Борисо-Глебская церковь в Гродно Расположенный на высоком берегу реки Неман, Борисоглебский храм в Гродно является одним из пяти сохранившихся архитектурных памятников домонгольского периода в Белоруссии. Он несет черты яркого самобытного стиля, процветавшего когда-то в зодчестве грозного Гродненского княжества. На именитой Волынской земле от величественных храмов, дворцов и крепостей той эпохи осталось мало памятников. Церковь Бориса и Глеба, одна из немногих православных святынь XII в., возвращает нас в то героическое время. Она сохранилась в первоначальном виде лишь частично, но ее историко-культурная ценность чрезвычайно высока. Вместе с комплексом памятников Замковой горы она входит в состав историко-архитектурного заповедника города. О времени строительства церкви существует множество версий, но наиболее правдоподобной считается возведение ее в период удельного княжения князей Бориса (ум. в 1142 г.) и Глеба (ум. в 1170 г.) Всеволодовичей. Она была освящена в честь их небесных покровителей, первых русских святых страстотерпцев Бориса и Глеба. По археологическим датировкам выступает еще одна дата строительства – 1180 г. После пожара 1184 г., уничтожившего соборную церковь града, Борисоглебский храм становится главным. Эти события так упоминаются в «Ипатьевской летописи»: «Городен погоре весь и церковь каменна от блистаниия молний и шибения грома…» Церковь получила в XV в. свое второе наименование, «Коложская», за проживание в этом районе жителей из городка Коложа, которых поселил здесь литовский князь Витовт. При походе на Псков (конец XIV в.,) он захватил этот пограничный город и увел всех жителей в свою новую столицу Гродно. Памятник православного зодчества, возведенный мастером Петром Миланегой, Коложская церковь является шестистолпным, трехапсидным храмом крестово-купольной системы. Специалисты считают, что использованная техника кладки храма ближе всего подходит к зодчеству Волыни того времени. Он воздвигнут из плинфы, с толстыми швами цемента, в состав которого входили: известь, крупный песок, уголь и битый кирпич.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

На отношении г. обер-прокурора Святейшего Синода, от 30 июня за 4204, о полученном им уведомлении от г. министра государственных имуществ, что Виленской и Гродненской палатам предложено войти немедленно в соображение о способе удовлетворения ходатайства его высокопреосвященства на счёт наделения Виленского и Гродненского архиепископских домов землями, угодьями и лесами в увеличенной 150 десятинной пропорции, а также мельницами и рыбными ловлями, – и, избрав свободные земли и другие статьи в казённых имениях, проекты о наделе оными помянутых архиерейских домов внести на утверждение в министерство, – и что проект надела угодьями Ковенского архиерейского дома уже на месте составлен и находится в рассмотрении министерства, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: В настоящий день передан мною в консисторию указ Святейшего Синода по настоящему предмету, от 30 января сего года за 321, а также список с рапорта моего по сему указу от 5 марта. За сим предлагаю консистории: копию с того указа и моего рапорта препроводить к преосвященным Игнатию и Филарету, а также в контору Виленского архиерейского дома и Святодухова монастыря, а затем войти в надлежащие сношения о наделении упоминаемых здесь трёх архиерейских домов и одного монастыря следующими для них по закону землями, лесом, мельницами и рыбными ловлями. Викарному епископу, Игнатию, от 17 июля за 2368, с требованием мнения: удобны ли здания заштатного в Гродно монастыря бернардинок с церковью для помещения тамошнего Борисоглебского монастыря и духовных училищ На отношении Виленского военного губернатора, от 14 июля за 6596, при котором, прилагая на трёх листах планы заштатного в Гродно монастыря бернардинок, с его костёлом и строениями, просит уведомления, не признается ли удобным обратить здания сии на устройство Борисоглебской Церкви и самого её монастыря, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Это дело началось после предварительных словесных объяснений. Уведомьте меня, преосвященный Игнатий, в возможной скорости, находите ли вы упоминаемый здесь монастырь бернардинок с церковью соответственными для помещения там нашего Борисоглебского монастыря и духовных училищ? Судя по простору и вместительности, как видно по планам, оный совершенно достаточен. Но мне неизвестно, в каком он состоянии и где именно находится, вблизи ли архиерейского дома и нашего собора, или же в местности неудобной для сообщения. Обратите на это внимание, и обо всём меня уведомьте. Три плана монастыря бернардинок, при сём препровождаемые, возвратите мне при вашем ответе. Разумеется, возвратите мне и настоящее отношение Ильи Гавриловича. Литовской консистории, от 21 июля за 2418, касательно недостаточного знания молитв на славянском языке воспитанниками Виленской гимназии, Остробрамского и Заречного приходских училищ, и о неаккуратном посещении ими церквей в праздничные дни

