В период оккупации ряд священнослужителей пострадали как от нем. властей, так и от советских партизан. В 1943 г. в застенках гестапо принял мученическую кончину клирик Спасо-Преображенского собора в Слониме свящ. Василий Малишевский. В этом же году в концентрационном лагере в Колдычеве под Барановичами был замучен со своей супругой настоятель храма Рождества Пресв. Богородицы в с. Ятра свящ. Борис Кирик. Отец Борис и его супруга были убиты за оказание помощи партизанам. В 1942 г. в праздник Воздвижения Креста Господня был убит партизанами настоятель Петропавловской ц. в с. Валевка Новогрудского р-на свящ. Антоний Калиновский. Батюшку расстреляли за то, что в проповеди он обличил партизан за мародерство и грабеж местных жителей. В 1944 г. бойцами польск. Армии Крайовой был убит настоятель Александро-Невской ц. в дер. Крево прот. Михаил Левончук вместе с дочерью и племянницей. Причиной расправы стало выступление священника в защиту Православия, против «ополячивания» правосл. белорусов. После окончания Великой Отечественной войны территория Новогрудской епархии входила в состав Гродненской епархии (упразднена в 1952), затем Минской епархии. В 1954 г. на территории Дятловского, Кореличского, Новогрудского и Слонимского районов насчитывалось 47 церквей, служение совершал 31 священник. В 1957 г. имелось 77 церквей, служили 43 священника. Согласно отчетам уполномоченных Совета по делам РПЦ по Гродненской обл., в Слонимском и Дятловском районах совершалось большое количество таинств Крещения и Брака. Так, во всех храмах Гродненской обл. в 1958-1959 гг. было совершено 1551 крещение, из них 753 крещения (48%) отмечено в храмах на территории Слонимского и Дятловского районов. Из 330 таинств Брака по области 155 (46%) было совершено в храмах Слонимского и Дятловского районов. В 1959 г. в ходе нового этапа гонений на Церковь началось массовое закрытие храмов. В 1961 г. на территории Дятловского, Кореличского, Новогрудского и Слонимского районов действовали 49 церквей, служили 40 священников и 2 диакона. В Слониме был взорван величественный Спасо-Преображенский собор, в Сморгони разрушен Спасо-Преображенский храм, обращена в склад Воскресенская ц. в Ошмянах, переоборудован под архив Борисоглебский собор в Новогрудке. К 1 янв. 1965 г. на территории названных районов, составлявших Новогрудское благочиние Минской епархии, действовали 33 храма. Прихожане ц. прор. Илии в дер. Суринке Слонимского р-на на протяжении 28 лет боролись за сохранение храма. Власти сняли настоятеля прихода с регистрации, закрыли церковь и пытались превратить ее в склад. Однако жители Суринки стояли на защите своей святыни. До открытия храма в 1988 г. суринцы оберегали его и даже сумели отремонтировать. В 1991 г. на территории 4 районов, ныне образующих Н. и С. е., действовали 24 храма, совершали служение 26 священников.

