Указ 493, И октября 1955 г. Указ клиру о поминовении самоубийц Напоминается отцам священнослужителям для неуклонного и точного соблюдения, что церковными канонами воспрещается поминовение за Божественной литургией самоубийц, как и совершение их отпевания и служения панихид. В случае, если то лицо было прежде в доме душебольных или других исключительных случаях, должно то представлять на рассмотрение Архиерея и без его разрешения не дерзать самовольно совершать священнодействие. Указ 489, 8 октября 1955 г. Указ о невозможности инославным быть восприемниками Поелику восприемники при крещении суть поручители, что крещаемый пребудет в православной вере и приемлет на себя обязанность утверждать своих крестников в таковой, явилось бы безсмыслицей допущение иноверца быть восприемником, каковым может быть лишь лицо православное. Запись восприемниками лиц инославных является недействительной, а допускающий то подлежит ответственности. Указ 490, 8 октября 1955 г. Указ о пении псалмов на литургии Соблюдая правила , святыми отцами установленные, и чинодействования Церкви должно особенно тщательно то творить «при служении Божественной литургии» , как служащим священником, так и на клиросе. В частности, то относится к пению положенных псалмов, о великом значении каковых пространно говорят св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст и другие святые отцы. За литургией, в дни, когда не положено особых антифонов, должны всегда петь псалмы «Благослови душе моя Господа» 102 и 146 «Хвали душе моя Господа» и в конце ее читаться или петься 33-й «Благословлю Господа». Если допустимо иногда сокращенно петь первый из них, ввиду его обширности, то два остальные должны обязательно исполняться полностью. Пренебрежение сим является показателем отсутствия у священнослужителей и певцов усердия к своему долгу и легкомысленного отношения к священным уставам. Указ 507, 1 января 1956 г. Указ о веществ для Божественной литургии Ввиду обнаружившихся в некоторых местах нарушений церковных правил напоминается, что при принесении безкровной жертвы для проскомидии нужны просфоры из чистой пшеничной муки и вино из виноградного сока без всяких примесей. При изготовлении просфор, кроме муки, воды и дрожжей, допускается прибавить лишь самое малое количество соли, но отнюдь не отражающееся на их вкусе. Прибавление же сахара или каких других примесей совершенно исключается. При обнаруживании таковых, иерей обязан поступать по правилам, в извещении учительном указанным, и не употреблять негодного для литургии вещества, дабы не впасть в тяжкий грех. Приготовляющих просфоры предупредить.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3274...

