— Каким запомнилось служение преемника владыки Филарета по Гродненской кафедре и вашего предшественника, архиепископа Артемия (Кищенко)? — При архиепископе Артемии были открыты практически все храмы, которые закрыла советская власть. Появились новые приходы. В одном только Гродно было зарегистрировано больше десяти приходов. Сейчас у нас в Гродно 19 приходов, последние два были открыты при мне, и для нас этого количества уже достаточно, чтобы охватить весь город. Владыка Артемий большое внимание уделял духовному образованию. Священники как минимум должны были иметь семинарское образование, а городские священнослужители — академическое. На приходах открывались воскресные школы, церковные библиотеки. Без строительства храма не может быть развития церковной жизни — Какие основные направления в деятельности епархии Вы выделяете сегодня? — Важнейшим направлением является строительство и реставрация храмов. Многие, побывав первый раз в Гродно, говорят, что это город, полный костелов. Мы всегда обращаемся к истории и подчеркиваем, что одна из древнейших церквей Беларуси — Борисоглебская (Коложская) церковь на берегу реки Неман — находится именно у нас, а Гродно — древний православный город. В определенное историческое время некоторые храмы переходили из рук в руки, то есть были костелами, как, например, Никольский храм Волковыска или церковь-крепость Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Мурованка Щучинского района. Другие были разрушены: в 1938 году в Гродно разобрали Александро-Невский храм, а в 1961 году взорвали Софийский собор. В Великую Отечественную войну сильно пострадал гродненский Борисоглебский монастырь. Его не стали восстанавливать, а снесли. После открытия епархии в 1992 году началось интенсивное храмовое строительство. В Гродно были возведены храмы в честь Собора всех Белорусских святых в Вишневце, блаженной Ксении Петербургской в микрорайоне Южный, святителя Николая Чудотворца, Усекновения главы Иоанна Предтечи. Ряд храмов еще строится. Реставрируются храмы — памятники архитектуры. Сейчас продолжается реконструкция церквей-крепостей в деревнях Мурованка и Сынковичи. На воссоздание церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Мурованке средства были выделены Фондом Президента Беларуси. Она имеет 500-летнюю историю и, как и церковь Архангела Михаила в Сынковичах, представляет собой уникальный храм оборонного типа, памятник готическо-ренессансной архитектуры.

http://patriarchia.ru/db/text/6087407.ht...

Грубер Еварест Андреевич – попечитель Белорусского учебного округа. Дебольский Г. С. – протоиерей автор книги «Дни богослужения». Деревинский – ксендз Виленского, Ивановского костела. Дмитревский – протоиерей преподаватель Литовской Духовной семинарии, член Литовской духовной консистории, после ректор Рижской духовной семинарии. Дмоховский Казимир – исправляющий должность председателя римско-католической духовной коллегии, епископ-суфраган Курляндский. Добрянский – священник в Галиции. Долгоруков Николай Андреевич – князь Виленский, военный губернатор и Гродненский, Белостокский и Минский генерал-губернатор. Донат (Бабинский) – епископ Брестский, Ковенский, Рижский, Подольский, архиепископ Литовский. Дорендов Василий – раскольнический наставник, после единоверческий священник при Каролишской церкви Ковенской губернии. Дорошевский – священник Жоснянской церкви. Дрейзен Павел Иоанникиевич – раввин еврейский, после православный миссионер среди евреев. Друцкий-Любецкий – князь, присоединившийся к православию. Друцкий-Соколинский – князь помещик-католик. Евгений (Бажанов) – епископ Минский, после архиепископ Карталинский, Астраханский, Псковский. Евгений (Шершилло) – епископ Брестский, Ковенский, Минский, Астраханский, Ставропольский, Могилевский. Евсевий (Ильинский) – епископ Ковенский, Подольский архиепископ, Карталинский, Тверской. Евсевий (Орлинский) – архиепископ Могилевский. Егоров – московский купец. Жилинский Венцеслав – Виленский римско-католический епископ. Жукович Платон Николаевич – профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Заводская – крестьянка Волковысского уезда. Замойский – граф, владелец имения в с. Николаеве. Захаревич Стефан – секретарь Литовский духовной консистории. Захарьин Иван Николаевич – мировой посредник. Зосимович – священник Тельшевской церкви. Зенкович Лев – священник вице-благочинный Ошмянский. Ивановский Михаил – священник Молодечненской церкви и благочинный. Иванов – дворянин. Игнатий (Железовский) – архимандрит Гродненского Борисоглебского монастыря епископ Брестский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

