– А если все же не будет дан зеленый свет ОПК, у вас есть запасные варианты сотрудничества со школой? – Островки надежды можно было бы сохранить, если бы ввели так называемые образовательные ваучеры. Эту идею обсуждали в начале 90-х, но потом почему-то похоронили. Ваучер – это именной чек, который должен выписываться на ребенка и обеспечивать его суммой, необходимой для получения среднего образования. Предполагалось, что этот чек ребенок приносит при поступлении в школу, на счет которой и перечисляются бюджетные деньги, предназначенные на обучение именно этого человека. Такая практика привела бы к появлению конкуренции и уровняла бы государственные, частные, национальные и религиозные школы. К тому же все эти школы получали бы ровно столько средств, сколько необходимо для обучения поступивших детей. А родители знали бы, что в конфессиональной школе ребенок получит не худшее светское образование, чем в обыкновенной средней школе. В таком случае мы смогли бы даже оставить разговоры о преподавании основ православной культуры во всех школах, потому что появились бы нормальные условия для создания просто русских школ. У нас существуют татарские школы, украинские, турецкие, азербайджанские, грузинские, но стоит только заговорить о русских школах, сразу слышатся обвинения во всех самых страшных грехах против политкорректности. Я убежден, что при прочих равных условиях очень многие родители отдали бы своих детей в православно-ориентированные школы. Однако все административные вопросы остаются нерешенными. Сейчас министерство образования идет по пути отката даже от тех договоренностей, которые были достигнуты с прежним правительством. Более того, под угрозой финансирование общеобразовательных предметов в православных школах. Пока церковные школы за счет прихода вели преподавание только религиозных предметов, а общеобразовательные уроки финансировались как в обычных школах. И это разумно: дети не должны страдать из-за религиозности своих родителей. Если ребенка отдали в православную гимназию, это не должно ограничивать выбор им своей после-школьной судьбы. Он должен получить светское образование, которое, как минимум, не уступает тому, которое получают его сверстники в обыкновенных школах и иметь равные с ними условия для поступления в светский университет.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Критики монашества утверждают, что оно лишает человека радости жизни. Разве существует в мире радость более глубокая и чистая, чем духовная радость? Мирская радость, пронизанная чувственностью и страстностью, сменяется усталостью, опустошением, часто - скорбью и разочарованием. Нам говорят - есть не только радость страстная и опьяняющая, есть еще и другая, светлая радость, например, в общении с природой. Но ведь монастыри чаще всего строились в самых красивых местах, где сама природа учила размышлять о вечности. Перенеситесь мысленно в те места, где построены древние грузинские монастыри. Их строители обладали не только эстетической одаренностью, но и чувством высшей красоты и гармонии. Напротив, противники монашества, дети современной урбанизации, чаще всего видят природу в немногие дни своей жизни, а рассуждают о красоте ее, находясь в асфальтобетонном плену. Наши оппоненты говорят о радости семейной жизни, однако они сами, не осознав этого, дотронулись до болевой точки современного общества. Официально более половины семей разваливается в первые два года после их образования, - и нет гарантии, что в других семьях дело обстоит благополучно. Разрыв и разногласие в семье оставляют травмы и разочарования, иногда на всю жизнь. А другие трудно разрешимые вопросы семейной жизни? Например, детоубийство (аборт), которое делает семью союзом убийц, шагающих к своему иллюзорному благополучию по трупам детей. Какая радость может быть у людей, запятнанных человеческой кровью? Нам говорят, что бывают благополучные семьи. К сожалению, таких семей становится не больше, а все меньше и меньше. Психологически не подготовленные к браку супруги превращают свой дом не в оазис, а в поле борьбы за власть и место сведения счетов за взаимные обиды. Часто такие супруги позволяют себе по отношению к своим детям то, чего не позволили бы по отношению к чужим и даже - к своим врагам (также - и дети по отношению к своим родителям). Христианство с уважением относится к браку, но смотрит на семью как на нелегкое, ответственное дело, требующее от супругов много самоотверженности, терпения и такта, а не как на источник постоянных наслаждений.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В рукописи Кекел. A 86, кон. X в., изданной прот. К. Кекелидзе ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 1-32; он же. Древнегруз. Архиератикон. 1912), сохранились древние иерусалимские чины хиротоний и хиротесий (чины поставления чтеца, иподиакона, диакониссы, диакона и архидиакона, пресвитера, хорепископа, епископа и католикоса; кроме Кекел. А 86 нек-рые из этих чинов встречаются и в поздних списках - Кекел. A 450 и А 420, XVI в.; Кут. 12, XVII в.), имеющие параллели в литургико-канонических памятниках IV-V вв. (в «Апостольских постановлениях» и в «Завещании Господа нашего Иисуса Христа») и сир. источниках (см.: Brakmann. 2004), а также чин освящения антиминса (здесь - переносного престола; см. ст. Освящение храма ). II. Иерусалимский Лекционарий, т. е. указатель библейских чтений и отдельных песнопений на весь год согласно древней иерусалимской богослужебной практике, сохранился только в арм. и груз. переводах, из к-рых арм. отражает более раннюю (примерно V в.), а груз.- более позднюю (примерно V-VII вв.) стадии развития богослужения Св. града. В ГПЦ иерусалимский Лекционарий вплоть до кон. X в. исполнял функцию Типикона, регулируя литургическую жизнь в течение всего церковного года. Фрагменты первоначальной груз. редакции этого памятника содержатся в т. н. ханметных текстах (ркп. Graz. geo. 2058/1), датированных VII в. и отражающих практику сер. V в. Грацская рукопись включает евангельские чтения вечерни Великой субботы, утрени и вечерни Пасхи, вечерни Антипасхи, а также чтения Кресту (см.: Шанидзе А. 1944). В нижнем слое палимпсестных листов рукописи Кекел. Н 999 Л. Каджая обнаружила ханметные фрагменты Лекционария VI-VII вв. с чтениями на Великий вторник и среду. Эти фрагменты указывают на возможность существования груз. Ханметного Лекционария в полном виде, на основе к-рого в результате прибавлений и изменений на рубеже VII и VIII вв. сформировалась пространная версия Лекционария. Ап. Лука. Миниатюра из Гелатского Четвероевангелия. XI–XII вв. (Кекел. Q 908)

