московского чудотворца при благочестивом князе Васильи Ивановичи всиа Руси при митрополите Даниле». Далее другим почерком: «А купил сию книгу Василей Никитин сын Румянцов, а положыл Великому воскресению в дом невозвратно и вы служытели хто станет по сем книгам пети Господа славити и вы священници хто будеть игумен или поп или дьякон и вы Бога ради помяните во своих святых молитвах грешного человека a вас Господь помянеть и помилуеть благодатью своею». На полях внизу листов 1–8 приписка скорописью: «Сия книга Октай Вологодского около городьи от церкви Димитрия Селунского что в Раменье».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стародуб. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты «Архитектурная биография усадьбы завершается строительством каменной Преображенской церкви (1826-1830), заказчицей которой была владелица усадьбы, дочь екатерининского генерала Александра Ильинична Нефедьева. Здание производит двойственное впечатление. В уравновешенной по массам и красивой по силуэту композиции храма – с четвериком, увенчанным купольной ротондой, и убывающими кверху параллелепипедами колокольни – еще в полной мере ощущается безупречное построение архитектурных форм, свойственных даже рядовым постройкам русского классицизма. Но налицо и позднеклассический характер памятника, уже нет былого единства декоративной темы фасадов, уже сказывается разномасштабность в оформлении отдельных элементов здания (четверика и трапезной с апсидой). Все эти отступления возникли как бы помимо архитектора, не вследствие неумения его, а от усталости стиля, от развития в архитектуре новых начал, исподволь ведущих классицизм к эклектике». Источник: Ф.В.Разумовский «На берегах Оки (от Серпухова до Каширы)». - М., 1988 Село Стародуб лежит на расстоянии от губернского города Тулы 77 верст и от уездного Каширы 7 верст. Местность изобилует источниками ключевой воды, очень редкой по достоинству и силе течения, равно богата лесною растительностью в окружности. Приход названного села, кроме самого села, составляют деревни Елкино и Умрыхино с селением в числе 368 душ муж. пола и 405 жен. пола. Занятие жителей – земледелие и отхожий промысел на фабрики московского района. Первобытная история села Стародуба и его прихода лежит за пределами точных историко-хронологических указаний, по отсутствию этих последних. Тем не менее, не трудно проследить факт исторического существования села Стародуба, в течение, по крайней мере, трехсотлетнего его периода. Первое известие о Стародубе мы находим в писцовых книгах XVI в.. в следующей заметке ( стр. 1417 ): «Стародубна на Гремячем колодезе, а в нем церковь Николая Чудотворца, деревянная, стоит на помещиковой земле». Заметка эта относится приблизительно к 1575 г.

