Он говорит далее: „из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя”. Когда же было это? Совершенно верно говорит наш экзегет проповедник, что „надобно быть какому-нибудь чрезвычайному случаю, чтобы псалмопевец мог произнести эти слова”. „Когда и где Владыка и Творец неба и земли в устах юных и грудных детей устроил себе хвалу”? Сокрытый во мраке прошедших времён, этот исторический случай, бывший одним из доводов к составлению 8 псалма, открывается в аналогичном ему, в котором он нашёл своё исполнение. А этот последний указан в Новом Завете. Сам Мессия Иисус объяснил слова 3 стиха, как сказанные о Нём и в частности о том факте Его жизни, когда дети еврейские восклицали в храме: „осанна сыну Давидову”! Первосвященники и книжники, пред которыми Иисус Христос сделал применение к Себе этого псаломского места, не нашлись тогда ничего сказать против этого. Поэтому можно предполагать, что и они также видели в этих словах не одно только бесцельное указание на прошедшее ( Мф. 21:14–16 ). Боль, как было показано, видит здесь указание на только что рождённого Соломона и Израильтян его сверстников, но это предположение не оправдывается нисколько содержанием стиха. Равным образом не заключается исторического основания для изречения этих слов в факте победы Давида над Голиафом, как думал Сакк 391 , ни в 1Цар. 21:11 , где упоминаются отроки совершенно в неприложимом сюда случае, ни в 1Цар. 30:1–2 , где идёт речь об избиении детей израильских в Секелаге. Невозможно понимать 3 ст. и о Давиде, в его отношении к старшим братьям, пред которыми он был предпочтён в избрании на царство, как бы желалось одному из наших учёных 392 . Ни к чему не приводят и другие попытки исторического объяснения 3-го стиха 393 . Мысль 3-го стиха, как говорит Гупфельд, „та, что величественное имя Божие, ясно открывающееся на небе и на земле, так же возвещается и защищается против безбожных в лепечущих устах не говорящих”. Но разве в показанном прославлении Иисуса Христа, может быть, едва лепечущими детьми, прославлявшими Его в то время, когда первосвященники и книжники вознегодовали на Него, – не проявилась известного рода защита дела Божия против нечестивых?! При этом понимании даже представляется менее затруднительным допустить мессианское прообразовательное значение 3-го стиха, нежели при буквальном его понимании, потому что по псалму возвещают хвалу младенцы и грудные дети, между тем как Иисуса Христа прославляли дети ( παιδα), которые могли говорить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Последний период жизни человека – старость; однако старость может быть как короткой, так и продолжительной. Господь по молитвам святых может продлить время существования мира – старость мира, но все равно это время будет называться последним. Поэтому не старайтесь угадать сроков и рожайте детей, сколько вам Господь пошлет. «Горе питающим сосцами в те дни» – трудно придется тем, у кого будут грудные дети; однако горе не означает вечной погибели ни для родителей, ни для детей. Во все времена до Второго пришествия Христа будут погибающие и спасающиеся. Если долгое время нет ребенка Периодически накатывает отчаяние: уже 28 лет, а ребенка нет до сих пор. С одной стороны, успокаиваюсь, что на все воля Божия, с другой – не всегда справляюсь с унынием. Иногда Господь долгое время не дает ребенка, чтобы родители стали более духовными и освятили будущего ребенка своей молитвой. Мне 33 года, с мужем в браке более 6 лет. Безумно хотим иметь детей, но Господь не дает. Один раз забеременела, но потеряла ребенка. Все чаще впадаю в уныние... Если врач предложит ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение), что делать? Лучшие молиться и уповать на промысл Божий, чем заниматься манипуляциями в этой области, последствий которых мы не знаем и не можем учесть. Нередко в благочестивых семьях дети рождались через продолжительное время, и эти дети были освящены многолетними молитвами. Кому молиться о даровании ребенка У нас с мужем нет детей уже 9 лет. Какую молитву лучше читать, чтобы у нас были дети? Молитесь преподобному Давиду Гареджийскому о даровании ребенка. На моем сайте есть статья о преподобном в разделе «Жемчужины Церкви», называемая «Луч духовного света». О недопустимости присутствия мужа при родах Существует ли в православной традиции сформировавшаяся точка зрения о присутствии мужа при родах? В православной традиции всегда считалось недопустимым присутствие мужа при родах жены. Христиане должны соблюдать целомудрие, как в безбрачной; так и в семейной жизни. Присутствие мужа при родах – это изобретение нашего либерального и нигилистического времени. Можно ли крестить ребенка дома?