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 13 марта за 835, с мнением о помещении в Гродно одного из викариев Литовской епархии По обязанностям служения и по заведённому уже порядку, местопребыванием архиереев должны быть губернские города. По сему, с самого переведения в Вильно Литовского епархиального начальства, старался я приобрести в губернском городе Гродно нужное помещение для переведения туда из Жировиц и одного из викариев Литовской епархии епископа Брестского. Прежде всего имел я в виду упразднённый тамошний кармелитский монастырь, но он оказался необходимым для военного ведомства. После обращался я об уступке на этот предмет Гродненского заштатного бернардинского монастыря; но таковая уступка признана министерством внутренних дел невозможною, как вашему сиятельству известно. Наконец, положил я приобрести частный дом в Гродно помещика Валицкого. Этот дом каменный, состоит в самом лучшем местоположении, и по своей вместительности достаточен не только для викарного, но и для епархиального архиерея с полным штатом. Граф Валицкий подал уже было объявление о продаже оного духовному ведомству за 17.000 рублей серебром: но вскоре отказался от сей сделки, по особому влиянию местных гражданских начальств, чтобы сохранить для палаты государственных имуществ арендуемое оною до того в сём доме помещение. К сожалению, Гродненский Борисоглебский второклассный монастырь на Кодоже в самом скудном положении. Он ветхий, деревянный и недостаточен для удобного помещения даже штатного числа монашествующих; монастырская же церковь запечатана, по угрожающему ей разрушению от обвала возвышенного берега реки Немана, на котором она стоит, и укрепление которого стоило бы дороже, нежели постройка новой церкви. В таких обстоятельствах, я признал лучшим построить в Гродно, вместо прежнего деревянного, новый каменный Борисоглебский монастырь, с каменною же церковью и с помещением в нём для викарного, а впоследствии, даст Бог, епархиального преосвященного, и положил испросить на сие разрешение начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Коложская икона Божией Матери. Литография из кн.: Белоруссия и Литва: Историч. судьбы Сев.-Зап. края. СПб., 1890 Коложская икона Божией Матери. Литография из кн.: Белоруссия и Литва: Историч. судьбы Сев.-Зап. края. СПб., 1890 Свидетельства чудес от К. и. фиксируются достаточно поздно в летописи Борисоглебского мон-ря. На летопись ссылается еп. Иосиф, приводя рассказ исцелившегося в 1889 г. от болезни ног жителя Гродненской губ. ( Иосиф (Соколов). 1899. С. 28-30). Существовала традиция чтения перед К. и. канона и Акафиста Божией Матери на пятничном вечернем богослужении. Сведений о существовании в ранний период определенного дня чествования иконы нет. 28 апр. 1908 г. состоялось собрание духовенства Гродно по вопросу об установлении дня празднования К. и. На заседании было признано «желательным и необходимым установить торжество это навсегда и совершение такового приурочить ко дню 11 мая с тем, чтобы совершалось оно в первое воскресенье после 11 мая, если последнее число не будет падать на воскресный день» (Вестник. 1908. С. 221); источник даты 9 июля, указанной в кн.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. 1892. С. 324 (в кн.: Поселянин. Богоматерь. С. 454 - 8 июля), неясен, ее возникновение, возможно, связано с созвучием названий К. и. и Колочской иконы Божией Матери, празднуемой в этот день. Был определен порядок чествования иконы, утвержденный резолюцией Михаила (Ермакова), еп. Гродненского и Брестского. Накануне торжества К. и. во время всенощной (на литии) переносили из Борисоглебского монастыря в Софийский кафедральный собор Гродно. На следующий день к началу литургии к кафедральному собору прибывали крестные ходы из ближайших приходов (Вертелишки, Поречье, Пригодичи, Житомля, Деречинок, Индура, Лаша, Кузница и Новый Двор). По окончании литургии крестный ход шел от кафедрального собора к древней Коложской церкви, где служили молебен Пресв. Богородице (Вестник. 1908. С. 221). В 1914 г., в начале первой мировой войны, приграничный Гродно готовился к отражению натиска врага, но сил для обороны не хватало.