http://sobory.ru/article/?object=05726

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 14. Петр Дамиани. «Житие блаженного Ромуальда» (около 1041/2 г.) Петр Дамиани (1007–1072), известный деятель Западной церкви, теоретик и практик пустынножительства, затем епископ Остии (близ Рима) и кардинал, был плодовитым писателем, сочинения которого (жития, послания, литургическая поэзия и др.) занимают два полных тома «Патрологии» Ж.-П. Миня (PL. Т. 144–145). «Житие блаж. Ромуальда» стало одним из первых, если не первым, сочинением Петра и было создано ок. 1041/2 или даже, возможно, ок. 1030 г. Петр был учеником знаменитого пустынника – как и Бруно Кверфуртский, и потому неудивительно, что в «Житии» присутствуют сведения о деятельности Бруно. Для историка Руси они представляют интерес тем, что являются одним из самых ранних вариантов апокрифического предания о св. Бруно-Бонифации как апостоле Руси. Издания: Petri Dam. Vita b. Rom. Переводы: На русский язык: Голубинский 1/1. С. 216–218; Назаренко 2001а. С. 340–341 (в обоих случаях – только «русский» фрагмент). Литература: Calamonieri 1978. Р. 147–210; прочую обширную библиографию о Петре Дамиани см.: Reindel 1976. S. 405–443; RFHMAe 9. Р. 135–139. 27. [Бонифаций 388 отправляется проповедовать Христа язычникам, но те не желают принимать его благовествование, хотя и опасаются убить его, помня, что после мученической кончины св. Адальберта множество чудес заставило народ славян принять христианство 389 .] Когда же досточтимый муж явился к королю Руси (Russi) и принялся настойчиво и неотступно проповедовать, король, видя его в простой одежде ходящего босиком, подумал, что святой муж произносит такое не ради веры, а скорее, чтобы собрать деньги. Поэтому он пообещал, что самым щедрым образом насытит его бедность всяческим богатством, если тот откажется от своего суесловия. Тогда Бонифаций немедленно вернулся на постоялый двор, облекся в подобающее самое драгоценное епископское облачение и в таком виде снова предстал во дворце перед королем. Король, видя его украшенным столь дорогими одеждами, сказал: «Теперь мы знаем, что к лжеучению тебя понудили не нужда и бедность, а незнание истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Указатель имен Авва Дорофей (620) – преподобный из обители аввы Серида; автор книги «Поучения. Послания. Вопросы и ответы» – 238. Авраам , первоначально Аврам (2000 г. до Рождества Христова) – св. праведный праотец, послепотопный патриарх, родоначальник двух народов: евреев (через Исаака) и измаиль-тян (через Измаила) – 256, 279, 349, 463. Адам – родоначальник человечества; прожил 930 лет. По церковному преданию, погребен на Голгофе, на месте, где потом был водружен Крест Спасителя – 57, 299, 337. Анна Благоевангельская – 29. Антоний Сийский (1556) – преподобный, основатель и первый игумен Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря (Архангельская губ) – 274. Арий (256–336) – ересиарх; в 325 г. был осужден I Вселенским Собором – 370. Варлаам преосв. Вероятнее всего, Варлаам Успенский (l876) – архиепископ. Возглавлял Архангельскую и Холмогорскую кафедры в 1845–1854 гг. – 323. Василий Великий (ок. 330–379) – святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской; Учитель Церкви, проповедник. Автор многих духовных сочинений, в том числе молитв, канонических правил. Составил чин Божественной литургии – 236, 287. Василий, малютка – 344. Василий, иерей. Вероятнее всего, Василий Михеевич Чернявский (1874) – священник Троицкой кладбищенской церкви в Кронштадте – 45. Геннадий (1506) – святитель, архиепископ Новгородский – 126. Григорий Богослов (329–389) – святитель, архиепископ Константинопольский, Учитель Церкви. Автор многих духовных сочинений – проповедей, слов, писем – 55, 236, 341, 391. Давид – св. пророк, псалмопевец, второй царь израильский, царствовавший с 1055 по 1015 г. до Рождества Христова. Автор псалмов – 175, 186, 204, 321, 334, 377, 405, 433. Даниил (600 г. до Рождества Христова) – св. пророк – 431. Дорофей , см. Авва Дорофей . Ева – праматерь, жена Адама – 337. Ефрем Сирин (373–379) – преподобный; автор многих духовных сочинений, в том числе покаянной молитвы: «Господи и Владыко живота моего...» – 236. Елена Павловна (1806–1873) – великая княгиня, дочь Вюр-тембергского принца Павла, жена великого князя Михаила Павловича – 119.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Урожденец Ростова, колыбели многих великих мужей Русской церкви, Корнилий происходил из боярского рода Крюковых. Родной дядя его Лукиан Крюков служил диаконом при дворе супруги вел. кн. Василия Темного, великой княгини Марии, при которой и юный Корнилий был определен дядею на службу. Но когда Лукиан, состарившись, удалился от двора в Белозерскую обитель преп. Кирилла, то и юный племянник его последовал за ним, принял пострижение, будучи 20 лет от роду, и неутомимо трудился в хлебне, а в свободное от послушания время любил списывать книги. Спустя несколько лет Корнилий отправился странствовать, был в Новгороде у великого ревнителя православия, блаж. владыки Геннадия, который желал, но не мог удержать его при себе; провел несколько времени в Тверской Савватиевой пустыне (ныне село Савватиево) и наконец перешел в Комельский лес и поселился в 45 верстах от Вологды в оставленной разбойниками хижине. Четыре года подвизался он безмолвно, терпя тяжкие озлобления от злых людей, потом, когда стали стекаться к нему любители безмолвия, поставил храм в честь Введения Богоматери, принял рукоположение священства (в 1501 году) и был первым игуменом основанной им обители. В постоянное руководство для своей братии дал он письменный устав, сохранившийся доныне в списках; для больных и странников поставил странноприимные домы. Вся жизнь преп. Корнилия была непрерывным служением Богу и ближним. Пустынная обитель его была не богата, не имела ни сел, ни угодий; братия собственным трудом снискивала себе пропитание – рубили лес и заводили пашню. (Верюжский, стр. 405–440). Ум. 19 мая 1538 года. Мощи почивают под спудом в соборной церкви основанной им обители. Причислен к лику святых грамотою патриарха Иова от 21 февраля 1600 года («Акт. Арх. Эксп.» II, 379–380). В «Иконописном Подлиннике»: «Поживе 82 лета, подобием сед изтемна, власы главным кудреват, брада широка аки Григория Богослова , ризы преподобническия». (Филимонов, стр. 349). Некоторые из деяний преп. Корнилия изображены на его древней иконе, которая стоит при его