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Но все по «бабьей брехне» бежали, смотрели, плакали и радовались! Уже одни эти слёзы, слёзы искренней радости, показали мне, как я здесь был нужен. А что было дальше в течение дня?! Как русская душа постаралась от батюшки взять всё, что только ей хотелось!.. И с какой радостью сердце моё рвалось всё это им дать!.. В церкви, правда ещё не освящённой, а лишь пред войной построенной, «полиция». Где же будем молиться? После некоторого совещания выбрали избу Кузьмы Евфимова, хозяйка которого Марина и побежала всё приготовлять для молитвы. А я той порой намечал себе, что же я должен сегодня сделать? Чем я должен утешить этих русских, истинно забытых сирот!.. Вижу, есть грудные дети... Вероятно, есть некрещёные. Вот, думаю, первое дело... – «Тётушки, а некрещёные дети есть у вас?» – «Ой, батюшка! Да уж в тайгу за ягодами ходят, а всё ещё не крещены! Это Бог тебя прислал к нам, кормилец наш! А если бы, чего не дай Бог, да умерли некрещёными?.. Да по смерть сего греха не отмолить бы! Глаза все выплакали бы!..» И опять слёзы!.. А ведь слёзы – заразительны!.. «У кого же дети некрещёные?..» – «Да у меня – Федька, пятый годок; у Мусатова – Антошка, пятый годок; у Суворова – Павлушка, на четвёртом году»... Всех оказалось шестеро! Однако всем уже даны христианские имена... Я распорядился найти чистую кадку, вымыть её и приготовить воду. Да и детей хорошенько вымыть. Шесть лет не был здесь священник... А люди-то, кроме детей да частию жен, ссыльные... «Исповедь, вероятно, им нужна», – рассуждаю я... «Конечно, братцы, вы все должны будете исповедаться; а кто достоин будет, тех я и Святых Таин приобщу», – предлагаю я. «Родимый наш! Да есть у нас по 18 лет «на духу» не бывшие! Живём что гиляки! Грешим, а душу открыть некому! Вот моя девка-то: «А что я батюшке сказывать-то буду на духу?» – спрашивает. – Забыла, как и исповедаются-то! А ведь 16-й год ей пошёл!..» Я распорядился, чтобы все, кто сегодня думает принять Святое Причастие, отнюдь ничего не пили, не ели, не курили. Вместе помолимся усердно, и Господь, видя наше желание и усердие, и один день нашего говения не отринет!..

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Набрав копеек, мальчик возвращается с красными, окоченевшими руками в какой-нибудь подвал, где пьянствует какая-нибудь шайка халатников , из тех самых, которые, «забастовав на фабрике под воскресенье в субботу, возвращаются вновь на работу не ранее как в среду вечером». Там, в подвалах, пьянствуют с ними их голодные и битые жены, тут же пищат голодные грудные их дети. Водка, и грязь, и разврат, а главное, водка. С набранными копейками мальчишку тотчас же посылают в кабак, и он приносит еще вина. В забаву и ему иногда нальют в рот косушку и хохочут, когда он, с пресекшимся дыханием, упадет чуть не без памяти на пол, …и в рот мне водку скверную Безжалостно вливал… Когда он подрастет, его поскорее сбывают куда-нибудь на фабрику, но всё, что он заработает, он опять обязан приносить к халатникам, а те опять пропивают. Но уж и до фабрики эти дети становятся совершенными преступниками. Они бродяжат по городу и знают такие места в разных подвалах, в которые можно пролезть И где можно переночевать незаметно. Один из них ночевал несколько ночей сряду у одного дворника в какой-то корзине, и тот его так и не замечал. Само собою, становятся воришками. Воровство обращается в страсть даже у восьмилетних детей, иногда даже без всякого сознания о преступности действия. Под конец переносят всё — голод, холод, побои, — только за одно, за свободу, и убегают от своих халатников бродяжить уже от себя. Это дикое существо не понимает иногда ничего, ни где он живет, ни какой он нации, есть ли Бог, есть ли государь; даже такие передают об них вещи, что невероятно слышать, и, однако же, всё факты. II. Мальчик у Христа на елке Но я романист, и, кажется, одну «историю» сам сочинил. Почему я пишу: «кажется», ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне всё мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз. Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