http://pravenc.ru/text/1841772.html

Новогрудок. Собор Бориса и Глеба. Собор. Действует.   Престолы: Бориса и Глеба Год постройки:Между 1519 и 1630. Адрес: Республика Беларусь, Гродненская область, Новогрудский район, г. Новогрудок, ул. Почтовая, д. 10 Координаты: 53.600171, 25.823938 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Борисоглебская церковь относится к храмам, приспособленным к оборо­не (1519 г.). В первой половине XVII в. она была реконструирована, достроена с западной стороны и получила иной облик. В архитектуре церкви много готических элементов: звездчатые своды на нервюрах, контрфорсы, стрельчатые проемы, декоративные пояса, стрельчатые арочки и т. д. Интересно отметить, что отдельные черты архитектуры церкви присущи и архитектуре бернардинского костела в Вильнюсе (1525-1594 гг.). http://globus.tut.by/novogrudok/ Собор святых благоверных князей Бориса и Глеба в г. Новогрудке. Построен на месте древнего храма XII века, фрагменты фундамента которого сохранились до наших дней. Древний храм XII века с 1317 года был кафедральным собором Литовско-Новаградской митрополии и при нем существовал мужской монастырь. В 1451 году храм посетил святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси (+1461). В 1517-1519 годах на месте старого был построен новый кирпичный храм в виде корабля на средства гетмана Великого Княжества Литовского князя Константина Острожского и митрополита Литовского Иосифа (Солтана). Храм перестраивался и реконструировался в XVII, XVIII веках, в 1873-1875 и 1923-1924 годах. Со второй половины XVIII века по 1915 год в храме находилась перенесенная из замковой Свято-Успенской церкви г. Новогрудка местночтимая Замковая икона Божией Матери. В период гонений, в 1961 году, храм был закрыт, и в нем разместили госархив. В 1996 году на праздник Рождества Христова собор был возвращен Православной Церкви. В нескольких метрах от старинной торговой площади находится самый древний каменный храм Новогрудка - Борисоглебская церковь, основанная во второй половине XII века. В начале это было четырёхстолпное, трёхапсидное строение, вскоре обнесённое галереей. Пол в церкви был выложен из тонких (около 2 см) керамических плиток разной формы, а стены украшали фрески. Археологи считают, что первоначально храм находился на торговой площади, куда сходились все основные новогрудские улицы. Но город расширялся, места для торговли не хватало. В конце XV века образовалась более широкая площадь, находящаяся на том месте, где и сейчас. С 1317 года был кафедральным собором Литовско-Новогрудской митрополии, при нём существовал мужской монастырь. Известно, что в 1451 году церковь Бориса и Глеба посетил святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси.

