11 ноября он писал в дневнике: «В «Правде» появилось постановление «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения». Впечатление большое и значение громадное. Это, по-видимому, прямой ответ на представленный Патриархом Правительству (Карпову) мой доклад от 31 августа. За ужином у Карпова были разговоры общего характера по этому поводу. Во время ужина молчал по этому поводу только м[итрополит] Николай… 12 декабря 1954 г. Сегодня по радио сообщили, что Патриарх был на приеме у Маленкова. Это хорошо, я усиленно настаивал ему на этом, когда подал ему доклад по поводу травли газетной на Церковь и религию» 61 . Т.А.Чумаченко считает, что принятие постановления ЦК КПСС от 10 ноября 1954 г. «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» определили главным образом интересы внешнеполитического характера, поскольку новое руководство СССР выходило на международную арену с программой смягчения международной напряженности. Обострение взаимоотношений с Русской Церковью , и через нее – со всем православным миром, могло повредить имиджу советских лидеров. Официальная власть старалась продемонстрировать и новый характер взаимоотношений с Русской Православной Церковью: иерархи Московской Патриархии становятся частью политического истеблишмента советского государства. С июня 1955 г. на приемах в честь иностранных гостей впервые присутствуют церковные руководители. Журнал Московской Патриархии, начиная с 10 номера за 1955 г., даже ввел отдельную рубрику – «Присутствие представителей РПЦ на приемах в честь иностранных гостей» 62 . По масштабам активности Русской Православной Церкви на международной арене и включенности ее во внешнеполитические акции советского правительства 1955 год превзошел все предыдущие. В этом году Московская Патриархия приняла рекордное число зарубежных делегаций – 11 (в 1954 г. – 5) в составе 57 человек (в 1955 г. – 28), которые провели в стране в общей сложности 220 дней. В свою очередь 8 делегаций РПЦ в составе 41 человека выезжали в тот год за границу 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

на первый курс Ленинградской семинарии было принято 46 человек ( Митрополит Григорий (Чуков). Деятельность учебного комитета Св. Синода 1946–1955 гг.: к 70-летию основания/Публ., вступ. ст. и коммент. Л. К. Александровой-Чуковой. 2010 (Электронный ресурс : http://bogoslov.ru/article/4888315) (дата обращения — 1 сентября 2023 г.). Кир Григорий, как обращались в нему восточные патриархи, прекрасно понимал, что Церковь оказывает государству большую услугу в осуществлении дипломатических контактов. Л. А. Гринченко после революции эмигрировал в Югославию, учился в Белградском университете, в Париже окончил Свято-Сергиевский институт, изучал римо-католическое богословие в Риме; после войны вернулся в Россию. 7 января 1948 г. митрополит Григорий писал: « Гринченко приехал из Москвы без всякого со мной согласования, и не знаем, что с ним делать, так как предметы в Академии все заняты»; 22 июня 1948 г. он написал митрополиту отчет о прочитанном им в Академии курсе канонического права, но уже 25 июня был вызван в милицию ввиду окончания срока временной прописки в Ленинграде. Далее неразборчиво. Вениамин (Милов; 1889–1955 гг.), в 1920–1922 гг. учился в Высшей богословской школе при Даниловом монастыре, удостоен степени кандидата богословия. В 1923 г. возведен в сан архимандрита с поручением управления Покровским монастырем в качестве наместника, где приобрел известность как талантливый проповедник. В 1929 г. арестован по обвинению «в обучении на дому Закону Божию детей», посещавших богослужения в