http://pravenc.ru/text/2577813.html

Во время Великой Отечественной войны территория епархии с городами Гродно, Волковыск и Белосток была присоединена нем. оккупационными властями к Вост. Пруссии. В 1941 г. архиеп. Пантелеимон назначил управляющим приходами на этой территории Брестского еп. Венедикта, жившего в Жировицком мон-ре. По благословению еп. Венедикта в Гродно и Жировичах открылись курсы по подготовке кандидатов в священнослужители. 6 окт. 1941 г. еп. Венедикт вместе с архиеп. Пантелеимоном принял условия Генерального комиссариата Белоруссии о подготовке к учреждению автокефальной Церкви. 3 марта 1942 г. на Соборе белорус. епископов было решено учредить 6 епархий, среди них - Гродненскую и Белостокскую во главе с архиеп. Венедиктом (Бобковским), вошедшим в Синод Белорусской правосл. Церкви. Архиеп. Венедикт не присутствовал на Всебелорусском Соборе 30 авг. 1942 г., где был утвержден статут Белорусской правосл. автокефальной Церкви, и не прислал от епархии делегатов. В 1942-1944 гг. Гродненская епархия включала 15 благочиннических округов: Белостокский, Бельский, Великоберестовицкий, Верховичский, Волковысский, Гайновский, Гродненский, Зельвенский, Каменецкий, Остринский, Пружанский, Росский, Семятичский, Сокольский, на данной территории действовало 166 приходов. В первых числах июля 1944 г. в кафедральный Покровский собор Гродно были перенесены мощи мч. младенца Гавриила . В годы войны духовенство и паства епархии терпели притеснение с неск. сторон: от нем. оккупантов, от советских партизан и от солдат польск. Армии Крайовой. Деструктивной была также позиция по отношению к правосл. Церкви созданной в окт. 1943 г. марионеточной Белорусской центральной рады. 7 июля 1944 г., незадолго до вступления Красной Армии в Зап. Белоруссию, архиеп. Венедикт вместе с др. иерархами эмигрировал. С 1944 г., после восстановления в Белоруссии советской власти, репрессии против духовенства и церковных активистов со стороны властей приобрели массовый характер. 5 янв. 1946 г. в Гродно прибыл хиротонисанный в Москве 30 дек. 1945 г. еп. Варсонофий (Гриневич) . Архиерей организовал в Гродно богословско-пастырские курсы, в 1947 г. в Жировичах открылась Минская ДС. В 1946 г. в Гродненской епархии действовало 73 прихода, объединенные в 9 благочиний, и 2 мон-ря: Жировицкий с 28 монашествующими и гродненский Рождества Пресв. Богородицы с 65 насельницами. Несмотря на то что в кон. 40-х гг. возобновилось богослужение в ряде правосл. храмов, власти запрещали крестные ходы, экспроприировалось церковное имущество, была закрыта гродненская Борисоглебская ц., в 1948 г. переданная местному историко-археологическому музею.

http://pravenc.ru/text/168161.html

Грамотой от 13 июля 1546 года Сигизмунд II Август велел не чинить " кривд и втисков " братии, ибо " это монастырь... наш господарский " . Тем не менее, к 1550-1560-м годам в обители не осталось насельников. Новый ктитор Семён Волович убеждал короля: это произошло из-за того, что " монахи при избрании себе настоятеля пришли в раздор и разошлись в разные стороны " . Чтобы в опустевшем монастыре не прекратились богослужения, Волович пригласил сюда белого священника для совершения литургии. Под властью светских лиц Борисоглебская обитель находилась до 1591 года, когда гродненский подскарбий Богдан Годкинский принял монашество с именем Климент и возобновил здесь архимандритию. Монастырь тогда находился в жутком запустении, его стены, согласно документальным свидетельствам, " обвалились и ошарпаны так, что не только самому архимандриту, но и учителям, причетникам и слугам церковным при церкви Божией жить негде " . После принятия большинством западно-русских епископов Брестской унии, в 1596 году монастырь стал объёктом споров между православными и униатами. Митрополит Пётр (Могила) выступал с инициативой учреждения в Гродненском монастыре " резиденции или самого православного Киевского митрополита или его коадъютора для управления неуниатскими церквами и духовенством " . Универсалом короля Владислава IV Вазы от 14 марта 1633 года Гродненский монастырь получил статус резиденции Западнорусской митрополии, однако передача монастыря Киевскому митрополиту не состоялась в результате обмена... на киевский Выдубицкий монастырь. Дипломом короля Владислава на сейме Речи Посполитой 1635 года Гродненский монастырь был окончательно подчинён униатской иерархии (униаты уступили православным Выдубицкий монастырь). На протяжении второй половины XVII и в XVIII веке Борисоглебский монастырь продолжал бедствовать. Досталось обители во время русско-польской войны 1654-1667 годов. Коложская церковь с обвалившимися сводами представляла собой печальное зрелище. В 1795 году, после третьего раздела Речи Посполитой, Гродно вошёл в состав Российской империи.