http://pravenc.ru/text/639853.html

К началу эпохи араб. завоеваний в составе Антиохийского Патриархата насчитывалось ок. 150 кафедр, в т. ч. 12 митрополий. Опубликованный Г. Гельцером список епархий XI в. (BZ. 1892. Bd. 1. S. 247-251) в целом повторяет эти цифры: с возведением Эмесы в ранг митрополии их стало 13 (при этом место Дары занял Феодосиополь), а количество титулярных митрополий увеличилось до 9 (к Киру, Лаодикии и Бериту добавились кафедры в отвоеванных Византией провинциях: Помпейополь, Адана , Мопсуестия, Самосата, Мартирополь и Гелиополь). Но, учитывая многовековое противоборство Византии с мусульм. миром, приведшее к разорению этих территорий, фактическое количество епископов в то время должно было быть намного меньше 100. В XIV-XV вв., когда вновь появляются относительно полные сведения о епархиях АПЦ, число их уже не превышало 15-20. Исчезли многие древние митрополии: Иераполь (Манбидж), Аназарв, Селевкия Исаврийская, Сергиополь, Дара, Самосата, Эдесса (Урфа, упразднена после 1365). Сохранившиеся митрополии - Тир, Бостра, Амида (Диярбакыр), Апамея, Берит (Бейрут), Эмеса (Хомс), Лаодикия - утратили почти все подчинявшиеся им когда-то епископии. Оставшиеся епископские кафедры перешли в прямое подчинение Патриарху: Вероя (Халеб), Триполи , Аркадия (Аккар), Епифания (Хама), Селевкия Пиерия, Гелиополь (Баальбек), Авила, Карры, Ябруда и др. Из состава АПЦ в неск. этапов (в VIII и XI вв.) выделилась В. Иверия (Вост. Грузия), связи с к-рой в сложившихся политических условиях стали крайне затруднительными. Глава Восточно-Грузинской Церкви получил титул Католикоса и право самостоятельно поставлять архиереев. Тем не менее особо тесные отношения с Грузией сохранялись с перерывами до XVIII в. Один из архиереев АПЦ носил титул экзарха Иверии, название к-рой до сих пор входит в полный титул Антиохийских Патриархов. В ср. века в Антиохийском Патриархате существовало еще 2 Католикоса - предстоятели Церквей Ромагиры и Иринуполя (Багдада). Об истории этих кафедр известно очень мало. Слово «Ромагира» (греч. Ρωμογρις, персид. Rumagird) исследователи считают названием христ. квартала в одном из крупных городов Ср. Востока (возможно, Нишапуре). Время появления там правосл. Католикоса, юрисдикция к-рого простиралась, видимо, на земли бывш. державы Сасанидов, неизвестно; первое упоминание о нем относится к Х в., последнее - к XIV в., когда он был присоединен к титулу экзарха Иверии. Титул Иринупольского Католикоса был дарован Патриархом Илией I ок. 910 г. Иоанну, главе мелькитской общины Дар-ар-Рума (христ. квартал в Багдаде). Ок. 960 г. Патриарх Христофор определил широкую область юрисдикции Католикоса Иринуполя (греч. калька офиц. араб. названия Багдада Мадинат-ас-Салам - Город мира), оставив Ромагирскому лишь территории Хорасана и Мавераннахра. Иринупольский Католикосат еще существовал в сер. XI в.