1) Антоний Зубко, уроженец Витебской губернии, магистр богословия. С 1809–16 учился в Полоцкой греко-униатской духовной семинарии, 1816–18 – в Полоцкой иезуитской академии, а 1818–22 – в Виленской главной семинарии. 1822–25 состоял преподавателем Полоцкой семинарии, по рукоположении в 1824 во священника, и с прохождением одновременно должности члена Полоцкой консистории. В 1825 назначен асессором униатской коллегии, а в 1828 – ректором Литовской духовной семинарии, каковую должность проходил с 1828–34 в сане протоиерея, а с 1834–36 в сане уже епископа Пинского, викария Литовской греко-униатской епархии. В последней должности состоял и после воссоединения униатов до 28 января 1840, когда был назначен епископом Минским. 6 апреля 1841 возведен в сан архиепископа, а 1 марта 1848 уволен на покой и скончался 15 февраля 1884 в Пожайском монастыре, Ковенской губернии, спустя несколько дней, после празднования своего пятидесятилетнего юбилея. Как ректор Литовской духовной семинарии, пр. Антоний оказал большие услуги для церкви, потому что был вполне предан мысли о необходимости воссоединения униатов с православною церковью и старался самое преподавание наук в семинарии поставить в такое положение, чтобы оно облегчало путь к этому воссоединению. 21 2) Преемником пр. Антония по Брестскому викариатству и после по Минской кафедре был Михаил Голубович, уроженец Гродненской губернии, доктор богословия и церковного права. По окончании курса в Виленской главной семинарии, он с 1828–29 состоял инспектором новооткрытой Литовской духовной семинарии. С назначением его ассесором Литовской духовной консистории, остался при одной должности преподавателя семинарии и проходил оную до 1831. 8 сентября 1839 рукоположен во епископа Пинского, с переименованием 28 января 1840 во епископа Брестского. 1848–68 состоял епархиальным начальником Минской епархии, с возведением в 1853 в сан архиепископа. 23 января 1868 уволен на покой в Жировицкий монастырь, где и скончался 6 марта 1881 года. 3) Па место пр. Михаила был назначен епископам Брестским архимандрит Игнатий Железовский, уроженец Гродненской губернии, кандидат главной Виленской семинарии, в которой окончил курс в 1829 После того занимал должность учителя в духовных училищах, с 1832 по 4 марта 1839 – смотрителя в оных, а затем состоял инспектором Литовской духовной семинарии. 20 апреля 1848 назначен епископом Брестским, в каковой должности состоял по 27 июня 1870, когда был уволен на покой в Гродненский Борисоглебский монастырь, где и скончался 31 марта 1872. Об административных способностях пр. Игнатия митрополит Иосиф был невысокого мнения, но ценил его скромность и набожность. 22