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

ЦВ 8 (405) апрель 2009 /  25 апреля 2009 г. Слово архимандрита Тихона (Зайцева) при наречении во епископа Подольского, викария Московской епархии 25 апреля, в субботу Светлой седмицы, в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции Данилова монастыря, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил наречение архимандрита Тихона (Зайцева) во епископа Подольского, викария Московской епархии. При наречении архимандрит Тихон обратился к Предстоятелю Церкви и Преосвященным сослужителям Его Святейшества со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый Отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри! Изволением и определением Святейшего Отца нашего Кирилла, Патриарха Всероссийского, и Священного Синода призываюсь я, недостойный, к «почести высшего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3, 14) — архиерейскому служению. Страх и трепет охватывают душу мою от сознания высоты и святости того служения, которое указует мне Десница Божия и к которому призывает Святая Церковь. Исповедую свою немощь и недостатки, чувствую свою неподготовленность быть «всем для всех» (1 Кор. 9, 22), но в то же время глубоко верю в божественную силу, которая в немощи человеческой совершается (2 Кор. 12, 9), благодатью врачуя немощное и восполняя оскудевающее. Стоя перед вами, я сознаю высоту предстоящего служения и большую ответственность, на меня возлагаемую. Моему внутреннему, духовному взору предстоит Пастыреначальник Христос, Великий Архиерей (Евр. 4, 14), призывая к высочайшей чистоте и святости того, кто готовится восприять Его образ. Утешением отзываются в моем сердце слова, сказанные Господом нашим Иисусом Христом Своим ученикам: «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14, 27). Со смирением и покорностью преклоняю главу под святые руки ваши для восприятия преемственной благодати апостольской. Но прежде чем быть поставленным на свещницу архиерейского служения, хочу открыть пред вами свою душу и сердце.

http://e-vestnik.ru/docs/slovo_arhimandr...

ЦВ 8 (405) апрель 2009 /  30 апреля 2009 г. Пасха в Иерусалиме, Баварии и Нью-Йорке. О чем писал «Церковный вестник» в 1880 году «Церковный вестник» впервые вышел в свет в 1875 году, но был закрыт большевиками после Октябрьского переворота. В апреле 2009 года исполнилось 20 лет непрерывного выпуска возобновленного «ЦВ». К этой памятной дате мы приурочили ретроспективу публикаций из нашего архива, которая открывается серией пасхальных репортажей 1880 года. Иерусалим …Светлый Праздник Пасхи обставлен был обычным велелепием при всех урочных богослужениях в храме Воскресения. В Великий четверток умовение ног совершалось по уставу на Храмовой площади. Совершителем обряда был архиепископ Газский Иоасаф. Для представления лица Иуды при этом не нашлось охотника из местных священников, им согласился быть один иеродиакон — поклонник из Валахии, как говорили. (По чину умовения, держимому у нас в России, место Иуды остается невыявленным. Но по чину Иерусалимской церкви указывается всем 12-ти что-нибудь произнесть, вышедши на середину перед архиерея, и, следовательно, неизбежно кому-нибудь одному говорить от имени Иуды.) Стоявший возле меня грек (из королевства), заметив смущение невольнаго представителя христопродавца, сказал: ну, будь это у нас там, не обошлось бы без юхча! Ап. Петра, по заведенному обычаю, представлял собою наш архимандрит. Облачения на всех при этом были красныя, праздничные. Стечение зрителей было несметное — до тесноты. В великий пяток всенощная служба с обношением плащаницы началась в 10 часов вечера и окончилась в 2 часа пополуночи. Говорены были при том проповеди: русская — на Голгофе, арабская — у камня Помазания и греческая — у гроба Господня. Раздаяние св. огня (или с греческого — святого света), предшествующее обыкновенно великосубботней литургии и имеющее место в 2 часа пополудни, совершал на сей раз, вместо отсутствующего патриарха, архиепископ Севастийский Никифор — одни из трех эпитропов патриарха. Все обошлось при этом шумном и напрасно поносимом иноверцами обряде благополучно. Не одному из наших соотечественников удалось донесть до самых русских построек благодатный огонь целым, защищая его одной рукой своей да еще пламенеющей верой.