К сказанному Котреллом добавлю ещё два замечания относительно библейского контекста, в котором находится данное слово. (1) Апостол Пётр, в 1-ом своём послании употребивший это спорное слово, которое некоторые переводят как «обещание», во 2-ом послании пишет: «Обещают им свободу, будучи сами рабы тления» ( 2Пет. 2:19 ). Здесь мы видим совершенно бесспорный случай употребления Петром глагола «обещают» (в смысле именно обещания, а не чего-то иного). И какое же греческое слово он использует в данном случае? Слово παγγελλμενοι [эпангелломени], ничего общего не имеющее с «эперотима». Странно, если один и тот же Пётр, имея в виду «обещание» , пишет слово «эперотима», а имея в виду «обещают» , пишет совершенно другое слово – «эпангелломени». Логичнее предположить, что у Петра «эперотима» к «обещанию» не имеет никакого отношения, что это всё-таки «вопрошение», тем более что, как мы видели выше, именно так его понимают сами греки, которые в собственном языке разбираются куда лучше и протестантских, и синодальных переводчиков. (2) Поскольку речь идёт о доброй совести, то следует поставить вопрос: а можем ли мы в принципе обещать Богу добрую совесть? И что значит «добрая совесть»? «Добрая», значит – «чистая». Но каким образом совесть очищается? «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел» ( Евр. 9:14 ). А если именно Кровь Христа очищает совесть, то, обещая Богу иметь чистую совесть, мы тем самым говорим ни что иное, как это: «Господи, обещаю Тебе, что Ты очистишь мою совесть». Это подобно тому, как если бы нищий бомж сказал какому-нибудь богачу: «Обещаю тебе, что ты приведёшь меня к себе, вымоешь меня в своей сауне и оденешь в светлые одежды». Интересная была бы ситуация… Просить Христа, чтобы Он Своей Кровью очистил нашу совесть, – это понятно; но как понять того, кто обещает Богу то, чего не способен достичь своими усилиями, что может и должен только просить у Бога? Может возникнуть вопрос: хорошо, крещение – это просьба о доброй совести, но способны ли дети обратиться к Богу с такой просьбой? Формально, внешним образом – нет, но внутренне, по сути, – да. Пророк Иеремия говорит: «Дети и грудные младенцы умирают от голода среди городских улиц. Матерям своим говорят они: “где хлеб и вино?”» ( Плач. 2:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eperotim...

Режим дня Предлагаемый в педагогической литературе режим дня на каждый возрастной период жизни ребенка – с точным расписанием времени кормлений, сна, бодрствования и прогулок – бывает достаточно трудно соблюсти в реальной жизни. Во многом приходится согласовываться с укладом семьи, но самое главное – режим необходимо вырабатывать прежде всего в зависимости от особенностей ребенка и не бояться при необходимости отступать от него. Некоторые врачи и психологи доказывают, что малыши часто становятся беспокойными, плачут из-за того, что им мешают выработать собственный ритм: когда спать, есть, а позднее – когда играть, садиться на горшок и прочее. Грудные дети, когда они здоровы, обычно едят, спят и бодрствуют столько, сколько необходимо их организму. Прогулки Дети первых месяцев жизни могут находиться на воздухе до 5 ч в сутки, но приучать их к прогулкам надо постепенно. В морозы, не превышающие 10 °С, допустимо гулять 2 раза в день по 20–30 мин, в более теплые зимние дни – по 45–60 мин. До 6 месяцев малыша заворачивают для прогулок в одеяло, оставляя открытым только лицо. Одевать ребенка надо в соответствии с погодой, обращая внимание на его поведение: если ему холодно, то он будет сжиматься, не станет играть и двигаться. Если малыш перегрелся, то он будет капризничать и вести себя беспокойно. Надо помнить, что, вспотев, ребенок может быстрее простудиться. Одежда К концу 1го – началу 2го месяца пеленки можно сменить на ползунки – теплые или тонкие, в зависимости от окружающей температуры. Если прохладно – на ползунки надеть носочки, а во время летней жары ножки лучше оставлять голенькими. Бодрствовать малыш может в распашонке, на которую надевается легкая или (по погоде) теплая кофточка, плотно прилегающая к шее и к запястьям. Такой костюм способствует развитию движений ребенка. В любое время года при каждом переодевании, если комнатная температура 20–22 °С, ребенка можно оставлять без одежды до 3–5 мин в проветренном помещении. Летом при температуре не ниже 22 °С и безветрии это можно делать и на улице через 1,5 ч после сна и еды, но не под прямыми лучами солнца.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-mama...