Однако глава Ордена ему отказал, заявив, что для этого необходима предварительная подготовка” (Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. “Оккультизм и Йога”. Летопись сотрудничества. ТТ. 1-2. М., 1996, т. 2, с. 206). 202 «Сейчас расплодилось двуногие» (Рерих Е. И. Письма в Америку. 1948-1955. Т.3. М., 1996, с. 230). “Мы живем в царстве, населенном в большинстве двуногими хвостатыми” (Письма Елены Рерих 1932-1955. с. 401). Впрочем, в публичных публикациях Е. Рерих советовала опускать эти суждения ее «учителей»: «фразу о хвостатых людях можно опустить» (Рерих Е. И. Письма в Америку. 1948-1955. Т.3. М., 1996, с. 62). 203 Рерих Е. И. Письма в Америку. 1923-1952. Т.4. М., 1999, с. 312. 204 “Заккария проповедовал не “ортодоксальный” иудаизм (хотя соответствующая “закваска” имела место). Да и едва ли иудаизм как таковой мог увлечь целый ряд русских людей, начиная с великого князя. Речь идет не об иудаизме в собственном смысле слова, а о так называемых оккультных и эзотерических “учениях”, особенно активно развивавшихся с XIV века и причудливо сочетавших в себе мистику и рационализм, элементы язычества и лжетолкования христианства, отголоски религий античной Европы и Древнего Востока и т. п. … Либеральный публицист Андрей Зубов говорит на страницах также “либерального” “Континента”, что “ересь жидовствующих” даже “затруднительно” назвать “ересью”. “Здесь не столько инакомыслие в сфере христианской веры, сколько полное ее отвержение. Иудаизм, смешанный с астрологией и обрывками проникших из ренессансных обществ Запада натурфилософских учений”” - Кожинов В. В. Великое Творчество. Великая Победа. М., 1999, с. 197. 205 Мяло К. Звезда волхвов или Христос в Гималаях. М., 1999, сс. 34 и 41. Не на деньги ли рёриховцев она совершила это паломничество к рёриховской усадьбе? 206 Например, в пятитомнике “Валеология человека. Здоровье–любовь–красота. Валеологический семинар академика В. П. Петленко” (СПб., 1996) в заключительном томе публикуется выступление покойного митр. Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Николай. 29/IV-12/V – 55 г. Отец Василий Герасимов меня не радует (какой был, такой и остался). 81 164 Епископу Афанасию (Сахарову) 1 июня 1955 г. Мордовская АССР, Дубравлаг Дорогой Преосвященный Владыка Афанасий! С величайшей радостью получил Ваше доброе письмо и сугубо радуюсь Вашему свободному отдыху под крылом любящего Вас и преданного Вам христолюбца. 165 Я в данное время подлечиваюсь в стационаре. Конечно, ревматизм дает о себе знать, а погода еще не установилась. Чрез архиепископа Ювеналия получил уведомление Патриарха Алексия от 15 мая: «по освобождении митрополиту Нестору следует прибыть в Москву», а Владыка Ювеналий пишет, чтобы я известил его, когда буду свободен, и он пришлет за мной сопровождающего в Москву, а также духовное обмундирование. Предаю себя в волю Божию. Желаю Вам всего доброго и здоровья наипаче. Дорогой Владыка, я позволю себе поделиться с Вами моей мыслью. Мне кажется, что на службе в честь Святых, в Российской Земле просиявших, не было бы лишним вначале написать похвальную стихиру основоположнику предвещенной благодати и прославляемых святых апостолу Андрею, тем более об этом, как я убедился, многие не ведают. Если это Вам по душе, то Вы и предвнесете. Простите за мое недостойное суждение. Прошу Ваших св. молитв. Вседушевно пребываю с Вами Ваш собрат во Христе недостойный М. Нестор. Анисимов Николай. 1 июня 1955 г. Привет от Сергея Петровича и других помнящих с любовью Вас. Н[естор]. 82 166 Кириллу Александровичу Караулову 10 декабря 1955 г. Мордовская АССР, Дубравлаг Дорогой мой, милый, милый любимейший мой Кирочка. Величайшую радость я получил сегодня 10 декабря от тебя, мой дорогой. Это первое письмо и самое дорогое для меня. Потоком радостных слез полил его. Какое огромное для меня счастье за эти долгие годы узнать о всех вас, мои родные. Радует, что вы оба служите и приносите большую пользу народу. Дай Бог вам сил и здоровья. Как хорошо, что Ларочка, моя милая, подарила тебе Мариночку, а милому любимейшему внукочке Аличку добрую сестрицу, прекрасную Маргариточку.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