монастыре, осужден на 3 года лагерей. В 1938 г. вновь арестован, приговорен к 8 годам лагерей. В 1946 г. был освобожден по состоянию здоровья и принят в братию Троице-Сергиевой лавры, зачислен преподавателем в Московскую духовную академию. С 1948 г. профессор, с 15 октября 1948 г. инспектор; 10 февраля 1949 г. вновь арестован по старым делам. С 1 февраля 1955 г. епископом Саратовский и Балашовский ( Антоний (Мельников), иером. Летопись церковной жизни: епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (некролог)//Журнал Московской Патриархии.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

306 . Антоний (Святогорец), иером. Очерки жизни и подвигов старца иеросхимонаха Илариона Грузина. Джорданвилль 1985. Грузинские переводы и версии исихастской литературы 307 . Марр Н. Из книги Царевича Баграта о грузинских переводах духовных сочинений//Известия Академии Наук. СПб. 1899. 10(2). 233–246. 308 . Нинуа Г. А. Грузинская версия произведений Псевдо-Макария: Автореферат дисс. на соиск. учен. степ, д-ра филол. наук. Тбилиси 1984. 42. 309 . Чантладзе А. «Вопросоответы к Фалассию» преп. Максима Исповедника в древнегрузинских переводах//Христианский Восток. Нов. сер. СПб. 1999. 1. 391–396. З10. Груз. версия Глав Исихия Иерусалимского (?): CPG 6583а; CPG 6583b. В груз. пер. известны два аскетич. текста, вошедшие в рус. Добротолюбие 9 .794) под именем св. Нила Синайского , с назв.: «Увещательные главы» (2. 271–279) и «Мысли, отводящие человека от тленного и прилепляющие к нетленному» (2. 279–286). В совр. литературе они чаще атрибуируются Исихию Иерусалимскому (см. Разд. 4 , рубр. « Нил Анкирский . Псевдо-Ниловы творения», 4 .1082–1086). 311 . Груз. корпус апофтегм: CPG 5593–5594. Древнейший пер. был сделан с греческого на рубеже VII и VIII вв. в Лавре Св. Саввы Освященного в Палестине; он сохранился лишь фрагментарно. Полностью сохранились два груз. собрания, переведенные с греч.: систематическое – преп. Евфимия Святогорца (X в.) и алфавитно- анонимное – преп. Феофила (XII в.). 312 . 1955 . 3–138. [Абуладзе И. Поучения отцов по рукописям X и XI веков//Памятники древнегрузинского языка. 1. Тбилиси 1955. 3–138. (16 аскетических проповедей Иоанна Златоуста )]. 313 . 1955 . [Абуладзе И. Поучения отцов по рукописям X и XI веков//Памятники древнегрузинского языка. 8. Тбилиси 1955]. Garitte G.//Muséon. 72. 1959. 454–456. [Сб-к аскетич. проповедей и поучений в груз. пер., включающий соч. Иоанна Златоуста , Василия Великого , Марка Отшельника, Мартирия Сахдоны, Ефрема Сирина , Аммона, Макария Великого , Иоанна Мосха . Многие из этих текстов не сохранились на греч., но содержатся в груз. рукописях Sin. 36 (925 г.); Iviron 9 (977 г.); S 1139 (X в.); Н 1662 (1040 г.). См. подр. анализ: Garitte G. Catalogue des manuscrits géorgiens littéraires du Mont Sinai 14 .120)].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В 1955 году подобной встречи не состоялось, но Церкви были сделаны серьёзные уступки. 17 Февраля Совет Министров принял постановление «Об изменении порядка открытия молитвенных зданий». В нём Совету по делам РПЦ предоставлялось право регистрировать церковные общины, которые давно фактически действовали без официального разрешения. Кроме того, решения об открытии новых храмов теперь принимались Советами Министров союзных республик, а не СССР, как это было раньше. В результате, количество православных храмов в стране вновь стало расти. В 1955 году было зарегистрировано 37 неофициально действовавших храмов и открыто 4 новых. Практически впервые за всю советскую историю Православной Церкви разрешили напечатать Библию , Евангелие. В 1956 году они вышли общим тиражом 50 тысяч экземпляров. Развернувшийся в середине 1950-х годов процесс либерализации, развенчания сталинизма, расширения возможностей Духовной жизни не мог не сказаться благотворно и на положении Церкви. Началось освобождение выживших в лагерях и тюрьмах священнослужителей. Так, уже в конце 1955 года получили свободу архиепископ Мануил и бывший «карловчанин» митрополит Нестор. В то же время с прекращением репрессий и возвращением к «ленинской законности» значительно выросла потребность в информаторах внутри Церкви. 8 Декабря 1955 года появилось циркулярное письмо Совета по делам РПЦ своим уполномоченным, впервые определявшее задачи специальной работы по выделению групп лояльного духовенства на местах с целью получения от них различной информации. А через 3 месяца председатель Совета рекомендовал ЦК «для использования Патриархии в международных делах ещё кое в чём» пойти ей навстречу: передать Троицкий собор Александро-Невской Лавры в Ленинграде, все помещения Троице-Сергиевой Лавры, часть старых церковных книг, 50–60 облачений, несколько сот икон из музеев. Карпов указывал на необходимость открыть 25–40 новых храмов, так как отклонять «все просьбы и не считаться с интересами верующей части населения по существу будет беззаконием».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Только в 1955 г. он освобождается из дома инвалидов на иждивение Георгия Георгиевича Седова, бывшего в то время старостой Воскресенского собора г. Тутаев (Ярославская область). Однако владыка хотел вернуться во Владимир, ближе к родным церковным людям, связь с которыми за годы ссылок укрепилась. Как напишет он в своей краткой автобиографии: «Обычно в жизни бывает: чем дольше разлука, тем больше ослабевают связи. Христианская любовь изменяет этот порядок». Стараниями монахини Маргариты (Зуевой) удалось получить разрешение на переезд в г. Петушки Владимирской области в том же 1955 г.; в самом Владимире прописку не разрешили. Служить в храме как положено архиерею владыке не позволил уполномоченный по делам Русской Православной Церкви, и в этой попытке грубого вмешательства в дела Церкви владыка Афанасий видел не просто удар по себе. Вот как вспоминает об этом С.И. Фудель : Служить в петушкинском храме по архиерейскому чину ему не разрешили, а служить как простой священник он не захотел. Когда он мне об этом рассказывал, я, кажется, впервые увидел, что он может сердиться. «Я сам знаю, как мне служить», – сказал он 16 . Несмотря на эти обстоятельства, выйдя на свободу, владыка Афанасий обратился с посланиями (первым и вторым, более развернутым) и письмами к тем, кто признавал его авторитет как иерарха Церкви, с призывом о восстановлении полного молитвенного общения с Московским патриархатом и патриархом Алексием (Симанским). В Петушки к владыке приезжали многочисленные посетители, и он оставался для них источником вдохновения, горящим светильником веры. Почти сразу после освобождения из мест заключения в 1955 г. владыка Афанасий во Владимире познакомился с о. Андреем Каменякой и его супругой; оба они стали его духовными детьми. Супруга о. Андрея, Галина Петровна, вспоминает: В 1955 году услыхали, что Владыку отпустили, что он приехал и остановился в доме напротив нашего. И вдруг известие – Владыка к нам идёт! Мы жили на частной квартире, на 2-м этаже, лестница там была крутая-крутая. И Владыка, несмотря на свою старость, пришёл к нам! Такая радость была у нас – не передать, как солнышко появилось в доме! Вот здесь мы и познакомились. О. Андрей был родом с Украины, нашёлся у них один общий знакомый, владыка Симон (кажется, Волынский), он был с Вл. Афанасием в ссылке.