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Игнатий, епископ Брестский, викарий Литовской епархии (Желязовский Яков Леонтьевич) Родился 20 января 1802 года в семье священника села Сехновичи Кобринского уезда Гродненской губернии. С 1812 по 1821 год учился в Брестском дворянском училище. 26 октября 1824 года в Тороканском Троицком монастыре пострижен в монашество. В 1825 году поступил в Виленскую духовную семинарию. 27 мая 1826 года рукоположен во иеродиакона, а 30 мая – во иеромонаха. В 1829 году окончил курс Главной духовной семинарии при Виленском университете со званием кандидата; 7 марта того же года назначен учителем в Лаврашский монастырь. 5 июля 1830 года переведен в Кобринское уездное училище. 21 марта 1832 года назначен смотрителем училища. 28 декабря 1833 года переведен в Супрасльское духовное училище. 12 февраля 1839 года подписал вместе с Иосифом Семашко (бывшим епископом униатским) и другим духовенством акт о воссоединении униатов с Православием; в том же году 4 марта назначен инспектором Литовской духовной семинарии, а 20 декабря возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Гродненского Коложского (Коложанского) Борисоглебского монастыря. 20 мая 1848 года хиротонисан во епископа Брестского, викария Литовской епархии. 27 июня 1870 года уволен на покой в Гродненский Борисоглебский монастырь. Скончался 31 марта 1872 года в г. Гродно, погребен в кладбищенскойцеркви. Преосвященный Игнатий, по воспоминаниям современников, человек кроткого и благородного характера, благонамеренный и благонравный. Он был из базилиан, но без их иезуитства. Всю свою жизнь он посвятил Церкви и родной Литовской епархии. Благоговейно преданный митрополиту Иосифу Семашко , он был его энергичным помощником в деле присоединения униатов к Православию и остался беззаветно преданным ему до смерти. Благодаря неустанной деятельности преосвященного Игнатия, духовенство и все население Гродненской епархии сбросило с себя все польское, католическое, униатское, что веками насаждалось усилиями врагов Православия. Во все время своего святительства и даже в старости, уже больной и изнемогающий епископ Игнатий с постоянной твердостью и настойчивостью требовал от духовенства деятельного и просветительного пастырского служения, аккуратного и правильного совершения богослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