http://sobory.ru/article/?object=03898

В 1911 году вместо старой часовни был построен новый деревянный храм. В 1961 церковь была закрыта, утварь и чудотворная икона вывезены. В 1988 году храм был возращен верующим, а в 2003 обретена Сукневичская икона Божией Матери и возвращена в церковь. В этом же году храм был капитально отремонтирован и обложен кирпичом. Адрес: 231001, Гродненская обл., Сморгонский р-н, д. Сукневичи Телефон: +375 (1592) 2-21-51 Борисоглебский храм (Гродно) [ править править код ] Борисоглебский храм (Гродно), XII век Свято-Борисо-Глебская (Коложская) церковь - единственнный сохранившийся в г.Гродно храм XII века. Храм одноименен городенским удельным князьям Борису и Глебу. По всей видимости, инициаторами его строительства могли быть или они сами, или их отец - Всеволод (Всеволодко) Давидович, правнук киевского князя Ярослава Мудрого. Коложская церковь - замечательный образец древнерусского зодчества и подтверждает существование на Гродненщине самостоятельной архитектурно-художественной школы. Здание относится к шестистолпным трехапсидным храмам крестовокупольной системы. Его стены сравнительно тонки, опорные столбы имеют круглое сечение, благодаря чему внутреннее пространство храма кажется просторным при незначительных размерах его плана. Уменьшение сечений несущих конструкций стало возможным благодаря использованию в сводах и верхних частях стен керамических горшков-голосников. Кладка стен церкви выполнена из тонкого плитнякового кирпича-плинфы. Для архитектурных деталей использован различный фасонный кирпич. Адрес: 230029 г. Гродно, ул. Коложа, 8 Телефон: +375 152 77 07 63 Собор Всех Белорусских Святых (Гродно) [ править править код ] Храм Собора Всех Белорусских Святых, Гродно Собор Всех Белорусских Святых (Гродно). В 1994 г. в городе Гродно по благословению Высокопреосвещеннейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого была зарегистрирована община в честь «Собора Всех Белорусских Святых». Местом строительства храма был выбран микрорайон Вишневец, ведь именно здесь во время Великой Отечественной войны, сначала в 1941, а затем в 1943 гг., прошли страшные бои, унесшие тысячи человеческих жизней. В декабре 1998 г. указом Преосвященнейшего Артемия, епископа Гродненского и Волковысского духовное пастырство над церковной общиной с последующим строительством храма было поручено священнику Свято-Покровского Кафедрального собора иерею Анатолию Ненартовичу. Одними из инициаторов строительства и первыми жертвователями стали гродненские предприниматели Валентин Дуботовка и Виктор Колацкий. В 1999 г. в день Собора Всех Белорусских Святых, после Божественной Литургии в Свято-Борисо-Глебской Коложской церкви, духовенство и миряне на своих руках пронесли через весь город деревянный крест в форме Креста преподобной Евфросинии Полоцкой, который и установили на месте будущего строительства храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Гродненская_об...

Что касается монастырей Литовской епархии, то оставление их заштатными или с недостаточными окладами будет равносильно закрытию оных. Потому для поддержания монастырей, которые признано будет нужным сохранить в той епархии, необходимо ввести некоторые из них в первый и второй класс, несмотря на то, что они были бы в третьем классе по другим епархиям. При сем не излишне обратить внимание на монахов воссоединённых. Они привыкли к хорошему столу, и с воссоединением лишились почти совершенно всяких доходов от богослужения. Потому для них будет весьма тягостно содержаться из 50 руб. серебром, положенных для иноков третьеклассных и заштатных монастырей. Чтобы не заставлять воссоединённых иноков сожалеть о прежнем их Униатском положении, было бы полезно оказать милость тем из них, которые останутся в третьеклассных монастырях или заштатных, прибавкой им лично по 25 руб. серебром. Прибавка эта могла бы производиться на счёт штатных вакансий по монастырям. Впрочем, прибавка сия нужна будет только там, где монастыри не имеют достаточных сверхштатных средств содержания. Пожайский монастырь имеет уже особый штат, и оный, кажется, не для чего отменять. Положение сей обители совершенно особенное – и польза её должна относиться более к общим видам государственным и церковным, нежели епархиальной надобности. Из бывших Униатских монастырей с 1828 г. упразднено более нежели две трети, так что ныне воссоединённых мужских монастырей по Литовской епархии имеется только шесть, именно: 1) Виленский Свято-Троицкий, 2) Бытенский Свято-Троицкий, 3) Тороканский Свято-Троицкий, 4) Супрасльский Благовещенский, 5) Гродненский Борисоглебский, 6) Борунский Покровскй. Древлеправославных монастырей находится по епархии Литовской три, то есть: 1) Виленский Святодухов, 2) Пожайский Успенский и 3) Сурдецкий Святодухов. Женских монастырей в Литовской епархии только два, оба воссоединённые, то есть Гродненский и Волнянский. Все сии монастыри, за исключением Гродненского и Сурдецкого, имеют отличнейшие церкви и монастырские здания, которые не следует оставлять; Гродненский же монастырь нужен для губернского города, да притом имеет древнюю замечательную церковь и чудотворную икону Божией Матери, а Сурдецкий, уцелевший в Православии среди Самогиции, имеет тоже чудотворную икону, на поклонение коей в особенности путешествуют Православные из Риги. Кроме того, число сие монастырей вовсе не будет излишним для Литовской епархии, так как она простирается на две губернии и одну область.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Я получил отношение ваше, чтобы для приведения воинских чинов лейб-гвардии Московского и Павловского полков к присяге на верноподданство вступившему на Всероссийский престол Его Императорскому Величеству Государю Императору Александру Николаевичу , – командирован был священник в город Троки, и чтобы о том же предписано было священнику города Свенцян. Священник города Свенцян состоит ныне в отлучке. По тому для помянутой выше надобности командируются мною от Виленского кафедрального собора: в город Свенцяны протоиерей Игнатии Немшевич, а в город Троки священник Антонии Пщолко. Им вместе с сим предписано отправиться без замедления по назначению, явясь предварительно к вашему превосходительству для получения подорожных, а также прогонных и суточных денег. Уведомляя о сём вас, милостивый государь, имею честь быть. Липовецкого уезда 3 части благочинному священнику Каллистрату Терешкевичу, в местечко Илинцы, от 1 марта за 512, о действиях и поступках священника Иоанна Семашко Напрасно вы, отец благочинный, пишете ко мне о священнике Иоанне Семашко. Его действия и поступки вовсе ко мне не относятся. На то есть местные духовные и гражданские власти. Литовской консистории, от 5 мая за 1023, об отпуске 2000 руб. на исправление зданий упразднённого монастыря бернардинок для помещения Гродненского Православного Борисоглебского монастыря На указе Святейшего Синода, от 27 апреля за 4418, которым, вследствие отношения его высокопреосвященства к исправляющему должность обер-прокурора Святейшего Синода, за 392, определяете отпустить из общего капитала воссоединённого духовенства 2.000 руб. сер. на исправление хозяйственным образом зданий упразднённого монастыря бернардинок, для помещения в оных Гродненского Православного Борисоглебского монастыря, с тем, чтобы предназначенные исправления произведены были под руководством и наблюдением епархиального архитектора, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Передаётся в консисторию для надлежащих исполнительных распоряжений, вместе с копией упомянутого здесь отношения моего, за 392. Литовской консистории (секретно), от 24 июня за 1528, о наставлениях по случаю государственного ополчения