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Развернувшийся к 1955 году процесс либерализации благоприятно сказался на положении Церкви. В 1955–1956 гг. в стране было разрешено открыть насколько десятков новых храмов. Митрополит Григорий активизировал свои усилия по возвращению Свято-Троицкого собора. 15 июля 1955 г. он подал Патриарху докладную записку, в которой просил содействия «по вопросу о разрешении открытия собора» и его ремонта на средства епархии и Патриархии, изложив ряд доводов в пользу нового ходатайства: «1. Троицкий собор расположен на территории Государственного Заповедника и до своего закрытия являлся центром религиозной жизни г. Ленинграда. 2 . В настоящее время собор разрушается. Внутри он пустует… 3 . Целый ряд иностранных делегаций при их визите к Ленинградскому Митрополиту заостряли свое внимание на столь печальное состояние лаврского собора (он помещается вблизи покоев Митрополита) и высказывали открытое изумление, в особенности в связи с той информацией о внутренней свободе церкви и благожелательном к ней отношении Советского правительства, каковая неизменно предлагалась гостям Ленинградским митрополитом… Открытие Лаврского собора не должно встретить препятствий со стороны властей. Он находится в стороне от городской жизни и не помешает демонстрациям. 4 . На очень большом расстоянии в этой части города нет действующих церквей. 5 . Собор окружен кладбищем. При его ликвидации в собор можно перенести останки иерархов. 6 . Перед фасадом Лавры расположена площадь Александра Невского. Самое название площади связывает все это место с именем благоверного князя, не только святого, но и великого государственного деятеля русской истории и принципиально требует наличия собора, где было бы возможно почитание Его светлого имени…» 29 . Со Свято-Троицким собором Александро-Невской Лавры владыку связывали его главные жизненные воспоминания. Впервые под его величественные своды выпускник Олонецкой Духовной семинарии Николай Чуков, прибывший в Санкт-Петербург поступать в Духовную Академию, вошел в августе 1891 г. и получил «благословение на успешную сдачу» экзаменов от 92-летнего старца митрополита Исидора. Дальше были и лаврские праздники, и сослужение со священномучениками митрополитами Вениамином и Серафимом, и отпевание друзей и сослужителей – академика Б.А. Тураева , проф. А.А. Дмитриевского и своего научного руководителя проф. И.Г. Троицкого …

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Чествование церк.-школьного деятеля. Петрозаводск, 1911; Вступление в должность ректора Олонецкой ДС о. прот. Н. К. Чукова//Олонецкие ГВ. 1911. 19. С. 12; Арест прот. Н. К. Чукова//Олонецкие ЕВ. 1918. 9/10. С. 99-100; Шаповалова А. Архиеп. Псковский и Порховский Григорий//ЖМП. 1945. 7. С. 36-43; Шишкин А. Поездка Ленинградского митр. Григория в Финляндию (сент.-окт. 1945 г.)//Там же. 1945. 11. С. 5-13; Михаил [Чуб], еп. Славный путь служения Церкви: (К 85-летию митр. Ленинградского и Новгородского Григория)//Там же. 1955. 3. С. 21-28; Успенский Н. Д. Митр. Ленинградский и Новгородский Григорий: (Некролог)//Там же. 1955. 12. С. 13-18; А. К. -Б. К кончине митр. Григория//Единая Церковь. Yongstown (Ohio), 1955. 10. С. 214-215; Осипов А. Мои архиереи//НиР. 1969. 3. С. 50-52; Краснов-Левитин А. Лихие годы. П., 1977. С. 212; Успенский Н. Д. К истории богосл. образования в Ленинграде//ЖМП. 1977. 4. С. 6-13; Мануил. Русские иерархи, 992-1892. Т. 3. С. 377-394; Шоломницкий В. , прот. Памяти митр. Ленинградского и Новгородского Григория (1870-1955)//ЖМП. 1981. 