http://sobory.ru/article/?object=09620

В 1961-1962 года здесь работала археологическая экспедиция под руководством М. К. Каргера. Произведены раскопки вокруг существующего здания Борисоглебской церкви, выстроенной в начале XVI века. В ходе этих исследований выяснилось, что современный Борисоглебский собор, построен на месте древнего храма XII века, фрагменты фундамента которого были обнаружены под алтарём во время проводимых раскопок. В 1961-1995 годах храм был закрыт, в здании размещался филиал государственного архива Гродненской области. Православной общине Борисоглебский храм был передан 7 января 1996 года. Вновь была проведена реставрация здания и храм был восстановлен в таком виде, каким был в XVII веке. Последняя же реставрация была осуществлена в 2010 году, в результате которой добавлены такие распространённые в русской православной архитектуре элементы, как шатры, кокошники и купола-луковицы. А теперь стоит обратить внимание на архитектуру Борисоглебской церкви. В плане храм очень напоминает ранние католические храмы Великого княжества Литовского (например, Троицкий костёл в Ишкольде, что находится по сей день неподалёку от Барановичей), но в исполнении готических элементов, а в оформлении фасада чувствуется мощное влияние православно-византийского влияния. Снаружи стены основного объёма и углы апсиды укреплены контрфорсами, но не ступенчатыми или прямоугольными в плане, как в готических костёлах, а более утончёнными, многогранными, одинакового сечения по всей высоте, завершающиеся многоскатными навершиями. Кроме гранёных контрфорсов, на боковых фасадах присутствуют плоские лопатки, возможно, это стёсанные поздние контрфорсы. На южном фасаде сделан дополнительный вход в виде полуциркульной арки. Своеобразный декоративный мотив создаёт аркатура из вертикальных кирпичных тяг, завершённых стрельчатыми арочками. Верхнюю часть фасада здания опоясывают ажурные кружева из трёх ярусов переплетённых стрельчатых арочек. Поток вертикалей аркатуры, граней контрфорсов, больших стрельчатых окон создаёт неповторимый облик этого выдающегося памятника белорусской готики. Внутренний основной объём (23,5 х 16 м, пролёт около 14 м) разделён четырьмя столпами и системой подпружных арок на девять равновысоких травей, перекрытых звёздными нервюрными сводами. При перестройке храма в популярном тогда псевдорусском стиле, был разобран свод над центральным нефом и над ним возведён световой деревянный барабан. К западному фасаду пристроили притвор, а двухстороннюю крышу заменили на четырёхстороннюю. В 1923-1924 годах обновили свод центрального нефа.

http://sobory.ru/article/?object=09620

Борисо-Глебский храм прославился чудотворной иконой «Коложской Богоматери». В летописи Борисо-Глебского мужского монастыря имеются сообщения о чудесных исцелениях. А накануне революции 1917 г. образ был перевезен в Россию, после чего следы его безнадежно потерялись. Уже много лет Гродненская епархия православной церкви и городские власти занимаются поисками древней иконы, но найти ее пока не удалось. В настоящее время в церкви находятся три копии чудотворной иконы: вышитая икона, представляющая неточный список с иконы Одигитрии, привезенной в 1495 г. в Вильну дочерью великого князя Иоанна III, Еленою; икона Богоматери, выполненная минским иконописцем; список древней иконы, выполненный по историческим описаниям в мастерской Московской патриархии в точном соответствии с размерами оригинала. http://piligrim.by/content/view/438/581/ В живописном месте на берегу р. Неман в г. Гродно расположена церковь периода Древней Руси. Это Борисоглебская или, как её ещё называют, Коложская церковь, датируемая XII веком. Вместе с комплексом памятников Замковой горы Борисоглебская церковь объявлена историко-архитектурным заповедником, включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Строение относят к древнерусской архитектуре, романскому стилю. Коложская церковь — единственный сохранившийся (в искажённом виде) памятник чёрнорусского зодчества. По плану Коложа – шестистолпный, трехапсидный храм с пространством перед алтарем. Стены сделаны из плоского кирпича. Во время кладки кирпичей использовали дополнительно глыбы из гранита и необычных камней, которые были срезаны и отполированы с внешней стороны, встроены в стены кресты, сделанные из плоских камней с нанесенной на них разноцветной эмалью. Еще одна уникальная особенность – керамические сосуды-голосники, встроенные в своды стен и выходящие наружу горлышками, поэтому в храме всегда отличная акустика. http://www.guidebook.by/architecture/ Точное время возникновения монастыря при Коложском Борисоглебском храме неизвестно. Предполагается, что православный монастырь основан при церкви в 1480 году, а архимандрия учреждена с 1500 года. В 1635 году на сейме православный монастырь на Коложе был отдан униатам, а в 1697 году передан виленским базилианам и их братству. В 1701-1709 годах положение монастыря настолько плачевным, что для покупки хлеба братии приходилось закладывать церковную утварь.