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В сем же году производилось дело о приобретении в Гродно дома для второго викария Литовской епархии. Рекомендовали дома князя Четвертинского и графа Валицкого. Приобретён впоследствии дом Валицкого. Происходила также большая переписка о приобретении помещения для Гродненского Борисоглебского монастыря. Требован был прежде кармелитский монастырь, после заштатный доминиканский; впоследствии же получен упразднённый монастырь бернардинок. Перестроен Ковенский Александро-Невский собор, с новым иконостасом, писанным академиком Хруцким. Была большая переписка с соображениями и планами о помещении в огромном миссионерском монастыре уездных училищ, женского монастыря и училища для девиц духовного звания. Обстоятельства впоследствии изменились, и, после сильной борьбы, потребности эти удовлетворились, слава Богу, гораздо удобнейшим образом. Но я обещал быть кратким. Приложу только, для образца бывшей постоянной борьбы, хотя четыре отношения мои к генерал-губернатору, от 11, 12, 13 и 14 марта – приложения 59, 60, 61. Но об этой борьбе лучше прочесть письмо моё графу Протасову от 17 марта, приложение в тетради, под Стоит также прочесть в той же тетради письма мои к нему же, графу Протасову, от 2 января, 1 марта и 15 декабря. Они восполняют этот год некоторыми обстоятельствами – в них решилось увольнение на покой преосвященного Минского Антония и замещение его преосвященным Михаилом, моим викарием. В апреле сего же 1847 года возведён я всемилостивейше в звание члена Святейшего Синода. В той же тетради письмо моё к графу Протасову от 12 апреля. Следует 1848 год На него пришлось несколько важных происшествий. С перемещением на Минскую кафедру преосвященного Михаила, возведён в сан Брестского епископа, викарий Литовской епархии, архимандрит Гродненского Борисоглебского монастыря Игнатий, с назначением ему местожительства в Гродно. Я посвятил его в епископы в 20 день мая. О том есть письма мои к графу Протасову, в тетради под от 8 и 29 января, а также от 23 мая. В сем году совершил я в первый раз в Вильно торжественное богослужение, положенное в неделю Православия. Я его откладывал в первые два года и, наконец, решился по зрелом размышлении. О том стоит прочесть письмо моё к графу Протасову от 29 февраля, в тетради под а также слово печатное, в этот день произнесённое мною. Празднество удалось превосходно – для него вызывал я обоих викариев. С того времени богослужение это совершается в Вильно ежегодно.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Л. Е. Кулаженко Коложская ц. во имя св. мучеников Бориса и Глеба была построена в 80-х гг. XII в. на правом берегу р. Неман. Представляла собой прямоугольную в плане (13×25 м) крестово-купольную 3-апсидную постройку с 6 круглыми в плане столбами. Предполагается, что храм был увенчан 1 куполом над средокрестием, имел позакомарное покрытие, 3 входа - с зап., сев. и юж. сторон; зап. пара столбов поддерживала хоры, куда вела лестница в юго-зап. углу храма. Внутри сев. и юж. стен боковых апсид вверху располагались лестницы на балконы, вероятно имевшие оборонное значение и соединявшиеся с хорами (хоры и сев. балкон реконструированы). Археологические исследования 80-х гг. ХХ в. выявили существование боковых галерей. Церковь сложена из плинфы с включением некрупных валунов и большого количества кувшинов-голосников в интерьере. Фасады храма разделены на прясла лопатками, отвечающими расстановке столбов в интерьере, имеющими сложный 3-ступенчатый профиль; сев.-зап. угол фасада отмечен более простыми лопатками с двойным уступом. Первоначальные окна не сохранились; следы разновременных оконных проемов заметны на апсидах сев. стены. Фасады декорированы каменными вставками и майоликовыми плитками бирюзово-зеленого, желтого, лилового, коричневого тонов, выложенными в форме крестов. Проект реставрации Борисоглебской (Коложской) ц. Архит. П. П. Покрышкин. 10-е гг. ХХ в. (Архив ЛОИА) Проект реставрации Борисоглебской (Коложской) ц. Архит. П. П. Покрышкин. 10-е гг. ХХ в. (Архив ЛОИА) В интерьере сохранившиеся сев. и часть зап. стены оформлены рядом ниш, расположенных как на плоскости пилястр, так и в простенках между ними; ниши находятся вверху внутренних стен центральной апсиды. Раскопки 1935 г. (Ю. Йодковский) открыли синтрон в центральной апсиде. Полы Борисоглебской, как и Нижней церкви в Гродно, были выложены майоликовыми плитками (не сохр., обнаружены поливные плитки желтого, коричневого, белого, черного цветов, неполивные красные плитки). Церковь неоднократно обновлялась: в 1500-1513 гг., после разрушения во время войны вел. кн. Московского Иоанна III с польск. кор. Александром (в сев. стене было устроено окно; храм украсили росписи, фрагменты к-рых сохранились в нишах сев. стены и известны по рисункам худож. В. В. Грязнова, 60-е гг. XIX в.); в кон. XVII в. церковь «вновь была возобновлена, хотя и не вполне». В нач. XVIII в. не имела покрытия, но «только 4 стены».