4. С. 8-14; «Дело» митр. Вениамина (Петроград, 1922 г.). М., 1991; Патриарх Тихон и история рус. церк. смуты. СПб., 1994. С. 27-28; Сорокин В. , прот. Призвание и жизнь: Митр. Григорий (Чуков): К 45-летию со дня кончины//Церк. вестн. СПб., 2000. 10. С. 43-47; он же. Исповедник: Церк.-просвет. деятельность митр. Григория (Чукова). СПб., 2005; Галкин А. К. Митр. Григорий (Чуков) и сщмч. Вениамин Петроградский//Церк. вестн. СПб., 2000. 11. С. 48-52; Бовкало А. А. Высшие богословские курсы в Ленинграде//ЕжБК. 2001. С. 262-270; Копылова О. Н. Личн. архив митр. Григория (Чукова) в мат-лах ГАРФ//Вестн. церк. истории. М., 2006. 1. С. 200-242; Сорокин В. , прот. , Галкин А. К. Из наследия митр. Григория (Чукова): По мат-лам архива С.-Петербургской епархии//Там же. С. 243-250. Л. К. Александрова-Чукова Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/166689.html

Lewicki 1955 – Lewicki T Obrzdy pogrzebowie pogaskich sowian w opisach podróników u pisarzy arabskich gownie z IX–X w.//Archeologia. Wrocaw, 1955. T. 5 (1952–1953). S. 122–154. Lewicki 1958 – Lewicki T. Sur la ville comane de Qay//Vznik a poatky slovan. Praha, 1958. T. 2. P. 13–18. Lewicki 1961 – Lewicki T. Znajomo krajów i ludów Europy u pisarzy arabskich IX i X w.//SA. 1961. T. VIII. S. 61–124. Lewicki 1968 – Lewicki T. S-w-nt-b-lk arabskiej «Relacji anonimowey (2 po. IX w.) i jego «zastpca»//Liber Josepho Kostrzewski octogenario a veneratoribus dicatus. Wrocaw etc., 1968. S. 363–376. Lombard 1971 – Lombard M. L’lslam dans sa première grandeur. Paris, 1971. Ludwig 1982 – Ludwig D. Struktur und Gesellschaft des Chazaren-Reiches im Licht den schriftlichen Quellen. Münster, 1982. Mann 1931 – Mann J. Texts and Studies in Jewish History and Literature. Cincinatti, 1931. Margoliouth 1918 – Margoliouth D. S. The Russian seizure of Bardha‘ah in 943 A. D.//BSOS. 1918. Vol. I. Pt. 2. P. 82–95. Martinez 1982 – Martinez P. Gardizi on the Turks//AEMA. 1982. T. II. P. 146–172. Marquart 1903 – Marquart J. Osteuropäische und ostasiatische Streifzüge: Ethnologische und historisch-topographische Studien zur Geschichte des 9. und 10. Jahrhunderts (ca. 840–940). Leipzig, 1903. Marquart 1924 – Marquart J. Ein arabischer Bericht über die arktischen (uralischen) Länder aus dem 10. Jahrhundert//Ungarische Jahrbücher. 1924. Bd. IV. H. 3/4. S. 261–334. Melvinger 1955 – Melvinger A. Les premiéres incursions des Vikings en Occident d’après les sources arabes. Uppsala, 1955. Miller 1926–1927 – Miller K. Mappae arabicae: Arabische Welt- und Länderkarten. Stuttgart, 1926–1927. Bd. I–VI. Minorsky 1953 – Minorsky V. F. Studies in Caucasian History. London, 1953. Minorsky 1958 – Minorsky V. F. A History of Sharvan and Darband in the 10th–11th centuries. Cambridge, 1958. Moravcsik 1958 – Moravcsik Gy. Byzantinoturcica. Berlin, 1958. Bd. I–II. Mik 1936 – Mik H. Osteuropa nach der arabischen Γεωγραικ γεσις des KJ. Ptolemaios von Muhammad ibn Musa al-Huwarizmi//Wiener Zeitschrift fur die Kunde des Morgenländes. Wien, 1936. Bd. 43, H. 3–4. S. 173–184.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИФАНИЙ (Абрамов Евфимий Кузьмич; 1885 - 17.09.1965, Куйбышев (ныне Самара)), архиеп. Самарский (Куйбышевский), Московский и всея Руси Русской Древлеправославной церкви (см. Беглопоповцы ). Весной 1950 г. настоятель куйбышевского беглопоповского храма в честь Покрова Пресв. Богородицы Евфимий Абрамов принял иноческий постриг с именем Епифаний. 