59 Епископ Вениамин (Милов , 1889–1955) – три раза в течение жизни (в 1929, 1938 и 1949 гг.) был арестован, подвергался пыткам, провел многие годы в лагерях и на поселении. С июля 1946 г. жил в братстве Троице-Сергиевой Лавры. С 1946 г. – преподаватель, с 1947 г. – доцент, в 1948–1949 гг. – профессор по кафедре патрологии и инспектор Московской духовной академии. Также преподавал апологетику, пастырское богословие, догматику и литургику, много проповедовал. 4 февраля 1955 г. хиротонисан в епископа Саратовского и Балашовского. 12 мая 1955 г. подал прошение в Генеральную прокуратуру СССР о реабилитации и был реабилитирован «за отсутствием состава преступления». 60 Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий , 1877–1961) – архиерей и одновременно профессор медицины. Был тайно пострижен в монашество в 1923 г. и тогда же хиротонисан в епископа. С апреля 1946 г. – архиепископ Симферопольский и Крымский. Удостоен Сталинской премии первой степени (1946) за результаты научных трудов по гнойной хирургии. Провел в ссылках в общей сложности 11 лет. В апреле 2000 г. реабилитирован и в том же году прославлен в сонме святых – новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. 61 Илия (Карам, 1903–1969) – с 193S г. митрополит Гор Ливанских (Антиохийская Православная Церковь ). Несколько раз, начиная с 1947 г., приезжал в СССР. Биографические сведения о нем крайне скудны, а трактовки целей и содержания его визитов – противоречивы. 62 Протоиерей Михаил Лебедев(1890–1979) – в 1915 г. окончил Петербургскую духовную академию. Преподавал в советских школах историю и обществоведение, уволен за религиозные убеждения. В 1946 г. рукоположен в священника и через полгода приглашен архиепископом Кириллом (Поспеловым) на должность настоятеля Пензенского Успенского кафедрального собора. 64 Митрополит Антоний (Блум, 1914–2003) – выдающийся просветитель, известный проповедник и богослов, иерарх Русской Православной Церкви. Монашество приял в 1943 г. С 1957 г. епископ Сергиевский, викарий Западно-Европейского экзархата Московского Патриархата (с пребыванием в Лондоне). С 1962 г. – архиепископ Сурожской епархии РПЦ в Великобритании. В 1965 г. возведен в сан митрополита. Доктор богословия honoris causa Московской духовной академии (1983) и Киевской духовной академии (1999).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1955 год стал годом начала смены поколений российского епископства. Уходили из жизни архиереи, рукоположенные в довоенные годы, и те, кто был хиротонисан в преклонном возрасте из вдовых священников в военные и послевоенные годы. 25 октября скончался святитель Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. 5 ноября в возрасте 85 лет почил митрополит Ленинградский Григорий (Чуков), отдавший так много сил внешнеполитической деятельности Церкви в послевоенные годы. 9 декабря скончался епископ Дрогобычский Михаил (Мельник), один из сподвижников отца Гавриила Костельника по воссоединению униатов Западной Украины с Русской Православной Церковью. Кадровая ситуация осложнялась еще и тем, что впервые с послевоенного периода в декабре 1955 года Советом по делам Русской Православной Церкви было дано указание о негласном сборе информации о духовенстве с помощью осведомителей. В течение всего года тема репрессий и отношения к Сталину оставалась главной в обществе. Особую остроту дискуссия приобрела перед ХХ съездом. Ключевыми становятся вопросы восстановления прав репрессированных по политическим мотивам; суда над непосредственными участниками репрессий; установления политической ответственности за совершение преступлений. Накал страстей нарастал, поскольку почти вся политическая элита в той или иной мере участвовала в проведении репрессивной политики. (Продолжение следует.) Освобождения начались с весны 1955 г. Были освобождены епископы Вениамин (Новицкий), Мануил (Лемешевский), Афанасий (Сахаров), Николай (Муравьев-Уральский), митрополит Нестор (Анисимов) и многие другие. Год спустя международная деятельность митрополита Николая будет высоко оценена страной: он будет награжден орденом Трудового Красного Знамени. Усиление позиций Н. Хрущева не было окончательным. Он и его сторонники отступили перед будущим натиском. После окончания интервенции войск Израиля, Франции и Великобритании против Египта Московский Патриархат выделил еще 3,5 тыс. фунтов для помощи пострадавшим Коптской и Александрийской Церквей.

http://religare.ru/2_98541_1_21.html

В апр. 1950 г. в Молотовской епархии насчитывалось 90 священнослужителей (75 священников и 15 диаконов), из них 63 чел. были старше 55 лет. В 1949 г. по направлению из Молотовской епархии в духовных учебных заведениях в Москве, Ленинграде, Саратове обучались 6 юношей, в 1955 г.- 13 молодых людей. Уполномоченный отмечал, что на прибытие молодых образованных выпускников «очень рассчитывает архиеп. Иоанн, принимает их ежегодно в каникулярное время в приходы епархии на практику, поощряет и даже склоняет некоторых до окончания курса семинарии принять духовный сан, с тем чтобы задержать в приходах своей епархии» (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 1360. Л. 42). «В 1953 г. было посвящено в сан 6 чел., в 1954 - 8 чел., в 1955 - 15 чел., за 6 мес. 1956 г.- 8 чел. ...Посвящение идет в основном за счет молодежи»,- сообщал в Москву Горбунов (Там же. Л. 18, 63). В 1950-1955 гг. численность духовенства возросла с 90 до 109 чел., из них 26 чел. были рукоположены в этот период. 31 мая 1956 г. архиеп. Иоанн (Лавриненко) был переведен на Алма-Атинскую кафедру. 7 июля 1957 г. Пермским епископом был назначен Павел (Голышев). Благодаря усилиям еп. Павла в 1958 г. был осуществлен ремонт Троицкого кафедрального собора, без согласования с властями архиерей установил в соборе новый иконостас, к-рый был изготовлен в Оренбурге и тайно привезен в Пермь. В пос. Кирова в Перми епископ организовал нелегальную иконописную мастерскую, в к-рой работали 4 иконописца из Одессы, писавшие иконы для всех церквей епархии; материалы для мастерской приобретались через Третьяковскую галерею. Удар по материально-финансовой базе епархий и приходов нанесло постановление СМ СССР «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей» 1958 г. Пермская епархия в 1958 г. должна была выплатить дополнительно 409 тыс. р. Благодаря действиям еп. Павла в 1958-1959 гг. ни один храм не был снят с регистрации, несмотря на попытки местных властей сделать это. В 1958 г. в штате Пермской епархии числились 85 священников и 24 диакона, молодые пастыри составляли 30% всего духовенства епархии, в 1959 г.- 45%, священники, имевшие духовное образование,- 23% штата епархии.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