http://pravenc.ru/text/168167.html

Гродно. Борисоглебский монастырь. Бывший монастырь бернардинок /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Год утраты:Не установлен. Адрес: Гродно, Мостовая улица, 35. Координаты: 53.675482, 23.827382 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Точное время возникновения монастыря при Коложском Борисоглебском храме неизвестно. Предполагается, что православный монастырь основан при церкви в 1480 году, а архимандрия учреждена с 1500 года. В 1635 году на сейме православный монастырь на Коложе был отдан униатам, а в 1697 году передан виленским базилианам и их братству. В 1701-1709 годах положение монастыря настолько плачевным, что для покупки хлеба братии приходилось закладывать церковную утварь. Церковь и монастырь неоднократно разорялись и восстанавливались. Настоящим бедствием для Коложи стал Неман, чьи воды постоянно подмывали песчаную гору, на которой стояла церковь. С 1738 года сохранилась подробная опись базилианского монастыря на Коложе, составленная Игнатием Кульчинским, в котором имеются данные о том, что берег Немана подошел вплотную к храму и нуждается в укреплении. Принимаемые меры не давали результатов. Когда у противоположного берега лесопромышленник для нужд своего предприятия устроил плотину, русло Немана изменилось, и его воды устремились в сторону Коложи. В 1839 году Коложский монастырь был вновь преобразован в православный, а в 1842 году возведен в степень 2-го класса. 20 сентября 1893 года был возведен храм во имя святого преподобномученика Афанасия Брестского. Храмы: Афанасия Брестского; Бориса и Глеба. В советское время монастырь был закрыт. Борисоглебский храм был возвращен Церкви в 1991 году и в настоящее время является приходским. Коложский храм во имя святых страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба в Гродно (Гродненская епархия). Этот храм также известен многим под названием Коложский. Он строился как монастырский, что и объясняет ее отдаленное расположение от города на незаселенной площадке урочища Коложань (название " коложань, коложень " обозначает место, где бьют многочисленные родники), которое почиталось окрестными язычниками.