http://e-vestnik.ru/history/o_chem_pisal...

ЦВ 8 (405) апрель 2009 /  30 апреля 2009 г. Петкана. Сербский бестселлер издан на русском языке В апреле в рамках Дней сербской культуры в Москве в Издательстве Московской Патриархии прошла презентация романа «Петкана» с участием его автора — сербской писательницы Лиляны Хабьянович-Джурович. Русский перевод романа вышел в издательстве «Паломник» в 2008 году. В книге рассказывается об одной из самых почитаемых в Сербии святых — преподобной Параскеве Петке, жившей в Византийской империи в XI веке. Сербское слово «Петка» обозначает «Пятница». Этот день недели особо почитается православными верующими — ведь именно в пятницу был распят Господь Иисус Христос. Описывая жизнь святой Петки, автор романа опиралась на житие подвижницы, составленное патриархом Евфимием Тырновским в XIV веке. На презентации автор ответила на вопросы своих российских читателей. — Госпожа Хабьянович-Джурович, почему ваш роман именно о преподобной Параскеве Петке? — Всего я написала девять романов. Я бы разделила их на два цикла. Первый цикл — это как бы моя исповедь, а вторая часть уже может быть названа литературой духовной. Эту вторую часть открывает как раз роман «Петкана». В 1999 году я закончила свой роман «Павлинье перо» и сразу после этого начала работать над другой книгой. 29 декабря 2000 года я пришла в церковь преподобной Параскевы Петки, чтобы приложиться к ее святой иконе. И вдруг поняла, что должна прекратить работу над той книгой и начать писать книгу о преподобной Параскеве. Я очень испугалась, потому что в Сербии преподобная Параскева Петка — это, несомненно, самая любимая святая, почитание которой может сравниться только с почитанием Самой Пресвятой Богородицы. На протяжении столетий множество людей в Сербии стали свидетелями чудес, совершенных по молитвам святой преподобной Параскевы. Я и сама неоднократно разговаривала с людьми, которые в наше время стали свидетелями этих чудес. Я боялась, что, взявшись за такой труд, я могу невольно оскорбить чувства этих людей. Больше месяца я провела в тяжких раздумьях. И вот одним прекрасным утром я проснулась и поняла, что все-таки начну работу над этим романом. И как только я сказала себе: «Да, я возьмусь за это», у меня в голове сразу выстроился план и композиция будущей книги, и все мне стало ясно и понятно.

http://e-vestnik.ru/reviews/petkana_serb...