Относительно письма архиепископа Германа в Константинополь Совет по делам РПЦ знал еще в конце 1953 г., когда в официальном журнале Вселенской Патриархии «Апостолос Андреас» появилось сообщение о рассмотрении 22 декабря Синодом доклада Канонической комиссии о финляндском церковном вопросе . В том же издании 16 февраля были опубликованы журналы заседания Синода с упоминанием доклада Канонической комиссии «Проект письма архиепископу Герману» . Содержание же ответа стало известно лишь 19 мая 1954 г. Патриарх Афинагор в письме архиепископу Герману, ссылаясь на толкование 28 правила IV Вселенского собора, доказывал, «что просьба Московской Патриархии от конца 1945 г. с просьбой возвратить ей ФПЦ невозможна к удовлетворению» . Чрезвычайно интересен отчет о финском духовенстве от 11 сентября 1954 г. составленный диаконом А.А. Введенским, прикомандированным Советом по делам РПЦ к делегации из Финляндии. Из него известно, что староста Успенского собора в Хельсинки Александр Денисов считает одним из тормозящих факторов в воссоединении государственные дотации ФПЦ. В качестве же положительных явлений назывался «недостаток православных епископов в Финляндии (так как Герман и Александр дряхлы и едва выстаивают службу), который скоро приведет к поискам им смены, а такой среди местного духовенства не имеется» . Также в отчете упоминается, что доктор П. Контконен «любит выпить и просит на ночь себе вина» , а эта слабость при обнаружении может привести к его удалению из состава Церковного Управления, что крайне нежелательно. Так и случилось: на Церковном Соборе 1955 г. при выборе новых членов Церковного Управления за П. Контконена проголосовало 10 человек, за помощника судьи Симо Хяркинена – 22 человека . Опасения, что реализовать план П. Контконена и митрополита Николая не удастся, стали подтверждаться с началом 1955 г. 12-13 февраля 1955 г. в г. Ювяскюля открылся очередной съезд Союза православного духовенства Финляндии. Председатель прот. А. Рютюляйнен огласил перед собранием из 20 участников письмо Патриарха Афинагора от 19 мая 1954 года, в котором говорилось о том, что «не имеется оснований к изменению канонического положения ФПЦ» .

http://bogoslov.ru/article/4540972

31 мая 1955 г. советское посольство в Пекине направило в МИД КНР ноту по вопросу о реорганизации структуры Православной Церкви в Китае. Правительство Китая извещалось о ликвидации духовной миссии и Восточноазиатского Экзархата РПЦ. Из имущества миссии в собственности СССР оставались бывшая главная резиденция миссии - участок Бэйгуань в Пекине (позднее власти СССР и КНР договорились, что советскому посольству будет передана лишь сев. часть территории миссии, в т. ч. с церковными зданиями). Все остальное церковное имущество - храмы, приходские и монастырские здания, земельные участки со строениями - безвозмездно передавалось Правительству КНР. Всего кит. власти получали имущественные права на 73 храма, часовни, молитвенных дома и монашеские обители. Вопросы дальнейшего существования и обустройства правосл. приходов на территории Китая передавались на усмотрение властей КНР. Когда в правосл. епархиях в Китае стало известно о скорых изменениях в церковной жизни, это вызвало смятение среди клира и паствы. «Всех смущает то обстоятельство, что готовится к передаче миллиардное недвижимое имущество Церкви, а православные люди, которым это имущество не принадлежит, чувствуют свои сиротство и оставленность»,- писал архиеп. Виктор патриарху в мае 1955 г. Многими верующими передача храмов, часовен, молитвенных домов и мон-рей кит. гос-ву воспринималась как насилие над совестью верующих и поругание святынь. Рус. духовенство было извещено о том, что все желающие выехать в СССР должны обращаться в советские консульства для получения въездных виз. В Московской Патриархии было принято решение о перемещении на архиерейские кафедры на территории СССР как Пекинского архиеп. Виктора, так и Харбинского еп. Никандра, при этом вопрос о поставлении на Харбинскую кафедру кит. архиерея не обсуждался. Не было принято и решение о ликвидации Харбинской епархии. Неопределенность положения вызывала беспокойство у еп. Никандра, который в мае 1955 г. обращался к митр. Николаю (Ярушевичу) с вопросом: «Если моя епархия закрывается, прошу подтверждения сего указом, и указаний, кому я имею передать управление и имущество. Если она остается действующей, и только под влиянием постепенно свертывается, то и в этом отношении мне необходимо знать, как и что делать и как поступать со святынями, утварью и всем церковным имуществом. А нужно сказать, что имущество большое и ценное».

http://pravenc.ru/text/Китайская ...