В половине восемнадцатого столетия во Франции явился ученый именем Руссо, который измыслил такое учение о воспитании детей, которое причинило очень много существенного вреда целым тысячам несчастных детей. Он учил именно, что дитя появляется на свет совершенно добрым и ничуть не испорченным. Поэтому стоит только дитя предоставить самому себе, и оно непременно останется цельным, неповрежденным, добрым. Воспитание не только не необходимо, но даже вредно. Когда дитя подвергается воздействию на него воспитателей, родителей и учителей, то оно чрез это становится хуже, портится. Только чрез воспитание, говорит Руссо, привходят все дурные наклонности и страсти в совершенно невинную и неиспорченную натуру дитяти. Как ложно и превратно такое учение, в этом убеждает нас и опыт, и божественное Откровение. Руссо, а с ним и многие другие вольнодумные, неверующие педагоги говорят, что дитя от природы неиспорченно. Но ежедневный опыт решительно ниспровергает такой взгляд и учит нас совершенно противному. Из этого опыта мы видим, что совершенно маленькие, еще грудные дети, которые никем не могли еще быть испорчены, имеют уже свои значительные недостатки и дурные качества. И они уже бывают иногда и самолюбивы, и упорны, и капризны. и вспыльчивы, и раздражительны. Есть дети, которые от природы имеют наклонности к лености, другие ко лжи и обману, одни к изнеженности и чувственности, а другие к лакомству и воровству. Но что можно усматривать таким образом из ежедневного опыта, это подтверждает и божественное Откровение. Именно последнее учит нас, что дитя появляется на свет зараженным наследственным грехом и что чрез этот наследственный грех природа дитяти испорчена и склонна более ко злу, чем к добру. Следовательно, эту наклонность ко греху и злу дитя имеет в себе самом, а не извне получает ее. Правда, то же христианское Откровение учит нас и тому, что душа дитяти очищается от первородного, наследственного греха и освящается во Святом Крещении; но ослабляемая в этом крещении наклонность ко греху отнюдь, однако, не уничтожается и не искореняется совершенно. Итак, и опыт, и Откровение учат нас, что дитя появляется на свет не с совсем доброю и неповрежденною природою, но с испорченною, предрасположенною ко злу. А отсюда следует, что дитя не должно оставаться без воспитания: напротив, чтобы из него вышло нравственное и добродетельное существо, оно непременно должно подвергаться доброму воздействию на него со стороны воспитателей. Греховную наклонность дитяти необходимо подавлять и направлять к добру.

http://azbyka.ru/semya/pravoslavnye-brak...

И никто не может. Такого порога нет. Сколько бы мы ни делали, этого будет недостаточно. Но это мои земляки, мои соседи. Мои одноклассники. Это судьбы, которые со мной лично связаны. И вся моя команда все эти годы настроена была так, что, если заходила речь об этих людях, мы бросаем все и принимаем необходимые решения, как бы трудно они ни давались. И будем продолжать это делать. Независимо от того, десять лет прошло или 12. Когда говорят о десятилетии трагедии, имеют в виду еще и то, что в этом году выпускниками стали те дети, кто тогда, во время теракта, пошел в первый класс. Это целая эпоха. Не совсем так. Были первоклассники, которые пошли тогда в школу. А были там и грудные дети, и они тоже будут когда-то выпускниками. Я думаю, моей жизни не хватит, чтобы увидеть самого маленького ребенка, который через все это прошел и для которого все сделано. Они будут жить, а нас не будет, они будут жить с этим горем, с этой памятью, а нас уже закопают. У этой трагедии нет срока давности. Но мы понимаем, что нужно жить, идти вперед, что-то делать, и вся страна, и руководство страны идет навстречу. Квоты в высшие учебные заведения для детей Беслана будут сохраняться? Там ситуация меняется, но я регулярно обращаюсь к ректорам вузов, в которых квот нет, или в Министерство образования России, и, как правило, этот вопрос решается. И за это тоже спасибо всем, кто идет навстречу. Вы, наверное, миллион раз анализировали те события. Чего хотели террористы? Есть мнение, что в Беслане тогда попытались вбить новый клин, начать новую войну на Кавказе — между осетинами и ингушами. Что вы думаете о таком возможном мотиве? Судя по тому, как вели себя эти уроды, не было у них никаких великих политических способностей, никаких клиньев они не собирались вбивать. Они, как собаки, получили от кого-то команду «фас» и пошли в Осетию. А вторую команду им уже никто не дал, они сами повели себя, как могут повести себя трусы и последние подлецы. Расправились с детьми и женщинами. Я не думаю, что у них какие-то большие планы были. По крайней мере, в тех записках, которые они писали с какими-то требованиями, ничего разумного не было: «Остановить войну в Чечне».

http://pravmir.ru/glava-severnoy-osetii-...