http://pravenc.ru/text/115764.html

Алексей 21 марта 2014, 09:44 Спасибо автору. Не " политика " разделяет, а дух злобы и бес национализма - украинского национализма. Есть еще грузинский, русский, греческий... С середины февраля 2014 изменилось всё не круто, а закономерно. Денисенко необходимо было пресекать в его деяниях систематически, а не блуждать в терминах " УПЦ МП и УПЦ КП " . Никакого патриарха КП не было и нет. Это волк в овечьей шкуре. Арий 20 века. Кого может рукоположить волк? Где волку удобней, в стаде или в стае? Вот и пришла стая! И стадо захотело пастись с стаей. Всё нам позволено... Волки рассекут и разделят стадо и затем пожрут кусками. Остальные - униаты и прочие, даже и шкуры никогда не меняли. А " народ в смущении " . Верно Вы написали. В смущении национализма. Всем захотелось быть украинцами или русскими, Павловыми или Апполосовыми. Самочинными и незалежными. А коли так, то не Христовы. Следовательно достойны правления " Фоки " , со всеми вытекающими последствиями... " Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами, но только со своими врагами, а не с врагами Божиими " - Феодосий Печерский. Татиана 21 марта 2014, 04:10 Валерию- как же Вы, относяший себя к Русской Православной Церкви, можете сомневаться. что российские войска, если и придут, то только с целью принести мир на Украину? Что же Вы обманываетесь, как же Вы можете такое даже подумать, поверив той лжи, которая льётся СМИ? Одумайтесь! А иначе- зачем Вам быть частью РПЦ? Простите за резкие слова, но мне кажется, что сейчас надо хлёстко бить по мозгам заблуждающихся.Мягкие разговоры уже никак не помогают вразумить потерявшихся в потоке помоев, льющихся на Россию. Если Вы считаете себя частью Русской Православной Церкви, то Вы тоже являетесь частью той Руси, защищать которую призвана укрепляющаяся Российская армия. И когда вообще армия Россиской империи, СССР или РФ была захватчиком?! Или войска НАТО больше Вам по душе? Подумайте, помолитесь и подумайте. Простите, ради Бога! С любовью к Вам и глубочайшим уважением к тому духовному подвигу, который Вы и Ваши земляки несёте последние 20лет раскола.

http://pravoslavie.ru/69324.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

3. Православие, как ни прискорбно, недолго преодолевало это искушение модернизма и секуляризма, но вскоре было им заражено. Со стороны Православных Церквей первой сделала уступку экуменизму Константинопольская Патриархия уже в январе 1920 года своей энцикликой «Всем Церквам Христовым». В ней не только поместные Православные Церкви называются «Церкви», но это наименование совершенно равноправно впервые прилагается и к различным еретическим конфессиям. Там в самом начале говорится: «... взаимное сближение разных христианских Церквей и их общение не может быть отвергнуто из-за существующих между ними догматических различий...». Энциклика призывает работать над «подготовкой и осуществлением полного единства»; различные еретические сообщества именует «Церквами, которые нам не чужие и чуждые, но сродные и близкие во Христе и являются для нас сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе (Еф. 3: 6)». Считается, что в качестве первого практического шага в построении взаимного доверия и любви Православным Церквам необходимо усвоить новый, григорианский, календарь «ради одновременного празднования великих христианских праздников ВСЕМИ Церквами», что вскоре Константинопольская Патриархия (а позднее и некоторые другие поместные Православные Церкви) и учинила, заплатив за то дорогой ценой - внутренним расколом в Церкви и народе. Остальные Православные Церкви одно время противостояли этому жестокому искушению. В особенности Московская Патриархия выказывала известные знаки осторожности в отношении экуменизма. О том свидетельствует и Совещание епископов поместных Православных Церквей, прошедшее в Москве с 8 по 18 июля 1948 года по случаю пятисотлетия провозглашения автокефалии Русской Православной Церковью. На этом Совещании представители Александрийской, Антиохийской, Русской, Сербской, Румынской, Грузинской, Болгарской, Польской, Чехословацкой и Албанской Церквей отвергли участие во bceмiphoм экуменическом движении и в только что созданном ВСЦ, осудив его как ересь.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/17/...