http://sobory.ru/article/?object=36049

388 Три весьма древние – Туровский Борисоглебский, Новогродский Лаврашевский, Гродненский Борисоглебский. Затем Минский Вознесенский, с 1490 г., Слуцкий Троицкий, прежде 1489 г. (Акт. Зап. Рос., 1. 94. Ист. Акт. 1, 525), Слуцкий Ильинский прежде 1515 г., Кобринский Спасский прежде 1512 г. (Акт. Зап. Рос. Т. 2. 79.). В 16 веке устроены Николаевский на р. Морочь, существовавший уже в 1539 г. (Библ. Обществ. Ист. 27.), Грозовский Богословский 1585 г., Грозовский Николаевский, Друйский Благовещенский, Новодворский, Купятицкий, Пинский Лещ. Пинский св. Варвары девичий прежде 1580 г., Браславский на оз. Неспише прежде 1581 г. Ист. Иерархии о многих зап. монаст. ничего не знает. См. Вилен. грам. 2, 124. Грамоты в Ист. унии стр. 70. 94. 99. 113, 114. 129. 165. 190. 195. 199. 202. 217. 219. 268. 286. 299. 311. 422. Ист. Акт. 1. 525. Акт. Зап. Рос. Т. 3. 118. 129. 389 Самые древние – Аврамиев, Смядынь Борисоглебский. Смоленские общежительные Троицкий и Спасский прежде 1506 г. (Акт. Зап. Рос. 1, 370), Св. Духа прежде 1509 г. (Акт. Ист. 1, 525.), Св. Арханг. Михаила прежде 1486 г. (Акт. Зап. Рос. 1. 84.), Колочский с 1415 г. Черенский Троицкий, основанный еп. Мисаилом ок. 1470 г. (Акт. Зап. Рос. Т. 3. 101). Рославский Спасский прежде 1560 г., Смоленский Николаевский прежде 1609 г. (Акт. Ист. 1, 518. 174. 293. Ист. Иер.) 390 Грамотой 20 янв. 1582 г. отданы были иезуитам в Полоцке православные полоцкие монастыри: «св. Спаса на р. Полоте, св. Иоанна Предтечи на острове р. Двины под замком (основанный кн. Андреем Ольгердовичем †1399 г. Акт. Зап. Рос. Т. 1, 27.), св. Михаила Городецкий (основанный прежде 1509 г. Акт. Ист. 1, 525.), св. Петра в полоцком замке (основанный Кн. Михаилом †1385 г. Акт. Зап. Рос. 1, 27.); мон. Воскресения Господа нашего, в замке, иначе называвшийся Мотенецким, мон. Козмы и Дамиана, мон. св. Николая на Лучне (основ. еп. Симеоном в 13 в.) См. грамоту у Стебельского Zyw. ss. Evphros. и Par. 2. 158. Акт. Зап. Рос. Т. 3. 137, 143. Эти монастыри упоминаются и в жалобе полочан 1544 г. (Акт. Зап. Рос. Т. 2. 234.), из которой видно, что Предтечевым, Михайловским и Воскресенским заведовали архимандриты; Петровым и Никольским – игумены. Далее известны Витебские монастыри: Предтечев девичий прежде 1553 г. (Акт. Зап. Рос. 3. 12), Марков и Невельский Троицкий 16 века. Онуфриев общежительный в 15 вер. от Мстиславля основ. кн. Симеоном Лугвенем (†1399 г.), Мстиславский пустынный св. Богородицы прежде 1499 г. (Акт. Зап. Рос. 1. 43. 82. 177. 215. 217. стр. 570. «Владыце Полоцкому того игумена Пустынскаго не судити». Слч. Ист. Акт. 5, 368, Ист. Унии 165. 166. 190. 216. 328. 334. 350. 423). Мстиславский Николаевский нагорный прежде 1507 г. Могилевский Спасский прежде 1578 г. (Акт. Зап. Рос. 3. 94. 88. 152).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010