ЦВ 8 (405) апрель 2009 /  30 апреля 2009 г. Соловецкая святыня. Итоги и уроки общественной деятельности по ее защите Случилось так, что мне выпало счастье с 2001 года участвовать в общественном движении по защите Соловецкой святыни. Речь не только о защите возрожденного два десятилетия назад Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, хотя, конечно, и монастырю нужны защита и попечение. Соловецкая святыня, утвердившаяся на далекой северной земле монашеским подвигом, много больше самого монастыря. Это целый мир — мир иной, где и молитва иноков, и творения церковного искусства, и преображенная руками человека природа, и память о мучениках и исповедниках недавно минувшего века, и обращенность русского сердца к этому святому месту, — все раскрывает душе и уму образ мироздания, устроенного по Божию замыслу. Это заповеданное нам свидетельство о подлинной России. Читатели «Церковного вестника» не раз имели возможность узнать о соловецких скорбях , и все же кратко повторю, от кого и от чего надо было защищать святыню. Охранители против коммерсантов К 2000 году вокруг Соловков сложился эффективный союз федеральных и региональных чиновников, бизнесменов, зарубежных фондов. Их цель — коммерциализация нашей святыни, превращение ее в модный международный курорт. Соловецкой обители при таком подходе было отведено место одного из привлекательных экспонатов, экзотического товара на европейском рынке развлечений. Проводником этого подхода на Соловках стало руководство Соловецкого государственного музея-заповедника. Для церковного сознания подобная перспектива была возмутительна и абсолютно неприемлема. Духовное сродство устроителей Соловецкого лагеря особого назначения и нынешних апологетов «развития Соловков» было и остается для нас очевидным. На этом чувстве сложился первоначально узкий, но сплоченный круг православных ревнителей Соловецкой святыни. Первым нашим общим делом стало раскрытие намерений тех, кто разворачивал на Соловках свой большой проект. За оптимистичными формулировками планов и программ, подготовленных известными специалистами на деньги зарубежных фондов, надо было увидеть последствия — плененный монастырь, деградирующую природу, культ потребления и наживы на костях молитвенников и лагерных мучеников.

http://e-vestnik.ru/society/solovetskaya...

ЦВ 8 (405) апрель 2009 /  30 апреля 2009 г. Церковнославянский язык в русской культуре Вышел в свет «Словарь трудных слов из богослужения» Ольги Седаковой — известного поэта, филолога, религиозного мыслителя. Словарь является вторым изданием книги «Церковнославяно-русские паронимы: Материалы к словарю» 2005 года. Паронимы — это слова близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях. Словарь окажет неоценимую помощь всем, кто хочет глубже понимать православное богослужение и литургическую поэзию. Московский культурный центр «Духовная библиотека» не смог вместить всех собравшихся на презентацию книги. В дискуссии о роли церковнославянского языка в русской культуре участвовали автор книги, доктор богословия, кандидат филологических наук Ольга Седакова, руководитель Школы молодежного служения Центра духовного развития молодежи при московском Даниловом монастыре игумен Петр (Мещеринов), главный библиограф Синодальной библиотеки протоиерей Александр Троицкий, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов. Игумен Петр (Мещеринов): Я читал эту книгу как увлекательнейший детективный роман, не мог оторваться. Из нее я узнал очень много нового. В свое время я был уставщиком и регентом в Даниловом монастыре и изучал богослужение и Устав. И, тем не менее, на каждой странице я черпал что-то для себя удивительное и новое. Пример: тропарь Святителю Николаю, который все знают. «Правило веры и образ кротости, воздержания учителю, яви тя стаду своему яже вещей истина...» Когда гражданским шрифтом набирается этот тропарь, обычно слова «яже» или «истина» пишутся с прописной буквы, и в примечании говорится, что здесь имеется в виду Христос. А из словаря я узнал, что на самом деле имеется в виду «истина от дел Святителя Николая», иной смысл. Чуть ли не каждое слово открывает другие глубинные смыслы в том богослужении, в котором мы с вами участвуем. Как возник словарь Ольга Седакова: Предыстория создания словаря такова. Многие церковнославянские тексты я запомнила, когда еще была ребенком. Бабушка научила меня читать по-славянски примерно тогда же, когда и по-русски. Я ничего не понимала, но то, что читаешь в шесть лет, запоминается крепко, на всю жизнь. Именно своей странностью этот язык очаровал меня с самого начала. Он не представлялся мне иностранным, это был «свой» язык, но «волшебный». И все в нем было красиво, особенно такие глагольные формы, как «глаголаше». Они создавали атмосферу сказки, какого-то иного мира. В этих словах было что-то кроме значения, в которое даже не очень хотелось вникать, — я думаю, что в этом я была едина со всем нашим народом.

http://e-vestnik.ru/church/tserkovnoslav...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010