http://sobory.ru/article/?object=03898

Архитектор Фёдор Михайлович Вержбицкий (1846 — 6 марта 1919, Петроград) русский архитектор. Образование получил в Петербургском строительном училище, после чего работал в различных государственных учреждениях, включая Техническо-строительный комитет Министерства внутренних дел. Основной вклад Вержбицкого в русскую архитектуру - проект типовой воинской церкви (военного храма), утверждённый в 1901 году. Такие храмы строились из кирпича в русском стиле. Типовой проект предполагал прямоугольную форму и две главы. Меньшая с луковичным куполом располагалась над алтарём. Более высокая - над входом в церковь и служила колокольней. С боков располагались дополнительные выходы. Площадь здания, высота глав и форма архитектурных элементов могли варьироваться. По этому проекту (с вариациямия) на территории Российской империи было построено 66 храмов. Список храмов, которые построил Фёдор Михайлович Вержбицкий (или с его участием) Алтайский край Церковь Николая Чудотворца Барнаул, город, Барнаул Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (автор образцового проекта), И.Ф. Носович (строительный надзор) Год постройки: Между 1904 и 1906 Архитектурный стиль: Русский стиль Беларусь, Гродненская область Церковь Александра Невского при бывшем 118-м Шуйском пехотном полку Слонимский район, Слоним Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (образцовый проект) Год постройки: 1910 Архитектурный стиль: Русский стиль Воронежская область Церковь Пантелеимона Целителя при Военно-воздушной академии имени Жуковского и Гагарина Воронеж, город, Воронеж Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (образцовый проект) Год постройки: 1910 Архитектурный стиль: Русский стиль Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Поворинский район, Самодуровка Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (образцовый проект) Год постройки: Между 1905 и 1915 Архитектурный стиль: Русский стиль Церковь Серафима Саровского при бывшем 6-м запасном кавалерийском полку Борисоглебск, город, Борисоглебск Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (образцовый проект) Год постройки: 1907 Архитектурный стиль: Русский стиль

http://sobory.ru/architect/fmverzhbitski...