— Как Вы полагаете, откуда у Патриарха Варфоломея информация, будто у Русской Церкви есть епископ в Абхазии и Южной Осетии? — Возможно, от некомпетентных советчиков? Я ознакомился с грузинским интервью и неавторизованным английским переводом, но греческая речь самого Патриарха на записи плохо слышна. Если Патриарх Варфоломей действительно так сказал, то это заблуждение. У Русской Церкви нет никакого епископа ни в Абхазии, ни в Южной Осетии. Мы давно заметили, что Константинопольская Патриархия бывает плохо информирована — например, по украинскому вопросу. — А что с информированностью по украинскому вопросу? — О том, что у части признанных им раскольников на Украине не было апостольской преемственности, Патриарху Варфоломею, как я слышал, своевременно не сообщали его советники. А наши сообщения на эту тему либо не доходили до Патриарха, либо им игнорировались. На Украине он «восстановил в сане митрополита Львовского» — бывшего женатого протоиерея, который до своего ухода в раскол ни митрополитом не был, ни Львовской кафедры не занимал. Доклады и документы, официально и неофициально публиковавшиеся в защиту вторжения Константинополя на Украину, содержат ряд грубых ошибок в области истории и устройства внутренней жизни Русской Церкви. Думаю, и в этом случае речь идет о каком-то недоразумении, о плохой информированности первого лица. Либо же об очередной пропагандистской мифологеме — в духе басни о «Третьем Риме» и о нашем якобы стремлении к «мировому господству». — Есть ли, на Ваш взгляд, для Константинополя возможность исправить ситуацию? — В русском языке есть поговорка: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Если мы хотим восстановить единство Православия, нам нужен диалог. В августе 2018 года Святейший Патриарх Кирилл приезжал в Стамбул: он предлагал Патриарху Варфоломею не спешить с выводами, но совместно и на весомой научной основе изучить украинский церковный вопрос. К прискорбию для всего Православия, Патриарх Варфоломей тогда сказал, что у него нет на это времени.

http://patriarchia.ru/db/text/5809556.ht...