26 мая того же года в Москве состоялась его хиротония во епископа Куйбышевского, к-рую совершили глава беглопоповцев архиеп. Новозыбковский, Московский и всея Руси Иоанн (Калинин) и Новозыбковский еп. Макарий (Кузнецов). Е. был поставлен на кафедру вместо скончавшегося в 1946 г. Куйбышевского еп. Павла (Тимонина). На состоявшемся 9 нояб. 1955 г. совещании епископов, в к-ром участвовали ушедший на покой архиеп. Иоанн (Калинин; председатель), Белебеевский и Белорецкий еп. Евсевий (Самарцев) и Е., последний был избран главой старообрядческой иерархии древлеправосл. христиан (беглопоповцев). 13 нояб. 1955 г. в московском храме во имя свт. Николы был совершен чин возведения Е. в сан архиепископа. В период возглавления Е. Древлеправославной церкви ее адм. и духовным центром являлся куйбышевский Покровский храм - кафедра архиепископа, Е. жил в Куйбышеве. Вскоре после получения регистрации в качестве архиепископа Куйбышевского, Московского и всея Руси (дек. 1955) Е. просил власти о «подборе здания под старообрядческую церковь и при церкви одну комнату под епископию» (ГА Самарской обл. Ф. 4089. Оп. 1. Д. 30. Л. 50). После получения разрешения в Куйбышеве для канцелярии архиепископа был приобретен дом 101 на Декабристской ул. Деятельность Е. оказалась в центре внимания уполномоченного Совета по делам религ. культов при Куйбышевском облисполкоме. В дек. 1955 г. уполномоченный докладывал председателю Совета И. В. Полянскому о том, что Е. прикладывает усилия для учета всех священников-беглопоповцев, как служащих, так и состоящих за штатом. По сообщению уполномоченного, Е.

http://pravenc.ru/text/190081.html

Ещё будучи студентом, П. А. Голубцов предложил администрации Академии создать живописный кружок и организовать Церковно-археологический кабинет. Эти идеи получили поддержку со стороны священноначалия. Первую небольшую витрину П. А. Голубцов поставил в классной аудитории и поместил в неё несколько древних церковных предметов, ему лично принадлежавших. В 1953 году иеромонах Сергий возглавил ЦАК и кружок. 18 июля 1953 года иеромонах Сергий был награжден наперсным крестом, 18 июля 1954 года возведен в сан архимандрита. 17 октября 1955 года Священный Синод определил архимандриту Сергию быть епископом Старорусским. 30 октября 1955 года архимандрит Сергий за Божественной Литургией в Покровском академическом храме был рукоположен во епископа Старорусского, викария Ленинградской епархии. В хиротонии, которую возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, участвовали Блаженнейший Митрополит Пражский и всей Чехословакии Елевферий, митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей, епископ Волынский и Ровенский Палладий, епископ (бывший Прешовский) Алексий. 29 октября 1955 года в речи при наречении во епископа архимандрит Сергий говорил: «В последние годы в моей душе особенно настойчиво возникала потребность в уединенной монашеской жизни, но вот, вместо дорогих, родных мне с детства стен Лавры, драгоценной, бесконечно чтимой мною раки Преподобного Сергия, с которой соединена вся моя жизнь в родном городе, мне снова предстоит идти в мир. Уже одно это обстоятельство составляет для меня, как инока, трудный путь, тем более в таком великом сане... Я усердно молюсь великому угоднику Божию Преподобному Сергию, чтобы он благословил меня на сие новое послушание и никогда не отлучался от меня, недостойного инока обители своей» («ЖМП», 1955, 12, с. 23–25). Начало епископского служения владыки Сергия было связано с исполнением давнего желания новгородцев: в 1956 году были установлены в новгородском Никольском соборе честные мощи святителя Никиты, епископа Новгородского, переданные из новгородского Софийского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010