8) В 1703 г. на смоленскую кафедру посвящен был Гедеон Шумлянский , из минских архимандритов. Обучался в Виленском университете; по назначении в епископы управлял Минским, Пустынским и Онуфриевским монастырями. (Арх. сборн., VI 97). Умер в 1715 году. 9) Михаил Гратус-Тарновский , родом, белорус, обучался в Бромбергской коллегии; с 1711 г. архиепископ, из настоятелей Полоцкого Борисоглебского монастыря. Умер в апреле 1718 года. 10) Лаврентий, князь Друцкой-Соколинский , из гродненских архимандритов, с 11 ноября 1718 г. Родился в Полоцком воеводстве от родителей римско-католического исповедания; обучался в Риме, где получил степень доктора богословия и там же рукоположен в пресвитера; после того был аудитором Полоцкой епархии при архиепископе Пашкевиче; с 1710 г. вступил в управление Гродненской архимандрией, но жил чаще в имениях своих, в Белоруссии, нежели в монастыре, а в Гродне держал викария. После посвящения в епископа, он хотел удержать за собой и Гродненскую архимандрию, но митрополит Кишка не дозволил этого. 1160 В епархии его находилось около 20 приходов в Мстиславском воеводстве. Желая увеличить свою паству, Соколинский нападал на православные церкви «яко тать» и сопротивляющихся насильственному обращению в унию подвергал разным истязаниям, так что русский комиссар Рудаковский предлагал схватить этого фанатика и отправить в Россию. 1161 Умер в 1726 году. 11) Антонин Томилович , родом из Луцка, обучался в Бромбергской коллегии; после разных послушаний, был протоархимандритом базилианского ордена; в сентябре 1736 г., имея около 60-ти лет от роду, из онуфриевских архимандритов, посвящен митрополитом Афанасием Шептицким в архиепископы смоленские. Игнатий Кульчинский говорит, что, по возвращении из Рима, где он исправлял должность генерального прокурора, он получил привиллегию на смоленскую архиепископию, но уступил ее Антонию Томиловичу, который, взамен сего, уступил ему свою привиллегию на Гродненскую архимандрию. 1162 Томилович умер 1745 года. После Томиловича, в 1746 г. назначен был на смоленскую кафедру Иасон Смогоржевский, но отказался от этого назначения. С 1749 г. управлял смоленскою архиепископией, с званием номината, протоархимандрит Поликарп Мигуневич, но посвящен не был. Умер в 1753 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Вятская. Благовещенский-Сарапульский 30), Верхочепецкий-Крестовоздвиженский 111), Знаменский-Мариинский-Яранский 206), Казанский-Богородицкий-Елабужский 233), Крестовоздвиженский – Богоявленский Слободской 265), Спасский-Чепочкин-Уржумский 476), Троицкий-Истобенский 512). Гродненская. Благовещенский-Супрасльский 43), Богоявленский-Тороканский 77), Борисоглебский-Коложанский-Городенский 82), Бытенский 90), Николаевский-Бельский 308), Рождество-Богородичный-Гродненский 414), Симеоновский-Берестейский 429), Троицкий-Дрогичинский 503), Успенский-Жировицкий 544), Успенский-Заблудовский 545). Донского Войска. Вознесенский-Кременский 124), Ефремовский-Старо- черкасский 190), Иерусалимский-Александро-Невский-Таганрогский 216), Пре- ображенский-Спасский-Устьмедведицкий 395), Троицкий-Мигулинский 515). Екатеринославская. Иосифовский-Марьевский 227), Пустынно-Николаевский-Сергиева-Самарский 400), Троицкий-Самарский-Кохановский 521). Енисейская. Знаменский-Коноваловский 197), Успенский-Красноярский 532). Забайкальская. Богородицкая-Читинская 52), Посольский-Спасо-Преображенский 383), Троицкий-Селенгинский 504), Успенский-Нерчинский 547), Чикойский-Иоанно-Предтечев 571). Иркутская. Вознесенский – Иркутский 123), Знаменский – Иркутский 198), Нило-Столбенская-Туранская 338), Троицкий-Устькиренский 525). Казанская. Благовещенский-Чебоксарский 31), Богородице-Сергиевский-Царевококшайский 51), Богородицкий-Казанский 55), Богоявленский-Чебок- сарский 68), Зилантов-Успенский 195), Михаило-Архангельский-Юнгинский 297), Спасо-Преображенская-Геронтиева-Владимирская 459), Тихвинский-Богородицкий-Цивильский 486), Троицкая-Лаишевская 497), Троицкий-Чере- мисский-Козьмодемьянский 526), Успенский-Болгарский 543), Феодоровский- Троицкий-Казанский 555), Чистопольский-Успенский 572). Калужская. Афанасиевский-Лихвинский 20), Благовещенская-Медынская 28), Иоанно-Предтечевский-Оптинский 218), Казанская – Шамординская 228), Казанская-Боголюбивая-Петропавловская 229), Лаврентиев-Вознесенский-Рождественский 274), Черноостровский-Николаевский-Малоярославецкий 568), Шаровкин-Успенский 576).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Память о святом мученике с тех пор сохраняется в народной памяти. Вскоре после кончины было написано сказание о гибели его и сложено церковное песнопение в его честь; существует также тропарь и кондак, написанные архимандритом Маркианом 30 августа 1819 года. Когда было установлено официальное празднованне — неизвестно, однако Афанасий Брестский именуется преподобным мучеником, причисленным к лику киевских святых, еще в «Истории об унии» святителя Георгия Конисского. 8 ноября 1815 года при пожаре в Симеоновской церкви расплавилась медная рака с мощами святого Афанасия, и уже на следующий день священник Самуил Лисовский нашел частицы мощей мученика и положил их на оловянном блюде под алтарем монастырской трапезной церкви. В 1823 году при принятии церковного имущества новым настоятелем Автономом подлинность их была засвидетельствована присяжными показаниями семи брестских жителей, присутствовавших при собирании частиц мощей после пожара. Вскоре Минский архиепископ Антоний по просьбе Автонома распорядился «положить мощи в ковчег и хранить оные в церкви с благоприличием». 20 сентября 1893 года был возведен храм во имя святого преподобномученика Афанасия Брестского в Гродненском Борисоглебском монастыре, а осенью следующего года частица его святых мощей была перенесена в Леснинский женский монастырь. Господь прославил многочисленными чудотворениями останки Своего угодника. В ноябре 1856 года помещик Поливанов, возвращавшийся из-за границы, был вынужден остановиться в Бресте по причине неожиданной болезни своего десятилетнего сына. Когда мальчик был уже при смерти, отец просил священника принести ковчежец с мощами преподобного Афанасия. Когда умирающий ребенок прикоснулся к святым мощам — он полностью исцелился. Тогда же святыня была положена в позолоченную раку, а в 1894 году над ней была изготовлена сень с изображением святого Афанасия. Еще одно чудо — исцеление смертельно больного протоиерея Василия Соловьевича — произошло 14 мая 1860 года. Духовный подвиг угодника Божия засвидетельствован в надписи над его гробом:

http://pravicon.com/info-1841

Совр. этап вновь образованной Г. и В. е. характеризуется открытием новых приходов, возвращением верующим храмов, их восстановлением и строительством новых (деревянная ц. ап. Иоанна Богослова в дер. Демброво, 1993; каменные церкви: равпоап. кнг. Ольги в Гродно, 1995; в честь Собора Белорусских святых в дер. Верейки, 1995; иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Мосты, 1997). Лит.: Кудряшев В. И. Гродно. М., 1960; Чантурия В. А. История архитектуры Белоруссии. Минск, 19772; он же. Архитектурные памятники Гродно. Минск, 1983; Гродно. Минск, 1987; Трацевский В. В. Церкви-крепости в Сынковичах и Малом Можейкове: Ист.-архит. очерк. Минск, 1989; Кушнеревич А. Н. Культовое зодчество Белоруссии XIV-XVI вв.: Ист. и архит.-археол. исслед.: АКД. Л., 1990; Слюнченко В. Г. Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно: Ист.-архит. очерк. Минск, 1992; Гордеев Ю. Ю. Гродно в XVIII в. (специфика ист.-архит. развития)//Наш радаводер. Гродно, 2001. С. 403-407; Kyлarih А. М. Праваслауныя храмы на Бeлapyci: Энцыкл. дabeдhik. Mihck, 2001; Слюнькова И. Н. Мон-ри вост. и зап. традиций: Наследие архитектуры Беларуси. М., 2002. . Е. Э. Спрингис Памятники изобразительного искусства Древние памятники Гродно с напольными плиточными орнаментами (Пречистенская, Нижняя церкви) и майоликовый декор стен Борисоглебской (Коложской) ц. напоминают узорочье московских церквей XVII в. и свидетельствуют о высоком уровне монументально-декоративного искусства. Существование в XII в. церковной живописи подтверждают росписи Борисоглебской (Коложской) ц., известные по рисункам сер. XIX в. В. В. Грязнова; металлические пластины алтарной преграды с образами Федота (?), Павла и Симеона из раскопок Нижней церкви; медальон с изображением вмч. Димитрия Солунского из раскопок на Замковой горе в Волковыске в р-не каменного храма XII в. В XII-XIII вв. Городно был связан с Волынью, и можно предположить наличие общих черт в искусстве этих центров. Т. н. эпоха крепостей XIII-XV вв. была временем неблагоприятным для развития церковного искусства.

http://pravenc.ru/text/168161.html

В этот же период была сооружена 6-столпная Пречистенская ц. на Подоле в Городно (с 1635 храм базилианского мон-ря, с 1843 правосл. (см. ст. Гродненский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь ); сохр. фундамент); строительство 6-столпного храма в Волковыске предположительно остановилось на уровне фундамента. «Подол» в Гродно. Гравюра М. Зандта. Сер. XVI в. (РНБ) «Подол» в Гродно. Гравюра М. Зандта. Сер. XVI в. (РНБ) Отличительной особенностью местной архитектурной школы стало «украшение фасадов зданий разноцветными камнями-вставками и майоликовыми плитками (Нижняя и Коложская церкви)» (Белорус. археология. С. 102). Городенская школа зодчих была синтезом волынской (строительные традиции) и полоцкой (архитектурные формы и производство кирпича) школ ( Раппопорт П, А. Зодчество XII в. на территории Белоруссии//Древнерус. гос-во и славяне: Мат-лы симп. Минск, 1983. С. 116-118; ср.: Чернявский И. М. Пречистенская церковь XII в.//Там же. С. 119-121). В сер. XIII в. Городно вошел в состав Великого княжества Литовского. О строительстве каменных храмов в этот период сведений не обнаружено. В кон. XIV в. вел. кн. Литовский Витовт заменил деревянную крепость города каменной и построил в готическом стиле новый княжеский дворец (Старый, или Верхний, замок), а невдалеке от ворот крепости - т. н. Нижний замок, также обнесенный каменными стенами. В зап. части Старого замка, на месте Нижней церкви, в кон. XIII - нач. XIV в. была сооружена небольшая т. н. Верхняя церковь (Воскресенская) (открыта археологами в 1933, перенесена в отдельный павильон Гродненского историко-архитектурного музея; сохр. вост. половина фундамента, часть юж. стены с юго-зап. углом, основания 2 столбов и часть их кладки). Техника кладки Верхней церкви близка к технике кладки Нижней и Борисоглебской (Коложской) церквей, что свидетельствует о ее принадлежности гродненской школе зодчества. План аналогичен древнерус. одноапсидным храмам: квадратная в плане постройка (8,9 ´ 8,9 м) со срезанными углами, ориентированная по оси Нижней церкви, с полукруглой апсидой, равной по ширине основному объему, с входом с зап. стороны, возможно, со сводчатым перекрытием; в проеме апсиды располагались 2 крестообразных в плане столба со срезанными углами.