Vol. 1. P. 215-227; eadem. Reliefs on Georgian Stelae within the System of Early Byzantine Arts//Acts: 18th Intern. Congr. of Byzantine Studies: Select. Papers. Moscou, 1991. Shepherdstown (WV), 1996. Vol. 3: Art History, Architecture, Music. P. 171-179; eadem. Stèles géorgiennes en pierre. Lugano, 1997; она же. Каменные кресты Грузии. Тбилиси, 1998; eadem. Early Medieval Stelae in Georgia in the Contexte of East Christian Art//Ancient Christianity in the Caucasus. Richmond, 1998. P. 83-96. (Iberica Caucasica; 1); eadem. Remarques sur l " iconographie de la Crucifixion sur les stèles géorgiennes du Haut Moyen-Âge//Byz. 2000. T. 70. Fasc. 1. P. 91-104; она же. Фрагмент стелы из селения Сацхениси//ПКНО, 2000. М., 2001. С. 167-177. К. Мачабели Фрагмент мозаики пола церкви в Бичвинте. IV–V вв. Традиция украшения церковного интерьера изображениями известна в Грузии с раннехрист. периода. Один из древнейших образцов - мозаики V в. пола кафедрального собора в Бичвинте (совр. Пицунда), обнаруженные при археологических раскопках. Подобно совр. им памятникам христ. Востока, на этих мозаиках представлены в основном символические образы и орнаментальные мотивы. Первые образцы христ. монументальной живописи - настенные мозаики и фрески - известны с VI-VII вв. Монументальный декор Джвари (586/87-604), Цроми (30-е гг. VII в.), Тетри-Удабно (VII-VIII вв.) органически сочетался со строгим, классическим стилем раннесредневек. зодчества. До кон. Х в. живопись украшала только главные части интерьера груз. храмов, алтарь и купол, др. части оставались без декора. Искусная каменная кладка с чередованием горизонтальных и вертикальных рядов, теплый цвет камня в сочетании с монументальной живописью составляли единое художественное целое. С раннего периода сложились 2 вида декора: т. н. аниконический, включавший только символические образы, орнаментальные мотивы и надписи (напр., 1-й слой декора Атени Сиони, VII в.), и фигуративный, с образами святых. В выборе изображений и богословской программы груз. раннесредневек. росписи в значительной мере восходят к монументальному искусству Св. земли. Одна из главных идей, воплощенных в мозаиках и фресках той эпохи,- это непреходящее величие Иисуса Христа. Важнейшей частью монументального декора было помещаемое в сфере купола рельефное изображение креста, нередко покрытое росписью. Иконоборческое движение, охватившее в VIII-IX вв. большую часть восточнохрист. мира, не коснулось Грузии, где устойчивость традиции поклонения иконам ярко выражена в непрерывном развитии художественного творчества раннего средневековья. Фактически неизменными остались те древнейшие темы и образы христ. искусства, большинство к-рых оказались забытыми в этот и последующие периоды в Византии. Распятие. Роспись церкви мон-ря Саберееби. IX–X вв.

http://pravenc.ru/text/168199.html

К рубежу XII и XIII вв. относятся купольные церкви в Кинцвиси и в Тимотесубани, по пропорциям, пространственной композиции и масштабу схожие с вышеназванными, но построенные из кирпича и имеющие простые, без украшений, фасады. В интерьерах этих храмов сохраняются монументальные росписи того же времени. Наряду с купольными в этот период строили церкви зального типа (Саорбиси, 1152; Магалаанти, XII в.; Гударехи, XIII в.), богато украшенные орнаментом. Особое место в зодчестве этой эпохи принадлежит высеченной в скале обители Вардзиа, строительство к-рой связано с именами груз. царя Георгия III и его дочери св. царицы Тамары. Комплекс занимает более 500 м плоскости скалы, состоит из 600 помещений, расположенных в 5, 6, 7, иногда в 13 ярусов. Пещеры составляют жилые ячейки; этажи связывались между собой потайными ходами и люками. В состав ансамбля помимо множества келий входят конюшня, трапезная, погреб, зал собраний, имеющий великолепную акустику, предположительно аптека и т. п., а также комната св. Тамары. В обители был родник, действовала водопроводная система. Единственные наружные сооружения мон-ря - колокольня XIII в. и 2-арочный портик главной Успенской ц. (зального типа, стены полностью покрыты росписью XII в.). К X-XIII вв. относятся редкие образцы груз. гражданского зодчества. Кроме Гелатской академии сохранились руины здания Икалтойской академии (XII в.) в Кахети. Археологические раскопки выявили следы значительных средневек. городов (Рустави, Самшвилде, Дманиси). Сохранились и строения, входившие в монастырские ансамбли: трапезные и подсобные помещения (в мон-рях Уравели, Агара, Ошки, Опиза, Шиомгвиме), а также великолепные арочные мосты (Беслетский в Абхазии, Дандалойский в Аджарии, Рконский в Картли и др.). Важнейшим памятником можно считать дворец в Гегути, от к-рого сохранился только большой зал. В средневек. Грузии важным видом зодчества являлись фортификационные сооружения. В сер. XIII в. завершился последний период расцвета груз. зодчества. Конец XIII - начало XIV в.- время политического и культурного упадка Грузии. Утонченная, рафинированная архитектура предшествующей эпохи утратила единый характер, завершенность, великолепие декоративного оформления, появились признаки эклектизма, рисунок стал дробным и неуверенным; с XIV в. понизилось профессиональное мастерство зодчих. Тем не менее в этот период строили храмы, к-рые сохраняли лучшие художественные традиции предшествующего столетия.

http://pravenc.ru/text/168199.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010