548 блаж. Иероним. Письмо 100. К Авиту. с. 259 549 блаж. Иероним Стридонский. Книга против Иоанна Иерусалимского//Творения. ч. 4. Киев, 1880, сс. 329–331. 550 блаж. Иероним. Письмо 100. К Авиту. с. 265. 551 Рерих Е. И. Письма 1929–1938. Т. 1, Минск, 1992, с. 382. 552 Рерих Е. И. Письма 1932–1955. Новосибирск, 1993, с. 142. 553 Рерих Е. И. Письма 1929–1938. Т. 1, Минск, 1992, c. 184. 554 Рерих Е. И. Письма 1932–1955. Новосибирск, 1993, с. 276 и 102. 555 см. Шапошникова Л. В. Неугасимый свет тернового венца//Рерих Н. К. Душа народов. М., 1995. 556 Письма Елены Рерих 1929–1938. Т. 1, сс. 275, 276, 337. 557 Свт. Григорий Богослово. Слово 27. О богословии первое//Творения. Троице-Сергиева Лавра, 1992, т.1. С. 391. 558 Гарнак А. История догматов//Общая история европейской культуры. Т.6. Раннее христианство. Отдел 2. Спб., б.г. с. 292. 559 Буассье Г. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в IV веке.//Собрание сочинений. Т.5. Спб., 1998, с. 109. 560 Бриллиантов А. И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М., 1998, с. 174. 561 преп. Иоанн Лествичник . Лествица. Сергиев Посад. 1908, с. 48. 562 блаж. Иероним Стридонский. Книга против Иоанна Иерусалимского, к Паммахию.//Творения. ч. 4. – Киев, 1880, с. 348. 563 преп.Ефрем Сирин. Толкование на книгу Бытия.//Творения. ТСЛ, 1901. ч.6.с.234. 564 свят. Иоанн Златоуст. Восемь слов на кн. Бытия. Слово второе. Творения. т.4. с.15. 565 преп. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры. Спб., 1894, с. 49. 566 Публ. в: Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти, и бессмертии. М.1991. вып.1. с.153–154. 567 преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Спб., 1894. с.46. 568 цит. по: Вышеславцев Б. П. Вечное в русской философии. Нью-Йорк. 1955. c.233. 569 Хоружий С. С. Диптих безмолвия. М., 1991. с.52. 570 Свящ. Григорий Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, июнь, с.551 571 блаж. Иероним. Письмо 57. К Вигилянцию//Творения блаж. Иеронима. ч. 2. Киев, 1894, с. 163.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

В 1954–1955 годах продолжалось дальнейшее снижение численности заключенных в лагерях и колониях. В 1954 году убыло 671.718, поступило 421.995 человек; в 1955 году убыло 726.320, поступило же вновь осужденных 432.670 человек. Снижение численности заключенных в 1954–1955 годах объясняется: освобождением заключенных по Указам Президиума Верховного Совета СССР об амнистии, досрочном и условно-досрочном освобождении; пересмотром уголовных дел на лиц, осужденных за контрреволюционные преступления; введением системы зачетов рабочих дней во всех лагерях и колониях; освобождением заключенных, заболевших тяжелым неизлечимым недугом, а также изданием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1955 года «Об уголовной ответственности за мелкое хищение государственного и общественного имущества». Так, в течение 1954–1955 гг. из исправительно-трудовых лагерей и колоний было освобождено: 1 . По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1954 года «О порядке досрочного освобождения от наказания осужденных за преступления, совершенные в возрасте до 18 лет» – 22.670 человек. 2 . По Указу от 14 июля 1954 года «О введении условно-досрочного освобождения из мест заключения» – 117.570 человек. 3 . В порядке статьи 457 УПК РСФСР в 1954–1955 гг. было освобождено – 44.136 человек. 4 . По пересмотру уголовных дел на лиц, осужденных за контрреволюционные преступления – 32.798 человек. 5 . По Постановлению Президиума Верховного Совета СССР – от 24 мая 1955 года «О применении Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной ответственности за мелкое хищение государственного и общественного имущества» к лицам, совершившим эти преступления до 10 января 1955 года – 2128 человек. 6 . По Указу от 3 сентября 1955 года «О досрочном освобождении из мест лишения свободы инвалидов, престарелых, лиц, страдающих тяжелым неизлечимым недугом, беременных и женщин, имеющих малолетних детей» – 73.035 человек. 7 . По Указу от 17 сентября 1955 года «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941 –

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010