Когда это происходило таким образом, и ученики ликовали о всех знамениях, которые видели, и говорили: благословен грядый во имя Господне ( Ин. 12:13 ), а на небе: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение ( Лук. 2:14 ), и младенцы и народ сами собою, единогласно, как бы едиными устами восхваляли и единодушно взывали: осанна Сыну Давидову: благословен грядый во имя Господне: осанна в вышних ( Матф. 21:9 ), – потрясеся весь град, глаголя: кто есть сей (–21:10)? О, безумие лживых учителей! Дети узнали Создателя, а отцы говорят: кто есть сей? Юный возраст восхвалил Бога, а старцы спрашивали: кто есть сей. Грудные младенцы хвалили Бога, а старцы хулили; дети воздавали честь, а старцы – бесчестие; отроки покланялись, а а священники негодовали. О, неверующие предречению праведников! Обратите сердца ваши к детям вашим, спросите их и научитесь тайнам Божиим. Возвеселитесь вместе с детьми вашими; да будет у вас радостная песнь детей ваших; научитесь у них благочестию; узнайте, кто из учителей их научил их этим песням, или кто наставил их, и какое это новое богословие, – и уразумейте, что об этом написано в законе. Итак, удвойте радость, поскольку вы удостоились быть отцами таких отроков, которые, будучи наставлены Богом, воспели то, чего не ведали старцы; обратите сердца свои к детям вашим и не закрывайте очей ваших от истины. Если же вы не разумеете этого, то вы неразумнее младенцев: они будут судьями вам, по слову Господа ( Матф. 12:27 ). Посему хорошо о вас провозвестил Исаия пророк, говоря: не ныне постыдится Иаков, ниже ныне лице свое изменит Израиль. Но егда увидят чада их дела Моя, Мене ради освятят имя Мое, и освятят Святаго Иаковля, и Бога Израилева убоятся. И уразумеют заблуждающии духом смысл, и ропщущии научатся послушати, и языцы немотствующии научатся глаголати мир ( Ис. 29:22–24 ). Слышишь ли, безумный иудей, как в начале речи Пророк со Отцем говорит о неверии вашем? Научитесь от него, как он называет богопреданною песнь детей ваших, о которой и блаженный Давид предсказал, говоря: из уст младенец и ссуших совершил еси хвалу.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Антифат – 1) прорицатель сын Мелампа; 2) царь лестригонов; 3) итакиец, друг Одиссея. Вправо ли птицы несутся… или налево… – При гадании по птицам правая сторона считалась благоприятной, левая – неблагоприятной. Грудные забрала — брустверы. Около трубки — в том месте, где медный наконечник соединялся с древком. Ментор – сын Алкима, сверстник Одиссея и его ближайший друг в Итаке. Приняв его образ, Афина опекает и наставляет Телемаха во время его поездки по Греции; поэтому слово “ментор” стало нарицательным для обозначения авторитетного наставника. Панцирей, вновь уясненных — снова начищенных до блеска. Кассандра – дочь Приама, прорицательница, получившая дар пророчества от Аполлона. Однако когда она отвергла его любовь, Аполлон сделал так, что люди перестали верить пророчествам Кассандры, хотя они и были всегда правдивы. Пленница Агамемнона, погибшая вместе с ним от рук Клитемнестры и Эгиста. Минос – сын Зевса и финикийской царевны Европы, которую похитил Зевс, приняв образ быка. Минос отличался чрезвычайной мудростью и справедливостью, за что после смерти был сделан судьею в царстве мертвых. Минос – дед Идоменея, вождя критян под Троей. …гнев он всегдашний питал на Приама. – Эней является представителем младшей ветви царей Трои, лишенных царской власти, поэтому он находится как бы в оппозиции к Приаму. Некоторые варианты легенды о спасении Энея после гибели Трои содержат и прямые указания на его сношения с врагами. Амфион и Зефос (Зетос) – братья-близнецы, дети Зевса и Антиопы, дочери речного бога Асопа. Оба царствовали в Фивах, воздвигли стены вокруг города: Зефос, богатырь и силач, подносил на руках огромные камни; Амфион, искусный музыкант, заставлял их звуками своей кифары двигаться и складываться в стены. Другой Амфион – царь беотийского города Орхомена, дед Нестора. Эриопа – жена Оилея, мать “быстроногого” Аякса. Быстрый Аякс пылал не отстать от могучего брата.  – Быстрый Аякс – Аякс, сын Оилея. От могучего брата – от Аякса, сына Теламона, который назван в подлиннике по имени. Гнедич единственный раз в своем переводе допустил подобную ошибку, назвав обоих Аяксов братьями.

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/?f...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010