Графу Протасову, 29 января 1848 года 300 (конфиденциально). Вследствие отношения Вашего Сиятельства, от 22 сего января, долгом считаю уведомить, что, по моему мнению, из воссоединённого духовенства три только теперь есть возможных кандидата к архиерейскому сану: ректор Виленских училищ настоятель Березвецкого монастыря благочинный архимандрит Михаил Шелепин, настоятель Гродненского монастыря благочинный архимандрит Игнатий Желязовский и ректор Полоцкой семинарии архимандрит Филарет Малишевский. Первый из них, к сожалению, весьма слаб силами и ненадёжен здоровьем, а потому, сколько мне давно известно, решительно не желает архиерейского сана. Из двух последних преимущество должно бы, по моему мнению, остаться за архимандритом Игнатием Желязовским, как по старшинству лет, так и по заслугам. Кроме того, Желязовского можно непосредственно назначить в Гродно, оставив за ним управляемый им теперь Борисоглебский монастырь, к тесному помещению коего он уже привык; да и по знанию местных обстоятельств и по прочим качествам, он был бы на сем месте полезнее других. Послужные списки означенных духовных есть в синодальной канцелярии. Консистории Литовской, 22 февраля 1848 года 573. Девять уже минуло лет как совершилось столь мирно, столь единодушно, благое дело воссоединения Униатов к Православной Церкви. Многие из виновников сего дела кончили уже земное поприще и, наверно, получили венец доброго подвига. Все мы за ними последуем скорее или позже; и мало ли из нас желали бы приблизить это время, чтобы стать уже пред судом единого праведного и нелицеприятного Судии. Это время придёт. Но неужели мы ничем не обязаны памяти добрых подвижников оных и в сей временной жизни? Неужели не обязаны мы сохранять память их подвига, в назидание и ободрение усердных сынов Православной Церкви? Руководимый сими чувствами, в духовном моём завещании, между другими вкладами и назначениями, завещал я шестою статьёй особую сумму: на молитвы и поминовение о всех подвизавшихся в благом деле воссоединения Униатов с Православною Церковью. Для сего избран мною Виленский Святодухов монастырь, столь твёрдо устоявший в Православии. Избрана мною церковь , где покоятся нетленные мощи первых христианских мучеников в Литве, Антония, Иоанна и Евстафия, и где завещал я похоронить бренное тело моё. Избрана суббота первой недели Четыредесятницы, когда церковь приносит преимущественно молитвы за усопших. Избрано мною предпразднество недели Православия, в которую состоялся толь знаменательно акт о воссоединении Униатов к Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Святейшему Правительствующему Синоду от 20 мая за 1656, с донесением о посвящении Гродненского архимандрита Игнатия в епископский сан . Во исполнение указа Святейшего Синода, от 20 минувшего апреля за 3278, архимандрита Гродненского Борисоглебская монастыря Игнатия, за прибытием в Вильно преосвященных архиепископа Антония и епископа Платона, после наречения, совершившегося во вчерашний 19-й день мая, посвящён мною в сан епископский по чиноположению и с подобающим приличием в нынешний 20-й день мая в Виленском кафедральном Николаевскому соборе, и затем введён он в обязанности викария Литовской епархии и сделаны мною распоряжения о воспоминании имени его при священнодействии, где и как следует. Донося о сём Святейшему Правительствующему Синоду, долгом поставляю приложить при сём: 1) Высочайший указ Его Императорского Величества о назначении во епископа архимандрита Игнатия и его ответствие с надлежащими надписаниями; 2) один экземпляр архиерейской присяги, тоже с надлежащими подписями (другой такой же экземпляр передан посвящённому); 3) 1 рубль 50 копеек серебром, следующие типографии за означенные экземпляры. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 31 мая за 1751, о возобновлении сношений на счёт передачи Гродненского бернардинского монастыря в Православное духовное ведомство Вследствие требования вашего сиятельства, в отношении моём, от 13 марта сего года за 835, изложил я своё мнение на счета помещения в городе Гродно нового викария Литовской епархии преосвященного Игнатия. Из него видно, что Гродненский Борисоглебский монастырь тесный, ветхий, деревянный, а каменная церковь оного запечатана, и что для будущей потребности необходимо или строить новый каменный монастырь вместе с архиерейским домом, или обратиться вновь к Римско-католическому начальству об уступке Православному ведомству заштатного в городе Гродно бернардинского монастыря. Преосвященный Игнатий, возвращаясь ныне в Гродно, по необходимости будет жить в прежних своих кельях, а помещение свиты обеспечит или наймом или какою либо деревянного пристройкой. Засим покорнейше прошу ваше сиятельство, не благоугодно ли будет возобновить сношение с министерством внутренних дел об уступке в городе Гродно Православному духовенству заштатного бернардинского монастыря с церковью; а в противном случае, разрешить меня на составление и представление планов и смет на постройку нового Борисоглебского монастыря с церковью и архиерейским помещением. Викарному епископу Игнатию, от 21 июня за 1981, с поручением ему осмотреть церкви Брестского уезда, а также находящиеся по пути туда от Гродно

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010