http://pravenc.ru/text/168161.html

Очерки истории правосл. Церкви на Гродненщине. Гродно, 2000. Ч. 1; 2005. Ч. 2; он же. Гродненский правосл. некрополь: С древнейших времен до нач. XX в. Гродно, 2001; он же. «…Не потерять связующую нить»: История Гродненщины 19-20 ст. в событиях и лицах. Гродно, 2003; Carahobiч Г. Hямeцki naдapoжhik Смуэль Kixeль пра Горадню Стэфана Баторага//Спадчына. 2002. 2/3; Слюнькова И. Н. Мон-ри вост. и зап. традиций: Наследие архитектуры Беларуси. М., 2002 (по указ.); Сталюнас Д. Границы в пограничье: Белорусы и этнолингвистическая политика Российской империи на зап. окраинах в период Великих реформ//Ab Imperio. 2003. 1. С. 261-292; Страчаная спадчына/Уклад. Т. В. Габрусь. Mihck, 2003. С. 314-328. А. В. Кузьмин, Л. Е. Кулаженко Памятники церковной архитектуры Майоликовый декор на фасаде Борисоглебской (Коложской) ц. Фотография. 2006 г. Майоликовый декор на фасаде Борисоглебской (Коложской) ц. Фотография. 2006 г. На территории Городно, являвшегося в XII - 1-й пол. XIII в. центром удельного княжества, сохраняются древнейшие памятники этого региона. Археологические раскопки на Замковой горе (1932-1933, 1937-1939 - польск. ученые Ю. Йодковский, Я. Войцеховский, З. Дурчевский; 1949 - Н. Н. Воронин) выявили существование здесь в кон. XI в. деревянной крепости. Во 2-й пол. XII в. на правом высоком берегу р. Неман, напротив Замковой горы, была сооружена Борисоглебская (Коложская) ц. (80-е гг. XII в.; сохр. не полностью: глава утрачена до XVIII в.; юж. и часть зап. стены, юж. апсида - во 2-й пол. XIX в.) (см. ст. Гродненский Коложский во имя мучеников Бориса и Глеба мужской монастырь ). В кон. XII в. на Замковой горе была построена каменная, т. н. Нижняя церковь (сохр. части стен высотой до 3,5 м и столбов, фрагменты конструкций и декора). Церковь представляла собой прямоугольную в плане постройку (16,8 ´ 11,6 м), со скошенными углами, ориентированную по оси «восток-запад», с 6 столбами, 4 из к-рых со срезанными углами поддерживали купол, смещенный к западу, а 2, вероятно, являлись продолжением внутренних стен, разделявших апсиды и имевших арочные проемы. Из 3 апсид храма конструктивно была выделена лишь центральная, боковые имели ниши в вост. стенах. Предполагается, что у храма было позакомарное покрытие. Входы располагались с зап., сев. и юж. сторон; входные проемы и окна имели арочные завершения. В юго-зап. углу сохранился фрагмент витой лестницы, ведшей на хоры. Стены были сложены из плинфы сплошной порядовой кладкой с включением валунов и кувшинов-голосников. Фасады, а также внутренние стены были разделены лопатками, отвечавшими расстановке столбов в интерьере; по углам лопатки отсутствовали. Храм был декорирован майоликовыми вставками в форме креста и розеток коричневого и зеленого цветов. Сохранившийся пол выложен диагональными рядами майоликовых плиток зеленого, желтого и коричневого цвета; в подкупольном пространстве рисунок пола представляет собой 5 орнаментированных кругов, вписанных в равноконечный крест.

http://pravenc.ru/text/168161.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010